СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Хадисы

Чистота – половина веры в свете хадиса Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)

Опубликовано

Как передано от Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари (радыяллаху анху), Посланник Аллаха Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

“Ат-тухур (чистота) — половина Имана; слова «Аль-хамду ли-Ллях» заполняют весы; слова «Субхана-Ллахи ва ль-хамду ли-Лляхи» заполняют (пространство) между небесами и землей. Намаз — это сияние. Садака — подтверждение. Терпение — это свет. Коран — доказательство за или против тебя. Каждый отправляется утром продавать свою жизнь, (свой нафс), и либо освобождает, либо губит её” (Муслим, “Тахара”, 1).

وعن أبي مَالِكٍ الْحَارِثِ بْنِ عَاصِم الأشْعريِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم : « الطُّهُورُ شَطْرُ الإِيمَان ، وَالْحَمْدُ للَّه تَمْلأَ الْميزانَ وسُبْحَانَ الله والحَمْدُ للَّه تَمْلآنِ أَوْ تَمْلأ مَا بَيْنَ السَّموَات وَالأَرْضِ وَالصَّلاَةِ نورٌ ، والصَّدَقَةُ بُرْهَانٌ ، وَالصَّبْرُ ضِيَاءٌ ، والْقُرْآنُ حُجَّةٌ لَكَ أَوْ عَلَيْكَ . كُلُّ النَّاسِ يَغْدُوا، فَبَائِعٌ نَفْسَهُ فمُعْتِقُها ، أَوْ مُوبِقُهَا» رواه مسلم

РАВИ – передатчик хадиса

Абу Малик Харис ибн Асым аль-Аш’ари (радыяллаху анху).
Передатчик нашего хадиса сподвижник Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Малик Харис ибн Асым аль-Аш’ари (радыяллаху анху) известный под куньей Абу Малик. Принимал участие в битве при Ухуде, за что удостоился молитвы Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Передал 27 хадисов. Абу Малик скончался во время правления второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба (радыяллаху анху) от чумы.
Да будет доволен им Аллах.

 

ШАРХ – объяснение хадиса

Вместо слова «ат-тухур», с которого начинается хадис, переведенного выше как «чистота», в других риваятах (передачах) встречается слово «аль-вуду». Это означает, что здесь имеется в виду чистота ритуальная (шар’и), после совершенного омовения.

 

Подобно тому, как принятие Ислама очищает новообращенного мусульманина от всех грехов, совершенных до Ислама, вуду (малое омовение) очищает человека от малых грехов. Поэтому, с точки зрения очищения от грехов, омовение подобно половине имана – веры.

 

Иман, Таухид – Единобожие очищает душу человека от грязи. Состояние вуду — это отражение чистоты духовной на теле. Мумин должен быть чист как душой, так и телом. Существует мнение, что если здесь слово «Иман», как в 143 аяте суры «аль-Бакара», имеет значение «намаз», то в хадисе речь идет об омовении, которое является обязательным условием (шарт) намаза. То есть выражение «чистота — половина веры» можно также понимать и как «омовение — половина намаза».

Иман — это вера, которая после утверждения в сердце, должна проявляться в поклонении телом. Намаз — выражение такого поклонения, условием которого является омовение. В этом смысле чистота, вуду, или малое омовение считается «половиной Имана». Разумеется, что такое толкование хадиса не означает, что «саваб (вознаграждение) за омовение подобно половине саваба за Иман». Также это не является доказательством ошибочного мнения, что деяния – ‘амаль являются частью Имана.

 

Аль-Хамду ли-Ллях означает восхваление Аллаха достойными Его хвалениями. Согласно Исламу, каждое благое дело будет вознаграждено, и все деяния будут взвешены. Восхваление Аллаху, слова «Аль-хамду ли-Ллях» будут щедро вознаграждены так, что заполнят собой весы (мизан) в Судный День. Эти слова, несмотря на краткость, будучи проявлением Единобожия, истинной веры и знания своего Создателя несут в себе огромную ценность.

 

Субхана-Ллах — это слова превозношения Аллаха над всем, что Его недостойно. Слова «аль-хамду ли-Ллях», и слова «субхана-Ллах», произнесенные вместе, являются выражением Таухида, Единобожия. Эти слова – слова признания Величия и Единственности Создателя Вселенной, поэтому и награда за них заполняет пространство между небесами и землей. В хадисе эти выражения приведены для того, чтобы показать, сколь много могут приобрести верующие, произнося слова «аль-хамду ли-Ллях» и «субхана-Ллах». Эти слова надо повторять как можно чаще, осознавая их смысл.

 

Намаз — подобен лучу света, освещающему дорогу в ночи. Этот свет зажигается верой. У мумина, соблюдающего нормы Ислама, следы Имана, его сияние видны на лице. Человек, совершающий омовение перед намазом, смывает с себя усталость и грязь дня, очищается физически и духовно. Свет (нур), который он приобретает с каждым намазом, помогает ему различать добро и зло, халяль (дозволенное) и харам (запрещенное). Таким образом мусульманин приобретет счастье в обоих мирах и окажется в числе тех, о которых сказано в Коране:

يَوْمَ تَرَى الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ يَسْعَى نُورُهُم بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِم

“В тот день ты увидишь верующих мужчин и женщин, перед которыми и справа от них изливается свет… “(57/12)

 

Садака — подтверждение человеком своей веры. В данном случае слово «садака» означает как обязательный закят, так и добровольные милостыни и пожертвования. Материальная и моральная поддержка ближнего, сострадание и милосердие являются плодами Имана. Жадность, грубость и бессердечность — от отсутствия или слабости веры. В Коране сказано:

أَرَأَيْتَ الَّذِي يُكَذِّبُ بِالدِّينِ فَذَلِكَ الَّذِي يَدُعُّ الْيَتِيمَ وَلَا يَحُضُّ عَلَى طَعَامِ الْمِسْكِينِ

“Видел ли ты того, кто ложью считает религию? Ведь он тот, кто гонит сироту жестоко, и не призывает накормить бедняков” (107/1-3)

 

Садака служит утверждением Имана и высоких ценностей Ислама. В Судный День, когда будет спрошено у верующего о его имуществе и о том, как он его потратил, он покажет на садака, которое раздал.

Сабр (терпение) в этом хадисе Посланник Аллаха, (салляллаху алейхи ва саллям), характеризует, как сияние (дыя) — свет, излучаемый непосредственно самим источником, в то время как нур — это свет отраженный. Подтверждение тому находим в Коране:

هُوَ الَّذِي جَعَلَ الشَّمْسَ ضِيَاء وَالْقَمَرَ نُوراً

“Он (Аллах), который сделал солнце светом (дыя), а луну сиянием (нуром, отроженным светом)” (10/5).

 

Это говорит о том, что на пути к счастью в обоих мирах сияет сабр мумина (веруещего). С одной стороны, благодаря сабру, мумин воздерживается от запретных ложных ценностей, будучи способным, разглядеть за их внешней привлекательностью источник бед, с другой стороны, в выполнении приказов и терпеливом преодолении трудностей на праведном пути он приобретает спокойствие, что, в конечном итоге, делает его счастливым. Мумин обретает силу воли (для преодоления невзгод), а также умение проявлять терпение, выносливость и стойкость. Ученые дали такое определение сабру: «держать человеческие чувства в рамках Шариата и разума». В аятах и хадисах слово «сабр» используется в нескольких значениях:

– терпение в совершении поклонения (‘ибада) в отказе от запретного,

– терпение в горе,

– терпение притеснении,

– терпение в да’вате – призыве к добру и удержании от зла,

– терпение на поле битвы и в противостоянии неверующим.

 

Поистине, каждый из этих видов терпения — это «дыя», свет и источник великой силы.

 

Некоторые могут подумать, что сабр — это смирение перед несправедливостью и непротивление ей. Напротив, сабр — это основной источник внутренней энергии мумина. Сабр — значит быть выносливым и стойким. Поэтому Всевышний Аллах приказывает верующим, дабы обрести спасение, победить врагов в состязании терпением. Ведь именно мумину в трудностях терпение должно быть ближе других, только тогда проявится истина: «Помощь Аллаха с терпеливыми».

 

Сабр — основной капитал мусульманина. Его можно назвать также потенциальной силой. Тот, кто ждет помощи со стороны, не всегда может ее дождаться. Однако, если мумин сможет вытерпеть и выстоять самостоятельно, то преодолеет самые большие трудности и достигнет самых высоких целей. Важно постоянно помнить, что сабр — это свет, и видеть перед собой его свет. Лучшая помощь мусульманину — это призыв к терпению. В суре «аль-Аср» сказано о том, что спасутся те, кто призывал друг друга к терпению.

Итак, сабр — дыя (свет), а намаз — нур (сияние). Проявлять сабр необходимо на протяжении всей жизни в самых различных ситуациях. Говорят: «Нет проблемы, которую не разрешили бы время и терпение». Поэтому на пути к Истине важно быть настойчивым и идти до конца, не сдаваться перед трудностями.

 

Священный Коран — это путеводитель по Истинному пути и главный источник исламского знания. Люди ответственны за то, чтобы уверовать в Божественное Писание и соблюдать е го законы. Коран — это доказательство в пользу того, кто сказал «верую» и соблюдал его законы, и доказательство против того, кто был далек от Слова Аллаха. Коран разъяснил нам основы бытия и не оставил места для отговорок. Когда верующие обращаются к Корану для разрешения противоречий и споров, Священная Книга выступает мерилом истины между ними.

Каждый отправляется утром продавать свою жизнь, (свой нафс), чтобы купить себе взамен что-то для мирской жизни (дунья) или для последней жизни (ахира). Тот, кто смог в течение дня удержаться в рамках разрешенного, выгодно провел свой день, а тот, кто был невнимателен к «правилам» и стремился достичь цели любой ценой, сделал шаг к своему разорению и погибели. Чтобы быть достойным мусульманином, суметь удержаться в границах дозволенного, каждый свой день следует начинать с намерения оказаться в числе тех, о ком сказано в Коране:

إِنَّ اللّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الجَنَّةَ

“Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им Рай “ (9/111).

 

Категории, перечисленные в этом хадисе, на первый взгляд могут показаться не связанными, друг с другом, но на самом деле они тесно переплетены между собой и являются единым целым. Есть близкая связь между омовением и намазом, словами «аль-хамду ли-Ллях» Иманом и Кораном, садака и «куплей-продажей», — все это можно соотнести с сабром – терпением. Хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ставит нам в пример модель мусульманина, который стоек в своей вере, поклонении (‘ибада), зикре (поминании Аллаха), садака и «праведной торговле».

 

ДУРУС – уроки из хадиса.

1. Терпение в жизни мусульманина играет важную роль. Терпение — внутренний источник энергии и света для верующего.

2. Терпение — залог успеха: «Помощь Аллаха с терпеливыми».

3. Терпеть — не значит отступать, напротив, проявлять стойкость.

4. Омовение, зикр, намаз, садака, Коран – это ценности, каждая из которых занимает свое место в жизни мусульманина и играет в ней важную роль.

5. Повседневная жизнь подобна купле-продаже. Мусульманину следует стремиться занять достойное место на этом «рынке жизни».

Абдуррауф Забиров

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хадисы

Изменить порицаемое

Мусульмане никогда не должны закрывать глаза на любое зло

Опубликовано

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيّ رضي الله عنه قَالَ سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ» .

رَوَاهُ مُسْلِمٌ [رقم:49].

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет(и этого), то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».
(Муслим 49).

В этом хадисе сообщается, что мусульмане никогда не должны закрывать глаза на любое зло. Если мусульманин видит заблуждение или грех, он должен исправить это своей рукой, если может сделать это. Если не может рукой, должен исправить словами, Если не может и этого, то должен не одобрять в сердце. Человек, который не может ничего сделать против зла и грехов, по крайней мере, должен быть хозяином своего сердца. Проявляя недовольство в сердце, он должен оберегать себя от того, чтобы со временем, привыкнув к греху, начать считать это нормальным. Одновременно, совершая сердцем ду’а Аллаху, человек должен  стараться уничтожить зло. Это состояние – самая слабая степень веры. Если человек не делает и этого, он подвергает опасности свою веру (иман). Его сердце уподобляется сердцу грешника.

В священном хадисе говорится:

«У каждого пророка, который был ниспослан до меня, были апостолы и товарищи из его общины. Они действовали по сунне этого пророка, выполняли его повеления. А после пришли такие поколения, которые говорили о том, чего сами не делали, и не выполняли того, что было им приказано. Кто противостоит этой группировке своими руками, тот верующий (му’мин). Кто высказывает словами, тот тоже верующий. Кто выражает противостояние сердцем, тот тоже верующий. А у остальных нет в сердце веры даже с горчичное зернышко». 
(Муслим, Иман, 80).

Очень важно, какое состояние господствует в сердце, когда оно встречается со злом. Чтобы подчеркнуть это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда на земле совершается зло, если человек, ставший свидетелем этого (если он не в силах что-либо сделать), не одобрит его словами и сердцем, он спасется от вреда, как будто не видел этого зла. Если человек, не ставший свидетелем этого зла, услышав о нем, одобрит его, он понесет ущерб, словно видел совершение этого зла». 
(Абу Дауд, Малахим, 17/4345).

Существует и еще один хадис на эту тему.

«Аллах внушил одному из Своих ангелов:

– Опрокинь такой-то город на его обитателей.

Ангел сказал:

– Там есть один Твой раб, он не проявлял Тебе непокорность даже ни на миг.

Всевышний Аллах велел:

– Опрокинь город и на него, и на других. Потому что (видя дурные поступки других обитателей города) он не изменялся в лице ни на миг (он не питал ненависти к ним ради Аллаха)». 
(Хайсами, VII, 270).

Абдуррауф Забиров

Продолжение

Хадисы

ИСТИННОЕ ТЕРПЕНИЕ, В СВЕТЕ ХАДИСА ПРОРОКА

Опубликовано

Анас бин Малик (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проходил мимо женщины, плакавшей над могилой. Он обратился к ней: – Бойся Аллаха и терпи! Не узнав Пророка, женщина вскрикнула: -Оставь меня, тебя не постигло то, что постигло меня! А когда ей сказали, что это был Пророк, она бросилась к его дверям, и, не встретив привратников, повинилась ему: – Я Вас не узнала! – (Истинное) терпение в потрясении первом! — ответил он». (Бухари, «Джанаиз»,32, 43; «Ахкям», 11; Муслим, «Джанаиз», 14-15; Абу Давуд, «Джанаиз», 23; Тирмизи, «Джанаиз» 13; Насаи, «Джанаиз», 22).








وَعَنْ أَنَسٍ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم بِامْرَأَةٍ تَبْكِي عِنْدَ قَبْرٍ فَقَال : «اتَّقِي الله وَاصْبِرِي » فَقَالَتْ : إِلَيْكَ عَنِّي ، فَإِنِّكَ لَمْ تُصَبْ بمُصِيبتى، وَلَمْ تعْرفْهُ ، فَقيلَ لَها : إِنَّه النَّبِيُّ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم ، فَأَتتْ بَابَ النَّبِّي صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم ، فلَمْ تَجِد عِنْدَهُ بَوَّابينَ ، فَقالتْ : لَمْ أَعْرِفْكَ ، فقالَ : « إِنَّما الصَّبْرُ عِنْدَ الصَّدْمَةِ الأولَى » متفقٌ عليه.  وفي رواية لمُسْلمٍ :  تَبْكِي عَلَى صَبيٍّ لَهَا





Передатчик хадиса


АНАС ИБН МАЛИК (ум. 90/709) – сподвижник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Его мать Умм Суляйм рано приняла Ислам, что привело к ссоре с мужем и его отъезду в Сирию, где он через некоторое время умер. После смерти мужа Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху, который к тому времени тоже принял Ислам. К моменту хиджры Пророка Мухаммада Анасу было всего 10 лет. По просьбе Умм Суляйм Пророк принял Анаса в свой дом в качестве прислуги. Он относился к Анасу как к сыну, а тот аккуратно исполнял все поручения Пророка и учился у него основам религии. Малолетний Анас ибн Малик не принимал участия в первых сражениях мусульман. В битве при Бадре оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал в завоевании Мекки и осаде Таифа. В период правления Абу Бакра был послан собирать занят с жителей Бахрейна. После смерти Абу Бакра вернулся в Медину. Халиф Омар не позволил Анасу уехать на войну и оставил его возле себя. Анас ибн Малик занялся мусульманским правом и не оставлял это занятие вплоть до смерти. Позже переехал в Басру, где преподавал основы Ислама и право. Участвовал в сражениях с персами, был в составе мусульманских войск, занявших г. Туштар. В период правления халифа Османа продолжал преподавание в Басре. Не примкнул ни к одной из сторон в гражданской войне, но позднее не побоялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака Хаджаджа. Анас был праведным и богобоязненным человеком. Его учениками были известные табиуны. Передал много хадисов (муксир). Умер в возрасте около 80 лет в Басре.

 

 

Объяснение хадиса


Имя упомянутой в хадисе женщины неизвестно, но, как становится понятно из риваятов, она кричала и плакала над могилой своего ребенка. Когда проходивший мимо Посланник Аллаха призвал ее к богобоязненности и сдержанности, несчастная женщина, не разобрав, кто перед ней, резко ответила:


 إِلَيْكَ عَنِّي ، فَإِنِّكَ لَمْ تُصَبْ بمُصِيبتى


«Оставь меня, тебя не постигло то, что постигло меня!»


Конечно же, из мусульман никто бы не сказал таких слов, зная, что перед ним стоит сам Пророк. Ничего не добавив, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) продолжил свой путь: скажи он еще что-нибудь, ответ мог бы быть еще более грубым, и это поставило бы позже эту женщину в положение еще более затруднительное или даже опасное.


Один из сахабов, имя, которого не упоминается, догадавшись о неведении женщины, спросил: «Знаешь ли ты, кто тот человек, призвавший тебя к терпению и богобоязненности?». «Нет» — ответила она, и, услышав, что это был Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), бросилась вслед за ним просить прощения. По дороге несчастная женщины опасалась, что в дверях дома Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ее остановят и не пустят привратники.


 В одном из риваятов этого хадиса говорится, что, прося прощения, женщина поклялась и сказала: «Я Вас не узнала!» В назидание ей и тем, кто были рядом, Пророк объяснил, что значит истинный сабр:


 إِنَّما الصَّبْرُ عِنْدَ الصَّدْمَةِ الأولَى


«Терпение — в потрясении первом!»


То есть терпение сразу, как только постигнет несчастье. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не стал припоминать женщине ее грубость и использовал эту ситуацию, чтобы преподнести урок другим мусульманам.


Известно, что человек может вынести многое и привыкает ко всему. Но самое трудное — уметь держать первый удар, ведь только со временем боль притупляется и становится привычной. Неготовность человека к испытанию горем может повлечь за собой еще большие беды, привести к потере разума, а то и подтолкнуть к самоубийству.


Большего всего сабр необходим перед лицом смерти, ведь поистине, при встрече с ней проявляется степень веры мусульманина Причитания, крики и плач, которым зачастую предаются потерявшие близких люди, особенно женщины, не приносят пользы никому. В такие горестные моменты спасение можно обрести лишь в довольстве судьбой и в принятии произошедшего. Иначе человеку угрожает опасность, что в словах своих он может пойти против Пророка и даже Аллаха, ведь горе способно сломить волю человека настолько, что он не будет отдавать себе отчет в том, что говорит или делает. Истинный мусульманин должен стойко переносить известие о смерти близких со словами:


إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

 

«Инна лиЛляхи, ва инна иляйхи раджиун» – «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и к Нему возвращаемся!»



 Уроки из хадиса


– Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был внимателен к окружавшим его людям, призывал к добру и удерживал от совершения зла, делая это тонко и в мягкой форме.


– Призывая к добру нужно быть готовым к возможному сопротивлению и возражениям.


– Посещение могил разрешено, а кричать и убиваться по умершему запрещено религией.


– Запрет Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) касается только причитаний и громкого плача над могилами. Посещать могилы можно не только мужчинам, но и женщинам. Это служит напоминанием о смерти и предстоящем Судном Дне.

Продолжение

Хадисы

Сабр – терпение в свете хадиса Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)

Опубликовано

Как передал Яхья Сухайб бин Синан (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

  


«Положение мумина (верующего) удивительно (достойно зависти и восхищения), потому что каждая ситуация для него благо, и не дано такого никому, кроме него. Если постигло его событие радостное, то он делает шукр – благодарит Аллаха, и это благо для него. А если постигла его беда, то он терпит и это тоже для него благо» (Муслим, зухд, 64).


 


 

 


وَعَنْ أبي يَحْيَى صُهَيْبِ بْنِ سِنَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ الله صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم : «عَجَباً لأمْرِ الْمُؤْمِنِ إِنَّ أَمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خَيْرٌ ، وَلَيْسَ ذَلِكَ لأِحَدٍ إِلاَّ للْمُؤْمِن : إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ ، وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خيْراً لَهُ » رواه مسلم  


 


Рави – передатчик хадиса


 


Передатчик данного хадиса Сухайб бин Синан известный под именем Сухайби-Руми. Происходил из арабского племени Бану Умайр. Его отец Синан бин Малик служил персидскому шаху. Во время персидско-византийской войны в Ираке малолетний Сухайб попал в плен и вырос в рабстве, знал греческий язык лучше арабского. Спустя много лет его привезли в Мекку, где его купил Абдуллах бин Джудан из племени кальбитов, освободил и сделал своим торговым партнёром. За короткое время Сухайб разбоготел.


Изучив ислам от Аммара бин Ясира, сразу же стал мусульманином. Был из числа первых мусульман. Совершил переселение, в Медину отдав многобожникам все, что у него было. В Медине Сухайб захворал, до того как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) почтил своим прибытием Медину, Сухайб рассказал Ему  в каком положении оказался.


Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал: « Среди людей есть и такой, который продаёт свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам». ( Бакара, 207) после этого благовествуя, произнес: « О, Абу Яхья ты, совершая эту сделку, не причинил зла».  (Хаким, Аль-Мустадрак,3,398.)


 Был искусным стрелком из лука, участвовал во всех походах вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). После покушения на халифа Умара (радыйаллаху анху), по его поручению Сухайб (радыйаллаху анху) ,три дня исполнял обязанности халифа до избрания нового.


Сухайб (радыйаллаху анху) был очень щедрым и милосердным среднего роста, розоватого цвета кожи,  немного заикался.


Однажды Умар (радыйаллаху анху) сказал ему:


  Ты называешься куней Абу Яхья, хотя у тебя нет сына, говоришь, что ты из арабов, и проявляешь очень большую щедрость в еде, не будешь ли ты из совершающих расточительство?


Сухайб (радыйаллаху анху) отвечал:


– Меня такой куньей назвал сам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)! Я из жителей Мусула из рода Намр ибн Касит, когда был ребенком, попал в рабство, потерял свою семью и своё племя. А проявляю большую щедрость в еде из-за того что слышал как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: « Лучшие из вас это те, кто кормит людей и приветствует!».


Посвятивший всю свою жизнь великим самопожертвованием Исламу  Сухайби-Руми (радыйаллаху анху) покинул этот бренный мир в возрасте 73 года в 38 году хиджры, похоронен на кладбище Джаннатуль – Бакы в Медине.

Да будет доволен им Аллах!

 

 


Шарх – толкование хадиса


 


Изречение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что мумин всегда находится в завидном, выгодном положении, что каждая ситуация ему во благо, и поэтому ему следует благодарить Аллаха и терпеть, дошло до нас через сахабов, преследуемых и угнетаемых мекканскими мушриками.


 


Каждый человек по своей природе ищет блага и надеется на лучшее, ему не присуще радоваться бедам и несчастьям. Вместе с тем наша жизнь состоит из череды испытаний, успешно преодолеть которые можно имея истинную веру.


 


Иман дает возможность человеку придерживаться золотой середины, ведет не только к умеренности и стабильности в жизни, но и к настойчивости в совершении добра.


 


С одной стороны, не следует чрезмерно радоваться приходящим благам, с другой — чрезмерно сокрушаться и отчаиваться в трудных ситуациях. Стоит человеку потерять умеренность и равновесие, как он начинает совершать ошибки и сам открывает ворота для новых бед.


 


Иман привязывает человека к божественным заповедям. Отклоняясь от них, человек подвергает себя опасности.


 


Люди по-разному реагируют на события в их жизни. Один умеет сдерживать свою радость и сохранять достоинство, другой, лишь прикоснувшись к удаче, пьянеет от счастья и выходит за рамки дозволенного. Один, столкнувшись с бедой, проявляет мужество и стойкость, другой пасует даже перед маленькой трудностью, жалуется и плачет, будто постигло его большое несчастье. Для того чтобы не впадать в крайности и правильно выходить из любой ситуации, мумин должен благодарить Аллаха в радости и проявлять терпение в горе. В хадисе говорится, что именно такое поведение отличает истинного мумина, человека с совершенной верой, от других людей.


 


Шукр, благодарность Аллаху, ограждает человека от избалованности и расточительства, продляет благоденствие и увеличивает достаток. Терпение служит причиной перемен к лучшему, в результате навстречу беде не приходит другая беда, а допущенная ошибка не влечет за собой новую. Такое благо доступно только мумину, рассматривающему каждое событие в своей жизни через призму веры.


 


Быть мумином не означает избегать трудностей и испытаний. В Коране сказано:


 


أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ


 


 


«Неужели полагают люди, что их оставят, раз они скажут: “Мы уверовали”, и они не будут испытаны?» (Сура «аль-Анкябут», 29/2).


 


Мумин подвергается испытаниям так же, как и все остальные люди, но из моря трудностей и невзгод его спасет корабль терпенья.


 


Только став истинным мумином, то есть человеком с полной и совершенной верой, человек способен превратить  «невыносимое  существование»  в счастливую жизнь.                                                                                                                                         


 


Верующие должны поддерживать друг друга в достижении   степени   «выносливый,   стойкий мумин». Проявление чувства удивления и восхищения состоянием верующего служит не столько для оценки его высокой духовной степени, а сколько для побуждения к достижению постоянства этого состояния.


 

 


Уроки, полученные из хадиса


 


Иман (вера) не освобождает человека от жизненных трудностей и испытаний, а помогает выработать к ним правильное отношение.


 


Терпением, возможно, обратить беду во благо.


 


Благодарность Аллаху может служить причиной умножения достатка, а с помощью терпения возможно изменить ситуацию к лучшему.


 


Благодарность Аллаху и терпение могут сделать человека счастливым, обратив всю его жизнь во благо. Это дар Аллаха для муминов, его покорных рабов.


 


 


Источник: imam Nevevi. Riyazu’s- Salihin. – istanbul, Erkam yayinlan, 1997. -T.1

Продолжение

трендовые темы