СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Архив

УЧИТЕЛЯ И ПРОПОВЕДНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ПРОРОКОМ

Опубликовано

(Этот материал подготовлен и размещён на сайте для выпускников исламских учебных заведений)
О Посланник Аллаха! Направь к нам людей, которые обучили бы нас чтению Корана и основам религии!
Хамидуллах, Васаик, 52

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) распространял учение Ислама не только своим личным примером и проникновенными речами, но и посредством мусульман, которых он лично воспитал и обучил. Этот метод был еще более прогрессивным, так как позволял охватить большие территории, большее количество людей. Он посылал своих верных сподвижников, воспитанных под сенью Божественной благодати, чьи сердца были наполнены светом истины, не только в Мекку и Медину, но и в другие города и селения бескрайнего Аравийского полуострова. Он никогда не от¬казывал, когда к нему приезжали представители разных племен и просили выделить им учителей и наставников. В таких случаях Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда посылал группу воспитателей, взращенных и взлелеянных в его духовно-нравственной школе.

После переезда в Медину Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возле общественной мечети сразу открыл медресе, где стал воспитывать духовных наставников, в которых была острая нужда. Этих людей, проходивших суровое воспитание под чутким руководством Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), называли Асхабус Суффа. Руководил этой школой сам Мухаммад (саллал¬лаху алейхи ва саллям), а учителями были самые способные сподвижники: Абдуллах ибн Масуд, Убай бин Кааб и Муаз бин Джабал (радыйаллаху анхум). Все нужды учеников этой школы удовлетво¬рял сам Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), собирая необходимые средства у состоятельных сподвижников.

Асхабус Суффа все время были рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), поэтому они лучше остальных сподвижников изучали религиозные предписания, положения Корана и Сунны. Когда арабские племена, жившие в окрестностях Медины, просили Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) помочь им и прислать учителей для обучения людей Исламу, он всегда посылал им наставников из числа Асхабус Суффа. Поэтому с полной ответственностью можно заявить, что они сыграли решающую роль в распространении Ислама.

Начиная с первых дней призыва к Исламу, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассматривал каждого своего товарища как будущего наставника и учителя для людей. Как известно, в своей прощальной хутбе (проповеди) он сказал:
«Пусть те, кто присутствуют здесь, передадут мои слова тем, кто в данное время отсутствует. Вполне возможно, что человек, которому передали мои слова, поймет их смысл лучше, чем тот, кто передал, и станет тщательнее им следовать».
(Бухари, Адахи, 5)

Эти избранные люди, беспрекословно следующие указаниям Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), словно яркие лампады, осветили своим духовным светом все вокруг.

Конечно, самым успешным выпускником этой школы был благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху). Начиная с первых дней, когда он громогласно объявил всем о том, что принял Ислам, он стал призывать людей к истинной вере. Он обладал чудесным характером, и поэтому все соплеменники сильно любили и уважали
его. Абу Бакр (радыйаллаху анху) занимался торговлей и был из-вестен своей честностью, привычкой соблюдать свои обещания. Был известен своей начитанностью и образованностью, поэтому к нему все время приходили люди и задавали интересующие их зопросы. Присматриваясь к посетителям, Абу Бакр (радыйаллаху знху) выбирал подходящих, по его мнению, людей, и призывал их принять Ислам. Благодаря его неустанному и бескорыстному труду мусульманами стали такие люди, имена которых впоследствии вошли в анналы истории Ислама. Это такие сподвижники, как: Зубайр бин Аввам, Усман бин Аффан, Талха бин Убайдуллах, Са’д бин Абу Ваккас и Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анхум). (Ибн Кассир,аль-Бидая, 3/80)

Двенадцать мусульман, прибывших из Медины после второго договора в местечке Акаба, уехали в свой родной город и стали там распространять Ислам. Через некоторое время из Медины прибыл гонец с письмом, в котором было написано:

«О Посланник Аллаха! Направь к нам людей, которые бы обучили нас чтению Корана и основам религии!»

В ответ на эту просьбу Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) из числа своих верных соратников выбрал Мус’аб бин Умайра (радыйаллаху анху) и послал его в Медину, чтобы он обучил
местных жителей Исламу. (Ибн Са’д, 1/220; Хамидуллах, аль-Васаик, 52)

Это молодой юноша, который самозабвенно любил Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), прибыв в Медину, стал там день и ночь трудиться на ниве просвещения. Первым, кто принял Ислам после его прибытия, стал Ас’ад бин Зурара (радыйаллаху анху), который сразу же стал самоотверженно помогать Мус’абу (радыйаллаху анху). Сведения, которые мы почерпнули из исторических летописей, наглядно демонстрируют методы и средства, используемые Мус’абом (радыйаллаху анху) в процессе своего успешного распространения Ислама в Медине.
Однажды Ас’ад бин Зурара сидел вместе с Му’сабом бин Умайром (радыйаллаху анхума) возле колодца в саду семейства Зафаров. Узнав об этом, глава семейства Абдульашхаля по имени Са’д бин Муаз обратился к Усайду бин Худайру:
– Ты очень хорошо знаешь свое дело. И не нуждаешься ни в чьей помощи. Пойди к этому человеку, который пришел, чтобы
изменить религиозные взгляды наших бедняков. Предупреди его, пусть впредь не приходит в наш квартал. Если бы Ас’ад бин Зура-ра не был моим родственником, я сам бы сделал это.
Усайд взял свое копье и, подойдя к сидящим друзьям, гневно закричал:
– Что привело вас сюда? Ты привел сюда этого чужестранца, чтобы внести смуту во взгляды наших людей? Чтобы я больше не видел вас здесь! Если вам дорога ваша жизнь, быстро уходите отсюда!
Мус’аб (радыйаллаху анху), который действовал очень осмотрительно и осторожно, промолвил:
– Не мог бы ты посидеть с нами и немного побеседовать? Ведь ты очень умный человек. Если понравится – примешь, если нет – откажешься!
Усайд, воткнув копье в землю, воскликнул:
– А ты правильно говоришь!
Мус’аб (радыйаллаху анху) стал ему рассказывать об Исламе. Затем прочитал ему несколько сур из Корана. Послушав чтение Корана, Усайд расчувствовался. Было видно, что луч веры про¬ник в глубины его души. Его лицо засветилось, и он с восторгом вскрикнул:
– Какие прекрасные это слова! Какие они возвышенные! После этого Усайд сразу принял Ислам.
Через некоторое время к ним пришел разъяренный Са’д бин Муаз (радыйаллаху анху), который, послушав чтение Корана, так же, как и Усайд (радыйаллаху анху), стал мусульманином. Затем он пошел к своему племени и спросил у них:
– О, сыновья Абдульашхаля! Что я представляю из себя? Они хором ответили:
– Ты наш старший! Ты самый мудрый и проницательный. Ты у нас хороший старейшина!
В ответ Са’д бин Муаз (радыйаллаху анху) воскликнул:
– Я не стану разговаривать с мужчинами и женщинами нашего “лемени до тех пор, пока они все не уверуют в Аллаха и Его По¬сланника!
До захода солнца среди семейства Абдульашхаля не осталось -и одного человека, который бы не принял Ислам. (Ибн хишам, 2/43-46;
ибн Са’д, 3/604-605; Ибн Асир, Усдуль Габе, 1/112-113)
Кроме Медины, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и в другие местности и города отправлял учителей. Из числа сподвиж¬ников он выбирал тех, которых находил наиболее подходящими для выполнения важной задачи – распространения Ислама. Од¬нажды ранним утром, после совершения утреннего намаза, он по-зернулся к собравшимся правоверным и спросил:
– О мухаджиры и ансары! Кто из вас поедет в Йемен?
В этот момент раздался голос Абу Бакра (радыйаллаху анху):
– Я поеду, о Посланник Аллаха!
Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолчал и вновь повторил свой вопрос:
– О мухаджиры и ансары! Кто из вас поедет в Йемен? На этот раз встал Умар (радыйаллаху анху):
– Я отправлюсь туда, о Посланник Аллаха!
И на этот раз Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ниче¬го не сказал. После в третий раз он спросил:
– О мухаджиры и ансары! Кто из вас поедет в Йемен?
Вдруг встал Муаз бин Джабал (радыйаллаху анху) и восклик¬нул:
– О Посланник Аллаха! Я поеду туда!
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
– Эта обязанность возлагается на тебя, о Муаз! После этих слов он повернулся к Билялю и повелел:
– О, Биляль! Принеси мою чалму!
Когда Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллям) принесли чалму, он надел ее на голову Муаза и спросил:
– Когда тебя попросят вывести решение по какому-либо во¬просу, на основании чего ты вынесешь решение?
Муаз (радыйаллаху анху) ответил следующее:
– Вынесу решение согласно Божественной книге! Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):
– Если ты в Коране не сможешь найти ответ, что будешь делать?
Муаз (радыйаллаху анху):
– Вынесу решение, опираясь на Сунну Пророка!
Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжал зада¬вать ему вопросы:
– А если и там не найдешь ответа?
Муаз (радыйаллаху анху) дал следующий ответ:
– В таком случае, я дам ответ, опираясь на собственное суждение.
Выслушав ответы Муаза, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) положил руки на грудь Муаза и сказал:
– Слава Аллаху, который сделал преуспевающим представи¬теля Пророка! (Ибн Ханбаль, 5/230; Ибн Са’д, 3/584)
Кроме Муаза (радыйаллаху анху), Пророк (саллаллаху алей¬хи ва саллям) отправил в Йемен и Али (радыйаллаху анху). Как вспоминает Али (радыйаллаху анху): «Из Йемена к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) приехали несколько человек и об¬ратились со следующей речью:
– О Посланник Аллаха! Отправь к нам несколько человек, ко¬торые обучили бы нас положениям религии и при возникновении проблем выносили бы решения согласно книге Аллаха.
Выслушав просьбу гостей, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
– О, Али! Отправляйся в Йемен и обучи их Сунне. Выноси там оешения, опираясь на Книгу Аллаха!
Я возразил:
– О Посланник Аллаха! Я ведь еще молод и не имею никакого эпыта. Что мне делать, если передо мной возникнет вопрос, с ко¬торым я еще никогда не сталкивался?
В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) положил свои руки на мою грудь и промолвил:
– Иди! Всемогущий Аллах внушит в твое сердце правильное решение и придаст твоей речи твердость!
После этих слов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) я никогда не впадал в сомнения касательно вынесенных мною решений». (Ибн Маджа, Ахкам,1; Хаким, 3/146)
Сподвижники с огромным удовольствием направлялись в те места, куда их отправлял Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), и даже были случаи, когда на этом пути они преданно отдавали свои жизни. В истории Ислама порой происходили действительно горькие события, как трагедии «Раджи» и «Би’р-и Мауна». Некоторые племена попросили Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) прислать им учителей, и, по своему обыкновению, он направил туда целую группу наставников. Однако по дороге они
попали В засаду И были убиты. (Бухари, Магази, 28; Ибн Ханбаль, 2/294)

Праведные халифы, продолжая дело Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), после его кончины также, при необходимости, отправляли в разные стороны учителей и наставников. Например, в ответ на просьбу жителей Сирии Умар (радыиаллаху анху) на¬правил туда Муаза бин Джабала (радыиаллаху анху). Убаду бин Самита и Абу Дарду послал в Шам, чтобы они там научили людей чтению Корана и основным положениям религии. Провожая их, Умар (радыиаллаху анху) говорил им следующее:

«Начинайте свои проповеди с города Хумуса. Вы увидите там разных людей, отличающихся друг от друга характерами и привычками. Есть некоторые люди, которые быстро понимают все. Как только выявите людей с блестящими способностями, исполь¬зуйте их для обучения других чтению Корана. Как только достигне-
те хороших результатов в Хумусе, пусть один из вас остается там, другой отправляется в Сирию, а третий – в Палестину».

Друзья сначала вместе начали служение истине в городе Хумусе. Через некоторое время там остался Убада (радыйаллаху анху), Абу Дарда отправился в Шам, а Муаз бин Джабал поехал в Палестину. Когда в Палестине началась эпидемия чумы, и Муаз скончался, туда направился Убада. Что касается Абу Дарды, то он остался в Сирии до конца своих дней. (Ибн сад, 2/357)

Во всех этих историях, где повествуется о деяниях сподвижников, в глаза бросается одна существенная деталь: все они до последних дней своих жизней продолжали служить идее Ислама и больше никогда не возвращались в Медину. В своих воспоминаниях Абу Идрис аль-Хавлани рассказывал следующее:

«Как-то я вошел в мечеть Дамаска. Мое внимание привлекла группа людей, собравшихся вокруг молодого юноши с приветли¬вым лицом. Как видно, при возникновении каких-либо спорных вопросов люди сразу обращались к этому юноше, чтобы он вынес свое решение. Когда я спросил у присутствующих об этом челове¬ке, мне ответили:
– Это Муаз бин Джабал!
На следующий день я ранним утром вновь устремился в мечеть. Вижу, тот юноша пришел туда раньше меня и совершал там намаз. Я подождал немного и, воздав ему приветствие, воскликнул:
– Клянусь Аллахом я люблю тебя!» (Муватта, Шаар, 16)
Чтобы распространить Ислам на территории завоеванных стран, мусульманские государства, созданные после периода четырех праведных халифов, всегда продолжали политику Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), посылая туда учителей и наставников.

Прощальную хутбу (проповедь) Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), которую он произнес в Мекке, слушали около 120.000 сподвижников, а число этих мусульман, похороненных в Мекке и Медине, не превышает 20.000 человек. Остальные 100.000 мусульман, воспитанные в школе Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и проникнутые духом служения высшей истине, сгорая в пламени любви к Аллаху, задались целью распространить
свет Ислама по всему миру. При этом они совершенно не думали: близки или далеки те земли, где им предстояло служить. Эти мужи Ислама, сердца которых пылали от Божественной любви, во всех местах своего пребывания стали своеобразными факелами, ибо они, во всем следуя примеру Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), своим образом жизни и поведением в течение многих лет воспитывали людей.

И в наши дни многие люди с нетерпением ждут самоотверженных людей, которые выведут их из тьмы безверия к свету веры. Поэтому настоящие мусульмане, которые следуют путем Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его верных сподвижников, обязаны мобилизовать все силы, чтобы помочь этим людям.

Из книги «Лучший пример»,т. 2 стр.117

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив

Турецкий Красный Полумесяц распределил жертвенное мясо в 33 странах

Опубликовано

Жертвенное мясо распределено среди более 3 млн нуждающихся

СТАМБУЛ

Турецкий Красный Полумесяц в праздник Курбан распределил мясо 125 тысяч голов крупного рогатого скота в 33 странах мира, в том числе в Турции, сообщил глава Турецкого Красного Полумесяца Керем Кынык.

«Жертвенное мясо распределено среди более трех миллионов нуждающихся», – отметил Кынык.

По его словам, в этом году в Бангладеш принесено в жертву 2275 голов крупного рогатого скота, мясо которого распределено среди беженцев из Аракана.

Рефрижераторы доставили 22 тысячи пакетов с жертвенным мясом к границе Бангладеш и Мьянмы.

В Пакистане Турецкий Красный Полумесяц распределил мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота среди около 200 тысяч нуждающихся.

В Нигере среди нуждающихся распределено мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота, в Чаде – 5250, в Буркина-Фасо – 3500.

В сирийском городе Аазаз Турецкий Красный Полумесяц распределил среди нуждающихся мясо двух тысяч голов крупного рогатого скота, в Ираке – 1050 голов, в Палестине – 420.

Справка

Турецкий Красный полумесяц (тур. Türkiye Kızılay Derneği) — турецкая крупнейшая организация медицинской помощи, входящая в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Турецкий Красный Полумесяц» был основан 11 июня 1868 года в Османской империи под наимеванием Osmanlı Yaralı ve Hasta Askerlere Yardım Cemiyeti (Османская организация для раненых и больных солдат). С тех пор неоднократно меняла своё название. В 1877 стала называться Osmanlı Hilal-i Ahmer Cemiyeti (Османская организация Красного полумесяца). Наименование Türkiye Kızılay Cemiyeti (Организация Красного Полумесяца Турции) получила в 1935 году уже после образования Турецкой республики от её руководителя Кемаля Ататюрка. Первым руководителем её был грек по происхождению Марко Паша (Маркос Апостолидис). В 1947 году получила своё нынешнее название.

Турецкий Красный полумесяц возглавляет комиссия из 11 членов (Yönetim Kurulu). Её председателем в настоящее время является Керем Кынык. Также существует наблюдательный совет по делам Красного полумесяца (Denetim Kurulu) , генеральный директорат по управлению (Genel Müdürlük) и совет по делам женщин и молодёжи. Руководящие органы организации находятся в Анкаре. На всей территории Турции расположены более чем 650 отделений Красного Полумесяца. Высшим органом его является Генеральное собрание (Genel Kongre), на котором собираются представители всех отделений и руководящих органов Красного Полумесяца. Генеральное собрание происходит ежегодно в апреле.

Цели организации выражаются в следующем:

Turkish Red Crescent Society is a humanitarian organisation that provides relief to the vulnerable and those in need by mobilising the power and resources of the community to protect human dignity anytime, anywhere, under any conditions and support the enhancement of the community’s capacity to cope with disasters.

Работа Турецкого Красного Полумесяца также основывается на семи основных правилах, принятых на ХХ Международной конференции Обществ Красного Креста в 1965 году в Вене: гуманизме, беспартийности, нейтралитете, независимости, добровольности, единстве и универсальности.

Турецкий красный Полумесяц видит свои задачи в оказании всей возможной помощи при преодолении природных катастроф и их последствий, организации донорства, мероприятий по восстановлению здоровья (реабилитации), проведению просветительской деятельности в областях санитарии, гигиены здоровья.

Финансирование Турецкого Красного Креста осуществляется не государством, а за счёт частных пожертвований, членских взносов, благотворительных мероприятий, издания специальных марок и т.п.

Продолжение

Архив

Турецкий Красный Полумесяц распределил жертвенное мясо в 33 странах

Опубликовано

Жертвенное мясо распределено среди более 3 млн нуждающихся

СТАМБУЛ

Турецкий Красный Полумесяц в праздник Курбан распределил мясо 125 тысяч голов крупного рогатого скота в 33 странах мира, в том числе в Турции, сообщил глава Турецкого Красного Полумесяца Керем Кынык.

«Жертвенное мясо распределено среди более трех миллионов нуждающихся», – отметил Кынык.

По его словам, в этом году в Бангладеш принесено в жертву 2275 голов крупного рогатого скота, мясо которого распределено среди беженцев из Аракана.

Рефрижераторы доставили 22 тысячи пакетов с жертвенным мясом к границе Бангладеш и Мьянмы.

В Пакистане Турецкий Красный Полумесяц распределил мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота среди около 200 тысяч нуждающихся.

В Нигере среди нуждающихся распределено мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота, в Чаде – 5250, в Буркина-Фасо – 3500.

В сирийском городе Аазаз Турецкий Красный Полумесяц распределил среди нуждающихся мясо двух тысяч голов крупного рогатого скота, в Ираке – 1050 голов, в Палестине – 420.

Справка

Турецкий Красный полумесяц (тур. Türkiye Kızılay Derneği) — турецкая крупнейшая организация медицинской помощи, входящая в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Турецкий Красный Полумесяц» был основан 11 июня 1868 года в Османской империи под наимеванием Osmanlı Yaralı ve Hasta Askerlere Yardım Cemiyeti (Османская организация для раненых и больных солдат). С тех пор неоднократно меняла своё название. В 1877 стала называться Osmanlı Hilal-i Ahmer Cemiyeti (Османская организация Красного полумесяца). Наименование Türkiye Kızılay Cemiyeti (Организация Красного Полумесяца Турции) получила в 1935 году уже после образования Турецкой республики от её руководителя Кемаля Ататюрка. Первым руководителем её был грек по происхождению Марко Паша (Маркос Апостолидис). В 1947 году получила своё нынешнее название.

Турецкий Красный полумесяц возглавляет комиссия из 11 членов (Yönetim Kurulu). Её председателем в настоящее время является Керем Кынык. Также существует наблюдательный совет по делам Красного полумесяца (Denetim Kurulu) , генеральный директорат по управлению (Genel Müdürlük) и совет по делам женщин и молодёжи. Руководящие органы организации находятся в Анкаре. На всей территории Турции расположены более чем 650 отделений Красного Полумесяца. Высшим органом его является Генеральное собрание (Genel Kongre), на котором собираются представители всех отделений и руководящих органов Красного Полумесяца. Генеральное собрание происходит ежегодно в апреле.

Цели организации выражаются в следующем:

Turkish Red Crescent Society is a humanitarian organisation that provides relief to the vulnerable and those in need by mobilising the power and resources of the community to protect human dignity anytime, anywhere, under any conditions and support the enhancement of the community’s capacity to cope with disasters.

Работа Турецкого Красного Полумесяца также основывается на семи основных правилах, принятых на ХХ Международной конференции Обществ Красного Креста в 1965 году в Вене: гуманизме, беспартийности, нейтралитете, независимости, добровольности, единстве и универсальности.

Турецкий красный Полумесяц видит свои задачи в оказании всей возможной помощи при преодолении природных катастроф и их последствий, организации донорства, мероприятий по восстановлению здоровья (реабилитации), проведению просветительской деятельности в областях санитарии, гигиены здоровья.

Финансирование Турецкого Красного Креста осуществляется не государством, а за счёт частных пожертвований, членских взносов, благотворительных мероприятий, издания специальных марок и т.п.

Продолжение

Архив

Рустам Минниханов поздравил мусульман с праздником Курбан-байрам

Опубликовано

Президент Татарстан Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с благословенным праздником жертвоприношения Курбан-байрам.

Президент республики отметил, что сегодня особенно ощущается стремление верующих к миру и единству. «Все мы – и те, кто совершает искупительный хадж, и те, кто празднует Курбан-байрам у родных очагов, ждем и надеемся, что Всевышний услышит наши искренние молитвы и даст нам веры и сил творить добрые дела, подавая благочестивый пример нашим детям и внукам», – говорится в поздравлении.

Вечные ценности, исповедуемые мусульманами, христианами и представителями других традиционных религий, составляют основу человеческого бытия, воспитывая высокое чувство ответственности за наши семьи, будущее республики, страны и всей мировой цивилизации, продолжил Минниханов.

«В Татарстане, ставшим общим домом для людей многих национальностей и вероисповеданий, Курбан-байрам является одним из наиболее почитаемых и широко отмечаемых праздников. Пусть наши души всецело распахнутся перед Аллахом, а наши благие дела сделают нас духовно богаче и чище!» – сказал президент, пожелав жителям республики жизненного оптимизма, счастья, здоровья и благополучия!

Продолжение

трендовые темы