СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Султан Абдульхамид и его роль в истории для потомков

Опубликовано

Султан Абдульхамид Второй скончался 10 февраля 1918 года. В этом году – 101-я годовщина со дня его смерти. Но история не означает прошлое. То, что освещает будущее, принимается за основной критерий. По этой причине на историю необходимо смотреть не с точки зрения похвалы или критики, а с точки зрения урока на будущее. Как сказал поэт Мехмет Акиф, история – это повторение.

«Было бы повторение, если бы были усвоены уроки?» Если посмотреть с этой точки зрения, период правления султана Абдульхамида является для нас одним из самых показательных примеров в истории, который поможет нам лучше осознать и понять настоящее время. Несомненно, в этом периоде есть попытки развития, строящиеся школы, дороги, отношения с далекими странами, политика глобального баланса, и все это – важные вопросы, требующие пристального внимания. После указания на несколько тем автор программы, отталкиваясь от проблем, с которыми мы сталкивались в то время, желает осветить имеющиеся сегодня вопросы.

Можно сказать, что целью султана Абдульхамида были попытки спасти огромную разваливавшуюся империю путем проведения политики баланса между империалистическими силами того времени. Вся жизнь так называемого «больного человека», как еще называли Османскую империю позднего периода, была посвящена борьбе с внешними силами и внутренними силами, которые сотрудничали с внешними актерами. По этой причине султан столкнулся со многими незаслуженными обвинениями в свой адрес. После прихода к власти партии «Иттихат ве Теракки « («Единение и прогресс»), которая обвинила его в деспотизме, попирающем права меньшинств, было принято множество указов и распоряжений, которые содержали в себе еще большие репрессии. В тот период евреи-сионисты при поддержке Великобритании пытались основать на территории Османской империи государство Израиль.

Катип Челеби сравнивал государства с человеком, как это делал и Ибн-Хальдун. Как и у человека, у государства есть периоды детства, молодости и старости. Согласно Катипу Челеби, Османское государство давно пережило детство, юность и зрелость, и вступило в период старения. Но, как доктора стараются продлить жизнь больного, так и опытные и мудрые правители могут отсрочить распад государства. По этой причине Челеби говорил, что бразды правления в Османской империи должны быть оставлены мудрому и опытному правителю (sâhib’üs-seyf).

Султан Абульхамид был как раз тем самым мудрым правителем, о котором говорил Катип Челеби. Но изменился дух времени. Эра империй подходила к концу. В начале XXвека не только Османская империя покинула мировую политическую арену. Вместе с ней прекратили свое существование Российская империя, Австро-Венгрия, и причиной тому послужила Первая мировая война. Британская империя, считавшаяся сильнейшим актером того времени, потеряла былую мощь и славу вместе с концом Второй мировой войны.

 

Отражение в действительности

С точки зрения отражения тех событий на действительности можно сказать, что в тот период султан Абдульхамид начал строить отношения с другими странами в глобальном масштабе, что вызвало большой интерес к мусульманам во всем мире. По этой причине во многих странах мира можно увидеть исторические памятники эпохи Абдульхамида, от Японии до Китая, от Африки до Ближнего Востока и Европы. Среди всех османских падишахов, возможно, только Абдульхамид оставил огромное количество памятников во всех сферах, несмотря на трудное положение государства в то время.

По причине того, что Абдульхамид не был падишахом периода расцвета, а занимался защитой и спасением государства, его наследие, дошедшее до наших дней, выразилось более в форме попыток спасения и результатов спасения государства.

Низвержение Абдульхамида путем переворота с точки зрения результатов может рассматриваться как высшее проявление традиции переворотов, среди всех попыток, предпринятых до того времени. Традиция демократии, продолженная после зачинщиков  переворота, членов «Иттихад ве Теракки», линией Мендереса, Озала и Эрдогана, нашедших себя в революции и свободе, продолжалась на всем протяжении истории республики. Шаги по демократизации в период правления Партии справедливости и развития, ослабили традицию переворотов и военного давления в Турции. С переходом к президентской системе правления в Турции наступил, возможно, период с самой ослабленной традицией переворотов.

Деятельность по свержению Абдульхамида, и в особенности работа членов «Иттихад ве Теракки» оставила наследие в виде практики, в которой мыслители, чиновники, армия и другие внутренние элементы могут осуществлять тесное сотрудничество с внешними силами, втайне от народа, и которая порождает серьезные последствия для народа и государства. Те процессы в государстве, с которыми столкнулись Мендерес, Озал, Эрбакан и Эрдоган, являются продолжением тех процессов, которые уже были в прошлом и окончились успешно.

Личность султана Абдульхамида демонизировалась как внутри страны и за ее пределами, преподносилась как источник проблем, и в обществе формировалась идея о том, что в случае низложения султана все эти проблемы исчезнут. Высказывания ненависти в адрес одного конкретного человека ставили целью показать его как источник всех проблем; известно, что Мендерес, Озал и Эрдоган также столкнулись с этим.

 

Сожаления, покаяние.

Некоторые мыслители, ставшие свидетелями событий после низложения Абдульхамита, выразили свое сожаление и публично покаялись. Самым известным из них стало стихотворение Рызы Тевфика «Покаяние перед его величеством, султаном Абдульхамитом».  В нем поэт открыто приносит свои извинения перед султаном:

 

Когда в истории будет звучать твое имя,

Они признают твою правоту, о великий султан.

Это были мы, которые без зазрения совести

Клеветали на самого политичного султана века.

 

В то же время нельзя сказать, что публичное покаяние перед султаном Абдульхамидом стало распространенной практикой среди чиновников и мыслителей, оппозиционно настроенных к власти. Как сказал Кемаль Тахир, эти мыслители и чиновники стали частью процесса вестернизации для спасения Османского государства. Несмотря на то, что они видели слабость государства, они не свернули со своего пути, а обвиняли тех, кто противился им, в отсталости. Как говорил Кемаль Тахир, «В каком-то смысле они просуществовали так вплоть до предательства. Эти просветители и прогрессивные османские деятели встретили распад империи в 1918-м году как неминуемую гибель, результат провидения. Можно даже сказать, что они были убеждены в своей правоте».

Актуальны ли выражения, использованные Кемалем Тахиром для османских деятелей и чиновников, для некоторых государственных деятелей и просветителей периода Республики? Испытывали ли эти просветители раскаяние и сожаление по причине тех последствий, с которыми столкнулась Турция после казни премьер-министра Аднана Мендереса, после, по мнению автора программы, убийства Тургута Озала? Просветители такого пошиба, которые, как попугаи, повторяют западную пропаганду, направленную против Эрдогана и не имеют других тем для разговоров, устыдятся ли своих действий в случае если, не приведи Господь, остановится продвижение и развитие Турции? Вполне возможно, что они вновь попытаются обелить себя, для того, чтобы не отвечать за свои действия.

Декан факультета политологии университета им. Йылдырыма Беязыта, профессор Кудрет Бюльбюль

 

История и современность

Как раньше боролись с заразными болезнями

Опубликовано

Во времена «черной смерти» ни медики, ни простые люди не понимали, откуда берется и как распространяется страшная болезнь. Тем не менее они применяли меры, актуальные и сегодня: маски, изоляцию, карантин. Специализированное издание немецких фармацевтов рассказывает, как раньше спасались от эпидемий.

 

Pharmazeutische Zeitung (Германия): как раньше боролись с заразными болезнями

 

Урсула Ланг (Ursula Lang)

 

Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.

Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.

Инфекционист Штефан Винкл (1911-2006) создал впечатляющую работу об истории эпидемий, описав различные бактериальные, вирусные или паразитарные инфекционные заболевания. На примере «черной смерти», как часто называли вспышку чумы в XIV веке, можно проследить важные социальные последствия, которые возникали, когда высококонтагиозный, передаваемый блохами возбудитель чумы Yersinia pestis настигал регионы, где ни жители, ни врачи не понимали причин стремительно распространявшейся инфекции.

Закрытие города и обязательное извещение

Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.

Когда в 1352 году «черная смерть» отступила, количество ее жертв составляло около 25 миллионов. И после этого снова и снова случались вспышки чумы то в одном, то в другом городе, ведь никто не понимал, что грязь в жилых помещениях делала их идеальным укрытием для переносчиков чумы — крыс и блох.

Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.

Посещая больных, лекари носили накидку наподобие плаща, перчатки и маску в форме клюва, в который вкладывались травы или смоченная уксусом губка, чтобы защититься от опасного «чумного дыхания» и невидимой заразы.

Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых

Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.

Людям во время чумы настоятельно советовали, по возможности, оставаться дома и избегать массовых собраний. Плохо пахнущий воздух «очищали» с помощью окуривания и благовонных смесей, помещения опрыскивали розовой водой и уксусом. Выходя на улицу, люди нюхали ароматные яблоки и имели с собой емкость с уксусом, чтобы не вдыхать «чумной воздух».

Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.

Уксуса с ароматными травами, такими как шалфей, розмарин, рута и гвоздика, на протяжении веков называли «чумным уксусом».

В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.

Изоляция и карантин

В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.

Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.

Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.

Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.

Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.

Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.

 

Продолжение

История и современность

Эпидемия чумы в Амвасе

Опубликовано

Это событие, которое было предсказано Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, произошло в 18 г.х. во время правления ‘Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Амвас – небольшой город в Палестине, откуда началась сильнейшая эпидемия чумы. Болезнь распространилась по всему Шаму и унесла жизни 25 тыс. мусульман. Среди погибших от страшной болезни был и «хранитель мусульманской общины» Абу ‘Убейда б. аль-Джаррах (Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-нихайа. Т. 7. С. 90).

 

В 639 году молодое мусульманское государство постигло тяжелое испытание в виде чумы и страшного голода. Чума охватила Ирак и Сирию, но особо свирепствовала в Палестине, где в это время находилась значительная часть мусульманской армии с ее главными вождями. В зимнее время военные действия затихали и часть войск с севера Сирии перемещалась в Южную Сирию и Палестину. На этот раз она зимовала в районе Амваса, между Луддом и Иерусалимом, поэтому и чума, поразившая мусульманскую армию, получила называние «амвасской».

Умар, узнав о гибели многих мусульман и наличии бесхозного имущества, выехал в Палестину, но в Сарге, между Табуком и Ма’аном, его встретили амиры сирийского войска и убедили возвратиться, чтобы не заразиться.

Предосторожность была нелишней: первым из амиров заболел Абу Убайда. У него еще хватило сил вывести армию из Амваса и повести ее в более здоровую местность, но по дороге в Джабийу он скончался, оставив заместителем Му’аза б. Джабалу. Му’аз также вскоре заболел и скончался, за ним  последовал  Йазид б. Абу Суфйан. Наконец наместничество перешло к его брату Му’авии. За несколько месяцев чума унесла около 25 000 мусульман, некоторые большие семьи вымирали почти целиком. Об одном роде рассказывается, что в нем из 70 человек осталось лишь четверо.

Чума, видимо, было спровоцирована неурожаем, так как в то же время в Аравии не выпали зимние и весенние дожди, остатки старой травы сгорели под палящими лучами солнца и мертвые степи лежали, словно присыпанные пеплом, отчего и год получил прозвание «год пепла». Скот был съеден, и кочевники  остались без главного продукта питания – молочных продуктов. Десятки тысяч отчаявшихся людей устремились в мединский оазис в поисках пропитания и в надежде получить помощь от халифа. В какой-то момент в Медине собралось 60 000 беженцев. Назревала продовольственная катастрофа.

Умар обязал состоятельных мединцев кормить определенное число беженцев, сам раздавал муку и масло, устраивал коллективные трапезы для голодающих. Сохранилась история о том, как Усман б. Аффан выделил значительную часть своего имущества для спасения голодающих мусульман. Запасов Медины не хватало, и Умар требовал от наместников Сирии, Палестины и Ирака присылать продовольствие.

Несмотря на все старания Умара ⅔ беженцев умерли от голода, не дождавшись зимних дождей. Естественно, что в том году сбор заката не производился, скота осталось так мало, что в следующем году в племени фазара собрали всего 60 голов скота. Умар в это тяжелое время безотлучно находился в Медине, пытаясь решить проблему голода.

Несмотря на последствия этого тяжелого года, мусульмане смогли продолжить победное шествие по землям Византии и Сасанидского Ирана.

 

 

Продолжение

История и современность

Причиной распада Золотой Орды стала эпидемия чумы?

Опубликовано

Юлай Шамиль оглы – татарский ученый, родившийся и выросший в Нью-Йорке. В Музее исламской культуры в Казанском кремле он рассказал о роли природных факторов в истории на примере государства Золотая Орда. Причиной распада Золотой Орды ученый назвал чуму – пандемию, вошедшую в историю как «черная смерть». ИА «Татар-информ» предлагает читателям ознакомиться с тезисами лекции.

Эпидемии чумы – один из самых страшных эпизодов в истории человечества. Самая ранняя известная в истории эпидемия чумы случилась в VI веке на территории Африки, Ближней Азии и Европы. В XIV веке пандемия чумы имела опустошительную силу, ее назвали «черной смертью». По мнению ученых, в Европе ее жертвами стали несколько десятков миллионов человек.

Возбудитель чумы – чумная палочка. Инкубационный период заболевания – 2 – 6 дней. В зависимости от вида чумы летальность составляет 95 – 100 процентов. Даже при правильном лечении умирают 10 процентов заболевших.

Теория о происхождении возбудителя чумы в Китае

С 1894 года начинается новый этап в изучении истории эпидемии чумы. Была выявлена бактерия-возбудитель этой болезни. В середине XX века генетики обнаруживают, что любой живой организм, в том числе бактерии и вирусы, со временем претерпевают генетические изменения, то есть мутации. По мутационным изменениям двух образцов можно определить, сколько времени прошло между этими двумя организмами. Также можно узнать, насколько близки организмы людей или растений. В 2013 году во время исследования чумной палочки Yersinia pestis выяснилось, что бактерия способна отращивать ответвления подобно дереву и она, как люди, размножается.

Пандемия XIV века началась в Китае. Далее она распространилась по Средней Азии, дошла до Крыма, оттуда перекинулась в Константинополь (Стамбул), через Александрию – в Сицилию и направилась в Европу. Возможно, были и другие пути распространения этой бактерии.

Животные – разносчики чумы

Есть несколько версий причины столь быстрого распространения чумной заразы. Ученые также исследуют климатические изменения, потому что эти факторы связаны друг с другом. Животные сыграли большую роль в распространении инфекции. Переносчиками чумы являются блохи, обитающие в шкуре грызунов – сусликов, сурков, крыс. Считается, что человеку инфекция передается через укус зараженной блохи. В этом случае болезнь развивается в течение нескольких дней, может привести к потере рассудка и смертельному исходу. Второй способ заражения – воздушно-капельный. Легочная чума может убить человека за 24 часа.

Пока ученые точно не знают, через какого грызуна и какой вид блох переходит инфекция, об этом идут споры.

Народы верили, что чума – это Божья кара

В XIV – XV веках во время пандемии чумы население Европы сократилось в три раза. Распад Золотой Орды также связан с распространением этой болезни.

Пока доподлинно неизвестно, конкретно каких городов коснулась чума в XIV веке, так как рукописей, связанных с Золотой Ордой, сохранилось очень мало. Об этом пишут лишь в некоторых русских, арабских и итальянских источниках. Но исходя из общей карты можно сказать: недалеко от Алма-Аты, на территории Иссык-Куля в Кыргызстане жил тюркский народ, исповедующий христианство. На территории его обитания было обнаружено большое количество надгробных камней, датируемых 1339 – 1340 годами. После этого в течение 70 лет такие камни не ставили, на этот отрезок времени приходится лишь один камень.

«Я понял, что чума прошла по этим территориям, и сейчас стараюсь доказать, что этот народ вымер из-за чумы», – сказал Юлай Шамиль оглы.

Позже чума перекидывается и на Поволжье. В Булгаре в 1350-х годах надгробные камни ставились в большом количестве, позже, после 1357 – 1358 годов в Поволжье не было найдено ни одного надгробного камня с надписью на булгарском языке.

Эпидемия уничтожала целые народы. Люди не знали, отчего они умирают, думали, что это «божья кара».

Примерно в 1364 годах чума настигает города Сарай (столица Золотой Орды. – Ред.) и Биляр.

«В те же годы разрушаются и целые города. Исчезают некоторое виды ремесленников. Например, на территории Иссык-Куля не остается мастеров по изготовлению надгробных камней и нанесению надписей на камень. Мало того, как мы знаем из истории Европы и Византии, не хватает даже людей для захоронения трупов.

После распада Золотой Орды, в 1430 – 1440 годах появляются ханства, в том числе и Казанское ханство. Но их территории были намного меньше земель Золотой Орды, потому что численность населения сильно сократилось.

Есть также и вопрос климата. Я считаю, что на Северный Кавказ переселились кипчаки, на Средней Волге город Биляр был разрушен», – пояснил ученый.

 

Исчезновение булгарского языка и процесс появления близких к разговорному языку литературных языков

«Язык волжских булгар был близок к чувашскому. Исчезает и сам народ, заселявший Среднюю Волгу, и язык этого народа. Я думаю, что с XIV века начинается процесс кипчакизации жителей Средней Волги.

По моей версии, вместе с исчезновением старых литературных языков появляются другие, близкие к разговорному языку. Надгробные камни, датирующиеся второй четвертью XIV века, имеют надписи на старо-татарском языке. Потому что сюда переселяются представители кипчакских родов. В этот период в Европе усиливается религиозность, люди проявляют интерес к вероисповеданиям.

На Средней Волге в 1350 – 1360 годах было написано произведение «Нахдж эль-фарадис» (автор Махмуд Булгари. – Ред.). Его также называют «Открытая дорога в райские сады». В этом произведении преподаются основы религии ислам. Переписывать его считалось богоугодным делом, потому что кипчаки считали, что они наказаны Аллахом. Но в течение 60 лет после этого на среднем тюркском языке произведения не создаются, они до нас не доходят. Я думаю, это связано с отсутствием технологий и отставанием культуры.

«Нахдж эль-фарадис» написан на немного близком к старо-уйгурскому, архаичном языке. А в произведениях, описывающих рождение Пророка, например маулидах, язык очень простой, его может понять каждый. В научной литературе первые маулиды – специальные произведения для чтения в день маулида – принадлежат перу тюркских поэтов.

Маулид турецкого поэта Сулеймана Челеби «Василятун-наджат» написан в 1409 году. В тюркской литературе это классический пример данного жанра. Маулид Сулеймана Челеби был известен также и среди татар».

Юлай Шамиль оглы в Колумбийском университете изучает восточные языки и культуру, защищает докторскую диссертацию по Золотой Орде. В 1983 – 1984 годах преподает в Университете штата Индиана, в 1989 – 2017 годах – в государственном университете в Висконсине. С 2017 года руководит кафедрой казахского языка и тюркологии в Казахстане.

Автор: Зиля Мубаракшина (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)

Продолжение

трендовые темы