СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Актуально об Исламе

Соблюдение поста укрепляет иммунную систему

Опубликовано

С наступлением священного для мусульман месяца многие задаются вопросом, можно ли держать пост во время пандемии коронавируса, не опасно ли это для здоровья. По мнению автора, который является еще и врачом, голодание — это важнейший регулятор иммунной системы, а соблюдение поста снижает риск заражения инфекцией.

Sabah (Турця): соблюдение поста укрепляет иммунную систему

 

Халит Еребакан (Halit Yerebakan)

Известно, что коронавирус поражает людей с низким иммунитетом. При этом ослабляет иммунную систему не голодание, а неправильное питание. Соблюдение поста способствует укреплению иммунитета.

Пришел Рамадан, которого мы ждали с нетерпением на протяжении 11 месяцев. В этом году, как и каждый раз с наступлением этого месяца, ведутся споры о том, «кому можно держать пост, а кому нет». Эпидемия COVID-19 привнесла новое измерение в эти дискуссии. Мы знаем, что коронавирус больше поражает тех, у кого слабая иммунная система, а для поддержания иммунитета необходимо здоровое питание. В этой связи у многих возникает вопрос: «Соблюдение поста ослабляет иммунную систему?» Как врач я могу с чистой совестью ответить: «Нет». Подрывает иммунную систему не голодание, а неправильное питание, в то время как пост, напротив, способствует укреплению иммунитета.

Исцеляет организм

Возможно, вы заметили, что животные, когда болеют, отказываются от еды. При болезни организм сосредотачивается исключительно на отдыхе для снятия напряжения, возникающего в системах организма. Таким образом все внутренние энергетические системы животного переключаются на иммунитет. Иными словами, голодание в течение определенного времени играет важную роль в выздоровлении животных. То же самое касается человеческого организма.

Голодание на протяжении какого-то времени, то есть соблюдение поста, исцеляет и человека по такому же естественному механизму, уменьшает повреждение клеток, предотвращает воспаление и образование раковых клеток. Организм обладает определенным запасом энергии, который обеспечивает работу таких функций, как пищеварение, мыслительная деятельность, иммунитет. Соблюдение поста позволяет расходовать имеющуюся энергию не на пищеварение, а на работу других систем.

Для препятствования воздействию нежелательных микроорганизмов, поступающих в организм с продуктами питания, в первую очередь начинает работать иммунная система, которая использует и те запасы энергии, что отведены для других видов деятельности. Соблюдение поста обеспечивает выработку белых клеток крови, необходимых для уничтожения инфекций и других нежелательных агентов.

Благоприятная возможность для укрепления иммунной системы

Мы не ошибемся, если скажем, что голодание — важнейший регулятор иммунной системы. Согласно проведенным исследованиям, длительный голод позволяет сосредоточить больше энергии на процессе регуляции иммунитета. Многие специалисты даже рекомендуют такую диету, как интервальное голодание. Соблюдение поста включает практически те же требования, что и этот вид диеты. Единственная разница заключается в том, что при соблюдении поста в месяц Рамадан во время отказа от пищи нельзя пить воду. Однако регулярное употребление воды между ифтаром и сахуром (вечерняя и ночная трапезы приема пищи во время Рамадана — прим. пер.)уменьшает количество естественных микроорганизмов в кишечнике, что позволяет перенаправить энергию на другие, более важные, области. Таким образом, иммунная система может активировать необходимые регенеративные процессы в организме, на которые она раньше не находила энергии. Голодание не рекомендуется при некоторых болезнях. Если у вас есть какое-нибудь хроническое заболевание и вы регулярно принимаете лекарства, тогда, для того чтобы узнать, можно ли вам держать пост, советую проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

 

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально об Исламе

Ночь предопределения – Ляйлятуль-Кадр

Опубликовано

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, ­что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи в­а саллям) сказал: «Прошлые грехи человека­, который проведет Ночь Предопределения в­ поклонении, веря в ее достоинства и свят­ость и ожидая награду только от Аллаха, б­удут прощены».

Одно из проявлений безграничной милости Всевышнего – это Ночь Предопределения.
Эта ночь – самый благоприятный ­шанс, пожалованный нам нашим Господом, который использует любой случай, чтобы предоставить облегчение Своим рабам. Потому ч­то эта ночь лучше, чем тысяча месяцев, то есть лучше, чем длинная жизнь в 83 года и 3­ месяца.

Нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) была показана продолжительность жизни­ его общины (уммы). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нашел, что этот­ срок очень короток по сравнению с жизнью­ людей прошлого. Он подумал, что его общи­на (умма) не сможет совершить столько бла­гих дел, сколько они. По этой причине Все­вышний Аллах пожаловал ему и его общине Н­очь Предопределения, которая лучше тысячи­ месяцев. (Муватта’, И’тикаф 15).

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алей­хи ва саллям) рассказывал своим сподвижни­кам об одном человеке из сынов Исраиля. Э­тот человек, (которого звали Шам’ун Гази)­, взяв в руки оружие, тысячу месяцев сраж­ался на пути Аллаха, а ночи проводил в по­клонении. Пораженные мусульмане преисполн­ились зависти к нему. Тогда Всевышний Алл­ах, являя свою милость и милосердие к общ­ине (умме) Мухаммада, ниспослал суру аль-­Кадр:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в но­чь Предопределения. Откуда тебе знать, чт­о такое ночь предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [но­чь] нисходят ангелы и Дух (то есть Джибри­л) с дозволения их Господа, дабы исполнит­ь [Его] веления [на этот год]. [В эту ноч­ь] – ниспослание приветствий [верующим от­ ангелов] до [самого] наступления зари» (­аль-Кадр, 97/1-5) (см. Вахиди, с. 486). ­

Всевышний сделал самой благословенной ту ­ночь, в которую даровал нашему Пророку пророчество и начал ниспосылать наше священ­ное писание. Это достаточно, чтобы определить достоинство и великую ценность нашег­о Пророка, Корана, а также Ночи Предопределения.

Всевышний Аллах аятом суры ад-Духан «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в благосл­овенную ночь» сообщает о благословенности­ и святости Ночи Предопределения, о блага­х, заключенных в ней. ­

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва са­ллям) сказал:

­«В месяце Рамадан есть ночь, которая лучш­е тысячи месяцев. Кто остался обделенным ­ее благами, значит остался обделенным великим». (Ахмад, II, 230, 385). ­

Поклонения, совершенные в эту ночь, превосходят поклонения за тысячу месяцев, в ко­торых нет Ночи Предопределения. В эту ноч­ь ангелы определяют события, которые прои­зойдут в течение следующего года. В эту н­очь на землю спускаются сонмы ангелов во ­главе с Джибрилом (алейхиссалям). В эту н­очь, пока не побелеет восток, на всей зем­ле устанавливаются тишина и покой; люди б­ывают защищены от всякого зла. Ангелы, об­ходящие землю, приветствуют каждого мусул­ьманина, которого встречают, молятся за н­его и просят прощения. В Судный день они ­будут свидетельствовать о его поклонениях­ (ибадат) и заступаться за него.

Хадис пророка, мир ему,­  ­доносит до нас радостное известие, что гр­ехи людей, бодрствующих в Ночь Предопреде­ления, прощаются. Но условием этого являю­тся вера и искренность. То есть человек, все­м сердцем веря в слова Аллаха и Его Посла­нника, должен принять все сообщаемое о до­стоинствах этой ночи и, ожидая вознагражд­ения только от Аллаха, совершать поклонен­ия (ибадат). Только в этом случае, очисти­вшись от грязи грехов, подобным новорожде­нному, он встретит утро.

Прощение грехов – это очень большое достижение. Потому что сначала вещь очищают, а­ потом украшают. Поэтому просить прощение­ следует прежде всего. ­

­Аиша (радыйаллаху анха) передает, что она­ спросила:

– О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи в­а саллям), какую молитву (ду’а) мне читат­ь, если я узнаю, какая ночь будет Ночью Предопределения?  ­

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва са­ллям) ответил:

– Молись так: «О мой Господь! Ты прощающи­й, великодушный, Ты любишь прощать. Прост­и же меня!» (Тирмизи, Да’ват, 84/3513; Иб­н Маджа, Ду’а, 5).

В этом хадисе приводится одна из молитв (ду’а), которые следует читать в Ночь Предопределения. В эту ночь можно как читать ­другие молитвы, также совершать намаз, читать Коран, каяться и просить прощения грехов, заниматься поминанием (зикр) Аллаха­ и размышлением (тафаккур), просить благословения (салават) для Пророка. Тем, кто ­должен совершать намаз, более правильно прежде дополнительных (нафиля) намазов восполнить (када) пропущенные ими пятикратны­е намазы. Помимо всего этого, днем после ­Ночи Предопределения нужно делать добро, ­помогать другим, приносить радость обездо­ленным и заниматься другими благими делам­и. Самое меньшее из благ Ночи Предопределения – это совершение вечернего (аль-магр­иб), ночного (аль-‘иша) и утреннего (ас-с­убх) намаза коллективно. (См. Байхакы, Шуаб, III, 340). ­

Не каждый может бодрствовать всю ночь. Но­, следуя сунне нашего досточтимого Пророк­а (саллаллаху алейхи ва саллям), в послед­ние семь ночей, несколько уменьшив время ­сна, увеличить количество поклонений (иба­дат), отвести для них определенную часть ­ночи в ее начале и конце по силам каждому­. ­

Можно только пожалеть тех несчастных, которые, несмотря на Рамадан, пост и Ночь Предопределения, завершают этот месяц, не обретая прощения. Они упорно стараются удалиться от блага и милости. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ­сказал: «Да будет унижен человек, который­ прожил Рамадан и не обрёл прощения своих­ грехов!» (Тирмизи, Да’ват, 100/3545)

Абдуррауф хазрат Забиров

Продолжение

Актуально об Исламе

Поздравление с благословенным месяцем Рамазан 1441 года по хиджре

Опубликовано

Дорогие братья и сестры!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

23 апреля 2020 года с заходом солнца наступает благословенный месяц Рамазан, в течение которого мусульмане соблюдают пост.

Согласно мусульманскому летоисчислению новый день наступает не в полночь, как принято в григорианском календаре, а сразу после заката солнца. В этой связи первый таравих-намаз (дополнительная молитва совершаемая только в месяц Рамазан), совершается после обязательной ночной молитвы, которая пройдет в ночь с 23 на 24 апреля. С началом рассвета 24 апреля мусульмане приступят к исполнению одного из пяти столпов ислама – соблюдению поста.

Благословенный Рамазан – месяц поста, щедрости, молитв и чтения Корана, месяц добра, милости, покорности и благодати, когда Аллах приумножает награду праведникам и воздает им щедрыми дарами. В этот месяц Всевышний ниспослал Свое последнее божественное откровение – Коран и предписал верующим постится с верой, надеждой, смирением и раскаянием.

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение между истиной и ложью – пусть проводит его, постясь» (Коран, 2:185).

Мусульмане каждый год с духовным трепетом встречают приход долгожданного месяца Рамазан и благодарят Всевышнего Аллаха за милость, которая выражается возможностью приближения сердцем и душой к Нему, посредством добрых дел. В преддверии Рамазана верующие старались сеять семена добра и блага, строили свою жизнь в свете заповедей мудрого Корана, вдохновлялись глубиной и величием духовных наставлений возлюбленного Всевышним пророка Мухаммада, мир ему, что принесло духовную, социальную и телесную пользу мусульманской умме.

Сообщается, что некоторые праведные предшественники шесть месяцев обращались к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он позволил им дожить до Рамазана, а затем, после Рамазана, они пять месяцев молили Его принять от них то, что они совершали в этом месяце. Всевышний говорит: «Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, о верующие, – возможно, вы преуспеете» (Коран, 24:31).

Передается, что пророк, мир ему, сказал: «О люди, обращайтесь к Аллаху с покаянием, воистину, я молю Его о прощении по сто раз в день» (Муслим).

Наступление месяца Рамазан – одна из великих милостей Аллаха для Его раба мусульманина. Рамазан – сезон блага, в котором раскрываются врата рая и закрываются врата ада. Это месяц Корана и месяц решающих для нашей религии сражений. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «По милости и милосердию Аллаха», – потому пусть возрадуются, ибо это лучше того, что они собирают» (Коран, 10:58).

Хвала Всевышнему, который дал нам возможность дожить до благословенного месяца Рамазан, в котором через венца пророчеств пророка Мухаммеда, мир ему, ниспосланного как милость для миров, было незведено последнее откровение Творца всему роду человеческому. И да поможет нам Всевышний в соблюдении поста, в выстаивании ночных молитв и совершении благих деяний, и даст нам возможность вкусить истинное наслаждение веры в приближении к Создателю, посредством наших душ и сердец.

Мы молим Всевышнего и призываем наших братьев и сестер приумножить молитвы о прощении и постараться посредством деяний очистить души, чтобы в наших сердцах засиял свет Божественной милости и благой вести о прощении, чтобы месяц Рамазан полностью заполнился спокойствием, надеждой на принятие наших добрых дел щедрым Господом, ибо он не отталкивает тех, кто возвращается к нему с искренним покаянием.

В этом месяце мы должны постараться быть самыми счастливыми творениями Аллаха, которые посредством обращения к Нему обновили свой завет с Ним, приблизили состояние благодарности от радости духовного восторга и проявления истинного терпения во время скорби.

По воле Аллаха, пост в священный месяц Рамазан стал фарзом (обязательным) на второй год Хиджры – 624 год.

Для нас, мусульман, – это один из самых главных религиозных обрядов. Все намерения, дела и помыслы в эти светлые дни должны быть только благими, лишенными греха.

Пост учит ценить пищу и питье как дары Аллаха, но несмотря на длинные дни, каждый мусульманин во время поста обязан воздерживаться от пищи, питья, курения, супружеских интимных отношений, поступков нарушающих пост от рассвета до заката солнца. Ведь пост – это повеление Всевышнего Аллаха, которое исполняется воздержанием от пищи.

Познавая на собственном опыте чувство голода, верующие становятся более чуткими к потребностям миллионов неимущих людей и более щедрыми.

Для больных, путников, беременных женщин и кормящих матерей, пост допускается перенести на другое время года. Тех, кто по объективным причинам вообще не может соблюдать пост, следует накормить или раздать малоимущим милостыню. От поста во время Рамазана освобождаются беременные и кормящие женщины, больные и престарелые люди, дети, а также те, кто не может соблюдать его по объективным причинам – например, воины и путешественники.

Пост соблюдается в течение всего месяца Рамазан, во время которого вера мусульманина крепнет. За этот сезон добра человек заново возрождается, очищается не только телестно, но и духовно. Цель этого благословенного месяца состоит в духовном очищении людей, устранении пороков и изъянов, обеспечении победы разума, веры и воли над духовными пороками и предосудительными страстями; это своего рода программа, состоящая из молитв, зикров (поминаний Аллаха) и стремления к богобоязненности, это программа вознесения к Аллаху, программа совершенствования духа.

Давайте не забывать о том, что из всех земных радостей нам достаточно Всевышнего. Какой Он прекрасный покровитель! Пусть в эти дни нашим размышлением будет молчание, нашей речью поминание Всевышнего, а смыслом нашей жизни покорность Ему, и чтобы мы были подобны птицам, удел которых приходит по утрам (сухур) и вечерам (ифтар).

Давайте стараться опережать друг друга в благих деяниях, чтобы духовная энергия Рамазана распространила свой свет на другие дни, чтобы мы проявляли заботу друг о друге не завтра, а сегодня, чтобы мы никого не обижали, а наши сердца были подобны чистоте жемчуга, чтобы мы были в этом мире как путники, а наши молитвы подобны прощальным молитвам, чтобы мы не говорили такие слова, за которые завтра будем каяться или просить прощения у Всевышнего. Именно эти чувства иссушают огонь в сердцах и спасают утопающих, благодаря им человек встает на праведный путь в своей жизни.

Передают, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему, сказал: «Тому, кто во время Рамазана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари; Муслим).

Всевышний сказал в Хадисе аль-Кудси: «Поистине пост – для Меня. Ради Меня оставляют еду и свои похоти, и Я дам им воздаяние!»

Дорогие единоверцы!

Искренне поздравляем вас с наступлением благословенного месяца Рамазан. Желаем всем провести его с пользой для души и тела, с усердием поклоняться Всевышнему, совершить как можно больше благих дел.

Пусть каждая бесценная минута этого месяца будет заполненна светом, дай Аллах нам всем возможность достойно провести благословенный месяц Рамазан!

Пусть Аллах воздаст каждому за его усилия по исполнению четвертого столпа ислама. Амин!

Абдуррауф хазрат Забиров

 

Продолжение

Актуально об Исламе

Можно ли при отсутствии мечети совершать пятничный намаз дома?

Опубликовано

Вопрос:

Ассаламу алейкум.
Хазрат, у меня возник ещё один вопрос. В городке, где мы живём и учимся, живут разные народы. Теперь мы, мусульмане, собираемся совершать пятничный намаз. Всего нас оказалось 10-15 человек. Одного из нас мы избрали имамом и решили собраться у нас дома. Но у нас нет возможности выделить отдельную комнату для совершения намаза. Собираемся совершить намаз в одной из комнат. Правильно ли поступаем, что при отсутствии мечети в нашем городе мы совершаем пятничный намаз у нас дома? Еще хотел бы попросить Вас сообщить нам о требованиях, предъявляемых к имаму, возглавляющему пятничный намаз.
Пусть будет доволен Вами Аллах.

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

К сожалению, я не знаю, где вы проживаете. Пояснение к тексту из книги «Мухтасарул Викая» об обязательности (фард) пятничного намаза.

Условия обязательности пятничного намаза:

Условия, столпы и сунна, которые существует в других намазах, действительны и для пятничного намаза. Вместе с тем, есть свойственные только для пятничного намаза условия, о которых далее будет идти речь.

Для того, чтобы пятничный намаз стал обязательным, существуют внешние (вне намаза) условия. Они называются условиями, которые делают пятничный намаз обязательным (фард). Эти условия следующие:

1. Проживание в «мисре» (в пределах «города»).

«Мисром» является населенный пункт, самая большая мечеть которого не вмещает все население селения. Такие места раньше назывались городами. Но сейчас, даже маленькие деревни стали больше чем те города. Под «населением» подразумеваются люди, для которых участие в пятничном намазе обязательно (фард).
Из этого следует, что если в населенном пункте есть большая мечеть, куда не вмещается все его население, для которого обязательно участие в пятничном намазе, этот населенный пункт считается «мисром» («городом») и таким образом возникает одно из условий, делающих пятничный намаз обязательным. Для жителей населенных пунктов, которые не являются «мисром», пятничный намаз не является обязательным. Также человеку, путешествующему за пределы своего места проживания, пятничный намаз также не является обязательным. Если путешествующий человек планирует остаться в одном месте 15 или более дней, то он уже не считается путником (мусафиром) и в таком случае ему пятничный намаз становится обязательным. Человеку, вышедшему за черту зданий города до наступления времени зухр, можно путешествовать в пятницу. Можно отправиться в путь до достижения солнцем своего зенита.

2. Здоровье.

Больному человеку, учитывая трудности посещения им мечети, допускается пропустить пятничный намаз.

3. Свобода.

Это одно из древних условий. В те времена существовало рабство. Ввиду того, что рабы являлись чьим-то имуществом и должны были выполнять поручения хозяев, им не было обязательном посещение пятничного намаза.

4. Принадлежность к мужскому полу.

Из-за того, что у женщин много домашних забот и они должны ухаживать за детьми, дабы облегчить им жизнь, женщинам не обязательно посещение пятничного намаза. А у мужчин нет таких домашних хлопот, которых имеют женщины, и, учитывая выполнение других обязательств, мужчинам обязательно посещение пятничного намаза.

5. Совершеннолетие.

Как одно из основных условий в других видах намазов, так же и в пятничном намазе совершеннолетие является одним из основных условий, которое делающим этот намаз фардом. Не достигшим совершеннолетия посещение пятничного намаза не является обязательным.

6. Здоровое зрение и здоровые ноги.

Даже при наличии поводыря, для слепых посещение пятничного намаза не является обязательным. Человеку, который не может самостоятельно передвигаться, также не является обязательным участие в пятничном намазе. Аллах говорит: «И не сделал (Он) для вас в религии никакой трудности». Не чинить затруднений в религии является основой легкости Ислама.

Когда речь идет об учинении затруднений в религии, подразумевается, что на человека не возлагается сверх его возможностей. То, чего человек не хочет из-за своей ленивости, не считается трудностям.
Аллах сделал пятничный намаз фардом. В хадисах Пророк саллаллаху алайхи васаллам строго предостерегал людей, кто оставлял (не участвовал) пятничные намазы. Но вместе с тем, для определенной категории людей обязательность пятничного намаза снимается.

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Тарика ибн Шихаба, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждому мусульманину надлежит совершать намаз в джама’ате. За исключением четырех категорий людей: рабов, женщин, детей и больных».
Если не имеющий в себе эти исключения, совершит пятничный намаз, тем самым он исполнит обязательный религиозный долг — фард. Например, если не проживающий в пределах «мисра» (города) человек, а также путник, больной, раб, женщина, несовершеннолетний, слепой или хромой совершат пятничный намаз, то тем самым они исполнят фард. Потому что, если люди, которым ввиду определенных причин пятничный намаз не был предписан, совершают его по собственной инициативе, то они удостоятся положения совершившего фард. Так же, как и то, что путник может поститься, или бедный может совершить хадж.

Условия, которые обязательны для исполнения пятничного намаза:

Кроме условий, которые необходимы для полноценности намаза вообще, существуют также условия, наличие которых обязательно для того, чтобы пятничный намаз был правильным:

1. Проживание в «мисре» (городе) или на его окраине.

Про то, что такое «миср», мы уже говорили выше. Теперь же в самом тексте непосредственно излагается понятие «миср».

«Миср» это населенный пункт такой величины, в котором самая большая мечеть не вмещает все его население. Как уже было сказано выше, под населением здесь подразумевается не все население, а только та ее часть, для которой пятничный намаз предписан фардом.

Абу Ханифа, рахматуллахи алейхи, говорил: «Населенная местность, где есть дороги и рынки, есть пресекающий несправедливость правитель и ученый-богослов, который выносит решения по вновь возникающим вопросам. считается мисром».

Окраина мисра это местность, которая непосредственно связана с мисром и служи ему во благо. Примкнувшие к мисру места, на которых расположены удовлетворяющие потребности мисра каравансараи, скотобойни и подобные им сооружения, тоже считаются окраиной мисра. В таких местах также можно совершать пятничный намаз. Но между мисром и такими местами не должно быть пустых полей. Например, если между мисром и такой местностью существуют поля или сады, то они не считаются окраиной мисра.

На вопрос, «Что будет, если пятничный намаз будет совершаться одновременно в нескольких местах мисра?, в мазхабе существуют четыре ответа.

1. Этот ответ передается от Абу Ханифы и Мухаммада, рахматуллахи алейхима, и считается самым правильным:

«Пятничный намаз можно совершать в двух и более местах. Потому что совершение намаза только в одном месте создает трудности».
Кроме того, нет доказательств, что нельзя совершать пятничный намаз в нескольких местах.

2. Разрешение от правителя или его заместителя.

Или должна быть сторона, получившая разрешение на совершение пятничного намаза.

3. Наступление времени зухр.

С наступлением времени зухр наступает время пятничного намаза. С истечением времени зухр истекает время пятничного намаза.
Передается от Анаса радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал пятничный намаз, когда солнце отклонялось от своего зенита». Передали пятеро, кроме Муслима. Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда совершал пятничный намаз в пору зухр.

4. Хутба (проповедь), пусть даже продолжительностью в один тасбих.

Хутба один из основных условий пятничного намаза. Без хутбы пятничный намаз не состоится. Всевышний Аллах в аяте 9 суры «Жуму’а» говорит: «О вы, которые уверовали! Когда призывают на намаз в день пятницы, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете».
Фраза «поминание Аллаха» в этом аяте означает хутбу. Длительностью в один тасбих означает, что произнесением фраз «Алхамду лиллях, Субханаллах!», хутба считается совершенным.
Вместе с тем, хутба пятничного намаза обязательно должна произноситься после наступления времени зухр. Нельзя произносить хутбу до достижения солнцем своего зенита, а потом совершать намаз.

Передается от Саиба ибн Язида радияллаху анху: «Во времена Пророка, саллаллаху алайхи ва саллам, Абу Бакра и Умара первым провозглашением (азаном на пятничный намаз) была пора, когда имам садился на минбар».
Передали пятеро, кроме Муслима.
До наступления времени зухр азан не провозглашается. Поэтому в другое время, кроме поры зухр, хутба не произносится.

5. Изну ‘амм (общедоступность).

Это означает, что двери мечети должны быть открыты для всех желающих и должно действовать всеобщее разрешение на посещение мечети. То есть это когда никто не воспрещает желающим посещать мечети.

Пятничный намаз один из проявлений девиза Ислама. Его совершение должно быть общеизвестным среди людей.
Если обособленная группа людей будут совершать пятничный намаз, закрыв за собой двери мечети, то их намаз не будет правильным.

6. Наличие джама’ата.

То есть помимо имама присутствие как минимум еще троих человек является одним из условий совершения пятничного намаза. Это шариатское положение взято из следующего хадиса.

Передается от Торика ибн Шихаба, радияллаху анху: «Пророк, саллаллаху алайхи ва саллам, сказал:
— Совершение пятничного намаза с джама’атом надлежит (является ваджибом) для каждого мусульманина. Исключением — четыре категории: рабы, женщины, дети и больные».
Передали Абу Давуд, Байхаки и Хāким.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

 

Продолжение

трендовые темы