СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Мусульманская этика

Скромная прелесть нашего дома

Опубликовано

Дом для человека – уютная обитель, где он восстанавливает силы, находит душевный покой, радуется своей семье, вместе с близкими и родными проводит счастливые и печальные дни своей быстротечной жизни. Дом в жизни человека имеет большое значение. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал: “Четыре вещи являются признаками счастья: хорошая жена, просторный дом, хороший сосед и удобное средство передвижения” (передано Ибн Хаббаном).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что в доме должен поддерживаться порядок, он должен быть чистым (Тирмизи, Адаб,41). Немаловажно, чтобы внутреннее убранство дома было одновременно и скромным, и радовало глаз, чтобы в доме было красиво, светло, тепло. Однако всего этого должно быть в меру: не слишком роскошно и экстравагантно, не бесполезно. Другими словами, нужно, чтобы дом давал людям ощущение удобства, благородной простоты, скромной прелести, физической и духовной защищенности. Всевышний Аллах говорит в суре “Араф” (7/32): “Спроси (О, Мухаммад): “Так кто же смеет объявлять запретными украшения Господа и пищу добрую, ниспосланную им рабам Своим? (Блага эти) предназначены для тех, кто уверовал в Бога и в Посланника Его, – в этой жизни, а также и в день Судный”.
Из этого аята становится ясно, что человек должен украшать свой дом бесчисленными дарами Аллаха. Комнатные растения, например, облагородят даже самую скромную обитель, а произведения декоративно-прикладного искусства создадут необходимый уют. Украшая свой дом, человек реализовывает стремление к прекрасному и возвышенному. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своим последователям носить красивые одежды и жить в просторных домах.
По свидетельству Ибн Масуда (радыяллаху анху), однажды Посланник Аллаха сказал:
– Не войдет в Рай тот, в сердце у кого было высокомерие весом хотя бы с одно зернышко.
Кто-то из людей, услышав это, возразил:
– Но ведь человек хочет, чтобы одежда его была красивой и чтобы сандалии его были красивыми.
На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное. Но что касается высокомерия, то это отрицание Истины и презрительное отношение к людям (намерение их унизить) (Муслим, Иман, 147).
Однако как в одежде, так и в украшении дома нельзя переходить определенных границ, чтобы это стремление к прекрасному и нестандартному не переросло в желание выделиться, похвалиться, унизить других, вызвав в них чувства зависти и гнева. Главное, чтобы человек смог распорядиться благами, которые ему дарованы, чтобы находящееся в его распоряжении не пошло ему во вред, не привело к духовным болезням, а создало бы атмосферу мира и доброжелательности в нем и вокруг него. Ислам установил определенные правила и запреты, зная которые, человек сможет украсить свой дом самым наилучшим образом. Запрещено держать в доме все, что так или иначе может привести к греху высокомерия, к нарушению чистоты веры, нравственных устоев, чистоты домашнего очага. Так, например, запрещается использование посуды из драгоценных металлов, золота и серебра (запрещено употребление из них пищи), а также покрывал, ковров, штор из дорогой ткани – шелка. Один из сахабов Хузайф (радыяллаху анху) передал следующее: “Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) запретил нам есть и пить из золотой и серебряной посуды, одевать шелк и садиться на покрывала из шелка. И он сказал так: “Это для них (неверных) в этой жизни, а для нас в Ахирате” (Бухари, Ашриба, 27; Ат имэ, 29; Муслим, Либас, 4,5).
Существует мнение, что мужчинам категорически запрещено ношение шелковых одежд (исключение делается при наличии кожных заболеваний). Женщинам, так как это согласуется с их природой, рекомендовано носить одежды из шелка и украшения из золота, которые только подчеркивают их женственность. Однако важное условие для сохранения гармонии в отношениях с людьми и защиты сердца от недостойных качеств – соблюдение меры, с тем чтобы не переходить границ необходимого. Женщина скромная, стыдливая и богобоязненная – женщина благочестивая.
В хадисах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится также о статуях, скульптурных изваяниях, о предметах, изображающих одушевленные образы. Приводимые ниже хадисы препятствуют тому, чтобы в доме мусульманина находились изваяния и чтобы он делал их своими руками. “В дом, где находятся статуи, ангелы не входят (Бухари, Бадиль-Халк, 7; Муслим, Либас, 87).
“В день Кыямата из испытывающих тяжкие муки будут те, кто создавал образы (руками) ” (Бухари, Адаб, 75; Муслим, Либас, 96).
Причины, по которым в доме не должно быть изображений живых или воображаемых существ:
– чтобы стереть из памяти людей то, что в различные времена, в различные периоды жизни, в различных обществах люди имели склонность к поклонению и обожествлению подобных статуй и памятников;
– чтобы укрепить веру в Единого Аллаха;
– чтобы предупредить впадение в грех скульптора, который в процессе творчества может вообразить себя всемогущим, заболеть высокомерием и впасть в состояние, недостойное раба Аллаха;
– чтобы у людей не рушились нравственные устои, нельзя держать в доме изображения обнаженных тел, идолов или любых предметов, которые люди склонны обожествлять, тем самым нарушая веру в Единственность Аллаха.
– чтобы предупредить ненужные затраты.
О рисунках на бумаге, на предметах быта, покрывалах, на стенах, на полу помещений в хадисах не дано точного определения халяль это или харам. Есть различные хукмы (суждения), которые выносят в зависимости от того, что изображено, от предназначения и местонахождения предмета с рисунком. Ибн Аббас (радияллаху анхума) одному из художников советовал следующее: “Если хочешь передать что-то на рисунке, изображай деревья и неодушевленные предметы” (Тахави, Шарху Мааниль-Асар, Каир, 1968, Т.4, стр. 282-288). Таким образом, Ислам не запрещает рисование вообще, а запрещает изображение одушевленных предметов, которое может привести людей к искажению их веры. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) уделял внимание в первую очередь тому, чтобы не было противоречий с основами Ислама, и после утверждения исламского мировоззрения использование рисунков на одежде, домашней утвари не попало под запрет. Некоторые ученые пришли к мнению, что изображения одушевленных предметов в двухмерной плоскости, не трехмерной, не имеют портретного сходства с реальными живыми существами, а потому возможны.
Что же касается фотографий, которые появились в середине 19 века, то определение их в категорию харам или халяль зависит от предмета и цели их создания. Все, что может привести к безнравственности, фотографировать запрещено, в то время как фотографирование на документы, удостоверяющие личность человека, и на другие юридические бумаги является дозволенным. Ученые определяют подобные фотографии как относящиеся к категории общепринятых и всеми используемых.

Хареддин Караман

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мусульманская этика

Нравственные правила торговли

Ислам учит определенным нравственным правилам торговли. Они начинаются с честных отношений

Опубликовано

Дорогие братья и сестры!

Наш Пророк (с.а.с.) время от времени посещал рынок в Медине. Там он наблюдал за торговцами и покупателями, беседовал с ними. Делал замечания, когда обнаруживал неправильные действия. В итоге, Всевышним были ниспосланы аяты, содержащие наставления по поводу торговли: «Горе тем, которые обвешивают [других], а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им. [Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешивают, то причиняют убыток [другим]. Неужели они не думают о том, что их воскресят в великий день, в тот день, когда люди предстанут перед Господом [обитателей] миров».[i]

Дорогие братья и сестры!

После того, как были ниспосланы эти аяты, верующие под предводительством нашего Пророка начали более щепетильно и внимательно относиться к торговле.[ii] Посланник Всевышнего (с.а.с.) был крайне доволен этим обстоятельством. Он побуждал единоверцев к торговле следующей молитвой: «О, Господи! Ниспошли изобилие их весам, мерам и торговле!»[iii]

Дорогие верующие!

Наша великая религия Ислам научила нас определенным нравственным правилам торговли. Они начинаются с честных отношений. Необходимо избегать лжи и обмана. Ведь правдивость и честность – неотъемлемая черта мусульманина. Это необходимое условие для того, чтобы стать добродетельной личностью. Причем, не только в отношении торговли: верующий должен опоясаться искренностью во всех сферах своей жизни. Повеление нашего Великого Творца «быть абсолютно правдивым»[iv] есть основа слов, отношений и поведения мусульманина. Предупреждение нашего Пророка (с.а.с.) «Обманывающий нас – не из нашего числа»[v] – неотъемлемый принцип отношения к людям.

Дорогие братья и сестры!

Посланник Всевышнего (с.а.с.) говорил: «Честный и надежный торговец находится рядом с пророками, праведниками и мучениками».[vi] Из этого хадиса становится ясно, что для торговли принципиально важна открытость и прозрачность. Следующее происшествие является наилучшим примером этому: Один из учеников пришел к Пророку (с.а.с.) для того, чтобы посоветоваться с ним по поводу некоторых особенностей торговли, которые занимали его ум. Посланник Всевышнего внимательно выслушал его, а затем сделал следующее наставление: «Когда ты хочешь что-либо купить, то называй цену, которую можешь дать! Когда же ты желаешь продать что-либо, то называй не завышенную, а реальную рыночную стоимость товара!»[vii]

Дорогие братья и сестры!

Наш Пророк (с.а.с.) сделал нам предупреждение в хадисе «Мусульманину не дозволено продавать дефектный товар, не сообщив покупателю об этом дефекте».[viii] Ведь сокрытие недостатков товара уничтожает достаток от торговли и доверие людей друг к другу. Какой бы большой ни казалась выгода продавца, на самом деле она приведет к разочарованию. Осознающий это верующий не может считать дозволенным каждый способ получения дохода и выгоды. Он не станет прибегать к обманной рекламе, мошенничеству, недобросовестной конкуренции и получению сверхприбыли. Он не сможет получить выгоды и прибыли за счет потерь и ущерба, нанесенного другому человеку. Он знает: обманывая другого человека, на самом деле, обманывает себя. К тому же, Великий Творец сообщил о том, что подверг гибели предыдущие поколения за их деградацию в результате нечестной торговли.[ix]

Братья и сестры!

Еще один из основных принципов торговли – заработок дозволенным путем. Верующий, который знает о том, что однажды предстанет с ответом за все совершенное им, не станет примешивать к своему заработку запретное. В этом смысле мусульманину не дозволено продавать то, что запрещает Аллах. Мусульманин должен сторониться торговли спиртным и наркотиками, азартных игр и их организации, а также уклонения от уплаты налогов.

Дорогие верующие!

Как жаль, что с ходом времени некоторые люди утратили щепетильность к дозволенности своего заработка. Некоторые люди стали считать, что все средства хороши для получения дохода и выгоды. Некоторые люди становятся рабами страстей и необузданного аппетита, нечестных способов заработка как можно большего количества денег, пленниками земных богатств. Другие же безмерно и недобросовестно эксплуатируют самое великое творение Аллаха – материальные и духовные человеческие достижения.
Но в торговле, как и во всех остальных сферах нашей жизни, самое главное – одобрение Всевышнего. Так давайте же строить свои доходы на основе честности и искренности. Давайте преисполним свои столы и жизни изобилием путем соблюдения прав других людей. Давайте будем чувствительными к тому, чтобы ни мы сами, ни наши дети и супруги не ели нечестно заработанного куска хлеба. Да будет мерилом при наших покупках и продажах следующий хадис Пророка (с.а.с.): «Земное богатство сладко и привлекательно. Тому, кто использует его без азарта, оно приносит изобилие. Тот же, кто прикасается к нему жадно и страстно, теряет свое благополучие».[x]

[i] Сура «Мутаффифин», 83/1-6.
[ii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 35.
[iii] Бухари, «Бую», 53.
[iv] Сура “Худ”, 11/112.
[v] Муслим, «Иман», 164.
[vi] Тирмизи, «Бую», 4.
[vii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 29.
[viii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 45.
[ix] Сура “Худ”, 11/84-95.
[x] Бухари, “Закят”, 50.

Продолжение

Мусульманская этика

ДОБРОСОСЕДСТВО

Опубликовано

Алимы сказали: если твой сосед является мусульманином и родственником, то у него три права в отношении тебя – соседское, родственное и право по Исламу.

Если же сосед мусульманин, то у него два права – соседа и Ислама. Если сосед немусульманин, то у него одно право – право соседства. Соседями считаются не только проживающие рядом, ими являются жители сорока домов по округу.

Кааб ибн Малик рассказал: “К Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: ” О Посланник Аллаха, я поселился в одном квартале, в котором самый близкий сосед самый вредный для меня “. Тогда Посланник Аллаха отправил Абу Бакра, Умара и Али в мечеть, чтобы у входа они провозгласили: ” Воистину, сорок домов – соседи и не войдет в Рай тот, кого остерегаются соседи “.

Всевышний в Коране завещает нам благонравие к соседу. Он сказал (смысл):

وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ

” И поклоняйтесь вы Аллаху, не придавая Ему в сотоварищи ничего, и проявляйте доброту к родителям, к родным, к сиротам, и к соседям… “ (“ан-Ниса”, 36).

Воистину, почитание соседа и доброе отношение к нему – признак совершенства веры мусульманина, это поясняет нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе, Абу Шурайх аль-Адавай рассказал: ” Мои уши слышали, мои глаза видели, когда Пророк, сказал: “Кто уверовал в Аллаха и в Судный день пусть почитают своего соседа… “

По велению Всевышнего, ангел Джабраил часто завещал Пророку почитание, соседа как об этом говорится в хадисе. Ибн Умар приводит слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ” Джабраил не переставал завещать мне добрососедство так часто, что я подумал, он сделает соседа моим наследником “.

Почитание соседа должно выражаться в проявлении всякого добра к нему по мере возможности, таких, как приветствие саламом, давать подарки, оказание поддержки и заботы в нужде, и ни в коем случае не допускать какого-либо вреда соседу.

Ибн Хаджар говорит: ” Отношение к хорошему и плохому соседу естественно отличается, но в любом случае мы должны желать добра всем, поминая их в своих мольбах, желая наставления к истине “.

В некоторых хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подробно рассказывает о взаимоотношениях соседей. Когда Муаз ибн Джабаль спросил у Посланника Аллаха: ” Каков долг соседа перед соседом? ” – он ответил: ” Если он попросит у тебя в долг, дашь ему взаймы, если позовет на помощь, отзовись, если заболеет, навести его, станет бедным – поддержишь его, если у него радость, поздравь, если у него случится беда, соболезнуй, если же он умрет, проводи его, не строй строение выше его дома, ограждая ему солнце без его разрешения, и не причиняй ему вреда запахом своей кастрюли, если не намерен угостить его, если же ты купил фрукты, то угости его, если же не намерен угощать, то не показывай, когда несешь домой, и пусть твои дети едят дома “.

Однажды один из табиинов Муджахид находился рядом, когда Ибн Умар заколол овцу, а его сын разделывал мясо, при этом он несколько раз повторил своему сыну: ” Как закончишь, отнеси кусок мясо соседу иудею “. И сын сказал: ” Я слышал, отец, зачем так часто повторять? ” На что Ибн Умар ответил: ” О сын мой! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так часто завещал мне добрососедство, что я был готов считать соседей своими наследниками “.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не считает истинно уверовавшим того, кто сытен, когда его сосед голоден. Ибн Зубаир рассказал, что слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ” Не уверовал тот, кто сыт, когда сосед голодает “. Посланник Аллаха повелел Абу Зарру: ” О, Абу Зарр, когда ты варишь мясо, налей побольше воды и поделись с соседом “.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерегает нас от того, чтобы мы закрывались от соседей, Ибн Умар сказал: ” Наступили времена, когда никто из нас не видит больше прав на свои дирхемы и динары, но наступят времена, когда дирхемы и динары будут дороги некоторым больше чем брат мусульманин.

Я слышал, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сколько соседей будут цепляться за своих соседей, говоря: “О мой Господь, этот закрыл передо мной свои двери и лишил меня своего добра”.

Лучшим соседом считается тот сосед, кто более хорош для соседа, в хадисе сказано: “Лучший из друзей тот, кто более хорош для друга, и лучший из соседей тот, кто более хорош для соседа “.

Причинение вреда соседу является грехом и приводящим к ослаблению веры, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует “. Спросили: ” Кто о, Посланник Аллаха? “. Он ответил; ” Тот, вреда которого опасаются соседи “.

Да поможет нам Аллах иметь крепкое убеждение в вере и стойкость в следовании за Его Посланником, поможет нам быть добрыми и терпеливыми к соседям и простит наши грехи.

Мухаммадрасул-хаджи СААДУЕВ
имам Центральной джума-мечети г.Махачкала

Продолжение

Мусульманская этика

УМЕРЕННОСТЬ В ЕДЕ

Опубликовано

Мусульманин должен оберегать свой желудок и ограничивать себя в питании. Нужно беречь свой желудок от запретного и сомнительного, ограничивать себя в избыточном и не набивать желудок доверху даже тем, что дозволено.

Мы уже рассматривали вопрос запрещенного и сомнительного в главе «аль-Вара’».

За потаканием прихотям и чрезмерным наполнением желудка кроется множество бед. Среди них – ужесточение сердца, леность тела, его непослушание, отсутствие энергичности при поклонении, снижение способности к восприятию знаний и мудрости, уменьшение сострадания и милосердия по отношению к слабым, нуждающимся братьям и сестрам.

Также существует опасность, что частое переедание и потакание прихотям в еде подталкивает к совершению сомнительного и даже запретного.

Худжат-уль-Ислам Имам аль-Газали, рахимахуллахи, сказал:

«Переедание халяля – источник зла, не говоря уже об употреблении харама».

Тот, кто достоин поминания и восхваления (имеется в виду Пророк, салляллаху алейхи ва саллям), сказал:

«Сын Адама (человек) не наполнял более зловредного сосуда, чем его желудок. Ему достаточно маленьких кусочков еды, чтобы не умереть с голоду. Если же это невозможно, пусть он наполняет треть желудка пищей, треть – питьем и треть – воздухом» (ат-Тирмизи, ан-Наса’и, ибн Маджах, ссылаясь на аль-Микдада, приводят этот хадис).

Также передают, что он, достойный поминаний и восхвалений, сказал:

«Безнравственные из моего народа – это те, которые питаются с роскошью и чьи тела растут на роскоши; и те, кто устремился к разнообразию яств и одеяний; и те, кто стремится быть красноречивым» (ат-Табрани в сборнике «Аль-Кабир» и аль-Байхаки в «Шу’б аль-Иман», ссылаясь на Аби Умаму, приводят этот хадис).

И Пророк, салляллаху алейхи ва саллям, сказал:

«Тот, чей желудок остается дольше всего наполненным в этой жизни, будет дольше всего голодным в следующей жизни» (ат-Табрани в аль-Кабире, ссылаясь на Салмана, приводит этот хадис).

Али, каррамаллаху ваджхаху, сказал:

«Тот, кто ценит то, что входит в его желудок, будет оценен не выше того, что выходит из его желудка».

Верующий должен удерживать себя от желаний как средства довольства и наслаждения и отказываться от мирского. Когда он ест, он не должен набивать свой желудок. Нужно ограничивать себя, довольствуясь той халяльной пищей, которая доступна, и не пускаться на поиски более вкусного или того, что по душе.

Если мусульманин нацелен на самую грубую и доступную пищу, в нем больше богобоязненности (таква), он меньше думает о себе, отдаляется от прихотей нафса и в своей добродетельности приближается к праведным предшественникам.

Обычной едой Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, была ячменная каша. Пророк, салляллаху алейхи ва саллям, сам замешивал ячмень, затем его готовили без просева (ситом стали пользоваться уже позднее). Он и его семья месяцами питались лишь финиками и водой, и месяцами в доме не зажигался огонь для приготовления пищи.

Верующий должен принимать пищу, следуя этикету, который мы черпаем из Сунны Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, приступая к еде с именем Аллаха и заканчивая благодарностью Ему. Следует есть с намерением поддержать в организме силы для поклонения Всевышнему Аллаху и следовать Сунне.

Автор:
Имам Абдуллах ибн Алави аль-Хаддад

Книга:
Наса’их ад-Динийа Валь Васайа аль-Иманийа

Продолжение

трендовые темы