СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Архив

СВЯЩЕННЫЙ РАМАДАН И ПОСТ

Опубликовано

Священный месяц Рамадан – месяц милости. Рамадан дает воможность заново увидеть неисчислимые сокровища, которыми одарены. Пост, который Всевышний Аллах приказал соблюдать в этом месяце, заставляет нас отказаться от радостей проходящих и обращает к радостям вечным. Поститься следует атмосфере непрерывного поклонения. Главная задача поста обуздать свой нафс, сведя его влияние к минимуму. Пост требует терпение и волю, учит сдерживать плоть и возвышает дух. Воздержание от еды еще раз напоминает о ценности благ, дарованных Всевышним Аллахом, оживляя в сердцах благодарность Ему. Пост заставляет вспомнить о неимущих, пробуждая чуткость и сострадание. Пост ставит заслон порождающим нестабильность в обществе порокам, таким как зависть и злоба. Значение поста неоценимо, он был предписан не только нашей умме, но и тем, кто был раньше:

(О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, с он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! Он предписывается вам на отсчитанные дни) (Аль-Бакара, 183-184)

Поклонения, предписанные Исламом, – словно лекарства различных болезней души. Они способны излечить и от чрезмерной склонности к развлечениям, и от тяги к обманчивой красоте, и от потакания нафсу. В мекканский период у мусульман,немотря на то, что они потеряли все свое имущество, а жизнь их была под угрозой, не было риска заболеть подобными болезнями. Но после того как, совершив Хиджру, они спаслись от гнета кяфиров, их материальное положение начало выравниваться. Для защиты от духовных недугов они стали нуждаться в воздержании. Приближался месяц Рамадан второго года Хиджры, и пост стал для мусульман фардом.

Подобно тому, как прием лекарства назначают только на определенный срок, дни поста тоже ограничены. Ведь если принимать какое-нибудь лекарство постоянно, то организм к нему привыкнет, и оно перестает действовать. Так же и пост – если держать его без перерыва, это не принесет пользы ни душе, ни телу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от этого своего сахаба, однажды сказавшего: «Я проведу в посте всю оставшуюся жизнь».

То, что все мусульмане постятся в одно и то же время, сплачивает их, заставляет тоньше чувствовать друг друга. Особая мудрость скрыта в том, что месяц Рамадан перемещается сквозь все времена года. Выпадая на разные сезоны и перемещаясь через дни короткие и длинные, холодные и жаркие – он благословляет каждый день в году. Подобное перемещение несет верующим чередование испытаний и возможность вкусить самые различные духовные наслаждения. Это делает легким выполнение предписания, казалось бы, непростого.
В Коране пост ограничен месяцем Рамадан. Сначала Всевышний обращается к верующим:

(О те, которые уверовали! Предписан вам пост) (Аль-Бакара, 183)

Потом говорится об уммах, предшествовавших нашей:

(так же, как он предписан тем, кто был до вас) (Аль-Бакара, 183)

Затем говорится о том, что пост надо соблюдать в течение определенного срока:

(Он предписывается вам на отсчитанные дни) (Аль-Бакара, 184)

Далее следует повествование о превосходстве месяца Рамадан и переносе поста при некоторых обстоятельствах для облегчения:

(Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Может быть, вы будете благодарны!) (Аль-Бакара, 185)

Как видно из аята – пост является возвеличиванием Всевышнего Аллаха, посредством которого можно выразить благодарность Всевышнему. Кроме того, пост оказывает положительные влияние и на другие виды поклонения. Как сказал Шакик Белхи, «Поклонение – это искусство. Место для его совершения – уединение, а средство – голод».

Современная медицина также признает эффективность лечебного голодания. Вместе с тем голод – лишение, перенести которое труднее всего. В одном предании говорится, что когда создавался нафс, несмотря на то, что был подвергнут самым различным испытаниям, оставался тверд в своем невежестве. «Ты – это Ты, а я – это я!» – говорил он Всевышнему. Смирился и признал свою беспомощность нафс лишь после того, как ему было дано испытать голод. Поэтому в воспитании воли, которая является главной силой для обуздания нафса, с преодолением голода не сравниться ни что.

Лукман наставлял своего сына: «Когда твой желудок полон, засыпает мысль, умолкает мудрость, удаляется от поклонения тело».

Один из авлия говорил: «Прибегаю к Всевышнему Аллаху от аскета, который приводит в расстройство свой желудок разнообразием явств».

Праведный Махмуд Сами Рамазан Оглу в книге «Мукаррам инсан» писал: Спросили у врачей – какое лекарство лучше всех?
У мудрецов – что придает поклонению радость? У аскетов – в привязанности к Всевышнему Аллаху, что подкрепляет более всего?
У правителей – что делает еду питательной и вкусной?
Они ответили одинаково: «Мало есть!»

В воздержании от еды, особенно во время поста, заложено десять благ:
1. Когда желудок пуст – легко на сердце, лучше работает память. Сытость притупляет ум и делает человека забывчивым.
2. От голода сердце становится чутче, поклонение приносит удовольствие и просветление. Сытость притупляет сердце, в результате чего ибада не приносит радости.
3. От голода душа становится мягче и смиренней. Сытость делает ее самодовольной и необузданной.
4. Голодая сам, вспоминаешь о голодных и бедных. Когда сыт – не думаешь о них.
5. В голоде ломаются похоть и плотские желания. Сытость дает толчок низменным устремлениям.
6. Голод придает телу бодрость. Сытость рождает беспечность и сонливость.
7. Голодному легко дается ибада. Сытым овладевает расслабленность и лень.
8. Голод несет здоровье телу. Сытость изнашивает орга¬низм, подвергает его болезням.
9. Голод приносит свободу и легкость. От сытости – тяжесть и застой.
10. Испытывая голод легче угощать и давать милостыню, которая может обернуться тенью в палящий День Суда. Сытость, напротив, усиливает губительную для раба жадность и толкает к расточительству.
Все вышеперечисленные блага поста вмещает в себя хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Поститесь – будете здоровы! (как физически, так и духовно)» (Табарани)

Пост занимал особое место не только в жизни избранника Всевышнего Аллаха – Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но также служил подготовкой к откровениям другим Пророкам. Так, Посланник Аллаха Муса (мир ему) сорок дней и ночей пребывал без еды и питья, пока ему не была ниспослана Тора. Посланник Аллаха Иса (мир ему) не ел и не пил сорок дней и ночей до ниспослания Инжиль (Евангелия). Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), до встречи с Джабраилем и ниспослания первых аятов Корана провел целый месяц в уединении неподалеку от Мекки в пещере Хира, целиком отдавшись поклонению. Все это говорит о том, что главная польза поста – духовная. Нельзя рассчитывать на довольство Всевышнего Аллаха постом, который соблюдается ради разгрузки желудка или для похудения. То же самое можно сказать и о намазах, совершаемых машинально или «для зарядки». В любом служении довольство Всевышнего Аллаха должно быть единственной целью, достичь которую возможно лишь возвысившись душой.

На протяжении месяца Рамадан особое внимание надо уделять следующим пунктам:

1. Шахада.
2. Истигфар (мольба о прощении) и зикр.
3. Для того чтобы заслужить Рай, благодетельствовать.
4. Для того чтобы спастись от Ада, избегать запретного и порицаемого.
5. Делать добро, насколько только возможно. Давать милостыню, заслуживая ду’а нуждающихся.
6. Устраивать ифтары (разговение) постившимся.

Месяц Рамадан – период милости, в котором верующим предоставляется возможность сделать шаг к совершенству. Подобно тому, как во время поста необходимо следить за тем, чтобы в рот ничего не попало, также следует быть внимательным к тому, что из него выходит. Для того чтобы пост не растерял своих достоинств, надо стараться никого не обидеть и избегать всякого рода пересудов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что пост служит щитом постящемуся в том случае, если он не противоречит посту чем-либо неподобающим. Когда же Пророка спросили, что есть неподобающее, он ответил, что это обман и сплетни.(Ан-Насаи,Муджамуль-Асват) Тот, кто сплетничает и обманывает во время поста, подобен тому, кто отказался от пищи халяль и делает ифтар запретным, поедая мясо своего брата. Хазрат Суфьян Севри говорил: «Нарушается пост того, кто сплетничает». То же самое говорил и Муджахид хазрат: «Сплетни и ложь нарушают пост». То есть имеется в виду, что таким образом утрачивается суть поста, его духовная основа. О людях, держащих посты и совершающих свои намазы небрежно, вперемешку с земными делами или напоказ, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что таким постящимся пост не приносит ничего кроме голода, а таким молящимся ночью (совершающим намаз таравих и тахаджуд) – нет ничего от их намазов, кроме бессонницы.(Табарани)

Намазы в месяц Рамадан, в особенности ночные, такие как таравих и тахаджуд, имеют особую ценность. Вместе с чтением Корана, зикром, закятом и садака они приносят душе покой. Священный Коран был ниспослан на ближайшее небо именно в этот месяц, поэтому, предавшись поклонению, следует погрузиться в атмосферу священной Книги. Надо постараться суметь прочитать аяты сердцем и спроецировать их на свою жизнь. Где еще, если не в этой Книге, найти совет в вопросах жизни и смерти? Между Кораном, священным Рамаданом и постом есть тонкая связь. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Пост и Коран будут рабу заступниками» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, II, 174)

«Пост – половина терпенья» (Тирмизи, Даават, 86)

В Коране сказано:
(…постящиеся мужчины и женщины, хранящие свое целомудрие мужчины и женщины, много поминающие Аллаха мужчины и женщины, – уготовил им Аллах прощение и великую награду!) (Аль-Ахзаб, 35)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что у постящегося две радости: первая, когда он разговляется, а вторая-это награда, которая ждет его у Всевышнего Аллаха. (Бухари) Отдельную привлекательность посту придает то, что Всевышний Аллах сделал тайной, какая именно награда ждет верующего за пост. Известно лишь то, что она велика.
О намазе таравих в хадисе говорится:
«Всевышний Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание, то есть намаз таравих в его ночи сунной. Тот, кто с верующим сердцем, в надежде получить саваб будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз таравих, избавится от грехов, став подобным новорожденному» (Ахмад бинХанбаль, Насаи)

Для того чтобы намазы и посты не утратили свою ценность и служили средством возвышения сердец, следует сохранять в них состояние хушу. В противном случае, намаз может превратиться всего лишь в разминку, способствующую пищеварению, а пост – в урок по голоданию.
Как и при совершении намаза, при соблюдении поста следует проявлять точность в выполнении рукнов. В хадисе сказано:
«Поспешите с ифтаром(вечерняя трапеза после разговения) и задержите сахур!(завтрак до начала рассвета перед постом)» (Табарани, Муджаму-ль-Кабир, 25, 163)

Это пророческое наставление призывает к точности соблюдения границ, установленных Всевышним. То есть, заканчивать трапезу перед самым началом времени поста и разговляться сразу же после захода солнца является проявлением смирения и уважения к приказу Всевышнего Аллаха. В свою очередь, невнимательное отношение ко времени сахура и ифтара есть пренебрежение Сунной, ставящее под сомнение богоугодность деяний. Обычно не возникает проблем с тем, чтобы вовремя начать ифтар. Однако сахур, из-за того, что связан с отказом от сна, сделать удается не всегда. Поэтому именно ему надо уделять особое внимание, пусть даже он будет состоять из стакана воды. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Делайте сахур, потому что в сахуре есть баракат» (Бухари, Савм, 20)

В хадисе сказано:
«Когда наступает месяц Рамадан – открываются ворота Рая, закрываются ворота Ада и шайтаны заковываются в цепи» (Бухари, Муслим)
То есть в Рамадан ошибки и грехи истинно постящихся сводятся к минимуму, а шайтан становится бессильным. Однако все равно следует беречь себя от зла собственного нафса…
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Украшаясь из года в год к месяцу Рамадан, Рай говорит: О Аллах! Определи в этом месяце людей, которые останутся у нас!..» (Табарани)

Арифы говорили, что пост – это не только воздержание физическое, но и отстранение души от желаний нафса и всего низменного. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто не откажется от обмана и лжи, – [пусть знает, что] Всевышний Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья!» (Бухари, Китабу-с-савм; Тирмизи, Бабу-с-савм; Абу Дауд, Савм, 236; Ибн Маджа, 122)

Следует хранить себя от всего, что могло бы навредить посту. Особенно нужно остерегаться гнева. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Пост – защита для вас; и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет бранить его или [попытается] завязать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь!» (Бухари, Муслим)

Одно из имен, которым называют священный месяц Рамадан, – Шахру-с-Сабр, то есть месяц терпения. Некоторые муфассиры, толкуя слово савм, встречающееся в Коране, говорят, что оно означает терпеть. Можно сказать, что держать пост – значит терпеть, сдерживать себя, превозмогать трудности, проявлять стойкость. Сабр (терпение) – это одна из основ высокой нравственности, залог успеха и ключ врат Рая.
Проявлять сабр означает смиряться перед Волей Всевышнего Аллаха в любой ситуации, не выходить из состояния равновесия при встрече с трудностями.

Пророки и авлия, которым за их терпение помогал Всевышний Аллах и которые более других смогли отразить в себе имя Ас-Сабур, должны служить нам примером. Горька мирская сторона терпения, но плоды его – Рай и довольство Всевышнего Аллаха.
Стоит лишь вспомнить о пользе и мудрости, которую несут приказы и запреты Всевышнего, и подумать о божественных наградах, как терпеть становиться легче.

Что бы ни случилось, сабр следует проявлять сразу, в первые моменты встречи с трудностью. Запоздалый сабр не принесет большой пользы.

Сахур, таравих, зикр и ду’а во время поста служат средством приближения к Всевышнему. Время ифтара – это время принятия дуа. В этом часе сокрыто особое благо для верующих, встречающих его вместе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто накормит постившегося, получит награду, подобно самому постившемуся, не уменьшая его награды» (Тирмизи, Савм, 81)
Услышав это пророческое обещание, к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришли неимущие сахабы и сказали, что не могут кормить постящихся, как это делают богатые. И тогда Пророк обрадовал их, сказав, что такая же награда ожидает и того, кто даст разговеться постящемуся хотя бы одним фиником, толикой молока, или просто водой.

Отдельный вкус есть у постов нафиль. Основа любого благодеяния – чистосердечие и искренность, которые приобретают¬ся воспитанием нафса. Вдохновленные Пророком, сахабы прибегали к посту нафиль даже в самые жаркие дни. У некоторых из них не было одежды, достаточной, чтобы укрыться от солнца, и они прикрывались от палящих лучей руками. Однако это не мешало им получать духовное наслаждение от поста, пусть даже он не был обязательным.
Принимая решение держать или не держать пост нафиль, прерывать его или не прерывать – следует опереться на благое намерение. Тогда любой выбор будет правильным.
Абу Сайд рассказывал:
«Я приготовил еду для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сахабов. Когда я принялся подавать кушанья, один из сахабов сказал: «Я пощусь!» Пророк заметил ему: «Приглашая, ваш брат готовил для вас, а ты говоришь «Я пощусь!» Прерви свой пост и выполни его как долг в другой день» (Тирмизи, Абу Дауд)
Но есть хадис, указывающий на то, что можно не прерывать пост нафиль:
«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники пили и ели, собравшись вместе. Среди сахабов находился постившийся Биляль. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы вкушаем свой ризык, а ризык Биляля – в Раю» (Ибн-Маджа)
Оценивать деяния будет Всевышний Аллах. Лучшая часть жизни – та, которая прожита с Его именем и посвящена Ему. Когда человека опустят в могилу, он не возьмет с собой ничего, кроме прошлого. Теперь ему могут пригодиться только совершенные при жизни праведные деяния. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Когда верующий умирает, намаз находится в его изголовье, садака справа, а пост слева.» (Фадаи-ль-Амаль, 267-268)
Жизнь, целью которой было не довольство Всевышнего Аллаха, а что-то другое, – словно мираж в пустыне.
Мы надеемся, что по Щедрости Всевышнего Аллаха месяц Рамадан увеличит наши благодеяния и станет защитой от грехов, ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Если бы люди могли по достоинству оценить священный месяц Рамадан, то хотели бы, чтобы он длился целый год» (Ибн Хузайма, Сахих, III, 190)

Священный Рамадан очищает душу и служит подготовкой к такому тонкому поклонению, как хадж, в котором запрещены ссоры и любые проявления греха.
Рамадан – это предоставленная возможность для духовных приобретений в течение целого месяца. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Начало месяца Рамадан – это милость, середина – прощение, конец – освобождение от Ада…» (Ибн Хузайма, Сахих, III, 191)

О тех, кто не смог использовать эту возможность, говорится в хадисе, переданном Ка’б бин Уджрой:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) захотел, чтобы мы сидели поближе к минбару, и мы сели прямо напротив него. Поднявшись на одну ступеньку, он сказал «Амин!» Потом он поднялся еще на одну, и снова сказал «Амин!» Потом, поднявшись еще, он снова сказал «Амин!» Когда он спускался с минбара, мы сказали: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Сегодня мы слышали от тебя то, чего не слышали раньше». Он сказал: «На минбаре мне явился Джабраиль. Когда я поднялся на первую ступеньку, он сказал: «Будь проклят тот, кто не прощен, когда его застиг Рамадан!». Я сказал: «Амин!» Когда я поднимался на вторую ступеньку, Джабраиль сказал: «Будь проклят тот, кто не говорит салават, когда произносится твое имя». Я сказал «Амин!» Когда я поднялся на третью ступеньку, он сказал: «Будь проклят тот, кто не смог заработать Рая, тогда как его родители, или один из них, уже состарились!» Я сказал «Амин!» (Хаким, Мустадрак, IV, 170)
В месяц Рамадан особое внимание нужно уделить поддержке нуждающихся, сирот и одиноких, протянуть им руку помощи, разделить их страдания. Садака открывает ворота милости Всевышнего Аллаха и ограждает от бед. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Садака предотвращает семьдесят видов напастей…»
(Суюти, Аль-Джамиу-с-сагир, т. 2, стр. 52)

«От садака утихает гнев Всевышнего Аллаха» (Тирмизи, Закат, 28)

Лукман Хаким говорил своему сыну:
«Дитя мое! Если, зная или не ведая того, ты согрешил, покайся и дай садака!»
Как-то один человек спросил у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«О Расулюллах, какое садака приносит наибольшее вознаграждение?» Он ответил: «Садака в Рамадан…» (Тирмизи)

Щедрый и милосердный раб Аллаха, радующий нуждающихся и одиноких, подобен облаку, питающему землю дождем. Он – посланец милости Всевышнего. Состояние дающего отражается в сердце берущего. Если милостыня отдана от души, то в ней кроется баракат Всевышнего Аллаха, несущий пользу им обоим. Так происходит приобретение, упомянутое в Коране:
«то есть которое никогда не утратится».

К каждому относятся слова Всевышнего:
(О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах – Богат, Хвалим) (Фатыр, 15)

Поэтому к служению Всевышнему относится и осознание, что перед Всевышним Аллахом нужду испытывают все – как бедные, так и богатые. Великие Ислама говорили: «В бедности мое достоинство!» Указывая таким образом на превосходство богатств духовных над богатствами земными, они заповедали канаат (непритязательность, удовлетворенность тем, что есть). Богатого канаат хранит и от скупости, и от расточительности. А тот, кто беден, благодаря канаату, не теряет своего достоинства, обращаясь в нужде только к Всевышнему Аллаху.
Аляма бин Каййюм рассказывал, что никто не мог сравниться в раздаче садака с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не копил добра. Мало или много, он всегда давал каждому, кто бы у него ни просил. Подавая, он никогда не боялся обеднеть. Радость, которую он при этом испытывал, во много раз превосходила радость того, кто от него что-то получал. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым щедрым из людей. Его правая рука была словно ветер, разносящий баракат. Если он выслушивал страждущего, то сильно впечатлялся, и бывало так, что отдавал ему свою еду или одежду прямо с себя.

В книге «Тафсир Хазин» передано от Джабира, что однажды к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел некий ребенок и сказал, что его мать просит рубашку. В тот момент у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было рубашки кроме той, которая была на нем, и он сказал ему прийти в другое время. Ребенок ушел, но спустя некоторое время вернулся снова и сказал, что его мать просит отдать ту рубашку, которая на Пророке (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашел в комнату, снял с себя рубашку и отдал ее. Немного спустя наступило время намаза, и Биляль начал читать Азан. Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не найдя что надеть, к джамаату не вышел. Некоторые из сахабов, не видя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поспешили к его комнате. Истина, представшая перед ними, заставила их глубоко задуматься…

«Пятый Халиф» Умар бин Абдульазиз говорил:

«Намаз доведет тебя до середины Пути, пост откроет ворота к Владыке, а садака даст предстать перед Ним».

От Убайда бин Умайра (да будет доволен им Аллах) передано:
«В День Сбора люди будут голодными, жаждущими и нагими. Но Всевышний Аллах накормит тех из них, кто при жизни ради Него кормил; напоит тех, кто ради Него поил; оденет тех, кто ради Него одевал».

В хадисе сказано:

«О человек, подавай – и тебе воздастся!» (Бухари, Муслим)

О подаянии Руми говорил:
«Имущество не уменьшается от раздачи садака. Напротив, сделанное добро охраняет его от потерь и убытков»
«Выплаченный занят защитит твой кошелек. Совершенный намаз, став твоим пастухом, защитит тебя от зла и волков»
«Пустеет твой амбар, когда ты сеешь. Но когда всходит урожай, ты получаешь во много раз больше. Сколько амбаров ты наполняешь, опустошив один! Но если ты запрешь зерно и станешь его хранить, оно станет кормом червям и мышам. Запас твой будет уничтожен!»

Всевышний Аллах говорит:
(И жертвуйте из того, чем Мы вас наделили) (Аль-Мунафикун, 10)
(И тем, которые копят золото и серебро и не жертвуют на пути Аллаха, – им (О Посланник) возвести наказание мучительное) (Ат-Тавба, 34)

Закят, садака – это ибада, которая совершается ради довольства Всевышнего Аллаха. Подаяние принимает только Всевышний Аллах, а те, кто за ним приходит, – посланцы Всевышнего. К ним нужно относиться бережно и с благодарностью. Иносказательно это подчеркивается в аяте:

(Их садака берет [то есть принимает Аллах]) (Сура Ат-Тавба, 104)

Давая садака, необходимо соблюдать адаб. В Коране сказано:

(О вы, которые уверовали! He делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и Последний день) (Аль-Бакара, 264)

Авлия, из боязни, что в их подаяние может вмешаться упрек, и для того, чтобы берущие не чувствовали себя обязанными, вручали закят, встав на ноги.

В сердце Пророка Сулеймана (мир ему) не было места его несметному царству. Свое время он любил проводить с бедными, говоря: «Бедный ровня беднякам!» Его жизнь была скромной и соответствовала аяту:

(О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах – Богат, Хвалим) (Фатыр, 15)

Однажды некто спросил у Сулеймана (мир ему): «Почему ты сидишь с нищими, ешь и пьешь с ними?» «Потому что я люблю тех, кто богат душой!» – отвечал Пророк (мир ему).

Закупоренный кувшин, в котором нет ничего, кроме воздуха, не утонет в море и способен преодолеть немалые расстояния. Каких же дворцов сможет достичь му’мин, не утонув в океане мирского, если сердце его наполнено любовью к Всевышнему Аллаху и закрыто от страстей нафса!
Истинный верующий живет духовной жизнью. Его сердце полно скромности, доброты и сострадания. Мирские блага для него – ничто. Все его помыслы обращены лишь к тому, чтобы наполнить свою душу познанием Господа и взлететь к небесам Божественной Любви.
В священный месяц Милости и Прощения необходимо вдохнуть жизнь в ночь Ляйляту-ль-Кадр. В эту ночь Всевышний Аллах открывает свои сокровищницы для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Ночь Ляйляту-ль-Кадр была освещена ниспосланием священного Корана и появлением ангелов во главе с Джабраилем. Она приветствует верующих невидимым светом. Ляйляту-ль-Кадр – это расцвет Рамадана, насыщенный баракатом и просветлением.
Ночь Ляйляту-ль-Кадр полна духовности Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она источает милость и прощение. В хадисе сказано:
«Прощаются грехи прошлого тому, кто, уверовав в превосходство и священность ночи Ляйляту-ль-Кадр и, ожидая награды лишь от Аллаха, проведет ее в поклонении». (Бухари, Муслим)

Постичь тайну ночи Ляйляту-ль-Кадр можно лишь тогда, когда раб соблюдает пост, совершает намаз, выплачивает закят искренне, не примешивая к своему поклонению земных целей, не пятная его самодовольством и лицемерием. Если таким об¬разом мы сможем окончить школу Рамадана, то аттестатом нам послужит пропуск на Истинный Праздник.
Мы, путники, стремящиеся к Истине, однажды лишимся радостей преходящего мира. Настанет день, когда просветленные души будут скучать по этим одухотвореным дням. Прощание с порой, принесшей милость и освобождение от Ада, вызовет слезы расставания у боявшихся Всевышнего Аллаха.
Всевышний наградит истинным праздником только тех, кто знал цену Его благам, терпел и творил добро.
Пусть Всевышний Аллах сделает для нас эту жизнь подобной месяцу Рамадан, а Утро Дня Последнего пусть станет для нас Истинным Праздником!
Амин.
ПОСТ
Сквозь призму фикха

Пост – это воздержание ради Всевышнего Аллаха от еды, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.
Виды нарушения поста, требующие искупления:
1) Сознательный прием воды или пищи (даже если это кунжутное зернышко или щепотка соли). При этом подразумевается употребление обычных продуктов или тех продуктов, употребление которых стало привычным, даже если это сырое мясо или земля. (В некоторых местностях считается обычным употреблять в пищу землю или глину). Курение, произвольное вдыхание дыма.
2) Половая близость.
3) Также к видам нарушения поста, требующим последующего искупления, относится сознательное нарушение поста после действий, которые его не нарушают, например, после сдачи крови, чистки зубов, использовании сурьмы. (То есть подобные действия не являются оправданием для прерывания поста).
Виды нарушения поста, требующие его возврата лишь в качестве долга:
1) Употребление чего-либо обычно неупотребляемого, непривычного: например, муки, сырого риса, косточек от черешни или оливок, бумаги, соломы и т.д.
2) Непроизвольное глотание капель дождя или снежинок.
3) Искусственно вызванная рвота.
4) Продолжение еды после принятия ее по забывчивости, предполагая, что пост уже нарушен.
5) Закапывание лекарства в нос, уши или горло.
6) Нарушение поста под чьим-либо принуждением.
7) Глотание кусочка пищи, оставшейся между зубов со времени Сахур, если она своим размером больше горошины нухуда.
8) Совершение разговения раньше времени (если человек думал, что солнце зашло полностью)
9) Совершение сахура на рассвете (если человек думал, что рассвет ещё не наступил).

* * *
Осман Нури Топбаш «Ислам Иман Ибадат»
(подготовил Якубов Р.М.)

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив

Турецкий Красный Полумесяц распределил жертвенное мясо в 33 странах

Опубликовано

Жертвенное мясо распределено среди более 3 млн нуждающихся

СТАМБУЛ

Турецкий Красный Полумесяц в праздник Курбан распределил мясо 125 тысяч голов крупного рогатого скота в 33 странах мира, в том числе в Турции, сообщил глава Турецкого Красного Полумесяца Керем Кынык.

«Жертвенное мясо распределено среди более трех миллионов нуждающихся», – отметил Кынык.

По его словам, в этом году в Бангладеш принесено в жертву 2275 голов крупного рогатого скота, мясо которого распределено среди беженцев из Аракана.

Рефрижераторы доставили 22 тысячи пакетов с жертвенным мясом к границе Бангладеш и Мьянмы.

В Пакистане Турецкий Красный Полумесяц распределил мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота среди около 200 тысяч нуждающихся.

В Нигере среди нуждающихся распределено мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота, в Чаде – 5250, в Буркина-Фасо – 3500.

В сирийском городе Аазаз Турецкий Красный Полумесяц распределил среди нуждающихся мясо двух тысяч голов крупного рогатого скота, в Ираке – 1050 голов, в Палестине – 420.

Справка

Турецкий Красный полумесяц (тур. Türkiye Kızılay Derneği) — турецкая крупнейшая организация медицинской помощи, входящая в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Турецкий Красный Полумесяц» был основан 11 июня 1868 года в Османской империи под наимеванием Osmanlı Yaralı ve Hasta Askerlere Yardım Cemiyeti (Османская организация для раненых и больных солдат). С тех пор неоднократно меняла своё название. В 1877 стала называться Osmanlı Hilal-i Ahmer Cemiyeti (Османская организация Красного полумесяца). Наименование Türkiye Kızılay Cemiyeti (Организация Красного Полумесяца Турции) получила в 1935 году уже после образования Турецкой республики от её руководителя Кемаля Ататюрка. Первым руководителем её был грек по происхождению Марко Паша (Маркос Апостолидис). В 1947 году получила своё нынешнее название.

Турецкий Красный полумесяц возглавляет комиссия из 11 членов (Yönetim Kurulu). Её председателем в настоящее время является Керем Кынык. Также существует наблюдательный совет по делам Красного полумесяца (Denetim Kurulu) , генеральный директорат по управлению (Genel Müdürlük) и совет по делам женщин и молодёжи. Руководящие органы организации находятся в Анкаре. На всей территории Турции расположены более чем 650 отделений Красного Полумесяца. Высшим органом его является Генеральное собрание (Genel Kongre), на котором собираются представители всех отделений и руководящих органов Красного Полумесяца. Генеральное собрание происходит ежегодно в апреле.

Цели организации выражаются в следующем:

Turkish Red Crescent Society is a humanitarian organisation that provides relief to the vulnerable and those in need by mobilising the power and resources of the community to protect human dignity anytime, anywhere, under any conditions and support the enhancement of the community’s capacity to cope with disasters.

Работа Турецкого Красного Полумесяца также основывается на семи основных правилах, принятых на ХХ Международной конференции Обществ Красного Креста в 1965 году в Вене: гуманизме, беспартийности, нейтралитете, независимости, добровольности, единстве и универсальности.

Турецкий красный Полумесяц видит свои задачи в оказании всей возможной помощи при преодолении природных катастроф и их последствий, организации донорства, мероприятий по восстановлению здоровья (реабилитации), проведению просветительской деятельности в областях санитарии, гигиены здоровья.

Финансирование Турецкого Красного Креста осуществляется не государством, а за счёт частных пожертвований, членских взносов, благотворительных мероприятий, издания специальных марок и т.п.

Продолжение

Архив

Турецкий Красный Полумесяц распределил жертвенное мясо в 33 странах

Опубликовано

Жертвенное мясо распределено среди более 3 млн нуждающихся

СТАМБУЛ

Турецкий Красный Полумесяц в праздник Курбан распределил мясо 125 тысяч голов крупного рогатого скота в 33 странах мира, в том числе в Турции, сообщил глава Турецкого Красного Полумесяца Керем Кынык.

«Жертвенное мясо распределено среди более трех миллионов нуждающихся», – отметил Кынык.

По его словам, в этом году в Бангладеш принесено в жертву 2275 голов крупного рогатого скота, мясо которого распределено среди беженцев из Аракана.

Рефрижераторы доставили 22 тысячи пакетов с жертвенным мясом к границе Бангладеш и Мьянмы.

В Пакистане Турецкий Красный Полумесяц распределил мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота среди около 200 тысяч нуждающихся.

В Нигере среди нуждающихся распределено мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота, в Чаде – 5250, в Буркина-Фасо – 3500.

В сирийском городе Аазаз Турецкий Красный Полумесяц распределил среди нуждающихся мясо двух тысяч голов крупного рогатого скота, в Ираке – 1050 голов, в Палестине – 420.

Справка

Турецкий Красный полумесяц (тур. Türkiye Kızılay Derneği) — турецкая крупнейшая организация медицинской помощи, входящая в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Турецкий Красный Полумесяц» был основан 11 июня 1868 года в Османской империи под наимеванием Osmanlı Yaralı ve Hasta Askerlere Yardım Cemiyeti (Османская организация для раненых и больных солдат). С тех пор неоднократно меняла своё название. В 1877 стала называться Osmanlı Hilal-i Ahmer Cemiyeti (Османская организация Красного полумесяца). Наименование Türkiye Kızılay Cemiyeti (Организация Красного Полумесяца Турции) получила в 1935 году уже после образования Турецкой республики от её руководителя Кемаля Ататюрка. Первым руководителем её был грек по происхождению Марко Паша (Маркос Апостолидис). В 1947 году получила своё нынешнее название.

Турецкий Красный полумесяц возглавляет комиссия из 11 членов (Yönetim Kurulu). Её председателем в настоящее время является Керем Кынык. Также существует наблюдательный совет по делам Красного полумесяца (Denetim Kurulu) , генеральный директорат по управлению (Genel Müdürlük) и совет по делам женщин и молодёжи. Руководящие органы организации находятся в Анкаре. На всей территории Турции расположены более чем 650 отделений Красного Полумесяца. Высшим органом его является Генеральное собрание (Genel Kongre), на котором собираются представители всех отделений и руководящих органов Красного Полумесяца. Генеральное собрание происходит ежегодно в апреле.

Цели организации выражаются в следующем:

Turkish Red Crescent Society is a humanitarian organisation that provides relief to the vulnerable and those in need by mobilising the power and resources of the community to protect human dignity anytime, anywhere, under any conditions and support the enhancement of the community’s capacity to cope with disasters.

Работа Турецкого Красного Полумесяца также основывается на семи основных правилах, принятых на ХХ Международной конференции Обществ Красного Креста в 1965 году в Вене: гуманизме, беспартийности, нейтралитете, независимости, добровольности, единстве и универсальности.

Турецкий красный Полумесяц видит свои задачи в оказании всей возможной помощи при преодолении природных катастроф и их последствий, организации донорства, мероприятий по восстановлению здоровья (реабилитации), проведению просветительской деятельности в областях санитарии, гигиены здоровья.

Финансирование Турецкого Красного Креста осуществляется не государством, а за счёт частных пожертвований, членских взносов, благотворительных мероприятий, издания специальных марок и т.п.

Продолжение

Архив

Рустам Минниханов поздравил мусульман с праздником Курбан-байрам

Опубликовано

Президент Татарстан Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с благословенным праздником жертвоприношения Курбан-байрам.

Президент республики отметил, что сегодня особенно ощущается стремление верующих к миру и единству. «Все мы – и те, кто совершает искупительный хадж, и те, кто празднует Курбан-байрам у родных очагов, ждем и надеемся, что Всевышний услышит наши искренние молитвы и даст нам веры и сил творить добрые дела, подавая благочестивый пример нашим детям и внукам», – говорится в поздравлении.

Вечные ценности, исповедуемые мусульманами, христианами и представителями других традиционных религий, составляют основу человеческого бытия, воспитывая высокое чувство ответственности за наши семьи, будущее республики, страны и всей мировой цивилизации, продолжил Минниханов.

«В Татарстане, ставшим общим домом для людей многих национальностей и вероисповеданий, Курбан-байрам является одним из наиболее почитаемых и широко отмечаемых праздников. Пусть наши души всецело распахнутся перед Аллахом, а наши благие дела сделают нас духовно богаче и чище!» – сказал президент, пожелав жителям республики жизненного оптимизма, счастья, здоровья и благополучия!

Продолжение

трендовые темы