СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Актуально об Исламе

Размышление о смерти

Если в суете мирской жизни не познать суть жизни и смерти, то невозможно понять истинную суть и тайну создания человека

Опубликовано

Нет в этом мире ни места, ни времени, чтобы спрятаться от смерти. Нет возможности возвращения из могилы. Нет убежища от ужасов Судного дня…

Человек наслаждается радостью жизни на земле, но содрогается от мысли о неизбежности смерти. Если в суете мирской жизни не познать суть жизни и смерти, то невозможно понять истинную суть и тайну создания человека.

Тайну смерти, которая ждет каждого, обязан разрешить всякий, кто обладает разумом. В Коране говорится:

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلاً

«Он Тот, кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк, 67/2)

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (аль-Анбийа, 21/35).

Этот мир является школой божественной веры, а смерть – неизбежный переход в другой мир. Мавляна (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Умрите, чтобы воскреснуть!»

Возрождение сердец возможно лишь при избавлении от влияния нафса. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Вспоминайте о смерти, которая уничтожает все искушения и сладости этого мира» (Тирмизи, Кыйамат, 26).

«Тафаккур маут» (размышление о смерти) означает думать о смерти до наступления последнего вздоха, чтобы таким образом избавиться от наущений нафса и сознательно готовиться к встрече с Господом. Это размышление и осознание, опирающееся на крепкую веру.

Бесконечные мирские дела человека, надежды и чаяния, в конце концов, осыпятся на дно могилы, словно осенние листья на землю.

Кладбища наполнены могилами родителей, детей, влюбленных, друзей и родственников, чьи жизни пролетели подобно дуновению ветра. Конечный пункт человека, где бы он ни жил – во дворце или хижине, заканчивается в могиле, откуда нет никакой возможности выбраться или убежать.

В Коране говорится:

«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали» (аль-Джум’а, 62/8).

Каждый могильный камень, безмолвно возвышающийся над могилой, является своеобразным красноречивым проповедником. Кладбища во многих мусульманских странах расположены внутри города, вдоль дорог и во дворе мечетей. Это служит напоминанием о смерти и заставляет прохожих задуматься над смертью и, в соответствии с этим, устраивать свою жизнь. Словами нельзя передать ужас смерти! Любая власть и правление приходит к концу, ибо смерть настигает все и всех.

Жизнь земная подобна миражу, а загробная является истинной бессмертной жизнью. В общем, в жизни человек во всех своих проявлениях подобен искаженному отражению в зеркале. Что представляет собой этот мир, как не заблуждение с постоянными обманами?

Как можно не задуматься, видя, что все бренное в этом мире теряет свою свежесть и подвижность, проходя через мельницу времени!? Каким ужасным заблуждением о вечной жизни является жизнь, проведенная в неведении о загробной жизни и в потакании желаниям нафса!.. Жизнь в невежестве и заблуждении; в детстве – игры, в молодости – удовольствия, в зрелости – небрежение. А в старости – ностальгия по утраченному, сожаление и раскаяние.

Смерть – это личный конец света для каждого человека, поэтому необходимо пробудиться до его наступления, чтобы не сожалеть после. Ведь каждый в определенное время и в определенном месте встретится с Азраилем – ангелом смерти. Нет места, куда можно было бы скрыться от смерти. Есть только одно прибежище, куда нужно стремиться, следуя аяту Корана «Бегите к Аллаху!» (аз-Зариат, 51/50).

Самая высшая форма размышлений о смерти скрыта в таинственном молчании мертвых губ.

Страстные речи проповедников по сравнению с красноречивым наставлением смерти подобны детскому лепету. Люди на наставления смерти могут отвечать лишь слезами и рыданиями.

Удивительно, как может человек обмануть себя, будучи гостем в этом мире всего на некоторое время. Хотя он часто видит похоронные процессии, час своей смерти считает отдаленным. Он считает себя постоянным хозяином того, что дали ему лишь на временное пользование и хранение и что он может потерять в любой момент. Человек, начиная с той минуты, когда его душа обретает телесную оболочку, считается путником смерти в этом мире. Он живет, не ведая той истины, что лишь готовится к пути. Ведь наступит день, когда его душу достанут из тела и отправят в иной мир через дверь могилы.

Как прекрасно выражает этот аят Корана то, что каждое мгновение приближает нас к встрече с истиной:

«Того, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы делаем согбенными. Неужели они не разумеют?» (Йа-син, 36/68).

В этом аяте наставление дается наилучшим образом. Самая главная черта этой жизни – непостоянство. Все, что она дает, – забирает обратно. Бывает, в один день она поднимает на небывалую высоту, а на другой день опускает на самое дно. Этот мир подобен тени. Пытаешься догнать – бежит, пытаешься бежать – преследует тебя. Гонишься за чем-то, стараешься достичь чего-то, однажды смотришь – вся жизнь прошла. Если будешь придавать значение мирскому, оно уподобится невоспитанному старику, который временами отравляет и портит жизнь. Не будет конца сомнениям и пустым разговорам. Невозможно предугадать его капризы и превратности, но оно легко жертвует теми, кто привязался к нему душой.

Нет в этом мире ни места, ни времени, чтобы спрятаться от смерти. Нет возможности возвратиться из могилы. Нет убежища от ужасов Судного дня.

Один из сподвижников спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Какой мусульманин самый разумный?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Кто часто вспоминает о смерти и как можно лучше готовится к жизни после смерти. Вот такие люди и являются истинно разумными (Ибн Маджа, Зухд, 31).

Кроме того, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Помните о смерти и о том, что тело и кости сгниют после смерти. Тот, кто готовится к жизни иной, избегает сладостей этого мира» (Тирмизи, Кыйамат, 24).

Фудаил бин Ийаз говорил:

«В качестве наставления для людей достаточно упоминания о смерти».

Однажды умер один из сподвижников Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Его друзья и знакомые стали расхваливать и перечислять его достоинства, в числе которых упомянули, как много он делал поклонений Аллаху. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у них:

– Часто ли он вспоминал о смерти?

Они ответили отрицательно.

– Хорошо, а мог ли он побороть в себе бесполезные и неумеренные желания нафса?

– Нет, о Посланник Аллаха!

Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Оказалось, он не был таким хорошим, как вы о нем говорили. (Хайсами, Маджмауз-Заваид, X/308-309).

Рассказывает Абдуллах бин ‘Умар (радыйаллаху анху):

«Как-то раз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взял меня за руку и сказал:

«Будь в этой жизни подобен путнику! Считай себя мертвым, пребывающим в могиле!»

Один из табиинов, Муджахид бин Джабр (радыйаллаху анху) говорил:

«Абдуллах бин ‘Умар (радыйаллаху анху) после передачи вышеизложенного хадиса сделал мне следующее наставление:

«Эй, Муджахид! На рассвете ничего не говори самому себе о вечере! Вечером ничего не говори самому себе о рассвете! Пользуйся здоровьем, пока не заболел; пока не умер – пользуйся жизнью! Ибо ты не знаешь, что ожидает тебя завтра (жизнь или смерть)!» (Тирмизи, Зухд, 25).

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) сказал:

«Земля каждый обращается к людям:

Эй, человек!

1. Ты ходишь по мне, но все равно неминуемо твое возвращение ко мне.

2. На мне ты совершаешь грехи, но во мне испытаешь мучения.

3. На мне ты развлекаешься, но во мне будешь плакать.

4. На мне ты радуешься, но во мне огорчишься.

5. На мне ты собираешь богатство, но во мне пожалеешь об этом.

6. На мне ты питаешься запретным, но во мне тобою будут питаться черви.

7. На мне ты горд, но во мне будешь унижен.

8. На мне ты веселишься, но во мне познаешь горе.

9. На мне ты гуляешь при ярком свете, но во мне останешься в темноте.

10. На мне ты ходишь с друзьями, но в меня сойдешь один» (Ибн Хаджар аль-Аскалани, Мунаббихат, 37).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как-то рассуждая о мудрости Кусс бин Саиды, сказал:

«Я слышал на ярмарке Указа речь Кусс бин Саиды:

«Эй, люди! Подходите, слушайте, размышляйте и осознавайте! Каждый живущий умрет, умерший канет в небытие. Все будет так, как должно быть! Пройдут дожди, прорастут растения, родятся дети и займут место своих родителей. Затем они все уйдут из этого мира. На земле всегда будут происходить события и явления. На небесах есть знамения, а на земле много назидательного. Земля подобна расстеленному ложу, небеса – высокому потолку. Звезды находятся в вечном движении, океаны и моря стоят на месте. Пришедший не останется, ушедший не вернется. Интересно, они не возвращаются потому, что там хорошо, или же их задерживают и усыпляют там?..

Эй, племя Ийада! Где ваши праотцы? Где народы ‘Ада и Самуда, которые возвели величественные здания и каменные дома из скал? Где Фараон и Немруд, которые, сказав своим народам: «Не я ли ваш Господь?», превознеслись в своей гордыне?

Эта земля размолола их в своей мельнице и превратила в пыль. Даже кости сгнили и превратились в прах. Дома и здания давно развалились, и в тех местах теперь воют собаки. Будьте осторожны! Не будьте беспечны, подобно им. Не следуйте по их стопам. Все преходяще, кроме Вечного Великого Аллаха!

В реку смерти можно зайти с разных мест, но выхода оттуда нет…»

Смерть является последним занавесом сцены жизни и похожа на зеркало, отражающее картину жизни будущей. Если человек будет жить под руководством нафса, стремясь к удовольствиям этого мира, то для него могила будет представляться темным коридором. Ему одно только упоминание о смерти приносит невыносимые духовные страдания.

Если человек преодолеет барьер нафса и, благодаря постоянным размышлениям о смерти, будет возвышать свой духовный уровень, то смерть для него предстанет необходимым этапом для встречи с Господом. Таким образом, смерть, при упоминании о которой у многих людей бегут мурашки по коже, превратится для него в момент ликования по поводу будущей встречи с «Возлюбленным». Такая смерть, по выражению великого последователя пути Тасаввуф Мавляны Джалалетдина Руми, превратится в «Шаб-и Арус», т.е. праздничную ночь. Путь тасаввуфа – это путь, который даже смерти, от одной мысли о которой содрогается человечество, придает торжественность и красоту. Для «украшения смерти» надлежит преодолеть барьер нафса, искренне раскаиваться в грехах, уповать на Аллаха, поминать Аллаха, быть терпеливым, быть довольным своей судьбой, часто заниматься самоанализом и самонаблюдением и, тем самым, достичь внутреннего совершенства.

Для достижения кристальной чистоты сердца ничто не имеет такой силы воздействия, какая заключено в «тафаккур маут». Об этом Раби бин Хусайин сказал так:

«Я боюсь, что, если мое сердце перестанет вспоминать о смерти, то оно погрязнет в порочности. Я просидел бы всю свою жизнь на кладбище, если бы это не было противоречием предыдущим ученым» (Байхаки, Китабуз-Зухд, 212).

Сердце до самой смерти мечется между потребностями духа и нафса. Смерть – неизбежное начало пути в вечность. Перед выходом в путь нужно подготовить сердце к смерти через ма’рифатуллах. Избавившись от страха перед смертью, обеспечить здравие и непорочность сердца. Таким образом, проявится тайна выражения «умрите до смерти», и человек, изгнав из сердца подчиненность нафсу, поместит туда искреннюю любовь и покорность Аллаху.

Шейх Осман Нури Топбаш

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально об Исламе

Зеркало для щедрых людей – неимущий человек

Опубликовано

Шейх Мавляна Джалялюддин Руми

говорит:

«Нищие и обездоленные люди являются одним из проявлений Прекрасного Имени Всевышнего Аллаха – Щедрый (аль-Кярим). Нищие и обездоленные обращаются со своей нуждой к тем, кто щедр и состоятелен. Таким образом, бедные люди направляют богатых к обретению счастья».
«Равно тому, как обездоленный человек нуждается в щедрости и доброте, щедрость и доброта нуждаются в обездоленном человеке. Как красивые люди ищут неповрежденное чистое зеркало, так же щедрость ищет бедных слабых людей. В зеркалах отражаются красивые лица красивых людей, щедрость и добрые дела отражаются на бедных и обездоленных».
«Нищий человек – зеркало для щедрых людей. Будь осторожен: не запятнай это зеркало словами, которые могут ранить сердце просящего».

Одним из лучших проявлений благодарности Всевышнему Господу является расходование благ, дарованных Им, на пути обретения Его довольства. По-настоящему сильными и счастливыми являются те состоятельные верующие, которые, оберегая свои души от скупости и расточительства, расходуют свое имущество, отдавая его нуждающимся. Поистине, они обретают душевный покой, когда сердца обездоленных рабов Всевышнего, находящихся рядом, наполняются радостью и надеждой.

Поистине, в земной жизни бедные нуждаются в помощи богатых людей, но в Судный день богатые будут нуждаться в ду’а (молитвах) обездоленных, то есть, существование бедных в этом мире является благом для тех, кто наделен достатком. Через помощь бедным и неимущим богатые люди могут достичь довольства Всевышнего Аллаха.

В прежние времена праведные верующие с особой деликатностью относились к неимущим. Чтобы не задеть их чувств, на конвертах, в которые вкладывались денежные пожертвования, они делали надпись:

«Уважаемый господин …, выражаем Вам свою признательность за то, что Вы приняли наш подарок!»

Продолжение

Актуально об Исламе

Самый почитаемый перед Аллахом, это наиболее богобоязненный

Опубликовано

Шейх Мавляна Джалялюддин Руми говорит:

«Кому не дано совершать намаз душой, тот подвержен дуновениям ветра гнева, ветра похоти и ветра алчности.
Тот, кто стал пленником плотского вожделения, перед Всевышним Господом – никчемнее раба на невольничьем рынке».

Намаз души – это достойный принятия намаз, совершенный с та’диль-аркан (всеми обязательными действиями), в состоянии смирения, обратившись сердцем к Аллаху. Те несчастные, попавшие в плен своих страстей и преходящих желаний, обделенные честью совершать намаз душой из-за того, что стали слугами своих прихотей, даже если в этом мире проведут жизнь в достатке и в удовольствиях, все равно предстанут нищими на месте Сбора.

В то же время, те, кто с великим старанием, упорством и уверенностью научился выстаивать намаз, отдаляясь от страстей и желаний своего «эго» ради Аллаха, даже будучи в этом мире нуждающимися бедняками, поистине, станут султанами вечной жизни.
Как прекрасно раскрывает эту истину следующая история:

«Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) однажды зашел на один из рынков лучезарной Медины. Там с аукциона продавали чернокожего раба. Этот раб, получивший честь принять Ислам, говорил:

– У меня есть одно условие для того, кто купит меня. – Один из покупателей спросил:

– Что это за условие?

– Чтобы мне не препятствовали совершать обязательные намазы за Посланником Аллаха, – ответил раб.

Человек принял это условие и купил раба.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно видел этого раба на обязательных намазах. И как-то в один день, не увидев его в мечети, он спросил у его хозяина:

– Где твой слуга?
Человек ответил:

– О Посланник Аллаха, он заразился лихорадкой.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал сподвижникам:

– Вставайте, идем проведать его.
Все встали и отправились проведать раба, чтобы пожелать ему исцеления.

Через несколько дней наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) снова спросил у хозяина раба:

– Как состояние твоего слуги? – Тот ответил:

– О Посланник Аллаха, его смерть близка.

Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поднялся и пошел к нему. В тот момент раба постигла смерть. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сам сделал все необходимые приготовления и похоронил его.
Благородные сподвижники удивились этому.

Мухаджиры сказали:

– Мы пришли сюда, оставив нашу родину, имущество и семьи, но ни один из нас не видел такого же расположения Посланника Аллаха к себе, как этот раб, – ни при жизни, ни в болезни, ни после смерти.

Ансары сказали:

– Мы приняли Посланника Аллаха как почетного гостя, помогли ему, поддержали своим имуществом, но он предпочел нам эфиопского раба.

В связи с этим был ниспослан этот священный аят:

«…самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный…» (аль-Худжурат, 13) (Вахиди, стр. 411-412).

Итак, этого верующего, который в жизни занимал самое низкое социальное положение, будучи рабом, настолько ценным перед Аллахом и Его Посланником (салляллаху алейхи ва саллям) сделали, несомненно, богобоязненность его сердца и особенно – его привязанность к намазу. Ведь он не просил ничего мирского для себя, он поставил только одно условие – не оставлять его обделенным возможностью совершать обязательные намазы за Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Его особое качество, которое стало причиной божественного и пророческого расположения к нему, – это стремление быть рядом с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и желание совершать намаз вместе с его уммой (общиной).

Несомненно, такое стремление и любовь к намазу является одним из проявлений любви к Аллаху. Любящий Аллаха выполняет Его повеления с любовью. Давайте и мы будем стремиться совершать любимые Аллахом дела с терпением, без уныния, чтобы Аллах полюбил нас. Ведь когда Аллах полюбит нас, Он вкладывает чувство любви к Его любимым делам в наши сердца и дарует умение совершать их, испытывая ни с чем не сравнимую сладость поклонения.

Всевышний Аллах сказал:

فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)». (Сура Марьям, аят 59).

И последовали за ними [теми, которых облагодетельствовал Аллах] потомки, которые перестали совершать молитву и последовали за страстями, и встретят они убыток (и погибель)(в Аду).

После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло).

 

Аллах сказал:

 (فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ)

«И пришли после них потомки» – т.е. последующие поколения;

 (أَضَاعُواْ الصَّلَـوةَ)

«(Которые) погубили молитву» – потеря ими молитвы заключается в том, что они перестали её считать обязательной. Потеря молитвы невосполнима,т.к. она является столпом религии и её опорой, а также наилучшим деянием рабов Аллаха. И они бросились наслаждаться усладами и мирскими страстями,и были довольны мирской жизнью и успокоились достижениями в ней. И за это встретят они погибель, т.е. убыток в Судный день. Аль-Ауза’и передаёт от Мусы ибн Сулеймана, что аль-Касим ибн Мухаймара прокомментировал слова Аллаха:

 (فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْخَلْفٌ أَضَاعُواْ الصَّلَـوةَ)

 «И пришли за ними потомки, погубили они молитву» – т.е. не соблюдали времена молитвы, и если бы речь шла о полном оставлении молитвы, то это неверие.

Передают, что ибн Мас’уду сказали, что Аллах многократно упоминает молитву в Коране

(الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَـتِهِمْ سَاهُونَ )

«Которые небрежны к своим намазам». (107:5) также:

 (عَلَى صَلاَتِهِمْ دَآئِمُونَ)

«Которые регулярно совершают свой намаз».(70:23) также:

 (عَلَى صَلاَتِهِمْ يُحَافِظُونَ)

«Которые охраняют намаз». (23:9). Ибн Мас’уд ответил: «Т.е. они соблюдали времена молитвы». Они сказали, что считали, что речь в этих аятах идёт об оставлении молитвы. Он ответил: «Это(оставление молитвы) есть неверие». Масрук сказал: «Никто из тех, кто соблюдает пятикратную молитву своевременно, не будет записан как беспечный. Небрежность к молитве – погибель. Небрежность к молитве – это не соблюдение её времени».

Аль-Ауза’и передаёт от Ибрахима ибн Язида, что Умар ибн Абдуль-Азиз прочитал аят:

 (فَخَلَفَمِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُواْ الصَّلَـوةَ وَاتَّبَعُواْ الشَّهَوَتِ فَسَوْفَ يَلْقُونَغَيّاً)

 «И пришли после них потомки, погубили они молитву и последовали за страстями, и встретят они погибель» – а затем сказал: «Погубить молитвы это не значит полностью оставить их, а (значит) не соблюдать их своевременно».

Слова Аллаха:

 ( فَسَوْفَ يَلْقُونَ غَيّاً )

«И встретят они погибель» – Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал:

 (فَسَوْفَ يَلْقُونَ غَيّاً)

«”И встретят они погибель” – т.е. убыток». Катада сказал: «Т.е. зло». Суфьян ас-Саури, Шу’ба, Мухаммад ибн Исхак передают со слов Абу Исхака ас-Субай’и, от Абу Убайды, что ибн Мас’уд прокомментировал:

(فَسَوْفَ يَلْقُونَ غَيّاً)

«”И встретят они погибель” – Это ущелье в аду, очень глубокое, и еда в котором очень зловонная». Аль-А’маш передаёт от Зияда, что Абу ‘Ияд прокомментировал:

 (فَسَوْفَ يَلْقُونَ غَيّاً)

«”И встретят они погибель” – Это долина в аду, устланная гноем и кровью».

 

Продолжение

Актуально об Исламе

Любовь оживляет умершие сердца

Опубликовано

Все священные писания и Благословенный Коран, который является последним небесным писанием, ниспосланы человечеству для того, чтобы довести служение Господу до самой высокой степени зрелости веры.

Целью создания всех произведений праведных рабов Аллаха, написанных под сенью мудрости Священного Корана, было раскрытие тайны божественной любви.

Например, «Маснави» Шейха
Мавланы Джалал ад-Дина Руми, состоящее из 26 000 двустиший, в прямом смысле является «Песнью о любви».

Шейх Мавлана Джалал ад-Дин Руми говорит:

«Дорогой мой, знай, что любовь является свойством Всевышнего Аллаха!»
«Ты можешь быть камнем или гранитом, но, обретя в душе любовь, станешь бриллиантом. Но без любви и воск превращается в камень».
«Любовь – это такая тайна, которая горькое делает сладким, и дает душам очищение от скверны и наносного. Она исцеляет от душевных мук».
«Любовь оживляет умершие сердца, правители становятся рабами любви. Тюрьмы и темницы, озаряясь любовью, превращаются в цветущие сады».
«Огонь превращается в божественный свет».
«Через любовь страдания и беды превращаются в отдохновение и радость. Несчастья становятся милостью».

Но любовь, способная творить такие чудеса, присуща лишь праведным рабам Аллаха. Она есть плод познания Всевышнего Аллаха и искренности. А тот, кто упал в пропасть грехов, не взойдет на трон истинной любви.

Продолжение

трендовые темы