СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Актуально об Исламе

Пророк Лут, мир ему

Опубликовано

Лут – библейский Лот; один из пророков (наби) Аллаха, имя которого упоминается в Коране. Племянник пророка Ибрахима, мир ему.

Лут вместе с Ибрахимом уехал из страны царя Намруда. По прибытии в Сирию был послан Аллахом пророком в город Садум (Содом). Здесь жили распутные люди, которые занимались ливатой (гомосексуализмом). Лут, мир ему, пытался отвратить народ от греховного образа жизни, воспитать их и вернуть на путь Божий (Коран, 26:161–166). Большинство распутников отказались слушать Лута; даже его жена не уверовала в его пророческую миссию: «Ответ его народа был один: «Изгоните их из вашей земли. Воистину, они – люди, которые выдают себя за [нравственно] чистых» (7:82).

Лут, мир ему, стал угрожать садумитам мучительным наказанием от Аллаха, но и на этот раз они отказались слушать его (54:36). Тогда для наказания распутного народа Аллах послал ангелов, которые приняли человеческий облик. Ангелы отправились в Садум и остановились в доме Лута, мир ему. Весть о том дошла до горожан, они окружили дом, требуя у Лута, мир ему, выдать гостей им на потеху.

Лут, мир ему, вышел и сказал им: «О мой народ! Берите моих дочерей: они для вас чище [,чем мужчины]. Бойтесь же Аллаха и не позорьте меня перед моими гостями. Неужели среди вас нет благоразумного мужа?» (11:78). Ангелы же сказали: «О Лут! Мы – посланцы Господа твоего, а они не смогут навредить тебе. Покинь [эти места] среди ночи вместе со всем семейством, и пусть никто из вас не оглядывается, кроме твоей жены. Воистину, ее поразит то, что поразит остальных людей. Срок же, определенный им, [наступит] утром. А ведь утро так близко!» (11:81). Находящийся среди ангелов Джибрил повелел Луту, мир ему, открыть дверь, и как только горожане вошли, ангелы ослепили их (54:37).

Этой же ночью Лут, мир ему, с небольшой группой уверовавших жителей Садума выехал из города, который был полностью уничтожен Аллахом вместе с населением: «Когда же настало время, предопределенное Нами, Мы перевернули вверх дном их селения и обрушили на них ливнем комья затвердевшей глины, меченные по воле Господа твоего» (11:82–83). На месте города образовалось огромное озеро, которое называется озером Лута (Мертвое море в Палестине). Спасшийся Лут, мир ему, уехал к пророку Ибрахиму, мир ему, и оставался у него 1 год. По преданиям, затем уехал в Хиджаз и умер там в возрасте 80 лет.

 

Актуально об Исламе

МЫ НАХОДИЛИ УБЕЖИЩЕ ЗА СПИНОЙ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (салляллаху алейхи ва саллям)

Опубликовано

Невозможно представить более мужественного человека, чем Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), так как он ни разу в жизни не поддался страху или панике. Во всех случаях, даже самых трудных, он проявлял необыкновенное терпение и стойкость и никогда не совершал необдуманных поступков. Читая два аята из суры «Йа-син» он бесстрашно прошел сквозь оцепление врагов, которые пришли убить его и окружили его дом. Благородный Али (радыйаллаху анху) рассказывал:
«В самые ожесточенные периоды битвы при Бадре мы порой были вынуждены находить убежище за спиной Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Он был самым мужественными и всегда был ближе всех к вражеским рядам» (Ахмад, 1, 86).

Продолжение

Актуально об Исламе

Вакф – Благотворительность – Служение

Опубликовано

Насколько благословенны дела, совершенные во имя Всевышнего Аллаха или на Его пути, зависит от искренности намерений. Искренность формируется под влиянием богобоязненности. Ведь и за малые благодеяния, совершенные ради достижения довольства Аллаха, Всевышний Аллах воздает великой наградой и благословением. В священном аяте говорится:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах – Всеобъемлющий, Всезнающий». (Аль-Бакара, 261)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указывал:

«Кто построит во имя Всевышнего Аллаха мечеть на земле, тому Всевышний Аллах построит дворец в раю». (Муслим, Масаджид, 24)

Другая важнейшая польза учреждения вакфов в том, что они уберегают состоятельных людей от разного рода безрассудства и расточительства.

Ведь целью основания вакфов является достижение довольства Аллаха и благополучия в жизни вечной. Все вакфы изначально образовывались и развивали свою деятельность только с этой целью. Единственная цель основания и один из признаков правильности вакфа – создание средства, позволяющего приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Поэтому именно случай вакфов требует наиболее глубокого проникновения чувством ответственности, чем любые другие вверенные Аллахом обязательства. На протяжении всей истории человечества пренебрежение этим условием жестоко наказывалось. Так, например, верблюдица пророка Салиха (алейхиссалям), которую Всевышний Аллах сделал знамением и пользой для его народа, также являлась своеобразным вакфом. Ее Хозяином был сам Всевышний Аллах, а молоко ее принадлежало людям. Однако беспутный народ пренебрег этим благом и убил верблюдицу. За это он был погублен.

В устном народном предании сохранилась поучительная история о пророке Сулеймане (алейхиссалям). Однажды пророк Сулейман (алейхиссалям) поругал воробья, на что птичка c угрозой заявила:

– Я погублю царство твое!

– Как же ты погубишь его, ты же почти ничто?! – удивился Сулейман (алейхиссалям).

Тогда птичка ответила ему:

– Я намочу свои крылья и обваляю их в земле вакфа. Потом я отнесу эту землю на крышу твоего дворца. И этих крупинок земли вакфа будет достаточно, чтобы погубить твой дворец!..

Из притчи понятно, насколько ответственно и осмотрительно следует обращаться с вверенным имуществом вакфа.

Поэтому наши предки предупреждали: «Остерегайтесь четырех ситуаций: чрезмерных клятв, безответственного отношения к обязанности, не исполнимого обещания и непосильного поручения; бойтесь ответственности!..»

Однако следует правильно понимать это высказывание. Например, отстраняться от участия в мероприятиях, связанных с учреждением имущества вакфа при наличии средств и возможностей, само по себе является грехом. То, чего действительно следует опасаться, – это неправильного или неравного распределения этого имущества. Следует оберегать его от подобной ситуации, так как любое имущество вакфа находится в пользовании и служит нуждающимся какой-либо уммы, а по сути своей принадлежит Всевышнему Аллаху. Это означает, что после посвящения своим хозяином вакфу, любое имущество перестает быть чьей-либо собственностью, не продается, не дарится и не наследуется. Поэтому необходимо постоянно держать под контролем правильность использования имущества вакфа в соответствии с его прямым назначением. За этим стоят не только слова похвалы и благодарности, но и слова бад-ду’а (проклятья). Благие слова коснутся тех, кто верой и правдой служил вакфу. Слова бад-ду’а настигнут тех, кто не выполнял условий вакфа и нанес вред его деятельности. В большинстве случаев говорят так:

«Если кто испортит или изменит условия этого вакфа, пусть падут на него проклятье Аллаха, пророков, ангелов, людей и всего сущего!..»

Именно эти слова вложил и Султан Фатих Мухаммад Хан в свой документ, учреждающий вакф Айа-Софья.

Подобные бад-ду’а при учреждении вакфов являются своего рода предостережением, потому что любой верующий, переживающий за свою судьбу в жизни вечной и опасающийся наказания в День Суда, не станет навлекать на себя слова проклятий бад-ду’а, будет действовать с полным осознанием ответственности, возложенной на него.

Управлению деятельностью и сохранению вакфов в Исламе придавалось настолько большое значение, что постулат:

« شَرْطُ الْوَاقِفِ كَنَصِّ الشَّارعِ »

(Условия учредителя вакфа подобны законам, установленным Всевышним Аллахом) стал равносилен конституции. То есть, как немыслимо изменение любого из аятов, также немыслимо изменение любого из условий учредителя вакфа. Благодаря выполнению этого принципа, учрежденные многие века назад вакфы служили и сохранились до наших времен, не претерпев в своей структуре каких-либо изменений.

Из истории мы видим, что изначально вакфы возникают в местах коллективного поклонения, затем они охватывают и другие сферы жизни общества.

Передано, что пророк Ибрахим (алейхиссалям), будучи преданным рабом Аллаха, первым посвятил свои стада Всевышнему Аллаху. Продав все свои стада явившемуся к нему в образе человека ангелу Джибрилу (алейхиссалям), Ибрахим (алейхиссалям) приобрел посевные поля, которые передал вакфу для пользы мусульман. (Исмаил Хакки Бурсави, Рух-уль-Байан, II, 293)

Посланный как милость мирам и наилучший пример, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил:

«Будьте милостивы к тем, кто на земле, тогда и те, кто на небесах, проявят милость к вам!». (Тирмизи, Бирр, 16)

Он и сам при своей жизни учредил немало вакфов. Как известно, он пожертвовал имеющиеся у него в распоряжении семь финиковых садов в Медине, а позже – доставшиеся ему как трофей сады при битвах у Федека и Хайбара. Бывшие свидетелями этого, сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) отдавали свое имущество на пути Всевышнего Алллаха. Так Джабир (радыйаллаху анху) говорил:

«Я не знаю никого из состоятельных мухаджиров или ансаров, кто, имея возможность, не учредил бы вакфа». (Ибн Кудама, аль-Мугни, V, 598)

Также говорится, что и ’Умар ибн аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) после битвы при Хайбаре получил в трофей прекрасный финиковый сад. Три ночи подряд во сне он слышал повеление пожертвовать этот сад. Придя к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он сказал:

«О Посланник Аллаха! Мне в трофей достался сад, подобных которому у меня прежде не было! Как ты мне повелишь, так я с ним и поступлю!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

«Если желаешь, то пожертвуй этот сад (отдай в вакф) на пути Аллаха! Тогда его нельзя будет ни продать (купить), ни подарить, ни завещать. Лишь его плодами будут пользоваться». (Бухари, Васайа, 22, 28)

Послушав совета, ’Умар (радыйаллаху анху) пожертвовал этот сад вакфу. И долго после этого воины, сражающиеся на пути Аллаха, рабы, желающие освободиться из неволи, путники и все нуждающиеся утоляли голод плодами этого сада.

Продолжение

Актуально об Исламе

Асхаб а-суффа. Школа науки и познания

Опубликовано

К одной стороне Мечети Пророка была пристроена открытая терраса – суффа, покрытая сверху ветвями финиковых пальм.[1] Там жили одинокие, бездомные, нищие мусульмане, которых называли «асхаб ас-суффа» или «ахль ас-суффа».[2] Число их менялось, когда кто-то из них женился, уезжал, переселялся в какое-нибудь другое место или умирал. Временами количество их увеличивалось, а временами – уменьшалось. Были моменты, когда число их достигало 70-ти.  В некоторых источниках упоминаются имена более сотни асхабов, которых считают принадлежащими к ахль ас-суффа. Средствами к существованию их обеспечивал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он просил, чтобы зажиточные асхабы помогали им.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху), бывший из числа асхаб ас-суффа, говорил:

«Ахль ас-суффа – это гости Ислама. Не было у нас ни крова, ни имущества, ни семей. При поступлении пожертвований (садака), наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) передавал все нам, ничего не забирая себе. Если ему что-то преподносили в дар, то он, взяв кусочек, остальную часть отправлял к асхаб а-суффа. Вот так он делился с нами полученными подарками».[3]

А еще Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сказал:

«Я видел 70 человек из ахль ас-суффа. Ни на ком из них не было платья, прикрывавшего полностью его тело. Это был или передник, прикрывавший их ноги, или плащ до пояса. Свои одежды они завязывали узлом на шее, часть их доходила до икр, а часть – до пяток. А для того, чтобы не было видно их срамных мест, они подбирали полы своей одежды руками».[4]

Фадаля бин Убейд (радыйаллаху анху) сказал:

«При совершении намаза под руководством Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) некоторые из асхабов падали в обморок, не сумев устоять на ногах от бессилия, являвшегося следствием голода. То были асхаб ас-суффа.

Бедуины, пришедшие из пустыни, увидев состояние асхаб ас-суффа, говорили: «Это безумцы!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), завершив намаз, подходил к лишившимся чувств асхабам и, утешая их, говорил:

«Если бы вы знали, что для вас уготовил Всевышний Аллах, то вы пожелали бы стать еще более бедными и нуждающимися».[5]

Абдуррахман бин Абу Бакр (радыйаллаху анху) передает следующее событие:

«Асхаб ас-суффа были в высшей степени бедными людьми. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел:

«Пусть те из асхабов, у кого есть еда на двоих, любезно пригласят, попросив оказать им честь быть третьим, одного из асхаб ас-суффа. Те же, у кого есть еда на четверых человек, пусть любезно пригласят пятого или даже шестого из асхаб ас-суффа!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пригласив десять человек в свой Счастливый дом – хана саадат, угощал их. Мой отец Абу Бакр (радыйаллаху анху) привел к нам домой трех человек.

Клянусь Аллахом! После каждого съеденного кусочка еда все прибавлялась и прибавлялась. В результате гости утолили голод, а еды осталось на столе больше, чем когда ее только подали на стол. Абу Бакр (радыйаллаху анху) взглянул на еду и, обращаясь к своей супруге, сказал:

«О дочь рода Фираса! Что это?»

А она ответила:

«Клянусь светом моих очей, что еды сейчас больше в три раза!».[6]

Эта картина является примером воплощенного изобилия, которое принесли искренность, чистая любовь и щедрость. Асхаб ас-суффа трудились, когда находили работу, в остальное же время они были заняты богослужениями и получением знаний. Те из них, кто был достаточно силен, выполняли всякую работу, какую только могли выполнить. Принося с гор вязанки хвороста на своих спинах или таская воду, они на вырученные деньги покупали еду для своих товарищей.[7]

Стремясь быть честными, добропорядочными людьми с чувством собственного достоинства, они избегали совершать поступки, наносящие ущерб их личностям. Они не просили ничего у кого-либо. Асхаб ас-суффа были усердными слушателями, постоянно посещающими собрания Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он находился ближе всех к Источнику веры, а они были ближе всех к Нему. Поэтому их обучение и воспитание было стремительным и быстрым. Помимо Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), их учителями были ученые асхабы Убей бин Каб, Ибн Масуд, Муаз бин Джабаль и Убада бин Самит (радыйаллаху анхум).

Асхаб ас-суффа получали ускоренно знания высочайшего уровня. Главным образом из их среды вышли асхабы муксирун, которые передали наибольшее количество хадисов.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил:

«Люди изумляются, говоря: “Абу Хурайра передает очень много хадисов”. В то время, когда наши братья Мухаджиры были заняты торговлей на базарах и рынках, а братья Ансары трудились на полях и в садах, занимаясь сельским хозяйством, Абу Хурайра находился рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), довольствуясь лишь пропитанием. Он стал свидетелем того, чему другие не были очевидцами, учил наизусть и запоминал то, что они были не в состоянии выучить и запомнить».[8]

Делегации, прибывавшие на короткий срок в Медину для изучения Ислама, пополняли свои знания об Исламе, встречаясь со Светом Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) и беседуя с асхаб ас-суффа. Если возникала необходимость послать наставника для обучения религии недавно принявших Ислам племен, находившихся за пределами Медины, его выбирали из среды асхаб ас-суффа, основываясь на их заслугах и добродетелях. Асхаб ас-суффа среди всех асхабов занимают почетное и высокое положение после Хуляфа ар-рашидин (праведных халифов), ‘Ашара аль-мубашшара – десятерых асхабов, еще при жизни получивших благую весть о своем месте в Раю и Асхаб аль-Бадр – воинов, участвовавших в битве при Бадр. Всевышний Аллах восхвалял их в Своих аятах:

لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ

لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْباً فِي الأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ

الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ

لاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافاً وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ

فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ

 «[Вы подаете милостыню] беднякам, которые целиком посвятили себя делам во имя Аллаха и поэтому не могут перемещаться по земле [чтобы заниматься торговлей]. Невежда считает их богачами, так как они из скромности не попрошайничают. Ты узнаешь их по приметам: они не просят милостыни с наглым вымогательством. Аллах знает о том, что вы тратите из своего добра [во имя Аллаха]. (Сура «Аль-Бакара», 273)

Хаббаб (радыйаллаху анху) передает:

«Акра бин Хабис и Уйайна бин Хисн высокомерные, надменные язычники, явились к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и обнаружили Его сидящим в обществе нищих мусульман Биляля, Сухайба, Аммара и Хаббаба (радыйаллаху анхум). Относясь унизительно, с презрением к мусульманам, в чьем окружении находился наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), они сказали Ему:

– Мы желаем, чтобы Ты назначил для нас другое собрание. Пусть таким образом арабы поймут, что мы стоим выше их. Как Тебе известно, к нам приезжает целый ряд послов и делегаций из арабских племен. Мы стыдимся того, что они увидят нас в обществе этих рабов. Поэтому удаляй их от Себя, когда мы будем приходить к Тебе. Когда наши с тобой дела закончатся, если хочешь, можешь опять сидеть с ними отдельно от нас.

Посланник  Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) согласился, ответив:

 Хорошо!  

Они же сказали ему:

– Этого недостаточно. Зафиксируй это для нас на бумаге.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал Али (радыйаллаху анху) и попросил листок бумаги. Мы сидели в углу. В это мгновение Джабраиль (алейхиссалям) сообщил следующие священные аяты:

وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ

وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ

عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ

«Не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему и утром и вечером, стремясь к Его благоволению. Ты не в ответе за них нисколько, и они не в ответе за тебя нисколько, и не следует тебе прогонять их, чтобы не оказаться [в числе] обидчиков». (Сура «Аль-Ан’ам», 52)

وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَـؤُلاء مَنَّ اللّهُ

عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا أَلَيْسَ اللّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ

«И Мы так испытывали одних людей другими, что [богатые Курайшиты, указывая на бедных] спросили [с издевкой]: “Неужели этим-то Он и оказал благоволение среди нас?” А разве Аллах не лучше всех знает, кто [Ему] благодарен?» (Сура «Аль-Ан’ам», 53)

وَإِذَا جَاءكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلاَمٌ عَلَيْكُمْ كَتَبَ

رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ

«Когда к тебе [о Мухаммад!] приходят те, кто уверовал в Наши знамения, ты говори им: “Мир Вам! Ваш Господь предписал самому Себе Милость [по отношению к людям]”».  (Сура «Аль-Ан’ам», 54)

Гордость Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), оставив в стороне листок бумаги, который он взял, чтобы  написать текст договора, позвал нас к Себе. Когда мы подошли к Нему, Он сказал:

 Мир вам! Ваш Господь обещал проявить милость вам.

Мы приблизились к Нему, приблизились настолько, что наши колени касались его колен. После ниспослания этого аята мы стали продолжать сидеть рядом с нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), как и прежде. Однако Он, когда хотел, вставал и уходил от нас. И только после того, как был ниспослан 28 аят Суры «Аль-Кахф», Пророком Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перестал действовать подобным образом.

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ

يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ

الدُّنْيَا

«Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, истово молят о Его благоволении. Не отвращай своего взора от них, стремясь к благам этого мира». (Сура «Аль-Кахф», 28)

Позднее мы стали действовать более внимательно. Когда проходило достаточно времени с момента начала наших бесед, мы, ведя себя вежливо и тактично, начинали вставать, опережая Посланника  Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и Он мог спокойно уходить».[9]

После ниспослания этого аята Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), тотчас встав со своего места, пустился на поиски тех нищих асхабов. Он обнаружил их позади мечети, молящимися Аллаху, и сказал им:

«Слава Аллаху, повелевшему мне проявлять терпение вместе с этими людьми из моей общины до тех пор, пока Он не возьмет мою душу! Отныне и жизнь моя, и смерть моя с вами!».[10]

Абу Саид (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Я сидел вместе с группой бедняков из числа Мухаджиров. Часть их, не имея одежды, прикрывающей полностью их тела, пыталась укрыться в тени других. Кто-то читал нам Коран. В это время неожиданно появился Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и остановился рядом с нами. Человек, читавший Коран, прекратил чтение, увидев Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который, поприветствовав нас, спросил:

– Что вы делаете?

Мы ответили:

– О Посланник Аллаха! Он, наш учитель, читает нам Коран. Мы же слушаем Книгу Всевышнего Аллаха.

На это Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Слава Аллаху, создавшему среди людей моей общины тех, с кем мне велено быть терпеливым![11]

Затем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как равный с нами, сел в середину и, показав жестом, сказал нам:

– Сделайте круг!

Мы образовали круг, в центре которого находился Он. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил нам следующее радостное известие:

 О испытывающие нужду бедняки! С радостной доброй вестью вас! Сообщаю вам о том, что в день Страшного Суда вас ждет светлая новость! Вы войдете в Рай на полдня раньше богатых людей! Эти полдня (по сравнению с днями на земле) составят 500 лет!»[12]
 ___________

[1] Суффа – это выражение, обозначающее место для сидения, типа террасы, имеющееся в домах и особняках. Со временем в турецком языке стало употребляться в значении софы.

[2] Ибн Сад, I, 255.

[3] Бухари «Рикак», 17.

[4] Бухари «Салят», 58.

[5] Тирмизи «Зухд», 39/2368.

[6] Бухари «Мавакыт», 41; «Манакыб», 25; «Адаб», 87-88; Муслим «Ашриба», 176-177.

[7] Бухари «Магази», 28; «Джихад», 9; Ибн Сад, III, 514.

[8] Бухари «Ильм», 42.

[9] Ибн Маджа «Зухд», 7; Табари «Тафсир», VII, 262-263.

[10] Вахиди, стр. 306.

[11] Говоря эти слова, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) имел в виду упомянутый ранее 28-ой аят Суры «Аль-Кахф», в котором Всевышний Аллах велел Пророку относиться весьма деликатно к бедным людям, принявшим Ислам первыми, терпеливо вместе с ними переносить все беды, несчастья и невзгоды, происходящие с ними.

[12] Абу Дауд «Ильм», 13/3666.

Продолжение

трендовые темы