СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Жизнеописание пророков

Пророк Лут, мир ему

Опубликовано

Лут (алейхиссалям) — племянник пророка Ибрахима (алейхиссалям), сын его брата Хара. В Коране этот избранник Всевышнего упомянут 27 раз во многих аятах. Лут (алейхиссалям) был послан как пророк в город Содом, где начал свою миссию призыва к Единобожию.

 

Жёны и дети пророка Лута (алейхиссалям)

 

Во время начала посланнической миссии Лут (алейхиссалям) был женат на глубоко верующей женщине по имени Фават. Спустя 20 лет она умерла, после чего пророк взял в супруги содомитку по имени Вахиля. Лицемерная женщина говорила мужу, что верит во Всевышнего Аллаха, но сама тайно помогала безбожникам вредить Луту (алейхиссалям).

 

Когда ангелы в облике красивых юношей пришли к пророку, чтобы сообщить об уничтожении содомитов, Вахиля тотчас же известила развратников о гостях и тем самым предала супруга. Поэтому справедливое наказание постигло её вместе с другими жителями города. В Коране сказано: «Воистину, они были злодеями и распутниками»(Сура «аль-Анбийя», 21 / 74).

 

Милостивый Аллах спас от наказания пророка Лута (алейхиссалям), двух его верующих дочерей и всех мусульман. Они переселились в город, где жил пророк Ибрахим, и Лут (алейхимуссалям) выдал девушек замуж за благочестивых людей.

 

Причины уничтожения народа Лута (алейхиссалям)

 

1. Содомиты поклонялись идолам.

 

2. Были грешниками и мужеложцами.

 

Ибн Аббас (радыяллаху анху) подчёркивал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) трижды повторил: «Прокляты те люди из народа Лута, которые совершают ничтожные дела».

 

В хадисе, который передаёт Ибн Умар (радыяллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мужеложцы воскреснут в Судный день в образах обезьян и свиней».

 

Исламский учёный Малик бин Динар отмечал: «Люди не знали мужеложства до появления содомитов. Это гнусное явление впервые возникло у народа Лута по наущению шайтана. Наказание Всевышнего постигло тех, кто совершал подобные, противоречащие природе человека, поступки. Аллах наделил Своих рабов чувствами любви и плотского желания для продолжения человеческого рода. Но, извращая дары Великого Творца, беспечный народ впал в заблуждение и распутство. Содомиты стали хуже животных, унизив и оскорбив достоинство человека».

 

3. Они издевались и убивали людей. Тираны племени Лута перед казнью приказывали насиловать приговорённого, а затем, после тяжких мучений, лишали жизни.

 

4. Содомиты занимались разбоем. Когда они видели чужестранца, едущего или идущего по дороге, то бросали в него камни и издевались.

 

5. Распространяли сплетни.

 

6. Были скупыми.

 

7. Не знали стыда, открыто совершали ничтожные поступки, а добронравных людей обвиняли в безумии. Жители Содома настолько уподобились животным, что не стеснялись прилюдно портить воздух.

 

В хадисе сказано: «Кара Всевышнего приближается к одному из племён, если в обществе совершаются мерзкие, ничтожные и греховные деяния».

 

Почти утратившие человеческое сознание, содомиты не терпели наставлений благочестивых людей и не прислушивались к их советам. В ответ на увещевания они заявили пророку Луту (алейхиссалям), что выгонят его из города.

 

В книге «Рамузуль ахадис» Хасан Басри приводит слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) о причинах уничтожения народа Лута (алейхиссалям). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «К этим безнравственным поступкам в моей умме добавился ещё и такой порок, как страсть женщины к женщине».

 

Ниспосланная в Коране история про уничтожение народа Лута (алейхиссалям) служит уроком Всевышнего для всех Его рабов. В одном из аятов подчёркивается, что останки уничтоженных народов — назидание для остальных: «А развалины [поселения] Мы оставили наглядным знамением для тех, кто разумеет» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 35).

 

Среди таких печальных памятников особого внимания заслуживает озеро Лута. Даже геологическое положение его уникально: оно словно показывает ничтожность некогда жившего здесь народа. Озеро Лута (алейхиссалям) расположено на 400 метров ниже уровня моря и достигает глубины 400 метров. Получается, что его дно находится на 800 метров ниже уровня моря, хотя самая низкая точка мира — всего 100 метров. Другая особенность озера Лута, которое также называется Мёртвым морем, — содержание соли в воде достигает 30%, поэтому в нём нет рыб и растений.

 

В местности, где был проклят народ Лута (алейхиссалям), нет ни одного живого существа. Содержащаяся в Коране история уничтожения племени содомитов произошла примерно в 1800 году до нашей эры. В результате наказания Всевышнего руины города ушли под землю.

 

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Жизнеописание пророков

ХАДЖАР И ИСМА’ИЛЬ

Пророк Ибрахим (мир ему) с женой Сарой и служанкой Хаджар жили в Сирии.

Опубликовано

Пророк Ибрахим (мир ему) с женой Сарой и служанкой Хаджар жили в Сирии. У Ибрахима с Сарой не было детей, и Сара была очень огорчена этим. Она хотела, чтобы у ее мужа был сын, которому он мог бы передать свои знания и мудрость, поэтому она предложила Ибрахиму взять в жены Хаджар. Так он и сделал.

Вскоре у них родился мальчик, которому дали имя Исма’иль. Но в сердце Сары появилась ревность, которая со временем увеличилась и стала невыносимой. В конце концов Сара сказала Ибрахиму:

– Возьми их и отведи куда-нибудь подальше.

Ибрахим был вынужден сделать так, как просила его Сара. Взяв с собой Хаджар и Исма’иля, он после долгого путешествия пришел с ними туда, где ныне находится Мекка. Он оставил их под большим деревом, на месте которого сегодня стоит Ка’аба. В то время там не было ни Ка’абы, ни какого-либо другого дома. Вокруг не было даже источников воды. Оставив жене и сыну кожаный мешок, наполненный финиками, и полный бурдюк воды, со словами:

– Я возвращаюсь назад, – Ибрахим собрался в путь.

Хаджар пошла вслед за ним, причитая:

– Ибрахим! Куда же ты уходишь, оставляя нас здесь? Здесь нет людей и даже признаков жизни.

Ибрахим не оборачиваясь, продолжил свой путь.

Но Хаджар продолжала идти за ним и повторяла одно и тоже, но Ибрахим не отвечал ей. Она опять задала ему вопрос:

– На кого ты оставляешь нас здесь?

Ибрахим спокойно, без тени тревоги в голосе ответил:

– Я оставляю вас на Аллаха.

– Аллах повелел тебе оставить нас здесь? – спросила Хаджар.

Казалось, Ибрахим ждал этого вопроса:

– Да, так повелел Аллах, – сказал он.
Услышав это, Хаджар обрела душевный покой и облегчение:

– Если так, то нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних, – сказала она и, повернувшись, пошла обратно к большому дереву.

Ибрахим продолжил свой путь. Дойдя до места, где Хаджар не могла его видеть, он повернулся лицом в сторону Ка’абы и, воздев руки, обратился с мольбой:

– О Господи! Часть своей семьи разместил я в невозделанной долине возле Твоего Священного Храма.

Господи! И Ты направь некоторую часть людей, чтобы приходили они сюда для совершения намаза, и дай им пропитание. Уповаю на то, что вознесут они хвалу милостям Твоим.

Хаджар осталась под деревом, кормя грудью своего сына Исма’иля. Через несколько дней вода в бурдюке закончилась. Маленький Исма’иль постоянно мучился от сильной жары и жажды. Хаджар, не в силах смотреть на то, как страдает ее сын, пошла на поиски людей и воды. Она взошла на холм Сафа и осмотрелась по сторонам. Однако вокруг не было ни души, только безжизненные пески расстилались до самого горизонта. Она спустилась с холма и побежала, прихватив полы своей одежды. Пробежав через долину, она взобралась на холм Марва и опять осмотрелась по сторонам, но и здесь никого не было. Она вновь побежала на холм Сафа и снова никого не увидела. Затем она проведала Исма’иля, который продолжал страдать от жары и жажды. Хаджар вновь побежала к холму Марва. Но, увы, никого не было видно. Так она семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва. Поэтому паломники в хадже семь раз пробегают между холмами Сафа и Марва, совершая са΄й. Вбежав последний раз на холм Марва, она услышала какой-то звук. «Что бы это могло быть?» – подумала она. Вскоре звук повторился.
– Э-эй! Я слышу тебя. Если можешь, то помоги нам! – прокричала она. Но ей никто не ответил. Она осмотрелась. И на том месте, где сегодня находится источник Зам-зам, она увидела ангела, копающего землю то пяткой, то своим крылом.

Вскоре из земли забила вода. Хаджар поспешила к тому месту и наполнила бурдюк водой. Опасаясь, что вода уйдет, Хаджар решила огородить источник. Теперь вода, бьющая из земли ключом, не разливалась по сторонам. Да будет Аллах милостив к Хаджар! Если бы она не обустроила источник, то Зам-зам мог бы стать просто ручьем.

Хаджар утолила жажду, к ней вернулись силы. Она напоила ребенка и покормила его.

Ангел сказал Хаджар:

– Не бойся, вы здесь не пропадете! Здесь находится место Дома Аллаха – Ка’абы. Этот ребенок и его отец построят здесь Ка’абу.

Хаджар обосновалась в этих местах. Однажды неподалеку проходил караван йеменского племени Джурхум. Увидев в небе кружащую птицу, они предположили:

– Птицы летают в том месте, где имеется вода. Но мы знаем, здесь никогда не было воды.

Они отправили двух юношей к тому месту. Спустя некоторое время юноши вернулись с известием, что нашли воду.

– Можно ли нам поселиться здесь и стать тебе соседями? – спросили люди племени Джурхум, придя к Хаджар.

– Да, вы можете поселиться здесь. Но с условием, что не будете предъявлять прав на воду. Вода принадлежит мне, – сказала она.

Они удалились, подтвердив, что будут соблюдать данное условие, и вскоре вернулись со своими семьями, чтобы поселиться здесь.

Хаджар была рада этому. Таким образом, и она, и ее сын Исма’иль были избавлены от одиночества. В этом месте, которое потом назовут Меккой, начали возводиться новые дома, и закипела жизнь.

Прошли годы. Исма’иль повзрослел и превратился в смелого юношу. Соседи из племени Джурхум полюбили Исма’иля, от них он научился арабскому языку. Они были восхищены его благородным видом и добрым нравом. И женили его на девушке из племени Джурхум.

В последующие годы, состарившись, умерла Хаджар. Ее похоронили вблизи Ка’абы.

Позже сюда вернулся Ибрахим. Ему показали дом Исма’иля. Но хозяина в тот момент не было дома. Ибрахим постучал и спросил у жены Исма’иля:

– Где Исма’иль?

– Ушел раздобыть нам пропитание, – сказала она.

– А как вы живете?

– Мы живем в большой нужде. Нам очень трудно, – пожаловалась жена Исма’иля.
Тогда Пророк Ибрахим сказал ей:

– Передай салям своему мужу, и пусть он поменяет порог своего дома.

Вернувшись домой, Исма’иль почувствовал приятный запах. Он понял, что приходил его отец, и спросил жену:

– Приходил ли кто-нибудь к нам?

После рассказа о том, что к ним заходил пожилой человек странной внешности, она добавила:

– Этот человек спросил о тебе, я ему ответила. Он расспросил о нашей жизни, я ему сказала, что мы живем в большой нужде.

На вопрос Исма’иля, передал ли этот старец ему что-нибудь, она ответила:
– Да, он передал тебе салям и наказал поменять порог своего дома.

Тогда Исма’иль сказал жене:

– Старец, который приходил к нам, – мой отец. Он наказал мне развестись с тобой. Можешь вернуться к своей семье.

После развода Исма’иль женился на другой женщине из племени Джурхум.

Через некоторое время Пророк Ибрахим вновь посетил эти места. Он пришел к дому Исма’иля, но того опять не было дома. Не представившись, он завел разговор со своей невесткой:

– Где Исма’иль?

– Ушел раздобыть нам пропитание, – сказала она.

– Как вы живете, дитя мое?

– Хвала Аллаху, в добре и довольствии, и очень счастливы. Пожалуйте к нам, поешьте, отдохните.

– Что вы едите и пьете, дочка?
– Едим мясо, пьем воду.

Тогда Ибрахим, обратив поднятые ладони к небу, произнес мольбу:

– Господи! Дай изобилие мясу и воде их!
В те времена в окрестностях Мекки людям не были известны такие злаки, как ячмень или пшеница. Все питались дичью. Если бы в то время там было известно земледелие, Ибрахим вознес бы мольбу за изобилие хлебов.

Затем Пророк Ибрахим сказал не узнавшей его невестке:

– Когда вернется твой муж, скажи ему, пусть бережет славный порог дома своего! – и отправился назад в Сирию.

Вернувшись домой, Исма’иль спросил у жены, приходил ли кто-нибудь в его отсутствие.

Жена рассказала, что к ним приходил старец с приятной внешностью, и передала разговор, произошедший между ними. Тогда Исма’иль сказал:

– Это был мой отец. А ты – славный порог нашего дома. Отец наказал мне хорошо относиться к тебе и жить с тобой в согласии.

Пророк Ибрахим еще некоторое время жил вдали от сына. Затем пришел в Мекку и застал сына сидящим под большим деревом вблизи источника Зам-зам и строгающим стрелы. Увидев приближающегося отца, он вскочил и побежал ему навстречу. Отец и сын обнялись, испытывая горечь от многолетней разлуки. Они долго-долго не могли насмотреться друг друга. Потом между ними произошел такой разговор:

– Исма’иль, сын мой! Всевышний Аллах повелел мне выполнить одно очень важное дело.

– Отец мой! Исполни то, что повелел тебе твой Господь.

– Но в этом деле ты мне должен помочь, сынок!

– Отец мой! Я буду помощником тебе в каждом твоем деле.
Затем Ибрахим, указывая на высокий холм, сказал:

– Всевышний Аллах повелел мне построить здесь дом.

Затем он рассказал, что они вместе возведут там здание Ка’абы. И вскоре отец и сын приступили к строительству. Исма’иль подносил камни, а отец клал стены. Когда стены стали довольно высокими, Исма’иль принес большой камень под ноги Ибрахиму. Ибрахим закончил кладку стен, вставая на этот камень.
После завершения строительства отец и сын произнесли такую молитву:
«Господь наш! Прими от нас (этот дом), ведь Ты, поистине, Слышащий, Знающий!» (аль-Бакара, 2/127).

МОРАЛЬ

Можно видеть, насколько глубока связь пророка Ибрахима и его жены Хаджар с Аллахом, повергающая человека в изумление и восторг. Когда Ибрахим оставлял Хаджар с ребенком в местности, лишенной признаков жизни, которая позже станет Меккой, в сердце его не было никакого сомнения. Ведь такова была воля Аллаха.

Что касается Хаджар, то, оставшись с ребенком в безлюдной пустыне, она поначалу пришла в замешательство. Однако, когда она узнала, что муж ее, пророк получил повеление от Аллаха оставить их в этом месте, все страхи покинули ее. Со словами «Нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних» она положилась на милость Аллаха.
То, что в этой пустынной местности чудесным образом забил источник Зам-зам, есть свидетельство того, что Всевышний Аллах всегда оказывает помощь искренне верующим и уповающим на Него.

Неиссякаемость источника Зам-зам со времен Хаджар и Исма’иля в самой жаркой и сухой части Аравийского полуострова является продолжением этого чуда в наши дни.

В каждом велении Аллаха имеется очень много мудрости и глубины, не понятых нами в полной мере.
Усилия Хаджар с целью найти воду для своего ребенка показывают величие материнского сострадания. В память об этом событии в ритуале хаджа установлен семикратный бег между холмами Сафа и Марва.

Продолжение

Жизнеописание пророков

Пророк Иса (в Библ. традиции – Иисус), мир ему.

Опубликовано

Пророк Иса (в Библ. традиции – Иисус), мир ему, как и другие Пророки Аллаха, был избран Всевышним Господом для миссии призыва людей к Истинному Пути.

Однако Аллах показывает нам в аятах Корана, что жизнь Пророка Исы, от первого мига появления на свет и до момент вознесения ко Всевышнему, отличалась от жизни всех иных людей на земле и от пророческого пути всех иных Господних Пророков. Он был наделен удивительными, чудесными особенностями, отличавшими его от всех людей. Пророк Иса был рожден вне привычного, известного людям биологического процесса, в результате таинства непорочного творения, не имея биологического отца. Всевышний Аллах еще до его рождения на свет сообщил через Своих ангелов его матери, Праведной Марйам о многих чудесных особенностях ее будущего дитя и благую весть о том, что он ниспослан ей Аллахом, дабы стать Мессией для сынов Израилевых. Кроме того, Аллах в Коран сообщает еще одну важную особенность – Пророк Иса «был словом Аллаха»:
…Ведь Мессия Иса, сын Марйам, – лишь посланник Аллаха и слово Его («Будь»), которое Он направил Марйам, и дух от Него … (Коран, 4:171)
И сказали ангелы: “О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его – Мессия ‘Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, избран и славен в этом и будущем мире и он из тех, кто приближен [к Аллаху]”. (Коран, 3:45)
Примечательно, что выражение “слово от Аллаха” употреблено в Коране лишь в отношении Пророка Исы. Аллах сообщил Праведной Марйам имя будущего дитя еще до того, как он появился на свет. Все люди на земле получают свое имя от родителей, тогда как положение пророка Исы было иным: Аллах нарек его Словом от Себя, даровав ему имя “Иса Мессия”. Это еще одно из ясных знамений того, что пророк Иса, мир ему, был рожден твореньем, отличным от иных людей.
Многие чудесные явления из жизни Пророка, как-то удивительные деяния или вознесение при жизни к Аллаху, так же как и его рождение, и умение разговаривать, будучи новорожденным младенцем, свидетельствуют об этом отличии.

Единственный Божественным источником, из которого мы можем почерпнуть неискаженные временем и человеческим фактором знания о Пророке Исе, мир ему, является Коран. Ибо Аллах провозгласил о Своей защите Корана от какого-либо искажения или изменения вплоть до дня Господнего Суда. Аллах сообщает в Коране, что Пророк Иса не был распят и умерщвлен римлянами, но был вознесен к Аллаху, Пророк Иса будет вновь возвращен на землю незадолго до периода, называемого в монотеистических религиях последним временем, предшествующим Концу Света. Кроме того, Пророк Мухаммад, сас, также во многих хадисах упоминал о втором пришествии или возвращении Пророка Исы на землю. Рассмотрим Коранические аяты, в которых Аллах открывает нам сведения о Пророке Исе:
Пророк Иса не был распят, но был вознесен к Аллаху

Римляне, схватившие Пророка Ису и по настоянию иудейских первосвященников вынесшие решение о казни через распятие, утверждали, что распяли его на кресте. Христианский мир принимает это событие, однако утверждает, что после казни на кресте Пророк Иса был воскрешен и вознесен не небеса. Однако Ислам имеет иную точку зрения на это событие, ибо Коран, прямое откровение Всевышнего Господа, показывает нам, что события происходили не так, как принято считать:
И за их слова: “Воистину, мы убили (арабск.-кательна) Мессию ‘Ису, сына Марйам, посланника Аллаха” [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его (арабск. – ма кателеху) и не распяли (арабск.- ма салебеху). Им было показано [его] подобие (арабск. – шуббихе). Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как предположений. Они, конечно же, не убили его (арабск. – ма кателеху) (Коран, 4:157)

В следующем аяте этой же Суры Аллах еще раз подчеркивает: Пророк Иса не был убит и был вознесен к Нему:
Нет; Аллах возвысил (арабск.- рефеа) к Себе. Аллах Велик, Возвышен, исполнен Мудрости и Власти. (Коран, 4:158)
Выражение аята «Им было показано [его] подобие» показывает нам, что Пророк Иса не был распят и был возвышен к Аллаху. Аллах также провозглашает, что ошибаются все те, кто утверждает о распятии, ибо нет у них никаких подтверждений и доказательств тому. Аллах в момент распятия явил людям кого-то, похожего на Пророка Ису, тогда как самого Пророка возвысил к Себе.

Смерть Пророков, упоминающихся в Коране

Грамматический анализ аятов Корана, повествующих о смерти Пророков и аятов Корана, повествующих о попытке убиения через распятие Пророка Исы показывает нам важное обстоятельство касательно Пророка Исы (Иисуса). В Суре «Али Имран» сообщается, что Аллах умертвит Пророка Ису и возвысит его к Себе. В Коране для выражения смерти, насильственной смерти Пророков в результате расправы народов над Пророками, Аллах использует глаголы “кателе” (убивать), “мате” (умирать), “халеке” (быть погубленным), “салебе” (вешать) и еще несколько специфических глаголов. Тогда как о последних земных днях пророка Исы, мир ему, Аллах сообщает нам в такой форме “они не убили (ма кателеху) его и не распяли (ма салебуху)”. Аллах особо подчеркивает, что Пророк Иса не был умерщвлен людьми тем или иным способом. Нам сообщается, что людям было показан некто похожий на Пророка Ису, тогда как сам Пророк Иса был вознесен к Аллаху. В Суре “Али ‘Имран” сообщается, что Аллах упокоит его, вознеся его к Себе:

Вот сказал Аллах: “О ‘Иса! Я упокою тебя (мютевеффийке), и вознесу тебя (рафиуке) к Себе, и очищу тебя от тех, которые не уверовали, а тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, которые не уверовали, до Дня Воскресения… (Коран, 3:55)
Использованные в Коране слова, обозначающие смерть, и слово “упокоить”, упоминающееся в отношении пророка Исы, однозначно свидетельствуют, что Пророк Иса не познал смерти в нашем понимании этого глагола. В Суре “Али ‘Имран” глаголы «упокоить» имеет следующие значения:

Вефеа: упокоить

В 117-ом аяте Суры «Трапеза» факт смерти рассказывается так:
Я говорил им только то, что Ты мне повелел [сказать]: “Поклоняйтесь Аллаху, моему и вашему Господу”. Я был свидетелем тому, что делали они, пока находился среди них. Когда же Ты меня возвысил меня к Себе (арабск.- тевеффейтени), Ты был свидетелем над ними. Ведь Ты – Свидетель всего сущего. (Коран, 5:117)
Таваффа: упокоить

Слово “упокоить”, использованное в аяте, в русском языке имеет много значений, отличных от понятия “смерти”. При изучении арабского текста аята становится очевидным, что Пророк Иса не умер в нашем понимании этого слова. В 117-ом аяте Суры “Трапеза ” событие смерти Пророка выражается таким образом:
Я говорил им только то, что Ты мне повелел [сказать]: “Поклоняйтесь Аллаху, моему и вашему Господу”. Я был свидетелем тому, что делали они, пока находился среди них. Когда же Ты возвысил меня к Себе (арабск.- тевеффейтени), Ты был свидетелем над ними. Ведь Ты – Свидетель всего сущего. (Коран, 5:117)
Употребление в этих аятах слова “теввефейтени», которое переводится на русский язык, как “убиение” или “предание смерти”, в арабском языке образуется от корня “вефеа” и означает не “смерть”, а “забирание души”. В арабских тафсирах Корана этот глагол никогда не встречается для обозначения смерти. Тафсир авторитетнейшего алима Ислама Имама Куртуби также является подтверждением этому утверждению. В тафсире Куртуби этот глагол используется для выражения «забрать душу у человека», ведь «забрать душу человека» вовсе не означает его смерти, об этом ясно гласит нам Коран. Например, то же слово “вефеа”, встречающееся в другом аяте, используется для выражения не смерти, но “забирания души человека во время сна”:
Он – Тот, кто упокоевает (арабск. – йетевеффекюм) вас ночью и знает, что вы совершаете днем. Потом Он оживляет вас, чтобы завершить назначенный срок… (Коран, 6:60)

Аллах ясно сообщает в Коране, что Пророк Иса не был убиен, повешен или распят, но людям был явлен некто похожий на него, тогда как Аллах лишь забрал душу Пророка Исы (как забирает ее во сне у всякого человека) и возвысил его душу к Себе. В отношении Пророка Исы Аллах в Коране использует лишь глагол «вефеа» , означающий «забрать душу», тогда как в отношении всех иных Пророков, упоминаемых в Коране, Аллах использует глагол «кателе», что означает физическое «убиение» или «мевт», означающее «покойник». В свете этого лингвистического анализа мы можем утверждать, что Аллах в Коране сообщает нам: Пророк Иса не встретил смерти, нет, Аллах лишь ввел его в состояние, подобное сну и возвысил к Себе, то есть Аллах лишь забрал Пророка Ису из земного измерения в иное, невидимое нам измерение. (Однако истина известна лишь Аллаху).

Следовательно, выражение “тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал до Дня Воскресения” имеет ясное указание. Должно существовать общество, следующее вероучению, ниспосланному через Пророка Ису, которое будет продолжать свое существование до Дня Господнего Суда. Но кто является этим обществом, вне сомнения, станет явным после возвращения Пророка Исы на землю. И те, кто последуют за ним во время его второго прихода, будут возвышены над неверными до дня Господнего Суда.

Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него (‘Ису) до его смерти. В Судный день он (‘Иса) выступит свидетелем над ними. (Коран, 4:159)

Обратим внимание на приведенное в аяте выражение “нет никого, кто бы не уверовал в ‘Ису до его смерти”. Местоимение «него» в вышеприведенном аяте, согласно предшествующим 157-му и 158-му аятам указывает, что речь идет о Пророке Исе:
И за их слова: “Воистину, мы убили (араб.-кательна) Мессию ‘Ису, сына Марйам, посланника Аллаха” [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его и не распяли. Им было показано [его] подобие. Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как предположений. Они, конечно же, не убили его. (Коран, 4:157)
Нет; Аллах возвысил его к Себе. Аллах Велик, Возвышен, исполнен Мудрости и Власти. (Коран, 4:158)

Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него (‘Ису) до его смерти. В Судный день он (‘Иса) выступит свидетелем над ними. (Коран, 4:159)

Некоторые религиоведы полагают, что здесь речь идет о всех людях Писания и что указывается, что каждый, кто является человеком Писания, перед своей смертью непременно уверует в Пророка Ису. Однако арабские лингвисты указывают на неправомочность такого утверждения. В Коране, во всех аятах, касающихся людей Писания, для выражения множественного числа использовано окончание «хум». (К примеру, Сура «Ясное знамение» 96:1 и 96:6; Сура «Железо» 57:29; Сура «Собирающая», 59:2) Тогда как в этом аяте речь использовано окончание «х», означающее единственное число. Таким образом, можно предположить, что речь в аяте идет о том, что после смерти Пророка Исы, то есть после его второго пришествия на землю и его биологической смерти на земле не останется человека, который бы не уверовал в него. (Однако истина известна лишь Аллаху).

Между тем, иудеи, которые также входят в определение “люди Писания”, во времена первого прихода
Пророка Исы не только не уверовали в него, но коварно предали его и настаивали на его казни. Будет также неверно вести речь о том, что иудеи и христиане, жившие после пророка Исы, уверовали в него должным образом, так, как это предписывается в Коране.

При внимательном анализе смысла аята мы приходим к следующему заключению: Люди Писания уверуют в Пророка Ису до его смерти.

При рассмотрении смысла данного аята перед нами раскрывается очевидная истина.

1) Ясно, что речь в аяте идет о будущем времени, так как имеется в виду смерть Пророка Исы. Однако на данный момент он не умер, а вознесен к Аллаху. Пророк Иса вернется на землю, и будет жить на ней, после чего умрет подлинной, физической смертью, как умирают все смертные. Во-вторых, в аяте говорится о том, что в Пророка Ису уверуют все люди Писания. Данное событие еще не совершилось, но Коран гласит, что это непременно произойдет.
Следовательно, человек, подразумеваемый в аяте местоимением “его” в выражении “до его смерти” – Пророк Иса. Все люди Писания увидят его, узнают его, и при жизни его будут следовать за ним. Тогда как Пророк Иса будет свидетельствовать об их положении в мирской жизни перед Всевышним Аллахом в День Господнего Суда. (Однако истина известна только лишь Аллаху).

Наряду с этим в аяте мы видим «В Судный день он (‘Иса) выступит свидетелем над ними», что также указывает на возвращение Пророка Исы на землю.

Резюмируем указания аята Корана: “До смерти Пророка Исы все Люди Писания уверуют в него».
Прежде всего, понятно, что аят говорит о будущем времени, потому что речь идет о смерти Пророка Исы. Ведь во время первого пришествия на землю Пророк Иса не был убит, но лишь вознесен к Аллаху. Таким образом, Пророк Иса будет еще раз возвращен на землю в последнее время и умрет естественной биологической смертью.

2) В Пророка Ису уверют все Люди Писания. Это события тажке еще не происходило, таким образом, это события только произойдет, когда Пророк Иса будет вновь явлен на землю.
Таким образом, выражение аята «до его смерти» указывает на Пророка Ису. Люди Писания его увидят и узнают, и, как мы будем говорить дальше, сплотятся в единой вере и Пророк Иса будет свидетелсьтвовать о них в День Господнего Суда. (Однако истина известна лишь Аллаху)

3) Приведем также аят, указывающий на возвращение Пророка Исы , это 61-й аят Суры «Зухруф». С 57-го аята этой Суры речь идет о Пророке Исе:
Когда приводят им в пример (Ису), сына Марйам, твой народ от этого отворачивается, пренебрежительно смеясь, говоря: “Наши боги лучше или он (т.е. ‘Иса)?” Они ссылаются на него перед тобой только ради того, чтобы спорить. Ведь они – люди, которые любят препираться [и враждовать].
Он – всего лишь раб, которому Мы даровали милость и которого сделали примером для сынов Исраила.
А если бы Мы пожелали, Мы сотворили бы из вас в ангелов, которых сделали бы наследниками земли, вместо вас. (Коран, 43: 57-60)

В этой же Суре в 61-ом аяте подчеркивается, что возвращение Пророка Исы будет знамением приближения Конца Света и Дня Господнего Суда:
Истинно, он (‘Иса) знамение [Судного] часа. Нисколько не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это и есть истинный путь. (Коран, 43:61)

Мы можем сказать, что данный аят содержит информацию о главном знамении Последнего Времени – возвращении на землю Пророка Исы. Ибо Пророк Иса жил за 6 веков до ниспослания Корана. Следовательно, его первая земная жизнь не может расцениваться как “знамение [Судного] часа. Можно заключить, что смысл данного аята таков: Пророк Иса, мир ему, вернется на землю в Последнее время (Ахыр Заман) до наступления Конца Света (Кыйама), и его появление как раз и станет одним из знамений приближающегося Конца Света. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
Еще один аят, указывающий на возвращение Пророка Исы в земную жизнь:
И сказали ангелы: “О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его – Мессия ‘Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, избран и славен в этом и будущем мире и ониз тех, кто приближен [к Аллаху]”.

Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он будет из числа праведников.
Она сказала: “Господи! Как может быть у меня ребенок,– ведь не касался меня ни одинмужчина”. Но сказал [ангел]: “Аллах творит то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: “Свершись!” – и оно тотчас свершается”. И Он научит ег Книге, мудрости, Торе и Евангелию. (Коран, 3:45-48)
Аят гласит, что Аллах научит Пророка Ису Торе, Евангелию и “Книге”. На это слово, безусловно, стоит обратить особое внимание. То же самое слово использовано и в 110-ом аяте Суры «Трапеза»:
[Вспомни,] как Аллах сказал: “О ‘Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. Я научил тебя Книге, мудрости, Торе и Евангелию. …” (Коран, 5:110)

При анализе слова “Книга”, упоминающегося в обоих аятах, становится понятно, что оно подразумевает Коран. Во-первых, кроме Торы и Евангелия существует только одна Божественная Книга – это Священный Коран. (Ниспосланный Пророку Дауду Забур (Псалтырь) является частью Ветхого Завета, т.е. Торы). Кроме этого, в 3-м аяте Суры «Семейство Имрана» слово “Книга” упоминается вместе с Евангелием и Торой и ясно подразумевает Коран:
Аллах… Нет божества, кроме Него. Он – Вечноживущий, Самосущный. Он ниспослал тебе Книгу Истины, как подтверждение того, что было [ниспослано] до тебя, а прежде ниспослал Он Тору и Евангелие. (Коран, 3:2-3)
В данной ситуации мы можем предположить, что третьей Книгой, которой Аллах научит Пророка Ису, будет Коран, а это будет возможно лишь после его возвращения на землю в Последнее Время. Поскольку Пророк Иса жил за 600 лет до ниспослания Корана и, конечно же, не мог знать этой Книги до того, как она была ниспослана. Следовательно, единственным логичным предположением является то, что Пророк Иса будет научен Корану уже после своего возвращения на землю. Из хадисов Пророка Мухаммада, сас, также следует, что после возвращения на землю Пророк Иса будет руководствоваться не Евангелием, а предписаниями Корана. (Более детальную информацию смотрите в книге Харуна Яхьи – Знамения Конца Света).

5) Кроме того, аят “воистину, ‘Иса перед Аллахом подобен Адаму…” (Коран, 3:59), также, возможно, указывает на второй приход Пророка Исы. Толкователи Корана, как правило, подчеркивали, что данный аят указывает на отсутствие биологических отцов у обоих Пророков: Пророк Адам, мир ему, был сотворен из глины по повелению Аллаха “Будь!”, Пророк Иса, мир ему, также появился на свет без отца по повелению Аллаха “Будь!”. Однако, возможно, аят имеет и второй смысл. Подобно ниспосланию Пророка Адама из Рая на землю, Пророк Иса, быть может, также будет низведен Аллахом на землю в период наступления Последнего Времени. (Однако истина известна лишь Аллаху).
Аяты Корана, возвещающие нам о втором пришествии Пророка Исы на землю, наводят на глубокие размышления. Ни об одном из Пророков Всевышнего, чьи имена упомянуты в Коране, не были использованы подобные выражения. Кроме того, ни об одном из Пророков не сказано в Коране как “он (‘Иса) знамение [Судного] часа” и ни одно выражение, относительно других Пророков не содержит в себе смысла, который как-либо указывал бы на их возвращение на землю. Все эти выражения были упомянуты только лишь в отношении Мессии, Пророка Исы, мир ему.

6) Проанализируем еще один аят Корана, в котором Аллах сообщает о смерти Пророка Исы:
(Пророк Иса): И будет надо мной мир и в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в день, когда я буду воскрешен». (Коран, 19:33)
При сравнении данного аята с 55-ым аятом Суры «Семейство Имрана» выявляется очень важное обстоятельство. В Суре «Семейство Имрана» указывается на вознесение Пророка Исы к Аллаху. Между тем в 33-ем аяте Суры «Марйам» идет повествование о дне смерти Пророка Исы. Следовательно, эта смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. (Однако истина известна лишь Аллаху).

7) Еще одним фактом, укрепляющим нас в вере в предстоящее возвращение Пророка Исы на землю, служит слово “кехлен”, упоминающееся в 110-ом аяте Суры «Трапеза » и в 46-ом аяте Суры «Семейство Имрана ». Аяты гласят:
Аллах скажет: “О ‘Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери, когда Я поддержал тебя Святым Духом, ты заговорил с людьми, еще будучи в колыбели, и говорил с ними и в зрелости…”(Коран, 5:110)
Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он из числа праведников. (Коран, 3:46)
Слово “кехлен” встречается в Коране лишь 2 раза, в этих аятах, и использовано только по отношению к Пророку Исе. Данное слово, употребленное для выражения периода зрелости Пророка Исы, в арабском языке означает “человека в возрасте от 30 до 50 лет, миновавшего период зрелости и вступившего в период старения”. Все алимы Ислама переводят его как “период жизни, наступающий после 35 лет”.
Хадис, переданный от Ибн-и Аббаса, гласит, что Пророк Иса, будучи молодым, в начале 30-летнего периода жизни, был вознесен на небо, но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Исламские богословы, опираясь на этот хадис, заключают, что Пророк Иса достигнет старости именно после своего прихода на землю, и рассматривают этот аят, как доказательство его предстоящего прихода.
При внимательном изучении приведенных аятов очевидно, что комментарий исламских богословов является вполне логичным.
Рассмотрев аяты Корана, мы заметим, что приведенное выше слово “кехлен” употреблялось только по отношению к Пророку Исе. Все пророки беседовали с людьми и призывали их к истинной вере. Однако данное слово не встречается в отношении ни одного из них. Следующие в аяте друг за другом слова “в колыбели” и “в зрелости” привлекают внимание к двум чудесным явлениям в жизни пророка Исы.
Так, например, Имам Табари в своем тафсире Корана так трактует смысл данного аята:
“Эти выражения (Сура «Трапеза», 5:110) указывают на вторичное ниспослание Пророка Исы уже в зрелом возрасте, для того, чтобы он смог опять говорить с людьми и, достигнув старости, завершил свой жизненный срок. Ибо он был вознесен на небо еще в молодом возрасте …

В этом аяте (Сура «Семейство Имрана», 3:46) содержится доказательство того, что Пророк Иса жив и сунниты (Эхли Сунна) признают эту истину. Ибо аят ясно выражает, что Пророк Иса будет говорить с людьми и зрелые годы, и в старости. Тогда как старость его может наступить лишь после того, как он будет вновь ниспослан на землю и проживет какое-то время.”
Следовательно, аяты Корана ясно указывают, что слово “кехлен” означает предстоящее второе пришествие Пророка Исы на землю. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
Все перечисленное укрепляет нас в вере, что в Последнее время (Ахыр Заман) Аллах направит Пророка Ису на землю во второй раз, и все люди Писания, увидят его, тотчас узнают его, уверуют в него и в то, что он будет проповедовать. И Пророк Иса объединит всех верующих людей в единой вере – Исламе. Вне сомнения, это благая весть – источник великой радости и воодушевления для всех верующих людей, милость и поддержка от Аллаха. И ответственность каждого верующего человека перед Аллахом – став свидетелями возвращения Пророка Исы – поддерживать его во всем и следовать той благой морали, к которой он будет призывать людей после своего возвращения.

Харун Яхья

Продолжение

Жизнеописание пророков

Досточтимая Марьям (Мария)

Опубликовано

Досточтимая Марьям – мать пророка Исы (а.с.) – является единственной женщиной, упоминаемой в Священном Коране по имени. Ее имя проходит в общей сложности в тридцати четырех местах, в одном из них в виде местоимения, в двенадцати сурах Священного Корана. Но главное тут даже не в том, сколько раз ее благородное имя упоминается. Тут более важно то, что во многих аятах, которые ниспосылались в разные периоды времени, говорится о досточтимой Марьям. А в Новом Завете имя благородной матери пророка Исы (а.с.) упоминается девятнадцать раз1.

Имя Марьям дала ей ее мать. Хотя и высказывались мнения, что это имя использовалось в значениях «нежелающая, оставляющая место пребывания»2, и «прислуживающая»3, но мнение о том, что это имя в арамейском языке того периода означало «поклоняющаяся»4, представляется более разумным.

Отдача под опеку досточтимого Закарии
В аятах и хадисах неоднократно подчеркивается благородность ее семьи, ее избранность и многие ее личные добродетели. Одних только аятов Священного Корана достаточно для того, чтобы выразить степень ее избранности. Во-первых, по ее отцу Имрану, она происходит из очень знатной семьи. Во-вторых, ее мать является примером благочестия и праведности, чья молитва была принята Всевышним Творцом. Действительно, досточтимая Марьям является плодом ее молитвы Всевышнему, и в соответствии с обетом в этой молитве, она еще маленькой была отдана в храм для богослужения.

Она была еще маленькой, когда отошел в вечный мир ее благородный отец5. И тогда многие выразили желание стать ее опекуном, ибо опекать досточтимую Марьям было почетным долгом для них. В итоге, эта почетная обязанность досталась досточтимому Закарие6. Священный Коран так передает это событие: «Ты не был среди них, когда они бросали свои каламы, чтобы решить жребием, кто из них будет опекать Марьям. И ты не был среди них, когда они препирались» (Св. Коран, 3:44).
В Священном Коране, сразу после упоминания о том, как Аллах дарует досточтимой Марьям ее пропитание, приводится молитва досточтимого Закарии. Из этой мольбы досточтимого Закарии мы понимаем, что он постарел. Это означает, что он уже не может дальше опекать досточтимую Марьям. На основе этих его слов передавались некоторые слабые предания, что человеком, выигравшим жребий опекать досточтимую Марьям, был не досточтимый Закария, а священник по имени Джурейдж, или Юсуф7, или его родственник по имени Юсуф8. Но ни одно из этих преданий не имеет под собой основания. Ибо Всевышний Творец упоминает, что он отдал досточтимую Марьям под опеку досточтимого Закарии, чтобы он защищал ее и заботился об ее образовании9.

Пропитание без ограничения
Досточтимый Закария сделал для досточтимой Марьям михраб,10 чтобы она могла поклоняться своему Господу11. В период всего ее пребывания там Всевышний Аллах одаривал ее пропитанием без ограничения. Известно также, что когда она родила досточтимого Ису (а.с.), им было чудесным образом даровано пропитание в виде свежих фиников и воды. Священный Коран передает, что при каждом своем посещении ее покоев досточтимый Закария находил при ней пропитание: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и однажды спросил: «О Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Св. Коран, 3:37)12. Также существуют достоверные предания, в которых говорится, что подобный случай произошел и с досточтимой Фатимой – дочерью Пророка Мухаммада (с.а.с.)13.
Передается, что и в христианских источниках есть сведения о том, как досточтимой Марьям было даровано пропитание14. Но упоминаемые сведения должны, скорее всего, быть в апокрифических текстах, т.е. в произведениях, не включенных в канонический текст Библии и отвергаемых церковью как недостоверные. Ибо в Новом Завете, до момента прихода ангела и его провозвещении о даровании ей пророка Исы (а.с.), не встречается упоминания о жизни досточтимой Марьям. В противоположность этому, в апокрифических текстах существуют некоторые сведения о раннем периоде жизни досточтимой Марьям. Например, встречаются различные сведения о месте ее рождения, и есть также примерные предположения о дате ее рождения. В Протоевангелии, являющимся апокрифическим текстом, даются некоторые дополнительные сведения15, которых никак не найти в канонических текстах (признаваемых церковью).

Пребывание в храме и сознание рабства перед Богом
В период опекунства досточтимого Закарии над досточтимой Марьям она росла под беспрестанной защитой и помощью Всевышнего Творца и с каждым проходящим днем увеличивала свои поклонения Господу. Особое положение, которое занимала досточтимая Марьям, так описывается в Священном Коране: «[Вспомни, Мухаммад,] как ангелы сказали: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил [в вере] и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь покорной Господу твоему, падай ниц и поклоняйся вместе с теми, кто поклоняется» (Св. Коран, 3:42-43)16.
Упоминаемое в данном аяте выражение «очистил тебя» толковалось с таких разных точек зрения, как «очищение от неверия и греха», «очищение от крови после месячных и родов, избавление от физических недостатков» и «очищение от прикосновения мужчины». Иными словами, тут указывается на духовное, нравственное и физическое очищение. Выражение «над женщинами миров» почти все толкователи Священного Корана понимают как «над всеми женщинами своего времени»17. В толкованиях также присутствуют и детали, связанные с ее поясным поклоном, земным поклоном и вообще формой ее богослужения. Но важнее всего было то, что досточтимая Марьям беспрекословно повиновалась божественному приказу: «Будь покорной Господу твоему, падай ниц и поклоняйся вместе с теми, кто поклоняется». И ведь она не только повиновалась, она повиновалась всей душой своей, всем существом! И это очевидно из следующего аята: «[Назидательным примером служит] также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла свое лоно. Мы вдули в него частицу Нашего духа, и она приняла как истину слова своего Господа и Его писаний, и была она покорной Ему» (Св. Коран, 66:12).

Священный Коран также свидетельствует о том, что она является праведной женщиной18.

Превосходство над всеми женщинами миров
Аят о превосходстве досточтимой Марьям над всеми женщинами миров19 можно найти почти во всех толкованиях Священного Корана. Также есть некоторые хадисы, изложенные во многих местах в Кутуб-и Тис’а. В этих хадисах благословенный Пророк сказал следующее о добродетели досточтимой Марьям:

1. «Самой добродетельной из всех женщин своего времени была Марьям,20 дочь Имрана, а самой добродетельной женщиной этой уммы является Хадиджа, дочь Хувайлида»21.

2. «Многие из мужчин достигли зрелости (совершенства). А из женщин никто не достиг зрелости, кроме Марьям, дочери Имрана, и Асии, жены Фирауна. Превосходство досточтимой Аиши над женщинами подобно превосходству тирида (мясное блюдо) над всеми другими блюдами»22.

3. «Каждого новорожденного ребенка в момент рождения обязательно подергивает шайтан. Ребенок кричит и плачет от беспокойства, причиняемого им. Досточтимая Марьям и ее сын, пророк Иса (а.с.), защищены от этого беспокойства»23. Некоторые передатчики этого хадиса передают со слов Абу Хурайры, что это было особой милостью, дарованной досточтимой Марьям и ее сыну пророку Исе (а.с.), и это является ответом Всевышнего на мольбу матери досточтимой Марьям: «Я молю Тебя, о Господь, о ее защите и защите ее потомков Тобой от зла проклятого шайтана!»24

4. «В качестве примера тебе достаточно знать досточтимую Марьям, досточтимую Хадиджу, досточтимую Фатиму и досточтимую Асию с точки зрения добродетельности и служения религии25.

5. «Самые добродетельные женщины рая – это досточтимая Хадиджа, досточтимая Фатима, досточтимая Асия и досточтимая Марьям»26.

6. «Фатима является госпожой женщин рая. Если, конечно, не считать возвышенного состояния досточтимой Марьям»27.

7. «Женщины курайшитов являются самыми добродетельными женщинами. Они умело ездят на верблюдах, полны любви и нежности к детям, и внимательны в защите имущества мужа»28. Передается, что Абу Хурайра говорил следующие слова, когда он передавал этот хадис: «Марьям, дочь Имрана, никогда не садилась на верблюда». И это является самым важным преданием, связанным с добродетелью досточтимой Марьям. Согласно Навави и Ибн Хаджару, целью слов Абу Хурайры не было подчеркивание того, что досточтимая Марьям садилась или не садилась на верблюда. Он использовал это выражение, чтобы пояснить, что у нее были особые, личные добродетели29. Иными словами, он хотел указать на то, что езда женщины на верблюде не делает ее добродетельной. Ибо досточтимая Марьям добродетельна, хотя она и не ездила на верблюде. Значит, она обладает личными достоинствами, каких нет у других».

Как видно из этого, толкователи хадисов и ученые, занятые пояснением хадисов, отталкиваясь от этих преданий, сделали разные оценки о порядке перечисления вышеупомянутых женщин по степени их благодетели. Тут следует обратить внимание на одну общую характеристику во всех этих преданиях: досточтимая Марьям является общим героем во всех преданиях, где все остальные лица меняются. Даже одного этого обстоятельства достаточно для показа ее добродетели.

Есть люди, считающие досточтимую Марьям пророком
Некоторые ученые, отталкиваясь от вышеперечисленных преданий, пришли к выводу, что среди ниспосланных пророков были и женщины. Из-за этого возникли различные мнения по двум вопросам: Были ли женщины-пророки, в общем? И в частности, была ли досточтимая Марьям пророком? Ученые, которые придерживаются мнения, что досточтимая Марьям была пророком, пришли к такому выводу на основе следующих обстоятельств: В суре «Марьям» Священного Корана при перечислении имен многих пророков упоминается имя и досточтимой Марьям, и в конце этого перечисления говорится следующее: «Все они принадлежат к тем, кого облагодетельствовал Аллах из числа пророков потомков Адама, из тех, которых Мы переправили [через пучину] вместе с Нухом, из числа потомков Ибрахима, Исраила, тех, кого Мы направили на прямой путь и кого избрали. Когда им читают аяты Милостивого, они падают ниц и бьют челом, рыдая» (Св. Коран, 19:58). То, что ангел приносил ей откровение; ее одаренность необычными вещами; избрание Аллахом, очищение и возвышение над всеми женщинами миров; использование в преданиях слова «достигла зрелости (совершенства)»; и ее признание госпожой женщин рая30. Но общепризнанным мнением является то, что женщин, как пророков, не ниспосылалось31.

Среди христиан также есть некоторые теологи, которые считают досточтимую Марьям пророком. В общем, в христианстве признается, что досточтимая Марьям стоит на степень ниже пророка Исы (а.с.), но выше остальных женщин и всех праведников32. Также в христианской литературе приводится много возвышающих ее выражений, где подчеркиваются ее такие добродетели, как послушание, терпение, скромность, набожность, вера, надежда, чувство сострадания, целомудрие и т.д.33

Пример целомудрия
В Священном Коране следующим образом описывается момент, когда она забеременела пророком Исой (а.с.):

«Ангелы сказали: «О Марьям! Воистину, Аллах словом Своим сообщает тебе радостную весть: [ты родишь сына]. Имя его Масих «Иса», сын Марьям. [Он будет] почитаем в этом и будущем мире и приближен [к Аллаху]. Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и взрослым будет он из числа праведников». Она сказала: «Господи! Как может быть у меня ребенок, ведь не касался меня ни один мужчина». Сказал [ангел]: «Именно так! Аллах создает то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: «Свершись!» и оно свершается» (Св. Коран, 3:45-47)34.

А в суре «Марьям», где этот вопрос излагается более пространно, рассказывается о том, как она забеременела, родила и как развивались последующие события:

«Помяни [, Мухаммад,] в Писании (т. е. Коране) Марьям, о том, как она ушла от своих родных в восточном направлении [от дома] и укрылась от них за завесой. Мы послали к ней дух Наш, и он воплотился пред ней в пригожего человека. Она сказала: «Воистину, я уповаю в защите от тебя на Милостивого [Господа], если ты богобоязнен». [Джибрил] ответил: «Воистину, я – только посланник Господа твоего и пришел даровать тебе пречистого мальчика». [Марьям] воскликнула: «Как может у меня родиться мальчик, если меня не касался мужчина, и не была я блудницей?» [Джибрил] сказал: «Так оно и будет. Твой Господь изрек: «Это для Меня не представляет труда. [И это ради того,] чтобы [твой сын] был для людей знамением и милостью от Нас». Это было уже решенное дело. [Марьям] забеременела им (т.е. Исой) и удалилась с ним подальше [от людей]. Она подошла к стволу пальмы и, не в силах терпеть родовые схватки, воскликнула: «Как бы я хотела умереть раньше и быть навсегда забытой!» Тогда [Иса] воззвал из лона: «Не тревожься, твой Господь заставил течь возле тебя ручей. Так [пригни] к себе ствол пальмы и потряси его – на тебя посыплются свежие финики. Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: «Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить». [Марьям] пришла к своим родным, неся [новорожденного]. Они сказали: «О, Марьям! Ты совершила беспримерную оплошность. О, сестра Харуна! За твоим отцом не водилось дурных склонностей, да и мать твоя не была женщиной распутной…». Она показала на младенца, и они спросили: «Как мы можем разговаривать с дитятей в колыбели?» [Иса] сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал пророком. И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным [для людей], вменил мне в обязанность молитву и искупительную милостыню, пока я буду жив; сделал меня почтительным к матери моей, и Он не создал меня не внемлющим [Господу своему], лишенным [Его] благословения. И будет мне покой и в день, когда я родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда буду воскрешен к жизни» (Св. Коран, 19:16-33)35.

С другой стороны, Всевышний Творец объявляет, что сделал досточтимую Марьям и ее сына, пророка Ису (а.с.) знамением для миров и поселил их в укромном месте на холме, где протекал ручей36. И действительно, Всевышний Творец напоминает пророку Исе (а.с.) как об этой, так и других дарованных ему и его матери милостях: «О, Иса, сын Марьям! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери» (Св. Коран, 5:110).

Хотя и существует много преданий и толкований, в частности, толкований преданий и пояснений хадисов, передающих даже самые мельчайшие детали о беременности и протекании родов досточтимой Марьям37, в этой статье мы не будем останавливаться на них. Ибо в этом вопросе важнейшим обстоятельством является то, что в этом процессе беременности и родах досточтимой Марьям есть и стороны, о которых мы не можем знать.

Вкратце, важнейшей истиной о процессе беременности досточтимой Марьям, которую невозможно проигнорировать, является следующее: Досточтимая Марьям, представляющая собой эталон целомудрия, будучи девственницей, забеременела как проявление чуда Всевышнего Творца38. В Священном Коране особенно подчеркивается, что досточтимая Марьям сохранила свою невинность и честь:

«Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибриля) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (Св. Коран, 21:91). «Для тех, кто уверовал, привел Аллах как назидательный пример также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла свое лоно. Мы вдули в него частицу Нашего духа, и она приняла как истину слова своего Господа и Его писаний, и была она покорной Ему» (Св. Коран, 66:12).

В Священном Коране говорится, что каждое произнесенное слово, которое не соответствует вышеприведенным словам, является большой клеветой на нее и тот, кто клевещет на нее, будет наказан бедами, и сердце его будет запечатано39.

Ее смерть и могила
В аятах и хадисах не приводится никаких разъяснений о смерти и могиле досточтимой Марьям. Подробности по этому вопросу в основном основаны на христианских источниках или некоторых исторических источниках. Их не найти в синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка, Луки). Только в Евангелии от Иоанна можно найти сведения о чуде Кана досточтимой Марьям40 и событии с крестом41. В «Деяниях пророков» указывается, что после вознесения на небеса пророка Исы (а.с.) досточтимая Марьям молилась вместе с апостолами,42 но в Евангелиях нет никакой информации о ее последующей жизни, смерти, возрасте и внешнем виде.

Помимо предположения, что в момент ухода из этого мира пророка Исы (а.с.) ей было около пятидесяти лет, обсуждались также и предположения, что она умерла в возрасте пятидесяти шести, семидесяти, семидесяти двух лет или же в очень престарелом возрасте. Также темами споров были такие вопросы, как «где и как она умерла, где захоронена, была ли она захоронена или вознесена на небеса»43. Оставим все эти споры в стороне и скажем, что сведения о продолжении ее жизни в поклонении Всевышнему Творцу44 более подходят для ее общего профиля.

Хотя христианские источники утверждают, что нет сведений о месте захоронения досточтимой Марьям, все-таки существуют разные предположения, что ее могила может находиться в Иерусалиме, Эфесе или Антакии. В Эфесе нет места, указывающего на то, что это ее могила. Но в Иерусалиме есть две церкви, одна в ущелье Джеошафат (или Кедрон) между горой Зейтин и холмом Храма, а вторая в саду Джесмании,45 которые, по утверждениям, являются местами, где она может быть захоронена. Есть и мнения, утверждающие, что она захоронена на горе Синай46. А Ибн Асакир, историк-специалист по истории Шама, утверждает, что могила досточтимой Марьям находится на кладбище аль-Фарадис в Шаме47.

Сноска
1 Тумер. Досточтимая Марьям в христианстве и исламе, с. 65.
2 Абу Бакр ар-Рази. Мухтарус-Сихах I. с. 112.
3 Wensinck, A.J. Meryem. MEB IA, VII, 781-782; Тумер, с. 153.
4 Замахшари, I, 142; Багави, I, 295; Байдави, II, 31.
5 Хаким, Мустадрак, II, 646; Табари, III, 235; Замахшари, I, 142.
6 См. Св. Коран, 3:37, 44; также см., Ибн Хишам, III, 121; Табари, III, 242-244.
7 Ибн Хишам, III, 121; Schleifer, Aliah. Досточтимая Марьям ислама, с. 35.
8 Ибн Кясир, Бидая I, 68; Алуси, III, 165; XVI, 80.
9 См. Св. Коран, 3:37; также см. Табари, III, 241-244; Куртуби, IV, 71-86.
10 Здесь слово михраб дается в значении «место для отдыха и поклонения, самое почетное и святое из таких мест, место борьбы с шайтаном». Ибн Манзур, Лисануль-Араб. Часть «х-р-б». (I, 306).
11 Табари, III, 245; Вахиди, I, 208; Байдави, II, 34.
12 Также см. Табари, III, 244-246; Багави, I, 297; Фахруддин ар-Рази, VI, 283.
13 Замахшари, I, 143; Ибн Кясир, I, 361.
14 Wensinck, VII, 784; Тумер, стр. 157.
15 Тумер, с. 68-69.
16 Также Новый Завет, Евангелие от Луки 1:26-28; 41-42.
17 Табари, III, 262-264; Вахиди, I, 210.
18 Св. Коран, 5:75. В данном аяте слово «сыддыка» означает «надежная, честная, искренняя в вере и религии, подтверждающая правоту своих слов своими деяниями». Ибн Манзур. Часть «с-д-к», X, 193.
19 Св. Коран, 3:42-43.
20 Такие ученые как Кади Ияз и Куртуби поняли это в более общем смысле и истолковали это выражение как «над всеми женщинами всего мира». Навави, Шерху Муслим XV, 198; Авни, Умдатуль-кари XVI, 23.
21 Бухари, Анбия 45; Муслим, Фадаиуль-сахаби 69.
22 Бухари, Анбия 32, 46; Муслим, Фадаилус-сахаби 70.
23 Бухари, Бедуль-халк 11; Муслим, Фадаил 146, 147.
24 Бухари, Анбия 44; Муслим, Фадаил 146.
25 Тирмизи, Манакиб, 61; Ахмад бин Ханбаль, III, 135.
26 Ахмад бин Ханбаль, I, 293, 316, 322.
27 Тирмизи, Манакиб, 60, 63; Ахмад бин Ханбаль, III, 64, 80.
28 Бухари, Анбия 46; Муслим, Фадаилус-сахаби, 201.
29 Навави, XVI, 80; Ибн Хаджар, VI, 473-474, IX, 125.
30 Навави, XV, 198; Айни, XV, 308.
31 Навави, XV, 198; Байдави, II, 38; Ибн Касир, II, 82; Айни, XV, 308. Люди, которые придерживаются данного мнения, основывают свое мнение на следующих аятах: «И задолго до тебя Мы направляли [посланниками] с откровением только [смертных] мужей из их же селений» (Св. Коран, 12:109), «До тебя [, о Мухаммад,] Мы посылали посланниками только [смертных] мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете этого [, о неверные,] то спросите людей Писания» (Св. Коран, 16:43) и «Мы и до тебя [, о Мухаммад,] отправляли посланниками только мужей, которым внушали откровения. Спросите знатоков [Таурата и Инджила], если вы не знаете этого» (Св. Коран, 21:7).
32 Тумер, с. 47, 96.
33 Тумер, с. 95-98.
34 Также см. Св. Коран, 19:20-22; 66:12. Новый Завет, Евангелие от Луки, 1:26-38.
35 Также см. Св. Коран, 3:47; 66:12. Новый Завет, Евангелие от Луки, 1:34.
36 Wensinck, VII, 781. Западный исследователь Wensinck говорит, что пятидесятый аят суры 23 (Верующие), который был ниспослан ранее, можно считать первым намеком на то, что досточтимая Марьям родит пророка Ису (а.с.).
37 Schleifer, с. 33-51; Тумер, с. 157-163.
38 См. Св. Коран, 3:47; 19:20; 21:91; 66:12. Также см. Ахмад бин Ханбаль, I, 202, 461, V, 291; Таялиси, Муснад, стр. 46; Абд бин Хумайд, Муснад, с.193.
39 См. Св. Коран, 4:155-158.
40 Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 2:1-11.
41 Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 19:25-27.
42 Новый Завет, Деяния пророков, 1:14.
43 Для множества предположений по этой теме см. Тумер, 78-83; Schleifer, стр.53; Wensinck, VII, 783, 785; Табари, Тарих, I, 585; Хаким, II, 651.
44 Schleifer, стр. 52; Тумер, 31.
45 Как передают Евангелии, этот сад является местом, куда пророк Иса (ас.) пришел, чтобы помолиться, перед тем как его схватили. Новый Завет, Евангелие от Матфея, 17:1-3; Новый Завет, Евангелие от Марка, 14:32-42; Новый Завет, Евангелие от Луки, 22: 39-46.
46 Тумер, стр. 84-93; Schleifer, с. 54.
47 Ибн Асакир, Тариху Димашк II, 337, 411.

Продолжение

трендовые темы