СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Жизнеописание пророков

ПРОРОК ИСА (ИИСУС) мир ему И БЛАГОЧЕСТИВАЯ МАРЙАМ (МАРИЯ)

Опубликовано

Согласно исламскому вероучению благочестивый Иса или Иисус, (алейхиссалям) является одним из пяти великих Пророков, называемых «Улюль-Азм». Имя Исы (алейхи саллям) упоминается в пятнадцати сурах и в девяноста трёх аятах Корана.

Наибольшее количество упоминаний о нём встречается в сурах «Али Имран», «Маида», «Марйам». В аятах этих сур передаётся благая весть о его рождении, о его призывах к религии, о его чудесах, о последних днях его жизни на земле и о том, как он был взят на небо.

В Коране он назван Исой (Иисусом), Ибн Марйам (сыном Марйам), Масих (спасителем): «Ангелы сказали:

إِذْ قَالَتِ الْمَلآئِكَةُ يَا مَرْيَمُ إِنَّ اللّهَ يُبَشِّرُكِ بِكَلِمَةٍ مِّنْهُ اسْمُهُ الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ وَجِيهاً فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَمِنَ الْمُقَرَّبِينَ

«О Марйам! Воистину, Аллах ра¬дует тебя вестью о слове от Него (ты родишь сына). Имя его — «масих» Иса, сын Марйам. [Он будет] почитаем в этом и будущем мире и приближен [к Аллаху]».
(Сура «Али Имран», 3 / 45).

Однако употребляемое в Коране слово «масих» имеет значение отличное от того, которое вкладывают в него христиане. По исламским источникам, Ису (алейхиссалям), Пророка Единобожия, называли «Масих» («помазанник», «спаситель») по многим причинам. После его рождения, чтобы шайтан не возымел на него влияния, он был защищен тем, что ангел Джабраиль (алейхиссалям) коснулся его своим крылом. Ему был дан дар исцеления людей. Он был прекрасен ликом. (Рагып аль-Исфахани, «Аль-Муфридат», «Масих»; Табари, «Джамиуль-Баян», 6, 414).

Слово «Масих» означает «мубарак», то есть «благословенный». О нём также говорится, что он тот, кто поддержан «Рухуль-Кудусом» (т.е. Джабраилем):

وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْكِتَابَ وَقَفَّيْنَا مِن بَعْدِهِ بِالرُّسُلِ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ أَفَكُلَّمَا جَاءكُمْ رَسُولٌ بِمَا لاَ تَهْوَى أَنفُسُكُمُ
اسْتَكْبَرْتُمْ فَفَرِيقاً كَذَّبْتُمْ وَفَرِيقاً تَقْتُلُونَ

«Мы даровали Мусе Писание и вслед за Мусой направляли [других] посланников. Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и укрепили его Святым Духом (т.е. Джабраилем). Неужели каждый раз, когда к вам приходил посланник с тем, что не по душе вам, вы проявили высокомерие и одних [посланников] вы объявляли лжецами, а других убивали?» (Сура «аль-Бакара», 2 / 87).

Ису (алейхиссалям) называют каул аль-хакк — изречением истины, калима — словом Аллаха, Словом Божьим (он появился на свет по¬сле произнесения Всевышним слова «будь», и ему было дано Пророчество). В Коране говорится:

قَالَتْ رَبِّ أَنَّى يَكُونُ لِي وَلَدٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ قَالَ كَذَلِكِ
اللّهُ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ إِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Она сказала: «Господи! Как может быть у меня ребёнок, — ведь не касался меня ни один мужчина». Сказал [ангел]: «Именно так! Аллах создаёт то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: «Будь!» — и оно свершается» (Сура «Али Имран», 3 / 47).

О нём также говорится как об уважаемом и почётном (ваджих), праведном (салих), приносящем радостную весть (Мубашшир), сообщающем новость (Мунаби), подтверждающем предыдущие книги и пророков, следующем по их пути (Муссадык) человеке. О нём также говорится как о Расуле — посланнике. Следующее его имя — Аят (знак мощи Всевышнего, чудо), Марфу — тот, кто вознесён Всевышним, очищенный, Абд Аллах — раб Аллаха, Наби Аллах — Пророк Аллаха, Мубарак — благословение, Рахмат — милость. Ему было ниспослано откровение — Инджиль, то есть Евангелие
(Об этом говорится в сурах «аль-Бакара» 2 / 87; «Али Имран» 3 / 39; «Марьям» 19/30).

Мать Исы (алейхиссалям), благочестивая Марйам, была представительницей одной из четырёх особо отмеченных Кораном семей — семейства Имрана (Сура «Али Имран», 3/33). Её имя упоминается в 34-х местах Священной Книги. Помимо этого, 19-ая сура Корана названа её именем. Нужно отметить, что благочестивая Марйам — единственная женщина, имя которой упомянуто в Коране. Известно, что её отца звали Имран (Сура «Али Имран», 35). Имя её матери не приводится, о ней говорится как о супруге Имрана. История её благочестивой семьи такова. Имран и его супруга состарились, но у них не было детей. Супруга Имрана просила Всевышнего даровать им ребёнка и дала клятву, что если Всевышний благословит им дитя, то они отдадут его в служение в Байтуль Макдис. Это обещание говорит о том, что она просила Всевышнего даровать им сына, ведь по Закону (шариату) Мусы только мальчиков могли отдавать в служение храму. Однако когда на свет появилась девочка, она не знала, как поступить, но Всевышний принял её обет. В Коране передаётся:

«[Вспомни,] когда женщина из рода ‘Имрана сказала: «Господи! Воистину, я дала обет [пожертвовать Тебе дитя], которое в утробе моей, освобожденным [от всяких иных забот, кроме повиновения Тебе]. Так прими же от меня, ибо, воистину, Ты — Слышащий, Знающий».

Когда она разрешилась от бремени, то сказала:

«Господи! Я разрешилась девочкой. — Но Аллаху лучше [было] знать, кем она разрешилась, ведь мальчик не то, что девочка. – Я нарекла ее Марйам. Я вверяю ее и ее потомство под Твою защиту от сатаны проклятого».

Господь принял и вырастил её прекрасно и поручил её Закариййи. Каждый раз, когда Закариййа входил к ней в покои, находил при ней пропитание и [однажды] спросил:

««О Марйам! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это — от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения»».

На том самом месте воззвал Закариййа к своему Господу и воскликнул:

«Господи! Даруй мне от Тебя прекрасное потомство, ибо Ты — Слышащий мольбу».

Ответили ему ангелы, когда он все еще молился в михрабе:

«Воистину, Аллах сообщает тебе благую весть о [сыне] Йахйе, господине, воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха».

Сказал Закариййа:

«Господи! Как может быть у меня сын, ведь старость уже настигла меня и жена моя бесплодна?» Сказал (Аллах): «Именно так! Аллах вершит то, что пожелает».

[Закариййа] взмолился:

«Господи! Укажи мне знамение». Ответил (Аллах): «Знамение для тебя в том, что будешь ты три дня разговаривать с людьми только при помощи знаков. Поминай своего Господа усердно, славь его и вечером и утром».

Ангелы сказали:

«О Марйам! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров.О Марйам! Будь покорной Господу твоему, падай ниц и поклоняйся вместе с теми, кто поклоняется».

Все это — из рассказов о сокровенном, и Мы сообщаем тебе это откровением. Ты не был среди них, когда они бросали свои каламы, [чтобы решить жребием,] кто из них будет опекать Марйам. И ты не был среди них, когда они препирались.
Ангелы сказали:

«О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него (ты родишь сына). Имя его — масих Иса, сын Марйам. [Он будет] почитаем в этом и будущем мире и приближен [к Аллаху].Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и взрослым будет он из числа праведников»

(Сура «Али Имран», 3 / 35-46).

В Коране говорится о том, что имя ей дала мать, её отец умер ещё до её рождения. И в хадисах указывается на то, что благочестивая Марйам и благочестивый Иса были защищены от совершения грехов.

После того, как мать отнесла её в храм, в результате жребия заботу о Марйам взял на себя Закариййя (алейхиссалям), его супруга приходилась Марйам тётей, он нанял для неё молочную мать. Благочестивая Марйам заняла одну из комнат в храме. Всевышний её принял и взрастил её, как прекрасный цветок.

Она дни и ночи проводила в богослужении. Ее богобоязненность стала примером гордости рода Бану Исраиль. Когда наступило время, ангел Джабраиль (алейхиссалям) дал весть ей о том, что у неё будет ребёнок. Всевышний Аллах в одном из аятов сказал:

«[Назидательным примером слу¬жит] также Марйам, дочь Имрана, которая сберегла своё целомудрие, и Мы вдохнули в нее Духом Нашим (ангелом Джабраилем). И она приняла как истину слова своего Госпо¬да и Его писаний, и была она покорной Ему»(Сура «Тахрим», 66 / 12).

В суре «Марйам» передаётся:

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ مَرْيَمَ إِذِ انتَبَذَتْ مِنْ أَهْلِهَا مَكَاناً شَرْقِيّاً {16} فَاتَّخَذَتْ مِن دُونِهِمْ حِجَاباً فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَراً سَوِيّاً {17} قَالَتْ إِنِّي أَعُوذُ بِالرَّحْمَن مِنكَ إِن كُنتَ تَقِيّاً {18} قَالَ إِنَّمَا أَنَا رَسُولُ رَبِّكِ لِأَهَبَ لَكِ غُلَاماً زَكِيّاً {19} قَالَتْ أَنَّى يَكُونُ لِي غُلَامٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ وَلَمْ أَكُ بَغِيّاً {20} قَالَ كَذَلِكِ قَالَ رَبُّكِ هُوَ عَلَيَّ هَيِّنٌ وَلِنَجْعَلَهُ آيَةً لِلنَّاسِ وَرَحْمَةً
مِّنَّا وَكَانَ أَمْراً مَّقْضِيّاً {21} فَحَمَلَتْهُ فَانتَبَذَتْ بِهِ مَكَاناً قَصِيّاً {22} فَأَجَاءهَا الْمَخَاضُ إِلَى جِذْعِ النَّخْلَةِ قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَذَا وَكُنتُ نَسْياً مَّنسِيّاً {23} فَنَادَاهَا مِن تَحْتِهَا أَلَّا تَحْزَنِي قَدْ جَعَلَ رَبُّكِ تَحْتَكِ سَرِيّاً {24} وَهُزِّي إِلَيْكِ بِجِذْعِ النَّخْلَةِ تُسَاقِطْ عَلَيْكِ رُطَباً جَنِيّاً {25} فَكُلِي وَاشْرَبِي وَقَرِّي عَيْناً فَإِمَّا تَرَيِنَّ مِنَ الْبَشَرِ أَحَداً فَقُولِي إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْماً فَلَنْ أُكَلِّمَ الْيَوْمَ إِنسِيّاً

16. Помяни [, Мухаммад,] в Писании (т. е. Коране) Марйам, о том, как она ушла от своих родных в восточном направлении [от дома]
17. и укрылась от них за завесой. Мы послали к ней дух Наш (Джабраиля), и он воплотился пред ней в пригожего человека.
18. Она сказала: «Воистину, я уповаю в защите от тебя на Милостивого [Господа], если ты богобоязнен».
19. [Джабраиль] ответил: «Воистину, я — только посланник Господа твоего и пришел даровать тебе пречистого мальчика».
20. [Марйам] воскликнула: «Как может у меня родиться мальчик, если меня не касался мужчина и не была я блудницей?»
21. [Джабраиль] сказал: «Так оно и будет. Твой Господь изрек: «Это для Меня не представляет труда. [И это ради того,] чтобы [твой сын] был для людей знамением и милостью от Нас ». Это было уже решенное дело.
22. [Марйам] забеременела им (т. е. Исой) и удалилась с ним подальше [от людей].
23. Она подошла к стволу пальмы и, не в силах терпеть родовые схватки, воскликнула: «Как бы я хотела умереть раньше и быть навсегда забытой!»
24. Тогда [‘Иса] воззвал из лона: «Не тревожься, твой Господь заставил течь возле тебя ручей.
25. Так [пригни] к себе ствол пальмы и потряси его — на тебя посыплются свежие финики.
26. Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: «Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить».

Как сообщает Коран, после того как она родила ребёнка и пришла к своему народу, люди ска¬зали Марьям: «О, сестра Харуна. Твой отец не был плохим человеком и мать не была развратницей». Так её стали обвинять. Марьям, давшая обет молчания, не могла ответить этим людям и только показала им ребёнка, и младенец Иса (алейхиссалям) рассказал людям правду и сделал необходимые пояснения:

فَأَشَارَتْ إِلَيْهِ قَالُوا كَيْفَ نُكَلِّمُ مَن كَانَ فِي الْمَهْدِ صَبِيّاً {29} قَالَ إِنِّي عَبْدُ اللَّهِ آتَانِيَ الْكِتَابَ وَجَعَلَنِي نَبِيّاً {30} وَجَعَلَنِي مُبَارَكاً أَيْنَ مَا كُنتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيّاً {31} وَبَرّاً بِوَالِدَتِي وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّاراً شَقِيّاً {32} وَالسَّلَامُ عَلَيَّ يَوْمَ وُلِدتُّ وَيَوْمَ أَمُوتُ وَيَوْمَ أُبْعَثُ حَيّاً {33} ذَلِكَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ قَوْلَ الْحَقِّ الَّذِي فِيهِ يَمْتَرُونَ {34} مَا كَانَ لِلَّهِ أَن يَتَّخِذَ مِن وَلَدٍ سُبْحَانَهُ إِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ {35} وَإِنَّ اللَّهَ رَبِّي وَرَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ هَذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ

29. Она показала на младенца, и они спросили: «Как мы можем разговаривать с дитятей в колыбели?»
30. [‘Иса] сказал: «Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал пророком.
31. И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным [для людей], вменил мне в обязанность молитву и искупительную милостыню, пока я буду жив;
32. сделал меня почтительным к матери моей, и Он не создал меня не внемлющим [Господу своему], лишенным [Его] благословения.
33. И будет мне покой и в день, когда я родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда буду воскрешен к жизни».
34. Вот каков есть по истинному слову ‘Иса, сын Марйам, о котором так [много] спорят».
35. Не подобает Аллаху иметь детей. Пречист он. Когда Он принимает решение о чем-либо, то стоит ему сказать «Будь!» – как оно сбывается.
36. [‘Иса продолжал]: «Воистину, Аллах — и мой Господь, и ваш Господь. Так поклоняйтесь же Ему, это и есть прямой путь»
(Сура «Марьям», 19/29-36).

Благочестивая Марйам, о которой часто упоминается в Коране и которую восхваляет Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в своих многочисленных хадисах, была личностью, которая вобрала в себя чистоту, целомудрие, безгрешность и богобоязненность (Сура «аль-Анбийя», 21 / 91,«Тахрим», 66112).

Помимо этого в Коране о ней говорится, как о сыддыка, как о правдивейшей (Сура «аль-Маида», 5/75).

Из-за душевной и телесной чистоты, из-за того, что она посвятила себя полностью служению Всевышнему, из-за того, что она охраняла свою честь и целомудрие, её называли Батуль. Слово Батуль означает помимо духовного совершенства ещё и физическую красоту. Таким образом, благочестивая Марйам была одной из самых совершенных духом и необыкновенной
красоты женщиной (Ибн Манзур, «Лисануль араб», Сло¬варная статья «Батуль»; Хазин «Любабит»-Тевиль, Кахира 1309, I,273).

В 42 аяте суры «Али Имран» сообщается о том, что благочестивая Марйам была пречистой и была отдалена от физических и духовных зол и грехов. В этом же аяте говорится об её избранности. Это выражает то, что она, как и благочестивая Асия, Фатима и Хадиджа, пребудет в Раю вместе с ними, среди избранных женщин (Ахмад III, 64, 80,135).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о том, что среди женщин, достигших совершенства, следует выделить супругу фараона Асию и дочь Имрана Марйам. В одном из хадисов он сказал: «Дочь Имрана Марйам была одной из самых достойных женщин в мире, а самой достойной женщиной этой уммы является Хадиджа» (Муслим, «Фадаилюс-Сахаба, 69).

То, что Всевышний Аллах создал Ису (алейхиссалям) без отца, является проявлением величайшего чуда. Однако это положение никоим образом не означает, что он является божеством. Для тех, кто из этого чуда вынес суждение о его божественности, Всевышний Аллах указал на пример Адама (алейхиссалям), который был рождён без отца и без матери, сотворен из земли и появился в своём облике через повеление Всевышнего «Будь!» (Сура «Али Имран», 3 / 59).

Таким образом, из-за того, что у Адама (алейхиссалям) не было родителей и то, что праматерь человечества Хава тоже появилась на свет без родителей, но при этом им не приписывают божественность, так же не следует её приписывать Исе (алейхиссалям).

Согласно Корану, Всевышний Аллах дал Пророку Исе Книгу и сделал его в числе благословенных. Он был послан Пророком к племени израильтян, то есть сыновьям Израиля. Он призывал к вере в единого Аллаха, он подтвердил Тору, в некоторых вопросах он ввёл исправления, некоторые права — хукмы — отменил, некоторые изменил.

Он повелел своему племени совершать намаз и давать закят. Об этом говорится в следующих сурах ( Сура «Марьям», 19 / 30-31).

Пророк Иса никогда о себе не говорил, что он Бог. По Корану, Иса (алейхиссалям), как и другие Пророки, был сотворен Всевышним и является одним из Его рабов. Предписывать ему божественные черты и, более того, видеть в нём са¬мого Бога является большим заблуждением (Сура «ат-Тауба»,9/30-31).

Согласно Корану, Иса (алейхиссалям) не был распят на кресте. Иудеи, которым не понравилось то, к чему призывает Пророк Иса, решили его убить, приготовив для этого ловушку (Сура «Али Имран», 3 / 54). По Воле Всевышнего один из приближенных Пророка принял его облик и вместо Исы его повели на распятье (Табари, «Тарих», 1,601-605; Ибнуль Асир, «Аль-Камиль Джабраиль», 1,226-227).

Всевышний Аллах так говорит в Коране:

وَقَوْلِهِمْ إِنَّا قَتَلْنَا الْمَسِيحَ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ رَسُولَ اللّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَـكِن شُبِّهَ لَهُمْ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُواْ فِيهِ لَفِي شَكٍّ مِّنْهُ مَا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلاَّ اتِّبَاعَ الظَّنِّ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِيناً {157} بَل رَّفَعَهُ اللّهُ إِلَيْهِ وَكَانَ اللّهُ عَزِيزاً حَكِيماً{158} وَإِن مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ إِلاَّ لَيُؤْمِنَنَّ بِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكُونُ عَلَيْهِمْ شَهِيداً

«Воистину, мы убили Мессию, ‘Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознес его к себе, а Аллах велик, мудр, воистину, среди людей Писания найдутся и такие, кто не уверует в ‘Ису до смерти своей, — тогда в Судный день он (т. е. ‘Иса) выступит свидетелем против них» (Сура «ан-Ниса», 4 /157-159).

Исходя из этого аята и хадисов, следует, что душа благочестивого Исы (алейхиссалям) вместе с его телом была вознесена на небеса. Считается, что до конца света он снова вернется, и толь¬ко после этого его душа отдельно будет вознесена на небо (Исламская энциклопедия Дианет XXII, стр. 470, Словар¬ная статья «Иса», Профессор доктор О. Харман).

Мурат Кая

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Жизнеописание пророков

Пророк Лут, мир ему

Опубликовано

Лут (алейхиссалям) — племянник пророка Ибрахима (алейхиссалям), сын его брата Хара. В Коране этот избранник Всевышнего упомянут 27 раз во многих аятах. Лут (алейхиссалям) был послан как пророк в город Содом, где начал свою миссию призыва к Единобожию.

 

Жёны и дети пророка Лута (алейхиссалям)

 

Во время начала посланнической миссии Лут (алейхиссалям) был женат на глубоко верующей женщине по имени Фават. Спустя 20 лет она умерла, после чего пророк взял в супруги содомитку по имени Вахиля. Лицемерная женщина говорила мужу, что верит во Всевышнего Аллаха, но сама тайно помогала безбожникам вредить Луту (алейхиссалям).

 

Когда ангелы в облике красивых юношей пришли к пророку, чтобы сообщить об уничтожении содомитов, Вахиля тотчас же известила развратников о гостях и тем самым предала супруга. Поэтому справедливое наказание постигло её вместе с другими жителями города. В Коране сказано: «Воистину, они были злодеями и распутниками»(Сура «аль-Анбийя», 21 / 74).

 

Милостивый Аллах спас от наказания пророка Лута (алейхиссалям), двух его верующих дочерей и всех мусульман. Они переселились в город, где жил пророк Ибрахим, и Лут (алейхимуссалям) выдал девушек замуж за благочестивых людей.

 

Причины уничтожения народа Лута (алейхиссалям)

 

1. Содомиты поклонялись идолам.

 

2. Были грешниками и мужеложцами.

 

Ибн Аббас (радыяллаху анху) подчёркивал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) трижды повторил: «Прокляты те люди из народа Лута, которые совершают ничтожные дела».

 

В хадисе, который передаёт Ибн Умар (радыяллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мужеложцы воскреснут в Судный день в образах обезьян и свиней».

 

Исламский учёный Малик бин Динар отмечал: «Люди не знали мужеложства до появления содомитов. Это гнусное явление впервые возникло у народа Лута по наущению шайтана. Наказание Всевышнего постигло тех, кто совершал подобные, противоречащие природе человека, поступки. Аллах наделил Своих рабов чувствами любви и плотского желания для продолжения человеческого рода. Но, извращая дары Великого Творца, беспечный народ впал в заблуждение и распутство. Содомиты стали хуже животных, унизив и оскорбив достоинство человека».

 

3. Они издевались и убивали людей. Тираны племени Лута перед казнью приказывали насиловать приговорённого, а затем, после тяжких мучений, лишали жизни.

 

4. Содомиты занимались разбоем. Когда они видели чужестранца, едущего или идущего по дороге, то бросали в него камни и издевались.

 

5. Распространяли сплетни.

 

6. Были скупыми.

 

7. Не знали стыда, открыто совершали ничтожные поступки, а добронравных людей обвиняли в безумии. Жители Содома настолько уподобились животным, что не стеснялись прилюдно портить воздух.

 

В хадисе сказано: «Кара Всевышнего приближается к одному из племён, если в обществе совершаются мерзкие, ничтожные и греховные деяния».

 

Почти утратившие человеческое сознание, содомиты не терпели наставлений благочестивых людей и не прислушивались к их советам. В ответ на увещевания они заявили пророку Луту (алейхиссалям), что выгонят его из города.

 

В книге «Рамузуль ахадис» Хасан Басри приводит слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) о причинах уничтожения народа Лута (алейхиссалям). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «К этим безнравственным поступкам в моей умме добавился ещё и такой порок, как страсть женщины к женщине».

 

Ниспосланная в Коране история про уничтожение народа Лута (алейхиссалям) служит уроком Всевышнего для всех Его рабов. В одном из аятов подчёркивается, что останки уничтоженных народов — назидание для остальных: «А развалины [поселения] Мы оставили наглядным знамением для тех, кто разумеет» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 35).

 

Среди таких печальных памятников особого внимания заслуживает озеро Лута. Даже геологическое положение его уникально: оно словно показывает ничтожность некогда жившего здесь народа. Озеро Лута (алейхиссалям) расположено на 400 метров ниже уровня моря и достигает глубины 400 метров. Получается, что его дно находится на 800 метров ниже уровня моря, хотя самая низкая точка мира — всего 100 метров. Другая особенность озера Лута, которое также называется Мёртвым морем, — содержание соли в воде достигает 30%, поэтому в нём нет рыб и растений.

 

В местности, где был проклят народ Лута (алейхиссалям), нет ни одного живого существа. Содержащаяся в Коране история уничтожения племени содомитов произошла примерно в 1800 году до нашей эры. В результате наказания Всевышнего руины города ушли под землю.

 

Продолжение

Жизнеописание пророков

ХАДЖАР И ИСМА’ИЛЬ

Пророк Ибрахим (мир ему) с женой Сарой и служанкой Хаджар жили в Сирии.

Опубликовано

Пророк Ибрахим (мир ему) с женой Сарой и служанкой Хаджар жили в Сирии. У Ибрахима с Сарой не было детей, и Сара была очень огорчена этим. Она хотела, чтобы у ее мужа был сын, которому он мог бы передать свои знания и мудрость, поэтому она предложила Ибрахиму взять в жены Хаджар. Так он и сделал.

Вскоре у них родился мальчик, которому дали имя Исма’иль. Но в сердце Сары появилась ревность, которая со временем увеличилась и стала невыносимой. В конце концов Сара сказала Ибрахиму:

– Возьми их и отведи куда-нибудь подальше.

Ибрахим был вынужден сделать так, как просила его Сара. Взяв с собой Хаджар и Исма’иля, он после долгого путешествия пришел с ними туда, где ныне находится Мекка. Он оставил их под большим деревом, на месте которого сегодня стоит Ка’аба. В то время там не было ни Ка’абы, ни какого-либо другого дома. Вокруг не было даже источников воды. Оставив жене и сыну кожаный мешок, наполненный финиками, и полный бурдюк воды, со словами:

– Я возвращаюсь назад, – Ибрахим собрался в путь.

Хаджар пошла вслед за ним, причитая:

– Ибрахим! Куда же ты уходишь, оставляя нас здесь? Здесь нет людей и даже признаков жизни.

Ибрахим не оборачиваясь, продолжил свой путь.

Но Хаджар продолжала идти за ним и повторяла одно и тоже, но Ибрахим не отвечал ей. Она опять задала ему вопрос:

– На кого ты оставляешь нас здесь?

Ибрахим спокойно, без тени тревоги в голосе ответил:

– Я оставляю вас на Аллаха.

– Аллах повелел тебе оставить нас здесь? – спросила Хаджар.

Казалось, Ибрахим ждал этого вопроса:

– Да, так повелел Аллах, – сказал он.
Услышав это, Хаджар обрела душевный покой и облегчение:

– Если так, то нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних, – сказала она и, повернувшись, пошла обратно к большому дереву.

Ибрахим продолжил свой путь. Дойдя до места, где Хаджар не могла его видеть, он повернулся лицом в сторону Ка’абы и, воздев руки, обратился с мольбой:

– О Господи! Часть своей семьи разместил я в невозделанной долине возле Твоего Священного Храма.

Господи! И Ты направь некоторую часть людей, чтобы приходили они сюда для совершения намаза, и дай им пропитание. Уповаю на то, что вознесут они хвалу милостям Твоим.

Хаджар осталась под деревом, кормя грудью своего сына Исма’иля. Через несколько дней вода в бурдюке закончилась. Маленький Исма’иль постоянно мучился от сильной жары и жажды. Хаджар, не в силах смотреть на то, как страдает ее сын, пошла на поиски людей и воды. Она взошла на холм Сафа и осмотрелась по сторонам. Однако вокруг не было ни души, только безжизненные пески расстилались до самого горизонта. Она спустилась с холма и побежала, прихватив полы своей одежды. Пробежав через долину, она взобралась на холм Марва и опять осмотрелась по сторонам, но и здесь никого не было. Она вновь побежала на холм Сафа и снова никого не увидела. Затем она проведала Исма’иля, который продолжал страдать от жары и жажды. Хаджар вновь побежала к холму Марва. Но, увы, никого не было видно. Так она семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва. Поэтому паломники в хадже семь раз пробегают между холмами Сафа и Марва, совершая са΄й. Вбежав последний раз на холм Марва, она услышала какой-то звук. «Что бы это могло быть?» – подумала она. Вскоре звук повторился.
– Э-эй! Я слышу тебя. Если можешь, то помоги нам! – прокричала она. Но ей никто не ответил. Она осмотрелась. И на том месте, где сегодня находится источник Зам-зам, она увидела ангела, копающего землю то пяткой, то своим крылом.

Вскоре из земли забила вода. Хаджар поспешила к тому месту и наполнила бурдюк водой. Опасаясь, что вода уйдет, Хаджар решила огородить источник. Теперь вода, бьющая из земли ключом, не разливалась по сторонам. Да будет Аллах милостив к Хаджар! Если бы она не обустроила источник, то Зам-зам мог бы стать просто ручьем.

Хаджар утолила жажду, к ней вернулись силы. Она напоила ребенка и покормила его.

Ангел сказал Хаджар:

– Не бойся, вы здесь не пропадете! Здесь находится место Дома Аллаха – Ка’абы. Этот ребенок и его отец построят здесь Ка’абу.

Хаджар обосновалась в этих местах. Однажды неподалеку проходил караван йеменского племени Джурхум. Увидев в небе кружащую птицу, они предположили:

– Птицы летают в том месте, где имеется вода. Но мы знаем, здесь никогда не было воды.

Они отправили двух юношей к тому месту. Спустя некоторое время юноши вернулись с известием, что нашли воду.

– Можно ли нам поселиться здесь и стать тебе соседями? – спросили люди племени Джурхум, придя к Хаджар.

– Да, вы можете поселиться здесь. Но с условием, что не будете предъявлять прав на воду. Вода принадлежит мне, – сказала она.

Они удалились, подтвердив, что будут соблюдать данное условие, и вскоре вернулись со своими семьями, чтобы поселиться здесь.

Хаджар была рада этому. Таким образом, и она, и ее сын Исма’иль были избавлены от одиночества. В этом месте, которое потом назовут Меккой, начали возводиться новые дома, и закипела жизнь.

Прошли годы. Исма’иль повзрослел и превратился в смелого юношу. Соседи из племени Джурхум полюбили Исма’иля, от них он научился арабскому языку. Они были восхищены его благородным видом и добрым нравом. И женили его на девушке из племени Джурхум.

В последующие годы, состарившись, умерла Хаджар. Ее похоронили вблизи Ка’абы.

Позже сюда вернулся Ибрахим. Ему показали дом Исма’иля. Но хозяина в тот момент не было дома. Ибрахим постучал и спросил у жены Исма’иля:

– Где Исма’иль?

– Ушел раздобыть нам пропитание, – сказала она.

– А как вы живете?

– Мы живем в большой нужде. Нам очень трудно, – пожаловалась жена Исма’иля.
Тогда Пророк Ибрахим сказал ей:

– Передай салям своему мужу, и пусть он поменяет порог своего дома.

Вернувшись домой, Исма’иль почувствовал приятный запах. Он понял, что приходил его отец, и спросил жену:

– Приходил ли кто-нибудь к нам?

После рассказа о том, что к ним заходил пожилой человек странной внешности, она добавила:

– Этот человек спросил о тебе, я ему ответила. Он расспросил о нашей жизни, я ему сказала, что мы живем в большой нужде.

На вопрос Исма’иля, передал ли этот старец ему что-нибудь, она ответила:
– Да, он передал тебе салям и наказал поменять порог своего дома.

Тогда Исма’иль сказал жене:

– Старец, который приходил к нам, – мой отец. Он наказал мне развестись с тобой. Можешь вернуться к своей семье.

После развода Исма’иль женился на другой женщине из племени Джурхум.

Через некоторое время Пророк Ибрахим вновь посетил эти места. Он пришел к дому Исма’иля, но того опять не было дома. Не представившись, он завел разговор со своей невесткой:

– Где Исма’иль?

– Ушел раздобыть нам пропитание, – сказала она.

– Как вы живете, дитя мое?

– Хвала Аллаху, в добре и довольствии, и очень счастливы. Пожалуйте к нам, поешьте, отдохните.

– Что вы едите и пьете, дочка?
– Едим мясо, пьем воду.

Тогда Ибрахим, обратив поднятые ладони к небу, произнес мольбу:

– Господи! Дай изобилие мясу и воде их!
В те времена в окрестностях Мекки людям не были известны такие злаки, как ячмень или пшеница. Все питались дичью. Если бы в то время там было известно земледелие, Ибрахим вознес бы мольбу за изобилие хлебов.

Затем Пророк Ибрахим сказал не узнавшей его невестке:

– Когда вернется твой муж, скажи ему, пусть бережет славный порог дома своего! – и отправился назад в Сирию.

Вернувшись домой, Исма’иль спросил у жены, приходил ли кто-нибудь в его отсутствие.

Жена рассказала, что к ним приходил старец с приятной внешностью, и передала разговор, произошедший между ними. Тогда Исма’иль сказал:

– Это был мой отец. А ты – славный порог нашего дома. Отец наказал мне хорошо относиться к тебе и жить с тобой в согласии.

Пророк Ибрахим еще некоторое время жил вдали от сына. Затем пришел в Мекку и застал сына сидящим под большим деревом вблизи источника Зам-зам и строгающим стрелы. Увидев приближающегося отца, он вскочил и побежал ему навстречу. Отец и сын обнялись, испытывая горечь от многолетней разлуки. Они долго-долго не могли насмотреться друг друга. Потом между ними произошел такой разговор:

– Исма’иль, сын мой! Всевышний Аллах повелел мне выполнить одно очень важное дело.

– Отец мой! Исполни то, что повелел тебе твой Господь.

– Но в этом деле ты мне должен помочь, сынок!

– Отец мой! Я буду помощником тебе в каждом твоем деле.
Затем Ибрахим, указывая на высокий холм, сказал:

– Всевышний Аллах повелел мне построить здесь дом.

Затем он рассказал, что они вместе возведут там здание Ка’абы. И вскоре отец и сын приступили к строительству. Исма’иль подносил камни, а отец клал стены. Когда стены стали довольно высокими, Исма’иль принес большой камень под ноги Ибрахиму. Ибрахим закончил кладку стен, вставая на этот камень.
После завершения строительства отец и сын произнесли такую молитву:
«Господь наш! Прими от нас (этот дом), ведь Ты, поистине, Слышащий, Знающий!» (аль-Бакара, 2/127).

МОРАЛЬ

Можно видеть, насколько глубока связь пророка Ибрахима и его жены Хаджар с Аллахом, повергающая человека в изумление и восторг. Когда Ибрахим оставлял Хаджар с ребенком в местности, лишенной признаков жизни, которая позже станет Меккой, в сердце его не было никакого сомнения. Ведь такова была воля Аллаха.

Что касается Хаджар, то, оставшись с ребенком в безлюдной пустыне, она поначалу пришла в замешательство. Однако, когда она узнала, что муж ее, пророк получил повеление от Аллаха оставить их в этом месте, все страхи покинули ее. Со словами «Нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних» она положилась на милость Аллаха.
То, что в этой пустынной местности чудесным образом забил источник Зам-зам, есть свидетельство того, что Всевышний Аллах всегда оказывает помощь искренне верующим и уповающим на Него.

Неиссякаемость источника Зам-зам со времен Хаджар и Исма’иля в самой жаркой и сухой части Аравийского полуострова является продолжением этого чуда в наши дни.

В каждом велении Аллаха имеется очень много мудрости и глубины, не понятых нами в полной мере.
Усилия Хаджар с целью найти воду для своего ребенка показывают величие материнского сострадания. В память об этом событии в ритуале хаджа установлен семикратный бег между холмами Сафа и Марва.

Продолжение

Жизнеописание пророков

Пророк Иса (в Библ. традиции – Иисус), мир ему.

Опубликовано

Пророк Иса (в Библ. традиции – Иисус), мир ему, как и другие Пророки Аллаха, был избран Всевышним Господом для миссии призыва людей к Истинному Пути.

Однако Аллах показывает нам в аятах Корана, что жизнь Пророка Исы, от первого мига появления на свет и до момент вознесения ко Всевышнему, отличалась от жизни всех иных людей на земле и от пророческого пути всех иных Господних Пророков. Он был наделен удивительными, чудесными особенностями, отличавшими его от всех людей. Пророк Иса был рожден вне привычного, известного людям биологического процесса, в результате таинства непорочного творения, не имея биологического отца. Всевышний Аллах еще до его рождения на свет сообщил через Своих ангелов его матери, Праведной Марйам о многих чудесных особенностях ее будущего дитя и благую весть о том, что он ниспослан ей Аллахом, дабы стать Мессией для сынов Израилевых. Кроме того, Аллах в Коран сообщает еще одну важную особенность – Пророк Иса «был словом Аллаха»:
…Ведь Мессия Иса, сын Марйам, – лишь посланник Аллаха и слово Его («Будь»), которое Он направил Марйам, и дух от Него … (Коран, 4:171)
И сказали ангелы: “О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его – Мессия ‘Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, избран и славен в этом и будущем мире и он из тех, кто приближен [к Аллаху]”. (Коран, 3:45)
Примечательно, что выражение “слово от Аллаха” употреблено в Коране лишь в отношении Пророка Исы. Аллах сообщил Праведной Марйам имя будущего дитя еще до того, как он появился на свет. Все люди на земле получают свое имя от родителей, тогда как положение пророка Исы было иным: Аллах нарек его Словом от Себя, даровав ему имя “Иса Мессия”. Это еще одно из ясных знамений того, что пророк Иса, мир ему, был рожден твореньем, отличным от иных людей.
Многие чудесные явления из жизни Пророка, как-то удивительные деяния или вознесение при жизни к Аллаху, так же как и его рождение, и умение разговаривать, будучи новорожденным младенцем, свидетельствуют об этом отличии.

Единственный Божественным источником, из которого мы можем почерпнуть неискаженные временем и человеческим фактором знания о Пророке Исе, мир ему, является Коран. Ибо Аллах провозгласил о Своей защите Корана от какого-либо искажения или изменения вплоть до дня Господнего Суда. Аллах сообщает в Коране, что Пророк Иса не был распят и умерщвлен римлянами, но был вознесен к Аллаху, Пророк Иса будет вновь возвращен на землю незадолго до периода, называемого в монотеистических религиях последним временем, предшествующим Концу Света. Кроме того, Пророк Мухаммад, сас, также во многих хадисах упоминал о втором пришествии или возвращении Пророка Исы на землю. Рассмотрим Коранические аяты, в которых Аллах открывает нам сведения о Пророке Исе:
Пророк Иса не был распят, но был вознесен к Аллаху

Римляне, схватившие Пророка Ису и по настоянию иудейских первосвященников вынесшие решение о казни через распятие, утверждали, что распяли его на кресте. Христианский мир принимает это событие, однако утверждает, что после казни на кресте Пророк Иса был воскрешен и вознесен не небеса. Однако Ислам имеет иную точку зрения на это событие, ибо Коран, прямое откровение Всевышнего Господа, показывает нам, что события происходили не так, как принято считать:
И за их слова: “Воистину, мы убили (арабск.-кательна) Мессию ‘Ису, сына Марйам, посланника Аллаха” [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его (арабск. – ма кателеху) и не распяли (арабск.- ма салебеху). Им было показано [его] подобие (арабск. – шуббихе). Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как предположений. Они, конечно же, не убили его (арабск. – ма кателеху) (Коран, 4:157)

В следующем аяте этой же Суры Аллах еще раз подчеркивает: Пророк Иса не был убит и был вознесен к Нему:
Нет; Аллах возвысил (арабск.- рефеа) к Себе. Аллах Велик, Возвышен, исполнен Мудрости и Власти. (Коран, 4:158)
Выражение аята «Им было показано [его] подобие» показывает нам, что Пророк Иса не был распят и был возвышен к Аллаху. Аллах также провозглашает, что ошибаются все те, кто утверждает о распятии, ибо нет у них никаких подтверждений и доказательств тому. Аллах в момент распятия явил людям кого-то, похожего на Пророка Ису, тогда как самого Пророка возвысил к Себе.

Смерть Пророков, упоминающихся в Коране

Грамматический анализ аятов Корана, повествующих о смерти Пророков и аятов Корана, повествующих о попытке убиения через распятие Пророка Исы показывает нам важное обстоятельство касательно Пророка Исы (Иисуса). В Суре «Али Имран» сообщается, что Аллах умертвит Пророка Ису и возвысит его к Себе. В Коране для выражения смерти, насильственной смерти Пророков в результате расправы народов над Пророками, Аллах использует глаголы “кателе” (убивать), “мате” (умирать), “халеке” (быть погубленным), “салебе” (вешать) и еще несколько специфических глаголов. Тогда как о последних земных днях пророка Исы, мир ему, Аллах сообщает нам в такой форме “они не убили (ма кателеху) его и не распяли (ма салебуху)”. Аллах особо подчеркивает, что Пророк Иса не был умерщвлен людьми тем или иным способом. Нам сообщается, что людям было показан некто похожий на Пророка Ису, тогда как сам Пророк Иса был вознесен к Аллаху. В Суре “Али ‘Имран” сообщается, что Аллах упокоит его, вознеся его к Себе:

Вот сказал Аллах: “О ‘Иса! Я упокою тебя (мютевеффийке), и вознесу тебя (рафиуке) к Себе, и очищу тебя от тех, которые не уверовали, а тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, которые не уверовали, до Дня Воскресения… (Коран, 3:55)
Использованные в Коране слова, обозначающие смерть, и слово “упокоить”, упоминающееся в отношении пророка Исы, однозначно свидетельствуют, что Пророк Иса не познал смерти в нашем понимании этого глагола. В Суре “Али ‘Имран” глаголы «упокоить» имеет следующие значения:

Вефеа: упокоить

В 117-ом аяте Суры «Трапеза» факт смерти рассказывается так:
Я говорил им только то, что Ты мне повелел [сказать]: “Поклоняйтесь Аллаху, моему и вашему Господу”. Я был свидетелем тому, что делали они, пока находился среди них. Когда же Ты меня возвысил меня к Себе (арабск.- тевеффейтени), Ты был свидетелем над ними. Ведь Ты – Свидетель всего сущего. (Коран, 5:117)
Таваффа: упокоить

Слово “упокоить”, использованное в аяте, в русском языке имеет много значений, отличных от понятия “смерти”. При изучении арабского текста аята становится очевидным, что Пророк Иса не умер в нашем понимании этого слова. В 117-ом аяте Суры “Трапеза ” событие смерти Пророка выражается таким образом:
Я говорил им только то, что Ты мне повелел [сказать]: “Поклоняйтесь Аллаху, моему и вашему Господу”. Я был свидетелем тому, что делали они, пока находился среди них. Когда же Ты возвысил меня к Себе (арабск.- тевеффейтени), Ты был свидетелем над ними. Ведь Ты – Свидетель всего сущего. (Коран, 5:117)
Употребление в этих аятах слова “теввефейтени», которое переводится на русский язык, как “убиение” или “предание смерти”, в арабском языке образуется от корня “вефеа” и означает не “смерть”, а “забирание души”. В арабских тафсирах Корана этот глагол никогда не встречается для обозначения смерти. Тафсир авторитетнейшего алима Ислама Имама Куртуби также является подтверждением этому утверждению. В тафсире Куртуби этот глагол используется для выражения «забрать душу у человека», ведь «забрать душу человека» вовсе не означает его смерти, об этом ясно гласит нам Коран. Например, то же слово “вефеа”, встречающееся в другом аяте, используется для выражения не смерти, но “забирания души человека во время сна”:
Он – Тот, кто упокоевает (арабск. – йетевеффекюм) вас ночью и знает, что вы совершаете днем. Потом Он оживляет вас, чтобы завершить назначенный срок… (Коран, 6:60)

Аллах ясно сообщает в Коране, что Пророк Иса не был убиен, повешен или распят, но людям был явлен некто похожий на него, тогда как Аллах лишь забрал душу Пророка Исы (как забирает ее во сне у всякого человека) и возвысил его душу к Себе. В отношении Пророка Исы Аллах в Коране использует лишь глагол «вефеа» , означающий «забрать душу», тогда как в отношении всех иных Пророков, упоминаемых в Коране, Аллах использует глагол «кателе», что означает физическое «убиение» или «мевт», означающее «покойник». В свете этого лингвистического анализа мы можем утверждать, что Аллах в Коране сообщает нам: Пророк Иса не встретил смерти, нет, Аллах лишь ввел его в состояние, подобное сну и возвысил к Себе, то есть Аллах лишь забрал Пророка Ису из земного измерения в иное, невидимое нам измерение. (Однако истина известна лишь Аллаху).

Следовательно, выражение “тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал до Дня Воскресения” имеет ясное указание. Должно существовать общество, следующее вероучению, ниспосланному через Пророка Ису, которое будет продолжать свое существование до Дня Господнего Суда. Но кто является этим обществом, вне сомнения, станет явным после возвращения Пророка Исы на землю. И те, кто последуют за ним во время его второго прихода, будут возвышены над неверными до дня Господнего Суда.

Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него (‘Ису) до его смерти. В Судный день он (‘Иса) выступит свидетелем над ними. (Коран, 4:159)

Обратим внимание на приведенное в аяте выражение “нет никого, кто бы не уверовал в ‘Ису до его смерти”. Местоимение «него» в вышеприведенном аяте, согласно предшествующим 157-му и 158-му аятам указывает, что речь идет о Пророке Исе:
И за их слова: “Воистину, мы убили (араб.-кательна) Мессию ‘Ису, сына Марйам, посланника Аллаха” [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его и не распяли. Им было показано [его] подобие. Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как предположений. Они, конечно же, не убили его. (Коран, 4:157)
Нет; Аллах возвысил его к Себе. Аллах Велик, Возвышен, исполнен Мудрости и Власти. (Коран, 4:158)

Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него (‘Ису) до его смерти. В Судный день он (‘Иса) выступит свидетелем над ними. (Коран, 4:159)

Некоторые религиоведы полагают, что здесь речь идет о всех людях Писания и что указывается, что каждый, кто является человеком Писания, перед своей смертью непременно уверует в Пророка Ису. Однако арабские лингвисты указывают на неправомочность такого утверждения. В Коране, во всех аятах, касающихся людей Писания, для выражения множественного числа использовано окончание «хум». (К примеру, Сура «Ясное знамение» 96:1 и 96:6; Сура «Железо» 57:29; Сура «Собирающая», 59:2) Тогда как в этом аяте речь использовано окончание «х», означающее единственное число. Таким образом, можно предположить, что речь в аяте идет о том, что после смерти Пророка Исы, то есть после его второго пришествия на землю и его биологической смерти на земле не останется человека, который бы не уверовал в него. (Однако истина известна лишь Аллаху).

Между тем, иудеи, которые также входят в определение “люди Писания”, во времена первого прихода
Пророка Исы не только не уверовали в него, но коварно предали его и настаивали на его казни. Будет также неверно вести речь о том, что иудеи и христиане, жившие после пророка Исы, уверовали в него должным образом, так, как это предписывается в Коране.

При внимательном анализе смысла аята мы приходим к следующему заключению: Люди Писания уверуют в Пророка Ису до его смерти.

При рассмотрении смысла данного аята перед нами раскрывается очевидная истина.

1) Ясно, что речь в аяте идет о будущем времени, так как имеется в виду смерть Пророка Исы. Однако на данный момент он не умер, а вознесен к Аллаху. Пророк Иса вернется на землю, и будет жить на ней, после чего умрет подлинной, физической смертью, как умирают все смертные. Во-вторых, в аяте говорится о том, что в Пророка Ису уверуют все люди Писания. Данное событие еще не совершилось, но Коран гласит, что это непременно произойдет.
Следовательно, человек, подразумеваемый в аяте местоимением “его” в выражении “до его смерти” – Пророк Иса. Все люди Писания увидят его, узнают его, и при жизни его будут следовать за ним. Тогда как Пророк Иса будет свидетельствовать об их положении в мирской жизни перед Всевышним Аллахом в День Господнего Суда. (Однако истина известна только лишь Аллаху).

Наряду с этим в аяте мы видим «В Судный день он (‘Иса) выступит свидетелем над ними», что также указывает на возвращение Пророка Исы на землю.

Резюмируем указания аята Корана: “До смерти Пророка Исы все Люди Писания уверуют в него».
Прежде всего, понятно, что аят говорит о будущем времени, потому что речь идет о смерти Пророка Исы. Ведь во время первого пришествия на землю Пророк Иса не был убит, но лишь вознесен к Аллаху. Таким образом, Пророк Иса будет еще раз возвращен на землю в последнее время и умрет естественной биологической смертью.

2) В Пророка Ису уверют все Люди Писания. Это события тажке еще не происходило, таким образом, это события только произойдет, когда Пророк Иса будет вновь явлен на землю.
Таким образом, выражение аята «до его смерти» указывает на Пророка Ису. Люди Писания его увидят и узнают, и, как мы будем говорить дальше, сплотятся в единой вере и Пророк Иса будет свидетелсьтвовать о них в День Господнего Суда. (Однако истина известна лишь Аллаху)

3) Приведем также аят, указывающий на возвращение Пророка Исы , это 61-й аят Суры «Зухруф». С 57-го аята этой Суры речь идет о Пророке Исе:
Когда приводят им в пример (Ису), сына Марйам, твой народ от этого отворачивается, пренебрежительно смеясь, говоря: “Наши боги лучше или он (т.е. ‘Иса)?” Они ссылаются на него перед тобой только ради того, чтобы спорить. Ведь они – люди, которые любят препираться [и враждовать].
Он – всего лишь раб, которому Мы даровали милость и которого сделали примером для сынов Исраила.
А если бы Мы пожелали, Мы сотворили бы из вас в ангелов, которых сделали бы наследниками земли, вместо вас. (Коран, 43: 57-60)

В этой же Суре в 61-ом аяте подчеркивается, что возвращение Пророка Исы будет знамением приближения Конца Света и Дня Господнего Суда:
Истинно, он (‘Иса) знамение [Судного] часа. Нисколько не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это и есть истинный путь. (Коран, 43:61)

Мы можем сказать, что данный аят содержит информацию о главном знамении Последнего Времени – возвращении на землю Пророка Исы. Ибо Пророк Иса жил за 6 веков до ниспослания Корана. Следовательно, его первая земная жизнь не может расцениваться как “знамение [Судного] часа. Можно заключить, что смысл данного аята таков: Пророк Иса, мир ему, вернется на землю в Последнее время (Ахыр Заман) до наступления Конца Света (Кыйама), и его появление как раз и станет одним из знамений приближающегося Конца Света. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
Еще один аят, указывающий на возвращение Пророка Исы в земную жизнь:
И сказали ангелы: “О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его – Мессия ‘Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, избран и славен в этом и будущем мире и ониз тех, кто приближен [к Аллаху]”.

Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он будет из числа праведников.
Она сказала: “Господи! Как может быть у меня ребенок,– ведь не касался меня ни одинмужчина”. Но сказал [ангел]: “Аллах творит то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: “Свершись!” – и оно тотчас свершается”. И Он научит ег Книге, мудрости, Торе и Евангелию. (Коран, 3:45-48)
Аят гласит, что Аллах научит Пророка Ису Торе, Евангелию и “Книге”. На это слово, безусловно, стоит обратить особое внимание. То же самое слово использовано и в 110-ом аяте Суры «Трапеза»:
[Вспомни,] как Аллах сказал: “О ‘Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. Я научил тебя Книге, мудрости, Торе и Евангелию. …” (Коран, 5:110)

При анализе слова “Книга”, упоминающегося в обоих аятах, становится понятно, что оно подразумевает Коран. Во-первых, кроме Торы и Евангелия существует только одна Божественная Книга – это Священный Коран. (Ниспосланный Пророку Дауду Забур (Псалтырь) является частью Ветхого Завета, т.е. Торы). Кроме этого, в 3-м аяте Суры «Семейство Имрана» слово “Книга” упоминается вместе с Евангелием и Торой и ясно подразумевает Коран:
Аллах… Нет божества, кроме Него. Он – Вечноживущий, Самосущный. Он ниспослал тебе Книгу Истины, как подтверждение того, что было [ниспослано] до тебя, а прежде ниспослал Он Тору и Евангелие. (Коран, 3:2-3)
В данной ситуации мы можем предположить, что третьей Книгой, которой Аллах научит Пророка Ису, будет Коран, а это будет возможно лишь после его возвращения на землю в Последнее Время. Поскольку Пророк Иса жил за 600 лет до ниспослания Корана и, конечно же, не мог знать этой Книги до того, как она была ниспослана. Следовательно, единственным логичным предположением является то, что Пророк Иса будет научен Корану уже после своего возвращения на землю. Из хадисов Пророка Мухаммада, сас, также следует, что после возвращения на землю Пророк Иса будет руководствоваться не Евангелием, а предписаниями Корана. (Более детальную информацию смотрите в книге Харуна Яхьи – Знамения Конца Света).

5) Кроме того, аят “воистину, ‘Иса перед Аллахом подобен Адаму…” (Коран, 3:59), также, возможно, указывает на второй приход Пророка Исы. Толкователи Корана, как правило, подчеркивали, что данный аят указывает на отсутствие биологических отцов у обоих Пророков: Пророк Адам, мир ему, был сотворен из глины по повелению Аллаха “Будь!”, Пророк Иса, мир ему, также появился на свет без отца по повелению Аллаха “Будь!”. Однако, возможно, аят имеет и второй смысл. Подобно ниспосланию Пророка Адама из Рая на землю, Пророк Иса, быть может, также будет низведен Аллахом на землю в период наступления Последнего Времени. (Однако истина известна лишь Аллаху).
Аяты Корана, возвещающие нам о втором пришествии Пророка Исы на землю, наводят на глубокие размышления. Ни об одном из Пророков Всевышнего, чьи имена упомянуты в Коране, не были использованы подобные выражения. Кроме того, ни об одном из Пророков не сказано в Коране как “он (‘Иса) знамение [Судного] часа” и ни одно выражение, относительно других Пророков не содержит в себе смысла, который как-либо указывал бы на их возвращение на землю. Все эти выражения были упомянуты только лишь в отношении Мессии, Пророка Исы, мир ему.

6) Проанализируем еще один аят Корана, в котором Аллах сообщает о смерти Пророка Исы:
(Пророк Иса): И будет надо мной мир и в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в день, когда я буду воскрешен». (Коран, 19:33)
При сравнении данного аята с 55-ым аятом Суры «Семейство Имрана» выявляется очень важное обстоятельство. В Суре «Семейство Имрана» указывается на вознесение Пророка Исы к Аллаху. Между тем в 33-ем аяте Суры «Марйам» идет повествование о дне смерти Пророка Исы. Следовательно, эта смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. (Однако истина известна лишь Аллаху).

7) Еще одним фактом, укрепляющим нас в вере в предстоящее возвращение Пророка Исы на землю, служит слово “кехлен”, упоминающееся в 110-ом аяте Суры «Трапеза » и в 46-ом аяте Суры «Семейство Имрана ». Аяты гласят:
Аллах скажет: “О ‘Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери, когда Я поддержал тебя Святым Духом, ты заговорил с людьми, еще будучи в колыбели, и говорил с ними и в зрелости…”(Коран, 5:110)
Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он из числа праведников. (Коран, 3:46)
Слово “кехлен” встречается в Коране лишь 2 раза, в этих аятах, и использовано только по отношению к Пророку Исе. Данное слово, употребленное для выражения периода зрелости Пророка Исы, в арабском языке означает “человека в возрасте от 30 до 50 лет, миновавшего период зрелости и вступившего в период старения”. Все алимы Ислама переводят его как “период жизни, наступающий после 35 лет”.
Хадис, переданный от Ибн-и Аббаса, гласит, что Пророк Иса, будучи молодым, в начале 30-летнего периода жизни, был вознесен на небо, но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Исламские богословы, опираясь на этот хадис, заключают, что Пророк Иса достигнет старости именно после своего прихода на землю, и рассматривают этот аят, как доказательство его предстоящего прихода.
При внимательном изучении приведенных аятов очевидно, что комментарий исламских богословов является вполне логичным.
Рассмотрев аяты Корана, мы заметим, что приведенное выше слово “кехлен” употреблялось только по отношению к Пророку Исе. Все пророки беседовали с людьми и призывали их к истинной вере. Однако данное слово не встречается в отношении ни одного из них. Следующие в аяте друг за другом слова “в колыбели” и “в зрелости” привлекают внимание к двум чудесным явлениям в жизни пророка Исы.
Так, например, Имам Табари в своем тафсире Корана так трактует смысл данного аята:
“Эти выражения (Сура «Трапеза», 5:110) указывают на вторичное ниспослание Пророка Исы уже в зрелом возрасте, для того, чтобы он смог опять говорить с людьми и, достигнув старости, завершил свой жизненный срок. Ибо он был вознесен на небо еще в молодом возрасте …

В этом аяте (Сура «Семейство Имрана», 3:46) содержится доказательство того, что Пророк Иса жив и сунниты (Эхли Сунна) признают эту истину. Ибо аят ясно выражает, что Пророк Иса будет говорить с людьми и зрелые годы, и в старости. Тогда как старость его может наступить лишь после того, как он будет вновь ниспослан на землю и проживет какое-то время.”
Следовательно, аяты Корана ясно указывают, что слово “кехлен” означает предстоящее второе пришествие Пророка Исы на землю. (Однако истина известна только лишь Аллаху).
Все перечисленное укрепляет нас в вере, что в Последнее время (Ахыр Заман) Аллах направит Пророка Ису на землю во второй раз, и все люди Писания, увидят его, тотчас узнают его, уверуют в него и в то, что он будет проповедовать. И Пророк Иса объединит всех верующих людей в единой вере – Исламе. Вне сомнения, это благая весть – источник великой радости и воодушевления для всех верующих людей, милость и поддержка от Аллаха. И ответственность каждого верующего человека перед Аллахом – став свидетелями возвращения Пророка Исы – поддерживать его во всем и следовать той благой морали, к которой он будет призывать людей после своего возвращения.

Харун Яхья

Продолжение

трендовые темы