СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Исламское право

Праздничные намазы (‘ид-намазы) по мазхабу имама Абу Ханифы

Опубликовано

Праздничные намазы (‘ид-намазы) по мазхабу имама Абу Ханифы

Порядок совершения праздничных намазов по мазхабу имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах)

‘Ид— это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов

Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («СубхIанака Аллагьума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илагьа гъайрука») . Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха (мир ему и благословение).

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садакъа ва’даху ва насара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва хазамал ахзаба вахдаху ла илаха илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Исламское право

Повторное выполнение намаза в мечети

В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, второй джамаат не выполняется. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить намаз джамаатом можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть. Не будет повода для смуты, например, если группе молодых людей не понравится имам и они, желая раскола, будут приходить позже, дабы не читать намаз за назначенным имамом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.

Опубликовано

В книге ад-Дурр аль-Мухтар Мухаммада бин Али аль-Хаскафи в главе об имаме, говорится: Нежелательно (макрух) совершать намаз джамаатом повторно с произнесением азана и икамата в мечети махалли. Это не касается придорожных мечетей и мечетей, где нет определенного имама и муаззина.

Имам Ибн аль-Абидин, поясняя, добавил, что этот макрух является макрухом-тахрими, то есть приближенным к запретному. В книге "аль-Кафи" говорится: "не разрешено". А в шархе "аль-Джамиу ас-Сагир" говорится: "это бид'а (новшество)".

В книге "радд аль-Мухтар" Ибн аль-Абидина, в продолжении говорится, что исключением являются те случаи (т.е. не будет макрухом совершение второго джамаата), когда намаз провел не уполномоченный на то человек (например до того, как основной имам вышел, кто-то со своей группой людей проведет джамаат намаз) или же намаз будет испорчен по каким либо причинам и будет совершен повторно.

Что касается понятия мечети махалли, то это мечеть, где есть определенный имам.

Что касается доказательств из сунны, то приводится от Абдуррахмана бин Абубакра, от его отца: "Поистине Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, вышел из дома, дабы решить некоторые вопросы между ансарами. Когда он вернулся, в мечети уже совершили намаз джамаатом. Тогда Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, зашел в дом, собрал семью и совершил джамаат с ними".

Если бы не было макрухом совершать намаз вторым джамаатом в мечети, то Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, не ушел бы в дом, а прочитал в мечети. Ведь намаз в мечети лучше намаза совершенного в доме.

Так же приводит Анас, радыяллаху анх: "Поистине, когда сподвижники Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, пропускали (не успевали) джамаат в мечети, то совершали намаз в мечети по отдельности".

И поистине, повторение коллективного намаза приводит к уменьшению джамаата. Ведь если люди будут знать, что если они не поспешат в мечеть, то пропустят коллективный намаз и лишатся награды за него. В этом случае люди будут более внимательны к джамаат намазу.

Основной фатвой (захир ар-ривая) является то, что если группа зашла в мечеть в то время как коллективный намаз был завершен, им следует совершить намаз по отдельности.

В "Мунъя" приводится от Абу Ханифы: "Если число людей будет больше трех, то повторно совершать джамаат намаз макрух, иначе нет".

Самым главным доводом ученых, порицающих второй джама’ат в мечети, состоит в том, что при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниках такого не было. Был только первый и единственный групповой намаз, который все мусульмане стремились застать. Что же касается тех, кто по какой-либо причине опаздывал на этот первый джама’ат намаз, то они молились раздельно.

‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакра передал со слов своего отца: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел со стороны Медины для того, что бы совершить молитву, но застал людей уже совершившими молитву. Тогда он направился в свой дом, собрал своих домочадцев и совершил молитву вместе с ними”. ат-Табарани в «аль-Аусат» 4739. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия.

Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409.

Если бы совершение молитвы в мечети вторым джама’атом было бы делом дозволенным, то ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники не оставили бы это деяние. Они прекрасно знали о достоинстве совершения групповой молитвы в мечети, да еще и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мабсут” 1/135, “Тухфатуль-ахъуази” 2/10.

Также один из самых главных аргументов в пользу того, что праведные предки вторым джамаатом не совершали молитву в мечети, служит следующий хадис, который передает Абу Хурайра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, бывало так, что хотел я велеть собирать дров, потом велеть призвать на молитву, потом велеть кому-нибудь стать имамом, а самому явиться к тем людям, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла!» аль-Бухари 644, Муслим 651.

Этот хадис четко и ясно указывает на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был только единственный джама’ат. И если совершение общей молитвы вторым джама’атом было бы известно и узаконено во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), то у пропустивших групповую молитву было бы явное оправдание. Если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил сжечь их дома, они могли сказать: «О посланник Аллаха, мы просто хотели совершить намаз со вторым или третьим джама’атом!»

В этом хадисе содержится весьма сильный аргумент на отсутствие законности совершения второй групповой молитвы в одной мечети.

Хасан аль-Басри говорил: “Когда сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заходили в мечеть, в которой уже была совершена молитва, они молились индивидуально”. Ибн Абу Шайба 2/223.

Что же касается увеличения числа джама’атов в одной мечети, то это стало распространенным деянием в исламской общине только после шестого века по хиджре. См. “Фатхуль-‘Алий аль-Малик” 1/92.

Также на предпочтительность этого мнения указывает и та мудрость, по причине которой порицается совершение молитвы вторым джама’атом. Прекрасно разъяснил этот вопрос имам аш-Шафи’и, сказавший: “Если человек пропустит групповую молитву в мечети, которая рядом с ним, а затем в этой же мечети совершит молитву вторым джама’атом, то для меня это предпочтительнее. Однако если в мечети есть постоянный имам (ратиб), и один человек или группа людей не застали общую молитву в ней, то они совершают молитву индивидуально. И я не одобрю, если они совершат молитву совместно в этой мечети. Я порицаю это по той причине, что праведные предки не делали подобного, более того некоторые из них строго порицали подобное, поскольку это ведет к разделению единства мусульман. Бывает так, что люди, не желая совершать молитву позади определенного имама общей молитвы, не заходят в мечеть во время совершения молитвы, а когда молитва завершается, они заходят и собираются джама’атом для совершения молитвы. Это служит причиной разногласия и разделения единства, что является порицаемым. Я порицаю подобное, в каждой мечети, где есть постоянный имам и муаззин. А что касается мечетей, которые построены на дорогах, в которых совершают молитву путники и укрываются в них от солнца, в которых нет постоянного муаззина и имама, то я не порицаю совершение молитвы вторым джма’атом в них, поскольку нет в этом разделения единства”. См. “аль-Умм” 1/136.

Совершение вторым джама’атом молитвы в мечети, в которой она уже была совершена, приводит в расстройство первый, основной джама’ат в мечети. Это являлось одной из причин, по которой Всевышний запретил совершение молитвы в мечети, построенной лицемерами во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел ее разрушить. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и для поддержки тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: “Мы не хотели ничего, кроме блага”. Аллах свидетельствует, что они лжецы!» (ат-Тауба 9: 107).

Кады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Т.е. мусульмане были единым джама’атом в одной мечети, а лицемеры посредством этого желали внести раскол в их ряды”. См. “Ахкамуль-Куран” 2/1013. Если люди будут знать, что они опоздают на групповую молитву, которая в мечети совершается всего один раз, то они несомненно будут спешить на нее, чтобы увеличить число молящихся и заслужить большую награду. Однако, если людям будет известно, что в той или иной мечети совершается молитва и вторым и третьим джама’атом, то они не будут спешить на первый джама’ат. Это приведет к уменьшению количества молящихся первого джама’ата, что является порицаемым. См. “аль-Базаль аль-маджхуд” 4/278. Кады Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Это мудрость шариата для закрытия заблуждений приверженцев нововведений, чтобы они не опаздывали на первый джама’ат, а затем приходили и молились с другим имамом. Такой поступок является причиной исчезновения мудрости групповой молитвы и ее Сунны!” См. «‘Аридатуль-ахъуази» 2/21.

Следует отметить, что групповая молитва, награда которой приравнивается награде двадцати пяти – эта молитва, совершенная в мечети с первым джама‘атом. Более того, мусульманин не должен забывать о важности и достоинствах обязательной коллективной молитвы, помня слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поистине, Аллах восхищается групповой молитвой!» Ахмад. Хадис хороший.

Ведь чем больше людей будет совершать групповую молитву, тем больше будет за нее награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва двоих вместе лучше перед Аллахом, чем молитва четверых раздельно. Молитва четверых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва восьмерых раздельно. А молитва восьмерых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва ста человек раздельно!» ат-Табарани, аль-Байхакы. Хадис достоверный.

В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, второй джамаат не выполняется. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить намаз джамаатом можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть. Не будет повода для смуты, например, если группе молодых людей не понравится имам и они, желая раскола, будут приходить позже, дабы не читать намаз за назначенным имамом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.

Поэтому каждый мусульманин обязан стремиться совершать молитву с первым джама’атом, и особенно это касается тех, кто проживает рядом с мечетью.

Продолжение

Исламское право

Какие части тела жертвенного животного нельзя употреблять в пищу?

У животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу, вне зависимости от того, являются ли они жертвенными животными или были зарезаны с другой целью, считается запрещенным есть следующие части тела

Опубликовано

Вопрос: Какие части тела жертвенного животного нельзя употреблять в пищу?

Ответ: У животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу, вне зависимости от того, являются ли они жертвенными животными или были зарезаны с другой целью, считается запрещенным есть следующие части тела: кровь, желчь, железы, мочевой пузырь, половые органы и яички (Ибн Нуджайм, Бахрур-Ракаик, VIII, 553; аль-Фатава аль-Хиндиййа, VI, 445). В одном из хадисов сообщается о том, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) считал скверным употребление в пищу половых органов и яичек животных, а так же их желез, желчного и мочевого пузыря, а так же прямой кишки (Байхаки, ас-Сунануль-Кубра, 1344). Те части тела животного, которые нельзя употреблять в пищу, будь то жертвенное животное или животное, зарезанное с другой целью, следует закопать в землю. Так же эти части тела животного можно отдать на съедение кошкам или собакам при условии, что это не станет причиной загрязнения окружающей среды.

Продолжение

Исламское право

Морепродукты

По мазхабу имама Абу Ханифа, из всех морских обитателей, дозволенными к употреблению в пищу, является только рыба

Опубликовано

По мазхабу имама Абу Ханифа, из всех морских обитателей, дозволенными к употреблению в пищу, является только рыба[1]. Поэтому, согласно нашему мазхабу, употреблять в пищу кальмаров, креветок, лобстера и другие морепродукты, которые не относятся к видам рыб, запрещено. 

Относительно креветок (фр. crevette — креветки), влиятельный ученый Ханафитского мазхаба, живший в середине 20 века, Зафар Ахмад аль-Усмани ат-Таханауи (р.а.) (1892-1974гг.), в своем многотомном труде «И’ла ас-Сунна» комментируя морских животных, пришел к следующему заключению:

«…Одним словом: Будь это в лексическом значении или  же в понимании местного народа, все, что относится к семейству рыб, бесспорно считается дозволенным. Например: сцинки, креветки и.т.п.…»[2]. 

Сцинки, которых ученый приводит в качестве примера, относятся к виду ящериц из семейства сцинковых. У данного вида ящериц тело покрыто чешуей, и обитает она в пустынях. Из-за своей способности передвигаться словно рыба, «плавающая» в песке ящерица, получила название «песчаная рыба». По-арабски ее называют «самакату ар-Римал – Песчаная рыба» или «саканкур» (سقنقور)»[3].

Также в пример приводятся креветки. По-арабски их называют «Жамбари(جَمْبَرِىٌّ)» или «Рубиян(روبيان)», еще одно название «Ирбиян». Большинство ученых, живших в давние времена, дали определение вышеназванному виду, как «рыба». Возможно, поэтому ученый в указанной нами книге говорит, что употреблять в пищу креветок дозволено. 

Но у нас креветкам дается иное определение, их относят к семейству ракообразные. Поэтому, трудно точно сказать, что по Ханафитскому мазхабу употреблять в пищу креветок дозволено (халяль). 

Как уже было сказано выше, по Ханафитскому мазхабу употреблять в пищу дозволено только рыбу.  Хотя, есть ученые других мазхабов, которые утверждают, что употреблять в пищу мясо и других водных животных, помимо рыбы, дозволено[4]. Поэтому, дозволенность (халяль) употребления в пищу таких морепродуктов, как креветки, особенно мусульманами, которые живут в немусульманских странах, где тяжело раздобыть дозволенное (халяль) мясо, является своего рода смягчающим обстоятельством, предусмотренным религией.

Истина ведома лишь Аллаху! 

[1] Маусули, Ихтияр – 4/247 стр.

[2] И’лә ас-Сунна – 17 том/188 стр. «Хурмату ас-Самаки ат-Тафи».

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki 
Обыкновенный_сцинк

[4] Аль-Касани, Бадаи’ – 6/175, 176 стр.

Продолжение

трендовые темы