СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Исламское право

ПРАЗДНИЧНАЯ МОЛИТВА В ДЕНЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (‘Ид аль-Адха)

Опубликовано

Узаконенность праздничных молитв

Проведение особых молитв в день праздника разговения (‘Ид аль-фитр, ураза­байрам — первый день месяца шавваль) и в день праздника жертвоприношения (‘Ид аль-Адха, курбан-байрам — десятый день месяца Зу-ль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам в 1-м году хиджры (622 г.).

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать чтото, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).

Суждение о праздничной молитве

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).

В «Аль-Джами‘ ас-сагир» праздничная молитва именуется «сунной», так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка.

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

Время праздничной молитвы

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Молитву по случаю праздника разговения можно проводить и на второй день, если по тем или иным уважительным причинам её нельзя провести своевременно, например, в тех случаях, когда идёт сильный дождь, или отсутствует имам, или когда из-за облачности люди видят месяц только после полудня и так далее. Передают, что ‘Умайр бин Анас сказал: «Мои дядья со стороны отца из числа ансаров сообщили мне, что однажды при жизни Пророка в последнюю ночь рамадана месяц скрылся из вида и люди продолжили соблюдать пост. Однако после полудня ктото из них в присутствии Пророка засвидетельствовал, что видел месяц прошлой ночью, после чего Посланник Аллаха велел людям разговляться, и они тотчас сделали это, а на следующий день (Пророк ) совершил вместе с ними праздничную молитву» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тахави).

Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака‘атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн ‘Аббаса и Джабира бин ‘Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса’и).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.
Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака‘ата. После «ду‘а ас-сана» первого рака‘ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».

Во время второго рака‘ата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака‘ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Мас‘уд и многие другие сподвижники. ‘Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас‘уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака‘ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (‘Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого рака‘ата Ибн ‘Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка.

Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если ктолибо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.

Если опоздавший пропустит первый рака‘ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака‘ата.

Хутба праздничной молитвы

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться в дни праздников разговения и жертвоприношения

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах) также сказал: «…и (Пророк обычно) съедал нечётное количество (фиников)» (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль-фитр). Передают, что в дни праздников Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Сообщается, что, направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн ‘Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк , которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака‘ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).

Так же следует поступать и в день жертвоприношения, с той разницей, что к трапезе обычно приступают не до, а после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа). Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые» (Коран, 2:203). Аллах Всевышний также сказал: «…чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (Коран, 22:28).

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и ‘Умар бин альХаттаб (Аль-Хаким).

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар, ва ли-Лляhиль-хамд/».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас‘уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляhиль-хамд» (Ибн Абу Шайба).
Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения ‘Али и Ибн Мас‘уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».

В первые десять дней месяца Зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём «Сахихе» альБухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова «Аллаху акбар». Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки сотрясались от этого. Что касается Ибн ‘Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза.

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Исламское право

Искатус-салят

Опубликовано

إسقاط الصلاة

«Искатус-салят»

Пожертвования ради снискания прощения Аллаха за пропущенные фарды намазы и витр намазы, называется «искатус-салят».

Если больной скончался и перед смертью он не смог выполнить некоторые намазы путем «иима», то для возмещения этих намазов не стоит делать каких-либо наставлений перед смертью. Но что касается большего числа када намазов, для выполнения которых у усопшего были силы и возможности даже посредством иима, то для облегчения участи и очищения совести можно сделать завещание – раздать милостыню в количестве 1/3 части всего имущества. В таком случае делаются надлежащие расчеты и за каждый несовершенные фард и витр намазы раздают «фидью» (милостыню) и просят Аллаха простить за совершенные прегрешения. Количество фидьи соответствует фидьи за не соблюденный пост, то есть, состоит из половины «са’».1 Но в принципе фидья должна быть такой, чтобы хватило для того, чтобы обеспечить дневное пропитание одного нуждающегося.

Если усопший не сделал перед смертью какого-либо завещания насчет «искатус-салят», то любой наследник может сам принять решение и выделить необходимую сумму для осуществления процесса «искатус-салят». Также получит «саваб» усопший, если кто-нибудю даст милостыню за него.

Нужно запомнить, что никто не может при своей жизни дать фидью за несовершенные намазы, так как существует возможность их возместить. Если же некто, исходя из того, что не сможет все возместить, все-таки сделает надлежащие завещания, то после его смерти 1/3 часть наследства, если же нет наследников, то все средства расходуются для этой цели.

Если выделенной суммы недостаточно для фидьи намаза, в этом случае методом «давир» (повторный оборот) раздается 10 беднякам садака. Можно и не 10, а несколько.

Например, если усопший имеет целый год несовершенных намазов вместе с намазом витр, то получается, что в течение месяца общая сумма несовершенных намазов, составляет 180 намазов с обусловленным временем. А сумма несовершенных намазов в течение всего года – 2160. Если мы возьмем за точку отчета фидьи условно 10 рублей за каждый пропущенный намаз, конечная сумма представляет 21600 тысяч рублей. Представим, что усопший или его наследники выделили 2160 рублей, то на долю каждого бедняка приходится 216 рублей. После получения каждый бедняк тут же жертвует эту сумму покойному возвращает наследнику. И когда этот процесс взаимного обмена передачи материальных средств производится 10 раз, то общая сумма фидьи достигает необходимого количества, то есть 21600 рублей.

Хотелось бы заметить, что данная мера, совершаемая в крайнем случае, по своей сути бессмысленна и далека от искренних намерений, ибо намаз – это поклонение, осуществляемое телом. Кроме того, нет никаких доказательств, что после таких действий долги усопшего по намазам будут прощены.

С другой стороны, наследники усопшего никак не могут вместо него выполнить пропущенные намазы и восполнить не соблюденные посты. Однако допускается дарение савабов, полученных в результате благочестивых деяний, усопшим. Считается, что это каким-то образом может помочь ему.

Некоторые факихи-ханафиты, опираясь на доказательства по методу истихсана, сравнивают намаз с постом. Намаз, как известно, важнее, чем пост. Поэтому допускают, что посредством фидьи можно просить Аллаха простить за те када намазы, восполнить которые нет уже никакой возможности.

В произведении «Зиядат» относительно фидьи за намаз Имам Мухаммад сказал: «Иншаалах, этого будет достаточно». Если бы идея о возмещении посредством фидьи када намазов опиралась на серьезные нассы или «кыяс», он бы выразился в другой форме. Так как Имам Мухаммад в этом вопросе положился на волю Аллаха, говорит о том, что это только надежда. С другой стороны, в книге ибнуль-Хумама «Фатхуль-кадир» отмечается, что согласно истихсану факихов-ханафитов, намаз похож на пост. А так как фидья за пропущенный пост основана на нассах, то и за намаз можно выплатить фидью. Если это действительно так, в этом случае цель достигнута. В противном случае фидья за намаз является благим делом. Как известно, благочестивые деяния стирают отрицательные проступки. По этому поводу в Коране сказано: «Ведь, истинно, дела благие приносят избавленье от дурных».2

После фидьи намаза можно делать «давир» за пост, жертвоприношение и штрафы за нарушенные клятвы. Также производится «давир» за прерванные, но впоследствии не возмещенные нафиль намазы, адак намазы и за долги по курбанам (жертвоприношение).

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что если решили выплатить фидью с целью возмещения долгов за намазы, пост, нарушенные клятвы и назр, то для этого должны быть серьезные основания. Каждый мусульманин при жизни обязан посчитать свои пропущенные фард и ваджиб намазы и постараться возместить их. Если же это не предоставляется возможным, нужно сделать завещание о выплате 1/3 части средств на эти цели. Если же выделенных средств недостаточно, что этому лицу нужно молиться Аллаху о прощении.

Мы хотим завершить нашу тему пересказом истории, в которой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) указал пути возмещения долгов одному из своих бедных сподвижников. Как сообщает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), некто пришел к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и воскликнул:

– Я погиб!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:

– Что случилось с тобой?

Тот ответил:

– Во время месяца Рамадан я совершил половой акт со своей супругой.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ему такой совет:

– Освободи невольника!

Араб:

– У меня нет рабов!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Два месяца подряд держи пост!

Араб:

– У меня на это не хватит сил.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Накорми шестьдесят голодных!

Когда он услышал, что у того и на это нет возможности, приказал товарищей принести корзину фиников, и дал тому арабу, чтобы он раздал нуждающимся. И когда араб промолвил, что в Медине нет никого, кто был бы беднее его, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассмеялся и сказал:

– Иди и накорми этими финиками свою семью!3
_______________

1  «Са» – мера измерения. 1 «са» соответствует 2. 917 граммам. Согласно местным обычаям, 1 «са» – 3. 333 грамма.

2   Сура Худ, 11/114. Подробно см. ибн Абидин, 1/685; Маракуль-фалах, стр. 24.

3   аш-Шавкани, 4/214. В то время одна корзина хурмы означала 15 «са’». 1 «са’» равна 3 килограммам. В книге «Авсат» Табарани отмечает, что принесенные финики весили 20 «са’», то есть приблизительно 60 кг.

Абдуррауф хазрат Забиров

Продолжение

Исламское право

Повторное выполнение намаза в мечети

В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, второй джамаат не выполняется. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить намаз джамаатом можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть. Не будет повода для смуты, например, если группе молодых людей не понравится имам и они, желая раскола, будут приходить позже, дабы не читать намаз за назначенным имамом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.

Опубликовано

В книге ад-Дурр аль-Мухтар Мухаммада бин Али аль-Хаскафи в главе об имаме, говорится: Нежелательно (макрух) совершать намаз джамаатом повторно с произнесением азана и икамата в мечети махалли. Это не касается придорожных мечетей и мечетей, где нет определенного имама и муаззина.

Имам Ибн аль-Абидин, поясняя, добавил, что этот макрух является макрухом-тахрими, то есть приближенным к запретному. В книге "аль-Кафи" говорится: "не разрешено". А в шархе "аль-Джамиу ас-Сагир" говорится: "это бид'а (новшество)".

В книге "радд аль-Мухтар" Ибн аль-Абидина, в продолжении говорится, что исключением являются те случаи (т.е. не будет макрухом совершение второго джамаата), когда намаз провел не уполномоченный на то человек (например до того, как основной имам вышел, кто-то со своей группой людей проведет джамаат намаз) или же намаз будет испорчен по каким либо причинам и будет совершен повторно.

Что касается понятия мечети махалли, то это мечеть, где есть определенный имам.

Что касается доказательств из сунны, то приводится от Абдуррахмана бин Абубакра, от его отца: "Поистине Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, вышел из дома, дабы решить некоторые вопросы между ансарами. Когда он вернулся, в мечети уже совершили намаз джамаатом. Тогда Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, зашел в дом, собрал семью и совершил джамаат с ними".

Если бы не было макрухом совершать намаз вторым джамаатом в мечети, то Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, не ушел бы в дом, а прочитал в мечети. Ведь намаз в мечети лучше намаза совершенного в доме.

Так же приводит Анас, радыяллаху анх: "Поистине, когда сподвижники Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, пропускали (не успевали) джамаат в мечети, то совершали намаз в мечети по отдельности".

И поистине, повторение коллективного намаза приводит к уменьшению джамаата. Ведь если люди будут знать, что если они не поспешат в мечеть, то пропустят коллективный намаз и лишатся награды за него. В этом случае люди будут более внимательны к джамаат намазу.

Основной фатвой (захир ар-ривая) является то, что если группа зашла в мечеть в то время как коллективный намаз был завершен, им следует совершить намаз по отдельности.

В "Мунъя" приводится от Абу Ханифы: "Если число людей будет больше трех, то повторно совершать джамаат намаз макрух, иначе нет".

Самым главным доводом ученых, порицающих второй джама’ат в мечети, состоит в том, что при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниках такого не было. Был только первый и единственный групповой намаз, который все мусульмане стремились застать. Что же касается тех, кто по какой-либо причине опаздывал на этот первый джама’ат намаз, то они молились раздельно.

‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакра передал со слов своего отца: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел со стороны Медины для того, что бы совершить молитву, но застал людей уже совершившими молитву. Тогда он направился в свой дом, собрал своих домочадцев и совершил молитву вместе с ними”. ат-Табарани в «аль-Аусат» 4739. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия.

Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409.

Если бы совершение молитвы в мечети вторым джама’атом было бы делом дозволенным, то ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники не оставили бы это деяние. Они прекрасно знали о достоинстве совершения групповой молитвы в мечети, да еще и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мабсут” 1/135, “Тухфатуль-ахъуази” 2/10.

Также один из самых главных аргументов в пользу того, что праведные предки вторым джамаатом не совершали молитву в мечети, служит следующий хадис, который передает Абу Хурайра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, бывало так, что хотел я велеть собирать дров, потом велеть призвать на молитву, потом велеть кому-нибудь стать имамом, а самому явиться к тем людям, которые не пришли на молитву, и сжечь их дома дотла!» аль-Бухари 644, Муслим 651.

Этот хадис четко и ясно указывает на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был только единственный джама’ат. И если совершение общей молитвы вторым джама’атом было бы известно и узаконено во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), то у пропустивших групповую молитву было бы явное оправдание. Если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил сжечь их дома, они могли сказать: «О посланник Аллаха, мы просто хотели совершить намаз со вторым или третьим джама’атом!»

В этом хадисе содержится весьма сильный аргумент на отсутствие законности совершения второй групповой молитвы в одной мечети.

Хасан аль-Басри говорил: “Когда сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заходили в мечеть, в которой уже была совершена молитва, они молились индивидуально”. Ибн Абу Шайба 2/223.

Что же касается увеличения числа джама’атов в одной мечети, то это стало распространенным деянием в исламской общине только после шестого века по хиджре. См. “Фатхуль-‘Алий аль-Малик” 1/92.

Также на предпочтительность этого мнения указывает и та мудрость, по причине которой порицается совершение молитвы вторым джама’атом. Прекрасно разъяснил этот вопрос имам аш-Шафи’и, сказавший: “Если человек пропустит групповую молитву в мечети, которая рядом с ним, а затем в этой же мечети совершит молитву вторым джама’атом, то для меня это предпочтительнее. Однако если в мечети есть постоянный имам (ратиб), и один человек или группа людей не застали общую молитву в ней, то они совершают молитву индивидуально. И я не одобрю, если они совершат молитву совместно в этой мечети. Я порицаю это по той причине, что праведные предки не делали подобного, более того некоторые из них строго порицали подобное, поскольку это ведет к разделению единства мусульман. Бывает так, что люди, не желая совершать молитву позади определенного имама общей молитвы, не заходят в мечеть во время совершения молитвы, а когда молитва завершается, они заходят и собираются джама’атом для совершения молитвы. Это служит причиной разногласия и разделения единства, что является порицаемым. Я порицаю подобное, в каждой мечети, где есть постоянный имам и муаззин. А что касается мечетей, которые построены на дорогах, в которых совершают молитву путники и укрываются в них от солнца, в которых нет постоянного муаззина и имама, то я не порицаю совершение молитвы вторым джма’атом в них, поскольку нет в этом разделения единства”. См. “аль-Умм” 1/136.

Совершение вторым джама’атом молитвы в мечети, в которой она уже была совершена, приводит в расстройство первый, основной джама’ат в мечети. Это являлось одной из причин, по которой Всевышний запретил совершение молитвы в мечети, построенной лицемерами во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел ее разрушить. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и для поддержки тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: “Мы не хотели ничего, кроме блага”. Аллах свидетельствует, что они лжецы!» (ат-Тауба 9: 107).

Кады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Т.е. мусульмане были единым джама’атом в одной мечети, а лицемеры посредством этого желали внести раскол в их ряды”. См. “Ахкамуль-Куран” 2/1013. Если люди будут знать, что они опоздают на групповую молитву, которая в мечети совершается всего один раз, то они несомненно будут спешить на нее, чтобы увеличить число молящихся и заслужить большую награду. Однако, если людям будет известно, что в той или иной мечети совершается молитва и вторым и третьим джама’атом, то они не будут спешить на первый джама’ат. Это приведет к уменьшению количества молящихся первого джама’ата, что является порицаемым. См. “аль-Базаль аль-маджхуд” 4/278. Кады Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Это мудрость шариата для закрытия заблуждений приверженцев нововведений, чтобы они не опаздывали на первый джама’ат, а затем приходили и молились с другим имамом. Такой поступок является причиной исчезновения мудрости групповой молитвы и ее Сунны!” См. «‘Аридатуль-ахъуази» 2/21.

Следует отметить, что групповая молитва, награда которой приравнивается награде двадцати пяти – эта молитва, совершенная в мечети с первым джама‘атом. Более того, мусульманин не должен забывать о важности и достоинствах обязательной коллективной молитвы, помня слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поистине, Аллах восхищается групповой молитвой!» Ахмад. Хадис хороший.

Ведь чем больше людей будет совершать групповую молитву, тем больше будет за нее награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва двоих вместе лучше перед Аллахом, чем молитва четверых раздельно. Молитва четверых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва восьмерых раздельно. А молитва восьмерых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва ста человек раздельно!» ат-Табарани, аль-Байхакы. Хадис достоверный.

В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, второй джамаат не выполняется. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить намаз джамаатом можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть. Не будет повода для смуты, например, если группе молодых людей не понравится имам и они, желая раскола, будут приходить позже, дабы не читать намаз за назначенным имамом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.

Поэтому каждый мусульманин обязан стремиться совершать молитву с первым джама’атом, и особенно это касается тех, кто проживает рядом с мечетью.

Продолжение

Исламское право

Праздничные намазы (‘ид-намазы) по мазхабу имама Абу Ханифы

Опубликовано

Праздничные намазы (‘ид-намазы) по мазхабу имама Абу Ханифы

Порядок совершения праздничных намазов по мазхабу имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах)

‘Ид— это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов

Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («СубхIанака Аллагьума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илагьа гъайрука») . Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха (мир ему и благословение).

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садакъа ва’даху ва насара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва хазамал ахзаба вахдаху ла илаха илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

Продолжение

трендовые темы