СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 9. Действия, которые требуют возмещения поста без каффары

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 9. Действия, которые требуют возмещения поста без каффары

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

Существует в общей сложности около 50-ти действий, которые нарушают пост и требуют его восполнения, но не требуют совершения каффары:

1. Человек съел сырое зерно риса, муку или сырое тесто1.

2. Человек съел большое количество соли за раз (в отличие от малого количества).

3. Человек съел землю2 при условии, что поедание земли не является для него обычным делом.

4. Человек съел мелкие семечки растения или хлопок.

5. Человек съел бумагу (например, страницу из книги).

6. Человек съел неспелую айву (не варёную и не солёную).

7. Человек съел неспелый орех или спелый орех, но вместе со скорлупой. Но, если человек съел неспелый миндальный орех вместе с кожурой, на него ложится обязанность совершения каффары, потому что у миндального ореха нет твёрдой скорлупы3.

8. Человек съел маленький камень (щебень), железо, медь, золото, серебро и т. п. То же относится к крупному камню, даже если он драгоценный.

9. Человек поставил себе клизму или глубоко промыл нос4.

10. Человеку не по его воле налили в рот воды (так, что он не имел возможности выплюнуть её и вода сама прошла внутрь).

11. Человек закапал себе в ухо жидкость (воду, масло, жир), и жидкость дошла до среднего уха. Закапывание масла или жира в ухо нарушает пост, согласно иджме учёных ханафитского мазхаба. Но относительно воды в книге «Аль-Мухит» сказано, что закапывание её в ухо не нарушает пост вообще, и это мнение считается достоверным (ас-сахих). Однако самым верным мнением в мазхабе является то, что закапывание в ухо воды нарушает пост, но не требует каффары.

12. Человек ввёл лекарство через рану на животе так, что оно попало внутрь желудка.

13. Человеку через рану на голове ввели лекарство, которое достигло мозга. При этом не имеет значения, какое это было лекарство – твёрдое или жидкое.

14. Человеку в рот попала вода во время дождя или снег, и он не смог сплюнуть попавшую в рот влагу, например, потому что шёл навстречу сильному ветру (т. е. проглотил капли дождя или снег невольно).

15. Человек по ошибке проглотил воду во время полоскания рта (мадмада), а также случай, когда во время промывания носа (истиншак) при совершении омовения, человек слишком сильно втянул воду в нос (так, что она достигла мозга).

16. Человека заставили поесть, попить или совершить половой акт. Если женщину заставили совершить с мужем половой акт, на ней не будет обязанности совершить каффару даже в том случае, если она впоследствии перестала сопротивляться принуждению.

17. Женщина (будь то рабыня или свободная) прервала пост из страха, что не сможет выполнить тяжёлую домашнюю работу, которая лежит на ней, и заболеет5.

18. Человеку во сне ввели в рот воду так, что она достигла внутренних органов.

19. Человек поел или попил по забывчивости и, решив, что его пост уже не действителен, сознательно нарушил пост. Даже если ему известен хадис на этот счёт6, совершать каффару не нужно. Каффара не налагается потому, что существует мнение, которое передаётся от имама Малика, что нарушение поста по забывчивости делает его недействительным. То же касается случая, когда человек совершил по забывчивости половой акт, а затем вспомнил, что постится, решил, что пост уже не является действительным, и продолжил половой акт намеренно либо намеренно принял пищу.

20. Человек нарушил пост посредством принятия пищи, питья или совершения полового акта, при этом выразил намерение на пост днём7 или не конкретизировал, какой именно пост собирается держать. Причина отсутствия каффары в том, что, по мнению имама Шафии, да будет доволен им Аллах, ният нужно обязательно совершать в ночное время и конкретизировать вид поста, иначе пост не будет действительным.

Продолжение в Уроке 10.

____________________________________________________________________________________________________________________________

1. Подразумевается, что человек съел эти вещи без масла, жира и т. п. и не посыпал их сахаром перед употреблением.

2. Исключая песок «армани», который раньше принимали женщины во время беременности. Если человек принял данное лекарство, он обязан совершить каффару.

3. Считается, что в данном случае человек получает пользу или наслаждение, в отличие от случая, когда он съел орех вместе со скорлупой.

4. Имеется в виду, что в нос было введено много воды либо лекарство, как делают больным гайморитом.

5. Приводится в книге «Ат-Татархания».

6. «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост», – который приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи.

7. Т. е. в период от солятуль-фаджр до «дахватуль-кубра».

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

В некоторых случаях для человека дозволено и даже обязательно, прервать пост.

Продолжение темы. Начало в Уроке 12.

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка1, либо отдавать бедняку каждый день половину са2 пшеницы. Кроме того, дозволено, вместо продуктов, отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор – выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно3, а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности4, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, – отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае, если у человека нет возможности накормить бедняков5, он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Первый пример: Старый человек нарушил клятву. Каффара за нарушение клятвы предполагает, что человек должен отпустить раба либо накормить или одеть десять бедняков. Если такой возможности нет, он должен держать пост за нарушение клятвы в течение трёх дней. Если у старого человека нет возможности отпустить раба и накормить бедняков, а соблюдать пост за нарушение клятвы он не может из-за глубокой старости, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья за то, что он не постился, не предусмотрена, так как пост не является основой искупления нарушения клятвы, но лишь заменой для другого вида искупления, предполагающего материальные траты (например, освобождение раба).

Второй пример: Человек обязан совершить каффару «зихар»6. В этом случае он должен отпустить раба, а если раба нет, поститься два месяца подряд. Если человек не способен соблюдать пост в течение двух месяцев, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья в этом случае не предусмотрена, потому что пост является заменой для освобождения раба, а не основой искупления данного греха. То же относится к каффаре за неумышленное убийство и нарушение поста в Рамадан.

Если человек указал в завещании, что необходимо выплатить за него фидью, она выплачивается из 1/3 оставшегося после его смерти имущества.

Можно ли прерывать пост нафль7

От имама Абу Юсуфа передаётся мнение, что, если человек стал соблюдать дополнительный пост (нафль) и прервал его, на нём не будет греха, даже если он нарушил этот пост без уважительной причины. И это мнение соответствует позиции имама Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Имам аль-Камаль назвал это мнение наиболее сильным и приводит этому доказательство в виде хадиса от Айши, да будет доволен ею Аллах, со следующим смыслом: «Посланник Аллаха однажды зашёл к своим жёнам и спросил, есть ли у них что-либо из еды, они ответили: «Нет». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я буду держать пост». На следующий день Посланник Аллаха снова пришёл к жёнам и задал тот же вопрос. Жёны ответили: «О, Посланник Аллаха, нам подарили хайс8». Посланник Аллаха сказал: «Принесите её мне. Сейчас я соблюдаю пост». Затем Посланнику Аллаха принесли хайс, и он прервал пост»9. Данный хадис указывает на то, что прерывать пост нафль дозволено. Однако основополагающее мнение на этот счёт в ханафитском мазхабе состоит в том, что прерывать пост нафль без уважительной причины нельзя. На этот счёт приводится довод в виде хадиса, в котором Посланник Аллаха сказал: «Если кого-то пригласят на трапезу, пусть ответит на это приглашение. Если человек не постился, то пусть разделит эту трапезу, а если постился, то пусть продолжит пост, но делает дуа за того, кто пригласил его». Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, прерывание молитвы или поста нафль является макрухом (однако не является харамом).

Если у человека есть уважительная причина, он имеет право прервать пост, и греха за это на нём не будет, однако день поста необходимо будет восполнить. Уважительной причиной является приглашение в гости. И хозяин, который приглашает, и гость могут прервать пост, однако это дозволено только до наступления времени «дахватуль-кубра»10. Если человека пригласили в гости после наступления «дахватуль-кубра», прерывать пост запрещено. Если человека в гости пригласили родители и они воспримут отказ разделить с ними трапезу как непослушание, обиду и неподобающее поведения со стороны ребёнка, прервать пост дозволено (и даже желательно) в том числе и после «дахватуль-кубра», однако до наступления времени солятуль-аср. После наступления асра прерывать пост нафль нельзя, даже если это вызовет недовольство родителей.

Если человек прервал пост нафль, восполнение его является обязательным, при этом не имеет значения, по какой причине был прерван пост – уважительной или нет. И на этот счёт среди шейхов ханафитского мазхаба нет никаких разногласий.

Если человек начал совершать пост нафль в дни праздников11 или в три дня ташрика и прервал пост, на нём не лежит обязанности восстановить этот пост, потому что поститься в эти дни – харам. Данное мнение принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет милостив к нему Аллах, и на нём строится фетва в ханафитском мазхабе, хотя имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет милостив к ним Аллах, считали, что, хотя прервать пост в эти дни обязательно, восстановить его всё равно нужно.

Приложение

Выделяют два типа людей, которые не способны держать пост:

1) Человек, который болен неизлечимой болезнью.

Неизлечимой болезнью следует считать такой недуг, который постоянно сопровождает человека и вероятность излечиться от которого очень мала. К неизлечимым болезням относят, например, рак, туберкулёз, язву желудка и болезни сердца.

Дозволено не соблюдать пост, если человека постоянно сопровождает болезнь и есть уверенность, что соблюдение поста ослабит его или что он не сможет довести пост до конца, если начнёт поститься.

2) Человек, который достиг глубокой старости и не имеет сил держать пост.

На людях этих двух типов не лежит обязанность восстановления поста, но лежит обязанность выплатить фидью. В качестве фидьи человек должен накормить за каждый день поста обедом и ужином одного бедняка (при этом количество еды должны быть достаточным, чтобы человек полностью насытился), либо выплатить за каждый день 2 кг пшеницы или муки, либо отдать стоимость 2 кг пшеницы или муки деньгами. Если человек не способен выплатить фидью, ему следует просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Если случилось так, что больной выздоровел или старый человек обрёл силы на пост, на них ложится обязанность поститься в следующий Рамадан. Кроме того, они должны восполнить пропущенный пост, даже если уже выплатили фидью. Условием выплаты фидьи является тот факт, что немощь сопровождала человека до самой его смерти, если же у него появились силы или он излечился, фидья аннулируется. Данное мнение противоречит позиции шафиитского мазхаба, согласно которому фидья является действительной, даже если человек впоследствии выздоровел или обрёл силы на пост12.

—————————————————————————————————————————

1. При этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился.

2. 2 кг.

3. Например, каждый день.

4. Пост и выплата фидьи.

5. Или вид каффары, который он должен совершить, не предполагает такой альтернативы как кормление бедняков в принципе.

6. За то, что уподобил свою жену своей матери.

7. Добровольный дополнительный пост.

8. Каша из толчёных фиников, масла и сухого молока.

9. Приводит имам Муслим.

10. Чтобы рассчитать время «дахватуль-кубра», необходимо трезок времени от азана на фаджр до восхода солнца разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденной молитвы.

11. Идуль-Адха и Идуль-Фитр.

12. Цитируется по книге шейха Маджида Итра, да хранит его Аллах, «Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи».

Продолжение

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 12. Ситуации, в которых дозволено прервать пост.

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 12. Ситуации, в которых дозволено прервать пост.

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься:

болезнь;

путешествие;

принуждение;

беременность;

кормление грудью;

голод;

жажда;

старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Прервать пост дозволено муджахиду, если у него есть уверенность, что вскоре ему предстоит участвовать в сражении, и существует опасение, что ему не хватит на это сил.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например, в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя1. Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост2.

Если жители какой-либо местности в 30-й день месяца Рамадан услышали барабанный бой, который обычно возвещает об окончании поста, и прервали пост, думая, что наступил Идуль-Фитр, но впоследствии оказалось, что произошла ошибка, они должны остаток дня поститься. В данном случае совершать каффару не нужно, но следует восполнить этот день.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для мусафира, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост»3.

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт. Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась/затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача. Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.

Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Мусафир имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране: «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце»4.

Если мусафир может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься – это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, – человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан5 и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос – обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост6 и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился – фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, да будет милостив к ним Всевышний Аллах. Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день – день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста – дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Продолжение темы в Уроке 13.

___________________________________________________________________________________________________________________________

1. То же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100% уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд.

2. То же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время.

3. Приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи.

4. Сура «Аль-Бакара», аят 184.

5. Например, он болен или находится в пути.

6. То есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост

Продолжение

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 11. Порицаемые и желательные действия во время поста

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 11. Порицаемые и желательные действия во время поста

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус1. Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой2, пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае, жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинами, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку – мустахабб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша»3.

4. Покусывать губу жены4.

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз, так как, по мнению имама Шафии, да будет доволен им Аллах, данное действие нарушает пост.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека велика уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие девять действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, да будет доволен ею Аллах, говорит, что Посланник Аллаха совершал подобные действия во время поста5. Однако, по мнению имама Мухаммада, «мубашаратуль-фахиша» во время поста является макрухом в любом случае.

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама6 при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе, использование сивака во время поста после наступления салятуль-зухр является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу, использование сивака является сунной в любом случае, доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха сказал: «Одно из лучших качеств постящегося – это использование сивака»7, а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня8. Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что использование смоченного в воде сивака является макрухом.

6, 7. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

8, 9. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахабб) действия во время поста:

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха сказал: «Совершайте сухур, воистину, в сухуре заключён для вас баракят»9.

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста10.

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника – вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы»11.

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха сказал: «В сухуре содержится баракят, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

—————————————————————————————————————————

1. Даже во время поста нафль.

2. Это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда.

3. Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления.

4. При этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост.

5. Хадис приводят имам Бухари и имам Муслим.

6. Кровопускание.

7. Хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни.

8. Хадис приводит имам Ахмад.

9. Хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим.

10. Пост предполагает определённую тяжесть для человека.

11. Приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки.

Продолжение

трендовые темы