СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 5. Свидетельство о начале и окончании месяца Рамадан

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 5. Свидетельство о начале и окончании месяца Рамадан

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

Наступление месяца Рамадан, а также его окончание (день праздника Идуль-Фитр) определяют по тому, засвидетельствовали ли мусульмане появление луны нового месяца. Начало Рамадана и наступление дня Идуль-Фитр должны быть подтверждены шариатским судьёй со слов свидетелей. В Шариате в разных случаях выдвигаются свои требования по отношению к данным свидетелям.

Если человек увидел луну, указывающую на наступление месяца Рамадан, но кадий (шариатский судья) по каким-либо причинам отверг его свидетельство (например, потому что этот свидетель – грешник либо в ясную погоду был единственным свидетелем), на этом человеке всё равно лежит обязанность держать пост. Об этом говорит аят Священного Корана (смысл): «И тот из вас, кто увидел луну [наступление месяца], пусть держит пост»1.

Если человек увидел луну, указывающую на наступление месяца Шавваль, но его свидетельство было отвергнуто, он обязан продолжить поститься вместе с другими людьми. На это указывают следующие слова Посланника Аллаха : «Ваш пост в тот день, в который вы (все мусульмане вашей местности) держите пост, и ваш ифтар в тот день, в который вы (все мусульмане вашей местности) прерываете пост»2. Исходя из данного хадиса, человек, свидетельство которого не было принято, обязан продолжить держать пост, так как люди вокруг него постятся.

Не имеет значения, кто стал свидетелем наступления месяца – простой человек или имам. Если имам был единственным человеком, который увидел луну месяца Рамадан в ясную погоду, он не имеет права повелевать остальным мусульманам поститься3. Если имам единственный увидел луну месяца Шавваль, он также не имеет права повелевать людям прервать пост и совершать праздничную молитву.

Если человек был единственным, кто увидел луну месяца Рамадан, и не начал поститься (хотя должен был), он обязан восстановить этот день поста, при этом каффара на него не налагается. То же касается ситуации, если человек, будучи единственным, кто увидел луну месяца Шавваль, прервал пост. Если такой человек сообщил о том, что видел луну своему другу и тот последовал за ним, на нём тоже лежит обязанность только восстановления поста без каффары. Даже если человек прервал пост ещё до того, как сказал судье о том, что видел луну, а судья уже потом отверг его свидетельство, на нём всё равно только обязанность восстановить пост (без каффары).

Возможность увидеть луну зависит от чистоты неба. Если небо затянуто тучами и разглядеть луну проблематично, для определения начала месяца Рамадан достаточно свидетельства одного человека, обладающего качеством «адаля».

Обладание качеством «адаля» означает, что добрые дела этого человека преобладают над плохими. «Адаля» предполагает способность человека проявлять богобоязненность (таква) и благочестие. В это понятие также входит «аль-муруа», то есть поведение, соответствующее статусу и положению человека. Например, если шейх будет есть при ходьбе, такое поведение будет считаться противоречащим «муруа». «Адаля» складывается из богобоязненности человека, что предполагает отстранение от больших грехов и отсутствие усердия в малых грехах, и «муруа» – поведения, которое соответствует рангу и статусу данного человека. Если о благочестии человека ничего не известно, его свидетельство принимается.

Если человек увидел луну, на нём лежит обязанность сразу же пойти к шариатскому судье или имаму (правителю мусульман) и рассказать об этом. Данная обязанность распространяется в том числе и на женщину, которая из богобоязненности почти не выходит из дома (аль-мухаддара). Если такая женщина увидела луну, на ней лежит обязанность пойти к судье и рассказать об этом, даже если её вали (опекун) запрещает ей. Свидетельствовать в данном случае является фардом. Если человек сам не смог прийти к судье и сообщить, что увидел луну, он обязан передать своё свидетельство другому человеку, у которого есть такая возможность, и кадий должен принять такое свидетельство.

Если небо в начале Рамадана затянуто тучами, необязательно, чтобы свидетель был свободным мужчиной – свидетельство принимается и от женщины, и от раба. Шариатским судьёй также принимается свидетельство человека, который ранее был наказан за «аль-казф» (ложное свидетельство о прелюбодеянии), при условии, что этот человек покаялся.

Для определения окончания месяца Рамадан, если небо перед наступлением месяца Шавваль затянуто тучами, необходимо свидетельство двух свободных совершеннолетних мужчин (от ребёнка или раба свидетельство не принимается), обладающих качеством «адаля», либо одного свободного мужчины и двух свободных женщин. Свидетельство человека, который ранее был наказан за «аль-казф» (ложное свидетельство о прелюбодеянии) в этом случае не принимается шариатским судьёй. Условием действительности такого свидетельства ставится произнесение слов шахады, то есть «я свидетельствую» (ашхаду).

Что делать, если у мусульман нет правителя и шариатского судьи:

Если в пасмурную погоду человек, обладающий качеством «адаля», увидел луну месяца Рамадан, но у мусульман нет правителя и нет шариатского судьи, люди обязаны принять свидетельство этого человека и начать поститься, так как для установления начала месяца Рамадан в случае, когда небо затянуто тучами, достаточно свидетельства одного человека.

Если у мусульман нет правителя и шариатского судьи, но необходимо установить окончание месяца Рамадан, они обязаны принять свидетельство двух мужчин, обладающих качеством «адаля», о том, что они видели луну месяца Шавваль, и прервать пост.

Для определения начала и окончания месяца Рамадан в ясную погоду выдвигается условие, чтобы свидетелей, видевших луну, было много. Между учёными ханафитского мазхаба существует разногласие относительно того, насколько много должно быть людей, свидетельствующих о появлении луны нового месяца. Одно из мнений говорит о том, что засвидетельствовать появлении луны нового месяца должно большинство людей, проживающих в данной местности. Согласно мнению имама Абу Юсуфа, должно быть 50 человек. Согласно другим мнениям, 500 человек для города Балха и 1000 человек для Бухары – мало. По мнению имама Мухаммада, количество свидетелей в данном случае определяется на усмотрение имама. И это мнение является самым сильным в мазхабе.

Примечание: на сегодняшний день лучше всего следовать мнению, которое принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет доволен им Аллах, а также имаму Ибн Абидину и имаму Ибн Нуджайму, согласно которому достаточно свидетельства двух человек. Причина заключается в том, что в наше время у мусульман нет правителя (имама), который мог бы определить, сколько человек достаточно для свидетельства. Кроме того, люди во многом отошли от соблюдения Ислама – не следят за появлением луны нового месяца, будь то Рамадан или Шавваль, поэтому собрать достаточное количество свидетелей, упомянутое в других мнениях шейхов ханафитского мазхаба, практически невозможно4.

Если закончился 30-ый день месяца Рамадан5 и люди вышли, чтобы засвидетельствовать наступление нового месяца, но, несмотря на ясную погоду, луны на небе они не видят, решение о том, закончился ли Рамадан и можно ли прерывать пост, зависит от того, кто засвидетельствовал начало Рамадана:

Если в начале Рамадана было пасмурно и свидетельство о появлении луны Рамадана было принято судьёй от одного человека, согласно иджме шейхов ханафитского мазхаба, людям в данной ситуации нельзя совершать ифтар, но следует считать, что продолжается Рамадан, а свидетельство было ошибочным. Свидетель, в свою очередь, несёт наказание на усмотрение имама.

Если свидетельство о начале месяца Рамадан было принято от двух людей, обладающих качеством «адаля», то, согласно мнению, изложенному в книгах «Ад-Дирая», «Аль-Хуласа» и «Аль-Баззазия», людям следует считать, что Рамадан закончился, хотя они и не увидели луны Шавваля. Но существует и другое мнение, которое приводится в книге «Маджму ан-навазиль», согласно которому люди не имеют право заканчивать пост, если в ясную погоду по истечении 30 дней Рамадана они не увидели луну нового месяца, так как отсутствие луны в данном случае указывает на ошибку свидетелей. Оба мнения являются законными в мазхабе.

Если небо после 30-ти дней месяца Рамадан затянуто тучами и луны не видно, то, согласно единогласному мнению шейхов ханафитского мазхаба, людям следует считать, что Рамадан закончился и на следующий день не поститься. При этом не имеет значения, каким образом было зафиксировано начало Рамадана – одним свидетелем или двумя (в зависимости от погоды).

Определение начала месяца Рамадан астрономическим способом запрещено – необходимо, чтобы мусульмане увидели луну нового месяца. На это указало подавляющее большинство учёных ханафитского мазхаба, а также имам аш-Шафии, да будет доволен ими всеми Аллах. Если судья определил начало месяца Рамадан с помощью астрономических подсчётов, такой способ определения будет действительным, но является грехом для кадия. Если в результате окажется, что он ошибся в подсчётах, мусульмане должны восполнить день поста6.

Как определить наступление других лунных месяцев:

Месяц Зуль-Хиджа (определение дня Идуль-Адха). Для определения наступления Идуль-Адха действуют те же правила, что и для Идуль-Фитр (т. е. первого дня месяца Шавваль). Если небо затянуто тучами, то для определения наступления Идуль-Адха необходимо свидетельство двух свободных мужчин, обладающих качеством «адаля», либо одного свободного мужчины и двух свободных женщин. Для определения наступления Идуль-Адха в ясную погоду, согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, необходимо свидетельство большого количества людей. От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаётся мнение которое противоречит изложенному выше и заключается в том, что хукм определения наступления Идуль-Адха аналогичен хукму определения начала месяца Рамадан. Согласно этому мнению, в пасмурную погоду достаточно одного свидетеля, обладающего качеством «адаля».
Остальные лунные месяцы. Для определения наступления остальных лунный месяцев в случае пасмурной погоды необходимо свидетельство двух свободных мужчин, обладающих качеством «адаля», либо одного свободного мужчины и двух свободных женщин, которые не были ранее наказаны за «аль-казф» (ложное свидетельство о прелюбодеянии). В ясную погоду свидетельство должно исходить от большой группы людей.

Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, если в какой-либо местности было засвидетельствовано наступление или окончание месяца Рамадан7, на всех мусульман в мире ложится обязанность соблюдения поста либо обязанность закончить пост. Тем не менее, имам аль-Кудури в книге «Ат-Таджрид» высказал мнение, что обязанность соблюдения или прекращения поста лежит только на мусульманах той местности, где было засвидетельствовано наступление нового месяца.

В ситуации, когда для свидетельства необходимо большое количество людей, не ставится условием, чтобы они обладали качеством «адаля». Свидетельство в данном случае принимается от грешников и даже от кяфиров.

Если люди увидели луну нового месяца в дневное время суток, такое свидетельство в расчёт не принимается, при этом не имеет значения, произошло это до времени солятуль-зухр или после. Если люди увидели луну утром (до наступления времени солятуль-зухр), следует отнести эту луну ко следующему дню, и начинать поститься только на следующий день. И это мнение является самым сильным в мазхабе. Однако существует мнение имама Абу Юсуфа, да будет доволен им Аллах, согласно которому луну, увиденную в дневное время суток до наступления времени зухра, следует относить к прошлой ночи. Согласно этому мнению, если люди не соблюдали пост, но днём увидели луну нового месяца, они обязаны сделать вывод, что Рамадан уже начался, и возместить пропущенный день поста.

__________________________________________________________________________________________________________________

1. Сура «Аль-Бакара», аят 185.

2. Приводят имам Абдур-Разак, имам Тирмизи, имам Даракутни и имам аль-Байхаки.

3. Так как свидетельства одного человека в данном случае недостаточно.

4. На это указал шейх Абдуль-Джалиль Ата в книге «Аль-Хайруль Баки».

5. Т. е. должен начаться Шавваль.

6. Приводится в книге «Аль-Хайруль Баки» шейха Абдуль-Джалиля Ата.

7. Мусульмане увидели луну нового месяца.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

В некоторых случаях для человека дозволено и даже обязательно, прервать пост.

Продолжение темы. Начало в Уроке 12.

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка1, либо отдавать бедняку каждый день половину са2 пшеницы. Кроме того, дозволено, вместо продуктов, отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор – выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно3, а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности4, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, – отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае, если у человека нет возможности накормить бедняков5, он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Первый пример: Старый человек нарушил клятву. Каффара за нарушение клятвы предполагает, что человек должен отпустить раба либо накормить или одеть десять бедняков. Если такой возможности нет, он должен держать пост за нарушение клятвы в течение трёх дней. Если у старого человека нет возможности отпустить раба и накормить бедняков, а соблюдать пост за нарушение клятвы он не может из-за глубокой старости, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья за то, что он не постился, не предусмотрена, так как пост не является основой искупления нарушения клятвы, но лишь заменой для другого вида искупления, предполагающего материальные траты (например, освобождение раба).

Второй пример: Человек обязан совершить каффару «зихар»6. В этом случае он должен отпустить раба, а если раба нет, поститься два месяца подряд. Если человек не способен соблюдать пост в течение двух месяцев, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья в этом случае не предусмотрена, потому что пост является заменой для освобождения раба, а не основой искупления данного греха. То же относится к каффаре за неумышленное убийство и нарушение поста в Рамадан.

Если человек указал в завещании, что необходимо выплатить за него фидью, она выплачивается из 1/3 оставшегося после его смерти имущества.

Можно ли прерывать пост нафль7

От имама Абу Юсуфа передаётся мнение, что, если человек стал соблюдать дополнительный пост (нафль) и прервал его, на нём не будет греха, даже если он нарушил этот пост без уважительной причины. И это мнение соответствует позиции имама Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Имам аль-Камаль назвал это мнение наиболее сильным и приводит этому доказательство в виде хадиса от Айши, да будет доволен ею Аллах, со следующим смыслом: «Посланник Аллаха однажды зашёл к своим жёнам и спросил, есть ли у них что-либо из еды, они ответили: «Нет». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я буду держать пост». На следующий день Посланник Аллаха снова пришёл к жёнам и задал тот же вопрос. Жёны ответили: «О, Посланник Аллаха, нам подарили хайс8». Посланник Аллаха сказал: «Принесите её мне. Сейчас я соблюдаю пост». Затем Посланнику Аллаха принесли хайс, и он прервал пост»9. Данный хадис указывает на то, что прерывать пост нафль дозволено. Однако основополагающее мнение на этот счёт в ханафитском мазхабе состоит в том, что прерывать пост нафль без уважительной причины нельзя. На этот счёт приводится довод в виде хадиса, в котором Посланник Аллаха сказал: «Если кого-то пригласят на трапезу, пусть ответит на это приглашение. Если человек не постился, то пусть разделит эту трапезу, а если постился, то пусть продолжит пост, но делает дуа за того, кто пригласил его». Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, прерывание молитвы или поста нафль является макрухом (однако не является харамом).

Если у человека есть уважительная причина, он имеет право прервать пост, и греха за это на нём не будет, однако день поста необходимо будет восполнить. Уважительной причиной является приглашение в гости. И хозяин, который приглашает, и гость могут прервать пост, однако это дозволено только до наступления времени «дахватуль-кубра»10. Если человека пригласили в гости после наступления «дахватуль-кубра», прерывать пост запрещено. Если человека в гости пригласили родители и они воспримут отказ разделить с ними трапезу как непослушание, обиду и неподобающее поведения со стороны ребёнка, прервать пост дозволено (и даже желательно) в том числе и после «дахватуль-кубра», однако до наступления времени солятуль-аср. После наступления асра прерывать пост нафль нельзя, даже если это вызовет недовольство родителей.

Если человек прервал пост нафль, восполнение его является обязательным, при этом не имеет значения, по какой причине был прерван пост – уважительной или нет. И на этот счёт среди шейхов ханафитского мазхаба нет никаких разногласий.

Если человек начал совершать пост нафль в дни праздников11 или в три дня ташрика и прервал пост, на нём не лежит обязанности восстановить этот пост, потому что поститься в эти дни – харам. Данное мнение принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет милостив к нему Аллах, и на нём строится фетва в ханафитском мазхабе, хотя имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет милостив к ним Аллах, считали, что, хотя прервать пост в эти дни обязательно, восстановить его всё равно нужно.

Приложение

Выделяют два типа людей, которые не способны держать пост:

1) Человек, который болен неизлечимой болезнью.

Неизлечимой болезнью следует считать такой недуг, который постоянно сопровождает человека и вероятность излечиться от которого очень мала. К неизлечимым болезням относят, например, рак, туберкулёз, язву желудка и болезни сердца.

Дозволено не соблюдать пост, если человека постоянно сопровождает болезнь и есть уверенность, что соблюдение поста ослабит его или что он не сможет довести пост до конца, если начнёт поститься.

2) Человек, который достиг глубокой старости и не имеет сил держать пост.

На людях этих двух типов не лежит обязанность восстановления поста, но лежит обязанность выплатить фидью. В качестве фидьи человек должен накормить за каждый день поста обедом и ужином одного бедняка (при этом количество еды должны быть достаточным, чтобы человек полностью насытился), либо выплатить за каждый день 2 кг пшеницы или муки, либо отдать стоимость 2 кг пшеницы или муки деньгами. Если человек не способен выплатить фидью, ему следует просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Если случилось так, что больной выздоровел или старый человек обрёл силы на пост, на них ложится обязанность поститься в следующий Рамадан. Кроме того, они должны восполнить пропущенный пост, даже если уже выплатили фидью. Условием выплаты фидьи является тот факт, что немощь сопровождала человека до самой его смерти, если же у него появились силы или он излечился, фидья аннулируется. Данное мнение противоречит позиции шафиитского мазхаба, согласно которому фидья является действительной, даже если человек впоследствии выздоровел или обрёл силы на пост12.

—————————————————————————————————————————

1. При этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился.

2. 2 кг.

3. Например, каждый день.

4. Пост и выплата фидьи.

5. Или вид каффары, который он должен совершить, не предполагает такой альтернативы как кормление бедняков в принципе.

6. За то, что уподобил свою жену своей матери.

7. Добровольный дополнительный пост.

8. Каша из толчёных фиников, масла и сухого молока.

9. Приводит имам Муслим.

10. Чтобы рассчитать время «дахватуль-кубра», необходимо трезок времени от азана на фаджр до восхода солнца разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденной молитвы.

11. Идуль-Адха и Идуль-Фитр.

12. Цитируется по книге шейха Маджида Итра, да хранит его Аллах, «Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи».

Продолжение

Рамадан

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 12. Ситуации, в которых дозволено прервать пост.

Опубликовано

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 12. Ситуации, в которых дозволено прервать пост.

Автор: Имам аш-Шурунбуляли

Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Комментарий: Махди Шамсуддин

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься:

болезнь;

путешествие;

принуждение;

беременность;

кормление грудью;

голод;

жажда;

старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Прервать пост дозволено муджахиду, если у него есть уверенность, что вскоре ему предстоит участвовать в сражении, и существует опасение, что ему не хватит на это сил.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например, в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя1. Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост2.

Если жители какой-либо местности в 30-й день месяца Рамадан услышали барабанный бой, который обычно возвещает об окончании поста, и прервали пост, думая, что наступил Идуль-Фитр, но впоследствии оказалось, что произошла ошибка, они должны остаток дня поститься. В данном случае совершать каффару не нужно, но следует восполнить этот день.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для мусафира, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост»3.

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт. Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась/затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача. Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.

Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Мусафир имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране: «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце»4.

Если мусафир может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься – это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, – человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан5 и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос – обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост6 и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился – фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, да будет милостив к ним Всевышний Аллах. Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день – день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста – дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Продолжение темы в Уроке 13.

___________________________________________________________________________________________________________________________

1. То же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100% уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд.

2. То же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время.

3. Приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи.

4. Сура «Аль-Бакара», аят 184.

5. Например, он болен или находится в пути.

6. То есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост

Продолжение

Рамадан

Ценность Ляйлятуль-Кадр

Опубликовано

Автор: шейх Мухаммад Закария Кандахляви


ЛЯЙЛЯТУ-ЛЬ-КАДР (Ночь предопределения)

Одна из ночей рамадана называется Ляйляту-ль-Кадр, которая является ночью огромных благословений и добра. В Коране она названа лучшей, чем тысяча месяцев. Тысяча месяцев равняется восьмидесяти трём годам и четырём месяцам.

Счастлив тот человек, который получит возможность провести эту ночь в поклонении. Тот, кто провел эту ночь в поклонении, как будто поклонялся больше, чем восемьдесят три года.

И насколько больше, неизвестно, то есть, неизвестно, насколько эта ночь лучше тысячи месяцев. На самом деле это большое благо Аллаха Та’аля, которое он подарил Своим рабам.

В «Дурре Мансур» приводится от Анаса , что Посланник Аллаха сказал: «Аллах Та’аля дал Ночь Кадр только моей общине, прежние общины не получали ее». В разных хадисах приводится о том, что стало причиной этой милости.

В некоторых хадисах рассказывается, что Посланник Аллаха увидел долгую жизнь других общин и короткую жизнь своей общины. И если община Посланник Аллаха захотела бы сравняться с другими общинами в хороших деяниях, то это было бы невозможно. Любимец Аллаха Та’аля Посланник Аллаха опечалился. Из-за этого Аллах Та’аля даровал эту ночь.

Если какому-то счастливцу удастся провести в поклонении десять таких ночей, то это будет, как будто бы он поклонялся больше, чем восемьсот тридцать три года и четыре месяца.

Из некоторых хадисов становится известно, что Посланник Аллаха упомянул одного человека из Бани Исраиль, который тысячу месяцев был на джихаде на пути Аллаха Та’аля. Сахабы , услышав это, стали завидовать ему, тогда Аллах Та’аля ниспослал эту ночь.

В другом хадисе сказано, что Посланник Аллаха упомянул про четырех людей из Бани Исраиль, про Пророков: Аюба, Закарию, Хезкиль, Юша, алейхиму ссалям, что они занимались поклонением по восемьдесят лет и ни на один миг не были непослушны Аллаху Та’аля.

Благочестивые Сахабы , услышав это, удивились, и тогда Джибриль, алейхи ссалям, пришёл и прочитал суру «Аль-Кадр». Кроме этого есть и другие хадисы.

Разногласия подобного рода в хадисах бывают из-за того, что, когда одновременно происходило несколько разных случаев, и затем ниспосылались аяты Корана, тогда эти аяты можно связать с любым из этих случаев. Какова бы ни была причина ниспослания, в любом случае дарование этой ночи является большим благом Аллаха Та’аля для общины Мухаммада . И получить возможность совершать деяния в эту ночь тоже благо Аллаха Та’аля.

Насколько достойны зависти те машаихи, которые после своего совершеннолетия ни разу не пропустили поклонение в Ночь Кадр. Конечно же, есть большие разногласия среди учёных по поводу определения этой ночи. Имеются около пятидесяти разных мнений, охватить которые целиком очень трудно. Несомненно, самые известные заключения будут приведены ниже.

В сборниках хадисов приводится много различных хадисов про ценности этой ночи. Некоторые из них будут упомянуты, но поскольку эта ночь упоминается также и в Коране и даже ниспослана отдельная сура, поэтому будет лучше, если в первую очередь привести комментарий к этой суре. Перевод взят из тафсира «Баянуль Коран» Мауланы Ашрафа ‘Али Санви, а комментарии – из других книг.

«Мы ниспослали Коран в Ночь Кадр», то есть Коран из Лавхуль Махфуз был ниспослан в эту ночь на небеса.

Одно только это было бы достаточно для ценности этой ночи, что настолько великая вещь, как Коран, была ниспослана в эту ночь. Но эта ночь содержит еще много других благословений и ценностей. И далее сказано:

«Знаете ли вы, насколько велика Ночь Кадр?».

То есть, знаете ли вы величие и превосходство этой ночи, сколько в ней благ, достоинств и ценностей? Затем рассказывается о некоторых ее ценностях:

«Ночь Кадр лучше тысячи месяцев».

То есть награды за поклонение в эту ночь превосходят награды за поклонение тысячу месяцев, и неизвестно, насколько превосходят.

«В эту ночь ниспосылаются ангелы».

‘Алляма Рази, рахматуллахи алейхи, пишет:

«Когда ангелы впервые увидели тебя (человек), ты вызвал у них отвращение, и они сказали: „О Аллах, ты создаешь такое творение, которое будет распространять нечестие на земле и проливать кровь”. Затем, когда родители впервые увидели тебя в виде капли мутной жидкости, то ты тоже вызвал у них отвращение. Так что если она попадала на одежду, то им приходилось ее стирать. Но когда Аллах дал красивую форму этой жидкости, то родителям пришлось быть милосердными и любить его. И сегодня, когда в Ночь Кадр ты занят поклонением и познанием Аллаха, то ангелы нисходят для извинения за сказанные ими слова о тебе».

«И Дух также ниспосылается в эту ночь».

То есть Джибриль, алейхи ссалям, тоже нисходит в эту ночь. О значении Духа у толкователей несколько мнений. Но большинство выше приводимых толкователей считают, что это Джибриль, алейхи ссалям.

‘Аллама Рази, рахматуллахи алейхи, говорит, что данное мнение более правильное. И из-за превосходства Джибриля, алейхи ссалям, его упомянули отдельно после упоминания всех ангелов.

Некоторые говорят, что под Духом подразумевается большой ангел, перед которым небеса и земля, как маленький кусочек.

Другие говорят, что здесь имеется в виду особая группа ангелов, которую другие ангелы тоже видят только в эту ночь.

Четвертое мнение заключается в том, что это особые творения Аллаха, которые едят и пьют, но это не ангелы и не люди.

Пятая версия – что это ‘Иса, алейхи ссалям, спускается вместе с ангелами, чтобы увидеть подвиги общины Посланника Аллаха.

Шестое мнение, что это особая милость Аллаха, то есть сначала в эту ночь нисходят ангелы, а затем уже милость Аллаха. Кроме этих мнений имеется еще несколько мнений, но самое общеизвестное – это первое.

В «Сунане» Байхаки передается от Хазрата Анаса , что Посланник Аллаха сказал:

«Джибриль, алейхи ссалям, нисходит с одной группой ангелов, и кого они увидят занятым зикром и так далее, то просят для него ду’а о милости».

«По приказу своего Господа все благие дела спускаются вниз». В книге «Мазахире Хак» написано, что в эту ночь были созданы ангелы. В эту ночь началось собирание вещества для плоти Адама, алейхи ссалям, в эту ночь в Раю посадили дерево.

Во множестве хадисов приводится, что в эту ночь принимаются ду’а. В «Дурре Мансур» в одном хадисе сказано, что в эту ночь подняли в небеса ‘Ису, алейхи cсалям. В эту ночь принялось раскаяние Бани Исраиль.

«Эта ночь полный мир».

Ангелы приветствуют верующих салямом, одна толпа ангелов уходит, другая приходит, как объясняется в некоторых хадисах. Или имеется в виду, что эта ночь есть полный мир от зла и нечестия.

Эта ночь продолжается (со всеми благами) до рассвета. Не то, чтобы ее баракат был в какой-то одной части ночи, проявление бараката продолжается в ней до утра.

После упоминания этой суры в Святой Книге Самого Аллаха, где рассказаны ценности Ляйлятуль-Кадр, не остается необходимости в хадисах.

Но поскольку в хадисах все же часто упоминаются ценности этой ночи, поэтому некоторые из них приводятся далее.

1. Посланник Аллаха сказал:

«Человек, который встает (для поклонения) в эту ночь с иманом и с намерением награды – все его прошлые грехи прощаются».

Примечание: Вставать означает чтение намаза, или сюда входят также занятие другими видами поклонения, чтение Корана или зикр, и так далее. Надеяться на награду означает, чтобы не вставать для показа, а делать искренне, с намерением заслужить довольство Аллаха и получить награду. Хатаби рассказывает, что это означает вставать с убеждением получить награды и бодрым сердцем, не так, чтобы считать это бременем или делать с неохотой. Потому что насколько будет убеждение и вера в получении награды, настолько будет легче терпеть трудности в поклонении. Поэтому насколько человек больше приближается к Аллаху Та’аля, настолько его интерес к поклонению возрастает.

Далее необходимо знать, что, как в этом хадисе, так и в других подобных, под грехами, по мнению учёных, имеются в виду маленькие грехи, потому что в Коране, вместе с тем, где написано о больших грехах, упоминаются слова: «кроме, тех которые раскаялись».

На основе этого все учёные согласны с тем, что большие грехи без раскаяния не прощаются. Так, где в хадисах упоминается о прощении грехов, учёные связывают их с маленькими грехами.

Мой отец (Наввараллаху маркадаху – да наполнит Аллах его могилу нуром!) говорит, что большие или малые грехи в хадисах не выделяются по двум причинам.

Во-первых, мусульманину не годится, чтобы он совершал большие грехи, а если он совершит их, то не успокоится до тех пор, пока не раскается.

Во-вторых, когда приходит такое время, как, например, Ночь Кадр, и человек поклоняется с надеждой получить награду, то обязательно он стыдится за свои грехи и само собой происходит подтверждение раскаяния. Раскаяние – это стыд за прошлое, и решение в будущем больше не совершать подобного.

Поэтому, если кто-то совершит большие грехи, то ему необходимо в такое время, как Ночь Кадр или другое подобное время, когда ду’а принимается, раскаиваться за свои грехи искренне сердцем и языком, чтобы милость Аллаха обратилась к нему и его грехи, большие и маленькие, все простились. Если вы вспомните автора, то упомяните и его в своих искренних ду’а.

2. Хазрат Анас рассказывает, что однажды в благословенном месяце Рамадан, Посланник Аллаха сказал:

«К вам пришел месяц Рамадан, в нем есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и тот, кто лишился этой ночи, лишился всех благ, но не лишается их никто, кроме самых несчастных».

Примечание: На самом деле, какие могут быть сомнения в несчастии того, кто лишился этих благ. Работники железной дороги ради нескольких грошей бодрствуют всю ночь. А какая может быть трудность в том, чтобы бодрствовать месяц ради награды за восьмидесятилетнее поклонение. Поистине, нет в нашем сердце трепета желания, а если бы мы почувствовали малейший вкус, мы бы бодрствовали сотни ночей. Конечно же, было что-то такое, из-за чего Посланник Аллаха , несмотря на все обещания и благовестия, в которые он верил, все равно читал намазы настолько длинные, что его ноги опухали.

Хотя мы тоже упоминаем его имя и называемся его общиной, но те люди, которые оценили эти дела, они выполнили всё и стали примером для общины. И говорунам не осталось возможности сказать, что кто сможет выполнить все указания Посланник Аллаха или у кого это получится? Вопрос для понимания сердцем, что для того, кто хочет по настоящему, будет не трудно прорыть даже молочные реки в горах. Но достичь этого будет трудно без того, чтобы подавать чью-либо обувь.

В конце концов, что же заставляло ‘Умара каждый раз после ‘иша (ночного) намаза, придя домой, всю ночь проводить в намазе до утра. Хазрат ‘Усман весь день держал уразу, а ночь проводил в намазе, и только в начале ночи немного спал, а в одном рака’ате ночного намаза прочитывал весь Коран.

В «Шарх-Ихья» передается от Абу Талиба Макки, рахматуллахи алейхи, и через цепочку сорока таби’инов подтверждается, что ‘Усман с одним омовением, взятым на ‘иша, читал утренний намаз.

Хазрат Шаддад, рахматуллахи алейхи, всю ночь страдал бессонницей до утра, и говорил: «О Аллах! Страх перед огнем прогнал мой сон».

Асвад бин Язид, рахматуллахи алейхи, спал в рамадане только немного между магрибом и ‘иша.

Про Са’ида бин Аль Мусайиба, рахматуллахи алейхи, говорят, что он пятьдесят лет подряд читал утренний намаз с омовением от ‘иша.

Силах бин Ашьям, рахматуллахи алейхи, всю ночь проводил в намазе и утром просил такое ду’а: «О Аллах! Я недостоин просить у тебя джаннат, единственная просьба, защити меня от огня!».

Хазрат Катада, рахматуллахи алейхи, во время рамадана каждые три ночи заканчивал чтение Корана и в каждой ночи последних десяти дней заканчивал Коран по одному разу.

Имам Абу Ханифа, рахматуллахи алейхи, сорок лет читал утренний намаз с омовением ‘иша (ночная молитва), и это настолько известно, что не верить этому, значит потерять доверие к истории. Когда его спросили о причине появления такой энергии, то он ответил, что он просил особое ду’а через имена Аллаха. Только во время обеда он немного спал и говорил, что в хадисе велено немного спать днём. И его сон тоже был с целью соблюдения сунны. А при чтении Корана он так много плакал, что соседи жалели его.

Однажды всю ночь он провел в чтении аята:

«Да, тот час (Суда) назначен им (для расчёта), и тот час ужаснейший и самый горький»1.

Ибрахим бин Адхам, рахматуллахи алейхи, в течение рамадана не спал ни днём, ни ночью.

Имам Шафи’и, рахматуллахи алейхи, в рамадане днём и ночью шестьдесят раз заканчивал чтение Корана.

Это были случаи из жизни наших предков.

И сегодня также есть такие люди, пусть они не достигают того уровня усердия, но соответственно со своим временем и по мере своих сил они являются примером наших предков.

Истинные последователи Посланник Аллахаесть и сейчас, во времена нечестия и разврата. Несмотря на сегодняшние комфорт и удобства, это не удерживает их от стремления к поклонению, а мирские дела не становятся препятствием для них.

Посланник Аллаха говорил, что Аллах Та’аля сказал:

«О сын Адама, освободись для поклонения Мне! И Я освобожу твою грудь от беспокойств и удалю твою бедность, иначе Я наполню твою грудь тревогами, и твоя бедность не удалится».

Ежедневная практика справедливо подтверждает эту истину.

3. Посланник Аллаха сказал, что Джибриль, алейхи ссалям, в Ночь Кадр спускается с группой ангелов и просит ду’а о милости для каждого занятого поклонением стоя или сидя, или вспоминающего Аллаха. И когда приходит день праздника, Аллах гордится Своими рабами перед ангелами (потому что они критиковали человека).

Потом Аллах Та’аля спрашивает: «О ангелы! Каково воздаяние рабочему, который выполнил свою работу?».

Ангелы отвечают: «О наш Господь! Его воздаяние в том, чтобы его работу оплатили полностью».

Тогда Аллах Та’аля говорит: «О ангелы! Мои рабы и рабыни исполнили свой долг и вышли для праздничного намаза, прося у Меня ду’а. Клянусь Моей честью! Клянусь Моим величием! Клянусь Моим прощением! Клянусь Моим высочеством! Клянусь Моей славой! Я обязательно приму их ду’а!».

Затем, обращаясь к людям, Аллах говорит: «Возвращайтесь, ваши грехи прощены, и ваши плохие дела заменены хорошими!». И люди возвращаются с прощёнными грехами.

Примечание: Нисхождение Джибриля, алейхи ссалям, с группой ангелов упоминается также в самом Коране, как приводилось ранее. Это также разъясняется во множестве хадисов. В самом последнем хадисе этой книги подробно рассказывается, что хазрат Джибриль, алейхи ссалям, приказывает всем ангелам, чтобы они заходили в дом к каждому занятому поклонением и зикром Аллаха, и пожимали ему руку.

В книге «Таятуль Маваиз» передают из книги «Туния» хазрата Абдуль Кадира Джилани, рахматуллахи алейхи, что в хадисе Ибни ‘Аббаса сказано, что по приказу Джибриля, алейхи ссалям, все ангелы расходятся.

И не остается такого дома, ни маленького, ни большого, ни леса, ни лодки, где был бы какой-нибудь верующий, и ангелы не пришли бы туда и не пожали бы ему руки, кроме дома, в котором имеется собака или свинья, или фотография или прелюбодей в оскверненном состоянии. Сколько есть таких мусульманских домов, в которых ради декорации развешивают фотографии и своими руками лишают себя такой огромной милости Аллаха. Фотографию вешает один человек, но из-за него лишается милости вхождения ангелов весь дом.

4. ‘Айша передает, что Посланник Аллаха сказал:

«Ищите Ночь Кадр в нечётных ночах последних десяти дней рамадана».

Примечание: По мнению большинства учёных, последние десять дней рамадана начинаются с двадцать первой ночи, и нет разницы, если в месяце двадцать девять или тридцать дней. В соответствие с данным расчетом, Ночь Кадр надо искать в 21, 23, 25, 27, 29 числа рамадана. Если в месяце будет 29 дней, то все равно последние десять дней, будут считаться так же. По мнению Ибни Хазма (рахматуллахи ‘алейхи) декада означает десять. Поэтому, если будет тридцатидневная луна месяца рамадана, то данные расчеты правильны, а если двадцати девятидневная луна, то последняя декада начнётся с двадцатой ночи. В этом случае нечётные ночи последней декады будут 20, 22, 24, 26, 28 числа.

Но Посланник Аллаха для того, чтобы искать Ночь Кадр, совершал в рамадане и’тикаф. И все единодушно согласны, что он начинал с 21 ночи. По этой причине мнение большинства учёных, что надо начинать с 21 ночи, и что большая вероятность нахождения Ночи Кадр в нечётных ночах более предпочтительна.

Однако имеется вероятность её нахождения и в других ночах также. Можно искать Ночь Кадр соответственно обоим мнениям, если будешь бодрствовать каждую ночь, начиная с 20 ночи и до ‘ийда, думая о Ночи Кадр. Десять, одиннадцать ночей бодрствовать, не так уж и трудно для человека, который надеется на сауаб.

5. Хазрат ‘Убайда рассказывает, что Посланник Аллаха вышел, чтобы сообщить нам про Ночь Кадр. В это время два мусульманина ругались между собой. Посланник Аллаха сказал:

«Я вышел для того, чтобы сказать вам про Ляйляту-ль-Кадр, но эти двое ругались между собой, из-за чего у меня забрали определение её времени. Возможно, так лучше в знании Аллаха, так что ищите эту ночь 9-го, 7-го или 5-го».

Примечание. В этом хадисе есть три темы, над которыми нужно поразмыслить:

Первая и самая важная – это ссора между мусульманами, что настолько серьезно, что Аллах навсегда забрал знание определения Ночи Кадр. Не только в этом случае, но всегда ссора становится причиной лишения благословений.
Посланник Аллаха сказал:

«Рассказать ли вам о том, что является лучше намаза, уразы и садака».
Сахабы ответили:

«Обязательно расскажите, о Посланник Аллаха!».

Тогда Посланник Аллаха сказал:

«Это благосклонные отношения между людьми, а ссора уничтожает религию, как бритва убирает волосы с головы».

Не говоря о невеждах, поглощенных этим миром, но даже те люди, которые не выпускают из рук чётки и называют себя религиозными, часто ссорятся и ругаются.

Поразмыслите над словами Посланника Аллаха и над своей религией. Вы гордитесь принадлежностью к ней, но, тем не менее, не можете примириться между собой. В первой главе, в рассказе о правилах Посланник Аллаха назвал оскорбление мусульманина наихудшей формой ростовщичества.
Но в наших разгоревшихся спорах нас не беспокоят ни предостережения Посланника Аллаха , ни оскорбления мусульман. Аллах говорит:

«И не ссорьтесь, иначе ослабеете, и уйдет ваша мощь»2.

Люди, которые сегодня унижают честь и достоинство других, пусть поразмыслят в уединении, насколько они вредят своей чести и как унижаются в глазах Аллаха, и перед людьми тоже.
Посланник Аллаха говорил, что тот, кто находится в ссоре с братом мусульманином более трех дней и умирает в этом состоянии, тот попадёт в Ад.

В одном хадисе сказано, что каждый понедельник и четверг деяния людей представляют перед Аллахом. Аллах Своей милостью (благодаря благим поступкам) прощает всех, кроме многобожников. А о прощении двоих, которые в ссоре, говорит, чтобы оставили их, пока они не помирятся.

В другом хадисе говорится, что каждый понедельник и четверг перед Аллахом представляют поступки людей. Принимается покаяние раскаивающихся и принимается истигфар просящих о прощении, но тех, которые в ссоре, оставляют в прежнем состоянии.

В одном хадисе сказано, что в ночь бараат (15 ша‘бана) Аллах с милостью обращается к творениям и прощает их (из-за маленьких причин), кроме двоих. Один — это неверующий, а второй — имеющий ненависть к кому-либо. В одном месте сказано, что у троих намаз не поднимается выше головы даже на одну ладонь. Среди них упомянуты те, кто в ссоре между собой. Здесь не место, чтобы охватить все хадисы на эту тему. Несколько хадисов здесь написаны потому, что, не говоря про обычных людей, но даже собрания тех, которые считаются порядочными, благородными и благочестивыми людьми, их встречи и вечеринки переполнены этими вульгарными действиями.


فَإِلَى اللهِ الْمُشْتَكَى وَ اللهُ الْمُسْتَعَانُ


Но после всего этого также необходимо знать, что все сказанное относится к вражде и ненависти из-за мирских интересов. Разрешено порывать отношения с кем-то из-за его грехов, или выполняя религиозный приказ. Однажды Ибн ‘Умар рассказал хадис, и его сын выразился на это так, что было похоже на критику. Из-за этого Ибн ‘Умар до смерти с ним не разговаривал. В подтверждение этому есть и другие подобные случаи из жизни сахабов.

Но Аллах Та‘аля Мудрый и Видящий, хорошо знает состояние сердец. И Он прекрасно осведомлен о том, кто порвал отношение из-за религии, а кто из-за своей гордости, высокомерия или надменности. А то каждый может связать свою ненависть и злобу с религией.

Второе, что становится известно из вышеприведённого хадиса — это согласие, довольство, принятие и послушание перед мудростью Аллаха Та‘аля. Несмотря на лишение определения Ночи Кадр, что было большой потерей, Посланник Аллаха сказал, что, вероятно, так было лучше для нас, поскольку это было от Аллаха. Это хороший пример, чтобы извлечь урок, и повод, чтобы задуматься.

Аллах Та‘аля Милостивый, Щедрый — всегда великодушен к Своему рабу. Если человек попадает в какую-то беду по причине своих плохих деяний, то и тогда, после небольшого внимания к Аллаху с признанием своей слабости к нему приходит милость от Аллаха Та‘аля, и случившаяся беда тоже становится причиной большого блага. И для Аллаха нет ничего трудного.

Так учёные приводят несколько полезных сторон от скрытия Ночи Кадр. Во-первых, если бы она была определена, то многие ленивые бросали бы поклонение в другие ночи. А в настоящем случае, из-за предположения, что Ночь Кадр может быть в такой-то день, жаждущие получают возможность поклоняться несколько ночей. Во-вторых, многие не могут успокоиться, не совершая грехи. В случае, когда ночь определена, если бы они совершали грех в эту ночь, не смотря на знание её, было бы очень опасно.

Однажды Посланник Аллаха пришёл в мечеть, там спал один сахаба. Посланник Аллахасказал хазрату ‘Али : «Разбуди его, чтобы он сделал омовение». Хазрат ‘Али разбудил его и сказал Посланник Аллаха , что обычно Посланник Аллаха всегда спешил сделать хорошее сам, почему он сам не разбудил его в этом случае?

Посланник Аллаха ответил: «Не дай Аллах, если бы он отказался, так как отказаться, если скажу я — это куфр, а отказаться, если скажешь ты — это не куфр». Точно также по Своей милости, Аллах не захотел, чтобы, зная про эту великую ночь, кто-то совершал грехи в ней.

В-третьих, если бы кто-то случайно пропустил эту ночь, то из-за уныния он не получал бы возможности поклоняться в следующие ночи тоже. А сейчас все получают возможность лишние две–три ночи рамадана бодрствовать. Четвёртое, сколько ночей проводится в поисках Ночи Кадр, за них получают отдельные награды.

Пятое, Аллах Та‘аля гордится перед ангелами поклонением Своих рабов в рамадан, как приводилось в хадисе раньше. В этом случае больше возможности гордиться, потому что рабы, несмотря на то, что они не знают точно, и просто из-за вероятности и ожидания не спят ночами и занимаются поклонением. Если только из-за предположения такие старания, то когда им точно скажут, что это есть Ночь Кадр, то каково будет их старание. И кроме этого могут быть другие пользы.

По этим причинам, очевидно, правило Аллаха, что вещи подобной важности Он скрывает.

Аллах скрыл «Исмуль-А‘зам». Скрыл также особый момент в пятницу, в который принимается ду‘а. Сюда включается также еще многое другое. Также возможно, что из-за ссоры Аллах заставил забыть определение ночи именно в этом благословенном Рамадане, а затем из-за выше упомянутых причин забрал определение Ночи Кадр навсегда.

Третья тема, про которую сказано в хадисе, — это поиски Ночи Кадр в трёх ночах: 9-го, 7-го и 5-го. При объединении с другими хадисами хотя бы столько становится ясно точно, что эти три ночи находятся в последних десяти днях. Но далее имеются еще другие варианты. Если считать с начала последних десяти дней, то хадис указывает на 29, 27, 25–ую ночи. А если считать с конца декады, как объясняется из некоторых слов хадиса, то в случае 29-дневного лунного месяца — это будут 21, 23, 25 числа, а в случае 30-дневного месяца — 22, 24, 26 числа.

Кроме этого в определении этой ночи хадисы очень различаются. Поэтому среди учёных есть большие разногласия по этому поводу. Как раньше было сказано, существует около 50 разных мнений. Из-за чрезмерного разногласия в хадисах, по мнению учёных, дата этой ночи не постоянна, а в разные годы приходится на разные дни, из-за чего хадисы разногласят. Так Посланник Аллаха в один год велел искать её в определенные ночи, а в другие годы — в другие ночи. В одном хадисе от Абу Хурайры сказано, что однажды в собрании Посланник Аллаха упомянули про Ночь Кадр. Он спросил: «Какое сегодня число?» Ему ответили, что 22-е. Посланник Аллаха сказал: «Сегодня ночью ищите (Ночь Кадр)».

Хазрат Абу Зарр рассказывает, что он спросил, что Ночь Кадр бывает только во время Посланника Аллаха или после него тоже будет. Посланник Аллаха сказал, что она останется до Судного Дня. Абу Зарр говорит: «Я спросил: «В какой части рамадана она бывает?» Он ответил: «Ищи в первой или в последней декаде». Затем Посланник Аллаха стал занят другими разговорами. Я нашёл случай и попросил сказать, в какой части декады она бывает? На это Посланник Аллаха так сильно рассердился, как не сердился на меня ни до этого, ни после. И сказал: «Если бы это было целью Аллаха Та‘аля, то разве Он не рассказал бы? Ищи в последних семи днях и больше ничего не спрашивай»».


Одному сахабу Посланник Аллаха указал определенно на 23 число.

Ибн ‘Аббас рассказывает, что он спал и во сне ему кто-то сказал: «Вставай, сегодня Ночь Кадр».

Он немедленно встал и пошёл к Посланнику Аллаха.

В это время он делал намерение на намаз и это была 23 ночь.

Из некоторых хадисов тоже становится ясно, что это 24 ночь.

Хазрат ‘Абдуллах бин Мас’уд сказал, что тот человек, который бодрствует каждую ночь весь год, тот может найти Ночь Кадр (т. е. Ночь Кадр двигается по всему году). Кто-то рассказал об этом Убай бин Ка’бу . Он сказал, что целью Ибн Мас’уда было то, чтобы люди не сидели, удовлетворяясь одной ночью. Затем он поклялся, и сказал, что она бывает 27 Рамадана. Также, по мнению множества других сахабов и таби’инов, эта ночь бывает 27-го рамадана.

Вывод Хазрата Убай бин Ка’ба таков, а вывод Ибн Мас’уда другой, то есть тот, кто бодрствует каждую ночь весь год, сможет определить Ночь Кадр. И из одного хадиса в «Дурре Майсур» становится известно, что он приводит именно это высказывание.

Из имамов известно мнение Абу Ханифы, рахматуллахи алейхи, что Ночь Кадр двигается по всему году.

Второе его мнение, – что она двигается внутри рамадана.

Двое его учеников – Имам Мухаммад и Имам Абу Юсуф, рахматуллахи алейхима, говорят, что это одна зафиксированная ночь в рамадане, но она неизвестна.

У шафи’итов предпочтительное мнение, что более вероятно это ночь 21 рамадана.

По мнению имама Малика и имама Ахмада бин Ханбала, рахматуллахи алейхим, она двигается в нечётных ночах последней декады рамадана. И встречается один год в одной ночи, а на следующий год – в другой.

Большинство учёных говорит, что наибольшая вероятность существует в 27 ночи. Шайхуль ‘Арифин Мухиуддин ‘Араби, рахматуллахи алейхи, говорит, что он считает более правильным мнение тех людей, которые говорят, что эта ночь двигается по всему году, потому что он видел её дважды в Ша’бане: один раз 15-го, а второй раз 19-го. И дважды видел в середине рамадана: 13-го, 18-го и во всех нечётных ночах последней декады Рамадана. Поэтому он уверен в том, что она двигается по всему году, но в Рамадане встречается чаще.

Хазрат Шах Валиуллах, рахматуллахи алейхи, говорит, что Ночь Кадр бывает дважды в году. Одна та ночь, в которой ниспускаются приказы Аллаха, и этой же ночью был ниспослан Коран из Лаухуль-Махфуз. Эта ночь не привязана к Рамадану, а перемещается по всему году. Но когда был ниспослан Коран, она была в месяце рамадан. И чаще бывает в Рамадане. А вторая Ночь Кадр та, в которой особо распространяется вдохновение, и на землю спускается множество ангелов, и удаляются шайтаны, ду’а и поклонение принимаются. Эта ночь бывает в каждом рамадане и меняется в нечетных ночах последней декады.

Отец автора (наввараллаху маркадаху – да наполнит Аллах нуром его могилу!) предпочитал последнее утверждение. В любом случае, сколько бы ни было Ночей Кадр, одна или две, каждому человеку соответственно его силам и возможностям надо искать её в течение года. Если не получается, то в течение месяца рамадан. А если и это тяжело, то надо считать последнюю декаду месяца благом. А если и это трудно, то нельзя упускать из рук нечетные ночи последней декады. И не дай Аллах даже если это не получается, то, во всяком случае, 27 ночь надо считать легким благом.

Если Аллах пожелает и какой-то счастливый найдет эту ночь, то все блага и удовольствия этого мира ничто по сравнению с ней. Но если даже не найдет, то и тогда он не останется без награды. Каждому необходимо в течение всего года особенно заботиться о том, чтобы читать магриб (вечерний) и ‘иша (ночной) намазы в мечети с джама’атом. Потому что, если случайно, в Ночь Кадр эти два намаза будут прочитаны с джама’атом, то награда скольких намазов с джама’атом будет получена.

На сколько огромное благо Аллаха Та’аля, что если кто-то прилагает усилия в каком-либо религиозном деле, то даже в случае неудачи, он все равно обязательно получает награду за старания. Но несмотря на то, что есть столько мужественных людей, которые страждут ради религии и ради религии отдают жизнь.

А если стараешься для мирских выгод, а результат не получил, то все старания были напрасны и ушли впустую, и сколько есть людей, которые разрушают свою жизнь и имущество для того, чтобы получить бесполезные и никчемные вещи.

6. Хазрат ‘Убада спросил у Посланник Аллаха про Ночь Кадр. Посланник Аллахасказал, что она в рамадане, в последней декаде, в нечётных ночах: 21, 23, 25, 27, 29 или в последнюю ночь. Человек, который будет заниматься в эту ночь поклонением с иманом, с намерением награды, получит прощение всех предыдущих грехов. Среди признаков этой ночи то, что она бывает блестящая, ясная, не теплая и не холодная. Луна – ясная. И в шайтанов не бросают метеориты до утра. Далее, после нее утром солнце восходит без лучей – круглое, как полная Луна. И Аллах Та’аля запретил шайтану выходить вместе с солнцем в этот день.

Примечание: Первая тема этого хадиса упомянута в предыдущих хадисах. В конце хадиса ясно упомянуты признаки Ночи Кадр, которые не нуждаются в объяснении. Кроме этих признаков в хадисах и в словах тех людей, на долю которых выпало богатство этой ночи, приводятся и другие признаки. Особенно то, что утром, после этой ночи солнце восходит без лучей. Этот признак приведён во многих хадисах, и этот признак бывает постоянно. Кроме него другие признаки не обязательно бывают.

‘Абда бин Аби Лубаба рассказывает, что ночью 27 рамадана он попробовал воду из моря, и она была абсолютно сладкая. Аюб бин Халид, рахматуллахи ‘алейхи, рассказывает, что ему стало необходимым купаться. Он сделал полное омовение морской водой, и она оказалась совершенно сладкая, и это была 23 ночь. Машаихи пишут, что в Ночь Кадр поклоняется всё, – даже деревья падают ниц на землю, затем встают обратно на свои места. Но такие явления относятся к кашфу (открывание невидимого), не каждый человек это ощущает.

7. Мать Правоверных Айша спросила у Посланника Аллаха : «О Посланник Аллаха, если я обнаружу Ночь Кадр, то какое ду’а я должна просить?» Посланник Аллаха рассказал ей следующее ду’а: «О Аллах, поистине ты прощающий и любишь прощать, так прости меня».

Примечание: Это ду’а заключает в себе многое. Если Аллах Та’аля Своей милостью и добротой простит требования ахирата, то что еще надо сверх этого?

Имам Суфьян Саури, рахматуллахи алейхи, говорит, что провести эту ночь в ду’а – это самое лучшее, по сравнению с другими видами поклонения. Ибн Раджаб, рахматуллахи алейхи, говорит, что не обязательно только ду’а, а лучше собрать все виды поклонения, например чтение Корана, намаз, ду’а, муракаба и так далее, потому что все эти деяния упомянуты Посланником Аллаха . Это мнение более предпочтительное, так как в предыдущих хадисах приведены ценности намаза, зикра и так далее.

——————————————————————————————————————–
1. Сура 34, «Саба», аят 46.

2. Сура 8, «Добыча», аят 46

Продолжение

трендовые темы