СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Актуально об Исламе

Полный текст фетвы Совета алимов Узбекистана об инфекции коронавируса

Опубликовано

Как известно, в эти дни во всем мире распространение коронавируса (SARS-CoV-2, ранее — 2019-nCoV) превратилось в большую угрозу. К сегодняшнему дню обнаружены инфицированные этим вирусом и в нашей стране.

Совсем недавно состоялся брифинг во главе с Премьер министром Узбекистана Абдуллой Ариповым, посвященный теме коронавируса.

В целях недопущения широкого распространения этого инфекционного заболевания полноценно предпринимаются все необходимые профилактические меры. В частности, отменены многие мероприятия, гулянья, игры массового характера.

Правительством рекомендовано всем религиозным организациям ограничить проведение религиозных обрядов и собраний.

С учетом этого обстоятельства, Совет алимов ДУМ Узбекистана провело экстренное совещание. Были изучены фетвы и заключения крупных исламских религиозных организаций и улемов.

Принята нижеследующая фетва:

 

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
اَلْحَمْدُ لله رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسُولِ الله محمد وَ عَلَى آلِهِ وَ أَصْحَابِهِ أَجْمَعِينَ أَمَّا بَعْدُ

 

ФЕТВА

Совета алимов Духовного управления мусульман Узбекистана о предупреждении распространения инфекционного заболевания COVID-19

В Исламе сохранение жизни, вероисповедания, разума, имущества и чести (авторитета) человека относится к важнейшим основам религии. В случаях возникновения угрозы причинения вреда вышеуказанным ценностям шариат предусматривает для людей облегчающие послабления.

Как известно, к сегодняшнему дню ВОЗ объявила распространение коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, объявила пандемией. Это инфекционное заболевание в основном передается воздушно-капельным (при кашле, чихании и разговоре) и контактным (рукопожатия) путями.

Таким образом, массовые скопления людей создают предпосылки для распространения упомянутого опасного вируса (SARS-CoV-2). В такого рода случаях мусульманам повелевается соблюдать рекомендации, озвученные в приводимых ниже аяте, хадисах и шариатских правилах.

Всевышний Аллах в Священном Коране излагает так:

 

وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

 

«И не обрекайте себя собственноручно на гибель! И творите благодеяния! Поистине, Аллах любит благодетелей!» (сура «Бакара», аят 195).

В этом аяте повелевается прекратить действия, могущие стать причиной гибели.

В благородном хадисе, переданном от Абу Са’ида Худри радияллаху анху, Посланник Аллаха, саллаллаху алайхи ва саллам сказал:

لا ضرر ولا ضرار

رواه ابن ماجة والدارقطني

 

«Нет причинения вреда и нет терпения вреда» (передали Ибн Маджа, Дара Кутни).

Следовательно, в благородном хадисе повелевается, чтобы человек держался подальше от причинения вреда как себе, так и другим.

В авторитетных мусульманских книгах по фикху приводятся, в частности, такие правила:

 

درء المفاسد مقدم على جلب المصالح

 

«Отвращение порчи (вреда) преобладает над привлечением пользы»

 

المشقة تجلب التيسير

 

«Трудность привлекает облегчение».

Исходя из изложенных правил, в случаях, когда возрастает вероятность того, что человека может коснуться вред, шариат разрешает выполнять свои повеления в облегченном порядке.

Согласно указаниям исламского шариата, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как, сильный ураган, чрезмерный холод, эти обстоятельства могут служить уважительной причиной для того, чтобы не выходить на намаз джама’ата в мечети. Доводом тому является следующий хадис:

 

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الحَارِثِ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّهُ قَالَ لِمُؤَذِّنِهِ فِي يَوْمٍ مَطِيرٍ: “إِذَا قُلْتَ: أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ، فَلَا تَقُلْ: حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، قُلْ: صَلُّوا فِي بُيُوتِكُمْ”، قَالَ: فَكَأَنَّ النَّاسَ اسْتَنْكَرُوا ذَاكَ، فَقَالَ: “أَتَعْجَبُونَ مِنْ ذَا؟!، قَدْ فَعَلَ ذَا مَنْ هُوَ خَيْرٌ مِنِّي، إِنَّ الْجُمُعَةَ عَزْمَةٌ، وَإِنِّي كَرِهْتُ أَنْ أُحْرِجَكُمْ، فَتَمْشُوا فِي الطِّينِ وَالدَّحْضِ ” رواه الإمام البخاري والإمام مسلم

 

Как передается от Абдуллаха ибн Харриса радияллаху анху, в день, когда шел сильный дождь, Ибн Аббас радияллаху анхума сказал муаззинам так:

«После того, как провозгласите “Ашхаду аллаа илааха иллаллах”, “Ашхаду анна Мухаммадар Расулуллах” , не произносите “Хаййа ‘алас-салах”, а скажите “совершайте намазы в своих домах”. И тогда некоторые люди выказали недовольство. Он же сказал им:
— Неужто же вы удивились моим словам?! Тогда как так поступал тот, кто лучше меня (т.е Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам). Безусловно, намаз джама’атом является категоричным положением, однако мне не по нраву, чтобы вы выходили из домов и ходили, ступая по грязи и слякоти».

Как известно, наш шариат призывает совершать фард-намазы в составе джама’ата в мечетях и в случаях чрезмерного холода, сильного дождя или возникновения обстоятельств, при которых людей может коснутся вред, мусульманам рекомендовано не выходить на джама’ат-намазы и совершать поклонения в своих домах.
В благородном хадисе повелевается не входить туда, где обнаружена вспышка эпидемии, а если человек находится в такой местности, то не выходить оттуда. Это является наиболее эффективной мерой предотвращения распространения пагубной болезни. К тому же. В общественных местах и прочих крупным мероприятиях, где происходит скопление людей, вероятность распространения упомянутого выше вируса очень велика.

Исходя из вышеизложенного, Совет улемов ДУМ Узбекистана призывает всех мусульман к следующим действиям:

1. До благополучной стабилизации эпидемиологической обстановки в стране вместо предписанного пятничного намаза совершать в домах намаз зухр. Также совершать все пятикратные фард-намазы у себя в домах.

2. Джаназа-намазы совершать в домах с участием близких родственников усопшего.

3. Для оповещения времени намазов своевременно провозглашать в мечетях азаны.

4. Мусульманам следует по мере возможностей вносить свою лепту в дело предотвращения распространения этой болезни.

5. Каждому мусульманину надлежит в своих поклонениях и молитвах искренне просить Всевышнего Аллаха об устранении этой болезни.

6. Поскольку наша религия повелевает к чистоте, строгое соблюдение рекомендованных Министерством здравоохранения указаний, направленных на предотвращение распространения инфекционной болезни, является обязанностью каждого мусульманина.

7. Во время карантина провести в мечетях и помещениях совершения ритуального омовения периодическую дезинфекцию на основе рекомендаций Министерства здравоохранения.

8. В такого рода ситуациях повышать цены на продовольствие, медикаменты и прочие необходимые средства, искусственно создавать дефицит, а также распространять среди населения панического характера сведения, по шариату харам.

Настоящая фетва принята с учетом фетв и заключений крупных исламских организаций мусульманских и других стран, а также авторитетных улемов, вынесенных по данному вопросу.

Да избавит нас Всевышний Аллах в скорейшем времени от этой болезни и сделает так, чтобы жизнь нашего народа протекала в мире и спокойствии!

Аминь!

21 Раджаба 1441 года хиджры
(16 марта 2020 г)

 

Совет улемов
ДУМ Узбекситана

 

Настоящие меры несут исключительно временный характер и должно быть воспринято мусульманами правильно. С достижением стабильности в эпидемиологической обстановке, мы с вами, ин шаа Аллах, продолжим наши ибадаты (поклонения) в составе джама’атов.

В то же время, наши сограждане должны сдержанно воспринимать ситуацию, связанную с условиями карантина, и призываем всех не полагаться на всякие необоснованные сообщения панического характера и не распространять их. Также просим наших предпринимателей не завышать цены на продовольствие, медикаменты и прочие средства.

Еще раз просим наших сограждан строго соблюдать требования предпринимаемых нашим правительством мер по предотвращению распространения инфекции коронавируса.

Вместе и в единодушии мы непременно одолеем эту напасть!

Да сохранит нас и нашу страну Сам Всевышний и Благословенный Аллах от всяких бед и невзгод, различных болезней, в том числе и от такой напасти, как коронавирус!

И да одарит Он больных полным исцелением!

ДУМ Узбекистана

 

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально об Исламе

Можно ли при отсутствии мечети совершать пятничный намаз дома?

Опубликовано

Вопрос:

Ассаламу алейкум.
Хазрат, у меня возник ещё один вопрос. В городке, где мы живём и учимся, живут разные народы. Теперь мы, мусульмане, собираемся совершать пятничный намаз. Всего нас оказалось 10-15 человек. Одного из нас мы избрали имамом и решили собраться у нас дома. Но у нас нет возможности выделить отдельную комнату для совершения намаза. Собираемся совершить намаз в одной из комнат. Правильно ли поступаем, что при отсутствии мечети в нашем городе мы совершаем пятничный намаз у нас дома? Еще хотел бы попросить Вас сообщить нам о требованиях, предъявляемых к имаму, возглавляющему пятничный намаз.
Пусть будет доволен Вами Аллах.

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

К сожалению, я не знаю, где вы проживаете. Пояснение к тексту из книги «Мухтасарул Викая» об обязательности (фард) пятничного намаза.

Условия обязательности пятничного намаза:

Условия, столпы и сунна, которые существует в других намазах, действительны и для пятничного намаза. Вместе с тем, есть свойственные только для пятничного намаза условия, о которых далее будет идти речь.

Для того, чтобы пятничный намаз стал обязательным, существуют внешние (вне намаза) условия. Они называются условиями, которые делают пятничный намаз обязательным (фард). Эти условия следующие:

1. Проживание в «мисре» (в пределах «города»).

«Мисром» является населенный пункт, самая большая мечеть которого не вмещает все население селения. Такие места раньше назывались городами. Но сейчас, даже маленькие деревни стали больше чем те города. Под «населением» подразумеваются люди, для которых участие в пятничном намазе обязательно (фард).
Из этого следует, что если в населенном пункте есть большая мечеть, куда не вмещается все его население, для которого обязательно участие в пятничном намазе, этот населенный пункт считается «мисром» («городом») и таким образом возникает одно из условий, делающих пятничный намаз обязательным. Для жителей населенных пунктов, которые не являются «мисром», пятничный намаз не является обязательным. Также человеку, путешествующему за пределы своего места проживания, пятничный намаз также не является обязательным. Если путешествующий человек планирует остаться в одном месте 15 или более дней, то он уже не считается путником (мусафиром) и в таком случае ему пятничный намаз становится обязательным. Человеку, вышедшему за черту зданий города до наступления времени зухр, можно путешествовать в пятницу. Можно отправиться в путь до достижения солнцем своего зенита.

2. Здоровье.

Больному человеку, учитывая трудности посещения им мечети, допускается пропустить пятничный намаз.

3. Свобода.

Это одно из древних условий. В те времена существовало рабство. Ввиду того, что рабы являлись чьим-то имуществом и должны были выполнять поручения хозяев, им не было обязательном посещение пятничного намаза.

4. Принадлежность к мужскому полу.

Из-за того, что у женщин много домашних забот и они должны ухаживать за детьми, дабы облегчить им жизнь, женщинам не обязательно посещение пятничного намаза. А у мужчин нет таких домашних хлопот, которых имеют женщины, и, учитывая выполнение других обязательств, мужчинам обязательно посещение пятничного намаза.

5. Совершеннолетие.

Как одно из основных условий в других видах намазов, так же и в пятничном намазе совершеннолетие является одним из основных условий, которое делающим этот намаз фардом. Не достигшим совершеннолетия посещение пятничного намаза не является обязательным.

6. Здоровое зрение и здоровые ноги.

Даже при наличии поводыря, для слепых посещение пятничного намаза не является обязательным. Человеку, который не может самостоятельно передвигаться, также не является обязательным участие в пятничном намазе. Аллах говорит: «И не сделал (Он) для вас в религии никакой трудности». Не чинить затруднений в религии является основой легкости Ислама.

Когда речь идет об учинении затруднений в религии, подразумевается, что на человека не возлагается сверх его возможностей. То, чего человек не хочет из-за своей ленивости, не считается трудностям.
Аллах сделал пятничный намаз фардом. В хадисах Пророк саллаллаху алайхи васаллам строго предостерегал людей, кто оставлял (не участвовал) пятничные намазы. Но вместе с тем, для определенной категории людей обязательность пятничного намаза снимается.

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Тарика ибн Шихаба, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждому мусульманину надлежит совершать намаз в джама’ате. За исключением четырех категорий людей: рабов, женщин, детей и больных».
Если не имеющий в себе эти исключения, совершит пятничный намаз, тем самым он исполнит обязательный религиозный долг — фард. Например, если не проживающий в пределах «мисра» (города) человек, а также путник, больной, раб, женщина, несовершеннолетний, слепой или хромой совершат пятничный намаз, то тем самым они исполнят фард. Потому что, если люди, которым ввиду определенных причин пятничный намаз не был предписан, совершают его по собственной инициативе, то они удостоятся положения совершившего фард. Так же, как и то, что путник может поститься, или бедный может совершить хадж.

Условия, которые обязательны для исполнения пятничного намаза:

Кроме условий, которые необходимы для полноценности намаза вообще, существуют также условия, наличие которых обязательно для того, чтобы пятничный намаз был правильным:

1. Проживание в «мисре» (городе) или на его окраине.

Про то, что такое «миср», мы уже говорили выше. Теперь же в самом тексте непосредственно излагается понятие «миср».

«Миср» это населенный пункт такой величины, в котором самая большая мечеть не вмещает все его население. Как уже было сказано выше, под населением здесь подразумевается не все население, а только та ее часть, для которой пятничный намаз предписан фардом.

Абу Ханифа, рахматуллахи алейхи, говорил: «Населенная местность, где есть дороги и рынки, есть пресекающий несправедливость правитель и ученый-богослов, который выносит решения по вновь возникающим вопросам. считается мисром».

Окраина мисра это местность, которая непосредственно связана с мисром и служи ему во благо. Примкнувшие к мисру места, на которых расположены удовлетворяющие потребности мисра каравансараи, скотобойни и подобные им сооружения, тоже считаются окраиной мисра. В таких местах также можно совершать пятничный намаз. Но между мисром и такими местами не должно быть пустых полей. Например, если между мисром и такой местностью существуют поля или сады, то они не считаются окраиной мисра.

На вопрос, «Что будет, если пятничный намаз будет совершаться одновременно в нескольких местах мисра?, в мазхабе существуют четыре ответа.

1. Этот ответ передается от Абу Ханифы и Мухаммада, рахматуллахи алейхима, и считается самым правильным:

«Пятничный намаз можно совершать в двух и более местах. Потому что совершение намаза только в одном месте создает трудности».
Кроме того, нет доказательств, что нельзя совершать пятничный намаз в нескольких местах.

2. Разрешение от правителя или его заместителя.

Или должна быть сторона, получившая разрешение на совершение пятничного намаза.

3. Наступление времени зухр.

С наступлением времени зухр наступает время пятничного намаза. С истечением времени зухр истекает время пятничного намаза.
Передается от Анаса радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал пятничный намаз, когда солнце отклонялось от своего зенита». Передали пятеро, кроме Муслима. Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда совершал пятничный намаз в пору зухр.

4. Хутба (проповедь), пусть даже продолжительностью в один тасбих.

Хутба один из основных условий пятничного намаза. Без хутбы пятничный намаз не состоится. Всевышний Аллах в аяте 9 суры «Жуму’а» говорит: «О вы, которые уверовали! Когда призывают на намаз в день пятницы, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете».
Фраза «поминание Аллаха» в этом аяте означает хутбу. Длительностью в один тасбих означает, что произнесением фраз «Алхамду лиллях, Субханаллах!», хутба считается совершенным.
Вместе с тем, хутба пятничного намаза обязательно должна произноситься после наступления времени зухр. Нельзя произносить хутбу до достижения солнцем своего зенита, а потом совершать намаз.

Передается от Саиба ибн Язида радияллаху анху: «Во времена Пророка, саллаллаху алайхи ва саллам, Абу Бакра и Умара первым провозглашением (азаном на пятничный намаз) была пора, когда имам садился на минбар».
Передали пятеро, кроме Муслима.
До наступления времени зухр азан не провозглашается. Поэтому в другое время, кроме поры зухр, хутба не произносится.

5. Изну ‘амм (общедоступность).

Это означает, что двери мечети должны быть открыты для всех желающих и должно действовать всеобщее разрешение на посещение мечети. То есть это когда никто не воспрещает желающим посещать мечети.

Пятничный намаз один из проявлений девиза Ислама. Его совершение должно быть общеизвестным среди людей.
Если обособленная группа людей будут совершать пятничный намаз, закрыв за собой двери мечети, то их намаз не будет правильным.

6. Наличие джама’ата.

То есть помимо имама присутствие как минимум еще троих человек является одним из условий совершения пятничного намаза. Это шариатское положение взято из следующего хадиса.

Передается от Торика ибн Шихаба, радияллаху анху: «Пророк, саллаллаху алайхи ва саллам, сказал:
— Совершение пятничного намаза с джама’атом надлежит (является ваджибом) для каждого мусульманина. Исключением — четыре категории: рабы, женщины, дети и больные».
Передали Абу Давуд, Байхаки и Хāким.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

 

Продолжение

Актуально об Исламе

Муфтий ДУМ РТ объяснил, как хоронить мусульман умерших от коронавируса

Опубликовано

В конце этой недели муфтий Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин в своем телеграм-канале издал фетву, которая касается мусульман умерших от коронавируса.

Прецедентом стала смерть первого в Российской Федерации мусульманина из Оренбургской области Раиля Закирова, погибшего от пандемии.

По требованию властей он погребен в закрытом, запаянном гробу, количество пришедших попрощаться было ограничено. Согласно шариату, тело покойного должно быть омыто, после чего совершается погребальная молитва джаназа-намаз.

Мусульмане спрашивали, как быть в этом случае. Камиль хазрат Самигуллин в своем заключении, ссылаясь на богословов, разъясняет суть дела академическим языком, поэтому «БИЗНЕС Online» попросил его буквально на пальцах объяснить фетву. Муфтий Камиль хазрат ответил: «Не помыв покойника, нельзя читать джаназа. Если нет возможности: упаковали в мешок, запаяли в гробу, запретив открывать, тогда джаназа не читается, его хоронят. Имам Кархи говорит, что, если нет возможности омыть труп (обгорел он, расчленили или уже закопали его), в таком случае читается джаназа у могилы. То есть если хоронили без мытья, то джаназа читается возле могилы. Если получилось помыть, то все делается как положено».

Человек, умерший от опасной болезни во время эпидемии, может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином, но, в отличие от мученика, погибшего на поле битвы, которого не омывают, не заворачивают в саван, жертву болезни необходимо омыть, ведь условием совершения джаназа-намаза является то, что тело покойного должно быть омыто. Если подобного не сделано, в этом случае разрешается совершить погребальную молитву возле могилы.

Текст фетвы

Вопрос: Ассаляму алейкум, как читать джаназа намаз по умершим мусульманам при сложившихся обстоятельствах? Насколько нам известно, джаназа без омытия умершего не читается. Но зачастую может произойти так, что тело умершего мусульманина положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия с телом, а затем поставят перед фактом. Как выйти из подобной ситуации? Также нам известно, что человек, умерший от эпидемии, является шахидом. Не распространяется ли решение шариата в отношении таких людей о том, что их не моют? Ведь шахиды хоронятся без омытия. Помогите разобраться.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
С именем Аллаха Милостивого Милующего.

1) Прежде всего, необходимо разобрать вопрос, подпадает ли человек, умерший от подобной болезни, под определение шахида. И если да, то какие шариатские нормы из этого проистекают и остается ли омовение такого человека обязательным.
1. Человек, умерший от подобной болезни, действительно может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином.
2. Но важно понимать разницу между шахидом, тело которого не омывается и шахидом ахирата, тело которого требует омовения, поскольку в этом мире к нему применимы те же нормы, что и к обычному человеку.
Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) пишет следующее:

قوله (في الشهيد الكامل) و هو شهيد الدنيا و شهيد الآخرة، و شهادة الدنيا بعدم الغسل إلا لنجاسة أصابته غير دمه كما في أبي السعود. و شهادة الآخرة بنيل الثواب الموعود للشهيد

«Слова автора (шахид (мученик), в полном смысле этого слова) это – шахид этого мира и шахид ахирата. Мученичество этого мира выражается в отсутствии полного омовения покойника, кроме очищения от наджасы, за исключением его крови, как это упомянуто у Абу Сууда (рахматуллахи алейх). Мученичество ахирата выражается в получении шахидом обещанного вознаграждения».

2) Полное омовение умершего человека является религиозной необходимостью и условием действительности джаназа намаза.

В энциклопедии фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия» приводится позиция четырёх мазхабов по этому вопросу:

أما عند الحنفية و جمهور الشافعية و المالكية فلا يصلَّى عليه، لأن بعضهم يشترط لصحة الصلاة على الجنازة تقدم غسل الميت، و بعضهم يشترط حضوره أو أكثره، فلما تعذر غسله و تيممه لم يصلَّى عليه لفوات الشرط

«По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности.»

3) Помимо того, все мусульмане несут ответственность за исполнение религиозных предписаний в отношении умерших братьев. Значит, каждый из нас должен приложить все усилия для того, чтобы тело умершего было омыто и над ним был прочитан намаз.

Но в данном случае, обстоятельства могут сложиться так, что тело не будет омыто, а тело положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия.

В таком случае Имам Ибн ‘Абидин (рахматуллахи алейх) склоняется к следующему:

فی رد المحتار: وإن دفن وأهیل علیه التراب بغیر صلاة أو بها بلا غسل او ممن لا ولایة له صلی علی قبرہ استحسانا مالم یغلب علی الظن تفسخه من غیر تقدیر هو الأصح ۔

۔ و قال الکرخی: یصلی، وهو الاستحسان لأن الأولی لم یعتد بها لترك الشرط مع الإمکان والآن زال الإمکان فسقطت فرضیة الغسل .

«Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного или был прочитан тем, кто не обладал первостепенным правом быть имамом (вали), то намаз должен быть прочитан перед могилой, в соответствии с истихсаном, пока не появилась уверенность в том, что тело разлагается без определения каких либо временных рамок. Это наиболее верное мнение.
Аль-Кархи (рахматуллахи алейх) сказал: в этом случае намаз должен быть прочитан (перед могилой). Это – истихсан.

Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан, по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения), возможность осуществить полного омовения отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется».

Вывод: в случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека не будет безвозвратно утрачена, то намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника.

А Аллах знает лучше.

С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.
 

Продолжение

Актуально об Исламе

Правильное отношение разумных мусульман к коронавирусу

Опубликовано

Стоит поговорить об отношении мусульман к коронавирусу и эпидемиям вообще. Очень часто можно встретить заявления в духе «всё предопределено, и поэтому в профилактике нет смысла, нужно просто уповать на Аллаха», в том числе и от людей, имеющих шариатское образование. Такое понимание крайне вредно и говорит лишь о неверном понимании слова «предопределение» и современной медицины.

Понимание предопределения как пассивности и бессмысленности попыток что-то сделать глубоко ошибочно. Здесь будет уместен следующий хадис. От Анаса ибн Малика передаётся, что он сказал: «Однажды некий человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, мне привязать [верблюда] и уповать [на Аллаха] или же отвязать и уповать?”/ [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Привяжи и уповай!”». (Сунан ат-Тирмизи, № 2517)

Этот хадис чётко даёт нам понять, что упование на Всевышнего Аллаха должно сопровождаться правильным пониманием порядка в мире, который Он сотворил. Также следует привести слова имама аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах) о важности медицины.

Имам Муваффакуддин аль-Багдади передал, что имам аш-Шафи’и сказал: «Я не знаю какой-либо науки (после науки о дозволенном и запретном), более возвышенной, чем медицина. И жаль, что люди Писания одолели нас в ней».

Хармаля сказал: «Имам аш-Шафи’и часто сожалел об упущенном мусульманами изучении медицины и говорил: “Потеряли треть знания и отдали его иудеям и христианам!”». (См. «Ас-Сияр», 10/57)

Имам ясно даёт нам понять, как важна медицина, и сетует, что уже в его время немусульмане опередили в ней нас, что же говорить о современности?!

В сборнике «Сахих» имама Муслима (да смилуется над ним Аллах) в разделе о чуме приводятся следующие хадисы.

Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, эта болезнь есть наказание, которому подверглись некоторые народы, [жившие] до вас, после чего [чума] осталась на земле, то исчезая, то появляясь [снова]. Пусть же тот, кто услышит о [чуме], ни в коем случае не является [туда, где она получила распространение], и пусть [желание] убежать от [чумы] не заставляет того, кто окажется в [тех краях] земли, где она появится, покинуть [эти края]». (Сахих Муслима, №1498)

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [в своё время][1] ‘Умар ибн аль-Хаттаб выступил [в поход] на Шам. Когда он достиг Сарга[2], его встретили командующие войсками[3], а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась [эпидемия] чумы.

Ибн ‘Аббас сказал: «‘Умар велел: «Позови ко мне первых мухаджиров и я позвал их [к нему]. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились. Некоторые говорили: «Ты выступил [в поход] ради [определённого] дела[4], и мы не считаем, что ты должен от него отказаться». Другие же говорили [так]: «Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и мы не считаем, что тебе следует вести их [туда, где распространилась] эта чума». [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне ансаров», и я позвал их к нему. [‘Умар] обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях. [Выслушав их, ‘Умар] сказал: «[Теперь] оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до победы[5]», и я позвал их. Среди них никаких разногласий не возникло, и [все] они говорили: «Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, [где распространилась] эта чума». После этого ‘Умар обратился к людям [с такими словами]: «Утром я отправляюсь в путь[6], и вы [тоже должны приготовиться к этому][7]». Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах спросил: «Значит ли [это, что ты хочешь] убежать от предопределения Аллаха?» ‘Умар, не любивший, когда ему перечили, воскликнул: «Если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда![8] Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха! Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в долину, с одной стороны покрытое травой, а с другой — бесплодное, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха? И если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве [ты делал бы это] не по предопределению Аллаха?»

[Ибн ‘Аббас] сказал: «Потом пришёл ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф, который [сначала] отсутствовал, [поскольку был занят] какими-то своими [делами], и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если услышите, что в [какой-нибудь] земле [распространилась чума], не являйтесь туда, а если [её эпидемия] начнётся на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте [эту землю, пытаясь] убежать от неё»», что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он воздал хвалу Аллаху и покинул [эти места]». (Сахих Муслима, №1499)

Здесь мы видим, что сподвижник Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) стал избегать местности, где была распространена чума, а на возражения, что он бежит от предопределения, ответил, что от предопределения невозможно уйти, что бы ты ни делал. Именно такое понимание предопределения и упования на Аллаха и является верным – когда мусульманин прислушивается к советам специалистов и поступает согласно их рекомендациям; а помощь лишь от Всевышнего Аллаха.

___________

[1] Здесь речь идёт о событиях 639 г.

[2] Сарг — селение между Табуком и Мааном близ границ Шама и Хиджаза.

[3] Здесь имеются в виду войска, которые были расквартированы в Иордании, Палестине, Дамаске, Хомсе и Киннасрине.

[4] Имеется в виду сражение с врагом.

[5] То есть до овладения Меккой мусульманами. Возможно также, что речь идёт о людях, принявших ислам и переселившихся из Мекки в Медину после победы, когда необходимость в переселении по религиозным причинам уже отпала. Несмотря на это, их также называли мухаджирами.

[6] То есть возвращаюсь в Медину.

[7] Таким образом, ‘Умар, не знавший, что по этому поводу говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и выслушавший мнения всех авторитетных людей, принял самостоятельное решение.

[8] То есть если бы это сказал кто-нибудь другой, я бы не удивился.

 

Продолжение

трендовые темы