СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

АНАЛИТИКА

Позиция ЕС по Иерусалиму неизменна

Опубликовано

БРЮССЕЛЬ

Лидеры стран Европейского Союза (ЕС) на встрече в Брюсселе обсудили события вокруг Иерусалима, отношения с Россией, социальные, экономические и оборонные вопросы.

Президент Евросовета Дональд Туск в ходе обсуждений поделился в социальных сетях заявлением по поводу позиции ЕС по палестино-израильскому конфликту и статусу Иерусалима.

«Лидеры ЕС сохраняют решительную приверженность к урегулированию конфликта на основе принципа двух государств, подчеркивают нерушимость позиции Евросоюза по Иерусалиму», – написал Туск.

ЕС поддерживает усилия по разрешения конфликта между Израилем и Палестиной на основе принципа «два государства для двух народов».

Евросоюз выступает за создание государств в границах 1967 года.

В отличии от президента США Дональда Трампа, ЕС выступает против односторонних шагов на Ближнем Востоке и в поддержку согласования статуса Иерусалима на основе диалога сторон.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

АНАЛИТИКА

Конгресс мусульманских интеллектуалов Европы

Опубликовано

На прошлой неделе мы говорили с вами о «европейском исламе» и обещали продолжить эту тему. В частности, мы коснулись того, что некоторые западные писатели и государства подходят к вопросу европейского ислама со своей позиции, рассматривая его прежде всего с точки зрения безопасности. На основе созданных ими же организаций, таких как Исламский совет, они выносят на рассмотрение вопросы, которые считают проблематичными.

По сути, в большинстве случаев структура этих организаций, их члены и выражаемая ими позиция являются непринятыми мусульманами, а обсуждаемые здесь вопросы не рассматриваются последними как проблематичные. И если это так, мусульманам необходимо иметь больший контроль над собственной повесткой дня и более громко выражать свое мнение.

Несомненно, проживающие на Западе мусульмане многое делают и многое могут сделать для того, чтобы влиять на собственную повестку дня. Я затрону только одну из таких инициатив, которую считаю весьма важной – Конгресс мусульманских интеллектуалов.

Ежегодные конгрессы

Процессы глобализации и последствия реализации империалистических задач привели к большим миграционным потокам (как это произошло, к примеру, в Сирии). В прошлом в разных уголках мира существовали различные образы жизни, которые в настоящее время под воздействием глобализации смешались друг с другом и претерпели значительные изменения, что в свою очередь породило неопределенность, беспокойство, страх и реакцию. В создавшихся условиях мигранты нуждаются в лучшем самовыражении для того, чтобы не сталкиваться с нежелательной повесткой дня и устранить опасения, которые они вызывают в странах своего пребывания.

В этом свете мусульманские интеллектуалы могут создать платформу, на основе которой могут проводится ежегодные конгрессы. Таковые могут проводиться по очереди в столицах европейских стран – Париже, Берлине, Брюсселе и т.д.

Темами конгрессов могут стать вопросы, обсуждение которых позволит мусульманам лучше выразить свою позицию, а также актуальные проблемы Европы или человечества в целом такие, как терроризм, расизм, исламофобия, свобода слова, вопросы, касающиеся образования, семьи, молодежи, совместного сосуществования, использования наркотиков, а также убийства в школах и насильственное отлучение детей от родителей.

В таких конгрессах наряду с мусульманскими интеллектуалами было бы желательным участие ведущих специалистов по обсуждаемым темам, а также губернаторов и мэров, представителей соответствующих инстанций и государственных деятелей. Таким образом конгрессы не носили бы закрытого, сугубо мусульманского формата. Если проблемы являются общими, поиски их решения с участием представителей различных слоев населения будут иметь более продуктивные результаты.

Между тем обнародование ежегодными конгрессами итоговых коммюнике будет иметь большое значение с точки зрения определения существующих проблем и разработки их решений.

Почему мусульманские интеллектуалы?

Такие конгрессы могут быть задуманы как общая платформа для мусульманских интеллектуалов, представителей неправительственных организаций, деловых кругов, деятелей искусства и политиков. Между тем интеллектуалы – это лица, которые общаются с представителями различных слоев общества и выстраивают с ними более открытый диалог, по крайней мере, о них имеется такое представление. С другой стороны, вопросы обсуждения имеют различные аспекты: религиозный, социальный, психологический, политический, экономический, культурный и т.д. По этой причине будет лучше, если основная роль в конгрессе будет отведена именно интеллектуалам, а его тематические заседания будут проходить с участием религиозных деятелей, представителей неправительственных организаций и деловых кругов, а также деятелей культуры и политики.

Возможный вклад конгрессов

Такие конгрессы при участии мусульманских интеллектуалов, представителей соответствующих ведомств и заинтересованных лиц могут иметь положительные результаты со многих точек зрения.

С точки зрения мусульманских сообществ:проживающие в Европе мусульмане, к сожалению, зачастую не собираются на основе общих платформ. Как правило, они выражают свои позиции в рамках региона, страны, религиозной организации. Несмотря на общие проблемы в Европе, поиски их решения ведутся в рамках различных традиций, опыта и местных организаций. Конгрессы прежде всего предоставят мусульманским интеллектуалам возможность детально обсудить свои проблемы. Мусульмане в плане ощущения своей принадлежности живут довольно разрозненно: они относятся к опеределенной стране, идеологии, этнической группе, конфессии, общине. Некоторые из них стремятся применять традиции и решения, распротсраненные в их странах, в странах Европы (США и Австралии). И такие конгрессы могут иметь положительные результаты с точки зрения выработки общего взгляда на проблемы.

С другой стороны, такой конгресс или платформа будут способствовать выходу на первый план лиц, которые смогут выступать от имени мусульман. Наряду с этим конгресс, предоставив возможность ни кому-нибудь другому, а мусульманским интеллектуалам говорить о проблемах и предлагать пути их решения, ослабит попытки поиска решений вне их участия.

 С точки зрения общества, в котором проживают мусульмане: в связи с тем, что западные страны на протяжении истории не имели опыта сосуществования с представителями различных народов, культур и религий, внегосударственные игроки, неправительственные организации, интеллектуалы и отдельные лица могут испытывать определенную настороженность по отношению к мусульманским общинам. Мусульманские интеллектуалы посредством конгресса получат возможность выразить себя, свою позицию и свои взгляды на актуальные события, что в определённой степени устранит беспокойство общественности в отношении мусульман. Если мусульманские интеллектуалы не дадут непосредственного ответа на настороженность в отношении мусульман, это сделают другие, навряд ли,  этот ответ будет корректным.

Подобные конгрессы могут принести пользу мусульманам не только в Европе, но во всех странах, куда они мигрировали или где они являются меньшинством. В этом контексте конгрессы мусульманских интеллектуалов могут быть организованы в Африке, Австралии, на Балканах и т.д. В США проводятся такого рода конгрессы, которые выполняют эту функцию, хотя и не в полном смысле этого слова, и вносят вклад в решение проблем.

Декан факультета политологии Анкарского университета им. Йылдырыма 

Беязыта  Кудрет Бюльбюль

Продолжение

АНАЛИТИКА

Йемен – разменная монета в борьбе Эр-Рияда и Тегерана

Опубликовано

Йемен стал второй страной региона после Ливана, где Тегеран распространил свое влияние

СТАМБУЛ

Йемен стал разменной монетой в противостоянии двух региональных держав – Саудовской Аравии и Ирана, считает профессор Исламского университета Стамбула Мехмет Али Беюккара.

По его словам, попытки Тегерана обеспечить контроль над Йеменом посредством поддержки повстанцев из движения “Ансаруллах” (хуситы) дали результаты. «Йемен стал второй страной региона после Ливана, где Тегеран распространил свое влияние», – сказал Беюккара.

Учитывая геополитическое значение Йемена, шаги Тегерана не могли не остаться незамеченными, отметил эксперт.

Саудовская Аравия предприняла шаги по нейтрализации угрозы у своих южных границ, сказал профессор.

По его словам, к активным шагам Эр-Рияд побудили не только действия Тегерана, но и попытка Объединенных Арабских Эмиратов обеспечить контроль над югом Йемена.

Абу-Даби нацелился на раскол Йемена, что не отвечало интересам Эр-Рияда. Однако Эр-Рияд и Абу-Даби пока объединяет общий враг – Иран, что побуждает их действовать в составе единой арабской коалиции, сказал эксперт.

Профессор отметил, что активную поддержку саудитам в Йемене оказывают США.

«Эр-Рияд и Вашингтон стремятся одержать окончательную победу над Ираном. Но этого им добиться пока не удалось, поэтому война продолжается. Ожидать коренного изменения ситуации в ближайшем будущем также не приходится. В итоге страдает лишь Йемен и его народ», – сказал Беюккара.

Эксперт не исключил возможности того, что в случае лишения права престолонаследования принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана или ослабления Ирана на фоне восстановления санкций США конфликт завершится в более короткие сроки.

В то же время, по его мнению, позитивное влияние на ситуацию в Йемене может оказать урегулирование сирийского конфликта. «Прекращение масштабного финансирования конфликта в Сирии и успех шагов по его урегулированию могут стать прецедентом для Йемена», – отметил Беюккара.

Продолжение

АНАЛИТИКА

Европейский ислам

Опубликовано

Последнее время в Европе ведется интенсивное обсуждение европейского ислама. Обсуждением ислама в основном заняты европейские государства, институты безопасности, а также ученые и писатели западных стран.

Впрочем, эти дебаты не являются необоснованными обсуждениями. В процессе глобализации люди различных наций, культур и религий ещё больше сближаются и живут вместе. В то время, как это сосуществование хорошо известно таким странам, как Османское государство, для западных стран это является новым явлением. Можно сказать, что западные страны, которые в прошлых столетиях строили отношения со странами других религий и культур с позиции эксплуататора, сегодня столкнулись с различиями после того, как на них обрушился поток беженцев из этих бывших колониальных стран. Эти различия особенно ощущаются сегодня – в период, когда переживается эпоха формирования современных, централизованных национальных государств.

Европейская культура, совместимая с исламом

Если люди различных наций, культур и религий сегодня живут вместе, конечно же, государства, учреждения и интеллигенция будут в этом заинтересованы. Было бы вполне понятно, если бы Европа сама приобретала опыт взаимодействия с исламом, а не заимствовала его у других.

В то время, как исламские подходы и практика похожи, как в Турции, так и на Дальнем и Ближнем Востоке и Балканах, они также имеют различия. Понятие «ислам» у европейских мусульман и мусульман, прибывших из других стран, отличается. Понятно, что европейские мусульмане совмещают свою повседневную жизнь с европейской культурой. Необходимо осознавать то, что попытки распространить свои культурные традиции, искусство и литературу не будут приветствоваться в Европе так же, как бы не приветствовались в Турции традиции Африки или Ближнего Востока. В данном случае это отторжение связано не с неправильностью культуры, а с тем фактом, что каждое общество имеет свои культурные ценности, совместимые с собственной географией. Несомненно, в свободном и цивилизованном обществе люди могут пытаться сохранить свою культуру. Европейская культура, совместимая с исламом, является темой обсуждения, необходимой не только для беженцев, но и для самой Европы. Когда мы говорим «европейская культура, совместимая с исламом», мы подразумеваем под этим понятием необходимость оставить на заднем плане расизм, фашизм и нацизм, заложенные в культурной генетике Европы. А выражение «европейский ислам» в некоторых случаях используется для того, чтобы подчеркнуть отсутствие у тех, кто приезжает в Европу, универсальных ценностей, таких как равенство, свобода, права человека, плюрализм и различия. Однако можно сказать, что европейцы в последнее время сами отдаляются от этих ценностей. Первое, что приходит на ум, это ксенофобия и исламофобия и то, что к беженцам относятся как к людям второго сорта. Опросы общественного мнения показывают, что растет число тех, кто не желает быть другом или соседом с человеком, который намного отличается от него самого.

Не свободный, а безопасный европейский подход к исламу

Глядя на теорию, выражающуюся в печатных изданиях, а также на практику западных государств, можно сказать, что дискуссии о Европейском исламе не являются обсуждениями, ориентированными на народ, культуру и ценности. Европейские государства в этих дебатах в большей степени имеют подход, основанный на безопасности. Однако вопросы безопасности решают органы разведки и безопасности, в компетенцию которых не входит обсуждение вопросов культуры, сосуществования и плюрализма. Если есть проблема безопасности, конечно же, они будут принимать необходимые меры в этом контексте. Это бесспорно. Однако подход к гражданским, социальным, культурным, политическим вопросам, касающихся миллионов людей, с точки зрения безопасности, только усугубляет проблемы. В некоторых незнакомых государствам ситуациях, конечно же, необходимо создавать комитеты. Но эти усилия должны проводиться с пониманием, а не под давлением и с осуждениями. По этой причине европейские государства, создавшие такие комитеты, как исламские советы, вместо того, чтобы назначать на должность лиц, не имеющих отношения к исламу, должны содействовать созданию этих советов мусульманами. Эти работы должны проводиться гражданскими организациями, а не органами безопасности или разведки.

Что необходимо делать мусульманам…

Этические нормы в контексте «европейский ислам» не заключаются в диктовке мусульманам выполняемой роли и критики их стран. Если у мусульман, живущих сегодня на Западе, существуют проблемы образовательного, экономического, политического и интеллектуального характера, и если у них ощущается недостаточность трудовой культуры, несомненно, на них и на их организации возлагается большая ответственность. В первую очередь мусульманам необходимо помочь европейцам избавиться от исламофобии, в частности тесно сотрудничать с соответствующими должностными лицами и устанавливать прямые и открытые отношения.

Что принесет Европе, потерявший социальность Ислам?

Определенные слои общества желают видеть Ислам и мусульман, ограниченными от общества, семьи и человека. Невозможно сравнивать с остальным миром Европу, где настолько распространены случаи распада семей, наличия детей-сирот, гомосексуализма и наркомании. Что касается социальных ценностей, то Европа переживает эпоху агрессии, когда люди теряют свою человечность и когда людям недостаточно нормальных отношений из-за высокого уровня экономической удовлетворенности. Исламские ценности могут стать для них последним «оплотом». Поэтому ограниченный от общества, семьи и человека ислам только ускорит крах Европы.

Христиане и евреи должны оказывать поддержу мусульманам.

Такой ислам не принесет пользы. Мы видели подобные процессы в иудаизме и христианстве. Я думаю, что христиане и евреи были бы недовольны эрозией социальных ценностей, крахом морали и безмерным эгоизмом. Секуляристов также беспокоит полное исчезновение человеческих ценностей. По сути, христиане и иудеи должны реагировать на исчезновение этих ценностей.

Европейские мусульмани должны контролировать свою повестку дня.

Помимо всего этого, мусульмане должны также контролировать свою повестку дня в Африке, Америке, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и, конечно же, в Европе. А как? Мы обсудим эту тему на следующей неделе.

Кудрет Бюльбюл

Декан факультета политологии Анкарского университета им. Йылдырыма Беязыта 

Продолжение

трендовые темы