СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Падение Казанского ханства

Опубликовано

Ханом был провозгла­шен малолетний сын Сафа-Гирея – Утямыш-Гирей. Пра­вительством руководила от его имени мать Сююмбике. Это была красивая, умная и энергичная женщина, которая пользовалась огромным авторитетом и любовью у наро­да. Однако реальная власть принадлежала крымцам.

Иван IV, недовольный самостоятельностью казанских правителей, встал на путь решительных военных дей­ствий. Зимой 1548-1549 гг., а затем зимой 1550 г. были предприняты два больших похода на Казань. Оба похода возглавлял сам царь, и оба они потерпели пол­ную неудачу. Царское правительство начало более тща­тельно готовиться к завоеванию Казани на основе опре­деленного плана.

24 мая 1551 г. в устье Свияги, на Горной стороне Казанской земли, была заложена русская крепость. Окрестных жителей привели к присяге на верность царю. Водные пути, ведущие в Казань, были перерезаны, и сто­лица оказалась в блокаде.

Военные приготовления Москвы сильно тревожили ка­занцев и одновременно вызвали бурю возмущений, кото­рую они направили на правительство Утямыш-Гирея. Крымский гарнизон в таких условиях решился на бег­ство, оставив столицу совсем беззащитной. Казанское пра­вительство вступило в переговоры с русскими. Было дос­тигнуто соглашение, по которому престол занимал Шах­-Али. Утямыш и его мать Сююмбике подлежали выдаче московским властям. 11 августа 1551 г. их отправили в Москву. Это было днем траура для казанцев.

В августе того же года Шах-Али стал ханом. Состоял­ся курултай, участники которого скрепя сердце под дав­лением Москвы дали согласие на присоединение к Рос­сии правого берега Волги – Нагорной стороны. Казан­цы, услышав это, пришли в негодование. Многим стало ясно, что Иван IV хочет покончить с их государством, мирным путем присоединив казанские земли, которы­ми будет управлять московский наместник.

9 марта 1552 г. произошел переворот, образовалось временное правительство эмира Чапкуна Отучева, которое поставило своей целью вер­нуть Горную сторону, восстановить контроль над всем Казанским ханством. На престол был приглашен астра­ханский царевич Ядыгар.

Неотвратимо надвигалось решительное столкновение. 23 августа 1552 г. огромная 150-ти тысячная армия во главе с Иваном IV подошла к Казани. Город казался неприступным.

По приказу Ивана IV Казань была окружена целой системой осадных сооружений.

4 сентября прогремел первый взрыв, принесший мно­го жертв и разрушений. Но защитники не сдавались. Почти целый месяц шли беспрерывные бои.

Между тем развязка приближалась. 1 октября в рус­ские войска поступил приказ готовиться к последнему штурму. Казанцы ответили: мы дру­гую стену поставим, все помрем или отсидимся».

Русские заняли позиции.

На 2 октября было назначено общее наступление на Казань.

Накануне провели сильную артподготовку. Никто не спал той ночью: казанцы готовились к последней, решающей схватке с врагом, русские заняли свои наступательные позиции в ожида­нии общего сигнала к атаке. И вот перед рассветом у Аталы­ковых и Ногайских ворот одновременно произошли два мощ­нейших взрыва в общей сложности там было заложено 48 больших бочек пороха. Однако численный перевес был явно на стороне противника и он все более начинал теснить осаж­денных.

Но тут победа чуть было не склонилась в пользу татар: московиты стали грабить дома, клети, амбары, началось самое настоящее мародерство. Увидев все это и испытав мощный подъем сил, татары набросились на врага. Свежая русская сила начала теснить татар к кремлю.

Здесь произошла последняя битва. Во главе защитников го­рода стояли Ядигер-хан и Кул Шариф, глава всех мусульман страны. Сеид героически пал в бою, к полудню был взят в плен Ядигер. Самым последним оплотом казанцев стал «Царев двор», где собралось до 10тысяч оставшихся в живых воинов­татар. Лишь незначительная часть казанцев смогла перейти Казанку и уйти в леса.

В городе началась резня. Русские источники сообщают, что мужчин перебили, а женщин и детей раздали русским воинам. Кровь татарская текла рекой, трудно было пройти через множество валявшихся трупов. Ими были пере­полнены берега Казанки под кремлем, ямы, овраги, рвы обо­ронительных укреплений; местами их кучи доходили до высоты городских стен. В 3 часа дня в город въехал на коне Иван Грозный, для чего с трудом очистили проход длиной всего в сто шагов от Муралеевых ворот до ханского дворца.

Казань пала. Иван Грозный въехал в крепость и заложил в ней Благовещенскую церковь.

Казанское ханство прекратило свое существование. Его территорию включили в состав Руси, а Иван Грозный стал именовать себя и «царем Казанским».

Население завоеванного края еще в течение нескольких лет вело вооруженную борьбу. Однако его сопротивление в условиях превосходства сил Русского государства не смогло привести к восстановлению независимости.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История и современность

Султан Абдульхамид и его роль в истории для потомков

Опубликовано

Передает NajmNews со ссылкой на http://www.trt.net.tr

Автор программы – декан факультета политологии университета им. Йылдырыма Беязыта, профессор Кудрет Бюльбюль.

Султан Абдульхамид Второй скончался 10 февраля 1918 года. В этом году – 101-я годовщина со дня его смерти. Но история не означает прошлое. То, что освещает будущее, принимается за основной критерий. По этой причине на историю необходимо смотреть не с точки зрения похвалы или критики, а с точки зрения урока на будущее. Как сказал поэт Мехмет Акиф, история – это повторение.

«Было бы повторение, если бы были усвоены уроки?» Если посмотреть с этой точки зрения, период правления султана Абдульхамида является для нас одним из самых показательных примеров в истории, который поможет нам лучше осознать и понять настоящее время. Несомненно, в этом периоде есть попытки развития, строящиеся школы, дороги, отношения с далекими странами, политика глобального баланса, и все это – важные вопросы, требующие пристального внимания. После указания на несколько тем автор программы, отталкиваясь от проблем, с которыми мы сталкивались в то время, желает осветить имеющиеся сегодня вопросы.

Можно сказать, что целью султана Абдульхамида были попытки спасти огромную разваливавшуюся империю путем проведения политики баланса между империалистическими силами того времени. Вся жизнь так называемого «больного человека», как еще называли Османскую империю позднего периода, была посвящена борьбе с внешними силами и внутренними силами, которые сотрудничали с внешними актерами. По этой причине султан столкнулся со многими незаслуженными обвинениями в свой адрес. После прихода к власти партии «Иттихат ве Теракки « («Единение и прогресс»), которая обвинила его в деспотизме, попирающем права меньшинств, было принято множество указов и распоряжений, которые содержали в себе еще большие репрессии. В тот период евреи-сионисты при поддержке Великобритании пытались основать на территории Османской империи государство Израиль.

Катип Челеби сравнивал государства с человеком, как это делал и Ибн-Хальдун. Как и у человека, у государства есть периоды детства, молодости и старости. Согласно Катипу Челеби, Османское государство давно пережило детство, юность и зрелость, и вступило в период старения. Но, как доктора стараются продлить жизнь больного, так и опытные и мудрые правители могут отсрочить распад государства. По этой причине Челеби говорил, что бразды правления в Османской империи должны быть оставлены мудрому и опытному правителю (sâhib’üs-seyf).

Султан Абульхамид был как раз тем самым мудрым правителем, о котором говорил Катип Челеби. Но изменился дух времени. Эра империй подходила к концу. В начале XXвека не только Османская империя покинула мировую политическую арену. Вместе с ней прекратили свое существование Российская империя, Австро-Венгрия, и причиной тому послужила Первая мировая война. Британская империя, считавшаяся сильнейшим актером того времени, потеряла былую мощь и славу вместе с концом Второй мировой войны.

 

Отражение в действительности

С точки зрения отражения тех событий на действительности можно сказать, что в тот период султан Абдульхамид начал строить отношения с другими странами в глобальном масштабе, что вызвало большой интерес к мусульманам во всем мире. По этой причине во многих странах мира можно увидеть исторические памятники эпохи Абдульхамида, от Японии до Китая, от Африки до Ближнего Востока и Европы. Среди всех османских падишахов, возможно, только Абдульхамид оставил огромное количество памятников во всех сферах, несмотря на трудное положение государства в то время.

По причине того, что Абдульхамид не был падишахом периода расцвета, а занимался защитой и спасением государства, его наследие, дошедшее до наших дней, выразилось более в форме попыток спасения и результатов спасения государства.

Низвержение Абдульхамида путем переворота с точки зрения результатов может рассматриваться как высшее проявление традиции переворотов, среди всех попыток, предпринятых до того времени. Традиция демократии, продолженная после зачинщиков  переворота, членов «Иттихад ве Теракки», линией Мендереса, Озала и Эрдогана, нашедших себя в революции и свободе, продолжалась на всем протяжении истории республики. Шаги по демократизации в период правления Партии справедливости и развития, ослабили традицию переворотов и военного давления в Турции. С переходом к президентской системе правления в Турции наступил, возможно, период с самой ослабленной традицией переворотов.

Деятельность по свержению Абдульхамида, и в особенности работа членов «Иттихад ве Теракки» оставила наследие в виде практики, в которой мыслители, чиновники, армия и другие внутренние элементы могут осуществлять тесное сотрудничество с внешними силами, втайне от народа, и которая порождает серьезные последствия для народа и государства. Те процессы в государстве, с которыми столкнулись Мендерес, Озал, Эрбакан и Эрдоган, являются продолжением тех процессов, которые уже были в прошлом и окончились успешно.

Личность султана Абдульхамида демонизировалась как внутри страны и за ее пределами, преподносилась как источник проблем, и в обществе формировалась идея о том, что в случае низложения султана все эти проблемы исчезнут. Высказывания ненависти в адрес одного конкретного человека ставили целью показать его как источник всех проблем; известно, что Мендерес, Озал и Эрдоган также столкнулись с этим.

 

Сожаления, покаяние.

Некоторые мыслители, ставшие свидетелями событий после низложения Абдульхамита, выразили свое сожаление и публично покаялись. Самым известным из них стало стихотворение Рызы Тевфика «Покаяние перед его величеством, султаном Абдульхамитом».  В нем поэт открыто приносит свои извинения перед султаном:

 

Когда в истории будет звучать твое имя,

Они признают твою правоту, о великий султан.

Это были мы, которые без зазрения совести

Клеветали на самого политичного султана века.

 

В то же время нельзя сказать, что публичное покаяние перед султаном Абдульхамидом стало распространенной практикой среди чиновников и мыслителей, оппозиционно настроенных к власти. Как сказал Кемаль Тахир, эти мыслители и чиновники стали частью процесса вестернизации для спасения Османского государства. Несмотря на то, что они видели слабость государства, они не свернули со своего пути, а обвиняли тех, кто противился им, в отсталости. Как говорил Кемаль Тахир, «В каком-то смысле они просуществовали так вплоть до предательства. Эти просветители и прогрессивные османские деятели встретили распад империи в 1918-м году как неминуемую гибель, результат провидения. Можно даже сказать, что они были убеждены в своей правоте».

Актуальны ли выражения, использованные Кемалем Тахиром для османских деятелей и чиновников, для некоторых государственных деятелей и просветителей периода Республики? Испытывали ли эти просветители раскаяние и сожаление по причине тех последствий, с которыми столкнулась Турция после казни премьер-министра Аднана Мендереса, после, по мнению автора программы, убийства Тургута Озала? Просветители такого пошиба, которые, как попугаи, повторяют западную пропаганду, направленную против Эрдогана и не имеют других тем для разговоров, устыдятся ли своих действий в случае если, не приведи Господь, остановится продвижение и развитие Турции? Вполне возможно, что они вновь попытаются обелить себя, для того, чтобы не отвечать за свои действия.

Продолжение

История и современность

Имам Шамиль

Опубликовано

Лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи (Кавказская война), третий имам Имамата Нагорного Дагестана и Чечни. В 1859 году был осажден в Гунибе и 7 сентября (по новому стилю) сдался в плен.

Детство и юность Шамиля

Родился в аварском селении Гимры (Генуб) Койсубулинского общества примерно в 1797 году (по другим сведениям примерно в 1799 году). Отец – аварский уздень (представитель благородного сословия) Денгау Мохаммед, мать – из боковой ветви казикумухского правящего рода. При рождении получил имя Али. Чтобы избежать несчастливой судьбы, дед дал болезненному ребенку другое имя – Самуил, которое на Кавказе звучит как “Шамиль”. И Шамиль вырос крепким и здоровым юношей. Позднее сам Шамиль говорил, что в этом следовал пророку Мохаммеду, который дважды менял свое имя.

С детских лет Шамиль дружил с первым имамом Гази-Мохаммедом ибн Исмаилом аль-Джимрави аль-Дагестани (часто встречается русское написание его имени – Кази-мулла, Гази Мухаммед, Гази Магомед), эта дружба сохранилась до самой смерти Гази Мухаммеда. Шамиль учился у Саида аль-Харакани, потом у шейха аль-Саида Джамала аль-Дина, который ввел его в накшбандийское братство, а шейх Мохаммед аль-Яраги посвятил его в халифы.

В 1828 или 1829 году Гази Мухаммед был избран первым имамом и объявил газзават (священную войну) против России. Шамиль присоединился к нему и принимал участие в боях с русскими войсками.

В 1832 году Гази Мухаммед и Шамиль были осаждены русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Гази Мухаммед погиб, а Шамиль, хотя и сильно израненный, сумел пробиться и спастись.

Вторым имамом после Гази Мухаммеда стал Гамзат-бека ибн Али Искандер-бека аль-Гуцали (Гамзат-бек).

Шамиль оставался активным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама 1.

Шамиль во главе Имамата Чечни и Дагестана

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти2.

В 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау захватил резиденцию Шамиля – аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан, где укрепив свою власть среди горцев, возобновил борьбу.

В 1837 году, потерпев очередное поражение, Шамиль заключил перемирие и выдал заложников, но через год снова поднял восстание и добился больших успехов, несмотря на превосходство сил противника. В это время начались народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане, что сыграло на руку Шамилю.

За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии. К 1835 году он усилился настолько, что осадил в Хунзахе правителя Аварии Аслан-хана Казикумухского.

Экспедиция, посланная против Шамиля в 1839 году под руководством генерала П.Х. Граббе, осадила его в крепости на горе Ахульго. В ходе ожесточенного штурма 21 августа 1839 года с младенцем на руках погибла жена Шамиля Джавгарат. Убит был его дядя Бартыхан, а сестра имама Патимат бросилась в пропасть. Имам Шамиль с небольшим отрядом мюридов пробился сквозь ряды осаждающих и скрылся в горах Аварии.

В 1840 году Шамиль возобновил военные действия в Чечне, где к тому времени вспыхнуло восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года Шамиль контролировал всю Чечню.

Весной 1842 года генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском селении Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил. Головина на посту командующего Отдельным Кавказским корпусом сменил генерал-адъютант А.И. Нейдгарт.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Реформы имама Шамиля

Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата – теократического государства, базирующегося на принципах шариата.

В 1842 году из приближенных Шамиля был создан совет (диван) для решения политических, административных, религиозных и судебных обязанностей. В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал жалобщиков.

В 1842-1847 годах был принят свод правовых положений Шамиля под общим названием “Низам” (Порядок).
Сборник состоял из постановлений и правил, соответствующих требованиям шариата и дополнявших его положения с учетом тех или иных конкретных обстоятельств. В низамах рассматривались вопросы женитьбы и наследства, торговли и мены, денежные штрафы за драки и поножовщину, положения об общественной казне и содержании административных лиц и т.п. Введен запрет на народные увеселения. Запрещен был обычай кровной мести (канлы) и умыкания невест и даже выкуп за неё.

Правовая реформа (низам) Шамиля, как и другие мероприятия, проводившиеся в имамате в условиях бесконечных войн, не могла быть последовательной и окончательной. Положения мусульманского права сочетаются в ней с некоторыми нормами традиционных законов горцев – адата. В наибствах по законам низама судили с учетом местного обычного права.

Важным последствием 25-летнего правления Шамиля стало также распространение в Чечне и Дагестане суфийских тарикатов, которые до сих пор оказывают большое влияние на повседневную жизнь этих народов.

Шамиль оставил в неприкосновенности основу горского общества – традиционную общину. Именно сельская община (джамаат) стала социальной опорой государства Шамиля.

Под руководством Шамиля в имамате сложился эффективный административный аппарат, состоящий из наибов и мюридов. В обязанности наибов входило управление наибством, сбор налогов, набор рекрутов, наблюдение за исполнением законов шариата. При наибах находились муфтии, которые руководили деятельностью судей (кадиев), толковали мусульманские законы и решали спорные дела. Первоначально каждый наиб имел право назначать и смещать муфтиев и кадиев, а также судить и казнить жителей наибства. Приговор о смертной казни обязательно утверждал сам имам. Наибские мюриды, в отличие от мюридов тарикатских, были помощниками наибов (своего рода “наибской гвардией”). За свою службу мюрид получал все необходимое для жизни и войны.

Реформы Шамиля, направленные на смену власти ханов и беков на имамо-наибскую, встречали решительный отпор, потому что шли вразрез с традиционным укладом жизни горцев. Стремление Шамиля заменить суд по адату шариатским судом потерпело полный крах. После пленения третьего имама “все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дел по адату, и от шамилевского шариата осталось только одно воспоминание…” (генерал А.В. Комаров) 3.

Новый порядок насаждался жесткими, а зачастую и просто жестокими методами. Так, в 1844 году по причине убийства своего ставленника, Шамиль поголовно уничтожил всех жителей восставшего аула Цонтери 4.

Во внешней политике Шамиль ориентировался на турецкого султана и с недоверием относился к западным странам, предпочитая не иметь дела с гяурами-неверными. По своей инициативе имам не устанавливал связей с христианскими политиками. В дипломатической переписке Шамиль признавал первенство духовной власти за османским султаном, который также носил титул халифа и претендовал на преемственность с правителями Арабского халифата.

Благодаря реформам Шамилю удавалось почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи 5. После пленения Шамиля начатые им преобразования продолжали проводить в жизнь его наибы, перешедшие на русскую службу. Уничтожение горской знати и унификация судебно-административного управления Нагорного Дагестана и Чечни, осуществленные Шамилем, помогли утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе.

Крымская война и падение Имамата

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.

К середине 1850-х годов Шамиль стал суверенным правителем. Ему принадлежала верховная светская и религиозная власть. Он официально принял титул халифа (амир ал-муминин, в переводе с арабского – предводитель правоверных), что должно было придать его власти легитимность в глазах мусульман Кавказа и Ближнего Востока. Тем самым Шамиль прямо связывал себя с преемниками Мухаммеда, четырьмя “праведными халифами”, при которых в мусульманском мире VII веке и появился этот титул.

Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад.

Накануне Крымской войны 1853–1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Наладить взаимодействие с турецкими войсками, оперировавшими на Кавказе, не удалось, а действия Англии и Франции ограничивались поставками вооружения и военных материалов.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854–1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг Имамата.

В 1858 году против Шамиля восстали чеченцы, уставшие от войны и недовольные жесткой авторитарной политикой Шамиля.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. К середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

Последние годы Шамиля

10 октября 1859 года Шамиль прибыл в ссылку в Калугу, с ним приехали 22 человека из числа близких родственников и преданных нукеров и слуг. Прибывшие сначала разместились в лучшей калужской гостинице француза Кулона, позже проживали в доме местного помещика Сухотина, который сдавал 13 комнат и сад во дворе внаем за 900 рублей в год. На ежегодное содержание Шамиля Александр II выделил из царской казны 30 тысяч рублей. 26 августа 1866 года Шамиль вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания принял присягу на верность российскому царю.

В 1866 году Шамилю было разрешено переехать жить в Киев.

В 1870 году император Александр II позволил Шамилю выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля (16 февраля по новому стилю) 1871 года 6. Похоронен в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище Аль-Бакия.

Семья

Первая жена, Патимат, родившая Шамилю трех сыновей и двух дочерей, и вторая жена, Ждаварат, родившая ему сына, умерли во время войны 7. Также Шамиль был женат на армянке Анне Ивановне Улухановой, которую после принятия ею магометанства стали звать Шуаннат, она была любимой женой имама. Его последнюю жену звали Заидад.

Один из трех сыновей имама, Гази Магомед, стал турецким генералом и во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов командовал кавказским добровольческим отрядом. Внук Шамиля от его младшего сына Камила по имени Саид-Шамиль воевал с русскими в Дагестане в 1920-х годах. Третий сын Магомед-Шафи стал русским генералом.

Образ Шамиля в литературе, публицистике и пропаганде

Французский беллетрист Александр Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу в 1858 году, на страницах издаваемого им журнала “Монте-Кристо” сравнивал Шамиля с прикованным к горе Кавказа Прометеем, который “борется против русских царей”.

Во французской и английской публицистике XIX века ему придали образ “благородного дикаря”, не пожелавшего променять свободу родных гор на золотые оковы самодержавной России.

Примерно такой же оценки Шамиля придерживались в своих корреспонденциях Маркс и Энгельс, публиковавшие во время Крымской войны (1856-1857) в американской газете New York Herald Tribune свои отчёты о Кавказе и восточном вопросе.

Имя героя национально-освободительной борьбы использовали в своих политических играх любые противоборствующие стороны. Во время Великой Отечественной войны на деньги, добровольно собранные жителями Дагестанской АССР, была сформирована советская танковая колонна “Шамиль”. В директиве вермахта от 11 июля 1942 года говорилось, что целью парашютно-десантной операции в районе Майкопа под кодовым названием “Шамиль” (Schamil) является захват нефтяных промыслов на Северном Кавказе.

Источники:

  1. М. Гаммер. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М. “Крон-Пресс”. 1998 
  2. Имам Шамиль. Биографическая справка. – РИА Новости, 7.09.2009 г. 
  3. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. 1868. Вып. I 
  4. Казиев Шапи Магомедович. Имам Шамиль. Молодая гвардия, 2003 
  5. Имам Шамиль: почему горцы до сих пор почитают своего предателя? – Еженедельник “Аргументы и Факты” № 36 02/09/2009. 
  6. Гогитидзе М. Д.. Военная элита Кавказа II, Генералы и адмиралы народов Северного кавказа. — Тбилиси : Меридиани, 2011. — С. 108. 
  7. Владимир Романов. Третий имам. – Журнал “Вокруг света”, №6 (2753), Июнь 2003 г. 

    Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/171025/
    © Кавказский Узел

Продолжение

История и современность

Имамат Шамиля и государство ваххабитов: сокрушительная победа и блестящее поражение

Опубликовано

Летом 1994 года в ходе первой своей встречи с довольно известным лидером такфиристского джамаата я спросил его: «В чём различие между тем, что сделал имам Шамиль и шейх Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб?». Он ответил: «Разница в том, что Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб одержал блестящую победу, а имам Шамиль потерпел сокрушительное поражение. Причиной тому является то, что имам Шамиль не уделил должного внимания вопросам вероубеждения мусульман», иначе говоря, он считал, что имам Шамиль собирал под знамя джихада всех-всех мусульман.

Однако, согласно непререкаемому авторитету ваххабитов Ибн Таймийе: «После веры в Аллаха нет ничего важнее, чем отражение напавшего на мусульман врага, и для этого не ставятся никакие другие условия, каждый защищается в меру своих сил и возможностей».

1. Имам Шамиль, да смилостивится над ним Аллах, воевал против Российской Империи, а шейх Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб — против Исламского халифата;

2. Имам Шамиль убивал исконных неверующих, посягнувших на землю мусульман, их религию, честь и достоинство, а Ибн Абду-ль-Ваххаб убивал мусульман халифата, дозволяя пролитие запретной крови и покушение на честь, достоинство и имущество верующих;

3. Несмотря на отсутствие помощи со стороны османского халифа, Шамиль, в отличие от Ибн Абду-ль-Ваххаба и его последователей, не выносил ему и его армии такфир, а напротив, признавал его халифом мусульман всего мира;

4. Имам Шамиль со своей армией защищал дальние рубежи халифата и проливал кровь для сохранения целостности Исламского государства, а Ибн Абду-ль-Ваххаб со своими последователями внёс раскол в самом сердце халифата — на Аравийском полуострове, в колыбели исламской религии — и ради сохранения своей власти проливал кровь мусульман;

5. Имам Шамиль, согласно его биографам, был крупным знатоком исламского права (фикх) и основ законоведения (усулу-ль-фикх), в совершенстве владел арабским языком, но он не писал трактатов по единобожию, а ценой собственной жизни и жизни своих родных и близких защищал Единобожие от посягательств неверующих и установил на подконтрольных ему территориях в Дагестане и Чечне шариат, что является обязательным требованием единобожия, а Ибн Абду-ль-Ваххаб писал трактаты о единобожии на бумаге и нарушал это самое Единобожие на деле, дозволяя запретное, как это имело место в случае с Мухаммадом ибн Саудом, которому он дозволил взымать с подданных запретное имущество, а также дозволяя пролитие запретной крови мусульман и захват их имущества в качестве трофеев;

6. Имам Шамиль был избран имамом с соблюдением всех требований шариата, когда был созван съезд (маджлису-ш-шура) учёных, старейшин племён и полководцев, именуемых в шариате «ахлю-ль-халль ва-ль-акд», которые и выбрали его имамом, а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб и Мухаммад ибн Сауд не были избраны никем из мусульман, не говоря уже о представителях «ахлю-ль-халль ва-ль-акд», а являлись самозванцами, в корыстных целях узурпировшими власть и использовавшими её не ради укрепления единства мусульман, а ради внесения раскола в их ряды, в то время когда их слово было едино, их враг был един и их правитель был един;

7. Имам Шамиль совершал джихад на пути Аллаха, защищая религию Аллаха, а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб следовал путём хариджитов, защищая интересы врагов ислама;

8. Имам Шамиль, да смилостивится над ним Аллах, сражаясь на пути Аллаха, десятками тысяч убивал врагов Аллаха из числа царских солдат, тем самым, укрепляя мощь мусульман и препятствуя дальнейшему продвижению вражеских войск на земли халифата, а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб, сражаясь против Исламского халифата, убивал десятки тысяч мусульман, в том числе крупных учёных, ослабляя мощь и силу Исламского государства;

9. В ходе только одной Даргинской экспедиции (экспедиция в чеченские сёла Дарго-Ведено, в которых на тот момент находилась столица Имамата) в 1845 году от рук муджахидов Имамата Российская империя потеряла более 30.000 солдат и офицеров убитыми, что превысило потери России за двухлетнюю войну с Персией. В то же время последователи Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба убили не меньшее количество мусульман в ходе их военных походов на земли халифата в Ираке и Шаме, тем самым ускоряя падение Исламского государства и открывая дорогу европейским колониалистам в страны мусульман;

10. Имам Шамиль шёл путём наших праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), а Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб следовал по пути ранних хариджитов обвиняя в неверии мусульман, дозволяя пролитие их крови, захват их имущества и покушение на их честь и достоинство. Тем же путём сегодня следуют и его единомышленники на Востоке и Западе, причём всё это делается ими под прикрытием защиты единобожия и шариата. Как же сегодняшний день похож на вчерашний!

Автор: Абу Мухаммад ад-Дагистани

Дарульфикр.ру

Продолжение

трендовые темы