СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Актуально об Исламе

Об отношении к болезням,  невзгодам и действиях при них

Опубликовано

Награда за проявление терпения во время эпидемии

 

1. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи ва саллам сказал:

«Умерший от недуга в животе – мученик (шахид), умерший от чумы – мученик».

Пояснение: Известно, что чума всегда в любом обществе вызывала тревогу. Всех постоянно беспокоила мысль о мерах противостояния ей. Неоспоримым фактом является и то, что в местах распространения чумы погибает много людей. К тому же чума – очень быстро передаваемая болезнь, и самый эффективный метод упреждения ее распространения – изоляция больных от здоровых.

Человек, находящийся в очаге распространения эпидемии, подвергается опасности заболеть смертоносной болезнью, испытывает неудобства от необходимости не покидать свое место даже под угрозой заражения болезнью. Следование человеком таким требованиям служит целям предотвращения распространения смертельного недуга. Именно поэтому люди, находившиеся в очаге и умершие от эпидемической болезни, приравнивались к мученикам. То есть человек, проявивший терпение ко всем страданиям от болезни и не ушедший в другие места из своего места пребывания, подчинившись религиозному повелению, получит статус мученика. В этом поучении, наряду с призывом больных к терпению, есть большое утешение для его родных и близких, оставшихся в живых. Они пребудут во мнении, что такой-то, заразившись чумой, соблюдал хадис и умер, проявляя терпение, а посему обрел статус мученика.

Не удивительно, если упоминаемый в хадисе «недуг в животе» является инфекционной болезнью, подобной чуме.

В некоторых других хадисах в отношении умерших, в том числе и умерших в вышеупомянутых чрезвычайных обстоятельствах, также используется слово «шахид» (мученик). Их называют умершими в статусе мученика.

Эти значения и присущие им понятия прояснятся еще больше в процессе изучения последующих хадисов.

 

2. Передается от Аиши радияллаху анха, как она спросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о чуме, и он известил ее об этом так:

«По сути, она была мучением, которое насылал Аллах на тех, на кого Он пожелал. Так, Аллах сделал ее милосердием для верующих. И нет ничего, кроме награды, сходной с наградой мученика, для раба, которого настигла чума и который терпеливо пробыл в своем краю, зная, что поистине не постигнет его ничто, помимо того, что предписал ему Аллах».

Оба передал Бухари.

Пояснение: В этом хадисе вновь становится очевидным, насколько Всевышний Аллах милосерден к мусульманам. Эта истина явственно исходит из возвещения в хадисе о том, с какой целью насылалась эпидемическая болезнь на других и с какой иной целью она насылается на правоверных.

«По сути, она была мучением, которое насылал Аллах на тех, на кого Он пожелал. Так, Аллах сделал ее милосердием для верующих».

В самом деле, известно, что многие народы в истории были уничтожены различными болезнями, в том числе и чумой. Всевышний Аллах сделал чуму милосердием для мусульман, тогда как для других она насылалась как мучение. Если мусульмане будут делать то, что повелевает Всевышний Аллах, то в случае смерти они покинут этот мир мучениками.

Слова Пророка саллаллаху алайхи ва саллам: «И нет ничего, кроме награды, сходной с наградой мученика, для раба, которого настигла чума и который терпеливо пробыл в своем краю, зная, что поистине не постигнет его ничто, помимо того, что предписал ему Аллах» – подтверждают именно это значение.

Используя современную терминологию, это можно назвать «санитарными мерами предохранения», что на иностранном языке называется «карантином».

Ислам, заботясь об интересах масс, именно так награждает тех людей, которые жертвуют собой ради упреждения распространения эпидемии за пределы ее очага. Этот смысл еще больше проясняется в последующем предании.

 

3. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам сказал:

«Чума – бедствие или мучение. Она была послана сынам Исраила или тем, кто был до вас. Когда услышите, что она случилась где-то на земле, не ходите туда. Если она случилась на земле, на которой пребываете вы, не выходите [оттуда], убегая от нее».

Передали два шейха и Тирмизи.

Пояснение: Союз «или» во фразах «бедствие или мучение» и «сынам Исраила или тем, кто был до вас» используется в этой передаче хадиса «из-за сомнения», как это называется в науке хадисоведения. То есть, без сомнения, сам Пророк саллаллаху алайхи ва саллам точно использовал одно из этих слов или сочетаний, однако передатчик засомневался в том, какое именно было слово или словосочетание. Иными словами, передатчик не сумел запомнить точно, какое из слов или сочетаний было употреблено Пророком саллаллаху алайхи ва саллам, и передал все как есть, дабы не допустить вероломства к аманату.

Мы сначала узнали, что чума является для иных мучением, а для мусульман милосердием. Теперь излагается, как мусульманская община должна относиться к этой болезни при ее появлении.

«Когда услышите, что она случилась где-то на земле, не ходите туда».

Ибо если отправитесь туда, есть вероятность заразиться этой болезнью. И если, упаси Аллах, все же что-либо случится с вами, будете сожалеть, что напрасно вы туда пошли.

«Если она случилась на земле, на которой пребываете вы, не выходите [оттуда], убегая от нее».

Потому что если вы покинете пределы этого места, чума может распространиться и на другие края.

Это и есть санитарные меры предотвращения распространения заболевания, установленные религией Ислам еще тысячу пятьсот лет назад. Здесь ясно просматривается, как эта защитная мера устанавливалась – не посредством административного бюрократизма, а повышением медицинской культуры среди населения.

 

4. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:

«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам. Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада – Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи и сообщили о том, что в Шаме появилась чума. И Умар сказал Ибн Аббасу:

– Позови ко мне первых мухаджиров.

Я позвал их. Он посоветовался с ними. Они впали в разногласия. Некоторые сказали:

– Ты вышел ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него.

Другие же сказали:

– Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме.

– Уйдите прочь от меня! – сказал [им] Умар, затем попросил: – Позови ко мне ансаров.

Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути переселенцев в разногласии. Им он также сказал:

– Уйдите прочь от меня! – А потом сказал: – Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша.

Я позвал их. Не разошлись из них во мнении даже двое. Они сказали:

– Советуем тебе не вести их к чуме и возвращаться обратно.

Умар через глашатая объявил среди людей:

– Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное.

Тогда Абу Убайда сказал:

– Убегая от предопределения Аллаха?

Умар сказал:

– Разве не мог сказать это другой, кроме тебя?! – Умар не любил перечить ему. – Да, убежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха. Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предопределению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предопределению Аллаха. Не так ли?!

В это время подошёл Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам. Он сказал:

– Я обладаю знанием в отношении этого. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам сказал: «Когда вы услышите о том, что она [чума] существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где вы находитесь, не выходите [оттуда], убегая от нее.

Тогда Умар ибн Хаттаб восхвалил Аллаха и вернулся назад».

Передали два шейха.

Пояснение: Из этого можно извлечь множество сведений. Поэтому будет лучше проанализировать содержание этого хадиса обстоятельно, детально.

«Умар направлялся в сторону Шама».

Эта поездка была осуществлена во время халифата почтенного Умара. Он вышел в путь, взяв с собой нескольких сахабов, чтобы ознакомиться с положением мусульман в Шаме. Известие о том, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в путь в сторону Шама, разошлось повсюду. В том числе это известие достигло и до Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху, который был в то время наместником Шама. Он вышел в путь со своими людьми, чтобы встретить халифа.

«Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада – Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи и сообщили о том, что в Шаме появилась чума»

Сарг – название первого из расположенных на пути из Хиджаза селений Шама.

Аджнад – так именовались пять знаменитых городов Шама того времени. Это – Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кунсурайн.

Тогда правители данных пяти городов вместе с Абу Убайдой ибн Джаррахом радияллаху анху вышли встречать почтенного Умара.

Обычно вышедшие встречать главу общества после приветствий заводят речь о самых важных и актуальных вопросах. Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху и его товарищи тоже сообщили почтенному Умару о самой актуальной проблеме своей страны – о появлении чумы.

«Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:

– Позови ко мне первых мухаджиров.

Я позвал их. Он посоветовался с ними».

Почтенный Умар стал советоваться с людьми по поводу чумы, так как был в неведении насчёт благородного хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам об этом. Если бы почтенный Умар знал хадис, он ни с кем не стал бы советоваться, а сразу последовал бы ему. Как нарочно, и призванные для совета тоже не знали о хадисе.

«Они впали в разногласия».

Тогда среди первых мухаджиров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, возникли разногласие по этому вопросу.

«Некоторые сказали:

– Ты вышел ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него».

То есть, о Умар, ты вышел, чтобы справиться о положении мусульман в Шаме. Об этом стало известно всем. Друзья и недруги пристально наблюдают за тобой. Если, прознав о чуме, ты повернешь отсюда вспять, это станет неприглядным поступком. Друзья опечалятся, а недруги возрадуются.

«Другие же сказали:

– Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме».

Они тоже выставили доказательства в пользу своего мнения. Они не хотели вести здоровых и почитаемых людей в опасные места.

Эти их разногласия не понравились халифу.

«– Уйдите прочь от меня! – сказал им Умар, затем попросил: – Позови ко мне ансаров».

Следовательно, сначала – мухаджиры, то есть они стоят на первом месте, а потом следуют ансары – жители Медины. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху продолжает рассказывать.

«Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути переселенцев в разногласии».

Как видно, среди ансаров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, тоже не было человека, кто слышал хадис о чуме. Поэтому и они разошлись во мнении касательно этого вопроса.

«Им он также сказал:

– Уйдите прочь от меня! – А потом сказал: – Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша».

Это были уважаемые старейшины племени Курайш, ставшие мусульманами только в день фатха Благородной Мекки. Поэтому с ними стали советоваться в последнюю, третью очередь.

«Я позвал их. Не разошлись из них во мнении даже двое. Они сказали:

– Советуем тебе не вести их к чуме и возвращаться обратно».

Как оказалось, они тоже не знали о хадисе. Вероятно, они извлекли поучительный пример из действий предыдущих советчиков и не стали расходиться во мнении перед халифом, а высказали единое мнение. Они посоветовали не входить в земли, где свирепствует чума, и возвратиться назад. Этот совет понравился почтенному Умару. Он решил вернуться.

«Умар через глашатая объявил среди людей:

– Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное».

Под этим подразумевалось, что Умар намеревается вернуться в Медину. Безусловно, хотя это решение и понравилось многим, но сирийцам, ожидающим уважаемых гостей, оно пришлось не по душе.

«Тогда Абу Убайда сказал:

– Убегая от предопределения Аллаха?»

Подобные тяжкие слова наместника в Шаме, великого сподвижника, Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху свидетельствуют о его негодовании. Он был великим человеком, который смел говорить с почтенным Умаром в таком тоне.

«Умар сказал:

– Разве не мог сказать это другой, кроме тебя?!».

Это означало: «Было бы лучше, если бы слова, что ты сейчас мне сказал, изрек другой человек».

Для того чтобы объяснить, зачем почтенный Умар сказал так, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху добавляет свои поясняющие слова в повествование:

«Умар не любил перечить ему».

Почтенный Умар из уважения к Абу Убайде ибн Джарраху радияллаху анху удерживал себя от высказываний, которые могли противоречить его словам. Теперь же он вынужден был вступить с ним в спор на виду у многих. В продолжение своего ответа Абу Убайде радияллаху анху он сказал еще следующее:

«Да, убежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха».

То есть ты упрекаешь меня, говоря: «Убегая от предопределения Аллаха?», но здесь нет бегства от предопределения Аллаха. Если оно и имеется, то только от одного предопределения к другому.

«Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предопределению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предопределению Аллаха. Не так ли?!» – сказал Умар».

Или если, по-твоему, пасти на одной стороне – это по предопределению Аллаха, а пастьба на другой – вне предопределения Аллаха, тогда скажи так. Ведь все происходит по предопределению Аллаха. То, что мы делаем сейчас, тоже походит на это. На это ты не обижайся.

«В это время подошёл Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам».

Поэтому он не знал о том, что произошло до этого. Узнав же о сущности проблемы,

«Он сказал:

– Я обладаю знанием в отношении этого. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам сказал: «Когда вы услышите о том, что она [чума]существует в каком-либо месте, не идите в туда. Когда она случается на месте, где вы находитесь, не выходите [оттуда], убегая от нее».

Все, вопрос решен. Не осталось места ни для излишних советов, ни для споров.

«Тогда Умар ибн Хаттаб восхвалил Аллаха и вернулся назад».

Эта история весьма известна. Она приводится во многих книгах в связи с рассмотрением в них разных тем. Среди них имеются такие, как вопросы совета и совещания, акыды (вероубеждения) и предопределения, взаимоотношений между главой общества и наместниками, а также эмирами и другие подобные им вопросы.

Нам же для «Книги исцеления» в этой передаче важна та часть, которая касается вопроса о необходимости воздержаться от того, чтобы ходить туда, где есть чума, и не выходить оттуда тем, кто находится там.

В этом месте нам необходимо напомнить о том, что следует знать при изучении благородного хадиса.

1. Не обязательно, чтобы все сахабы слышали все хадисы Пророка саллаллаху алайхи всаллам.

2. Допустимо, что некоторые хадисы слышали считанные люди. Например, хадис с повелением не ходить туда, где есть чума, и не выходить оттуда. Оказывается, даже выдающиеся старшие сподвижники не слышали о нем. Из стольких людей только один человек – Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху – слышал об этом.

3. В случае надобности, поискав, можно найти хадисы, подобные этому и касающиеся случаев, которые происходят время от времени. Безусловно, вспышка эпидемической болезни случается не каждый год и даже не каждые десять лет. Это происходит очень редко. Поэтому когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам говорил хадис, касающийся этого вопроса, его слышали только присутствовавшие на той беседе, и поскольку не было необходимости, к этому никто больше не возвращался. Чумы не было и во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и в период халифата Абу Бакра Сыддика радияллаху анху, а также и в начале халифата Умара радияллаху анху.

И вот, во время путешествия почтенного Умара радияллаху анху в Шам люди столкнулись с этой проблемой. С этого момента начинается применение хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам по этому вопросу. Теперь был установлен порядок: если в каком-то регионе исламского государства появлялась инфекционная болезнь, никто туда не входил и никто не выходил оттуда.

4. Когда в жизни появляется что-то новое, ранее не проявлявшееся, то не следует принимать скоротечное самостоятельное решение, а нужно искать положения шариата по этому вопросу. Если об этом не знает конкретный человек или какая-то община, то могут знать другие. Старшее поколение сподвижников, в частности во времена праведных халифов (хулафаи рашидин), если возникал подобный вопрос, бросало среди людей клич: «У нас появилась такая-то проблема, есть ли кто, который слышал что-либо об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?». И тогда те, которые слышали об этом, рассказывали все, что знали, и люди следовали этому.

5. У некоторых людей имеется представление, подобное тому, какое продемонстрировал Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху: «Зачем же убегать от очага распространения болезни с целью самосохранения, тогда как существует вера в предопределение и предустановление Аллаха?». Против такого мнения есть уместное возражение: «Если их сомнения обоснованны, почему же тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелевал людям самосохраняться?».

Материал подготовлен по книгам
Шейха Мухаммад Садык Мухаммад Юсуфа

Абдуррауф хазрат Забиров

.

Актуально об Исламе

Ночь предопределения – Ляйлятуль-Кадр

Опубликовано

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, ­что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи в­а саллям) сказал: «Прошлые грехи человека­, который проведет Ночь Предопределения в­ поклонении, веря в ее достоинства и свят­ость и ожидая награду только от Аллаха, б­удут прощены».

Одно из проявлений безграничной милости Всевышнего – это Ночь Предопределения.
Эта ночь – самый благоприятный ­шанс, пожалованный нам нашим Господом, который использует любой случай, чтобы предоставить облегчение Своим рабам. Потому ч­то эта ночь лучше, чем тысяча месяцев, то есть лучше, чем длинная жизнь в 83 года и 3­ месяца.

Нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) была показана продолжительность жизни­ его общины (уммы). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нашел, что этот­ срок очень короток по сравнению с жизнью­ людей прошлого. Он подумал, что его общи­на (умма) не сможет совершить столько бла­гих дел, сколько они. По этой причине Все­вышний Аллах пожаловал ему и его общине Н­очь Предопределения, которая лучше тысячи­ месяцев. (Муватта’, И’тикаф 15).

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алей­хи ва саллям) рассказывал своим сподвижни­кам об одном человеке из сынов Исраиля. Э­тот человек, (которого звали Шам’ун Гази)­, взяв в руки оружие, тысячу месяцев сраж­ался на пути Аллаха, а ночи проводил в по­клонении. Пораженные мусульмане преисполн­ились зависти к нему. Тогда Всевышний Алл­ах, являя свою милость и милосердие к общ­ине (умме) Мухаммада, ниспослал суру аль-­Кадр:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в но­чь Предопределения. Откуда тебе знать, чт­о такое ночь предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [но­чь] нисходят ангелы и Дух (то есть Джибри­л) с дозволения их Господа, дабы исполнит­ь [Его] веления [на этот год]. [В эту ноч­ь] – ниспослание приветствий [верующим от­ ангелов] до [самого] наступления зари» (­аль-Кадр, 97/1-5) (см. Вахиди, с. 486). ­

Всевышний сделал самой благословенной ту ­ночь, в которую даровал нашему Пророку пророчество и начал ниспосылать наше священ­ное писание. Это достаточно, чтобы определить достоинство и великую ценность нашег­о Пророка, Корана, а также Ночи Предопределения.

Всевышний Аллах аятом суры ад-Духан «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в благосл­овенную ночь» сообщает о благословенности­ и святости Ночи Предопределения, о блага­х, заключенных в ней. ­

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва са­ллям) сказал:

­«В месяце Рамадан есть ночь, которая лучш­е тысячи месяцев. Кто остался обделенным ­ее благами, значит остался обделенным великим». (Ахмад, II, 230, 385). ­

Поклонения, совершенные в эту ночь, превосходят поклонения за тысячу месяцев, в ко­торых нет Ночи Предопределения. В эту ноч­ь ангелы определяют события, которые прои­зойдут в течение следующего года. В эту н­очь на землю спускаются сонмы ангелов во ­главе с Джибрилом (алейхиссалям). В эту н­очь, пока не побелеет восток, на всей зем­ле устанавливаются тишина и покой; люди б­ывают защищены от всякого зла. Ангелы, об­ходящие землю, приветствуют каждого мусул­ьманина, которого встречают, молятся за н­его и просят прощения. В Судный день они ­будут свидетельствовать о его поклонениях­ (ибадат) и заступаться за него.

Хадис пророка, мир ему,­  ­доносит до нас радостное известие, что гр­ехи людей, бодрствующих в Ночь Предопреде­ления, прощаются. Но условием этого являю­тся вера и искренность. То есть человек, все­м сердцем веря в слова Аллаха и Его Посла­нника, должен принять все сообщаемое о до­стоинствах этой ночи и, ожидая вознагражд­ения только от Аллаха, совершать поклонен­ия (ибадат). Только в этом случае, очисти­вшись от грязи грехов, подобным новорожде­нному, он встретит утро.

Прощение грехов – это очень большое достижение. Потому что сначала вещь очищают, а­ потом украшают. Поэтому просить прощение­ следует прежде всего. ­

­Аиша (радыйаллаху анха) передает, что она­ спросила:

– О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи в­а саллям), какую молитву (ду’а) мне читат­ь, если я узнаю, какая ночь будет Ночью Предопределения?  ­

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва са­ллям) ответил:

– Молись так: «О мой Господь! Ты прощающи­й, великодушный, Ты любишь прощать. Прост­и же меня!» (Тирмизи, Да’ват, 84/3513; Иб­н Маджа, Ду’а, 5).

В этом хадисе приводится одна из молитв (ду’а), которые следует читать в Ночь Предопределения. В эту ночь можно как читать ­другие молитвы, также совершать намаз, читать Коран, каяться и просить прощения грехов, заниматься поминанием (зикр) Аллаха­ и размышлением (тафаккур), просить благословения (салават) для Пророка. Тем, кто ­должен совершать намаз, более правильно прежде дополнительных (нафиля) намазов восполнить (када) пропущенные ими пятикратны­е намазы. Помимо всего этого, днем после ­Ночи Предопределения нужно делать добро, ­помогать другим, приносить радость обездо­ленным и заниматься другими благими делам­и. Самое меньшее из благ Ночи Предопределения – это совершение вечернего (аль-магр­иб), ночного (аль-‘иша) и утреннего (ас-с­убх) намаза коллективно. (См. Байхакы, Шуаб, III, 340). ­

Не каждый может бодрствовать всю ночь. Но­, следуя сунне нашего досточтимого Пророк­а (саллаллаху алейхи ва саллям), в послед­ние семь ночей, несколько уменьшив время ­сна, увеличить количество поклонений (иба­дат), отвести для них определенную часть ­ночи в ее начале и конце по силам каждому­. ­

Можно только пожалеть тех несчастных, которые, несмотря на Рамадан, пост и Ночь Предопределения, завершают этот месяц, не обретая прощения. Они упорно стараются удалиться от блага и милости. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ­сказал: «Да будет унижен человек, который­ прожил Рамадан и не обрёл прощения своих­ грехов!» (Тирмизи, Да’ват, 100/3545)

Абдуррауф хазрат Забиров

Продолжение

Актуально об Исламе

Соблюдение поста укрепляет иммунную систему

Опубликовано

С наступлением священного для мусульман месяца многие задаются вопросом, можно ли держать пост во время пандемии коронавируса, не опасно ли это для здоровья. По мнению автора, который является еще и врачом, голодание — это важнейший регулятор иммунной системы, а соблюдение поста снижает риск заражения инфекцией.

Sabah (Турця): соблюдение поста укрепляет иммунную систему

 

Халит Еребакан (Halit Yerebakan)

Известно, что коронавирус поражает людей с низким иммунитетом. При этом ослабляет иммунную систему не голодание, а неправильное питание. Соблюдение поста способствует укреплению иммунитета.

Пришел Рамадан, которого мы ждали с нетерпением на протяжении 11 месяцев. В этом году, как и каждый раз с наступлением этого месяца, ведутся споры о том, «кому можно держать пост, а кому нет». Эпидемия COVID-19 привнесла новое измерение в эти дискуссии. Мы знаем, что коронавирус больше поражает тех, у кого слабая иммунная система, а для поддержания иммунитета необходимо здоровое питание. В этой связи у многих возникает вопрос: «Соблюдение поста ослабляет иммунную систему?» Как врач я могу с чистой совестью ответить: «Нет». Подрывает иммунную систему не голодание, а неправильное питание, в то время как пост, напротив, способствует укреплению иммунитета.

Исцеляет организм

Возможно, вы заметили, что животные, когда болеют, отказываются от еды. При болезни организм сосредотачивается исключительно на отдыхе для снятия напряжения, возникающего в системах организма. Таким образом все внутренние энергетические системы животного переключаются на иммунитет. Иными словами, голодание в течение определенного времени играет важную роль в выздоровлении животных. То же самое касается человеческого организма.

Голодание на протяжении какого-то времени, то есть соблюдение поста, исцеляет и человека по такому же естественному механизму, уменьшает повреждение клеток, предотвращает воспаление и образование раковых клеток. Организм обладает определенным запасом энергии, который обеспечивает работу таких функций, как пищеварение, мыслительная деятельность, иммунитет. Соблюдение поста позволяет расходовать имеющуюся энергию не на пищеварение, а на работу других систем.

Для препятствования воздействию нежелательных микроорганизмов, поступающих в организм с продуктами питания, в первую очередь начинает работать иммунная система, которая использует и те запасы энергии, что отведены для других видов деятельности. Соблюдение поста обеспечивает выработку белых клеток крови, необходимых для уничтожения инфекций и других нежелательных агентов.

Благоприятная возможность для укрепления иммунной системы

Мы не ошибемся, если скажем, что голодание — важнейший регулятор иммунной системы. Согласно проведенным исследованиям, длительный голод позволяет сосредоточить больше энергии на процессе регуляции иммунитета. Многие специалисты даже рекомендуют такую диету, как интервальное голодание. Соблюдение поста включает практически те же требования, что и этот вид диеты. Единственная разница заключается в том, что при соблюдении поста в месяц Рамадан во время отказа от пищи нельзя пить воду. Однако регулярное употребление воды между ифтаром и сахуром (вечерняя и ночная трапезы приема пищи во время Рамадана — прим. пер.)уменьшает количество естественных микроорганизмов в кишечнике, что позволяет перенаправить энергию на другие, более важные, области. Таким образом, иммунная система может активировать необходимые регенеративные процессы в организме, на которые она раньше не находила энергии. Голодание не рекомендуется при некоторых болезнях. Если у вас есть какое-нибудь хроническое заболевание и вы регулярно принимаете лекарства, тогда, для того чтобы узнать, можно ли вам держать пост, советую проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

 

Продолжение

Актуально об Исламе

Поздравление с благословенным месяцем Рамазан 1441 года по хиджре

Опубликовано

Дорогие братья и сестры!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

23 апреля 2020 года с заходом солнца наступает благословенный месяц Рамазан, в течение которого мусульмане соблюдают пост.

Согласно мусульманскому летоисчислению новый день наступает не в полночь, как принято в григорианском календаре, а сразу после заката солнца. В этой связи первый таравих-намаз (дополнительная молитва совершаемая только в месяц Рамазан), совершается после обязательной ночной молитвы, которая пройдет в ночь с 23 на 24 апреля. С началом рассвета 24 апреля мусульмане приступят к исполнению одного из пяти столпов ислама – соблюдению поста.

Благословенный Рамазан – месяц поста, щедрости, молитв и чтения Корана, месяц добра, милости, покорности и благодати, когда Аллах приумножает награду праведникам и воздает им щедрыми дарами. В этот месяц Всевышний ниспослал Свое последнее божественное откровение – Коран и предписал верующим постится с верой, надеждой, смирением и раскаянием.

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение между истиной и ложью – пусть проводит его, постясь» (Коран, 2:185).

Мусульмане каждый год с духовным трепетом встречают приход долгожданного месяца Рамазан и благодарят Всевышнего Аллаха за милость, которая выражается возможностью приближения сердцем и душой к Нему, посредством добрых дел. В преддверии Рамазана верующие старались сеять семена добра и блага, строили свою жизнь в свете заповедей мудрого Корана, вдохновлялись глубиной и величием духовных наставлений возлюбленного Всевышним пророка Мухаммада, мир ему, что принесло духовную, социальную и телесную пользу мусульманской умме.

Сообщается, что некоторые праведные предшественники шесть месяцев обращались к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он позволил им дожить до Рамазана, а затем, после Рамазана, они пять месяцев молили Его принять от них то, что они совершали в этом месяце. Всевышний говорит: «Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, о верующие, – возможно, вы преуспеете» (Коран, 24:31).

Передается, что пророк, мир ему, сказал: «О люди, обращайтесь к Аллаху с покаянием, воистину, я молю Его о прощении по сто раз в день» (Муслим).

Наступление месяца Рамазан – одна из великих милостей Аллаха для Его раба мусульманина. Рамазан – сезон блага, в котором раскрываются врата рая и закрываются врата ада. Это месяц Корана и месяц решающих для нашей религии сражений. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «По милости и милосердию Аллаха», – потому пусть возрадуются, ибо это лучше того, что они собирают» (Коран, 10:58).

Хвала Всевышнему, который дал нам возможность дожить до благословенного месяца Рамазан, в котором через венца пророчеств пророка Мухаммеда, мир ему, ниспосланного как милость для миров, было незведено последнее откровение Творца всему роду человеческому. И да поможет нам Всевышний в соблюдении поста, в выстаивании ночных молитв и совершении благих деяний, и даст нам возможность вкусить истинное наслаждение веры в приближении к Создателю, посредством наших душ и сердец.

Мы молим Всевышнего и призываем наших братьев и сестер приумножить молитвы о прощении и постараться посредством деяний очистить души, чтобы в наших сердцах засиял свет Божественной милости и благой вести о прощении, чтобы месяц Рамазан полностью заполнился спокойствием, надеждой на принятие наших добрых дел щедрым Господом, ибо он не отталкивает тех, кто возвращается к нему с искренним покаянием.

В этом месяце мы должны постараться быть самыми счастливыми творениями Аллаха, которые посредством обращения к Нему обновили свой завет с Ним, приблизили состояние благодарности от радости духовного восторга и проявления истинного терпения во время скорби.

По воле Аллаха, пост в священный месяц Рамазан стал фарзом (обязательным) на второй год Хиджры – 624 год.

Для нас, мусульман, – это один из самых главных религиозных обрядов. Все намерения, дела и помыслы в эти светлые дни должны быть только благими, лишенными греха.

Пост учит ценить пищу и питье как дары Аллаха, но несмотря на длинные дни, каждый мусульманин во время поста обязан воздерживаться от пищи, питья, курения, супружеских интимных отношений, поступков нарушающих пост от рассвета до заката солнца. Ведь пост – это повеление Всевышнего Аллаха, которое исполняется воздержанием от пищи.

Познавая на собственном опыте чувство голода, верующие становятся более чуткими к потребностям миллионов неимущих людей и более щедрыми.

Для больных, путников, беременных женщин и кормящих матерей, пост допускается перенести на другое время года. Тех, кто по объективным причинам вообще не может соблюдать пост, следует накормить или раздать малоимущим милостыню. От поста во время Рамазана освобождаются беременные и кормящие женщины, больные и престарелые люди, дети, а также те, кто не может соблюдать его по объективным причинам – например, воины и путешественники.

Пост соблюдается в течение всего месяца Рамазан, во время которого вера мусульманина крепнет. За этот сезон добра человек заново возрождается, очищается не только телестно, но и духовно. Цель этого благословенного месяца состоит в духовном очищении людей, устранении пороков и изъянов, обеспечении победы разума, веры и воли над духовными пороками и предосудительными страстями; это своего рода программа, состоящая из молитв, зикров (поминаний Аллаха) и стремления к богобоязненности, это программа вознесения к Аллаху, программа совершенствования духа.

Давайте не забывать о том, что из всех земных радостей нам достаточно Всевышнего. Какой Он прекрасный покровитель! Пусть в эти дни нашим размышлением будет молчание, нашей речью поминание Всевышнего, а смыслом нашей жизни покорность Ему, и чтобы мы были подобны птицам, удел которых приходит по утрам (сухур) и вечерам (ифтар).

Давайте стараться опережать друг друга в благих деяниях, чтобы духовная энергия Рамазана распространила свой свет на другие дни, чтобы мы проявляли заботу друг о друге не завтра, а сегодня, чтобы мы никого не обижали, а наши сердца были подобны чистоте жемчуга, чтобы мы были в этом мире как путники, а наши молитвы подобны прощальным молитвам, чтобы мы не говорили такие слова, за которые завтра будем каяться или просить прощения у Всевышнего. Именно эти чувства иссушают огонь в сердцах и спасают утопающих, благодаря им человек встает на праведный путь в своей жизни.

Передают, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему, сказал: «Тому, кто во время Рамазана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари; Муслим).

Всевышний сказал в Хадисе аль-Кудси: «Поистине пост – для Меня. Ради Меня оставляют еду и свои похоти, и Я дам им воздаяние!»

Дорогие единоверцы!

Искренне поздравляем вас с наступлением благословенного месяца Рамазан. Желаем всем провести его с пользой для души и тела, с усердием поклоняться Всевышнему, совершить как можно больше благих дел.

Пусть каждая бесценная минута этого месяца будет заполненна светом, дай Аллах нам всем возможность достойно провести благословенный месяц Рамазан!

Пусть Аллах воздаст каждому за его усилия по исполнению четвертого столпа ислама. Амин!

Абдуррауф хазрат Забиров

 

Продолжение

трендовые темы