СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Мусульманская этика

Нравственные правила торговли

Ислам учит определенным нравственным правилам торговли. Они начинаются с честных отношений

Опубликовано

Дорогие братья и сестры!

Наш Пророк (с.а.с.) время от времени посещал рынок в Медине. Там он наблюдал за торговцами и покупателями, беседовал с ними. Делал замечания, когда обнаруживал неправильные действия. В итоге, Всевышним были ниспосланы аяты, содержащие наставления по поводу торговли: «Горе тем, которые обвешивают [других], а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им. [Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешивают, то причиняют убыток [другим]. Неужели они не думают о том, что их воскресят в великий день, в тот день, когда люди предстанут перед Господом [обитателей] миров».[i]

Дорогие братья и сестры!

После того, как были ниспосланы эти аяты, верующие под предводительством нашего Пророка начали более щепетильно и внимательно относиться к торговле.[ii] Посланник Всевышнего (с.а.с.) был крайне доволен этим обстоятельством. Он побуждал единоверцев к торговле следующей молитвой: «О, Господи! Ниспошли изобилие их весам, мерам и торговле!»[iii]

Дорогие верующие!

Наша великая религия Ислам научила нас определенным нравственным правилам торговли. Они начинаются с честных отношений. Необходимо избегать лжи и обмана. Ведь правдивость и честность – неотъемлемая черта мусульманина. Это необходимое условие для того, чтобы стать добродетельной личностью. Причем, не только в отношении торговли: верующий должен опоясаться искренностью во всех сферах своей жизни. Повеление нашего Великого Творца «быть абсолютно правдивым»[iv] есть основа слов, отношений и поведения мусульманина. Предупреждение нашего Пророка (с.а.с.) «Обманывающий нас – не из нашего числа»[v] – неотъемлемый принцип отношения к людям.

Дорогие братья и сестры!

Посланник Всевышнего (с.а.с.) говорил: «Честный и надежный торговец находится рядом с пророками, праведниками и мучениками».[vi] Из этого хадиса становится ясно, что для торговли принципиально важна открытость и прозрачность. Следующее происшествие является наилучшим примером этому: Один из учеников пришел к Пророку (с.а.с.) для того, чтобы посоветоваться с ним по поводу некоторых особенностей торговли, которые занимали его ум. Посланник Всевышнего внимательно выслушал его, а затем сделал следующее наставление: «Когда ты хочешь что-либо купить, то называй цену, которую можешь дать! Когда же ты желаешь продать что-либо, то называй не завышенную, а реальную рыночную стоимость товара!»[vii]

Дорогие братья и сестры!

Наш Пророк (с.а.с.) сделал нам предупреждение в хадисе «Мусульманину не дозволено продавать дефектный товар, не сообщив покупателю об этом дефекте».[viii] Ведь сокрытие недостатков товара уничтожает достаток от торговли и доверие людей друг к другу. Какой бы большой ни казалась выгода продавца, на самом деле она приведет к разочарованию. Осознающий это верующий не может считать дозволенным каждый способ получения дохода и выгоды. Он не станет прибегать к обманной рекламе, мошенничеству, недобросовестной конкуренции и получению сверхприбыли. Он не сможет получить выгоды и прибыли за счет потерь и ущерба, нанесенного другому человеку. Он знает: обманывая другого человека, на самом деле, обманывает себя. К тому же, Великий Творец сообщил о том, что подверг гибели предыдущие поколения за их деградацию в результате нечестной торговли.[ix]

Братья и сестры!

Еще один из основных принципов торговли – заработок дозволенным путем. Верующий, который знает о том, что однажды предстанет с ответом за все совершенное им, не станет примешивать к своему заработку запретное. В этом смысле мусульманину не дозволено продавать то, что запрещает Аллах. Мусульманин должен сторониться торговли спиртным и наркотиками, азартных игр и их организации, а также уклонения от уплаты налогов.

Дорогие верующие!

Как жаль, что с ходом времени некоторые люди утратили щепетильность к дозволенности своего заработка. Некоторые люди стали считать, что все средства хороши для получения дохода и выгоды. Некоторые люди становятся рабами страстей и необузданного аппетита, нечестных способов заработка как можно большего количества денег, пленниками земных богатств. Другие же безмерно и недобросовестно эксплуатируют самое великое творение Аллаха – материальные и духовные человеческие достижения.
Но в торговле, как и во всех остальных сферах нашей жизни, самое главное – одобрение Всевышнего. Так давайте же строить свои доходы на основе честности и искренности. Давайте преисполним свои столы и жизни изобилием путем соблюдения прав других людей. Давайте будем чувствительными к тому, чтобы ни мы сами, ни наши дети и супруги не ели нечестно заработанного куска хлеба. Да будет мерилом при наших покупках и продажах следующий хадис Пророка (с.а.с.): «Земное богатство сладко и привлекательно. Тому, кто использует его без азарта, оно приносит изобилие. Тот же, кто прикасается к нему жадно и страстно, теряет свое благополучие».[x]

[i] Сура «Мутаффифин», 83/1-6.
[ii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 35.
[iii] Бухари, «Бую», 53.
[iv] Сура “Худ”, 11/112.
[v] Муслим, «Иман», 164.
[vi] Тирмизи, «Бую», 4.
[vii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 29.
[viii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 45.
[ix] Сура “Худ”, 11/84-95.
[x] Бухари, “Закят”, 50.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мусульманская этика

ДОБРОСОСЕДСТВО

Опубликовано

Алимы сказали: если твой сосед является мусульманином и родственником, то у него три права в отношении тебя – соседское, родственное и право по Исламу.

Если же сосед мусульманин, то у него два права – соседа и Ислама. Если сосед немусульманин, то у него одно право – право соседства. Соседями считаются не только проживающие рядом, ими являются жители сорока домов по округу.

Кааб ибн Малик рассказал: “К Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: ” О Посланник Аллаха, я поселился в одном квартале, в котором самый близкий сосед самый вредный для меня “. Тогда Посланник Аллаха отправил Абу Бакра, Умара и Али в мечеть, чтобы у входа они провозгласили: ” Воистину, сорок домов – соседи и не войдет в Рай тот, кого остерегаются соседи “.

Всевышний в Коране завещает нам благонравие к соседу. Он сказал (смысл):

وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ

” И поклоняйтесь вы Аллаху, не придавая Ему в сотоварищи ничего, и проявляйте доброту к родителям, к родным, к сиротам, и к соседям… “ (“ан-Ниса”, 36).

Воистину, почитание соседа и доброе отношение к нему – признак совершенства веры мусульманина, это поясняет нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе, Абу Шурайх аль-Адавай рассказал: ” Мои уши слышали, мои глаза видели, когда Пророк, сказал: “Кто уверовал в Аллаха и в Судный день пусть почитают своего соседа… “

По велению Всевышнего, ангел Джабраил часто завещал Пророку почитание, соседа как об этом говорится в хадисе. Ибн Умар приводит слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ” Джабраил не переставал завещать мне добрососедство так часто, что я подумал, он сделает соседа моим наследником “.

Почитание соседа должно выражаться в проявлении всякого добра к нему по мере возможности, таких, как приветствие саламом, давать подарки, оказание поддержки и заботы в нужде, и ни в коем случае не допускать какого-либо вреда соседу.

Ибн Хаджар говорит: ” Отношение к хорошему и плохому соседу естественно отличается, но в любом случае мы должны желать добра всем, поминая их в своих мольбах, желая наставления к истине “.

В некоторых хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подробно рассказывает о взаимоотношениях соседей. Когда Муаз ибн Джабаль спросил у Посланника Аллаха: ” Каков долг соседа перед соседом? ” – он ответил: ” Если он попросит у тебя в долг, дашь ему взаймы, если позовет на помощь, отзовись, если заболеет, навести его, станет бедным – поддержишь его, если у него радость, поздравь, если у него случится беда, соболезнуй, если же он умрет, проводи его, не строй строение выше его дома, ограждая ему солнце без его разрешения, и не причиняй ему вреда запахом своей кастрюли, если не намерен угостить его, если же ты купил фрукты, то угости его, если же не намерен угощать, то не показывай, когда несешь домой, и пусть твои дети едят дома “.

Однажды один из табиинов Муджахид находился рядом, когда Ибн Умар заколол овцу, а его сын разделывал мясо, при этом он несколько раз повторил своему сыну: ” Как закончишь, отнеси кусок мясо соседу иудею “. И сын сказал: ” Я слышал, отец, зачем так часто повторять? ” На что Ибн Умар ответил: ” О сын мой! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так часто завещал мне добрососедство, что я был готов считать соседей своими наследниками “.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не считает истинно уверовавшим того, кто сытен, когда его сосед голоден. Ибн Зубаир рассказал, что слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ” Не уверовал тот, кто сыт, когда сосед голодает “. Посланник Аллаха повелел Абу Зарру: ” О, Абу Зарр, когда ты варишь мясо, налей побольше воды и поделись с соседом “.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерегает нас от того, чтобы мы закрывались от соседей, Ибн Умар сказал: ” Наступили времена, когда никто из нас не видит больше прав на свои дирхемы и динары, но наступят времена, когда дирхемы и динары будут дороги некоторым больше чем брат мусульманин.

Я слышал, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сколько соседей будут цепляться за своих соседей, говоря: “О мой Господь, этот закрыл передо мной свои двери и лишил меня своего добра”.

Лучшим соседом считается тот сосед, кто более хорош для соседа, в хадисе сказано: “Лучший из друзей тот, кто более хорош для друга, и лучший из соседей тот, кто более хорош для соседа “.

Причинение вреда соседу является грехом и приводящим к ослаблению веры, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует “. Спросили: ” Кто о, Посланник Аллаха? “. Он ответил; ” Тот, вреда которого опасаются соседи “.

Да поможет нам Аллах иметь крепкое убеждение в вере и стойкость в следовании за Его Посланником, поможет нам быть добрыми и терпеливыми к соседям и простит наши грехи.

Мухаммадрасул-хаджи СААДУЕВ
имам Центральной джума-мечети г.Махачкала

Продолжение

Мусульманская этика

УМЕРЕННОСТЬ В ЕДЕ

Опубликовано

Мусульманин должен оберегать свой желудок и ограничивать себя в питании. Нужно беречь свой желудок от запретного и сомнительного, ограничивать себя в избыточном и не набивать желудок доверху даже тем, что дозволено.

Мы уже рассматривали вопрос запрещенного и сомнительного в главе «аль-Вара’».

За потаканием прихотям и чрезмерным наполнением желудка кроется множество бед. Среди них – ужесточение сердца, леность тела, его непослушание, отсутствие энергичности при поклонении, снижение способности к восприятию знаний и мудрости, уменьшение сострадания и милосердия по отношению к слабым, нуждающимся братьям и сестрам.

Также существует опасность, что частое переедание и потакание прихотям в еде подталкивает к совершению сомнительного и даже запретного.

Худжат-уль-Ислам Имам аль-Газали, рахимахуллахи, сказал:

«Переедание халяля – источник зла, не говоря уже об употреблении харама».

Тот, кто достоин поминания и восхваления (имеется в виду Пророк, салляллаху алейхи ва саллям), сказал:

«Сын Адама (человек) не наполнял более зловредного сосуда, чем его желудок. Ему достаточно маленьких кусочков еды, чтобы не умереть с голоду. Если же это невозможно, пусть он наполняет треть желудка пищей, треть – питьем и треть – воздухом» (ат-Тирмизи, ан-Наса’и, ибн Маджах, ссылаясь на аль-Микдада, приводят этот хадис).

Также передают, что он, достойный поминаний и восхвалений, сказал:

«Безнравственные из моего народа – это те, которые питаются с роскошью и чьи тела растут на роскоши; и те, кто устремился к разнообразию яств и одеяний; и те, кто стремится быть красноречивым» (ат-Табрани в сборнике «Аль-Кабир» и аль-Байхаки в «Шу’б аль-Иман», ссылаясь на Аби Умаму, приводят этот хадис).

И Пророк, салляллаху алейхи ва саллям, сказал:

«Тот, чей желудок остается дольше всего наполненным в этой жизни, будет дольше всего голодным в следующей жизни» (ат-Табрани в аль-Кабире, ссылаясь на Салмана, приводит этот хадис).

Али, каррамаллаху ваджхаху, сказал:

«Тот, кто ценит то, что входит в его желудок, будет оценен не выше того, что выходит из его желудка».

Верующий должен удерживать себя от желаний как средства довольства и наслаждения и отказываться от мирского. Когда он ест, он не должен набивать свой желудок. Нужно ограничивать себя, довольствуясь той халяльной пищей, которая доступна, и не пускаться на поиски более вкусного или того, что по душе.

Если мусульманин нацелен на самую грубую и доступную пищу, в нем больше богобоязненности (таква), он меньше думает о себе, отдаляется от прихотей нафса и в своей добродетельности приближается к праведным предшественникам.

Обычной едой Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, была ячменная каша. Пророк, салляллаху алейхи ва саллям, сам замешивал ячмень, затем его готовили без просева (ситом стали пользоваться уже позднее). Он и его семья месяцами питались лишь финиками и водой, и месяцами в доме не зажигался огонь для приготовления пищи.

Верующий должен принимать пищу, следуя этикету, который мы черпаем из Сунны Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, приступая к еде с именем Аллаха и заканчивая благодарностью Ему. Следует есть с намерением поддержать в организме силы для поклонения Всевышнему Аллаху и следовать Сунне.

Автор:
Имам Абдуллах ибн Алави аль-Хаддад

Книга:
Наса’их ад-Динийа Валь Васайа аль-Иманийа

Продолжение

Мусульманская этика

ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЙ

Опубликовано

О Аллах! Сделай благодатными дела тех моих последователей, которые рано начинают свои дела!

Абу Дауд

 

Люди во все времена были вынуждены совершать всевозможные путешествия и поездки. Эти переезды совершаются порой военной, порой с торговой целью. Иногда люди путешествуют в поисках знаний, а иногда чтобы посетить своих родных и близких. Однако законы Ислама требуют, чтобы все эти поездки, независимо от их цели, совершались в рамках шариата и соответствовали повелениям Аллаха и Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

 

Путешествия должны совершаться с целью достижения милости Всевышнего, ибо Он, чтобы мы извлекли полезные уроки из жизни других народов, чтобы мы видели везде следы Его могущества, повелевает нам как можно чаще путешествовать. В Коране сказано:

 

«Скажи: «Пройдите по земле и посмотрите, каков конец был тех, которые сочли (посланников) лжецами!» «Ан’ам», 6/11.

 

«Скажи: «Пройдите по земле и посмотрите: как произвел Аллах начальное творенье, так и конечное творенье Он произведёт. Поистине, над всем — могущество Аллаха!» «Анкабут»,29/20.

 

Как явствует из этих аятов, Господь поощряет частые путешествия, но при этом у нас должны быть искрение намерения или возвышенные цели. Творец одобрительно отзывался о тех, кто совершает путешествия с хорошей целью, всегда поклоняется Аллаху, везде проповедует только хорошее и удерживает людей от плохих поступков. По этой причине, начиная с правления Умара (радыйаллаху анху), во всем мусульманском мире строили дороги и караван-сараи. В те времена любой человек, который выехал, например, из Каира, мог спокойно доехать в безопасности до самого Багдада. И при этом он не брал никаких съестных припасов и кормов, ни для себя, ни для животного.

 

Особенно большое внимание уделяют путешествиям суфийские школы, поскольку различные поездки представляют средство для воспитания послушников. Благодаря путешествиям, покинув родные края, где человек родился и вырос, он начинает понимать, насколько изменчив этот мир. И оказавшись в незнакомых краях, он чувствует себя таким одиноким, что это духовно закаляет и совершенствует его. Как течение воды очищает нечистоты, так и путешествия очищают послушника от мирской грязи и бренных привязанностей. Религия Ислам поощряет правоверных к совершению путешествий, чтобы они извлекали в пути уроки из прошлого, видя развалины и останки домов людей, живших в этих местах издавна. Законы Ислама учитывают, что путешествия сами по себе доволно-таки сложное занятие, поэтому в пути разрешается сокращении обязательных молитв, соблюдение поста необязательно, посещение пятничной молитвы тоже является добровольным поступком. Кто попал в тяжелое положение в пути, тому разрешается брать у людей закят. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с целью переезда, джихада и с другими целями совершил множество путешествий. Поведение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во время путешествий является для его последователей самым верным руководством.

 

 Как правило, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) выходил в путь в четверг. В другие дни он выезжал очень pедко. (Бухари, Джихад, 103) Разумеется, в этом скрыто множество премудростей, ибо именно в четверг все деяния людей предоставляю к Аллаху. (Тирмизи, саум, 43) Именно в этот день открываются врата рая (Муслим, Бирр, 35) И, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал путешествия ради Аллаха, он желал, чтобы это деяние в четверг было представлено Аллаху. Мусульмане должны обращать огромное внимание на данное обстоятельство.

 

 Выезжать лучше всего рано утром, чтобы воспользоваться утренней прохладой и преодолеть большее расстояние, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда посылал своих людей с различными поручениями рано утром. И при этом он читал следующую молитву: «О Аллах! Сделай благодатным дела тех моих последователей, которые рано начинают свои дела» (Абу Дауд, Джихад, 78)

 

 Не только поездки начинают ранним утром. Среди мусульман принято начинать рано утром занятия в школах, рано утром открывать лавки и магазины. Все это делается с целью достижения благости и успеха в делах. Сподвижник Сахр ибн Вада аль-Гамиди и дыйаллаху анху) занимался торговлей, и, так как его караваны всегда выезжали рано утром, он быстро разбогател, и его дела пошли в гору.(Тирмизи, Бую, 6)

 

 Выезжая в путь, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) садился верхом на животное и три раза читал аят из Корана:

«Хвала Тому, Кто подчинил нам это! Мы бы никогда сие не завершили сами». «Зухруф», 4з/13.

 Затем он произносил следующую молитву: «О Аллах! Мы просим у Тебя в этом путешествии только хорошего и благочестивого. Мы просим помочь нам достичь успеха в тех делах, которыми Ты будешь доволен. О Аллах! Облегчи нам путь и приблизь к нам горизонты. Ты мой Хранитель в пути, Ты Покровитель моих детей, которые остались дома! О Аллах! Я прошу Тебя оградить меня от всяких трудностей и неприятностей! О Аллах! Защити моих детей, супругу и мое имущество!» При возвращении из путешествия Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повторял эту молитву и прибавлял еще предложение:

«Мы люди, которые вернулись из поездки, которые раскаялись в своих грехах, которые совершают поклонение и прославляют Господа!» (Муслим, Хадж, 425)

 

В приведенной выше молитве Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) напомнил обо всех тревогах, которые обычно беспокоят каждого путника, и практически показал, что обо всем этом нужно молить Аллаха. Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), выезжая куда-то и садясь на верховое животное, всегда читал следующий аят из суры «Худ»:

 

«Вступите на него, и с именем Аллаха ему и плыть, и на причале оставаться. Поистине, прощающ мой Господь и милосерд!» «Худ», 11/41

 

Когда сподвижники во время путешествия с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) взбирались на гору, они все вместе восклицали: «Аллаху Акбар», а когда спускались в низину -«Субханаллах». (Абу Дауд, Джихад, 72) Если, возвращаясь с хаджа или похода, они выезжали на высокое место, то они громко кричали: «Аллаху Акбар!» Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал следующую молитву:

 

«Нет Бога, кроме Аллаха! Нет у Него сотоварищей! Всё принадлежит Ему. Только Он достоин восхвалений! Он властен над каждой вещью! Мы люди, которые вернулись из поездки, которые раскаялись в своих грехах, которые совершают поклонение и прославляют Господа. Аллах сдержал Свое слово и помог Своим рабам. Он победил всех врагов и унизил их!» (Бухари, Джихад, 158)

 

Однако все сподвижники отмечают, что Пророк Мухаммад (сал лаллаху алейхи ва саллям), поминая Аллаха, никогда не терял самообладания и всегда придерживался золотой середины. Это же он советовал своим сподвижникам. При первой возможности он вспоминал могущество Аллаха и напоминал товарищам о том, что надо всегда соблюдать уважение к Аллаху.

 

По этому вопросу известна история, рассказанная Абу Мусой аль-Ашари (радыйаллаху анху) «Мы были вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из походов. Взобравшись на какую-либо возвышенность, мы громко восклицали: «Аллаху Акбар, ля иляха илла Аллах». Заметив это, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«О, мусульмане! Не мучайте себя, ибо вы обращаетесь не к глухому и не к тому, кого здесь нет! Аллах всегда с вами, Он всегда слышит и всегда к вам близок!» (Бухари, Джихад, 131)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в походах постоянно читал следующую молитву:

 

“О, земля! Моим и твоим Господом является Аллах! Я при бегаю к Его защите от происков тех существ, которые живут в тебе и на тебе. Я прошу Его защитить меня ото львов, больших змей и других змей, от укусов скорпионов, от зла тех, кто родился здесь и рождает здесь!» (Абу Дауд, Джихад, 75)

 

Останавливаясь где-нибудь на привал, он советовал своим сподвижникам читать вот эту молитву, так как в этом случае ничто не могло нанести им вред.

 «Я прибегаю к защите Аллаха всеми прекрасными словами от вреда всех творений». (Муслим, Зикр, 54-55)

 

Нужно всегда стараться выезжать в путь с попутчиком или товарищем. Шейх Махмуд Азми, утверждая, что совершение путешествия в одиночку -поступок неразумных людей, писал:

 

Если ты умен, не выходи один в дорогу

Ибо в одиночестве поджидает много опасностей!

 

 Вполне вероятно, что во время путешествия в любой момент могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, и понадобится срочная помощь. В старину говорили: «Путешествие есть частица ада!» Может заболеть ребенок, кончиться продукты, заболеть верховое животное или сломаться автомобиль. В таких случаях мусульманин обязан спешить на помощь другим, так как этого требуют предписания Ислама и человеческий долг. Абу Сайд аль-Худри (радыйаллаху анху) рассказал одну историю:

 

«В одном из походов мы были вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Вдруг нам навстречу выехал некий мужчина и стал осматриваться по сторонам, чтобы позвать на помощь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу приказал сподвижникам: «У кого с собой есть запасное животное, пусть отдаст тому, у кого нет; у кого есть лишние продукты, пусть даст другим».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) так много всего перечислил, что мы подумали о том, что у нас нет никаких прав на излишки своего имущества». (Муслим, луката, 18)

 

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), собираясь в поход, обратился к сподвижникам со следующей речью:

 

«О Мухаджири и Анасары! Среди вас братья, у которых нет ни родственников, ни средств. Пусть каждый из вас возьмет по два-три человека с собой!»

 У нас был только один верблюд, на котором можно было ехать по очереди двоим, но я взял еще двоих людей. В пути я смог сесть а Своего Верблюда, как и они, только один раз. (Абу Дауд, Джихад, 34)

 

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в пути всегда шел сзади, чтобы помогать отставшим товарищам, порой он сажал иx на своего верблюда и затем молился за них. (Абу Дауд, Джихад, 94)

 

 Каждый мусульманин, выходя в путь, должен ориентироваться на самого слабого попутчика, ибо крепость цепи оценивается самым слабым звеном.

 

Путешествие является верным способом узнать характер человека, его сильные и слабые стороны. Об этом указывается, а одном из хадисов. При Умаре (радыйаллаху анху) некто похвали)ı одного из своих знакомых. Умар спросил у него:

– У вас была с ним какая-либо торговая сделка?

– Нет!

– Вы были соседями?

– Нет!

 – Хорошо! Ну а совершали ли с ним совместную поездку?

– Нет!

– В таком случае, ты говоришь о человеке, которого ты совсем не знаешь.

 Особенно ясно истинная сущность и характер человека проявляются во время длительных и изнурительных поездок. Из-за какой-либо незначительной мелочи между людьми могут возникнуть серьезные проблемы. Причиной этому являются слабости Человека или скрытые до этих пор недостатки. А ведь во время путешествий нужно быть деликатным, терпеливым и всегда стараться избегать споров и ненужных пререканий.

 

Закончив свои дела, необходимо сразу вернуться домой. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая, что путешествия таят в себе различные трудности и не дают возможности, как следует отдохнуть и поесть, говорил:

«Как только кто-нибудь из вас закончит свои дела, пусть сразу возвращается домой!» (Бухари, Имара, 19)

 

У всех имеются семьи, которые ждут их, есть родители, которые беспокоятся за них, поэтому неприлично затягивать ожидание родных и близких. Каждый мусульманин, строя какие-либо жизненные планы, должен все тщательно взвешивать и продумывать. А это возможно лишь только тогда, когда всему воздаешь по праву.

 

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал возвращаться из далекого путешествия домой внезапно ночью. (Бухари, Никах, 130) Как отмечает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), сам Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не приходил домой ночью. Он всегда возвращался или после восхода солнца, или же перед закатом. (Муслим, Имара, 180) .

 

Конечно, во всем этом скрыто множество премудростей и пользы, как для семьи, так и для самого путника. Особенно большое значение это имело в те времена, когда средства сообщения были ограничены. Домашние не могли бы подготовиться, как следует к встрече, закончить уборку и привести все в порядок. Если они не знают о возвращении, то внезапный приход может породить недоумения и недовольство. Поэтому лучше всего было приходить домой днем.

 

 Согласно сообщению Кааб бин Малика (радыйаллаху анху), когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возвращался из поездки, он первым делом заходил в мечеть и совершал там два ракята намаза. (Бухари, Магази, 79).

 

Такое поведение говорило о многом. Во-первых, он выражал благодарность Господу за счастливое возвращение. Во-вторых, омовение и намаз очищают человека от всех материальных и духовных нечистот, отчего на душе становится спокойнее. Даже если поездка совершается на близкое расстояние, от нее человек всегда устает. Ритуальное омовение и совершение намаза способствуют тому, что путник приходит домой бодрым и спокойным. Кроме того, это дает возможность осмотреться, узнать последние новости. Так как во время отсутствия могут произойти различные трагические события, внезапное сообщение о них может сильно воздействовать на психику и произвести духовное потрясение. Поэтому пребывание в мечети дает возможность для морально-психологической подготовки к встрече различных сообщений.

 

УСВАИ-ХАСАНА Т. 3

Продолжение

трендовые темы