СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Актуально об Исламе

Муфтий ДУМ РТ объяснил, как хоронить мусульман умерших от коронавируса

Опубликовано

В конце этой недели муфтий Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин в своем телеграм-канале издал фетву, которая касается мусульман умерших от коронавируса.

Прецедентом стала смерть первого в Российской Федерации мусульманина из Оренбургской области Раиля Закирова, погибшего от пандемии.

По требованию властей он погребен в закрытом, запаянном гробу, количество пришедших попрощаться было ограничено. Согласно шариату, тело покойного должно быть омыто, после чего совершается погребальная молитва джаназа-намаз.

Мусульмане спрашивали, как быть в этом случае. Камиль хазрат Самигуллин в своем заключении, ссылаясь на богословов, разъясняет суть дела академическим языком, поэтому «БИЗНЕС Online» попросил его буквально на пальцах объяснить фетву. Муфтий Камиль хазрат ответил: «Не помыв покойника, нельзя читать джаназа. Если нет возможности: упаковали в мешок, запаяли в гробу, запретив открывать, тогда джаназа не читается, его хоронят. Имам Кархи говорит, что, если нет возможности омыть труп (обгорел он, расчленили или уже закопали его), в таком случае читается джаназа у могилы. То есть если хоронили без мытья, то джаназа читается возле могилы. Если получилось помыть, то все делается как положено».

Человек, умерший от опасной болезни во время эпидемии, может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином, но, в отличие от мученика, погибшего на поле битвы, которого не омывают, не заворачивают в саван, жертву болезни необходимо омыть, ведь условием совершения джаназа-намаза является то, что тело покойного должно быть омыто. Если подобного не сделано, в этом случае разрешается совершить погребальную молитву возле могилы.

Текст фетвы

Вопрос: Ассаляму алейкум, как читать джаназа намаз по умершим мусульманам при сложившихся обстоятельствах? Насколько нам известно, джаназа без омытия умершего не читается. Но зачастую может произойти так, что тело умершего мусульманина положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия с телом, а затем поставят перед фактом. Как выйти из подобной ситуации? Также нам известно, что человек, умерший от эпидемии, является шахидом. Не распространяется ли решение шариата в отношении таких людей о том, что их не моют? Ведь шахиды хоронятся без омытия. Помогите разобраться.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
С именем Аллаха Милостивого Милующего.

1) Прежде всего, необходимо разобрать вопрос, подпадает ли человек, умерший от подобной болезни, под определение шахида. И если да, то какие шариатские нормы из этого проистекают и остается ли омовение такого человека обязательным.
1. Человек, умерший от подобной болезни, действительно может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином.
2. Но важно понимать разницу между шахидом, тело которого не омывается и шахидом ахирата, тело которого требует омовения, поскольку в этом мире к нему применимы те же нормы, что и к обычному человеку.
Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) пишет следующее:

قوله (في الشهيد الكامل) و هو شهيد الدنيا و شهيد الآخرة، و شهادة الدنيا بعدم الغسل إلا لنجاسة أصابته غير دمه كما في أبي السعود. و شهادة الآخرة بنيل الثواب الموعود للشهيد

«Слова автора (шахид (мученик), в полном смысле этого слова) это – шахид этого мира и шахид ахирата. Мученичество этого мира выражается в отсутствии полного омовения покойника, кроме очищения от наджасы, за исключением его крови, как это упомянуто у Абу Сууда (рахматуллахи алейх). Мученичество ахирата выражается в получении шахидом обещанного вознаграждения».

2) Полное омовение умершего человека является религиозной необходимостью и условием действительности джаназа намаза.

В энциклопедии фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия» приводится позиция четырёх мазхабов по этому вопросу:

أما عند الحنفية و جمهور الشافعية و المالكية فلا يصلَّى عليه، لأن بعضهم يشترط لصحة الصلاة على الجنازة تقدم غسل الميت، و بعضهم يشترط حضوره أو أكثره، فلما تعذر غسله و تيممه لم يصلَّى عليه لفوات الشرط

«По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности.»

3) Помимо того, все мусульмане несут ответственность за исполнение религиозных предписаний в отношении умерших братьев. Значит, каждый из нас должен приложить все усилия для того, чтобы тело умершего было омыто и над ним был прочитан намаз.

Но в данном случае, обстоятельства могут сложиться так, что тело не будет омыто, а тело положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия.

В таком случае Имам Ибн ‘Абидин (рахматуллахи алейх) склоняется к следующему:

فی رد المحتار: وإن دفن وأهیل علیه التراب بغیر صلاة أو بها بلا غسل او ممن لا ولایة له صلی علی قبرہ استحسانا مالم یغلب علی الظن تفسخه من غیر تقدیر هو الأصح ۔

۔ و قال الکرخی: یصلی، وهو الاستحسان لأن الأولی لم یعتد بها لترك الشرط مع الإمکان والآن زال الإمکان فسقطت فرضیة الغسل .

«Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного или был прочитан тем, кто не обладал первостепенным правом быть имамом (вали), то намаз должен быть прочитан перед могилой, в соответствии с истихсаном, пока не появилась уверенность в том, что тело разлагается без определения каких либо временных рамок. Это наиболее верное мнение.
Аль-Кархи (рахматуллахи алейх) сказал: в этом случае намаз должен быть прочитан (перед могилой). Это – истихсан.

Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан, по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения), возможность осуществить полного омовения отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется».

Вывод: в случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека не будет безвозвратно утрачена, то намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника.

А Аллах знает лучше.

С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.
 

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально об Исламе

Ночь предопределения – Ляйлятуль-Кадр

Опубликовано

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, ­что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи в­а саллям) сказал: «Прошлые грехи человека­, который проведет Ночь Предопределения в­ поклонении, веря в ее достоинства и свят­ость и ожидая награду только от Аллаха, б­удут прощены».

Одно из проявлений безграничной милости Всевышнего – это Ночь Предопределения.
Эта ночь – самый благоприятный ­шанс, пожалованный нам нашим Господом, который использует любой случай, чтобы предоставить облегчение Своим рабам. Потому ч­то эта ночь лучше, чем тысяча месяцев, то есть лучше, чем длинная жизнь в 83 года и 3­ месяца.

Нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) была показана продолжительность жизни­ его общины (уммы). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нашел, что этот­ срок очень короток по сравнению с жизнью­ людей прошлого. Он подумал, что его общи­на (умма) не сможет совершить столько бла­гих дел, сколько они. По этой причине Все­вышний Аллах пожаловал ему и его общине Н­очь Предопределения, которая лучше тысячи­ месяцев. (Муватта’, И’тикаф 15).

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алей­хи ва саллям) рассказывал своим сподвижни­кам об одном человеке из сынов Исраиля. Э­тот человек, (которого звали Шам’ун Гази)­, взяв в руки оружие, тысячу месяцев сраж­ался на пути Аллаха, а ночи проводил в по­клонении. Пораженные мусульмане преисполн­ились зависти к нему. Тогда Всевышний Алл­ах, являя свою милость и милосердие к общ­ине (умме) Мухаммада, ниспослал суру аль-­Кадр:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в но­чь Предопределения. Откуда тебе знать, чт­о такое ночь предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [но­чь] нисходят ангелы и Дух (то есть Джибри­л) с дозволения их Господа, дабы исполнит­ь [Его] веления [на этот год]. [В эту ноч­ь] – ниспослание приветствий [верующим от­ ангелов] до [самого] наступления зари» (­аль-Кадр, 97/1-5) (см. Вахиди, с. 486). ­

Всевышний сделал самой благословенной ту ­ночь, в которую даровал нашему Пророку пророчество и начал ниспосылать наше священ­ное писание. Это достаточно, чтобы определить достоинство и великую ценность нашег­о Пророка, Корана, а также Ночи Предопределения.

Всевышний Аллах аятом суры ад-Духан «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в благосл­овенную ночь» сообщает о благословенности­ и святости Ночи Предопределения, о блага­х, заключенных в ней. ­

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва са­ллям) сказал:

­«В месяце Рамадан есть ночь, которая лучш­е тысячи месяцев. Кто остался обделенным ­ее благами, значит остался обделенным великим». (Ахмад, II, 230, 385). ­

Поклонения, совершенные в эту ночь, превосходят поклонения за тысячу месяцев, в ко­торых нет Ночи Предопределения. В эту ноч­ь ангелы определяют события, которые прои­зойдут в течение следующего года. В эту н­очь на землю спускаются сонмы ангелов во ­главе с Джибрилом (алейхиссалям). В эту н­очь, пока не побелеет восток, на всей зем­ле устанавливаются тишина и покой; люди б­ывают защищены от всякого зла. Ангелы, об­ходящие землю, приветствуют каждого мусул­ьманина, которого встречают, молятся за н­его и просят прощения. В Судный день они ­будут свидетельствовать о его поклонениях­ (ибадат) и заступаться за него.

Хадис пророка, мир ему,­  ­доносит до нас радостное известие, что гр­ехи людей, бодрствующих в Ночь Предопреде­ления, прощаются. Но условием этого являю­тся вера и искренность. То есть человек, все­м сердцем веря в слова Аллаха и Его Посла­нника, должен принять все сообщаемое о до­стоинствах этой ночи и, ожидая вознагражд­ения только от Аллаха, совершать поклонен­ия (ибадат). Только в этом случае, очисти­вшись от грязи грехов, подобным новорожде­нному, он встретит утро.

Прощение грехов – это очень большое достижение. Потому что сначала вещь очищают, а­ потом украшают. Поэтому просить прощение­ следует прежде всего. ­

­Аиша (радыйаллаху анха) передает, что она­ спросила:

– О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи в­а саллям), какую молитву (ду’а) мне читат­ь, если я узнаю, какая ночь будет Ночью Предопределения?  ­

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва са­ллям) ответил:

– Молись так: «О мой Господь! Ты прощающи­й, великодушный, Ты любишь прощать. Прост­и же меня!» (Тирмизи, Да’ват, 84/3513; Иб­н Маджа, Ду’а, 5).

В этом хадисе приводится одна из молитв (ду’а), которые следует читать в Ночь Предопределения. В эту ночь можно как читать ­другие молитвы, также совершать намаз, читать Коран, каяться и просить прощения грехов, заниматься поминанием (зикр) Аллаха­ и размышлением (тафаккур), просить благословения (салават) для Пророка. Тем, кто ­должен совершать намаз, более правильно прежде дополнительных (нафиля) намазов восполнить (када) пропущенные ими пятикратны­е намазы. Помимо всего этого, днем после ­Ночи Предопределения нужно делать добро, ­помогать другим, приносить радость обездо­ленным и заниматься другими благими делам­и. Самое меньшее из благ Ночи Предопределения – это совершение вечернего (аль-магр­иб), ночного (аль-‘иша) и утреннего (ас-с­убх) намаза коллективно. (См. Байхакы, Шуаб, III, 340). ­

Не каждый может бодрствовать всю ночь. Но­, следуя сунне нашего досточтимого Пророк­а (саллаллаху алейхи ва саллям), в послед­ние семь ночей, несколько уменьшив время ­сна, увеличить количество поклонений (иба­дат), отвести для них определенную часть ­ночи в ее начале и конце по силам каждому­. ­

Можно только пожалеть тех несчастных, которые, несмотря на Рамадан, пост и Ночь Предопределения, завершают этот месяц, не обретая прощения. Они упорно стараются удалиться от блага и милости. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ­сказал: «Да будет унижен человек, который­ прожил Рамадан и не обрёл прощения своих­ грехов!» (Тирмизи, Да’ват, 100/3545)

Абдуррауф хазрат Забиров

Продолжение

Актуально об Исламе

Соблюдение поста укрепляет иммунную систему

Опубликовано

С наступлением священного для мусульман месяца многие задаются вопросом, можно ли держать пост во время пандемии коронавируса, не опасно ли это для здоровья. По мнению автора, который является еще и врачом, голодание — это важнейший регулятор иммунной системы, а соблюдение поста снижает риск заражения инфекцией.

Sabah (Турця): соблюдение поста укрепляет иммунную систему

 

Халит Еребакан (Halit Yerebakan)

Известно, что коронавирус поражает людей с низким иммунитетом. При этом ослабляет иммунную систему не голодание, а неправильное питание. Соблюдение поста способствует укреплению иммунитета.

Пришел Рамадан, которого мы ждали с нетерпением на протяжении 11 месяцев. В этом году, как и каждый раз с наступлением этого месяца, ведутся споры о том, «кому можно держать пост, а кому нет». Эпидемия COVID-19 привнесла новое измерение в эти дискуссии. Мы знаем, что коронавирус больше поражает тех, у кого слабая иммунная система, а для поддержания иммунитета необходимо здоровое питание. В этой связи у многих возникает вопрос: «Соблюдение поста ослабляет иммунную систему?» Как врач я могу с чистой совестью ответить: «Нет». Подрывает иммунную систему не голодание, а неправильное питание, в то время как пост, напротив, способствует укреплению иммунитета.

Исцеляет организм

Возможно, вы заметили, что животные, когда болеют, отказываются от еды. При болезни организм сосредотачивается исключительно на отдыхе для снятия напряжения, возникающего в системах организма. Таким образом все внутренние энергетические системы животного переключаются на иммунитет. Иными словами, голодание в течение определенного времени играет важную роль в выздоровлении животных. То же самое касается человеческого организма.

Голодание на протяжении какого-то времени, то есть соблюдение поста, исцеляет и человека по такому же естественному механизму, уменьшает повреждение клеток, предотвращает воспаление и образование раковых клеток. Организм обладает определенным запасом энергии, который обеспечивает работу таких функций, как пищеварение, мыслительная деятельность, иммунитет. Соблюдение поста позволяет расходовать имеющуюся энергию не на пищеварение, а на работу других систем.

Для препятствования воздействию нежелательных микроорганизмов, поступающих в организм с продуктами питания, в первую очередь начинает работать иммунная система, которая использует и те запасы энергии, что отведены для других видов деятельности. Соблюдение поста обеспечивает выработку белых клеток крови, необходимых для уничтожения инфекций и других нежелательных агентов.

Благоприятная возможность для укрепления иммунной системы

Мы не ошибемся, если скажем, что голодание — важнейший регулятор иммунной системы. Согласно проведенным исследованиям, длительный голод позволяет сосредоточить больше энергии на процессе регуляции иммунитета. Многие специалисты даже рекомендуют такую диету, как интервальное голодание. Соблюдение поста включает практически те же требования, что и этот вид диеты. Единственная разница заключается в том, что при соблюдении поста в месяц Рамадан во время отказа от пищи нельзя пить воду. Однако регулярное употребление воды между ифтаром и сахуром (вечерняя и ночная трапезы приема пищи во время Рамадана — прим. пер.)уменьшает количество естественных микроорганизмов в кишечнике, что позволяет перенаправить энергию на другие, более важные, области. Таким образом, иммунная система может активировать необходимые регенеративные процессы в организме, на которые она раньше не находила энергии. Голодание не рекомендуется при некоторых болезнях. Если у вас есть какое-нибудь хроническое заболевание и вы регулярно принимаете лекарства, тогда, для того чтобы узнать, можно ли вам держать пост, советую проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

 

Продолжение

Актуально об Исламе

Поздравление с благословенным месяцем Рамазан 1441 года по хиджре

Опубликовано

Дорогие братья и сестры!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

23 апреля 2020 года с заходом солнца наступает благословенный месяц Рамазан, в течение которого мусульмане соблюдают пост.

Согласно мусульманскому летоисчислению новый день наступает не в полночь, как принято в григорианском календаре, а сразу после заката солнца. В этой связи первый таравих-намаз (дополнительная молитва совершаемая только в месяц Рамазан), совершается после обязательной ночной молитвы, которая пройдет в ночь с 23 на 24 апреля. С началом рассвета 24 апреля мусульмане приступят к исполнению одного из пяти столпов ислама – соблюдению поста.

Благословенный Рамазан – месяц поста, щедрости, молитв и чтения Корана, месяц добра, милости, покорности и благодати, когда Аллах приумножает награду праведникам и воздает им щедрыми дарами. В этот месяц Всевышний ниспослал Свое последнее божественное откровение – Коран и предписал верующим постится с верой, надеждой, смирением и раскаянием.

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение между истиной и ложью – пусть проводит его, постясь» (Коран, 2:185).

Мусульмане каждый год с духовным трепетом встречают приход долгожданного месяца Рамазан и благодарят Всевышнего Аллаха за милость, которая выражается возможностью приближения сердцем и душой к Нему, посредством добрых дел. В преддверии Рамазана верующие старались сеять семена добра и блага, строили свою жизнь в свете заповедей мудрого Корана, вдохновлялись глубиной и величием духовных наставлений возлюбленного Всевышним пророка Мухаммада, мир ему, что принесло духовную, социальную и телесную пользу мусульманской умме.

Сообщается, что некоторые праведные предшественники шесть месяцев обращались к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он позволил им дожить до Рамазана, а затем, после Рамазана, они пять месяцев молили Его принять от них то, что они совершали в этом месяце. Всевышний говорит: «Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, о верующие, – возможно, вы преуспеете» (Коран, 24:31).

Передается, что пророк, мир ему, сказал: «О люди, обращайтесь к Аллаху с покаянием, воистину, я молю Его о прощении по сто раз в день» (Муслим).

Наступление месяца Рамазан – одна из великих милостей Аллаха для Его раба мусульманина. Рамазан – сезон блага, в котором раскрываются врата рая и закрываются врата ада. Это месяц Корана и месяц решающих для нашей религии сражений. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «По милости и милосердию Аллаха», – потому пусть возрадуются, ибо это лучше того, что они собирают» (Коран, 10:58).

Хвала Всевышнему, который дал нам возможность дожить до благословенного месяца Рамазан, в котором через венца пророчеств пророка Мухаммеда, мир ему, ниспосланного как милость для миров, было незведено последнее откровение Творца всему роду человеческому. И да поможет нам Всевышний в соблюдении поста, в выстаивании ночных молитв и совершении благих деяний, и даст нам возможность вкусить истинное наслаждение веры в приближении к Создателю, посредством наших душ и сердец.

Мы молим Всевышнего и призываем наших братьев и сестер приумножить молитвы о прощении и постараться посредством деяний очистить души, чтобы в наших сердцах засиял свет Божественной милости и благой вести о прощении, чтобы месяц Рамазан полностью заполнился спокойствием, надеждой на принятие наших добрых дел щедрым Господом, ибо он не отталкивает тех, кто возвращается к нему с искренним покаянием.

В этом месяце мы должны постараться быть самыми счастливыми творениями Аллаха, которые посредством обращения к Нему обновили свой завет с Ним, приблизили состояние благодарности от радости духовного восторга и проявления истинного терпения во время скорби.

По воле Аллаха, пост в священный месяц Рамазан стал фарзом (обязательным) на второй год Хиджры – 624 год.

Для нас, мусульман, – это один из самых главных религиозных обрядов. Все намерения, дела и помыслы в эти светлые дни должны быть только благими, лишенными греха.

Пост учит ценить пищу и питье как дары Аллаха, но несмотря на длинные дни, каждый мусульманин во время поста обязан воздерживаться от пищи, питья, курения, супружеских интимных отношений, поступков нарушающих пост от рассвета до заката солнца. Ведь пост – это повеление Всевышнего Аллаха, которое исполняется воздержанием от пищи.

Познавая на собственном опыте чувство голода, верующие становятся более чуткими к потребностям миллионов неимущих людей и более щедрыми.

Для больных, путников, беременных женщин и кормящих матерей, пост допускается перенести на другое время года. Тех, кто по объективным причинам вообще не может соблюдать пост, следует накормить или раздать малоимущим милостыню. От поста во время Рамазана освобождаются беременные и кормящие женщины, больные и престарелые люди, дети, а также те, кто не может соблюдать его по объективным причинам – например, воины и путешественники.

Пост соблюдается в течение всего месяца Рамазан, во время которого вера мусульманина крепнет. За этот сезон добра человек заново возрождается, очищается не только телестно, но и духовно. Цель этого благословенного месяца состоит в духовном очищении людей, устранении пороков и изъянов, обеспечении победы разума, веры и воли над духовными пороками и предосудительными страстями; это своего рода программа, состоящая из молитв, зикров (поминаний Аллаха) и стремления к богобоязненности, это программа вознесения к Аллаху, программа совершенствования духа.

Давайте не забывать о том, что из всех земных радостей нам достаточно Всевышнего. Какой Он прекрасный покровитель! Пусть в эти дни нашим размышлением будет молчание, нашей речью поминание Всевышнего, а смыслом нашей жизни покорность Ему, и чтобы мы были подобны птицам, удел которых приходит по утрам (сухур) и вечерам (ифтар).

Давайте стараться опережать друг друга в благих деяниях, чтобы духовная энергия Рамазана распространила свой свет на другие дни, чтобы мы проявляли заботу друг о друге не завтра, а сегодня, чтобы мы никого не обижали, а наши сердца были подобны чистоте жемчуга, чтобы мы были в этом мире как путники, а наши молитвы подобны прощальным молитвам, чтобы мы не говорили такие слова, за которые завтра будем каяться или просить прощения у Всевышнего. Именно эти чувства иссушают огонь в сердцах и спасают утопающих, благодаря им человек встает на праведный путь в своей жизни.

Передают, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему, сказал: «Тому, кто во время Рамазана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари; Муслим).

Всевышний сказал в Хадисе аль-Кудси: «Поистине пост – для Меня. Ради Меня оставляют еду и свои похоти, и Я дам им воздаяние!»

Дорогие единоверцы!

Искренне поздравляем вас с наступлением благословенного месяца Рамазан. Желаем всем провести его с пользой для души и тела, с усердием поклоняться Всевышнему, совершить как можно больше благих дел.

Пусть каждая бесценная минута этого месяца будет заполненна светом, дай Аллах нам всем возможность достойно провести благословенный месяц Рамазан!

Пусть Аллах воздаст каждому за его усилия по исполнению четвертого столпа ислама. Амин!

Абдуррауф хазрат Забиров

 

Продолжение

трендовые темы