СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Архив

Милостыня фитр

Опубликовано

Милостыня фитр

Фитр означает «творение, естество, разговение». В турецком языке на милостыню фитр говорят «фитре». Милостыня фитр – это имущественное поклонение (ибадат), которое должны выполнять мусульмане, дожившие до праздника Разговения и имеющие определённое количество имущества помимо основных нужд. Соответствующие данным условиям мусульмане выплачивают фитр за себя и за тех, кого они опекают.

Согласно ханафитской правовой школы (мазхаба) выплачивать милостыню фитр является ваджибом Ваджиб – это практический фард, т.е. установка, требующая обязательного выполнения, с той лишь разницей, что обязательность выполнения ваджиба опирается на менее конкретное доказательство, а, следовательно, чуть слабее, нежели у фарда (прим. пер.), а согласно других школ – фардом. Фард (фарз) – это установка, требующая обязательного и неукоснительного выполнения, опирающаяся на твёрдое и абсолютное по силе, безукоризненное доказательство (прим. пер.).

Милостыню фитр ещё называют «подушной милостыней». Смысл этого заключается в том, что это имущественное обязательство, наложенное на душу, на личность. С технической точки зрения, причина становления фитра обязательным является постижение человеком праздника разговения (ид аль-Фитр).

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, во многих своих изречениях (хадисах) приказывает выплату милостыни фитр.

В одном из хадисов, переданных Абдуллах бин Омаром (р.а.), говорится: «Посланник Аллаха (с.а.с.) определил мило¬стыню фитр для рабов, мужчин и женщин, детей и взрослых в размере одного са’ (мера веса в 3 350 гр.) фиников и одного са’ ячменя, и приказал людям выплачивать её до выхода с праздничной молитвы» . Бухари, Закят, 76; Муслим, Закят, 12.

Другой хадис по этой теме, переданный от Абу Сайда аль-Худри (р.а.). таков: «Во времена Пророка (с.а.с.) мы выплачивали фитр с продуктов питания в размере одного са . В то время нашими продуктами питания были ячмень, изюм, финики и обезжиренный сыр»
В следующем хадисе говорится: «Выплачивайте милостыню фитр с тех, кто находится на вашем попечении». Байхаки, Сунан-и Кубра, 4/161. 122 АбуДавуд, Закят, 24.

Милостыня фитр есть поклонение, которое заняло своё место в религии как дань благодарности в обмен на бытие, дарованное Всевышним человеку и тем, кто находится под Его опекой. В связи с этим вменение милостыни фитр в обязанность не обусловлено соблюдением поста, т.е. для тех, кто не постится или не может поститься милостыня фитр всё равно является ваджибом.

В то же время милостыня фитр, как то оговорено в хадисе, восполняет недостатки или небрежности, допущенные мусульманином при соблюдении поста. Фитр также приобщает бедняков к празднеству. Абу Дауд ,Закят,24.

Кроме того, сообщается, что выплата фитра способствует принятию поста, обретению спасения, избавлению от предсмертной агонии и мучений в могиле.

Милостыня фитр выплачивается со стороны намного большего контингента людей, нежели закят. Таким образом, каждый, обладающий соответствующей возможностью, испытывает удовлетворение от дачи чего-либо на пути Аллаха, ближе знакомится с положением нуждающихся людей в обществе и начинает лучше их понимать. С другой стороны, бедным протягивается рука помощи, не заставляя их просить, чем оберегается их достоинство. Тем самым между индивидами, живущими в одном обществе, ещё раз строятся и укрепляются мосты братства и дружбы.

Условия необходимости выплаты милостыни фитр

Условия необходимости выплаты милостыни фитр следущие:

Быть мусульманином/мусульманкой.

Для того, чтобы милостыня фитр стала обязанностью, человек должен быть мусульманином/мусульманкой. Однако согласно шафиитской правовой школы, человек не мусульманин обязан выплатить милостыню фитр тех мусульман, которые находятся под его опекой.

Владеть имуществом в размере ценза (нисаб).

Плательщик милостыни фитр, как и в случае с закятом, должен обладать имуществом, равноценным 85 граммам золота или 595 граммам серебра, помимо основных нужд (хаваидж-и аслия). В отличие от закята, чтобы выплата милостыни фитр стала ваджибом, не обязательно, чтобы имущество было прибыльным (нами) и ждало целый год. Согласно правовым школам шафиитской, маликитской и ханбалитской, чтобы стать плательщиком милостыни фитр не обязательно владеть имуществом в размере ценза (нисаб). Если наряду с основными нуждами мусульманин имеет съестные припасы на день и ночь первого дня праздника, по их мнению, он также обязан платить фитр.

Если плательщик милостыни фитр утратит своё имущество, либо оно опустится ниже количественного ценза, то долг уплаты с него не снимается. Однако если плательщик скончается, то нет необходимости выплачивать сей долг из оставленного им наследства. Вместе с тем, если наследники умершего выплатят его по собственной инициативе, то это будет добрым поступком.

Правоспособность

Чтобы стать плательщиком милостыни фитр, совсем не обязательно быть умным и достигшим половой зрелости. По мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, из достигшего ценза имущества ребёнка и умственно отсталого также необходимо выплачивать милостыню фитр. Отец выплатит милостыню фитр из имущества состоятельного ребёнка.

Опекунство

Для того, чтобы человек был обязан выплачивать милостыню фитр за кого-то помимо себя, необходимо, чтобы тот находился под его опекой и попечительством. Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для становления плательщиком милостыни фитр, обязан также выплатить фитр за детей и душевнобольных, которые находятся под его опекой, и у которых нет своего имущества, в количестве необходимом для вменения выплаты фитр в обязанность. Например, он должен выплатить фитр за детей умершего сына. Вместе с этим человек не обязан выплачивать фитр за родителей, взрослых детей, жену, братьев, сестёр и иных родичей, даже если они находятся на его содержании. Потому что вышеперечисленные не находятся под его опекой. Однако будучи не обязанным он всё же может выплатить за них милостыню фитр. По мнению остальных учёных, кроме ханафитов, человек, которому фитр является ваджибом, по возможности долги выплачивать милостыню и за тех, кто находится на его обеспечении, т.е. за родителей, жену и т.д.

Время

Согласно ханафитского толка милостыня фитр становится обязательной в первый день праздника разговения с нача¬лом рассвета. Потому что эта милостыня связана с праздником разговения (ид аль-Фитр). В соответствии с этим, кто умрёт или обеднеет до начала рассвета в первый день праздника, с того обязанность снимается. А кто родился или стал мусульманином до начала рассвета, тот обязан выплачивать фитр. 

После рассвета родившийся ребёнок и принявший ислам человек не облагаются милостыней фитр. Согласно другим правовым школам, они также не облагаются, потому что, по их мнению, милостыня фитр становится обязательной с заходом солнца в последний день месяца Рамадан.

Когда выплачивается милостыня фитр?

Милостыню фитр можно выплачивать с наступлением месяца Рамадан. Учёные, согласно оговоренной в хадисах цели выплаты фитр, т.е. удовлетворение нужд бедняков, советовали выплачивать фитр за день или два до наступления праздника Разговения. 

Оставлять выплату фитра на время после первого дня праздника нецелесообразно. Но вместе с этим если вдруг выплата задержится до конца праздника, то всё равно обязательство не снимается, и при первой же возможности милостыню необходимо выплатить.
Согласно шафиитской школы откладывать выплату фитра на время после праздничных дней без уважительной на то причины является запретным (харам).

В каком размере выплачивается милостыня фитр?

Как упоминалось выше, в хадисах, связанных с милостыней фитр, сообщается о том, что во времена Посланника Аллаха (с.а.с.) это имущественное поклонение выполнялось посредством выплаты 1 са (т.е. мерки в 3 350 граммов) распространённых на тот день продуктов питания, коими являлись финики, ячмень, изюм (сушеный виноград) и другие. Кроме этого передаётся от почтенных сподвижников, к коим относятся и четыре праведных халифа, что с пшеницы мило¬стыня фитр выплачивалась в количестве ½ са.

Исследователи мусульманского права, проанализировавшие данные сведенья, пришли к следующим заключениям касательно вида и количества продукта, который будет выплачиваться в виде милостыни фитр: 

Согласно ханафитской правовой школы, милостыня фитр выплачивается из четырёх продуктов: пшеницы, ячменя, фиников и изюма. Если это пшеница – а к ней относятся также пшеничная мука и поджаренная размолотая пшеница -то 1/2 са, а если другие продукты, то 1 са.

Согласно шафиитской правовой школы, фитр выплачивается с любых злаковых, а также фиников и изюма в количестве 1 са .Однако фитр должен выплачиваться именно с одного из тех продуктов, которые наиболее широко используются в области, где проживает плательщик.

В классических правовых источниках сведения и критерия таковы. Однако если внимательно присмотреться к практике времён Посланника Аллаха (с.а.с), а также учесть цель и задачи, преследуемые при выплате фитра, то становится понятным, что фитр в размере 1 са является прожиточной суточной нормой бедняка. 

Кроме того, связанные с данной темой предания говорят нам о том, что продукты питания того времени, с которых выплачивалась милостыня фитр, были основными продукта¬ми общего потребления, и количество их были соразмерны.

Исходя из этого, можно утверждать, что дачей фитра преследовалась цель обеспечения бедного человека среднепрожиточной суточной нормой (при двухразовом питании утром и вечером) согласно жизненным стандартам общества, в котором он проживает. Следовательно, можно сказать, что в наши дни выплата милостыни фитр одним из продуктов типа ячменя, пшеницы, изюма или фиников, а также в вышеуказанном количестве (1 са’ или 1\2 са’) будет недостаточной. Исходя из этих и других размышлений, современные исламские учёные пришли к мнению, что в деле определения милостыни фитр необходимо принять за основу один из двух нижеприведённых критериев:

1- Взять среднюю стоимость пшеницы, ячменя, изюма и фиников в размере по 1 саг каждый. Тем самым будут предотвращены неразбериха и сомнения, которые возникнут у мусульман вследствие появления множества разных цен из-за богатого разнообразия качества перечисленных выше товаров.

2- В виде критерия для определения фитра взять среднее количество пищи, необходимое одному человеку в течение дня. А также проследить за тем, чтобы денежный эквивалент данного количества еды был не ниже стоимости самого дешёвого из продуктов, перечисленных в хадисах.

По сути дела наиболее верным решением будет выплата фитра в размере стоимости суточного рациона одного челове¬ка при двухразовом питании. При этом целесообразней будет принять за критерий не количество продуктов, ежесуточно необходимых согласно жизненным стандартам бедняка, а среднее количество продуктов, потребляемых плательщиком в течение суток. Содержащиеся в Коране слова на счёт искупления испорченной клятвы поддерживают сей подход: «В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи» (Св. Коран, 5:89). 

Кроме того, количества, установленные в хадисах и при¬нятые в правовых книгах за мерку милостыни фитр – это минимальные границы. Веления и советы Посланника Аллаха (с.а.с.) направлены на то, чтобы избавить бедных людей от попрошайничества в такой день, и чтобы они тоже наелись вдоволь и ощутили радость праздника. Байхаки, Сунан-и Кубра, 4/175. 

Плательщик фитры должен определить и выплатить в виде милостыни деньги, способные удовлетворить хотя бы суточную потребность бедняка в еде. Это можно сделать следующим образом: месячные затраты на кухню поделить на тридцать дней, а затем на количество членов семьи. Результат будет показывать, сколько тратится на еду в день. Тем самым можно выплатить фитру, взяв полученное число за мерку. Конечно, будет лучше, если мусульмане, имеющие возможность, дадут больше.
Аллаху лучше ведома суть вещей.

Как выплачивается милостыня фитр?

Милостыня фитр есть поклонение. При выполнении поклонения главным является намерение. В связи с этим при даче фитра необходимо иметь соответствующее намерение. Его можно иметь как при даче фитра, так и при выделении денег на фитр. Намереваться означает вынести в своем сердце решение выплатить милостыню фитр ради довольства Аллаха. Наряду с тем, что особенно важным является сердечное намерение, его можно высказать и словесно. Плательщик должен выплачивать так, точно он возвращает хозяевам их имущество, которое Аллах дал ему на сохранение, дабы в нужный момент тот раздал его бедным, неимущим, студентам и т.д.

При даче милостыни фитр нет необходимости говорить: «Вот это фитра». 

Лучше будет выплатить фитру в виде денег, чтобы это способствовало удовлетворению различных нужд бедного человека. Но вместе с этим в зависимости от обстоятельств можно выплатить и продуктами питания. 

Фитру нужно дать так, чтобы она попала непосредственно в руки тому, кому дается, и стала его личным имуществом. Следовательно, плательщик не может принять за милостыню долг или часть долга, который бедняк ему должен.

Кому даётся милостыня фитр?

Места распределения милостыни фитр те же самые, что и при закяте. Следовательно, если кому-то не даётся закят, ему не даётся и фитра.

Фитра не положена следующим лицам: богатым с точки зрения религии людям, которые владеют имуществом в размере ценза (нисаб), будь оно прибыльным или же нет; предкам (матери, отцу, бабушке, дедушке) и потомству (детям и внукам) плательщика, а также тем, кто находится на его попечении. 

Плательщик фитры в первую очередь должен заботиться о неимущих, которые живут в округе, о родственниках, даже если и живут вдалеке, о бедных, но порядочных людях, о студентах. 

Человек может дать свою фитру как одному бедняку, так и нескольким. Однако с точки зрения удовлетворения нужды бедного человека более приемлемым будет дать фитру одно¬му человеку. Кроме того, несколько человек могут отдать свои фитры одному нуждающемуся.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив

Турецкий Красный Полумесяц распределил жертвенное мясо в 33 странах

Опубликовано

Жертвенное мясо распределено среди более 3 млн нуждающихся

СТАМБУЛ

Турецкий Красный Полумесяц в праздник Курбан распределил мясо 125 тысяч голов крупного рогатого скота в 33 странах мира, в том числе в Турции, сообщил глава Турецкого Красного Полумесяца Керем Кынык.

«Жертвенное мясо распределено среди более трех миллионов нуждающихся», – отметил Кынык.

По его словам, в этом году в Бангладеш принесено в жертву 2275 голов крупного рогатого скота, мясо которого распределено среди беженцев из Аракана.

Рефрижераторы доставили 22 тысячи пакетов с жертвенным мясом к границе Бангладеш и Мьянмы.

В Пакистане Турецкий Красный Полумесяц распределил мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота среди около 200 тысяч нуждающихся.

В Нигере среди нуждающихся распределено мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота, в Чаде – 5250, в Буркина-Фасо – 3500.

В сирийском городе Аазаз Турецкий Красный Полумесяц распределил среди нуждающихся мясо двух тысяч голов крупного рогатого скота, в Ираке – 1050 голов, в Палестине – 420.

Справка

Турецкий Красный полумесяц (тур. Türkiye Kızılay Derneği) — турецкая крупнейшая организация медицинской помощи, входящая в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Турецкий Красный Полумесяц» был основан 11 июня 1868 года в Османской империи под наимеванием Osmanlı Yaralı ve Hasta Askerlere Yardım Cemiyeti (Османская организация для раненых и больных солдат). С тех пор неоднократно меняла своё название. В 1877 стала называться Osmanlı Hilal-i Ahmer Cemiyeti (Османская организация Красного полумесяца). Наименование Türkiye Kızılay Cemiyeti (Организация Красного Полумесяца Турции) получила в 1935 году уже после образования Турецкой республики от её руководителя Кемаля Ататюрка. Первым руководителем её был грек по происхождению Марко Паша (Маркос Апостолидис). В 1947 году получила своё нынешнее название.

Турецкий Красный полумесяц возглавляет комиссия из 11 членов (Yönetim Kurulu). Её председателем в настоящее время является Керем Кынык. Также существует наблюдательный совет по делам Красного полумесяца (Denetim Kurulu) , генеральный директорат по управлению (Genel Müdürlük) и совет по делам женщин и молодёжи. Руководящие органы организации находятся в Анкаре. На всей территории Турции расположены более чем 650 отделений Красного Полумесяца. Высшим органом его является Генеральное собрание (Genel Kongre), на котором собираются представители всех отделений и руководящих органов Красного Полумесяца. Генеральное собрание происходит ежегодно в апреле.

Цели организации выражаются в следующем:

Turkish Red Crescent Society is a humanitarian organisation that provides relief to the vulnerable and those in need by mobilising the power and resources of the community to protect human dignity anytime, anywhere, under any conditions and support the enhancement of the community’s capacity to cope with disasters.

Работа Турецкого Красного Полумесяца также основывается на семи основных правилах, принятых на ХХ Международной конференции Обществ Красного Креста в 1965 году в Вене: гуманизме, беспартийности, нейтралитете, независимости, добровольности, единстве и универсальности.

Турецкий красный Полумесяц видит свои задачи в оказании всей возможной помощи при преодолении природных катастроф и их последствий, организации донорства, мероприятий по восстановлению здоровья (реабилитации), проведению просветительской деятельности в областях санитарии, гигиены здоровья.

Финансирование Турецкого Красного Креста осуществляется не государством, а за счёт частных пожертвований, членских взносов, благотворительных мероприятий, издания специальных марок и т.п.

Продолжение

Архив

Турецкий Красный Полумесяц распределил жертвенное мясо в 33 странах

Опубликовано

Жертвенное мясо распределено среди более 3 млн нуждающихся

СТАМБУЛ

Турецкий Красный Полумесяц в праздник Курбан распределил мясо 125 тысяч голов крупного рогатого скота в 33 странах мира, в том числе в Турции, сообщил глава Турецкого Красного Полумесяца Керем Кынык.

«Жертвенное мясо распределено среди более трех миллионов нуждающихся», – отметил Кынык.

По его словам, в этом году в Бангладеш принесено в жертву 2275 голов крупного рогатого скота, мясо которого распределено среди беженцев из Аракана.

Рефрижераторы доставили 22 тысячи пакетов с жертвенным мясом к границе Бангладеш и Мьянмы.

В Пакистане Турецкий Красный Полумесяц распределил мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота среди около 200 тысяч нуждающихся.

В Нигере среди нуждающихся распределено мясо 14 тысяч голов крупного рогатого скота, в Чаде – 5250, в Буркина-Фасо – 3500.

В сирийском городе Аазаз Турецкий Красный Полумесяц распределил среди нуждающихся мясо двух тысяч голов крупного рогатого скота, в Ираке – 1050 голов, в Палестине – 420.

Справка

Турецкий Красный полумесяц (тур. Türkiye Kızılay Derneği) — турецкая крупнейшая организация медицинской помощи, входящая в международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Турецкий Красный Полумесяц» был основан 11 июня 1868 года в Османской империи под наимеванием Osmanlı Yaralı ve Hasta Askerlere Yardım Cemiyeti (Османская организация для раненых и больных солдат). С тех пор неоднократно меняла своё название. В 1877 стала называться Osmanlı Hilal-i Ahmer Cemiyeti (Османская организация Красного полумесяца). Наименование Türkiye Kızılay Cemiyeti (Организация Красного Полумесяца Турции) получила в 1935 году уже после образования Турецкой республики от её руководителя Кемаля Ататюрка. Первым руководителем её был грек по происхождению Марко Паша (Маркос Апостолидис). В 1947 году получила своё нынешнее название.

Турецкий Красный полумесяц возглавляет комиссия из 11 членов (Yönetim Kurulu). Её председателем в настоящее время является Керем Кынык. Также существует наблюдательный совет по делам Красного полумесяца (Denetim Kurulu) , генеральный директорат по управлению (Genel Müdürlük) и совет по делам женщин и молодёжи. Руководящие органы организации находятся в Анкаре. На всей территории Турции расположены более чем 650 отделений Красного Полумесяца. Высшим органом его является Генеральное собрание (Genel Kongre), на котором собираются представители всех отделений и руководящих органов Красного Полумесяца. Генеральное собрание происходит ежегодно в апреле.

Цели организации выражаются в следующем:

Turkish Red Crescent Society is a humanitarian organisation that provides relief to the vulnerable and those in need by mobilising the power and resources of the community to protect human dignity anytime, anywhere, under any conditions and support the enhancement of the community’s capacity to cope with disasters.

Работа Турецкого Красного Полумесяца также основывается на семи основных правилах, принятых на ХХ Международной конференции Обществ Красного Креста в 1965 году в Вене: гуманизме, беспартийности, нейтралитете, независимости, добровольности, единстве и универсальности.

Турецкий красный Полумесяц видит свои задачи в оказании всей возможной помощи при преодолении природных катастроф и их последствий, организации донорства, мероприятий по восстановлению здоровья (реабилитации), проведению просветительской деятельности в областях санитарии, гигиены здоровья.

Финансирование Турецкого Красного Креста осуществляется не государством, а за счёт частных пожертвований, членских взносов, благотворительных мероприятий, издания специальных марок и т.п.

Продолжение

Архив

Рустам Минниханов поздравил мусульман с праздником Курбан-байрам

Опубликовано

Президент Татарстан Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с благословенным праздником жертвоприношения Курбан-байрам.

Президент республики отметил, что сегодня особенно ощущается стремление верующих к миру и единству. «Все мы – и те, кто совершает искупительный хадж, и те, кто празднует Курбан-байрам у родных очагов, ждем и надеемся, что Всевышний услышит наши искренние молитвы и даст нам веры и сил творить добрые дела, подавая благочестивый пример нашим детям и внукам», – говорится в поздравлении.

Вечные ценности, исповедуемые мусульманами, христианами и представителями других традиционных религий, составляют основу человеческого бытия, воспитывая высокое чувство ответственности за наши семьи, будущее республики, страны и всей мировой цивилизации, продолжил Минниханов.

«В Татарстане, ставшим общим домом для людей многих национальностей и вероисповеданий, Курбан-байрам является одним из наиболее почитаемых и широко отмечаемых праздников. Пусть наши души всецело распахнутся перед Аллахом, а наши благие дела сделают нас духовно богаче и чище!» – сказал президент, пожелав жителям республики жизненного оптимизма, счастья, здоровья и благополучия!

Продолжение

трендовые темы