СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Хадисы

Ложь — это сомнение, в свете хадиса Пророка

Опубликовано

Ложь — это сомнение

 

عن أبي محمدٍ الحسن بن علي بن أبي طالبٍ، رضي الله عنهما، قال: حفظت من رسول الله صلى الله عليه وسلم: دع ما يريبك إلى ما لا يبريبك؛ فإن الصدق طمأنينةٌ، والكذب ريبةٌ رواه الترمذي وقال: حديثٌ صحيحٌ

Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин аби Талиб (радыяллаху анхума) передал, что слышал от Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) как тот сказал:
« Оставь сомнительное и обратись к тому, что не вызывает сомнений. Поистине, в правде успокоение, а ложь — это сомнение»
(Тирмизи, Кыямат, 60).

Рави – передатчик хадиса

Внук Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Хасан (радыяллаху анху) родился в 3-м году Хиджры (625 год по христианскому летоисчислению) в Медине. Именем Хасан — что в переводе с арабского означает «Красивый, Хороший» — нарёк его сам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), рядом с которым будущий имам провёл первые семь лет своей жизни. В истории Ислама Хасан (радыяллаху анху) известен как защитник угнетённых. Благородный и великодушный, он также отличался высокой степенью спокойствия и степенности. И, как свидетельствуют его современники, внешне сильно был похож на своего деда — Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Напрямую от Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и от своих родителей, Али (каррамаллаху ваджхаку) и Фатимы (радыяллаху анха), дочери Пророка, он передал тринадцать хадисов. Некоторые улемы — мусульманские учёные — называют Хасана (радыяллаху анху) пятым после узревших истину четырёх халифов.

Несмотря на то, что он был человеком, избегающим войн, политики и, в особенности, интриг, с детских лет Хасану (радыяллаху анху) доводилось участвовать в завоевательных походах халифа Османа (радыяллаху анху). Впервые это случилось при Хорасане, тогда Хасан (радыяллаху анху) был принят в состав куфской армии. Его задачей, как и других детей асхабов, было охранять Халифа (радыяллаху анху) от осаждавших крепость.

После того, как Осман (радыяллаху анху) погиб, став шахидом, предводителем правоверных избрали зятя Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), Али. С этого времени начинается участие Хасана (радыяллаху анху) в политических делах отца. Так в 36 г., по Хиджре, Хасан (радыяллаху анху) отправляется вместе с войсками Али (каррамаллаху ваджхаку) в Басру, чтобы предотвратить вражду между мусульманами, затеянную Джамалем. По указанию своего отца он занимался сбором воинов в Куфе для того, чтобы отправить их вслед за асхабами непримиримого врага. Затем участвует в сражении с войсками Муавии в битве «Сеффейн».

После мученической смерти Али, получившего тяжёлое ранение в результате покушения, осуществленного членом секты Хариджи Абдуррахманом бин Мюльджемом в 17-й день Рамазана 40-го г., по Хиджре (24 октября 661 года), возник вопрос передачи власти над верующими. Известно, что в тот момент, когда халиф ещё мучился болью, у него спрашивали разрешение назначить Хасана (радыяллаху анху) в качестве преемника. На что Али (каррамаллаху ваджхаку) ответил, что не станет ни поддерживать, ни препятствовать данному выбору, так как основное решение должно быть принято всеми мусульманами. Такое поведение халифа послужило гарантией того, что Хасан будет избран в халифы.

Узнав об этом, Муавия отказался присягнуть Хасану. Во избежание новых военных действий, кровопролитных войн среди мусульман, учитывая сложную политическую ситуацию как внутри уммы, так и за пределами мусульманского государства (Восточная Римская Империя, не раз терпевшая поражение при битвах с мусульманами, выжидала подходящий момент для ответного удара), Хасан (радыяллаху анху) согласился уступить правление.

Так, во время встречи между ним и послами из Дамаска, было достигнуто перемирие с условием последующего отказа Хасана (радыяллаху анху) от халифата, что стало причиной критики и тяжёлых обвинений в его адрес .В частности, со стороны Хусейна (радыяллаху анхума), а также Абдуллаха бин Джафара (радыяллаху анху), возмущённых данным решением. Хусейн (радыяллаху анху) упрекнул брата в неуважении к отцовской борьбе, на что Хасан (радыяллаху анху) ответил, что лучше других знает суть этого дела, тем самым заставив родственников прекратить эти прения.

До сих пор существуют различные мнения по поводу сроков передачи Хасаном (радыяллаху анху) должности халифа Муавие (радыяллаху анху). Вероятнее всего, это событие состоялась 25 Раббиул-авваля 41 года Хиджры (29 июля 661 года). Тогда было подписано двухстороннее соглашение, в честь которого 41 год Хиджры (661 год) исламские историки назвали «годом общественного единения».

Некоторые из условий того соглашения были следующими:

 

1. Муавия обязуется править согласно Корану и Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и, следовательно, выплатить ущерб всем, кто лишился родственников в последних двух гражданских войнах;

2. Никто не имеет права плохо отзываться об Али (каррамаллаху ваджхаку) и его родственниках;

3. Отныне запрещается мстить, проливать кровь мусульман;

4. Прощаются все ранее совершённые преступления;

 

После этого события Хасан (радыяллаху анху) вместе со своей семьёй переселился в Медину, в связи с чем Куфа перестала быть столицей мусульманского государства. Её заменил Дамаск. Так завершилась историческая эпоха четырех праведных халифов, для Ислама начался век династии Омеядов.

В Медине Хасан (радыяллаху анху) прожил всего восемь лет. Скончался 28 Сафара 49 года Хиджры (7 апреля 669 года), отравленный по приказу Иазида ибн Муавии. Но перед смертью завещал Хусейну (радыяллаху анху), чтобы тот похоронил его рядом с Пророком (салляллаху алейхи в саллям), а если не получится, то на кладбище сахабов. Но даже этому желанию частично воспрепятствовали представители Омеядов. И «Предводитель юношей Рая», как однажды назвал Хасана (радыяллаху анху) Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), был похоронен рядом с матерью на мединском кладбище сахабов — «Джаннату-лъ-Баки».

 

Шарх – объяснение хадиса

В «Муснаде» Ахмада бин Ханбаля говорится, что, когда у праведного Хасана (радыяллаху анху) спросили: «Что ты помнишь из слов Пророка?», он привел этот хадис.

Для того, чтобы суметь отличить сомнительное, верующему следует обратиться к своему сердцу. Истина дарит ему успокоение, а ложь ввергает в смятение. В другой, слабой версии подобного хадиса от Абу Хурайры (радыяллаху анху) говорится, что, когда у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) спросили: «Как я смогу различить то, что внушает сомнение?» он ответил: «Положи руку себе на сердце. От запретного оно, то трепещет, то замирает, от разрешенного оно обретает покой» (Хайсами, Маджмауз-заваид, X, 294).

Метод выявления правды прикладыванием руки к сердцу можно сравнить с современным «детектором лжи».

Истинная вера требует абсолютной уверенности. Слова и поступки, отталкивающиеся от такой веры тоже должны быть совершенно бесспорными в своей правдивости. Заниматься чем-то сомнительным означает балансировать на грани харама, а отказаться от сомнительного – все равно, что отступить от края, возможно, бездонной пропасти.

Щепетильное отношение к сомнительному помогает сохранить сами понятия «халяль» и «харам», особенно в наше время, когда мнимая свобода и вседозволенность стали размывать границы разрешенного и запрещенного. Отказ от сомнительного удаляет мусульман от самой возможности совершать грехи.

 

Дурус – уроки из хадиса

1. Чтобы избежать харама, то есть всего, что запрещено религией, необходимо избегать сомнительного и придерживаться только халяль — того, что разрешено.

2. Мусульманин должен относится настороженно к тому, что не принимает его сердце, к чему не лежит душа.

3. Богобоязненные мусульмане, опасаясь впасть в большие грехи, стараются держаться вдали и от малых.

 

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хадисы

Изменить порицаемое

Мусульмане никогда не должны закрывать глаза на любое зло

Опубликовано

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيّ رضي الله عنه قَالَ سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ» .

رَوَاهُ مُسْلِمٌ [رقم:49].

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет(и этого), то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».
(Муслим 49).

В этом хадисе сообщается, что мусульмане никогда не должны закрывать глаза на любое зло. Если мусульманин видит заблуждение или грех, он должен исправить это своей рукой, если может сделать это. Если не может рукой, должен исправить словами, Если не может и этого, то должен не одобрять в сердце. Человек, который не может ничего сделать против зла и грехов, по крайней мере, должен быть хозяином своего сердца. Проявляя недовольство в сердце, он должен оберегать себя от того, чтобы со временем, привыкнув к греху, начать считать это нормальным. Одновременно, совершая сердцем ду’а Аллаху, человек должен  стараться уничтожить зло. Это состояние – самая слабая степень веры. Если человек не делает и этого, он подвергает опасности свою веру (иман). Его сердце уподобляется сердцу грешника.

В священном хадисе говорится:

«У каждого пророка, который был ниспослан до меня, были апостолы и товарищи из его общины. Они действовали по сунне этого пророка, выполняли его повеления. А после пришли такие поколения, которые говорили о том, чего сами не делали, и не выполняли того, что было им приказано. Кто противостоит этой группировке своими руками, тот верующий (му’мин). Кто высказывает словами, тот тоже верующий. Кто выражает противостояние сердцем, тот тоже верующий. А у остальных нет в сердце веры даже с горчичное зернышко». 
(Муслим, Иман, 80).

Очень важно, какое состояние господствует в сердце, когда оно встречается со злом. Чтобы подчеркнуть это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда на земле совершается зло, если человек, ставший свидетелем этого (если он не в силах что-либо сделать), не одобрит его словами и сердцем, он спасется от вреда, как будто не видел этого зла. Если человек, не ставший свидетелем этого зла, услышав о нем, одобрит его, он понесет ущерб, словно видел совершение этого зла». 
(Абу Дауд, Малахим, 17/4345).

Существует и еще один хадис на эту тему.

«Аллах внушил одному из Своих ангелов:

– Опрокинь такой-то город на его обитателей.

Ангел сказал:

– Там есть один Твой раб, он не проявлял Тебе непокорность даже ни на миг.

Всевышний Аллах велел:

– Опрокинь город и на него, и на других. Потому что (видя дурные поступки других обитателей города) он не изменялся в лице ни на миг (он не питал ненависти к ним ради Аллаха)». 
(Хайсами, VII, 270).

Абдуррауф Забиров

Продолжение

Хадисы

ИСТИННОЕ ТЕРПЕНИЕ, В СВЕТЕ ХАДИСА ПРОРОКА

Опубликовано

Анас бин Малик (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проходил мимо женщины, плакавшей над могилой. Он обратился к ней: – Бойся Аллаха и терпи! Не узнав Пророка, женщина вскрикнула: -Оставь меня, тебя не постигло то, что постигло меня! А когда ей сказали, что это был Пророк, она бросилась к его дверям, и, не встретив привратников, повинилась ему: – Я Вас не узнала! – (Истинное) терпение в потрясении первом! — ответил он». (Бухари, «Джанаиз»,32, 43; «Ахкям», 11; Муслим, «Джанаиз», 14-15; Абу Давуд, «Джанаиз», 23; Тирмизи, «Джанаиз» 13; Насаи, «Джанаиз», 22).








وَعَنْ أَنَسٍ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم بِامْرَأَةٍ تَبْكِي عِنْدَ قَبْرٍ فَقَال : «اتَّقِي الله وَاصْبِرِي » فَقَالَتْ : إِلَيْكَ عَنِّي ، فَإِنِّكَ لَمْ تُصَبْ بمُصِيبتى، وَلَمْ تعْرفْهُ ، فَقيلَ لَها : إِنَّه النَّبِيُّ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم ، فَأَتتْ بَابَ النَّبِّي صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم ، فلَمْ تَجِد عِنْدَهُ بَوَّابينَ ، فَقالتْ : لَمْ أَعْرِفْكَ ، فقالَ : « إِنَّما الصَّبْرُ عِنْدَ الصَّدْمَةِ الأولَى » متفقٌ عليه.  وفي رواية لمُسْلمٍ :  تَبْكِي عَلَى صَبيٍّ لَهَا





Передатчик хадиса


АНАС ИБН МАЛИК (ум. 90/709) – сподвижник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Его мать Умм Суляйм рано приняла Ислам, что привело к ссоре с мужем и его отъезду в Сирию, где он через некоторое время умер. После смерти мужа Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху, который к тому времени тоже принял Ислам. К моменту хиджры Пророка Мухаммада Анасу было всего 10 лет. По просьбе Умм Суляйм Пророк принял Анаса в свой дом в качестве прислуги. Он относился к Анасу как к сыну, а тот аккуратно исполнял все поручения Пророка и учился у него основам религии. Малолетний Анас ибн Малик не принимал участия в первых сражениях мусульман. В битве при Бадре оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал в завоевании Мекки и осаде Таифа. В период правления Абу Бакра был послан собирать занят с жителей Бахрейна. После смерти Абу Бакра вернулся в Медину. Халиф Омар не позволил Анасу уехать на войну и оставил его возле себя. Анас ибн Малик занялся мусульманским правом и не оставлял это занятие вплоть до смерти. Позже переехал в Басру, где преподавал основы Ислама и право. Участвовал в сражениях с персами, был в составе мусульманских войск, занявших г. Туштар. В период правления халифа Османа продолжал преподавание в Басре. Не примкнул ни к одной из сторон в гражданской войне, но позднее не побоялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака Хаджаджа. Анас был праведным и богобоязненным человеком. Его учениками были известные табиуны. Передал много хадисов (муксир). Умер в возрасте около 80 лет в Басре.

 

 

Объяснение хадиса


Имя упомянутой в хадисе женщины неизвестно, но, как становится понятно из риваятов, она кричала и плакала над могилой своего ребенка. Когда проходивший мимо Посланник Аллаха призвал ее к богобоязненности и сдержанности, несчастная женщина, не разобрав, кто перед ней, резко ответила:


 إِلَيْكَ عَنِّي ، فَإِنِّكَ لَمْ تُصَبْ بمُصِيبتى


«Оставь меня, тебя не постигло то, что постигло меня!»


Конечно же, из мусульман никто бы не сказал таких слов, зная, что перед ним стоит сам Пророк. Ничего не добавив, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) продолжил свой путь: скажи он еще что-нибудь, ответ мог бы быть еще более грубым, и это поставило бы позже эту женщину в положение еще более затруднительное или даже опасное.


Один из сахабов, имя, которого не упоминается, догадавшись о неведении женщины, спросил: «Знаешь ли ты, кто тот человек, призвавший тебя к терпению и богобоязненности?». «Нет» — ответила она, и, услышав, что это был Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), бросилась вслед за ним просить прощения. По дороге несчастная женщины опасалась, что в дверях дома Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ее остановят и не пустят привратники.


 В одном из риваятов этого хадиса говорится, что, прося прощения, женщина поклялась и сказала: «Я Вас не узнала!» В назидание ей и тем, кто были рядом, Пророк объяснил, что значит истинный сабр:


 إِنَّما الصَّبْرُ عِنْدَ الصَّدْمَةِ الأولَى


«Терпение — в потрясении первом!»


То есть терпение сразу, как только постигнет несчастье. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не стал припоминать женщине ее грубость и использовал эту ситуацию, чтобы преподнести урок другим мусульманам.


Известно, что человек может вынести многое и привыкает ко всему. Но самое трудное — уметь держать первый удар, ведь только со временем боль притупляется и становится привычной. Неготовность человека к испытанию горем может повлечь за собой еще большие беды, привести к потере разума, а то и подтолкнуть к самоубийству.


Большего всего сабр необходим перед лицом смерти, ведь поистине, при встрече с ней проявляется степень веры мусульманина Причитания, крики и плач, которым зачастую предаются потерявшие близких люди, особенно женщины, не приносят пользы никому. В такие горестные моменты спасение можно обрести лишь в довольстве судьбой и в принятии произошедшего. Иначе человеку угрожает опасность, что в словах своих он может пойти против Пророка и даже Аллаха, ведь горе способно сломить волю человека настолько, что он не будет отдавать себе отчет в том, что говорит или делает. Истинный мусульманин должен стойко переносить известие о смерти близких со словами:


إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

 

«Инна лиЛляхи, ва инна иляйхи раджиун» – «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и к Нему возвращаемся!»



 Уроки из хадиса


– Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был внимателен к окружавшим его людям, призывал к добру и удерживал от совершения зла, делая это тонко и в мягкой форме.


– Призывая к добру нужно быть готовым к возможному сопротивлению и возражениям.


– Посещение могил разрешено, а кричать и убиваться по умершему запрещено религией.


– Запрет Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) касается только причитаний и громкого плача над могилами. Посещать могилы можно не только мужчинам, но и женщинам. Это служит напоминанием о смерти и предстоящем Судном Дне.

Продолжение

Хадисы

Сабр – терпение в свете хадиса Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)

Опубликовано

Как передал Яхья Сухайб бин Синан (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

  


«Положение мумина (верующего) удивительно (достойно зависти и восхищения), потому что каждая ситуация для него благо, и не дано такого никому, кроме него. Если постигло его событие радостное, то он делает шукр – благодарит Аллаха, и это благо для него. А если постигла его беда, то он терпит и это тоже для него благо» (Муслим, зухд, 64).


 


 

 


وَعَنْ أبي يَحْيَى صُهَيْبِ بْنِ سِنَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ الله صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم : «عَجَباً لأمْرِ الْمُؤْمِنِ إِنَّ أَمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خَيْرٌ ، وَلَيْسَ ذَلِكَ لأِحَدٍ إِلاَّ للْمُؤْمِن : إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ ، وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خيْراً لَهُ » رواه مسلم  


 


Рави – передатчик хадиса


 


Передатчик данного хадиса Сухайб бин Синан известный под именем Сухайби-Руми. Происходил из арабского племени Бану Умайр. Его отец Синан бин Малик служил персидскому шаху. Во время персидско-византийской войны в Ираке малолетний Сухайб попал в плен и вырос в рабстве, знал греческий язык лучше арабского. Спустя много лет его привезли в Мекку, где его купил Абдуллах бин Джудан из племени кальбитов, освободил и сделал своим торговым партнёром. За короткое время Сухайб разбоготел.


Изучив ислам от Аммара бин Ясира, сразу же стал мусульманином. Был из числа первых мусульман. Совершил переселение, в Медину отдав многобожникам все, что у него было. В Медине Сухайб захворал, до того как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) почтил своим прибытием Медину, Сухайб рассказал Ему  в каком положении оказался.


Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал: « Среди людей есть и такой, который продаёт свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам». ( Бакара, 207) после этого благовествуя, произнес: « О, Абу Яхья ты, совершая эту сделку, не причинил зла».  (Хаким, Аль-Мустадрак,3,398.)


 Был искусным стрелком из лука, участвовал во всех походах вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). После покушения на халифа Умара (радыйаллаху анху), по его поручению Сухайб (радыйаллаху анху) ,три дня исполнял обязанности халифа до избрания нового.


Сухайб (радыйаллаху анху) был очень щедрым и милосердным среднего роста, розоватого цвета кожи,  немного заикался.


Однажды Умар (радыйаллаху анху) сказал ему:


  Ты называешься куней Абу Яхья, хотя у тебя нет сына, говоришь, что ты из арабов, и проявляешь очень большую щедрость в еде, не будешь ли ты из совершающих расточительство?


Сухайб (радыйаллаху анху) отвечал:


– Меня такой куньей назвал сам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)! Я из жителей Мусула из рода Намр ибн Касит, когда был ребенком, попал в рабство, потерял свою семью и своё племя. А проявляю большую щедрость в еде из-за того что слышал как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: « Лучшие из вас это те, кто кормит людей и приветствует!».


Посвятивший всю свою жизнь великим самопожертвованием Исламу  Сухайби-Руми (радыйаллаху анху) покинул этот бренный мир в возрасте 73 года в 38 году хиджры, похоронен на кладбище Джаннатуль – Бакы в Медине.

Да будет доволен им Аллах!

 

 


Шарх – толкование хадиса


 


Изречение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что мумин всегда находится в завидном, выгодном положении, что каждая ситуация ему во благо, и поэтому ему следует благодарить Аллаха и терпеть, дошло до нас через сахабов, преследуемых и угнетаемых мекканскими мушриками.


 


Каждый человек по своей природе ищет блага и надеется на лучшее, ему не присуще радоваться бедам и несчастьям. Вместе с тем наша жизнь состоит из череды испытаний, успешно преодолеть которые можно имея истинную веру.


 


Иман дает возможность человеку придерживаться золотой середины, ведет не только к умеренности и стабильности в жизни, но и к настойчивости в совершении добра.


 


С одной стороны, не следует чрезмерно радоваться приходящим благам, с другой — чрезмерно сокрушаться и отчаиваться в трудных ситуациях. Стоит человеку потерять умеренность и равновесие, как он начинает совершать ошибки и сам открывает ворота для новых бед.


 


Иман привязывает человека к божественным заповедям. Отклоняясь от них, человек подвергает себя опасности.


 


Люди по-разному реагируют на события в их жизни. Один умеет сдерживать свою радость и сохранять достоинство, другой, лишь прикоснувшись к удаче, пьянеет от счастья и выходит за рамки дозволенного. Один, столкнувшись с бедой, проявляет мужество и стойкость, другой пасует даже перед маленькой трудностью, жалуется и плачет, будто постигло его большое несчастье. Для того чтобы не впадать в крайности и правильно выходить из любой ситуации, мумин должен благодарить Аллаха в радости и проявлять терпение в горе. В хадисе говорится, что именно такое поведение отличает истинного мумина, человека с совершенной верой, от других людей.


 


Шукр, благодарность Аллаху, ограждает человека от избалованности и расточительства, продляет благоденствие и увеличивает достаток. Терпение служит причиной перемен к лучшему, в результате навстречу беде не приходит другая беда, а допущенная ошибка не влечет за собой новую. Такое благо доступно только мумину, рассматривающему каждое событие в своей жизни через призму веры.


 


Быть мумином не означает избегать трудностей и испытаний. В Коране сказано:


 


أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ


 


 


«Неужели полагают люди, что их оставят, раз они скажут: “Мы уверовали”, и они не будут испытаны?» (Сура «аль-Анкябут», 29/2).


 


Мумин подвергается испытаниям так же, как и все остальные люди, но из моря трудностей и невзгод его спасет корабль терпенья.


 


Только став истинным мумином, то есть человеком с полной и совершенной верой, человек способен превратить  «невыносимое  существование»  в счастливую жизнь.                                                                                                                                         


 


Верующие должны поддерживать друг друга в достижении   степени   «выносливый,   стойкий мумин». Проявление чувства удивления и восхищения состоянием верующего служит не столько для оценки его высокой духовной степени, а сколько для побуждения к достижению постоянства этого состояния.


 

 


Уроки, полученные из хадиса


 


Иман (вера) не освобождает человека от жизненных трудностей и испытаний, а помогает выработать к ним правильное отношение.


 


Терпением, возможно, обратить беду во благо.


 


Благодарность Аллаху может служить причиной умножения достатка, а с помощью терпения возможно изменить ситуацию к лучшему.


 


Благодарность Аллаху и терпение могут сделать человека счастливым, обратив всю его жизнь во благо. Это дар Аллаха для муминов, его покорных рабов.


 


 


Источник: imam Nevevi. Riyazu’s- Salihin. – istanbul, Erkam yayinlan, 1997. -T.1

Продолжение

трендовые темы