СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Мусульманская этика

КУЛЬТУРА ЕДЫ И ПИТЬЯ (часть первая)

Опубликовано

Все советы врачей и лекарей сходны в одном:
Будь осторожен и не набивай желудок.
Фирдавси Рухи

Мусульманин, девизом которого является беспрекословное соблюдение правил поведения, обязан и во время приема пищи и питья следовать указаниям Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Зарабатывать на пропитание необходимо честным путем. При приеме пищи всегда следует избегать излишеств и следить, чтобы все было из дозволенных продуктов. Мусульманский мир имеет свою многовековую культуру сервировки стола и правил приема пищи. Знание культуры питания, выполнение ее требований играет огромную роль для счастливого и здорового образа жизни.

1. Правила приема пищи

Прежде чем сесть за стол, необходимо тщательно вымыть руки, так как это одно из важных требований гигиены. В хадисе говорится: «Благо пищи состоит в мытье рук, как перед едой, так после приема пищи». (Тирмизи, Ат’има, 39)

Тем самым, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва салям) указывает на необходимость мыть руки, поскольку мытье перед едой очищает от грязи, а после еды – от прилипшего жира и тому подобных веществ.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) делал следующее предупреждение:
«Если с тем, кто лег спать, так и не помыв руки после приема пищи, случится что-либо неприятное, пусть винит только себя!» (Абу Дауд, Ат’има, 53)

Одним из следующих правил приема пищи в Исламе является, как и перед началом каждого дела, произношение слов «бисмиллях» перед едой. Хорошо известен следующий хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который по этому поводу говорил следующее:

«Если мусульманин при входе в дом и перед приемом пищи произнесет слово «бисмиллях», шайтан скажет своим войскам: «Здесь мы теперь не сможем ни переночевать, ни поесть». Но если человек, заходя в дом, не скажет «бисмиллях», шайтан скажет своим воинам: «Вы действительно нашли себе место для ночлега». Если этот человек не скажет «бисмиллях» перед едой, шайтан опять скажет своим воинам: «Вы нашли себе место не только для ночлега, вы себя сегодня обеспечили пропитанием».
(Муслим, Ашриба, 103).

Ответ на вопрос «А что делать, если перед едой забыли произнести «бисмиллях»?» мы вновь находим в хадисах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Согласно рассказу Айши (радыйаллаху анха), однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и шестеро его сподвижников вместе ели. В это время подошел некий бедуин, который в два приема съел всю еду. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил:
«Если бы этот человек сказал «бисмиллях», то еды хватило бы всем. Поэтому всегда перед едой произносите «бисмиллях». А кто забудет сказать это слово, то пусть скажет: «бисмилляхи фи аввалихи ва ахирихи» (с именем Аллаха и в начале, и в конце)». (Ибн Маджа, Ат’има, 7; Абу Дауд, Ат’има, 15)

В связи с этим известна и другая история, свидетелем которой был Умая бин Махши (радыйаллаху анху).
«Рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) находился человек, который ел. Он до последнего куска пищи ни разу не произнес «бисмиллях». И в самый последний момент, когда подносил ко рту последний кусок, он сказал: «бисмилляхи фи аввалихи ва ахирихи». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который все это видел, улыбнулся и промолвил:«Шайтан ел с ним эту пищу и, как только этот человек произнес «бисмиллях», шайтан вырвал наружу все, что успел съесть до этого». (Абу Дауд, Ат’има, 15)

Пищу, по возможности, необходимо есть в обществе, с родственниками, друзьями и знакомыми. Пророк Мухаммад (саллал лаху алейхи ва саллям), советуя есть пищу всем вместе, говорил «В обществе есть милость Аллаха, в одиночестве Его гнев!».

Как передает Вахши бин Харб (радыйаллаху анху), некоторые сподвижники обратились к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с жалобой:
– О Посланник Аллаха! Мы едим пищу, но никак не можем насытиться.
Он, в свою очередь, спросил у них:
– Наверное, вы все питаетесь в одиночку?
Они ответили утвердительно и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) дал им следующий совет:
– Питайтесь вместе, произносите «бисмиллях», чтобы ваша пища была изобильной. (Абу Дауд, Ат’има, 14)

Прием пищи некрасиво начинать первым, когда за столом сидят старшие по возрасту. Как вспоминает сподвижник Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Хузайфа (радыйаллаху анху):
«Когда мы все вместе ели, то никогда не протягивали руки раньше Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)». (Муслим, Ашриба, 102)

Как видим, сподвижники всегда выражали свое уважение к старшему. И этим манерам, которые сложились в «золотой век», до сих пор следуют во всех мусульманских семьях, ибо это часть нашей культуры. Если прием пищи начинают до того, как за стол сел старший в семье, то это считается признаком невоспитанности.

Мусульман должен брать пищу только правой рукой и только перед собой. Рассказывает Умар бин Абу Саламе (радыйаллаху анху):
«Я был ребенком, который вырос под присмотром Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда мы всей семьей
сидели за столом, моя рука блуждала по всему блюду. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
– О мое дитя! Произнеси «бисмиллях» и ешь правой рукой и только перед собой»! (Бухари, Ат’има, 2)

Салама бин Аква (радыйаллаху анху) рассказал такую историю: «Некто рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) все время ел левой рукой. Пророк Мухаммад (саллалаху алейхи ва саллям) сделал ему замечание:
– Ешь правой! Однако тот ответил:
– Я не могу есть правой!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:
– Да будет так!»
Как сообщает Салама, этот человек из-за высокомерия так ответил Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). После того, как Посланник проклял его, он действительно не мог поднести руку ко рту. (Муслим, Ашриба,107)

В наше время, попав под влияние западной культуры и считая это признаком современности, многие люди принимают пищу левой рукой. Картины, которые мы видим как во всех увеселительных заведениях, так и в кафе и ресторанах, когда на каждом столе ножи кладут на правую сторону, а вилки на левую, являются выражением, так называемого соответствия духу времени. Такое неправильное понимание современности и культуры в корне противоречит мусульманским правилам поведения за столом. Поэтому каждый правоверный должен быть осторожным в этом отношении.

Во время приема пищи нужно стараться избегать легкомысленных действий, которые могут посчитать за невоспитанность и бесцеремонность.

Джабала бин Сухайм (радыйаллаху анху) рассказал следующее:
«В тот год, когда мы вместе с ибн Зубайром были в походе, случилась засуха. В виде пайка нам всем раздали финики. Когда мы их ели, мимо проходил Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анхума), который сказал нам:
– Не ешьте финики по две штуки, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил нам есть финики таким образом. Но если ваши товарищи разрешат вам, то можете спокойно есть по две штуки». (Бухари, Ат’има, 44)

Кроме того, прежде чем проглотить кусок пищи, необходимо тщательно пережевать ее. И только потом можно брать следующий кусок.
Если даже кому-нибудь не нравится пища, нельзя показывать этого другим. Необходимо остерегаться произносить это вслух.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не искал недостатки в пище. Он ел все, что ставили перед ним, а если не хотел, то говорил, что он просто не желает есть». (Бухари, Манакиб, 23)
В мусульманской культуре существуют также правила окон¬чания приема пищи и очищения посуды. Как передает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) принимал пищу, он облизывал три своих пальца. И при этом он говорил:
«Если кто-нибудь из вас уронит кусок пищи на землю, пусть он поднимет ее и, очистив, положит в рот, так как нельзя оставлять этот кусок шайтану».

Кроме этого, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва сал¬лям) акцентировал внимание на том, чтобы на дне тарелки ничего не оставляли. Имея это в виду, он говорил:«Никому неизвестно, где скрыта благодать пищи!» (Муслим, Ашриба, 136)

В хадисе отмечается, что после еды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) облизывал свои три пальцы. Как известно, в те времена люди не пользовались ложками и вилками и все ели руками. Если проанализировать ту ситуацию и условия, в которых жили первые мусульмане, это было вполне нормально. Да и другого невозможно представить. Правила Ислама, которые требуют мытья рук после еды, подразумевают смывание следов жира, от которых могут остаться грязные пятна. Широко известно, что тщательно вымытые руки чище металлических вилок и ложек. Поэтому, с медицинской точки зрения, употребление пищи руками гораздо безопаснее. Однако это вовсе не означает того, что целью следования Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) нужно настаивать на приеме пищи руками, когда на июле лежат ложки и вилки. Подобные действия вовсе нежелательны, ибо мусульманин везде должен демонстрировать чистоту и высокую культуру.

Ислам запретил употребление пищи в золотой и серебряной посуде. Как передает Хузайфа (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал следующее:
«Не носите одежды из чистого шелка. Не пейте ничего из золотых и серебряных сосудов. Не ешьте ничего из такой посуды!»(Правилами Ислама запрещено использование золотой и серебряной посуды как мужчинам, так и женщинам. Все ученые единодушны в том вопросе, что вышеприведенные хадисы указывают на запрет употребления пищи из такой утвари. Однако хотелось бы заметить, что золотую и серебряную посуду можно хранить в виде украшений. Кроме того, можно пользоваться предметами, на поверхность которых нанесены золотые узоры, но они сами не изготовлены из чистого золота. А также можно вставлять золотые зубы и коронки, так как это необходимо для сохранения здоровья. Как написано в книгах по истории, у сподвижника по имени Арфаджа бин Асад, во времена джахилии, в одном из боев был отрезан нос. Ему вставили пластинку из серебра, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) затем посоветовал ему вставить пластинку из золота. Арфаджа так и поступил. (Абу Дауд, Хатам, 7). Как известно, с медицинской точки зрения, золото полезнее, чем другие металлы. Поэтому в наши дни, когда в какую-либо часть тела нужно вставить что-либо, обычно вставляют или золото, или платину.)

С другой стороны, необходимо выбирать себе друзей и избегать застолья тех людей, которые ведут далеко не праведный образ жизни. Особенно нужно быть осторожным, когда приглашают на вечеринки, где на столах находятся алкогольные напитки. От таких приглашений нужно отказываться, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Кто верит в Аллаха и Судный день, пусть не садится за стол, где есть опьяняющие напитки!» (Бухари, Адаб, 43)

В наши дни везде продаются алкогольные напитки. Поэтому мусульмане должны стараться не принимать пищу в таких местах и ничего там не покупать. Пока не возникла действительно острая необходимость в этом, желательно избегать таких мест. В этих вопросах непростительно проявлять небрежность и пренебрегать установленными правилами.

Во время приема пищи некрасиво ложиться или опираться на что-либо. Согласно рассказу Вахб бин Абдуллаха (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды заметил:
«Я никогда не ем опираясь на что-нибудь». (Бухари, Ат’има, 13)

Рассказывает Абдуллах бин Буср (радыйаллаху анху):
«Как-то Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) преподнесли немного бараньего мяса. Чтобы поесть, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) согнул колени и сел за стол. Бедуин, который тоже присутствовал там, от удивления воскликнул:
– Это еще что за манера сидеть?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему следующее:
– Несомненно, Аллах сотворил меня скромным и благородным рабом. Он не сделал меня упрямцем и высокомерным. (Ибн Маджа, Ат’има, 6)

Такое движение является своеобразным выражением уважения не только к пище, но и Господу, который послал эти блага. Кроме всего прочего, употребление пищи лежа вредно для здоровья, поэтому нужно всегда есть в сидячем положении.

Другим выражением уважения и почтения Всемогущему Аллаху, который одарил Своих рабов всевозможными благами, является произношение молитвы после окончания пищи. Обычно когда стол убирали, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал следующую молитву:
«О Аллах! Мы прославляем Тебя чистой душой, мы прославляем Тебя множеством славословий, которые не отвергаются Тобой!» (Бухари, Ат’има, 54)

Сообщается, что кроме этой молитвы, порой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал и такую молитву:
«Слава Аллаху, который накормил, напоил и сделал нас мульманами!» (Абу Дауд, Ат’има, 52)

В другом хадисе о важности молитвы после приема пищи говорится следующее:
«Если кто-либо после еды скажет: «Слава Аллаху, который накормил меня! Слава Аллаху, который обладает непостижимым могуществом!», то ему будут прощены все прегрешения, совершенные в прошлом». (Абу Дауд, Либас, 1)

Однажды Абу Хайсам (радыйаллаху анху) накрыл дома стол и пригласил Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с некоторыми сподвижниками. Когда все насытились, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
– Наградите своего товарища! Сподвижники спросили:
– А что ему подарить?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
– После того, как вы наелись и напились, совершите молитву Аллаху, попросите для хозяина дома всяческих благ! Это и есть ему Награда! (Абу Дауд, Ат’има, 54)

Во время приема пищи нельзя спешно наполнять рот и переедать. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Человек ничего не наполняет более опасного, чем желудок. Человеку достаточно несколько кусков, чтобы держаться на ногах. Но если некоторым людям нужно много есть, пусть одну третью желудка наполнят пищей, одну третью – водой, а остальную часть оставят пустой». (Тирмизи, Зухд, 47)

Как видим, чрезмерное наполнение желудка Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) считал очень опасным для здоровья, так как между физиолого-психологическим состоянием человека и питанием существует тесная связь.

Правитель Александрии Мукавкис, наряду с множеством различных подарков, прислал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) лекаря. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) немного поговорил с ним и затем сказал ему:
«Ты можешь возвращаться домой, так как мы люди, которые ничего не едят, пока не проголодаются. А когда едим, встаем из-за стола с легким чувством голода». (Ханбаль, 299)

Оба вышеприведенных хадиса акцентируют внимание на том, что нужно есть ровно столько, сколько достаточно для поддержания жизни. В хадисах очевидна большая разница между теми людьми, кто ест для поддержания жизни, и теми, которые живут ради своего желудка. Нормой приема пищи является следующее: должно хватить для сохранения физических сил и нормальной работоспособности. Необходимо поддерживать нормальную жизнедеятельность организма, и конечно, из-за нехватки сил не должны возникать проблемы, мешающие выполнению религиозных предписаний. Разумеется, каждый человек имеет свои, строго индивидуальные потребности. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), посоветовав оставить пустой одну третью часть желудка, показал такой метод, который каждый может с успехом использовать.
В одной поговорке говорится: «Человек не должен жить, чтобы есть. Он должен есть, чтобы жить!». Давно доказано, что в тяжелые времена люди умирали не от голода, а от привычки сытно питаться.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав, что мусульмане наполняют только желудок, а неверные наполняют весь кишечник, нарисовал поразительную картину нравственного облика мусульман. Согласно рассказу Абу Хурайры (радыйаллаху анху), однажды к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел гость, который в то время был невежественным язычником. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил домашних подоить козу, чтобы напоить гостя. Когда ему предложили молоко, он быстро выпил его. Принесли еще один сосуд, язычник выпил и его. Затем принесли еще, опять он выпил все молоко. Так продолжалось целых семь раз. На следующий день этот гость принял Ислам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) опять попросил домашних принести молоко для гостя. Он выпил его, и когда ему принесли еще один сосуд, он отказался. Именно поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Мусульмане наполняют только желудок, а неверные наполняют весь кишечник». (Муслим, Ашриба, 186)

Рассказывает Нафи (радыйаллаху анху):
«Ибн Умар никогда не садился за стол, пока рядом не было кого-нибудь из бедных мусульман. Однажды к нему пришел некий человек, который ел жадно и очень много. Ибн Умар (радыйаллаху анху)сказал мне:
«О, Нафи! Этого человека больше ко мне не приводи, так как и слышал, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Мусульмане едят одной кишкой, а неверные едят всем ки¬шечником». (Бухари, Ат’има, 12).

Всемогущий Аллах в Коране описывает обжорство неверных следующим образом:

«А те, которые Его (Аллаха) отвергли, сладятся и едят, как ест (голодный) скот. Огонь — им (вечная) Обитель». «Мухаммад», 47/12.

Жизненной целью неверных является наполнение желудка и удовлетворение своих низменных потребностей. Они не задумываются о будущем, о Судном дне, о том, что может их ожидать в вечной жизни. Неверные бывают алчными и жаждут лишь больших накоплений. Поэтому истинный мусульманин должен отличаться от них, питаться в меру, не злоупотреблять сытной пищей и не стремиться больше, чем необходимо, к мирским богатствам. В хадисе Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано так:
«Воистину, есть и пить все, что желает душа, является большим расточительством!» (Ибн Маджа, Ат’има, 51).

Как видим, подобные действия Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) трактует как пренебрежение нормами человеческой жизни. Согласно взглядам праведников, употребление пищи после насыщения является исрафом (расточительством). А в суфийских тарикатах есть досыта является исрафом. Что касается мнения тех, кто достиг больших духовных высот, то употребление пищи в состоянии беспечности, когда человек забывает о том, что все время находится под Божественным контролем, является исрафом.

Однажды некто стал после обеда отрыгивать. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предупредил его следующим образом:
«Ты перестань отрыгивать, ибо те, кто в этом мире постоянно были сыты, в Судный день больше других останутся голодными». (Тирмизи, Кыямат, 37)

Еще одним из правил приема пищи, предписанных Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), является запрещение приходить в места скопления народа после употребления лука и чеснока. С этой целью Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Кто поел чеснока или лука, пусть не подходит к нам!»

В другой раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:
«Кто поел чеснока или лука, пусть не заходит в мечеть!»
(Бухари, Азан, 160)

Как-то Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) принесли морковь с резким запахом. Он не стал, есть ее, но одному из своих сподвижников сказал:

«Ты можешь есть, так как я беседую с теми (ангелами), с кем ты не беседуешь!» (Абу Дауд, Ат’има, 40)

Ангелы и другие лучезарные существа любят тех людей, которые чисты и опрятны, и им совершенно не нравится, когда от людей исходит неприятный запах. Если мусульманин ел лук или чеснок, если от него дурно пахнет сигаретами или исходят другие неприятные запахи, он не должен приходить в мечети и другие места скопления людей. Как повелевается в Коране:

«О вы, кто верует! Берите в пищу ту благую снедь, которой вас Мы наделили. Будьте Аллаху благодарны, коль вы, поистине, ему предались». «Бакара», 2/172.

Из этого аята следует вывод, что можно спокойно употреблять и пищу все, что разрешено законами Ислама. Однако, как и в друих вопросах, в отношении еды нужно быть умеренным и сдержанным, избегать излишней траты и ненужных расходов. В Коране об этом сообщается следующее:

«Ешьте и пейте всласть, но в меру, ибо Аллах не любит тех, кто неумерен». «Араф», 7/31.

Каждое действие имеет свою цель. При этом намерение играет огромную роль, так как именно оно определяет ценность поступка. Так и в вопросе питания: с какой целью человек принимает пищу, такую получает энергию и силу. Поэтому целью питания должно быть не набивание желудка и чревоугодие, а получение энергии и силы для совершения поклонений Аллаху. То есть, целью приема пищи не должен быть сам процесс еды. Человек обязан видеть в пище средство, а не цель. Самое опасное, что может случиться с индивидом от чрезмерной сытости, это совершение греховных и низменных поступков.
Указывая на связь питания с духовным состоянием человека, Мавляна Джалалятдин Руми писал:
«Чем набухать, как клоп, который присосался к грязной коже, лучше будь полуголодным, словно птица, и тогда ты будешь парить в высотах».
Религиозные правила предписывают накрывать чем-либо оставшуюся еду. Многим полезным вещам научил

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) своих сподвижников, в связи с нашей темой известен следующий хадис:
«После наступления темноты не выпускайте детей на улицу, так как в это время начинает гулять шайтаны. После выполнения намаза Иша (ночная молитва) спустя некоторые время можно детей отпустить. Потом закрывайте двери, предварительно произнеся имя Аллаха! Произнесите имя Аллаха перед тем, как погасите лампу! С именем Господа прикройте сосуды с водой! Произнесите имя Всевышнего и закройте еду! Даже если у вас нет крышки, прикройте чем-нибудь сверху, ибо шайтан не может открыть закрытую посуду. Погасите светильники, ибо могут подкрасться мыши и перегрызть фитиль, отчего может
Случиться пожар!» (Бухари, БадиульХалк, 11)

Знаменитый ученый Мухйиддин Араби дает следующее толкование этому хадису:
«Раз в году бывает вечер, время которого неизвестно. В этот вечер с небес нисходят все болезни. Если в этот вечер не прикрыть сосуды с водой или пищей, микробы обязательно попадут туда».

Усва-и хасана том 3
Продолжение следует.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мусульманская этика

Нравственные правила торговли

Ислам учит определенным нравственным правилам торговли. Они начинаются с честных отношений

Опубликовано

Дорогие братья и сестры!

Наш Пророк (с.а.с.) время от времени посещал рынок в Медине. Там он наблюдал за торговцами и покупателями, беседовал с ними. Делал замечания, когда обнаруживал неправильные действия. В итоге, Всевышним были ниспосланы аяты, содержащие наставления по поводу торговли: «Горе тем, которые обвешивают [других], а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им. [Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешивают, то причиняют убыток [другим]. Неужели они не думают о том, что их воскресят в великий день, в тот день, когда люди предстанут перед Господом [обитателей] миров».[i]

Дорогие братья и сестры!

После того, как были ниспосланы эти аяты, верующие под предводительством нашего Пророка начали более щепетильно и внимательно относиться к торговле.[ii] Посланник Всевышнего (с.а.с.) был крайне доволен этим обстоятельством. Он побуждал единоверцев к торговле следующей молитвой: «О, Господи! Ниспошли изобилие их весам, мерам и торговле!»[iii]

Дорогие верующие!

Наша великая религия Ислам научила нас определенным нравственным правилам торговли. Они начинаются с честных отношений. Необходимо избегать лжи и обмана. Ведь правдивость и честность – неотъемлемая черта мусульманина. Это необходимое условие для того, чтобы стать добродетельной личностью. Причем, не только в отношении торговли: верующий должен опоясаться искренностью во всех сферах своей жизни. Повеление нашего Великого Творца «быть абсолютно правдивым»[iv] есть основа слов, отношений и поведения мусульманина. Предупреждение нашего Пророка (с.а.с.) «Обманывающий нас – не из нашего числа»[v] – неотъемлемый принцип отношения к людям.

Дорогие братья и сестры!

Посланник Всевышнего (с.а.с.) говорил: «Честный и надежный торговец находится рядом с пророками, праведниками и мучениками».[vi] Из этого хадиса становится ясно, что для торговли принципиально важна открытость и прозрачность. Следующее происшествие является наилучшим примером этому: Один из учеников пришел к Пророку (с.а.с.) для того, чтобы посоветоваться с ним по поводу некоторых особенностей торговли, которые занимали его ум. Посланник Всевышнего внимательно выслушал его, а затем сделал следующее наставление: «Когда ты хочешь что-либо купить, то называй цену, которую можешь дать! Когда же ты желаешь продать что-либо, то называй не завышенную, а реальную рыночную стоимость товара!»[vii]

Дорогие братья и сестры!

Наш Пророк (с.а.с.) сделал нам предупреждение в хадисе «Мусульманину не дозволено продавать дефектный товар, не сообщив покупателю об этом дефекте».[viii] Ведь сокрытие недостатков товара уничтожает достаток от торговли и доверие людей друг к другу. Какой бы большой ни казалась выгода продавца, на самом деле она приведет к разочарованию. Осознающий это верующий не может считать дозволенным каждый способ получения дохода и выгоды. Он не станет прибегать к обманной рекламе, мошенничеству, недобросовестной конкуренции и получению сверхприбыли. Он не сможет получить выгоды и прибыли за счет потерь и ущерба, нанесенного другому человеку. Он знает: обманывая другого человека, на самом деле, обманывает себя. К тому же, Великий Творец сообщил о том, что подверг гибели предыдущие поколения за их деградацию в результате нечестной торговли.[ix]

Братья и сестры!

Еще один из основных принципов торговли – заработок дозволенным путем. Верующий, который знает о том, что однажды предстанет с ответом за все совершенное им, не станет примешивать к своему заработку запретное. В этом смысле мусульманину не дозволено продавать то, что запрещает Аллах. Мусульманин должен сторониться торговли спиртным и наркотиками, азартных игр и их организации, а также уклонения от уплаты налогов.

Дорогие верующие!

Как жаль, что с ходом времени некоторые люди утратили щепетильность к дозволенности своего заработка. Некоторые люди стали считать, что все средства хороши для получения дохода и выгоды. Некоторые люди становятся рабами страстей и необузданного аппетита, нечестных способов заработка как можно большего количества денег, пленниками земных богатств. Другие же безмерно и недобросовестно эксплуатируют самое великое творение Аллаха – материальные и духовные человеческие достижения.
Но в торговле, как и во всех остальных сферах нашей жизни, самое главное – одобрение Всевышнего. Так давайте же строить свои доходы на основе честности и искренности. Давайте преисполним свои столы и жизни изобилием путем соблюдения прав других людей. Давайте будем чувствительными к тому, чтобы ни мы сами, ни наши дети и супруги не ели нечестно заработанного куска хлеба. Да будет мерилом при наших покупках и продажах следующий хадис Пророка (с.а.с.): «Земное богатство сладко и привлекательно. Тому, кто использует его без азарта, оно приносит изобилие. Тот же, кто прикасается к нему жадно и страстно, теряет свое благополучие».[x]

[i] Сура «Мутаффифин», 83/1-6.
[ii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 35.
[iii] Бухари, «Бую», 53.
[iv] Сура “Худ”, 11/112.
[v] Муслим, «Иман», 164.
[vi] Тирмизи, «Бую», 4.
[vii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 29.
[viii] Ибн Маджа, «Тиджарет», 45.
[ix] Сура “Худ”, 11/84-95.
[x] Бухари, “Закят”, 50.

Продолжение

Мусульманская этика

ДОБРОСОСЕДСТВО

Опубликовано

Алимы сказали: если твой сосед является мусульманином и родственником, то у него три права в отношении тебя – соседское, родственное и право по Исламу.

Если же сосед мусульманин, то у него два права – соседа и Ислама. Если сосед немусульманин, то у него одно право – право соседства. Соседями считаются не только проживающие рядом, ими являются жители сорока домов по округу.

Кааб ибн Малик рассказал: “К Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: ” О Посланник Аллаха, я поселился в одном квартале, в котором самый близкий сосед самый вредный для меня “. Тогда Посланник Аллаха отправил Абу Бакра, Умара и Али в мечеть, чтобы у входа они провозгласили: ” Воистину, сорок домов – соседи и не войдет в Рай тот, кого остерегаются соседи “.

Всевышний в Коране завещает нам благонравие к соседу. Он сказал (смысл):

وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ

” И поклоняйтесь вы Аллаху, не придавая Ему в сотоварищи ничего, и проявляйте доброту к родителям, к родным, к сиротам, и к соседям… “ (“ан-Ниса”, 36).

Воистину, почитание соседа и доброе отношение к нему – признак совершенства веры мусульманина, это поясняет нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе, Абу Шурайх аль-Адавай рассказал: ” Мои уши слышали, мои глаза видели, когда Пророк, сказал: “Кто уверовал в Аллаха и в Судный день пусть почитают своего соседа… “

По велению Всевышнего, ангел Джабраил часто завещал Пророку почитание, соседа как об этом говорится в хадисе. Ибн Умар приводит слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ” Джабраил не переставал завещать мне добрососедство так часто, что я подумал, он сделает соседа моим наследником “.

Почитание соседа должно выражаться в проявлении всякого добра к нему по мере возможности, таких, как приветствие саламом, давать подарки, оказание поддержки и заботы в нужде, и ни в коем случае не допускать какого-либо вреда соседу.

Ибн Хаджар говорит: ” Отношение к хорошему и плохому соседу естественно отличается, но в любом случае мы должны желать добра всем, поминая их в своих мольбах, желая наставления к истине “.

В некоторых хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подробно рассказывает о взаимоотношениях соседей. Когда Муаз ибн Джабаль спросил у Посланника Аллаха: ” Каков долг соседа перед соседом? ” – он ответил: ” Если он попросит у тебя в долг, дашь ему взаймы, если позовет на помощь, отзовись, если заболеет, навести его, станет бедным – поддержишь его, если у него радость, поздравь, если у него случится беда, соболезнуй, если же он умрет, проводи его, не строй строение выше его дома, ограждая ему солнце без его разрешения, и не причиняй ему вреда запахом своей кастрюли, если не намерен угостить его, если же ты купил фрукты, то угости его, если же не намерен угощать, то не показывай, когда несешь домой, и пусть твои дети едят дома “.

Однажды один из табиинов Муджахид находился рядом, когда Ибн Умар заколол овцу, а его сын разделывал мясо, при этом он несколько раз повторил своему сыну: ” Как закончишь, отнеси кусок мясо соседу иудею “. И сын сказал: ” Я слышал, отец, зачем так часто повторять? ” На что Ибн Умар ответил: ” О сын мой! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так часто завещал мне добрососедство, что я был готов считать соседей своими наследниками “.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не считает истинно уверовавшим того, кто сытен, когда его сосед голоден. Ибн Зубаир рассказал, что слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ” Не уверовал тот, кто сыт, когда сосед голодает “. Посланник Аллаха повелел Абу Зарру: ” О, Абу Зарр, когда ты варишь мясо, налей побольше воды и поделись с соседом “.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго предостерегает нас от того, чтобы мы закрывались от соседей, Ибн Умар сказал: ” Наступили времена, когда никто из нас не видит больше прав на свои дирхемы и динары, но наступят времена, когда дирхемы и динары будут дороги некоторым больше чем брат мусульманин.

Я слышал, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сколько соседей будут цепляться за своих соседей, говоря: “О мой Господь, этот закрыл передо мной свои двери и лишил меня своего добра”.

Лучшим соседом считается тот сосед, кто более хорош для соседа, в хадисе сказано: “Лучший из друзей тот, кто более хорош для друга, и лучший из соседей тот, кто более хорош для соседа “.

Причинение вреда соседу является грехом и приводящим к ослаблению веры, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует “. Спросили: ” Кто о, Посланник Аллаха? “. Он ответил; ” Тот, вреда которого опасаются соседи “.

Да поможет нам Аллах иметь крепкое убеждение в вере и стойкость в следовании за Его Посланником, поможет нам быть добрыми и терпеливыми к соседям и простит наши грехи.

Мухаммадрасул-хаджи СААДУЕВ
имам Центральной джума-мечети г.Махачкала

Продолжение

Мусульманская этика

УМЕРЕННОСТЬ В ЕДЕ

Опубликовано

Мусульманин должен оберегать свой желудок и ограничивать себя в питании. Нужно беречь свой желудок от запретного и сомнительного, ограничивать себя в избыточном и не набивать желудок доверху даже тем, что дозволено.

Мы уже рассматривали вопрос запрещенного и сомнительного в главе «аль-Вара’».

За потаканием прихотям и чрезмерным наполнением желудка кроется множество бед. Среди них – ужесточение сердца, леность тела, его непослушание, отсутствие энергичности при поклонении, снижение способности к восприятию знаний и мудрости, уменьшение сострадания и милосердия по отношению к слабым, нуждающимся братьям и сестрам.

Также существует опасность, что частое переедание и потакание прихотям в еде подталкивает к совершению сомнительного и даже запретного.

Худжат-уль-Ислам Имам аль-Газали, рахимахуллахи, сказал:

«Переедание халяля – источник зла, не говоря уже об употреблении харама».

Тот, кто достоин поминания и восхваления (имеется в виду Пророк, салляллаху алейхи ва саллям), сказал:

«Сын Адама (человек) не наполнял более зловредного сосуда, чем его желудок. Ему достаточно маленьких кусочков еды, чтобы не умереть с голоду. Если же это невозможно, пусть он наполняет треть желудка пищей, треть – питьем и треть – воздухом» (ат-Тирмизи, ан-Наса’и, ибн Маджах, ссылаясь на аль-Микдада, приводят этот хадис).

Также передают, что он, достойный поминаний и восхвалений, сказал:

«Безнравственные из моего народа – это те, которые питаются с роскошью и чьи тела растут на роскоши; и те, кто устремился к разнообразию яств и одеяний; и те, кто стремится быть красноречивым» (ат-Табрани в сборнике «Аль-Кабир» и аль-Байхаки в «Шу’б аль-Иман», ссылаясь на Аби Умаму, приводят этот хадис).

И Пророк, салляллаху алейхи ва саллям, сказал:

«Тот, чей желудок остается дольше всего наполненным в этой жизни, будет дольше всего голодным в следующей жизни» (ат-Табрани в аль-Кабире, ссылаясь на Салмана, приводит этот хадис).

Али, каррамаллаху ваджхаху, сказал:

«Тот, кто ценит то, что входит в его желудок, будет оценен не выше того, что выходит из его желудка».

Верующий должен удерживать себя от желаний как средства довольства и наслаждения и отказываться от мирского. Когда он ест, он не должен набивать свой желудок. Нужно ограничивать себя, довольствуясь той халяльной пищей, которая доступна, и не пускаться на поиски более вкусного или того, что по душе.

Если мусульманин нацелен на самую грубую и доступную пищу, в нем больше богобоязненности (таква), он меньше думает о себе, отдаляется от прихотей нафса и в своей добродетельности приближается к праведным предшественникам.

Обычной едой Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, была ячменная каша. Пророк, салляллаху алейхи ва саллям, сам замешивал ячмень, затем его готовили без просева (ситом стали пользоваться уже позднее). Он и его семья месяцами питались лишь финиками и водой, и месяцами в доме не зажигался огонь для приготовления пищи.

Верующий должен принимать пищу, следуя этикету, который мы черпаем из Сунны Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, приступая к еде с именем Аллаха и заканчивая благодарностью Ему. Следует есть с намерением поддержать в организме силы для поклонения Всевышнему Аллаху и следовать Сунне.

Автор:
Имам Абдуллах ибн Алави аль-Хаддад

Книга:
Наса’их ад-Динийа Валь Васайа аль-Иманийа

Продолжение

трендовые темы