СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Кровавый призыв

Опубликовано

Кровавый призыв

Однажды Пророка Мухаммеда посетили послы из Шама (территория современных государств, таких, как Сирия, Иордания, Ливан, Палестина), Йемена и Неджда (северо-восток Аравийского полуострова). Они попросили сделать дуа, благословляя их земли. В ответ Пророк трижды произнёс: «О Аллах! Благослови страны Шама и Йемена». Его спросили: «А как же Неджд, о Посланник Аллаха?» Тогда он ответил: «Нет, из этой области появится рог шайтана».
Исламские учёные–мухаддисы (толкователи изречений Пророка ) объяснили, что под выражением «рог шайтана» подразумевалось экстремистское течение в Исламе, позже получившее название «ваххабизм», основателем которого был Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, живший в области Неджд в 12-м веке по хиджре.

Что же такое ваххабизм и кто такие ваххабиты?

Учёные–богословы дали определение этому течению, назвав его «ад-дават-уд-дамавия», что можно перевести как «кровавый призыв». Причиной такого определения послужили исторические факты, свидетельствующие о крайнем радикализме приверженцев ваххабизма, готовых из любого спора разжечь вооружённый конфликт. Вся история ваххабизма – это беспрерывный кровавый шлейф.

Его основатель Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1691-1786 гг.) прожил около ста лет, достаточных для того, чтобы довести дело раскола исламского мира до своего логического завершения. Дата его смерти весьма символична. Если выразить каждую цифру года его смерти её буквенным значением по абджедскому алфавиту, то получится фраза: «И наступила смерть злого».

Люди, подобные ибн Абдуль-Ваххабу, появлялись в исламском мире и раньше, но никогда раньше не было настолько благоприятных условия для распространения идеологии раскола. Ослабление Османского халифата в годы правления султана Селим-Хана III и английская мировая колониальная политика – вот основные причины зарождения и распространения идей ваххабизма в 18-м веке.

К этому времени Лондон уже проделал часть работы, направленной на раскол исламского мира. Было, например, подготовлено более пяти тысяч агентов, изучавших Коран и свободно владевших арабским, турецким и персидским языками. Но это была лишь малая часть плана. Нужна была идеология раскола и лидер, который бы нёс её в массы. Оба этих недостающих звена и совместил в себе Мухаммад Абдуль-Ваххаб.

«Непослушный сын своего отца», – так отзывались о нём современники. Ибн Абдуль-Ваххаб с юности изучал религию в городе Пророка Мухаммада , но уже в эти годы отличался непокорностью, неучтивостью и крайним неуважением к большим алимам. Его отец и брат были видными учёными-религиоведами того времени. Замечая неблаговидные поступки ибн Абдуль-Ваххаба, они, как и его учителя, осуждали его идеи и искажение им основ Ислама, предупреждали людей о его заблуждении в толковании Корана.

Основу мировоззрения ибн Абдуль-Ваххаба составлял возврат к «истинной вере», якобы полностью утраченной к этому времени. Он подвергал критике посещение могил пророков, святых людей и тавассуль, называя это ширком (многобожием). Кроме того, в ширк, по его мнению, человек впадал и в том случае, если причиной какого-либо действия или события считал что-либо, помимо Аллаха. По ибн Абдуль-Ваххабу, например, человек, произнося фразу: «Это лекарство мне помогло», – становился язычником, поклоняющимся лекарству.

Благодаря своему красноречию, ибн Абдуль-Ваххаб вскоре приобрёл сторонников, как правило, людей далёких от понимания истинной сути Ислама. Ему удалось внушить, что именно они, его последователи, якобы борющиеся вместе с ним за чистоту веры, и есть мусульмане, а все остальные – вероотступники. Именно красноречие помогло ибн Абдуль-Ваххабу отвлечь людей от главного недостатка своей идеологии – противоречия между своими убеждениями и тем источником (Кораном), на котором якобы они основывались. Именно ибн Абдуль-Ваххаб стал первым ярким примером того, к чему приводит вольное, а не научное толкование Священного Корана.

Умело используя сложную политическую ситуацию на Ближнем Востоке в своих целях, ибн Абдуль-Ваххаб сближается с видными политиками и авторитетными людьми из местности Ад-Дария (юг современной Сирии), которые поддержали его учение, распространяя его силой, для укрепления своей политической власти. Затем они совместно укрепили своё влияние среди кочевых бедуинских племен, которые не разбирались в тонкостях Ислама, превратив их в свою бесплатную военную силу. В случае с бедуинами расчет делался на людскую алчность, ведь, по учению ибн Абдуль-Ваххаба, всех, кто отказывался следовать за ним, следовало убивать, а имущество присваивать.

С 1730-го г. идеология раскола начинает своё массовое распространение. Искусно подменяя истинную веру псевдоучением Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, правящая верхушка местности Ад-Дария во главе с представителями династии Ибн Сауда стремилась распространить свою власть на всю Аравию.

Говорят, чтобы погубить дерево, недостаточно сломать его ветви, необходимо повредить его корень. Поэтому главной целью ваххабитов стали города, являвшие собой центр Ислама, – Мекка и Медина. Но захватить в них власть мирным путем было невозможно, так как в этих городах проживало много великих исламских учёных и набожных мусульман, которые не собирались подменять истинную веру заблуждением.

Однако попытки идеологического воздействия всё-таки предпринимались. И в Мекку, и в Медину были отправлены миссионеры, которые посредством споров с исламскими учёными должны были повлиять на мировоззрение местного населения. Но дебаты закончились для ваххабитов провалом, так как авторитетные мусульманские учёные, приводя многочисленные доказательства из Корана и хадисов Пророка, полностью опровергли их лжеучение. Учёные исламского мира того времени и шариатский суд Мекки признали деятельность ваххабитов преступной и вынесли решение об их аресте. Большей части преступников удалось избежать ареста. Они спешно покинули Мекку, и на этом мирные инициативы последователей Муххамада ибн Абдуль-Ваххаба были исчерпаны. Было принято решение о военном захвате главных исламских городов.

В 1160-м году по хиджре (1747 г.) при поддержке правителя Ад-Дарии Мухаммеда ибн Сауда, армия которого была оснащена современным английским оружием и готовилась под наблюдением английских же военных советников, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб начал военные действия на территории Неджда и вскоре почти полностью его захватил.

Спустя полвека, Сауд, внук Муххамада ибн Сауда, следуя заветам своего учителя ибн Абдуль-Ваххаба, запретил исполнение одного из столпов Ислама – совершение хаджа, а кровопролитную войну с мусульманами назвал не иначе, как «джихад». Тем самым ваххабиты искусственно переиначивали ценности Ислама для оправдания творимых ими бесчинств.

В 1216-м (1801) году войска Сауда вошли в Ирак. В городе Кербела была разрушена могила внука Пророка – Хусейна, разграблен его зиярат, а почти все жители города были истреблены.

В 1217-м (1802) году в месяце зуль-каада отряд ваххабитов совершил нападение на город Таиф, расположенный в 70-80 км от Мекки. После трёхдневной осады город был захвачен, а все его жители истреблены. Очевидно, для запугивания мекканцев расправа с жителями города была особенно жестокой. Убивали даже грудных детей и людей, совершавших намаз в мечети. По приказу командира отряда Усмана Музайяфи захватчиками был полностью разрушен зиярат сподвижника Пророка Ибну ‘Аббаса. Пообещав помилование укрывшимся в одном из городских укреплений пятидесяти мусульманам, защищавшим город, в случае сдачи, после того, как те сдались, они казнили их сразу же, объяснив это тем, что с многобожниками не может быть никаких переговоров.

Обманом была захвачена и крепость Зави Иса, а оставшиеся в живых её защитники отведены в ущелье Важжун, где их пытали 13 дней, требуя принять ваххабизм. Точку в трагедии Таифа поставило разграбление города дикими племенами бедуинов.
Получив известие о падении Таифа, принц Сауд во главе своего войска двинулся в сторону Хиджаза (земли, где совершают хадж), расположенного в непосредственной близости от Мекки, намереваясь захватить последнюю и совершить поход в Ирак.
Эти события происходили в период хаджа, и Мекка была заполнена паломниками. Правитель Мекки Шариф Галиб, пытаясь упредить захват города, обратился к паломникам с просьбой о помощи в защите города от захватчиков. Очевидно, не имея чёткого представления о том, что происходит, паломники отказались.

Чтобы исключить всякую вероятность объединения паломников перед лицом военной агрессии, принц Сауд дождался окончания хаджа и 8-го числа месяца мухаррам начал штурм Мекки. Поскольку силы были не равными, Шариф Галиб во главе городского гарнизона отступил в город Джидду.

Вступив на территорию мусульманской святыни, ваххабиты занялись привычным делом. Были разрушены могилы на кладбище Муаллая, в том числе и зиярат первой жены Пророка Хадиджи, дома, где родились Посланник Аллаха, его сподвижники Абу Бакр и Али-асхаб . Разрушениям также подверглись все купола вокруг Каабы и купол над родником Зам-зам. В результате действий вандалов в Мекке не осталось ни одного не осквернённого зиярата.

Укрепив свою власть в Мекке, войско Сауда двинулось на Джидду. Это крепость оказалась неприступной, и после восьмидневной осады, неся большие потери, ваххабитам пришлось отступить, а затем и убраться восвояси. Шарифу Галибу удалось на время отвоевать Мекку, но эта победа была не более чем временным успехом.

В 1219-м (1804) году военные действия в Аравии разрослись настолько, что хадж смогли совершить лишь жители Египта и области Шама. А год спустя Мекка вновь оказалась в руках ваххабитов.

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб к этому времени был уже мёртв, но его последователи не менее рьяно переиначивали аяты Священного Корана, импровизируя в их вольном толковании. Сразу же после повторного захвата Мекки принц Сауд издал приказ не пускать в Мекку для совершения хаджа тех, кто бреет бороду. В доказательство правомерности указа он приводил аят из Корана, искажая его истинный смысл. На самом же деле этот аят был ниспослан по отношению к неверным, и в нём повелевается не пускать на священную землю Мекки людей, не исповедовавших Ислам. В связи с вышеприведённым указом в 1220-м (1805) году хадж совершили лишь приверженцы ваххабизма.

В 1221-м (1806) году участь Мекки разделила и Медина. И вновь пресловутая борьба за «чистоту веры» выразилась в разрушении и разграблении святынь мусульман.

В 1225 (1810) году войско ваххабитов под командованием сына Сауда – Абдуллы совершило нападение на Сирию, захватив города Хаврана, силой насаждая ложное вероучение и уничтожая непокорных. Однако развить свой успех захватчикам не удалось. В 1226 (1811) году правитель Египта Мухаммад ‘Али Паша объявил войну ваххабизму и вскоре освободил Мекку, Медину, Таиф и Джидду. В 1233 (1818) году пала столица ваххабитов – город Ад-Дария, а спустя ещё три года все главари ваххабизма, после публичного объявления перед народом, были казнены.

Египет, Хиджаз и Неджд перешли под управление Мухаммеда ‘Али Паши, и вплоть до первой мировой войны Мекка и Медина были свободны от ваххабизма. И лишь только в области Неджд шла беспрерывная борьба.

Потомки рода Сауда имели опору среди определённых общественных слоёв как самого Неджда, так и за рубежом. Это позволяло им контролировать часть территории области. Но начавшаяся первая мировая война и возросший интерес её участников к ближневосточной нефти дали ваххабитам надежду на восстановление утраченных позиций в Аравии.

В планах Англии и Франции по разделу сфер влияния на Ближнем Востоке Саудовский Неджд выступал в роли союзника. Взамен они обещали поддержать сепаратистские настроения его правителей и признать независимость области. Вскоре так и произошло. Помимо Неджда независимость и мировое признание получила Хиджаз во главе с правителем Маликом Хусейном.
С 1917-го по 1923-й годы Англия оказала Неджду финансовую помощь в размере 542 тысячи фунтов стерлингов. Однако помощь эта была не безвозмездна. Англия требовала от правителей Неджда выполнения ряда условий, в частности:

1. Помочь Англии в войне против Турции.
2. Не воевать против Хиджаза, Кувейта и Ирака.
3. Действовать согласно внешней политике Англии.
4. Сдерживать арабские государства от активного сопротивления колонизаторской политике Англии в этом регионе (об этом открыто заявлял министр колониальной политики Англии того времени).
5. Были даны гарантии того, что правление в Неджде будет осуществляться Абдул-Азизом, и власть будет передаваться его потомкам по наследству с условием, что каждый последующий правитель не будет конфликтовать с Англией.
6. В случае войны с каким-либо государством Англия гарантировала оказание военно-экономической помощи Абдул-Азизу и его потомкам.
7. Не заключать никаких договоров с другими государствами.
8. Незамедлительно ставить в известность правительство Англии о происходящих на территории Неджда военных конфликтах или инцидентах.
9. Не сдавать в аренду, под залог и не продавать какую-либо часть земли Неджда.
10. Не давать привилегий государствам без согласования с Англией и выполнять ее директивы во всем.
11. Обеспечить безопасность пути на Священные земли.
12. Не воевать с Кувейтом, Бахрейном, Катаром и Оманом.

При поддержке Англии в 1340-м г. (1921) ваххабиты напали на местность Фар и увели большое количество скота. В том же году ваххабиты вероломно напали на безоружных паломников из Йемена, совершавших хадж. Были расстреляны и зарублены 2000 паломников. Спаслись всего лишь два человека, которые поведали об этом ужасе.

Англия решила сменить правителя Хиджаза Хусейна, которого поддерживала в прошлом из политических соображений. На место Хусейна планировалось назначить правителя Неджда Абдул-Азиза. В 1343-м г. (1924) при тайной поддержке Англии ваххабиты вновь начали военные действия против Хиджаза. Как и в прошлый раз, они окружили г. Таиф, а после его падения прошлись по нему огнем и мечом. Было убито 2000 человек, включая женщин и детей. Погибли известные ученые-богословы, среди которых и известный во всем исламском мире муфтий шафиитского мазхаба Аш-шайх Абдулла аз-Завави. В 1346-м г. (1927) 30-тысячное войско ваххабитов напало на Восточную Иорданию, которой был объявлен джихад. В 1343-м г. (1924) ваххабиты напали на Мекку. Правитель Хусейн был свергнут, на его место был поставлен его же сын Али. Хусейн был отправлен в ссылку на Кипр. У Али же не было выбора: он был вынужден соглашаться с условиями ваххабитов. Ваххабиты, применив силу и используя влияние английского консула в Джидде, вошли в Мекку.

По истечении года войны Хиджаз оказался в руках ваххабитов. Там повторились все те жестокости, которые ваххабиты совершали ранее. В 1345– 1346-х гг. (1926 – 1927) ваххабиты вновь напали на Ирак. Позже, вторгшись на территорию Хиджаза и войдя в Джидду, они разрушили могилу прародительницы человечества Хавы (Евы). Окружив Медину, они разрушили на горе Ухуд, могилу дяди Пророка по отцу – Хамзы. Были случаи, когда ваххабиты строили туалеты на местах захоронения больших алимов и авлия, разрушив их могилы. Отмечают, что ваххабиты подвергли обстрелу даже купол над могилой самого Посланника Аллаха. Сами ваххабиты это отрицают, боясь гнева мусульман всего мира. Если бы не страх перед жестким отпором, который ожидал бы их со стороны мусульманского мира, они в первую очередь разрушили бы могилу Пророка, поскольку у них вызывает особую злобу то, что мусульмане обращаются с мольбой у могилы Посланника Аллаха, прося Всевышнего о помощи ради Пророка, так как подобное деяние ваххабиты считают ширком. По этой причине лидеры ваххабитов открыто заявляют о необходимости вывести могилу Посланника Аллаха из его мечети. В Медине ваххабиты разрушили могилы дяди Пророка `Аббаса, отца `Абдуллы, матери Амины и, сломав надмогильные плиты, поставили вместо них маленькие камешки. Они разрушили также зияраты `Усман-асхаба, имама Малика, сына Джа`фару Ссадыка Исмаи`ля.

Это лишь небольшая часть бед, нанесенных мусульманскому миру ваххабитами со времени их появления и до полного завоевания ими земель Хиджаза. Более подробно об этом можно узнать из книг «Кашфуль-иртияб», «Ад-дурару-ссаният», «Фитнатуль-ваххабият», «Тарихуль Ибрахимиль-джибрити» и других. Все они повествуют о том, сколько бед принесли ваххабиты за двести лет (начиная с середины XVIII века) мусульманам Хиджаза, Мекки, Медины, захватив к 1346-м (1927) году при поддержке Англии эти святые земли. Впоследствии всю захваченную территорию назвали Королевством Саудовская Аравия, по имени Мухаммада ибн Сауда, правителя провинции Ад-Дария.

Автор: Курамухаммад-хаджи Рамазанов
islamdag.ru

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История и современность

Узбекистан – жемчужина Средней Азии

Опубликовано

Исторические памятники Узбекистана – древней родины тюрков – никого не оставят равнодушным.

Узбекистан (в переводе – “страна узбеков”) – область проживания тюркского племени, члены которого назвали себя узбеками в честь одного из потомков Чингисхана – Узбек-хана (1312-1340 годы).

Узбекистан расположен на историческом Шелковом пути и граничит с Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Туркменистаном. Численность населения Узбекистана составляет 31,5 миллиона человек. Благодаря богатым природным ресурсам Узбекистан называют жемчужиной Средней Азии.

Узбекистан занимает седьмое место в мире по добыче природного газа и четвертое – по добыче урана. Кроме того, страна занимает шестое место в мире по производству хлопка и второе – по его экспорту.

После распада Советского Союза в 1991 году Узбекистан обрел независимость. 12 звезд на государственном флаге Узбекистана символизируют 12 провинций страны, а полумесяц – ислам.

За первые шесть месяцев 2017 года Узбекистан посетил всего один миллион иностранцев. Но благодаря красивым городам и изменениям в государственной политике в скором времени Узбекистан превратится в одну из привлекательных для туристов стран.

В Узбекистане находятся величественные исторические здания, которые в свое время впечатлили даже Марко Поло, а города Хива, Самарканд и Бухара включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

До нашего времени дошла легенда о том, что когда в 329 году до нашей эры Александр Македонский увидел Самарканд, он сказал: «Все, что я слышал о красотах города – правда, за исключением того, что он более прекрасен, чем я мог себе представить».

Страна, по территории которой прошли войска трех великих полководцев – Александра Македонского, Чингисхана и Тамерлана, является ничем иным, как настоящим музеем под открытым небом.

Самарканд – второй самый крупный город Узбекистана после Ташкента, и его история насчитывает 2750 лет. Благодаря своей древней истории и уникальным историческим памятникам Самарканд включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Авиакомпания Turkish Airlines, выполняющая ежедневные рейсы в Ташкент, намерена с марта будущего года начать полеты и в Самарканд.

Узбекистан приглашает жителей Турции посетить страну и ознакомиться с ее историческими памятниками, искусством, архитектурой и уникальной природой.

Продолжение

История и современность

Благословенная Палестина

На благословенной земле Палестины жили, умерли и были похоронены множество пророков и праведных людей

Опубликовано

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Не пускайтесь в путь, кроме как с целью посетить три (священные) мечети» (т.е. мечеть аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и мечеть аль-Акса в Иерусалиме)» (Бухари).

На благословенной земле Палестины жили, умерли и были похоронены множество пророков и праведных людей, в то время как другие (из них) проходили через эту землю, оставив на ней свои благословенные следы. Эта земля была местом значительных исторических событий, а также будет местом главных событий незадолго до Судного дня, о чем говорится в Коране и множестве хадисов нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Многие ученые считают, что причина того, что эта область имеет такой высокий уровень перед Аллахом, заключается в том, что она связана со множеством пророков и праведных людей.

Зная о важности этой благородной земли, многие пророки Аллаха покинули свои родные места, чтобы жить на благословенной земле Палестины и молились, чтобы умереть на этой священной земле.

Пример этому – история пророка Мусы (мир ему), который вел свой народ из Египта в Палестину, и согласно его последнему желанию, был похоронен недалеко от Аль-Кудса[1].

В результате особой преданности этому месту сотни сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были похоронены в Палестине. Мы перечислим несколько историй этого святого места и рекомендовали бы читать о жизни этих благородных лиц с намерением напомнить нам об их важной роли в исламской истории и также извлечь уроки из их жизни.

Пророк Ибрагим (мир ему): великий пророк и посланник Аллаха, он носил почетное имя «друг Аллаха», которое дал ему Сам Всевышний[2]. Пророк Ибрагим упоминается в Коране 49 раз – Аллах именует Свою религию, Ислам, верой Ибрагима. В его жизни было много чудесных событий, а также он столкнулся со многими трудностями и испытаниями, который сделали его ближе к Аллаху. Ради его заслуг перед Всевышним из его потомков произошло много великих пророков, включая нашего последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который был потомком его сына Исмаила (мир ему). Ибрагим провел много лет в Палестине, и его могила находится на территории города Аль-Халиль (или Хеврон). Известно, что он жил в этом городе со своей женой Сарой (да будет доволен ей Аллах) и сыном Исхаком (мир ему). Сейчас на этом месте стоит мечеть Ибрагима (Ибрагими Масджид), в которой и находится его могила. Могила его жены Сары также находится на территории этой мечети, недалеко от его могилы.

Пророк Исхак (мир ему): сын Ибрагима (мир ему), также был пророком и продолжил дело своего отца по распространению единобожия среди людей. Коран называет Исхака «даром» Аллаха[3]. Могилы Исхака и его жены Рифаки (пусть Аллах будет ей доволен) также находятся на территории мечети Ибрагима.

Пророк Якуб (мир ему): сын Исхака (мир ему), благородный пророк Аллаха, чье имя упоминается в Коране 16 раз. Он родился в Палестине и провел здесь большую часть жизни. В последние годы жизни он и его семья переехали в Египет по приглашению его сына Юсуфа (мир ему), там же он скончался, однако после его смерти его тело перевезли в Аль-Халиль и похоронили там, согласно его желанию. Могилы Якуба (мир ему) и его жены Леи (пусть будет доволен ей Аллах) также расположены внутри мечети Ибрагима, однако, с недавнего времени мусульмане не могут посещать ту часть мечети вследствие политической ситуации.

Пророк Юсуф (мир ему): один из сыновей Якуба (мир ему), единственный из всех его сыновей, кому было даровано пророчество. Аллах даровал Юсуфу необыкновенную красоту и возвысил его статус, так что он был самым приближенным человеком к правителю Египта. Полный и подробный рассказ о жизни Юсуфа (мир ему) содержится в суре Юсуф в Священном Коране. Согласно исламской традиции, Юсуф (мир ему) также похоронен рядом с Ибрагимом в Аль-Халиле, в средневековом замке, известном как Юсуф-Кала (Замок Юсуфа). Колодец, куда братья Юсуфа бросили его из зависти, находится в Галилее около кибуца Амиад.

Пророк Лут (мир ему): племянник пророка Ибрагима (мир ему): он переселился в Палестину вместе с Ибрагимом. Ему было приказано Всевышним отправиться к людям, которые открыто совершали мерзости и грехи. Лут (мир ему) принес им весть от Аллаха и изо всех сил старался остановить их от совершения грехов. Когда же не осталось никакой надежды на их исправление, Лут обратился к Аллаху с мольбой: «Господь мой! Спаси меня и мою семью от того, что они совершают!»[4]. Аллах спас его и его семью, велев им оставить эту местность, за исключением его жены, которая не была из числа верующих людей и не пожелала пойти с ними. 

После того, как Лут покинул это место, этих людей постигло страшное наказание от Аллаха. Считается, что областью, где обитали эти люди, была территория Мертвого моря, расположенная между Израилем и Иорданией. По приказу Аллаха ангелы подняли землю вместе с жителями высоко в небо, а потом бросили оземь. Поэтому область Мертвого моря считается самым низменным местом на Земле. Поскольку эта область является местом, на которое обрушился гнев Аллаха, исламские ученые не рекомендуют посещать ее ради развлечения и отдыха, туда можно поехать лишь ради посещения могилы пророка Лута (мир ему), расположенной в центре небольшого города под названием Бани Наим, неподалеку от Мертвого моря, в пяти милях к востоку от Аль-Халиля. Есть также святыня, посвященная Луту (мир ему) на юго-востоке Бани Наим, известное как «Макам Наби Ятин» (Святыня правдивого пророка). Местная легенда утверждает, что Лут (мир ему) молился на этом месте, и отпечатки его благословенных ног видны на скале.

Пророк Муса (мир ему): великий пророк и посланник Аллаха, также происходил из рода Ибрагима (мир ему), он упоминается в Коране 136 раз. Муса (мир ему) был благословен Аллахом с самого детства – когда он был спасен от смерти, и потом его воспитала жена фараона. Он удостоился чести общаться с Аллахом напрямую – за это он носил прозвище «Калимулла». В течение жизни он пережил множество испытаний, но остался твердым в следовании своей пророческой миссии. Аллах даровал ему Священное Писание Таурат (Тору) в качестве руководства для людей. Могила Мусы расположена в Макаме Эль-Наби Муса, которая находится в восьми милях к югу от Иерихона и в 12 милях к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне.

Пророк Юнус (мир ему): верный пророк Всевышнего из потомков Якуба. В Священном Коране он также назван «Спутник рыбы»[5], поскольку он был проглочен большой рыбой и провел много времени у нее в животе. В Коране сказано, что пророк Юнус взывал к Аллаху, находясь в животе у рыбы: «Ля иляха илля Анта, Субханака, инни кунту мина з-залимин» (Нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя, Свят Ты, поистине, я был одним из нечестивых»)[6]. Несмотря на то, что он был в такой невообразимой ситуации, Юнус (мир ему) не терял веру в Аллаха и надеялся на милосердие Аллаха, Который услышал его, и кит выбросил Юнуса (мир ему) на сушу. После этого, Юнус (мир ему) снова возвратился к своим людям, чтобы вести их к руководству Аллаха. Могила Юнуса (мир ему) расположена в трех милях к северу от Аль-Халиля. 

Пророк Дауд (мир ему): великий посланник, воин и правитель Палестины. Он был царем своего народа в течение 40 лет: 7 лет в Аль-Халиле и 33 – в Иерусалиме. Аллах наградил Дауда прекрасным голосом, которого не было ни у кого другого. Также ему была ниспослана книга Забур (Псалтирь), и когда он читал ее, все творения – люди, джинны, птицы и даже горы присоединялись к его восхвалениям Аллаха. Могила Дауда находится недалеко от Старого города в Иерусалиме, на горе Сион: правда, есть разногласие во мнениях, похоронен ли он там или это просто место, где он когда-то останавливался. Аллах знает лучше! 

Пророк Сулейман (мир ему): сын Дауда (мир ему). Был одарен многими благословениями от Аллаха, включая способность понимать язык животных и повелевать джиннами. Он также был наделен такой властью и могуществом, каких не было ни у кого после него[7]. Сулейман (мир ему) справедливо и мудро правил Палестиной, по его приказу джинны построили храм Аль-Аксу. Некоторые стены и два столба, которые были построены во время Сулеймана, все еще поддерживают Аль-Аксу, их можно видеть в подвале этой мечети. Когда Сулейман (мир ему) должен был умереть, он встал на молитву, опираясь на трость. Так он и умер, но по воле Аллаха, не падал, так что все, включая джиннов, думали, что он жив. Джинны, считая, что он следит за ними, продолжили свою работу, пока Аллах не показал всем смерть Сулеймана (мир ему). Это произошло, когда Аллах приказал, чтобы термиты подточили тростник, на который опиралось тело Сулеймана (мир ему). Место, где пророк Сулейман (мир ему) оставил этот мир, находится на территории Аль-Аксы.

Пророк Иса (мир ему): происходил из рода Дауда (мир ему); он единственный человек в истории, который родился без участия мужчины – таким образом Аллах показал людям, что Он не подчиняется каким-то естественным законам в этом мире и может управлять им по Своей воле. Аллах благословлял Ису (мир ему) на протяжении всей его жизни: начиная с того момента, когда он еще в колыбели заговорил с людьми[8], и до окончания его земной жизни, когда он был взят живым на небо[9]. Все это происходило по воле Аллаха, чтобы показать людям Его могущество. Чтобы разрушить планы врагов, которые желали убить Ису (мир ему), Аллах взял его живым на небо[10], откуда он вернется перед Судным днем, чтобы победить Даджаля и его войско[11]. Место его рождения находится в городе Бетлехем (Вифлеем), где сейчас стоит церковь Рождества; место, где он был вознесен, расположено на Элеонской (Масличной) горе, в Иерусалиме. Там расположена часовня Вознесения.

Пророк Закарийя (мир ему): происходил из рода Дауда (мир ему); был послан пророком к бану Исраиль. Он был  имамом мечети Аль-Акса. Во время богослужения он обратился к Аллаху с мольбой даровать ему праведного потомка, как об этом сказано в Священном Коране: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» («Семейство Имрана», 38). Этот очень набожный человек был опекуном святой Марьям (да будет доволен ей Аллах), матери пророка Исы (мир ему). По преданию, когда иудеи стали его преследовать он сбежал от них и спрятался в огромном дереве. Однако шайтан указал им, где укрылся пророк. Иудеи распилили это дерево вместе с ним. Тогда ему было около 100 лет. Его похоронили в городе Халеб (в Сирии), там же находится его усыпальница, и множество людей посещают эту святыню.

Пророк Яхья (мир ему), сын пророка Закарийи (мир ему). Он родился, когда Закарийя (мир ему) был уже в преклонном возрасте. Яхья (мир ему) с детства призывал людей поклоняться единому Богу — Аллаху. Все время он проводил в богослужении, пока его тело не стало очень слабым. О его смерти рассказывают следующее предание.

В то время правил царь, который очень любил красивых женщин. У него была старая жена, и он хотел жениться на другой. Его жена настаивала на том, чтобы он женился на ее дочери от другого брака. Но царь сказал, что женится на ней только с разрешения пророка Яхьи (мир ему). Яхья (мир ему) не разрешил правителю заключить такой близкородственный брак, и царь разозлился на него. Жена царя настояла на убийстве Яхьи, и по повелению царя пророку отрубили голову. Тогда ему было 75 лет. Голова его, положенная в сундук, похоронена в дамасской Омейядской (центральной) мечети, а тело – на земле Палестины. Во времена правления Валида бин Абдуль-Малика бин Марвана этот сундук был открыт, и халиф поцеловал голову Яхьи (мир ему).

Марьям (да будет доволен ей Аллах), мать пророка Исы (мир ему), чья жизнь была знамением от Аллаха людям[12]. Марьям была единственной женщиной, которая названа по имени в Коране – ей посвящена целая сура, названная по ее имени. Аллах превознес ее выше уровня любой другой женщины в мире[13]. Ее могила расположена в церкви у подножия Элеонской горы в Иерусалиме, недалеко от Аль-Аксы.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) – второй праведный халиф, один из самых знаменитых и влиятельных правителей в истории Ислама. Был одним из самых близких сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). При его правлении под власть мусульман перешел Аль-Кудс, это произошло мирным путем, без кровопролития. Люди всех вероисповеданий смогли жить в этом священном городе и исповедовать свою религию, не опасаясь преследования. Когда халиф вошел в Иерусалим, и местное духовенство показывало ему христианские святыни (в том числе т.н «храм Гроба Господня»), наступило время молитвы. Патриарх предложил халифу помолиться прямо в этой церкви, но Умар (да будет доволен им Аллах) отказался, объясняя это тем, что если мусульмане узнают, что их правитель когда-то совершал в ней намаз, то они захотят завладеть ею. Чтобы выбрать место для молитвы, Умар бросил камень за ограду церкви,  и там, где он упал, он и совершил намаз. Такой поступок халифа показал его уважительное отношение к людям других религий. Мечеть его имени находится прямо напротив христианской церкви Воскресения.

Два сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Шаддад ибн Аус и Убада ибн ас-Самита (да будет доволен ими Аллах). Они похоронены на одном из первых и старейших мусульманском кладбище в Бейтуль-Макдис. Убада был храбрым воином, который участвовал в большинстве завоеваний в этом регионе. После того, как мусульмане взяли власть над Палестиной, халиф Умар назначил Убаду первым учителем религии и судьей для палестинцев. Шаддад был одним из близких людей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он передал от него несколько хадисов. Однажды, когда он еще жил в Медине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал ему благую весть о покорении мусульманами Бейтуль-Макдис и о том, что его потомки будут там имамами[14]. Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сбылись, и Шаддад провел 69 лет своей жизни в Аль-Кудсе. 

Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), один из самых известных сподвижников Пророка (мир ему и благословение), являл собой прекрасный пример искателя истины – ему пришлось пережить множество трудностей и обойти много земель, пока он не попал в Медину, где встретился с Пророком (мир ему и благословение). Могила Салмана аль-Фариси находится в Аль-Кудсе, на вершине Масличной горы в небольшой мечети. Правда, есть разногласие во мнениях – находится ли здесь его могила, или он лишь останавливался в этом месте. Аллах знает лучше.

Рабия аль-Басрия (Рабия аль-Адавия), да помилует ее Аллах, праведная женщина, которая посвятила всю жизнь служению Аллаху. Она была ученицей шейха Хасана-аль-Басри (да помилует его Аллах). По мнению некоторых историков, Рабия аль-Басрия похоронена внутри часовни Вознесения в Аль-Кудсе. Это то место, где пророк Иса (мир ему) вознесся на небеса.

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был связан с землей  Палестины как никто другой. Достаточно упомянуть такое важное событие в исламской истории, как аль-исра валь-мирадж (ночное путешествие и вознесение), когда наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим, где он возглавил молитву других пророков на территории мечети Аль-Акса, и оттуда же он вознесся на небеса, где удостоился беседы с Аллахом.

Пусть Аллах даст всем нам возможность посетить прекрасную и благословенную землю Палестины, по крайней мере, один раз в нашей жизни. Амин!

__________________

صحيح البخاري، باب من أحب الدفن في الأرض المقدسة أو نحوها [1]

[2] Коран, 4:125

[3] Коран, 6:84; 19:49-50

[4] Коран, 26:169

[5] Коран, 68:48

[6] Коран, 21:87

[7] Коран, 38:35

[8] Коран, 3:46 и 19:30-33

[9] Коран, 3:49

[10] Коран, 4:157-158

صحيح مسلم، باب فِى خُرُوجِ الدَّجَّالِ وَمُكْثِهِ فِى الأَرْضِ وَنُزُولِ عِيسَى وَقَتْلِهِ إِيَّاهُ [11]

[12] Коран, 23:50

[13] Коран, 3:42

المعجم الكبير للطبراني، ح/٧٠١٦، يَعْلَى بن شَدَّادِ بن أَوْسٍ عَنْ أَبِيهِ [14]

Продолжение

История и современность

О «золотом веке» исламских наук в Улусе Джучи

Процесс становления Ислама в Улусе Джучи растянулся более чем на полстолетия

Опубликовано

Александр Степанченко

Процесс становления Ислама в Улусе Джучи растянулся более чем на полстолетия. Со времен хана Берке немало ученых из мусульманских стран приезжают в Золотую Орду с целью распространения религиозного знания. Сам Берке принял Ислам от шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, известного мистика и богослова.

Но Берке не стремился навязать Ислам силой. Значительная часть населения оказалась не готова к исламизации, продолжая придерживаться традиционных верований древних тюрок. Лишь с приходом к власти хана Узбека, Ислам завоевывает господствующие позиции. В сочинении «Шаджарат аль-атрак» (Родословие тюрков) об этом говорится следующее:

«После восшествия на ханский престол, до истечения 8 лет, он (Узбек) проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12.II.1320—30.I.1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять Ислам».

Мы видим, что, как и в случае с ханом Берке, процесс исламизации в период правления Узбека также проходил под руководством мусульманских ученых. Сохранилось несколько имен ученых, которые внесли наибольший вклад в становление Ислама в золотоордынском государстве. Среди них особое место занимает Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

Известно, что он родился в 1259 году в городе Ургенч (Хорезм). По сообщению арабского историка Эннувейри, еще в молодости Эльхарезми покинул отчий дом, отправившись в путешествие по странам мусульманского Востока. Во время своих странствий он занимался изучением логики, диалектики и медицины. Вероятно, в это же время, Эльхарезми изучал также и исламское богословие, т.к. позднее он получил титул имама.

В 1301 году Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм, где стал приближенным наместника Золотой Орды Мелик-Тимура. Благодаря полученным знаниям, Эльхарезми становится одним из самых известных ученых своего времени. О нем стало известно при дворе хана Тохты. Ала-эд-Дин Энноман был приглашен в столицу Улуса Джучи – Сарай, став одним из доверенных лиц хана. В 1312 году Тохта умирает. Среди его наследников начинается борьба за престол.

В этой борьбе Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми активно поддерживает царевича Узбека, о котором восторженно писал современник: «юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец». С приходом к власти Узбека, Эльхарезми становится его ближайшим сподвижником, выполняющим важные дипломатические поручения, в том числе на Ближнем Востоке, в Египте. Благодаря влиянию целой группы мусульманских ученых, работавших в Сарае, Узбек приходит к мысли о необходимости сделать Ислам государственной религией.

Согласно сообщению арабского историка Ибн-ад-Давадари, среди тех, кто повлиял на хана Узбека, упоминается некий кади по имени Нур. По словам ад-Давадари, «именно этот ал-кади подарил Исламу царя Узбека». Еще одно имя, продолжительное время находившееся в забвении – Мухаммад ибн Мухаммад ар-Рази, более известный как ат-Тахтани.

Мусульманский ученый и историк Аль-Джаннаби в своем сочинении «Тухфат ал-ариб ва-хадийат ал-адиб» отмечает, что во времена правления хана Узбека, а затем и хана Джанибека, ат-Тахтани был в числе других улемов, которые содействовали превращению столицы Золотой Орды в «сосредоточие наук». Здесь, в первую очередь, речь идет об исламских науках.

Арабский историк и правовед Ас-Субки, лично знакомый с ат-Тахтани, так описал свои впечатления от этого знакомства:

По словам ас-Субки , ат-Тахтани — «выдающийся имам в рационалистических науках, чье имя прославилось, его слава дошла до далеких стран. Он прибыл в Дамаск…мы подискутировали с ним и нашли его имамом в логике и философии, знатоком в толковании Корана, имеющим общие знания, сверкающим догадливостью. И у него имеются глоссы на «ал-Кашшаф», комментарий на “аш-Шамсийя” по логике».

«Золотой век» мира и благоденствия в Улусе Джучи продолжался весь период правления Узбек-хана и Джанибек-хана (1313−1357). После их смерти наступил период смуты и войн. На протяжении нескольких десятилетий на территории от Дуная до Волги шли ожесточенные сражения за власть. За этот период в Орде поменялось несколько десятков ханов. Некоторые из них правили всего несколько месяцев.

Выдающиеся ученые стали покидать неспокойный Сарай. Они уезжали в Дамаск, Каир, Багдад и другие центры исламской цивилизации. Там они продолжали свою работу в более спокойной атмосфере. Золотая Орда так и не смогла оправиться от затяжного кризиса. Это стало причиной усиления центробежных тенденций в государстве.

Крым и Северное Причерноморье стали новыми политическими, экономическими и военными центрами. Именно здесь в XV веке сформировалось новое тюркское государство – Крымское ханство, ставшее правопреемницей Золотой Орды, в том числе в области культуры, науки и искусства.

Продолжение

трендовые темы