СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Краткое изложение событий битвы при Кербеле и мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах)

Опубликовано

Каждая страница истории является уроком для людей. Безжалостное убийство саййидины Хусейна (да будет доволен им Аллах), которого называли предводителем молодежи Рая, его семьи и товарищей никогда не должно быть забыто. Каждый мусульманин воспринимает боль этой трагедии в своем сердце. Многие уроки можно извлечь из этого трагического события.

 

События, предшествовавшие битве при Кербеле

 

Непрерывная цепь разногласий между мусульманами в халифате началась с убийства халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Лицемеры плели интриги, стараясь посеять смуту в сердца простых мусульман. К сожалению, их усилия привели к вооруженному противостоянию между верующими.

 

Со смертью Али (да будет доволен им Аллах) подошел к концу наиболее значительный этап в истории мусульманской уммы. В это время мусульмане и их предводители действительно руководствовались Кораном и Сунной – правители и подданные, богатые и бедные, сильные и слабые были равны перед божественным законом.

 

После убийства Али (да будет доволен им Аллах) мусульмане согласились передать власть в халифате Муавии (да будет доволен им Аллах), сыну Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и отцу Язида. Муавия пытался править в духе праведных халифов, однако ему пришлось повелевать уже совсем другими людьми. Это было время тяжелых потрясений и разногласий.

 

Язид, преемник Муавии (да будет доволен им Аллах)

 

Сорок мусульман из Куфы пришли к Муавии, чтобы попросить его назначить преемником его сына Язида, который, по их мнению, был самым подходящим человеком для управления исламским государством. Первоначально Муавия был настроен скептически, однако после совета с другими людьми было решено сделать Язида его преемником.

 

В 51 году Муавия посетил Мекку для совершения хаджа. Здесь он общался с Хусейном, Абдуллой ибн Зубайром и другими видными сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Они утверждали, что его сын не подходит для управления халифатом и настаивали на выборе иного кандидата. Было предложено три варианта, которые также практиковались предшествующими халифами:

 

1. Поступить так, как поступил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который оставил вопрос о своем преемнике на усмотрение общины мусульман – чтобы они сами выбрали среди себя халифа.

 

2. Сделать то, что сделал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах): предложить человека, который не принадлежал к семье Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого, однако все мусульмане знали и единогласно выбрали его своим правителем.

 

3. Принять позицию Умара (да будет доволен им Аллах), который оставил этот вопрос на усмотрение шести сахабов.

 

Сподвижники настаивали на этих трех вариантах и не были готовы принять какое-то еще мнение.

 

В течение жизни Муавии (да будет доволен им Аллах) люди Сирии и Ирака приняли кандидатуру Язида. Когда остальные мусульмане узнали об этом, они также согласились с этим выбором, чтобы избежать разногласий в умме. Однако, люди Медины, в частности, сподвижники Хусейн, Абдулла ибн Зубайр (да будет доволен ими Аллах) оставались при своем мнении, не принимая Язида, и продолжали утверждать, что Язид не достоин быть халифом мусульманин. Это положение продолжалось до смерти Муавии (да будет доволен им Аллах) в месяце Раджаб 60 г хиджры, когда Язид стал его преемником.

 

Язид приходит к власти

 

В тот момент, когда Язид пришел к власти, он потребовал присяги (байя) от всех мусульман. Присяга на верность был арабской традицией, которая проводилась в таких важных вопросах, как, например, управление и власть.

 

Сообщение Язида (с требованием присяги) было доставлено Хусейну (да будет доволен им Аллах), но он не принес присягу Язиду. Если бы внук Пророка (мир ему и благословение) признал авторитет Язида, это означало бы признание недостойного человека правителем мусульман. Поэтому для Язида одобрение Хусейна было столь необходимым.

 

Язид поручил Валиду, губернатору Медины, заставить Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах) принести ему присягу. Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался, произнеся свои знаменитые слова: «Тот, кто сродни (близок) мне, никогда не примет никого, сродни Язиду, как правителя». Затем Хусейн оставил Медину и переехал в Мекку 28 Раджаба 60 г хиджры. Он оставался в Мекке с начала месяца Шаабан до наступления Зуль-када.

 

Именно в Рамадан 60 года хиджры народ Куфы признал право Хусейна (да будет доволен им Аллах) на власть в халифате. Вскоре в Мекку начал поступать поток писем из Куфы, в которых его призывали бросить вызов власти Язида ибн Муавии, заверяя Хусейна (да будет доволен им Аллах) в своей лояльности и верности. В определенные дни в Мекку доставляли до 600 писем с посланниками из Куфы, которые с энтузиазмом описывали поддержку, которую они окажут Хусейну (да будет доволен им Аллах).

 

Жители Куфы обещают поддержку Хусейну (да будет доволен им Аллах)

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) решил направить в Куфу своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля, чтобы разобраться в ситуации. Если Муслим найдет все так, как описывалось в письмах, он должен был сообщить Хусейну (да будет доволен им Аллах), который со своей семьей в это время уедет из Мекки и соединится с Муслимом в Куфе. Муслим прибыл в Куфу в месяце Зуль-када 60 г хиджры. Когда жители Куфы узнали о его приезде, они пришли к Муслиму и дали торжественное обещание не пожалеть ради Хусейна (да будет доволен им Аллах) своих жизней и имущества. Когда число присягнувших Хусейну (да будет доволен им Аллах) выросло до 18 тысяч, Муслим решил отправить гонца к Хусейну и сообщить ему о присяге куфейцев.

 

Ибн Зияд убивает Муслима ибн Акиля

 

Узнав об этом, Язид ибн Муавия заменил правителя Куфы Нумана ибн Башира на безжалостного Убайдуллаха ибн Зияда, которому было велено быть суровым в борьбе с Хусейном (да будет доволен им Аллах).

 

Муслим ибн Акиль, который проживал тайно в доме Хани ибн Урвы, понял, что час для решающей схватки настал. Он собрал 4000 человек, которые дали клятву верности и преданности Хусейну (да будет доволен им Аллах) и подступил к крепости губернатора.

 

Когда Ибн Зияд увидел Муслима ибн Акиля с куфейцами у своих ворот, он послал некоторых из племенных вождей Куфы, чтобы они поговорили со своим народом, призывая их оставить Муслима, и предупредить их о гневе, который обрушится на них, когда прибудет армия из Дамаска. Вскоре матери говорили своим сыновьям: «Возвращайся домой, здесь достаточно других людей», отцы зловеще предупреждали своих сыновей: «Что произойдет завтра, когда сирийские войска начнут прибывать из Дамаска?»

 

Постепенно все они покинули Муслима ибн Акиля, находившегося у ворот губернатора. На закате у него осталось 30 человек, и не успел он опомнится, как он остался практически в одиночестве на улицах Куфы.

 

Из 18 тысяч человек, которые торжественно присягнули на верность внуку Посланника Аллаха (мир ему и благословение), не осталось никого, кто бы поддержал Ибн Акиля.

 

В конце концов Муслима схватили в доме, где он скрывался, и доставили к Ибн Зияду. Муслим знал, что его не пощадят. Он плакал не о своей участи, но думал о Хусейне (да будет доволен им Аллах) и его семье, который в настоящий момент пересекал пустыню, устремляясь навстречу своей несчастной судьбе.

 

Он умолял послать кого-нибудь к Хусейну (да будет доволен им Аллах) со следующим сообщением: «Ибн Акиль послал меня к вам. Он говорит: «Возвращайся назад со своей семьей. Не верь людям Куфы. Они лгали мне, лгали тебе, поэтому нет смысла доверяться лжецу»».

 

В тот же день – день Арафа, 9 Зуль-хиджа, Муслим был казнен у крепости губернатора.

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) направляется в Куфу

 

В это время Хусейн (да будет доволен им Аллах) со своими близкими направлялся в Куфу. Он не знал о гибели Муслима и действовал согласно его письму, где он призывал его прибыть в Куфу.

Хусейн послал в Куфу гонца, Кайса ибн Мушира, сообщить куфейцам о его скором прибытии. Этот гонец был схвачен Ибн Зиядом, который приказал ему взобраться на стены крепости и выкрикивать проклятия Хусейну (да будет доволен им Аллах) и его отцу. Однако, вместо этого гонец обратился к жителям Куфы, восхваляя Хусейна и его отца Али (да будет доволен ими Аллах), говоря им, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) уже в пути, увещевая их помочь ему, как они обещали. Он закончил свою речь, бросив проклятия в адрес Ибн Зияда. По приказу Ибн Зияда его сбросили со стены и убили. Несмотря на эти страстные призывы, люди Куфы были равнодушны.

 

В Мекке некоторые выдающиеся сахабы и их дети пытались отговорить Хусейна (да будет доволен им Аллах) от поездки в Куфу, или, если уж он полон решимости идти вперед, не брать с собой женщин и детей в это опасное путешествие. Но он выступил с известной проповедью в Каабе, подчеркивая причины своего отъезда, – он не хотел, чтобы святость Каабы была нарушена, поскольку его оппоненты перешли все нормы приличия и были готовы нарушить все принципы Ислама.

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) считал своей отъезд религиозным долгом и принял твердое решение уехать ради Аллаха, хотя он был в курсе опасностей, которые ожидали его впереди. Он отправился из Мекки в канун Зуль-хиджа 60 г хиджры, еще не зная о судьбе Муслима ибн Акиля и Кайса ибн Мушира.

 

После трудного путешествия, продолжавшегося почти месяц, его сторонники прибыли в Ирак. Именно там он впервые услышал о предательстве куфейцев и гибели Муслима и Кайса.

Узнав о трагедии, многие его товарищи настаивали на возвращении, поскольку у него не было друзей в Куфе, однако семья Муслима решила отомстить за кровь родственника. В конечном счете Хусейн (да будет доволен им Аллах) решил идти вперед.

 

Встреча с врагом

 

Караван Хусейна (да будет доволен им Аллах) и членов Ахли Бейт достиг Кербелы 2 числа месяца Мухаррам 61 года хиджры. Они были вынуждены разбить лагерь на сухой, голой земле.

 

Здесь их перехватил авангард армии Ибн Зияда в количестве около 1000 человек во главе с Хурром ибн Зиядом. Хусейн (да будет доволен им Аллах) спросил воинов: «Вы с нами или против нас?» Они ответили: «Конечно, против вас». Хусейн (да будет доволен им Аллах) тогда сказал им: «Если у вас сейчас другая позиция, обратная той, что была изложена в ваших письмах и вашими посланниками, то я вернусь туда, откуда я родом». Их предводитель Хурр отказал им в возвращении в Медину. Хурр сказал: «Мне не было приказано сражаться с вами, мне было приказано не отделяться от вас, пока я не отправлю тебя в Куфу». Эти две группы совершали вместе намаз за Хусейном (да будет доволен им Аллах). В это время Хусейн (да будет доволен им Аллах) также произносил проповеди, подтверждая цель, ради которой они пришли.

 

Между тем Ибн Зияду, губернатору Куфы, было приказано противостоять Хусейну (да будет доволен им Аллах). Он направил 4000 солдат командованием Умара ибн Саада, чтобы сразиться с Хусейном (да будет доволен им Аллах).

 

Ибн Зияд повелел Умару ибн Сааду: «Закрой Хусейну и его сторонникам доступ к воде и не позволяй им взять ни капли». Хусейну (да будет доволен им Аллах) был дан только один выбор – принести присягу Язиду. Ибн Саад последовал приказу и разместил всадников по берегам Евфрата, закрыв весь доступ к воде. Один из последователей Хусейна (да будет доволен им Аллах) встретил Умара ибн Саада и пытался, вступив в переговоры, получить доступ к воде, но ему было отказано. Подобная блокада продолжалась до окончания битвы 10-ого Мухаррама.

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) ночью обратился к Ибн Сааду, чтобы обсудить этот вопрос, и предложил ему три варианта на выбор: либо им разрешат вернуться, откуда они пришли, либо им предоставят возможность разрешить свой спор с Язидом, либо они покинут границы мусульманского государства, где будут жить обычной жизнью. (Обратите внимание, некоторые историки отвергают вторые два варианта).

 

Когда Ибн Зияду сообщили об этом, он был впечатлен и сказал, что это признак того, что Хусейн хочет повиноваться правителю. Однако Шиммир Диль Джухан уговорил Ибн Зияда не поддаваться на уговоры, предупредив его, что Хусейн может вернуться с большей силой, если его отпустить. Ибн Зияд принял совет Шиммира и приказал начать битву сразу, не откладывая.

 

Армия начали продвигаться к лагерю Хусейна во второй половине дня 9-ого мухаррама. В этот момент Хусейн (да будет доволен им Аллах) направил Аббас ибн Али попросить Ибн Саада подождать до следующего утра, чтобы он и его люди могли бы провести ночь в молитве. Ибн Саад согласился на отсрочку.

 

Видя нежелание Умара ибн Саад начинать битву, Ибн Зияд послал безжалостного Шиммир Диль Джухана (своего главного командира) заменить Ибн Саад Умара в качестве предводителя войска.

 

Сон Хусейна (да будет доволен им Аллах)

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) сидел напротив своей палатки, когда вдруг он почувствовал сонливость и закрыл глаза. Через некоторое время он внезапно проснулся, и его сестра Зейнаб спросила его, что случилось. Хусейн (да будет доволен им Аллах) сказал ей, что он видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во сне, который сообщил ему, что они встретятся в ближайшее время. Это было 9-ого Мухаррама.

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) собрал своих людей и сказал им, что все они могут покинуть лагерь в середине ночи, под покровом темноты, чтобы не идти на верную смерть, если останутся с ним. Но ни один из его товарищей не бросил его, и все они остались с ним. Хусейн (да будет доволен им Аллах) и его сторонники провели ночь, бодрствуя, совершая намазы и дуа всю ночь.

 

Начало битвы

 

10 Мухаррама, Хусейн ибн Али (да будет доволен им Аллах) совершил намаз фаджр со своими товарищами. Он назначил Зухайра ибн Кайна командовать правым флангом своей армии, Хабиба ибн Музайра командовать левым флангом, а своего сводного брата Аббаса ибн Али знаменосцем.

 

Войско Хусейна насчитывало 32 всадника и 40 пехотинцев. Хусейн (да будет доволен им Аллах) призвал людей присоединиться к нему ради Аллаха и защищать Ахлю Байт. Его речь так повлияла на Хурра ибн Язида, что он отказался от Умара ибн Саада и присоединился к Хусейну (да будет доволен им Аллах).

 

Умар ибн Саад выступил вперед и выстрелил в войско Хусейна из лука, сказав: «Повтори то же самое перед правителем, и я буду первым, кто последует за тобой». Войско Ибн Саада начало осыпать стрелами войско Хусейна, от чего погибли часть товарищей Хусейна. Несколько десятков человек под командованием Зухайра ибн Кайна героически сражались, отбили первую атаку пехоты и нарушили левый фланг сирийской армии, которые в беспорядке отступили. Видя это, сирийская армия быстро отступила и нарушила соглашение не использовать стрелы и копья. Это соглашение было принято в связи с небольшим количеством сторонников Хусейна.

 

Хусейн (да будет доволен им Аллах) и его товарищи сражаются

 

Амр ибн Хаджжадж напал на правое крыло войска Хусейна, но его люди сохраняли свои позиции, опустившись на колени и выставив вперед копья. Таким образом они могли отпугивать лошадей противника. Когда всадники снова бросились на них, люди Хусейна встретили их своими стрелами, убив некоторых из них и ранив других. Амр ибн Хаджжадж повторял своим людям следующее: «Сражайтесь с теми, кто отказался от своей веры и оставил свой джамаат!» Услышав это, Хусейн (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Горе тебе, о Амр! Ты действительно подстрекаешь людей к борьбе со мной?! Поистине ли мы – это те, кто отказался от веры, а вы защищаете ее?! Как только наши души покинут наши тела, вы узнаете, кто нас самом деле достоин попасть в огонь!»

 

Чтобы предотвратить возможное попадание стрел в лагерь Хусейна, где были женщины и дети, его товарищи выходили на единоборство с врагами. Такие воины как Бурайр ибн Хузайр, Муслим ибн Аусадж, Хабиб ибн Мазахир были убиты, когда пытались защитить Хусейна от врагов. Каждый из них, перед тем, как погибнуть, убивал множество врагов, поскольку они намного превосходили противника своим мужеством.
Когда почти все спутники Хусейна (да будет доволен им Аллах) были убиты, его родственники попросили разрешения защищать его. Люди из рода Бану Хашим, семьи Пророка (мир ему и благословение), вышли против врага. Али Акбар ибн Хусейн, средний сын Хусейна, был первым, кто получил разрешение от своего отца сражаться.

 

Среди Бану Хашим погибли сыновья Али ибн Аби Талиба, сыновья Хасана ибн Али, сын Хусейна ибн Али, сын Абдуллы ибн Джафара ибн Аби Талиба и Зайнаб бинт Али, сыновья Акиля ибн Абу Талиба, а также сын Муслима ибн Акиля. Семьдесят два члена рода Хашим приняли мученическую смерть, в том числе и Хусейн (да будет доволен им Аллах).

 

Гибель Аббаса ибн Али (да будет доволен им Аллах)

 

Аббас ибн Али старался пробиться к Евфрату, чтобы набрать воды. Его осыпали ливнем стрел, но он смог пробиться и набрать воды, нанеся врагу большие потери. Он сразу же начал наполнять водой кожаный бурдюк. Из почтения к внуку Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он сам не выпил воды, хотя сильно хотел пить. Он положил мешок с водой на правое плечо и отправился обратно к палаткам.

 

Умар ибн Саад приказал напасть на Аббаса, сказав: «Если он сможет пронести воду в свой лагерь, мы не сможем их одолеть». Множество воинов преградили ему путь и окружили его. Они отсекли ему правую руку, но он переложил бурдюк с водой на левое плечо и продолжил путь. Когда же враги отсекли ему и левую руку, он схватил бурдюк зубами.

 

Воины Саада стали осыпать его стрелами, одна стрела пробила мешок, из которого потекла вода, другая стрела попала ему в глаза, и он упал с лошади. В последние минуты жизни Аббас ибн Али старался вытереть кровь со своих глаз, чтобы увидеть Хусейна (да будет доволен им Аллах).

 

Гибель Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах)

 

Верные друзья защищали Хусейна (да будет доволен им Аллах). Враги атаковали его, но каждый раз их атаки были отбиты. Когда наступило время зухра, многие его товарищи погибли, и он хотел прервать сражение на намаз. Однако битва была такой свирепой, что никто не внял его призыву (прерваться на намаз), так что зухр намаз ему пришлось совершать верхом на лошади.

 

После зухра враги наконец настигли Хусейна (да будет доволен им Аллах). Ему попали камнем в лицо. Он стер кровь с лица, но в это время стрела попала ему в грудь, и он сказал: «С именем Аллаха и религии Аллаха». Затем поднял голову и сказал: «О, Аллах! Ты знаешь, что они убивают сына дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха)». Потом он вырвал стрелу из груди, что вызвало сильное кровотечение, он очень ослабел и перестал сражаться.

 

Враги сначала колебались, сражаться ли им с Хусейном (да будет доволен им Аллах), но потом окружили его. В это время его племянник, Абдулла ибн Хасан, маленький мальчик, выскочил из палатки, чтобы защитить своего дядю. Когда один из воинов хотел убить Хусейна (да будет доволен им Аллах), Абдулла закрыл его своей рукой, которую отсекли враги. Хусейна (да будет доволен им Аллах) обнял Абдуллу, но мальчика уже сразили стрелой.

 

Наконец Шиммир Диль Джухан взяв с собой десять человек, выступил против Хусейна (да будет доволен им Аллах). Несмотря на тяжелую жажду и раны, Хусейн (да будет доволен им Аллах) продолжал бороться с врагами. Историки зафиксировали это как беспрецедентный случай – что человек, чьи дети и друзья были убиты, будучи сам тяжело раненным, без воды, продолжал сражаться. Когда Шиммир увидел, что все его солдаты боятся убить Хусейна (да будет доволен им Аллах), он призвал самых отпетых негодяев сделать это. Таким образом внук Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самый благородный человек на земле в то время, был замучен в борьбе с угнетателями. Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун.

 

Тогда Шиммир велел Хаули ибн Язиду спешиться с лошади и отделил голову Хусейна (да будет доволен им Аллах) от тела.

 

 

История и современность

Как раньше боролись с заразными болезнями

Опубликовано

Во времена «черной смерти» ни медики, ни простые люди не понимали, откуда берется и как распространяется страшная болезнь. Тем не менее они применяли меры, актуальные и сегодня: маски, изоляцию, карантин. Специализированное издание немецких фармацевтов рассказывает, как раньше спасались от эпидемий.

 

Pharmazeutische Zeitung (Германия): как раньше боролись с заразными болезнями

 

Урсула Ланг (Ursula Lang)

 

Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.

Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.

Инфекционист Штефан Винкл (1911-2006) создал впечатляющую работу об истории эпидемий, описав различные бактериальные, вирусные или паразитарные инфекционные заболевания. На примере «черной смерти», как часто называли вспышку чумы в XIV веке, можно проследить важные социальные последствия, которые возникали, когда высококонтагиозный, передаваемый блохами возбудитель чумы Yersinia pestis настигал регионы, где ни жители, ни врачи не понимали причин стремительно распространявшейся инфекции.

Закрытие города и обязательное извещение

Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.

Когда в 1352 году «черная смерть» отступила, количество ее жертв составляло около 25 миллионов. И после этого снова и снова случались вспышки чумы то в одном, то в другом городе, ведь никто не понимал, что грязь в жилых помещениях делала их идеальным укрытием для переносчиков чумы — крыс и блох.

Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.

Посещая больных, лекари носили накидку наподобие плаща, перчатки и маску в форме клюва, в который вкладывались травы или смоченная уксусом губка, чтобы защититься от опасного «чумного дыхания» и невидимой заразы.

Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых

Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.

Людям во время чумы настоятельно советовали, по возможности, оставаться дома и избегать массовых собраний. Плохо пахнущий воздух «очищали» с помощью окуривания и благовонных смесей, помещения опрыскивали розовой водой и уксусом. Выходя на улицу, люди нюхали ароматные яблоки и имели с собой емкость с уксусом, чтобы не вдыхать «чумной воздух».

Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.

Уксуса с ароматными травами, такими как шалфей, розмарин, рута и гвоздика, на протяжении веков называли «чумным уксусом».

В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.

Изоляция и карантин

В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.

Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.

Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.

Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.

Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.

Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.

 

Продолжение

История и современность

Эпидемия чумы в Амвасе

Опубликовано

Это событие, которое было предсказано Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, произошло в 18 г.х. во время правления ‘Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Амвас – небольшой город в Палестине, откуда началась сильнейшая эпидемия чумы. Болезнь распространилась по всему Шаму и унесла жизни 25 тыс. мусульман. Среди погибших от страшной болезни был и «хранитель мусульманской общины» Абу ‘Убейда б. аль-Джаррах (Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-нихайа. Т. 7. С. 90).

 

В 639 году молодое мусульманское государство постигло тяжелое испытание в виде чумы и страшного голода. Чума охватила Ирак и Сирию, но особо свирепствовала в Палестине, где в это время находилась значительная часть мусульманской армии с ее главными вождями. В зимнее время военные действия затихали и часть войск с севера Сирии перемещалась в Южную Сирию и Палестину. На этот раз она зимовала в районе Амваса, между Луддом и Иерусалимом, поэтому и чума, поразившая мусульманскую армию, получила называние «амвасской».

Умар, узнав о гибели многих мусульман и наличии бесхозного имущества, выехал в Палестину, но в Сарге, между Табуком и Ма’аном, его встретили амиры сирийского войска и убедили возвратиться, чтобы не заразиться.

Предосторожность была нелишней: первым из амиров заболел Абу Убайда. У него еще хватило сил вывести армию из Амваса и повести ее в более здоровую местность, но по дороге в Джабийу он скончался, оставив заместителем Му’аза б. Джабалу. Му’аз также вскоре заболел и скончался, за ним  последовал  Йазид б. Абу Суфйан. Наконец наместничество перешло к его брату Му’авии. За несколько месяцев чума унесла около 25 000 мусульман, некоторые большие семьи вымирали почти целиком. Об одном роде рассказывается, что в нем из 70 человек осталось лишь четверо.

Чума, видимо, было спровоцирована неурожаем, так как в то же время в Аравии не выпали зимние и весенние дожди, остатки старой травы сгорели под палящими лучами солнца и мертвые степи лежали, словно присыпанные пеплом, отчего и год получил прозвание «год пепла». Скот был съеден, и кочевники  остались без главного продукта питания – молочных продуктов. Десятки тысяч отчаявшихся людей устремились в мединский оазис в поисках пропитания и в надежде получить помощь от халифа. В какой-то момент в Медине собралось 60 000 беженцев. Назревала продовольственная катастрофа.

Умар обязал состоятельных мединцев кормить определенное число беженцев, сам раздавал муку и масло, устраивал коллективные трапезы для голодающих. Сохранилась история о том, как Усман б. Аффан выделил значительную часть своего имущества для спасения голодающих мусульман. Запасов Медины не хватало, и Умар требовал от наместников Сирии, Палестины и Ирака присылать продовольствие.

Несмотря на все старания Умара ⅔ беженцев умерли от голода, не дождавшись зимних дождей. Естественно, что в том году сбор заката не производился, скота осталось так мало, что в следующем году в племени фазара собрали всего 60 голов скота. Умар в это тяжелое время безотлучно находился в Медине, пытаясь решить проблему голода.

Несмотря на последствия этого тяжелого года, мусульмане смогли продолжить победное шествие по землям Византии и Сасанидского Ирана.

 

 

Продолжение

История и современность

Причиной распада Золотой Орды стала эпидемия чумы?

Опубликовано

Юлай Шамиль оглы – татарский ученый, родившийся и выросший в Нью-Йорке. В Музее исламской культуры в Казанском кремле он рассказал о роли природных факторов в истории на примере государства Золотая Орда. Причиной распада Золотой Орды ученый назвал чуму – пандемию, вошедшую в историю как «черная смерть». ИА «Татар-информ» предлагает читателям ознакомиться с тезисами лекции.

Эпидемии чумы – один из самых страшных эпизодов в истории человечества. Самая ранняя известная в истории эпидемия чумы случилась в VI веке на территории Африки, Ближней Азии и Европы. В XIV веке пандемия чумы имела опустошительную силу, ее назвали «черной смертью». По мнению ученых, в Европе ее жертвами стали несколько десятков миллионов человек.

Возбудитель чумы – чумная палочка. Инкубационный период заболевания – 2 – 6 дней. В зависимости от вида чумы летальность составляет 95 – 100 процентов. Даже при правильном лечении умирают 10 процентов заболевших.

Теория о происхождении возбудителя чумы в Китае

С 1894 года начинается новый этап в изучении истории эпидемии чумы. Была выявлена бактерия-возбудитель этой болезни. В середине XX века генетики обнаруживают, что любой живой организм, в том числе бактерии и вирусы, со временем претерпевают генетические изменения, то есть мутации. По мутационным изменениям двух образцов можно определить, сколько времени прошло между этими двумя организмами. Также можно узнать, насколько близки организмы людей или растений. В 2013 году во время исследования чумной палочки Yersinia pestis выяснилось, что бактерия способна отращивать ответвления подобно дереву и она, как люди, размножается.

Пандемия XIV века началась в Китае. Далее она распространилась по Средней Азии, дошла до Крыма, оттуда перекинулась в Константинополь (Стамбул), через Александрию – в Сицилию и направилась в Европу. Возможно, были и другие пути распространения этой бактерии.

Животные – разносчики чумы

Есть несколько версий причины столь быстрого распространения чумной заразы. Ученые также исследуют климатические изменения, потому что эти факторы связаны друг с другом. Животные сыграли большую роль в распространении инфекции. Переносчиками чумы являются блохи, обитающие в шкуре грызунов – сусликов, сурков, крыс. Считается, что человеку инфекция передается через укус зараженной блохи. В этом случае болезнь развивается в течение нескольких дней, может привести к потере рассудка и смертельному исходу. Второй способ заражения – воздушно-капельный. Легочная чума может убить человека за 24 часа.

Пока ученые точно не знают, через какого грызуна и какой вид блох переходит инфекция, об этом идут споры.

Народы верили, что чума – это Божья кара

В XIV – XV веках во время пандемии чумы население Европы сократилось в три раза. Распад Золотой Орды также связан с распространением этой болезни.

Пока доподлинно неизвестно, конкретно каких городов коснулась чума в XIV веке, так как рукописей, связанных с Золотой Ордой, сохранилось очень мало. Об этом пишут лишь в некоторых русских, арабских и итальянских источниках. Но исходя из общей карты можно сказать: недалеко от Алма-Аты, на территории Иссык-Куля в Кыргызстане жил тюркский народ, исповедующий христианство. На территории его обитания было обнаружено большое количество надгробных камней, датируемых 1339 – 1340 годами. После этого в течение 70 лет такие камни не ставили, на этот отрезок времени приходится лишь один камень.

«Я понял, что чума прошла по этим территориям, и сейчас стараюсь доказать, что этот народ вымер из-за чумы», – сказал Юлай Шамиль оглы.

Позже чума перекидывается и на Поволжье. В Булгаре в 1350-х годах надгробные камни ставились в большом количестве, позже, после 1357 – 1358 годов в Поволжье не было найдено ни одного надгробного камня с надписью на булгарском языке.

Эпидемия уничтожала целые народы. Люди не знали, отчего они умирают, думали, что это «божья кара».

Примерно в 1364 годах чума настигает города Сарай (столица Золотой Орды. – Ред.) и Биляр.

«В те же годы разрушаются и целые города. Исчезают некоторое виды ремесленников. Например, на территории Иссык-Куля не остается мастеров по изготовлению надгробных камней и нанесению надписей на камень. Мало того, как мы знаем из истории Европы и Византии, не хватает даже людей для захоронения трупов.

После распада Золотой Орды, в 1430 – 1440 годах появляются ханства, в том числе и Казанское ханство. Но их территории были намного меньше земель Золотой Орды, потому что численность населения сильно сократилось.

Есть также и вопрос климата. Я считаю, что на Северный Кавказ переселились кипчаки, на Средней Волге город Биляр был разрушен», – пояснил ученый.

 

Исчезновение булгарского языка и процесс появления близких к разговорному языку литературных языков

«Язык волжских булгар был близок к чувашскому. Исчезает и сам народ, заселявший Среднюю Волгу, и язык этого народа. Я думаю, что с XIV века начинается процесс кипчакизации жителей Средней Волги.

По моей версии, вместе с исчезновением старых литературных языков появляются другие, близкие к разговорному языку. Надгробные камни, датирующиеся второй четвертью XIV века, имеют надписи на старо-татарском языке. Потому что сюда переселяются представители кипчакских родов. В этот период в Европе усиливается религиозность, люди проявляют интерес к вероисповеданиям.

На Средней Волге в 1350 – 1360 годах было написано произведение «Нахдж эль-фарадис» (автор Махмуд Булгари. – Ред.). Его также называют «Открытая дорога в райские сады». В этом произведении преподаются основы религии ислам. Переписывать его считалось богоугодным делом, потому что кипчаки считали, что они наказаны Аллахом. Но в течение 60 лет после этого на среднем тюркском языке произведения не создаются, они до нас не доходят. Я думаю, это связано с отсутствием технологий и отставанием культуры.

«Нахдж эль-фарадис» написан на немного близком к старо-уйгурскому, архаичном языке. А в произведениях, описывающих рождение Пророка, например маулидах, язык очень простой, его может понять каждый. В научной литературе первые маулиды – специальные произведения для чтения в день маулида – принадлежат перу тюркских поэтов.

Маулид турецкого поэта Сулеймана Челеби «Василятун-наджат» написан в 1409 году. В тюркской литературе это классический пример данного жанра. Маулид Сулеймана Челеби был известен также и среди татар».

Юлай Шамиль оглы в Колумбийском университете изучает восточные языки и культуру, защищает докторскую диссертацию по Золотой Орде. В 1983 – 1984 годах преподает в Университете штата Индиана, в 1989 – 2017 годах – в государственном университете в Висконсине. С 2017 года руководит кафедрой казахского языка и тюркологии в Казахстане.

Автор: Зиля Мубаракшина (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)

Продолжение

трендовые темы