СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Как отмечают Рамадан в Украине

Опубликовано

Как отмечают Рамадан в Украине

Слово Рамадан означает гореть, то есть в этом месяце при соблюдении поста “сгорают” все грехи, открываются двери рая, закрываются двери ада.

Современная Украина принадлежит к группе европейских стран, которые имеют собственное коренное мусульманское население. Ислам на территории Украины имеет более чем тысячелетнюю историю. Но на протяжении длительного времени эта религия существовала на нелегальном положении, что привело к её упадку. В настоящее время мусульманское сообщество в Украине активно развивается, но существует ряд проблем на пути возрождения Ислама в религиозном пространстве Украины. Единой организационной структуры эта конфессия не имеет. Ислам не имеет чёткой иерархии, подобной христианским церквам. Но, несмотря на сравнительно короткий период развития, Ислам в Украине явился как разнообразие организационных форм. В настоящее время в Украине официально действуют несколько зарегистрированных Духовных центров. Мусульманские общины функционируют, как правило, в пределах действующего законодательства, признают украинскую государственность, не допускают проявлений крайнего религиозного фанатизма и экстремизма.

История Ислама в Украине имеет глубокие корни. Местные народы впервые услышали о мусульманах и их религии от приезжавших по торговым делам купцов из арабских и восточных стран ещё на заре возникновения Киевской Руси. Со временем между государствами стали устанавливаться более тесные торговые и дипломатические связи. Согласно официальной истории первые мусульманские поселения в Киеве появились в XIII веке. В последние два столетия община мусульман на земле Украины разрослась, и в настоящее время в стране проживает около 2 миллионов последователей Ислама.

Справка об истории ислама в Украине

До XIX века…

В то время как абсолютное большинство украинцев исповедовало христианство, мусульмане проживали в основном на юге современной территории страны, в первую очередь на полуострове Крым, в государстве, известном как Крымское Ханство. Крымскими татарами исповедовался Ислам суннитского толка. Во время завоевания Российской империей Крыма в XVIII веке, в Бахчисарае, столице Крымского Ханства, насчитывалось как минимум 18 мечетей. В свою очередь, власти Российской империи вынудили покинуть Крым 160.000 крымских татар.

Украинские мусульмане в XX веке

До Октябрьской революции треть населения Крыма исповедовали Ислам.

Вплоть до 1917 года религиозная жизнь мусульман Украины поступательно развивалась, но с приходом советской власти возникли препятствия для открытого соблюдения ритуалов, хотя мусульмане всё равно продолжали следовать пути своих предков, сохраняя религиозное наследие.

В 1944 году советское правительство по подозрению в сотрудничестве с Нацистской Германией депортировало из Крыма крымских татар в Среднюю Азию, преимущественно в Узбекистан. Естественно, массовая депортация крымских татар нанесла серьёзный удар по Исламу на Украине.

По приказу Иосифа Сталина, бойцы Красной Армии и войска НКВД с утра 18 мая и до вечера 20 мая 1944 года из Крыма выселили почти 190 тысяч крымских татар. В общем, количество депортированных крымских татар превысило 200 тысяч человек. Во время выселения и в первые годы пребывания в депортации, по официальным данным, погибло до 25% спецпереселенцев. По данным Национального движения крымскотатарского народа, полученным по результатам всенародного опроса в 1960-ые годы, погибли около 46% – почти каждый второй…

Только в конце 1980-х началось массовое возвращение крымских татар на родину.

С начала 1990-х гг. произошли разительные перемены в жизни общины мусульман Украины в связи с начавшимися демократическими преобразованиями в СССР и последовавшими за тем принципиальными изменениями в государственно-конфессиональных отношениях. Мусульмане получили возможность открыто заявлять о своей религиозной принадлежности, свободно удовлетворять свои религиозные потребности, совершать обряды Ислама, следуя традициям своих предков.

Однако продолжительная депортация разрушила практически всю национальную инфраструктуру – были ликвидированы и уничтожены школы, вузы, библиотеки, научные учреждения, газеты, значительная часть архивов, религиозные структуры.

И спустя два десятилетия после репатриации крымским татарам не удалось восстановить эти потери.

В советские времена большинство мечетей и других культовых сооружений мусульман были разрушены, религиозные деятели – репрессированы, а духовная литература – уничтожена.

Известно, что два столетия назад “в Крыму насчитывалось 1,5 тыс. мусульманских сооружений – мечетей, медресе, теккие, дюрбе. Ныне же их сохранилось всего несколько десятков. Практически все сооружения… находятся в плачевном состоянии”.

Ислам в Украине сегодня

В настоящее время “исламскому” фактору принадлежит заметное место в духовной, культурной, социальной, политической жизни украинского народа.

Интенсивность духовной, культурной, политической жизни и статистические данные свидетельствуют о том, что в современной Украине существуют места компактного проживания мусульман и развиваются мусульманские историко-культурные традиции. Это способствует тому, что этнические украинцы активно принимают Ислам.

86 % мусульманской религиозной сети Украины составляют общины Крыма. За период 1988 – 1998 гг. в Крыму были зарегистрированы 183 мусульманские общины, к началу 2003 г. их численность превысила 300. В 2004 г. в Украине действовало уже 445 мусульманских общин, имевших собственные зарегистрированные уставы и 22 общины, функционировавшие без регистрации устава (что допускается законодательством Украины), из них на территории Автономной Республики Крым функционировали 349 общин, зарегистрировавших устав и 20 – без регистрации устава.

Сегодня мусульманами в Крыму являются не только крымские татары, но и, например, поволжские татары, русские, украинцы, азербайджанцы и отдельные представители некоторых других этносов.

Демократизация всех сфер общественной практики в Украине, безусловно, облегчили духовную и культурную жизнь всех религиозных и культурных общин, в том числе, мусульман, принесли новые веяния, способствующие возрождению в новых условиях.

В настоящее время в Украине действуют 7 мусульманских духовных учебных заведений с 276 слушателями, 90 воскресных школ, 5 периодических изданий. В распоряжении мусульман находится 160 мечетей и молитвенных зданий, из которых 10 являются памятниками архитектуры.

Теперь Украина — не только славянская и христианская, но в значительной степени и тюркская и мусульманская страна, и этот факт требует перестройки отношений в государстве.

В городах, где проживают мусульмане, недостаточно мечетей и религиозных центров, или же они вовсе отсутствуют. До 1990-х годов их сохранилось 68, и только 2 мечети – в Бахчисарае и Евпатории – находились в удовлетворительном состоянии.

В настоящее время мусульмане Украины прилагают все усилия, чтобы получить участки под строительство мечетей.

Вообще количество мечетей в Украине незначительное, если учитывать, что мусульмане Украины объединены в 1135 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных общин в разных областях страны.

В настоящее время мусульманам Украины в сооружении новых культовых зданий помогают Турция, Саудовская Аравия и Кувейт. В 2007 году Турция выделила почти 3 млн. долларов на восстановление мусульманских святынь Крыма.

Остро стоит вопрос ремонтно-реставрационных работ на объектах, почитаемых верующими. Кроме того, мусульманским организациям не возвращена значительная часть культовых сооружений, в частности в Феодосии, Ялте, Симферополе, Бахчисарае, отобранных в советский период.

Тем не менее, можно констатировать, что процесс роста мечетей в Крыму развивается динамично.

Кроме перечисленных проблем, существуют и ещё довольно специфические вопросы, характерные для любой немусульманской страны, но есть и немало положительных сдвигов, например, пассажиры украинской железной дороги имеют возможность ездить в специальных купе – только для женщин или только для мужчин. Для украинских мусульман наличие подобной услуги очень важно, ведь пребывание в тесном помещении с лицами противоположного пола создает определённый дискомфорт для верующих.

Одним из вопросов, которые волнуют многих мусульманок Украины является ношение хиджаба. Вопрос оформления документов, где бы мусульманки были с покрытой головой, в Украине также не решён.

О нормализации религиозной жизни мусульман Украины свидетельствует появление возможности для совершения хаджа – паломничества в Мекку и Медину. С начала 1990-х годов в хадже побывало сотни мусульман Украины.

Также одной из важных задач, которых стоят перед мусульманами страны является развитие исламской журналистики. Увеличение количества и качества исламских программ на телевидении и радио Украины, выпуск журналов и газет на исламскую тематику.

Развитие исламских СМИ в Украине даст возможность раскрыть духовно-этнические, гуманистические ценности Ислама, разоблачить искусственно созданные мифы об Исламе, отделить понятие экстремизм и терроризм от религии.

В последнее время в Украине возрастает внимание к проблемам уммы, усиливается влияния исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Сегодня в Украине на первый план вышли проблемы качественного улучшения жизни и деятельности мусульманской общины, а также повышения эффективности использования её потенциала в развитии экономики, науки и культуры этноконфессиональной дружбы украинского народа. Этот этап привел к воссозданию инфраструктуры мусульманской жизни. В Украине действуют несколько духовных управлений и центров. При этом большое значение приобретают вопросы более полного удовлетворения духовных потребностей мусульман Украины, повышения их вклада в укрепление международных позиций страны, обоснование качественно новой модели развития Украины, адекватной современным реалиям и вызовам. Решение этих и других проблем требует, прежде всего, формирования и утверждения государственной стратегии дальнейшего развития мусульманского возрождения в контексте национальных интересов и устремлений Украины.

В этих условиях особое значение имеет консолидация в рамках уммы Украины, преодоление расколов и раздробленности.

На этом фоне заявили о себе нехватка учебных заведений и культурно-просветительских центров, подготовленных, авторитетных имамов и тесно связанный с этим общий низкий уровень знаний украинских мусульман о своей религии.

11 августа 2010 года мусульмане Украины и всего мира встретили первый день священного месяца Рамадан. Об этом сообщила пресс-служба Духовного управления мусульман Украины «Умма». Хотя в Украине праздничные дни часто выпадают на рабочие, мусульманам Крыма в данном случае проще – по решению Верховной Рады Крыма от 26 марта 1993 года “Об установлении праздничных дней для граждан Республики Крым, исповедующих Ислам” и статьёй 73 Кодекса Законов о труде Украины, первый и последний дни праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) являются нерабочими днями для жителей Крыма мусульманского вероисповедания.

К кругу преград на пути становления Ислама на территории Украины входят: обеспечение мусульманских общин культовыми сооружениями; высококвалифицированными кадрами священнослужителей; вопрос языка во время мусульманской проповеди; проблема материальной поддержки; образования и т.п. В школах Украины Ислам практически не преподаётся. Только в 14 крымскотатарских школах есть спецкурс “этика Ислама”. В контексте соблюдения норм Шариата мусульмане Украины сталкиваются с определёнными проблемами, которые характерны для всех неисламских стран. На большей части территории Украины недостаточно, точнее, почти не развита халяль -промышленность, поэтому возникает дефицит продукции, которая бы отвечала нормам Шариата. Халяльное, т.е. разрешённое по исламским нормам питание в Украине является проблемой. Закупка халяль-продуктов в небольших магазинах при мечетях и мусульманских центрах не удовлетворяет требования всех мусульман. Тем не менее, следует отметить, что сейчас эта проблема начинает решаться, и разные компании начинают налаживать производство халяльной продукции.

Более того, при некоторых религиозных организациях мусульман Украины созданы центры стандартизации и сертификации “Халяль”, которые предоставляют документальное подтверждение халяль-продукции. Набирают популярность халяльные ярмарки во время мусульманских праздников.

“Это — только откровение, которое ниспосылается. Научил его сильный мощью, обладатель могущества; вот Он стал прямо на высшем горизонте, потом приблизился и спустился, и был на расстоянии двух луков и ближе, и открыл Своему рабу то, что открыл.”

Коран. Сура «Ан-Наджм» («Звезда»), аят 4–10 (в переводе И. Крачковского).

В пятницу, 13 августа 2010 года, в мечети Исламского общественного культурного центра (по адресу ул. Дегтяревская, 25-А, Киев) состоялась торжественная пятничная проповедь и общая молитва мусульман, посвященная началу священного месяца Рамадан. Аналогичные мероприятия прошли в мечетях всех городов и населенных пунктов Украины, где есть мусульманские общины, подчеркнули в Духовном управлении. В связи с Рамаданом намечено проведение благотворительных акций, совместных обедов после заката солнца (ифтары), религиозные викторины и конкурсы в крупных мечетях областных городов. «Ассоциация общественных организаций Украины «Альраид» является инициатором программ религиозного просвещения мусульман во время Рамадана», – рассказывает председатель Ассоциации Исмаил Аль-Кади (Ismail Al-Kadi). Ассоциация планирует провести сессию изучения Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!). Кроме того, во время Рамадана организация также займется организацией ифтара для бедных и нуждающихся. «В Рамадан «Альраид» рассылает около 800 продуктовых пайков для нуждающихся и сирот», – сообщил Кади.

«Рамадан – особое время для двух миллионов украинских мусульман, составляющих около 5% населения страны. Рамадан несет особую радость мусульманам Украины», – говорит Сейран Арифов (Seran Arifof) – директор центра изучения Корана «Радван». «Во время священного месяца, мусульмане более активно участвуют в информационно-просветительских мероприятиях, не говоря о благотворительности в пользу бедных и сирот». Все больший интерес к изучению Корана и Ислама проявляют дети.

«В последние годы в международных конкурсах по чтению Корана принимают участие и украинские мусульмане», – говорит Сейран Арифов. В Украине, власти которой довольно толерантно относятся к мусульманам, насчитывается более 200 мечетей и 20 исламских центров .Здешние мусульмане также планируют воспользоваться временем священного месяца, чтобы познакомить со своей верой немусульманских сограждан. «Мы делаем все возможное, чтобы рассказать о Рамадане мусульманам и немусульманам», – сказал Кади, чья организация занимается распространением информационных материалов об Исламе и Рамадане. «Удивительно, как немусульмане реагируют на наши брошюры, а многие из них даже принимают ислам во время Рамадана».

Несмотря на то, что торговцы в Украине не украшают свои прилавки разноцветными фонарями и никто не будит горожан к сухуру барабанной дробью, Рамадан был и остается особым месяцем в любой мусульманской общине.

Вообще, городская жизнь идет своим чередом: люди работают, учатся, занимаются повседневными делами. График работы в государственных и частных учреждениях не меняется. Перед наступлением поста не царит необыкновенная атмосфера праздника и суета, подобная предновогодней, но продукция халяль и финики с прилавков уходят на ура.

Женщины начинают заранее готовиться к праздничным ужинам – ифтарам. Хозяйки накрывают торжественные столы для членов семьи и гостей. В гости ходят друг к другу по очереди. Считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни пророка. В Украине говорят : “Если хозяйка в обычные дни готовит пять блюд, в Рамадан их должно быть, как минимум, пятнадцать”. Поэтому женщины, запастившись продуктами, выдержкой и терпением, целый день проводят на кухне за созданием кулинарных шедевров. Они говорят, что нужно обладать большой силой воли, чтобы воздержаться от дегустации и не упасть в обморок от распространяющихся запахов приготовляемой изысканной пищи.

Меню ифтара составляют в основном: в качестве праздничного блюда различные виды плова (пиляв), голубцы: из виноградных листьев (япракъ сармасы), капусты (лахана сармасы), перца (бибер долмасы), жареное на вертеле мясо (шиш кебабы) и мясо, зажаренное на угольях (кебап). Особенно в месяц Рамадан хозяйки пекут различные пироги, начиненные мясом, картофелем, тыквой, рисом, сыром, орехами и другими начинками, нередко слоённые (кобете, бурма, локъум, пите). Особой популярностью пользуются пресные пирожки с бараньей или говяжьей начинкой жареные в масле (чиберек) или без масла (янтыкъ), а также пельмени (къашыкъаш или татараш), отварная лапша с фасолью (сюзме бакъла), отварные кусочки теста (макъарне, акъчачыкъ), приправленные молотым орехом или простоквашей с чесноком. Из сладких мучных изделий можно отметить приготовленные на масле и сметане печенья (къурабие), рогалики с орехом (джевизли бойнузчыкълар), различные виды иных сладостей – шекер къыйыкъ, къадайыф, бакълава Также к столу подаются различные сыры приготовленные в ручную (пенир, къашкъавал), изготавливаемые из коровьего, козьего и овечьего молока. Также целебный напиток из кобыльего молока (къумыс), а также напиток из густого кислого молока, разбавленного подсоленной водой с чесноком (язма, айран). Особенно его часто готовят, когда месяц Рамадан выпадает на жаркое время года. Среди жидких блюд большое место занимают различные виды супа (шорба): мясные, овощные, молочные. Иногда в суп кладут кусочки теста, размеры и форма которых имеют различные названия. В соответствии с этим называют всё кушанье: лакъша, салма, алюшке, умач, а также обязательно на столе присутствуют фрукты, сухофрукты и т.д.

Крымскотатарский застольный этикет имеет свои особенности. Так, например, на самом почетном месте во главе стола (тёр) садится глава семьи – отец, рядом с ним – мать, затем располагаются старшие и младшие дети. Если в семье есть старики или гости, то самые почетные места предоставляются им. Старших уважают как хранителей семейных традиций и носителей культурных ценностей народа. Необходимо отметить, что перед едой обязательно моют руки. Первым к пище со словом “Бисмилля” (“Во имя Аллаха!”), приступает глава семьи, а затем и все остальные участники трапезы. Нарушение этого порядка считается признаком невоспитанности. После окончания трапезы не встают из-за стола до тех пор, пока старший не прочитал короткую молитву (софра дувасы), которая включает в себя аят из Корана и благопожелания, обычно в рифмованных строках. Характерной особенностью благопожеланий периода ссылки было также пожелание всем крымским татарам возвращения на Родину – Крым.

В этот месяц происходит примирение бывших в ссоре. Все просят друг у друга прощения за вольные и невольные обиды.

За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Женщины красят хной волосы, первую фалангу пальцев. Так готовятся к самой священной ночи месяца рамадан, которая приходится на 27-е число рамазана – Кадир геджеси, что означает “ночь решения людских судеб, ночь могущества” – ночь предопределения.

Вечером хозяйки жарят хатлама, чибереки. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен блюдами, Этот обычай называется “чтобы в доме был запах пищи”. Обязательным является кормление этим блюдом своей собаки. В Ораза байрам праздничный стол в основном состоит из сладких печеных блюд: хурабие, хатлама, конфет, фруктов, всевозможных варений. Обязательным является праздничный кофе. Кроме того, проводятся выезды к Азизам (святым местам крымских татар).

Кто-то говорит, что Рамадан – это испытание, кто-то считает, что это праздник. Но все сходятся во мнении, что в это особое, ни на что не похожее время. Все исповедующие Ислам ощущают единство в вере и свою причастность к чему-то глобальному, космическому, доброму и справедливому.

Не только свежесть благословенного месяца Рамадан ощущается в столице Украины Киеве, но и в других городах и селах. Так каждый год теплые слова с поздравлениями с началом благословенного месяца Рамадан мусульмане Харькова получают из Киева от муфтия Украины шейха Ахмеда Тамима. Он впервые побывал в этом городе во время праздника Рамадан в 2006г., хотя бывает в «первой столице» ежегодно. Подобные встречи, по его словам, проводятся не только в крупных городах Украины, но и в селах.

В небольшом зале по случаю начала Рамадана в харьковской мечети на Цыгаревском переулке, 8 собираются во время ифтара представители землячеств и исламских общественных организаций. За одним столом оказались люди разных национальностей — татары, турки-месхетинцы, узбеки, казахи, афганцы, иранцы, азербайджанцы, таджики. Несмотря на этнические различия, палитру цвета кожи (вплоть до черного), мы все мусульмане, отмечает муфтий Ахмед Тамим. Истинный ислам не различает — беден ты или богат и какого цвета у тебя кожа.

Духовный лидер мусульман Украины говорит о том, что ислам в представлении других культур выглядит религией экстремизма и конфронтации. Это произошло из-за некорректной трактовки Корана различными лицами и группировками, преследующими свои интересы, а также из-за слабой теоретической подготовки рядовых мусульман. Когда у человека есть хоть какие-то минимальные знания об истинной сути ислама, считает шейх Ахмед Тамим, его трудно сбить с правильного пути. Студент Киевского Исламского университета харьковчанин Абдуль Карим рассказал, что на Харьковщине живут практически все национальности, исповедующие ислам: татары, чеченцы, узбеки, казахи, таджики, выходцы из Сирии, Ирана, Пакистана, Бангладеш, Афганистана, Дагестана, Ливана. Находят друг друга в «точке сборки» — в мечети. Мусульмане — мужчины и женщины — собираются здесь по пятницам. Этнические группы общаются между собой на национальных языках, молитвы проводятся на арабском языке . А вот межнациональным языком общения стал для мусульман русский . Кстати, на русском выпускается практически вся литература издательства ДУМУ.

В Харькове в структуре ДУМУ существует единственная мечеть — на Цыгаревском переулке, 8. Другие культовые сооружения мусульман, рассказал шейх Ахмед Тамим, работают самостоятельно, не от Духовного Управления.

Предлагаем вам адреса некоторых Исламских культурных центров Украины

Адреса некоторых Исламских культурных центров

________________________________________

ИОКЦ г. Киев

г. Киев, 04119, ул. Дегтяревская, 25-А

тел: (+38044) 490-99-00, 490-99-96

факс: (+38044) 490-99-22

office@arraid.org Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

________________________________________

ИОКЦ г. Симферополь

г. Симферополь, 95000, ул. Макроусова, 7-А

тел: (+380652) 54-63-38

факс: (+380652) 54-63-37

arraid10@hotmail.com Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

________________________________________

ИОКЦ г. Харьков

г. Харьков, 61001, пер. Байкалский, 2

тел: (+38057) 731-95-19

факс: (+38057) 731-95-18

al-manar@arraid.org Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

________________________________________

ИОКЦ г. Донецк

г. Донецк, 83076, ул. Берестовская, 2

тел: (+38062) 338-74-21

факс: (+38062) 338-74-21

al-amal@arraid.org Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

________________________________________

ИОКЦ г. Одесса

г. Одесса, 65006, ул. Молоди, 17-А

тел: (+380482) 34-72-50

факс: (+380482) 34-72-49

al-masar@arraid.

________________________________________

ИОКЦ г. Винница

г. Винница, 21000, ул. М. Кошки, 63

тел: (+380432) 53-18-24

факс: (+380432) 53-18-24

alisra1996@yahoo.com Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

________________________________________

ИОКЦ г. Запорожье

г. Запорожье, 69054, ул. Пушкина, 68

тел: (+380612) 62-66-75

факс: (+380612) 62-66-75

vera@arraid.org Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

crimean_org@yahoo.com Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Сайт крымской молодежи

После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называющийся праздником разговения Ид уль-фитр (тюрк. Ураза-Байрам, Рамадан-байрам).

Для каждого верующего украинца этот праздник — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся.

В Рамадан-байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день уже нельзя.

В этот день мусульмане Украины, как и всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, детям дарят подарки идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу, а если позволяет погода то в Украине пошла традиция семьями выезжать на природу, чтобы отметить этот день. Пока взрослые проводят время за трапезой и беседой, дети играют в различные игры, отдыхая на свежем воздухе. Поэтому для детей этот вид отмечания праздника запоминается на долго в памяти.

Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят уль-фитр. Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.

“Да будет принят Всевышним Аллахом наш пост и все совершенные богобоязненные дела. Да сбудутся все наши добрые молитвы и пожелания! Да ниспошлет нам всем Аллах благополучие и покой в обоих мирах! Да ниспошлет Аллах нам и нашим семьям здоровья и счастья! И да будет благоденствие, мир и покой”.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История и современность

Узбекистан – жемчужина Средней Азии

Опубликовано

Исторические памятники Узбекистана – древней родины тюрков – никого не оставят равнодушным.

Узбекистан (в переводе – “страна узбеков”) – область проживания тюркского племени, члены которого назвали себя узбеками в честь одного из потомков Чингисхана – Узбек-хана (1312-1340 годы).

Узбекистан расположен на историческом Шелковом пути и граничит с Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Туркменистаном. Численность населения Узбекистана составляет 31,5 миллиона человек. Благодаря богатым природным ресурсам Узбекистан называют жемчужиной Средней Азии.

Узбекистан занимает седьмое место в мире по добыче природного газа и четвертое – по добыче урана. Кроме того, страна занимает шестое место в мире по производству хлопка и второе – по его экспорту.

После распада Советского Союза в 1991 году Узбекистан обрел независимость. 12 звезд на государственном флаге Узбекистана символизируют 12 провинций страны, а полумесяц – ислам.

За первые шесть месяцев 2017 года Узбекистан посетил всего один миллион иностранцев. Но благодаря красивым городам и изменениям в государственной политике в скором времени Узбекистан превратится в одну из привлекательных для туристов стран.

В Узбекистане находятся величественные исторические здания, которые в свое время впечатлили даже Марко Поло, а города Хива, Самарканд и Бухара включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

До нашего времени дошла легенда о том, что когда в 329 году до нашей эры Александр Македонский увидел Самарканд, он сказал: «Все, что я слышал о красотах города – правда, за исключением того, что он более прекрасен, чем я мог себе представить».

Страна, по территории которой прошли войска трех великих полководцев – Александра Македонского, Чингисхана и Тамерлана, является ничем иным, как настоящим музеем под открытым небом.

Самарканд – второй самый крупный город Узбекистана после Ташкента, и его история насчитывает 2750 лет. Благодаря своей древней истории и уникальным историческим памятникам Самарканд включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Авиакомпания Turkish Airlines, выполняющая ежедневные рейсы в Ташкент, намерена с марта будущего года начать полеты и в Самарканд.

Узбекистан приглашает жителей Турции посетить страну и ознакомиться с ее историческими памятниками, искусством, архитектурой и уникальной природой.

Продолжение

История и современность

Благословенная Палестина

На благословенной земле Палестины жили, умерли и были похоронены множество пророков и праведных людей

Опубликовано

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Не пускайтесь в путь, кроме как с целью посетить три (священные) мечети» (т.е. мечеть аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и мечеть аль-Акса в Иерусалиме)» (Бухари).

На благословенной земле Палестины жили, умерли и были похоронены множество пророков и праведных людей, в то время как другие (из них) проходили через эту землю, оставив на ней свои благословенные следы. Эта земля была местом значительных исторических событий, а также будет местом главных событий незадолго до Судного дня, о чем говорится в Коране и множестве хадисов нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Многие ученые считают, что причина того, что эта область имеет такой высокий уровень перед Аллахом, заключается в том, что она связана со множеством пророков и праведных людей.

Зная о важности этой благородной земли, многие пророки Аллаха покинули свои родные места, чтобы жить на благословенной земле Палестины и молились, чтобы умереть на этой священной земле.

Пример этому – история пророка Мусы (мир ему), который вел свой народ из Египта в Палестину, и согласно его последнему желанию, был похоронен недалеко от Аль-Кудса[1].

В результате особой преданности этому месту сотни сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были похоронены в Палестине. Мы перечислим несколько историй этого святого места и рекомендовали бы читать о жизни этих благородных лиц с намерением напомнить нам об их важной роли в исламской истории и также извлечь уроки из их жизни.

Пророк Ибрагим (мир ему): великий пророк и посланник Аллаха, он носил почетное имя «друг Аллаха», которое дал ему Сам Всевышний[2]. Пророк Ибрагим упоминается в Коране 49 раз – Аллах именует Свою религию, Ислам, верой Ибрагима. В его жизни было много чудесных событий, а также он столкнулся со многими трудностями и испытаниями, который сделали его ближе к Аллаху. Ради его заслуг перед Всевышним из его потомков произошло много великих пророков, включая нашего последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который был потомком его сына Исмаила (мир ему). Ибрагим провел много лет в Палестине, и его могила находится на территории города Аль-Халиль (или Хеврон). Известно, что он жил в этом городе со своей женой Сарой (да будет доволен ей Аллах) и сыном Исхаком (мир ему). Сейчас на этом месте стоит мечеть Ибрагима (Ибрагими Масджид), в которой и находится его могила. Могила его жены Сары также находится на территории этой мечети, недалеко от его могилы.

Пророк Исхак (мир ему): сын Ибрагима (мир ему), также был пророком и продолжил дело своего отца по распространению единобожия среди людей. Коран называет Исхака «даром» Аллаха[3]. Могилы Исхака и его жены Рифаки (пусть Аллах будет ей доволен) также находятся на территории мечети Ибрагима.

Пророк Якуб (мир ему): сын Исхака (мир ему), благородный пророк Аллаха, чье имя упоминается в Коране 16 раз. Он родился в Палестине и провел здесь большую часть жизни. В последние годы жизни он и его семья переехали в Египет по приглашению его сына Юсуфа (мир ему), там же он скончался, однако после его смерти его тело перевезли в Аль-Халиль и похоронили там, согласно его желанию. Могилы Якуба (мир ему) и его жены Леи (пусть будет доволен ей Аллах) также расположены внутри мечети Ибрагима, однако, с недавнего времени мусульмане не могут посещать ту часть мечети вследствие политической ситуации.

Пророк Юсуф (мир ему): один из сыновей Якуба (мир ему), единственный из всех его сыновей, кому было даровано пророчество. Аллах даровал Юсуфу необыкновенную красоту и возвысил его статус, так что он был самым приближенным человеком к правителю Египта. Полный и подробный рассказ о жизни Юсуфа (мир ему) содержится в суре Юсуф в Священном Коране. Согласно исламской традиции, Юсуф (мир ему) также похоронен рядом с Ибрагимом в Аль-Халиле, в средневековом замке, известном как Юсуф-Кала (Замок Юсуфа). Колодец, куда братья Юсуфа бросили его из зависти, находится в Галилее около кибуца Амиад.

Пророк Лут (мир ему): племянник пророка Ибрагима (мир ему): он переселился в Палестину вместе с Ибрагимом. Ему было приказано Всевышним отправиться к людям, которые открыто совершали мерзости и грехи. Лут (мир ему) принес им весть от Аллаха и изо всех сил старался остановить их от совершения грехов. Когда же не осталось никакой надежды на их исправление, Лут обратился к Аллаху с мольбой: «Господь мой! Спаси меня и мою семью от того, что они совершают!»[4]. Аллах спас его и его семью, велев им оставить эту местность, за исключением его жены, которая не была из числа верующих людей и не пожелала пойти с ними. 

После того, как Лут покинул это место, этих людей постигло страшное наказание от Аллаха. Считается, что областью, где обитали эти люди, была территория Мертвого моря, расположенная между Израилем и Иорданией. По приказу Аллаха ангелы подняли землю вместе с жителями высоко в небо, а потом бросили оземь. Поэтому область Мертвого моря считается самым низменным местом на Земле. Поскольку эта область является местом, на которое обрушился гнев Аллаха, исламские ученые не рекомендуют посещать ее ради развлечения и отдыха, туда можно поехать лишь ради посещения могилы пророка Лута (мир ему), расположенной в центре небольшого города под названием Бани Наим, неподалеку от Мертвого моря, в пяти милях к востоку от Аль-Халиля. Есть также святыня, посвященная Луту (мир ему) на юго-востоке Бани Наим, известное как «Макам Наби Ятин» (Святыня правдивого пророка). Местная легенда утверждает, что Лут (мир ему) молился на этом месте, и отпечатки его благословенных ног видны на скале.

Пророк Муса (мир ему): великий пророк и посланник Аллаха, также происходил из рода Ибрагима (мир ему), он упоминается в Коране 136 раз. Муса (мир ему) был благословен Аллахом с самого детства – когда он был спасен от смерти, и потом его воспитала жена фараона. Он удостоился чести общаться с Аллахом напрямую – за это он носил прозвище «Калимулла». В течение жизни он пережил множество испытаний, но остался твердым в следовании своей пророческой миссии. Аллах даровал ему Священное Писание Таурат (Тору) в качестве руководства для людей. Могила Мусы расположена в Макаме Эль-Наби Муса, которая находится в восьми милях к югу от Иерихона и в 12 милях к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне.

Пророк Юнус (мир ему): верный пророк Всевышнего из потомков Якуба. В Священном Коране он также назван «Спутник рыбы»[5], поскольку он был проглочен большой рыбой и провел много времени у нее в животе. В Коране сказано, что пророк Юнус взывал к Аллаху, находясь в животе у рыбы: «Ля иляха илля Анта, Субханака, инни кунту мина з-залимин» (Нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя, Свят Ты, поистине, я был одним из нечестивых»)[6]. Несмотря на то, что он был в такой невообразимой ситуации, Юнус (мир ему) не терял веру в Аллаха и надеялся на милосердие Аллаха, Который услышал его, и кит выбросил Юнуса (мир ему) на сушу. После этого, Юнус (мир ему) снова возвратился к своим людям, чтобы вести их к руководству Аллаха. Могила Юнуса (мир ему) расположена в трех милях к северу от Аль-Халиля. 

Пророк Дауд (мир ему): великий посланник, воин и правитель Палестины. Он был царем своего народа в течение 40 лет: 7 лет в Аль-Халиле и 33 – в Иерусалиме. Аллах наградил Дауда прекрасным голосом, которого не было ни у кого другого. Также ему была ниспослана книга Забур (Псалтирь), и когда он читал ее, все творения – люди, джинны, птицы и даже горы присоединялись к его восхвалениям Аллаха. Могила Дауда находится недалеко от Старого города в Иерусалиме, на горе Сион: правда, есть разногласие во мнениях, похоронен ли он там или это просто место, где он когда-то останавливался. Аллах знает лучше! 

Пророк Сулейман (мир ему): сын Дауда (мир ему). Был одарен многими благословениями от Аллаха, включая способность понимать язык животных и повелевать джиннами. Он также был наделен такой властью и могуществом, каких не было ни у кого после него[7]. Сулейман (мир ему) справедливо и мудро правил Палестиной, по его приказу джинны построили храм Аль-Аксу. Некоторые стены и два столба, которые были построены во время Сулеймана, все еще поддерживают Аль-Аксу, их можно видеть в подвале этой мечети. Когда Сулейман (мир ему) должен был умереть, он встал на молитву, опираясь на трость. Так он и умер, но по воле Аллаха, не падал, так что все, включая джиннов, думали, что он жив. Джинны, считая, что он следит за ними, продолжили свою работу, пока Аллах не показал всем смерть Сулеймана (мир ему). Это произошло, когда Аллах приказал, чтобы термиты подточили тростник, на который опиралось тело Сулеймана (мир ему). Место, где пророк Сулейман (мир ему) оставил этот мир, находится на территории Аль-Аксы.

Пророк Иса (мир ему): происходил из рода Дауда (мир ему); он единственный человек в истории, который родился без участия мужчины – таким образом Аллах показал людям, что Он не подчиняется каким-то естественным законам в этом мире и может управлять им по Своей воле. Аллах благословлял Ису (мир ему) на протяжении всей его жизни: начиная с того момента, когда он еще в колыбели заговорил с людьми[8], и до окончания его земной жизни, когда он был взят живым на небо[9]. Все это происходило по воле Аллаха, чтобы показать людям Его могущество. Чтобы разрушить планы врагов, которые желали убить Ису (мир ему), Аллах взял его живым на небо[10], откуда он вернется перед Судным днем, чтобы победить Даджаля и его войско[11]. Место его рождения находится в городе Бетлехем (Вифлеем), где сейчас стоит церковь Рождества; место, где он был вознесен, расположено на Элеонской (Масличной) горе, в Иерусалиме. Там расположена часовня Вознесения.

Пророк Закарийя (мир ему): происходил из рода Дауда (мир ему); был послан пророком к бану Исраиль. Он был  имамом мечети Аль-Акса. Во время богослужения он обратился к Аллаху с мольбой даровать ему праведного потомка, как об этом сказано в Священном Коране: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» («Семейство Имрана», 38). Этот очень набожный человек был опекуном святой Марьям (да будет доволен ей Аллах), матери пророка Исы (мир ему). По преданию, когда иудеи стали его преследовать он сбежал от них и спрятался в огромном дереве. Однако шайтан указал им, где укрылся пророк. Иудеи распилили это дерево вместе с ним. Тогда ему было около 100 лет. Его похоронили в городе Халеб (в Сирии), там же находится его усыпальница, и множество людей посещают эту святыню.

Пророк Яхья (мир ему), сын пророка Закарийи (мир ему). Он родился, когда Закарийя (мир ему) был уже в преклонном возрасте. Яхья (мир ему) с детства призывал людей поклоняться единому Богу — Аллаху. Все время он проводил в богослужении, пока его тело не стало очень слабым. О его смерти рассказывают следующее предание.

В то время правил царь, который очень любил красивых женщин. У него была старая жена, и он хотел жениться на другой. Его жена настаивала на том, чтобы он женился на ее дочери от другого брака. Но царь сказал, что женится на ней только с разрешения пророка Яхьи (мир ему). Яхья (мир ему) не разрешил правителю заключить такой близкородственный брак, и царь разозлился на него. Жена царя настояла на убийстве Яхьи, и по повелению царя пророку отрубили голову. Тогда ему было 75 лет. Голова его, положенная в сундук, похоронена в дамасской Омейядской (центральной) мечети, а тело – на земле Палестины. Во времена правления Валида бин Абдуль-Малика бин Марвана этот сундук был открыт, и халиф поцеловал голову Яхьи (мир ему).

Марьям (да будет доволен ей Аллах), мать пророка Исы (мир ему), чья жизнь была знамением от Аллаха людям[12]. Марьям была единственной женщиной, которая названа по имени в Коране – ей посвящена целая сура, названная по ее имени. Аллах превознес ее выше уровня любой другой женщины в мире[13]. Ее могила расположена в церкви у подножия Элеонской горы в Иерусалиме, недалеко от Аль-Аксы.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) – второй праведный халиф, один из самых знаменитых и влиятельных правителей в истории Ислама. Был одним из самых близких сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). При его правлении под власть мусульман перешел Аль-Кудс, это произошло мирным путем, без кровопролития. Люди всех вероисповеданий смогли жить в этом священном городе и исповедовать свою религию, не опасаясь преследования. Когда халиф вошел в Иерусалим, и местное духовенство показывало ему христианские святыни (в том числе т.н «храм Гроба Господня»), наступило время молитвы. Патриарх предложил халифу помолиться прямо в этой церкви, но Умар (да будет доволен им Аллах) отказался, объясняя это тем, что если мусульмане узнают, что их правитель когда-то совершал в ней намаз, то они захотят завладеть ею. Чтобы выбрать место для молитвы, Умар бросил камень за ограду церкви,  и там, где он упал, он и совершил намаз. Такой поступок халифа показал его уважительное отношение к людям других религий. Мечеть его имени находится прямо напротив христианской церкви Воскресения.

Два сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Шаддад ибн Аус и Убада ибн ас-Самита (да будет доволен ими Аллах). Они похоронены на одном из первых и старейших мусульманском кладбище в Бейтуль-Макдис. Убада был храбрым воином, который участвовал в большинстве завоеваний в этом регионе. После того, как мусульмане взяли власть над Палестиной, халиф Умар назначил Убаду первым учителем религии и судьей для палестинцев. Шаддад был одним из близких людей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он передал от него несколько хадисов. Однажды, когда он еще жил в Медине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал ему благую весть о покорении мусульманами Бейтуль-Макдис и о том, что его потомки будут там имамами[14]. Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сбылись, и Шаддад провел 69 лет своей жизни в Аль-Кудсе. 

Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), один из самых известных сподвижников Пророка (мир ему и благословение), являл собой прекрасный пример искателя истины – ему пришлось пережить множество трудностей и обойти много земель, пока он не попал в Медину, где встретился с Пророком (мир ему и благословение). Могила Салмана аль-Фариси находится в Аль-Кудсе, на вершине Масличной горы в небольшой мечети. Правда, есть разногласие во мнениях – находится ли здесь его могила, или он лишь останавливался в этом месте. Аллах знает лучше.

Рабия аль-Басрия (Рабия аль-Адавия), да помилует ее Аллах, праведная женщина, которая посвятила всю жизнь служению Аллаху. Она была ученицей шейха Хасана-аль-Басри (да помилует его Аллах). По мнению некоторых историков, Рабия аль-Басрия похоронена внутри часовни Вознесения в Аль-Кудсе. Это то место, где пророк Иса (мир ему) вознесся на небеса.

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был связан с землей  Палестины как никто другой. Достаточно упомянуть такое важное событие в исламской истории, как аль-исра валь-мирадж (ночное путешествие и вознесение), когда наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим, где он возглавил молитву других пророков на территории мечети Аль-Акса, и оттуда же он вознесся на небеса, где удостоился беседы с Аллахом.

Пусть Аллах даст всем нам возможность посетить прекрасную и благословенную землю Палестины, по крайней мере, один раз в нашей жизни. Амин!

__________________

صحيح البخاري، باب من أحب الدفن في الأرض المقدسة أو نحوها [1]

[2] Коран, 4:125

[3] Коран, 6:84; 19:49-50

[4] Коран, 26:169

[5] Коран, 68:48

[6] Коран, 21:87

[7] Коран, 38:35

[8] Коран, 3:46 и 19:30-33

[9] Коран, 3:49

[10] Коран, 4:157-158

صحيح مسلم، باب فِى خُرُوجِ الدَّجَّالِ وَمُكْثِهِ فِى الأَرْضِ وَنُزُولِ عِيسَى وَقَتْلِهِ إِيَّاهُ [11]

[12] Коран, 23:50

[13] Коран, 3:42

المعجم الكبير للطبراني، ح/٧٠١٦، يَعْلَى بن شَدَّادِ بن أَوْسٍ عَنْ أَبِيهِ [14]

Продолжение

История и современность

О «золотом веке» исламских наук в Улусе Джучи

Процесс становления Ислама в Улусе Джучи растянулся более чем на полстолетия

Опубликовано

Александр Степанченко

Процесс становления Ислама в Улусе Джучи растянулся более чем на полстолетия. Со времен хана Берке немало ученых из мусульманских стран приезжают в Золотую Орду с целью распространения религиозного знания. Сам Берке принял Ислам от шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, известного мистика и богослова.

Но Берке не стремился навязать Ислам силой. Значительная часть населения оказалась не готова к исламизации, продолжая придерживаться традиционных верований древних тюрок. Лишь с приходом к власти хана Узбека, Ислам завоевывает господствующие позиции. В сочинении «Шаджарат аль-атрак» (Родословие тюрков) об этом говорится следующее:

«После восшествия на ханский престол, до истечения 8 лет, он (Узбек) проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12.II.1320—30.I.1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять Ислам».

Мы видим, что, как и в случае с ханом Берке, процесс исламизации в период правления Узбека также проходил под руководством мусульманских ученых. Сохранилось несколько имен ученых, которые внесли наибольший вклад в становление Ислама в золотоордынском государстве. Среди них особое место занимает Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

Известно, что он родился в 1259 году в городе Ургенч (Хорезм). По сообщению арабского историка Эннувейри, еще в молодости Эльхарезми покинул отчий дом, отправившись в путешествие по странам мусульманского Востока. Во время своих странствий он занимался изучением логики, диалектики и медицины. Вероятно, в это же время, Эльхарезми изучал также и исламское богословие, т.к. позднее он получил титул имама.

В 1301 году Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм, где стал приближенным наместника Золотой Орды Мелик-Тимура. Благодаря полученным знаниям, Эльхарезми становится одним из самых известных ученых своего времени. О нем стало известно при дворе хана Тохты. Ала-эд-Дин Энноман был приглашен в столицу Улуса Джучи – Сарай, став одним из доверенных лиц хана. В 1312 году Тохта умирает. Среди его наследников начинается борьба за престол.

В этой борьбе Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми активно поддерживает царевича Узбека, о котором восторженно писал современник: «юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец». С приходом к власти Узбека, Эльхарезми становится его ближайшим сподвижником, выполняющим важные дипломатические поручения, в том числе на Ближнем Востоке, в Египте. Благодаря влиянию целой группы мусульманских ученых, работавших в Сарае, Узбек приходит к мысли о необходимости сделать Ислам государственной религией.

Согласно сообщению арабского историка Ибн-ад-Давадари, среди тех, кто повлиял на хана Узбека, упоминается некий кади по имени Нур. По словам ад-Давадари, «именно этот ал-кади подарил Исламу царя Узбека». Еще одно имя, продолжительное время находившееся в забвении – Мухаммад ибн Мухаммад ар-Рази, более известный как ат-Тахтани.

Мусульманский ученый и историк Аль-Джаннаби в своем сочинении «Тухфат ал-ариб ва-хадийат ал-адиб» отмечает, что во времена правления хана Узбека, а затем и хана Джанибека, ат-Тахтани был в числе других улемов, которые содействовали превращению столицы Золотой Орды в «сосредоточие наук». Здесь, в первую очередь, речь идет об исламских науках.

Арабский историк и правовед Ас-Субки, лично знакомый с ат-Тахтани, так описал свои впечатления от этого знакомства:

По словам ас-Субки , ат-Тахтани — «выдающийся имам в рационалистических науках, чье имя прославилось, его слава дошла до далеких стран. Он прибыл в Дамаск…мы подискутировали с ним и нашли его имамом в логике и философии, знатоком в толковании Корана, имеющим общие знания, сверкающим догадливостью. И у него имеются глоссы на «ал-Кашшаф», комментарий на “аш-Шамсийя” по логике».

«Золотой век» мира и благоденствия в Улусе Джучи продолжался весь период правления Узбек-хана и Джанибек-хана (1313−1357). После их смерти наступил период смуты и войн. На протяжении нескольких десятилетий на территории от Дуная до Волги шли ожесточенные сражения за власть. За этот период в Орде поменялось несколько десятков ханов. Некоторые из них правили всего несколько месяцев.

Выдающиеся ученые стали покидать неспокойный Сарай. Они уезжали в Дамаск, Каир, Багдад и другие центры исламской цивилизации. Там они продолжали свою работу в более спокойной атмосфере. Золотая Орда так и не смогла оправиться от затяжного кризиса. Это стало причиной усиления центробежных тенденций в государстве.

Крым и Северное Причерноморье стали новыми политическими, экономическими и военными центрами. Именно здесь в XV веке сформировалось новое тюркское государство – Крымское ханство, ставшее правопреемницей Золотой Орды, в том числе в области культуры, науки и искусства.

Продолжение

трендовые темы