СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

ЙАЗИД I ИБН МУАВИЯ (60/680-64/684)

Опубликовано

Правление Муавии ибн Абу Суфьяна ознаменовалось изменением государственного строя Халифата: вместо созыва совета, обсуждения и утверждения очередного кандидата в правители он передал власть по наследству своему сыну Йазиду. Столицей Халифата стал Дамаск, обстановка в котором была стабильной. Сирия играла важную роль в государстве в связи с тем, что располагалась вблизи от его основных центров, и оттуда халифу было удобно управлять провинциями. Кроме того, сирийцы поддерживали Омейядов.

Еще в 50 г. х. Муавия вынес на повестку дня вопрос о признании Йазида своим наследником и добился того, что население Сирии присягнуло ему на верность. После этого в 51 г. он поручил наместнику Медины Марвану добиться присяги Йазиду от населения Медины, чтобы тот мог заменить Муавию в случае смерти последнего. Поддержка кандидата в халифы этим городом имела важнейшее значение, так как там проживали многие сподвижники Пророка и их потомки. Часть населения Медины присягнула находившемуся в то время в Дамаске Йазиду, однако многие влиятельные люди, в числе которых были аль-Хусайн ибн Али, Абдуррахман ибн Абу Бакр, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн аз-Зубайр и Абдулла ибн Аббас, от присяги отказались.

Заручиться поддержкой других провинций, например, Египта и Ирака, оказалось гораздо легче – для этого Муавии было достаточно получить поддержку наместников этих провинций.

Йазид был еще молод и не имел опыта государственной деятельности. Он с ранних лет рос во дворце. Позднее Муавия решил приобщить его к службе, дать возможность приобрести жизненный опыт и отправил его на войну против Византии, но Йазид так и не сумел проявить себя в сражениях.

После смерти Муавии Йазид уже заручился поддержкой значительной части общественности и считался законным халифом. Отказ от присяги нескольких влиятельных лиц из Медины не означал незаконности его правления[1]: тому был прецедент – часть сподвижников Пророка отказалась присягнуть халифу Али, однако это вовсе не означало того, что правление Али было незаконным или непризнанным. Однако Йазид стремился к полному и безоговорочному признанию своей власти всеми жителями Медины, в особенности одним из самых влиятельных людей Халифата – аль-Хусайном, внуком Пророка и сыном Али. И для халифа, и для всего общества предпочтительным было избегать какого-либо давления; но Йазид решился на такой шаг, очевидно, пытаясь упрочить стабильность в государстве. Возможно, он опасался антигосударственных выступлений; но в любом случае подобные меры были ошибкой и свидетельствовали о политической недальновидности молодого халифа. Дальнейшие события привели к обострению обстановки.

Сразу после смерти отца Йазид отправил письмо наместнику Медины аль-Валиду ибн Укбе ибн Абу Суфьяну, чтобы тот принудил к присяге аль-Хусайна ибн Али, Абдуллу ибн Умара и Абдуллу ибн аз-Зубайра. Аль-Валид вызвал к себе этих людей и передал им послание Йазида, и они пообещали прийти на присягу халифу вместе со всеми мединцами. Аль-Валид остался доволен этим разговором и отпустил их; но после этого Абдулла ибн аз-Зубайр, а затем и аль-Хусайн уехали из Медины в Мекку. Абдулла ибн Умар и Абдулла ибн Аббас присягнули на верность Йазиду вместе со всеми мединцами. Необходимо отметить, что многие мединцы не желали присягать Йазиду, но вынуждены были пойти на это под сильным давлением, опасаясь раскола и смуты; такая же ситуация сложилась в Куфе и Мекке, где воцарение Йазида было встречено неодобрительно. Позже туда из Медины были посланы войска, однако Абдулла ибн аз-Зубайр одержал над ними победу.

В это время к аль-Хусайну стали приезжать посланцы из Куфы, уговаривавшие его приехать к ним. Он получал от куфийцев много писем, свидетельствовавших, что те готовы присягнуть ему и выступить против наместника халифа в Куфе. Многие старейшины, в том числе Мухаммад ибн аль-Ханафиййа, Умар ибн Абдуррахман ибн аль-Харис, Абдулла ибн Аббас, Амр ибн Сайд ибн аль-Ас, Абдулла ибн аз-Зубайр, отговаривали аль-Хусайна ибн Али от этой поездки, объясняя ему бесперспективность и опасность этого шага, однако тот не прислушался к их словам и отправился в Куфу, где погиб 10 мухаррама 61 г. х. при столкновении с отрядом наместника Куфы Убайдуллы ибн Зийада. Он был обезглавлен, а его голова в сопровождении членов семьи аль-Хусайна была отправлена в Дамаск халифу Йазиду, который с почестями принял посланцев и публично выразил свою скорбь и сожаление по поводу этой трагической истории.

Как только известие о гибели аль-Хусайна дошло до Хиджаза, Абдулла ибн аз-Зубайр выразил свое неповиновение халифу Йазиду и призвал народ присягнуть ему самому. Это привело к тому, что халиф отозвал наместника этой провинции Амра ибн Сайда ибн аль-Аса и назначил на эту должность аль-Валида ибн Утбу ибн Абу Суфьяна.

В то время в Медине начали распространяться слухи, настраивавшие население против Йазида, и он срочно послал туда Нумана ибн Башира с приказом разъяснить жителям позицию халифа и призвать их к повиновению. Однако это не дало никакого результата — мединцы отказались признать Йазида своим халифом; более того, они присягнули на верность Абдулле ибн Ханзале аль-Гаси и выступили против наместника Усмана ибн Мухаммада ибн Абу Суфьяна. Затем они окружили принадлежавшие Марвану ибн Хакаму дома, в которых проживали около тысячи сторонников Омейядов.

В ответ на это халиф Йазид отправил в Медину войска под командованием Муслима ибн Укбы аль-Мирри. Тот окружил город и потребовал в течение трех дней покориться государственной власти и признать правление Йазида, однако мединцы решили сразиться с армией халифа. Восстание возглавили Абдулла ибн Ханзала аль-Гаси аль-Ансари, Абдулла ибн Мути, Мукиль ибн Санан и племянник Абдуррахмана ибн Аува Абдуррахман ибн аз-Зубайр ибн Ауф аз-Зухри. В месяце зуль хиджа 63 г. х. командующий армией Муслим отдал приказ атаковать город с востока, со стороны Харры. В сражениях на улицах города погибло много известных и уважаемых людей.

После подавления восстания Муслим ибн Укба пошел на Мекку, оставив в Медине Руха ибн Занбу. По пути он скончался, и командование войсками по приказу халифа Йазида принял аль-Хусайн ибн Нумейр ас-Сукуни. В это время население Мекки и всего Хиджаза присягнуло Абдулле ибн аз-Зубайру и признало его власть. Абдулла ибн аз-Зубайр выступил против войск Йазида. Сражения продолжались с мухаррама по сафар 64 г. х. В разгар событий в месяце раби аль-авваль была обстреляна из катапульт Кааба, что повлекло за собой значительные разрушения строения. После этого Абдулла ибн аз-Зубайр отрестав-рировал Каабу и, руководствуясь наставлениями Пророка Мухаммада, сделал значительные изменения в комплексе храма. В это время до воюющих сторон дошло известие о смерти халифа Йазида.

Трагедия в Кербеле

После смерти халифа Муавии в 60 г. х. сирийцы сразу признали халифом его сына Йазида ибн Муавию[2]. Сообщается, что сразу после этого Йазид решил обезопасить себя от тех, кто потенциально мог составить оппозицию его правлению. Одним из таких людей был аль-Хусайн ибн Али, внук Пророка Мухаммада и сын праведного халифа Али от Фатимы, который в то время жил в Медине. Согласно аль-Балазури и ат-Табари[3], он отправил письмо наместнику Медины аль-Валиду ибн Утбе ибн Абу Суфья-ну с приказом любыми средствами добиться присяги на верность от аль-Хусайна ибн Али; в противном случае было ведено убить его до распространения известия о смерти Муавии, чтобы он не мог претендовать на власть. Аль-Валид решил посоветоваться с Марваном ибн Хакамом, и тот посоветовал вызвать аль-Хусайна под каким-нибудь предлогом и получить от него присягу Йазиду.

Получив приглашение, аль-Хусайн явился к аль-Валиду. Тот прочитал ему письмо Йазида, и аль-Хусайн ответил, что не может присягнуть втайне от народа. Он попросил аль-Валида, чтобы тот позвал его еще раз, когда он призовет к присяге весь народ. Аль-Валид был справедливым человеком и согласился, но присутствовавший на этой встрече Марван счел его действия неверными и призвал его схватить аль-Хусайна и добиться от него присяги новому халифу. Между Марваном и аль-Хусайном произошла ссора, однако аль-Валид отпустил аль-Хусайна.

Марван выразил ему свое негодование, однако тот сказал, что никогда не осмелится пролить кровь внука Пророка. Фактически он проигнорировал приказ Йазида, и аль-Хусайн со своей семьей смог уехать в Мекку.

В это время в иракском городе Куфа сформировалась проалидская (настроенная в пользу Алидов) оппозиция, которая пригласила в город аль-Хусайна. В письмах, отправленных в Мекку, они обещали повиноваться ему, присягнуть ему на верность и даже изгнать наместника Куфы. Подобное же предложение поступило и со стороны проалидской общины Басры.

В послании к басрийцам аль-Хусайн выразил солидарность в борьбе с ересью и стремлением вернуться на путь Пророка, а в Куфу отправил своего представителя Муслима ибн Акила с поручением изучить обстановку и оценить целесообразность приезда в город.

Тем временем халиф Йазид сместил наместника Куфы Нумана ибн Башира, отличавшегося чрезмерной мягкостью, и назначил на эту должность наместника Басры Ибн Зийада который был известен особой жестокостью. Уезжая в Куфу, тот оставил в Басре вместо себя своего брата Усмана ибн Зийада и пригрозил жителям смертью в случае их неповиновения.

По прибытии в Куфу Ибн Зийад отправился в мечеть и, собрав там подданных, от имени халифа Йазида пообещал оделить их материальными благами, но в случае неповиновения он угрожал массовыми репрессиями. Муслим ибн Акил понял, что ему грозит опасность, и тайно переехал из дома Мухтара, где он до этого находился, в дом Хани ибн Урвы, но продолжал принимать присягу куфийцев аль-Хусайну. К тому времени аль-Хусайну присягнули 18 000 жителей города. Он сообщил об этом аль-Хусайну и посоветовал тому присоединиться к его сторонникам.

У заговорщиков была возможность физически устранить Ибн Зийада в доме Хани ибн Урвы. Дело в том, что Муслим привел из Басры одного из сторонников семьи Пророка Шарика ибн Авара, который тоже поселился у Хани ибн Урвы, но внезапно тяжело заболел, и Ибн Зийад приехал навестить его. Шарик ибн Авар посоветовал Муслиму ибн Акилу воспользоваться этим и убить Ибн Зийада, однако Муслим отказался, ссылаясь на невозможность такого шага в доме Хани ибн Урвы и, кроме того, вспомнив хадис Пророка, который запрещал устраивать заговоры.

Тем временем Ибн Зийад через своих шпионов узнал о том, где скрывается Муслим ибн Акил. Он вызвал к себе хозяина дома Хани ибн Урву, подверг его пыткам и приказал отрубить ему голову.

Узнав об этом, Муслим призвал своих сторонников, присягнувших на верность аль-Хусайну ибн Али, выступить против наместника халифа. Ему удалось собрать отряд, который двинулся к резиденции Ибн Зийада. Осада продолжалась весь день, однако с наступлением ночи с Муслимом не осталось ни одного человека – его сторонники испугались и разошлись по домам. Муслим нашел убежище в доме одной женщины, однако ее сын выдал Ибн Зийаду его местонахождение; он был схвачен, а затем казнен. Перед смертью он смог отправить аль-Хусайну ибн Али письмо, в котором сообщил о предательстве и трусости его сторонников и настоятельно советовал воздержаться от приезда в Куфу. Однако это письмо дошло до аль-Хусайна ибн Али лишь по пути в Куфу, в местечке Зубала, поскольку, несмотря на многочисленные уговоры его доброжелателей, он выехал в Ирак сразу после получения первого письма Муслима.

Тем временем Ибн Зийад доложил о положении дел в Куфе халифу Йазиду ибн Муавии. В ответном письме халиф похвалил наместника за решительные действия и предупредил о том, что в Куфу скоро должен прибыть сам аль-Хусайн ибн Али. Ибн Зийаду было поручено выставить на дорогах военные посты и заслать в лагерь внука Пророка шпионов, чтобы контролировать все его перемещения; но при этом Йазид приказал Ибн Зийаду придерживаться инструкций и не применять насилия, если только противная сторона первой не перейдет к агрессивным действиям. В заключение халиф обязал наместника ежедневно оповещать его о состоянии дел в Куфе. О скором приезде аль-Хусайна в Куфу Ибн Зийада оповестили также Марван и наместник Мекки Амр ибн Сайд, который рекомендовал ему пленить внука Пророка, а затем отпустить его на свободу.

По мере продвижения аль-Хусайна и его сторонников к Куфе они получали тревожные известия, и многие люди стали уговаривать внука Пророка вернуться. Сын аль-Хусайна Али аль-Акбар также пытался уговорить отца не продолжать путь, однако сыновья убитого Ибн Зийадом Муслима ибн Акила, настаивавшие на продолжении начатого дела, категорически выступили против самой мысли о возвращении.

Получив последнее письмо Муслима, аль-Хусайн понял, что помощи ему ждать неоткуда – куфийцы предали и обманули его. Тогда он обратился к своим спутникам и, объяснив всю сложность ситуации, предложил им самим выбрать, останутся они с ним или же покинут его. Многие из его отряда расстались с ним.

Когда аль-Хусайн с оставшимися сторонниками достиг местечка Акик, Ибн Зийад отправил к нему отряд из 1000 всадников во главе с Хурром ибн Йазидом ат-Тамими. Этот отряд должен был сопровождать аль-Хусайна до Куфы и передать его в руки наместника. Аль-Хусайн решил вернуться в Хиджаз, однако Хурр ибн Йазид не позволил сделать это, хотя и заявил, что ему ведено сопровождать отряд аль-Хусайна, не прибегая к насилию. Фактически с этого момента аль-Хусайн и его сторонники стали пленниками.

Когда отряд достиг местечка Кербела, Хурр ибн Йазид получил от Ибн Зийада распоряжение отвести аль-Хусайна и его спутников в безводную и голую степь. Таким местом и оказалась Кербела, куда отряд аль-Хусайна вошел в начале мухаррама 61 г. х. Немного позже сюда подошел 4000-ный отряд, посланный Ибн Зийадом и возглавляемый Умаром ибн Саадом ибн Абу Ваккасом. Поначалу он не хотел идти на конфронтацию с аль-Хусайном ибн Али. Умар ибн Саад сразу послал своего человека Курру ибн Суфьяна к аль-Хусайну с поручением выяснить, зачем тот прибыл в Куфу. Аль-Хусайн ответил, что он собирался приехать к куфийцам по их приглашению, однако позднее до него дошла весть о том, что те отказались следовать за ним, и передал Курре, что собрался вернуться в Хизжаз, однако этому воспрепятствовал Хурр ибн Йазид. Он передал Умару ибн Сааду просьбу отпустить их, чтобы они тотчас вернулись обратно. Узнав об этом, Умар обрадовался, так как он не желал противостояния (по другим источникам, аль-Хусайн передал Умару, что он готов либо поехать на войну с внешними врагами Халифата, либо лично встретиться с Йазидом, либо вернуться в Медину).

Все предложения аль-Хусайна Умар ибн Саад передал в письменном виде Ибн Зийаду. Тот тоже склонялся к тому, чтобы отпустить аль-Хусайна, но один из его приближенных, Шамир ибн Зильджаушан, настоял, чтобы он не делал этого, пока аль-Хусайн не присягнет халифу Йазиду. Ибн Зийад согласился и поручил Умару ибн Сааду сразиться с аль-Хусайном, если тот откажется от присяги, приказав Шамиру ибн Зильджаушану убить Умара и самому стать во главе войска, если тот не выполнит приказ.

Аль-Хусайн отказался признать условия Ибн Зийада и предпочел смерть. Узнав об этом, Ибн Зийад, раздавая награды, привлек на свою сторону население Куфы и распорядился послать жителей против отряда внука Пророка. Таким образом, сторонники аль-Хусайна в Куфе окончательно предали его и выступили против него.

За три дня до трагической гибели аль-Хусайна Ибн Зийад приказал Умару ибн Сааду лишить лагерь плененного противника воды. Спустя некоторое время он написал ему еще одно письмо с требованием решительных действий против внука Пророка. До этого Умар не решался выступить против аль-Хусайна, однако на этот раз он двинул свои войска в наступление. Это случилось вечером 9 мухаррама 61 г. х. Аль-Хусайн попросил отложить сражение до утра, мотивируя это тем, что за ночь он еще раз обдумает условия Ибн Зийада; он предложил оставшимся с ним сторонникам покинуть его и спастись под покровом ночи, однако те отказались.

С наступлением рассвета стороны выстроились в боевые порядки, однако силы были неравными — на стороне аль-Хусайна оставались лишь несколько десятков человек. Перед битвой аль-Хусайн обратился к противостоявшим ему куфийцам с призывом опомниться и не забывать, что перед ними внук Пророка, которого они почитают. Он напомнил им о хадисах Пророка относительно его пребывания в раю, призвал не брать на душу грех за его убийство и отпустить его, однако его речь не возымела действия, и куфийцы наотрез отказались отпускать его. Только тридцать человек перешли на сторону аль-Хусайна, среди них и Хурр ибн Йазид, который раскаялся, попросил у аль-Хусайна прощения и получил его.

В самом начале сражения стрела, пущенная в аль-Хусайна, поразила его трехлетнего сына. В бою также погибли его второй сын Али аль-Акбар и его брат Аббас ибн Али. В живых остались только два его сына: Али аль-Ас-гар, которого пощадил Умар ибн Саад, и малолетний Умар. Один за другим погибали сторонники аль-Хусайна, и сам он был ранен. В конце концов он был окружен куфийцами со всех сторон. Убийцей аль-Хусайна стал Синаи ибн Аус, а его голову отрезал Шибл ибн Йазид. Аль-Хусайну было 57 лет.

Из отряда аль-Хусайна погибли 72 человека, из которых 23 были его родственниками. Со стороны куфийцев погибло 88 человек, и столько же было ранено.

Куфийцы отрезали головы всем погибшим, подняли их на копья и отправили в Куфу. Голова аль-Хусайна была отправлена Ибн Зийаду, а затем – халифу Йазиду.

Узнав о смерти Хусайна и его приближенных, халиф Йазид выразил сожаление. Он сказал, что те, кто прибег к насилию, поторопились сделать это, и распорядился объявить трехдневный траур.

_________

[1] См.: Аль-Фикх аль-Манхаджи аля Мазхаб аль-Имам аш-Шафии. Стамбул, 1994, С. 359-360.

[2] См.: Ад-Ад-Динавари. Китаб уль-Ахбар. Каир, 1960. С. 227.

[13] Весь данный раздел основан на сообщениях мусульманских историков:- Ибн Кутайба. Аль-Имама ва ас-Сийаа. Каир, 1967. Т. 1; аль-Балазури. Ансаб аль-Анвар; ат-Табари. Ат-Тарих.

 

Айдын Али-задэ

 

 

В МИРЕ

Прошло 75 лет со дня депортации турок-ахыска

Опубликовано

Депортация турок-ахыска стала частью политики по очистке Черноморского региона от этнических турок

 

Прошло 75 лет со дня депортации по приказу Сталина турок-ахыска с исторических земель в Грузии.

Месхетия, родина турок-ахыска на территории нынешней Грузии, расположенная в 15 километрах от турецкой провинции Ардахан, до 1892 года входила в состав Османского государства.

После подписания Эдирнского договора Месхетия вошла в состав царской России, что стало началом многолетней политики насилия в отношении турок-ахыска.

В ноябре 1944 года по приказу Сталина в Центральную Азию депортировали 86 тысяч турок-ахыска. 17 тысяч из них погибли, остальные осели в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

После развала СССР выяснилось, что депортация турок-ахыска стала частью политики по очистке Черноморского региона от этнических турок.

Сегодня в Казахстане, России, Азербайджане, Кыргызстане, Узбекистане, Турции, Грузии, США и Украине проживает до 500 тысяч турок-ахыска.

Мировое сообщество до сих пор не отреагировало должным образом на депортацию турок-ахыска. Депортация является геноцидом и преступлением против человечности, однако мировое сообщество хранит молчание по этому вопросу.

Несмотря на все трудности, турки-ахыска не отказались от своего тюркского происхождения. Они никогда не переставали любить Турцию. Все турки-ахыска мечтают однажды переселиться на родину, в Турцию.

По прошествии 75 лет после депортации турки-ахыска хотят жить на своей родине. Турки-ахыска смогли снова встать на ноги. Они трижды подвергались депортации на протяжении 100 лет.

Турция оказывает поддержку туркам-ахыска. По поручению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с 25 декабря 2015 года на ПМЖ из Украины в Турцию прибыло сотни семей турок-ахыска. Прибывшие размещены в новых городках в провинции Эрзинджан.

 

Продолжение

История и современность

Освободитель Кудса Юсуф ибн Айюб Салах ад-Дин

Опубликовано

Один из замечательнейших деятелей исламской истории – завоеватель Кудса – Иерусалима Юсуф ибн Айюб Салах ад-Дин.  Во время третьего крестового похода он  защитил от крестоносцев крепости и порт на восточном берегу Средиземноморья и взял Кудс – Иерусалим.

Юсуф ибн Айюб Салах ад-Дин – правитель, который установил справедливость и прочный мир в Иерусалиме, где могли жить вместе христиане, иудеи и мусульмане.  Салах ад-Дин своей справедливой и мирной политикой завоевал уважение и любовь не только в тюркском и исламском, но и во всем мире.

Салах ад-Дин – завоеватель Иерусалима и мечети аль-Акса, о которой есть упоминание в Коране. Турецкий поэт Мехмет Акиф  сказал о нем, что это «любимый правитель Востока».

Салах ад-Дин родился в 1138 году в Тикрите (Месопотамия, север Ирака).  Его отец Айюб в период Сельджуков был могучим атабеем Имада ад-Дин Занги и командиром крепости Баальбек. В детстве и молодости Салах ад-Дин получил специальное образование и подготовку, пока его отец управлял городом Баальбек. Позже Имад ад-Дин Занги назначил его отца правителем Дамаска, и тут Салах ад-Дин провел самые плодотворные годы обучения. Здесь у него начал проявляться большой интерес к науке. В то же время он принимал участие в походах вместе с отцом и набрался опыта в политике и военном деле.

Салах ад-Дин, отвоевав у армии крестоносцев Кудс – Иерусалим и мечеть аль-Аксу, приобрел еще больший военный опыт и, несмотря на свою тягу к наукам, вынужден был заняться политикой, взяв на себя ответственность за завоеванный город.

Впервые в роли государственного деятеля Салах ад- Дин проявил себя на службе при   эмире Дамаска – его дяди Асад ад-Дин Ширкуха. А в 1164 году армия Ширкуха выступила с походом в Египет. Салах ад-Дин в возрасте 26 лет отправился вместе с ним. В борьбе дяди за престол Египта Салах ад-Дин сыграл заметную роль.

После первого похода в Египет Салах ад-Дин был направлен управлять Дамаском. Во время последующих походов в Египет была завоевана Александрия.  Объединенные войска короля Иерусалима Амори I и фатимидского визиря Шафера делали несколько попыток разбить армию Салах ад-Дина, но походы не увенчались успехом.

В 1168 году по приказу Нура ад-Дин Махмуда Занги войска Салах ад- Дина и фатимидов объединились, тогда король Иерусалима Амори I обратился к европейским монархам за помощью.  Войско крестоносцев завоевало Думьят и Газу в Палестине.

В 1169 году дядя Салах ад-Дина Асад ад-Дин Ширкух казнил визиря фатимидского халифата Шавера и сам стал визирем Египта, но вскоре скончался от сердечного приступа, а на его место пришел 32-летний Салах ад-Дин.

В армию Салах ад-Дина входили войска кыпчакских мамлюков, отряды воинов с Анатолии, Ирака, Сирии, 50 тыс. египтян, суданцы. Войско армянских лучников подняли восстание против Салах ад-Дина. Один из отрядов местных египетских поддержал армянское восстание. Это  стало самым большим и серьезным заговором против Салах ад-Дина. Однако народ Египта любил и уважал Юсуфа ибн Айюба Салах ад-Дина, с его приходом к власти в государстве воцарился мир и благополучие. Он обладал мягким нравом и спокойным характером.

Салах ад-Дин, изгнав крестоносцев из Египта, начал объединять свое войско и готовиться к походу по освобождению Палестины и Иерусалима от европейских захватчиков.  Юсуф ибн Айюб терпеливо трудился, чтобы установить мир и благополучие в Египте и на восточном побережье Средиземноморья. Он сумел отразить множество покушений и избежать множество ловушек.

В 1187 году в битве при Хаттине Салах ад-Дин разбил войска крестоносцев, взял в плен короля Иерусалима и многих других руководителей крестоносцев, а 2 октября захватил Кудс – Иерусалим.

Он установил в Кудсе – Иерусалиме справедливое правление. Салах ад-Дин до самой своей смерти был правителем Кудса – Иерусалима, Дамаска и Алеппо. Большое внимание он уделял строительству и архитектуре. Последние свои дни жил в Дамаске. В 1193 году великий полководец заболел желтой лихорадкой и умер. Его усыпальница находится в Дамаске.

 

 

Продолжение

История и современность

2 октября 1187 года султан Салах ад-Дин освободил Кудс от оккупации крестоносцев

Опубликовано

2 октября 1187 года основатель династии Айюбидов султан Египта и Сирии Салах ад-Дин освободил Кудс – Иерусалим, положив конец 88-летней оккупации крестоносцев.

Великий правитель Салах ал-Дин, Курд по происхождению, отразил Третий крестовый поход, который был организован при участии выдающихся рыцарей того периода и объединил исламский мир.

Борьба с крестоносцами стала самым известным фактом биографии Саладина.

В истории Востока Салах ал-Дин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы и который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Салах ад-Дин — это лякаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Установивший господство в Египте, Сирии, Хиджазе, Йемене и Палестине Салах ад-Дин умер в 1193 году в Дамаске.

Продолжение

трендовые темы