СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Имам Шамиль

Опубликовано

Лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи (Кавказская война), третий имам Имамата Нагорного Дагестана и Чечни. В 1859 году был осажден в Гунибе и 7 сентября (по новому стилю) сдался в плен.

Детство и юность Шамиля

Родился в аварском селении Гимры (Генуб) Койсубулинского общества примерно в 1797 году (по другим сведениям примерно в 1799 году). Отец – аварский уздень (представитель благородного сословия) Денгау Мохаммед, мать – из боковой ветви казикумухского правящего рода. При рождении получил имя Али. Чтобы избежать несчастливой судьбы, дед дал болезненному ребенку другое имя – Самуил, которое на Кавказе звучит как “Шамиль”. И Шамиль вырос крепким и здоровым юношей. Позднее сам Шамиль говорил, что в этом следовал пророку Мохаммеду, который дважды менял свое имя.

С детских лет Шамиль дружил с первым имамом Гази-Мохаммедом ибн Исмаилом аль-Джимрави аль-Дагестани (часто встречается русское написание его имени – Кази-мулла, Гази Мухаммед, Гази Магомед), эта дружба сохранилась до самой смерти Гази Мухаммеда. Шамиль учился у Саида аль-Харакани, потом у шейха аль-Саида Джамала аль-Дина, который ввел его в накшбандийское братство, а шейх Мохаммед аль-Яраги посвятил его в халифы.

В 1828 или 1829 году Гази Мухаммед был избран первым имамом и объявил газзават (священную войну) против России. Шамиль присоединился к нему и принимал участие в боях с русскими войсками.

В 1832 году Гази Мухаммед и Шамиль были осаждены русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Гази Мухаммед погиб, а Шамиль, хотя и сильно израненный, сумел пробиться и спастись.

Вторым имамом после Гази Мухаммеда стал Гамзат-бека ибн Али Искандер-бека аль-Гуцали (Гамзат-бек).

Шамиль оставался активным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама 1.

Шамиль во главе Имамата Чечни и Дагестана

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти2.

В 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау захватил резиденцию Шамиля – аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан, где укрепив свою власть среди горцев, возобновил борьбу.

В 1837 году, потерпев очередное поражение, Шамиль заключил перемирие и выдал заложников, но через год снова поднял восстание и добился больших успехов, несмотря на превосходство сил противника. В это время начались народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане, что сыграло на руку Шамилю.

За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии. К 1835 году он усилился настолько, что осадил в Хунзахе правителя Аварии Аслан-хана Казикумухского.

Экспедиция, посланная против Шамиля в 1839 году под руководством генерала П.Х. Граббе, осадила его в крепости на горе Ахульго. В ходе ожесточенного штурма 21 августа 1839 года с младенцем на руках погибла жена Шамиля Джавгарат. Убит был его дядя Бартыхан, а сестра имама Патимат бросилась в пропасть. Имам Шамиль с небольшим отрядом мюридов пробился сквозь ряды осаждающих и скрылся в горах Аварии.

В 1840 году Шамиль возобновил военные действия в Чечне, где к тому времени вспыхнуло восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года Шамиль контролировал всю Чечню.

Весной 1842 года генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском селении Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил. Головина на посту командующего Отдельным Кавказским корпусом сменил генерал-адъютант А.И. Нейдгарт.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Реформы имама Шамиля

Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата – теократического государства, базирующегося на принципах шариата.

В 1842 году из приближенных Шамиля был создан совет (диван) для решения политических, административных, религиозных и судебных обязанностей. В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал жалобщиков.

В 1842-1847 годах был принят свод правовых положений Шамиля под общим названием “Низам” (Порядок).
Сборник состоял из постановлений и правил, соответствующих требованиям шариата и дополнявших его положения с учетом тех или иных конкретных обстоятельств. В низамах рассматривались вопросы женитьбы и наследства, торговли и мены, денежные штрафы за драки и поножовщину, положения об общественной казне и содержании административных лиц и т.п. Введен запрет на народные увеселения. Запрещен был обычай кровной мести (канлы) и умыкания невест и даже выкуп за неё.

Правовая реформа (низам) Шамиля, как и другие мероприятия, проводившиеся в имамате в условиях бесконечных войн, не могла быть последовательной и окончательной. Положения мусульманского права сочетаются в ней с некоторыми нормами традиционных законов горцев – адата. В наибствах по законам низама судили с учетом местного обычного права.

Важным последствием 25-летнего правления Шамиля стало также распространение в Чечне и Дагестане суфийских тарикатов, которые до сих пор оказывают большое влияние на повседневную жизнь этих народов.

Шамиль оставил в неприкосновенности основу горского общества – традиционную общину. Именно сельская община (джамаат) стала социальной опорой государства Шамиля.

Под руководством Шамиля в имамате сложился эффективный административный аппарат, состоящий из наибов и мюридов. В обязанности наибов входило управление наибством, сбор налогов, набор рекрутов, наблюдение за исполнением законов шариата. При наибах находились муфтии, которые руководили деятельностью судей (кадиев), толковали мусульманские законы и решали спорные дела. Первоначально каждый наиб имел право назначать и смещать муфтиев и кадиев, а также судить и казнить жителей наибства. Приговор о смертной казни обязательно утверждал сам имам. Наибские мюриды, в отличие от мюридов тарикатских, были помощниками наибов (своего рода “наибской гвардией”). За свою службу мюрид получал все необходимое для жизни и войны.

Реформы Шамиля, направленные на смену власти ханов и беков на имамо-наибскую, встречали решительный отпор, потому что шли вразрез с традиционным укладом жизни горцев. Стремление Шамиля заменить суд по адату шариатским судом потерпело полный крах. После пленения третьего имама “все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дел по адату, и от шамилевского шариата осталось только одно воспоминание…” (генерал А.В. Комаров) 3.

Новый порядок насаждался жесткими, а зачастую и просто жестокими методами. Так, в 1844 году по причине убийства своего ставленника, Шамиль поголовно уничтожил всех жителей восставшего аула Цонтери 4.

Во внешней политике Шамиль ориентировался на турецкого султана и с недоверием относился к западным странам, предпочитая не иметь дела с гяурами-неверными. По своей инициативе имам не устанавливал связей с христианскими политиками. В дипломатической переписке Шамиль признавал первенство духовной власти за османским султаном, который также носил титул халифа и претендовал на преемственность с правителями Арабского халифата.

Благодаря реформам Шамилю удавалось почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи 5. После пленения Шамиля начатые им преобразования продолжали проводить в жизнь его наибы, перешедшие на русскую службу. Уничтожение горской знати и унификация судебно-административного управления Нагорного Дагестана и Чечни, осуществленные Шамилем, помогли утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе.

Крымская война и падение Имамата

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.

К середине 1850-х годов Шамиль стал суверенным правителем. Ему принадлежала верховная светская и религиозная власть. Он официально принял титул халифа (амир ал-муминин, в переводе с арабского – предводитель правоверных), что должно было придать его власти легитимность в глазах мусульман Кавказа и Ближнего Востока. Тем самым Шамиль прямо связывал себя с преемниками Мухаммеда, четырьмя “праведными халифами”, при которых в мусульманском мире VII веке и появился этот титул.

Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад.

Накануне Крымской войны 1853–1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Наладить взаимодействие с турецкими войсками, оперировавшими на Кавказе, не удалось, а действия Англии и Франции ограничивались поставками вооружения и военных материалов.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854–1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг Имамата.

В 1858 году против Шамиля восстали чеченцы, уставшие от войны и недовольные жесткой авторитарной политикой Шамиля.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. К середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

Последние годы Шамиля

10 октября 1859 года Шамиль прибыл в ссылку в Калугу, с ним приехали 22 человека из числа близких родственников и преданных нукеров и слуг. Прибывшие сначала разместились в лучшей калужской гостинице француза Кулона, позже проживали в доме местного помещика Сухотина, который сдавал 13 комнат и сад во дворе внаем за 900 рублей в год. На ежегодное содержание Шамиля Александр II выделил из царской казны 30 тысяч рублей. 26 августа 1866 года Шамиль вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания принял присягу на верность российскому царю.

В 1866 году Шамилю было разрешено переехать жить в Киев.

В 1870 году император Александр II позволил Шамилю выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля (16 февраля по новому стилю) 1871 года 6. Похоронен в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище Аль-Бакия.

Семья

Первая жена, Патимат, родившая Шамилю трех сыновей и двух дочерей, и вторая жена, Ждаварат, родившая ему сына, умерли во время войны 7. Также Шамиль был женат на армянке Анне Ивановне Улухановой, которую после принятия ею магометанства стали звать Шуаннат, она была любимой женой имама. Его последнюю жену звали Заидад.

Один из трех сыновей имама, Гази Магомед, стал турецким генералом и во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов командовал кавказским добровольческим отрядом. Внук Шамиля от его младшего сына Камила по имени Саид-Шамиль воевал с русскими в Дагестане в 1920-х годах. Третий сын Магомед-Шафи стал русским генералом.

Образ Шамиля в литературе, публицистике и пропаганде

Французский беллетрист Александр Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу в 1858 году, на страницах издаваемого им журнала “Монте-Кристо” сравнивал Шамиля с прикованным к горе Кавказа Прометеем, который “борется против русских царей”.

Во французской и английской публицистике XIX века ему придали образ “благородного дикаря”, не пожелавшего променять свободу родных гор на золотые оковы самодержавной России.

Примерно такой же оценки Шамиля придерживались в своих корреспонденциях Маркс и Энгельс, публиковавшие во время Крымской войны (1856-1857) в американской газете New York Herald Tribune свои отчёты о Кавказе и восточном вопросе.

Имя героя национально-освободительной борьбы использовали в своих политических играх любые противоборствующие стороны. Во время Великой Отечественной войны на деньги, добровольно собранные жителями Дагестанской АССР, была сформирована советская танковая колонна “Шамиль”. В директиве вермахта от 11 июля 1942 года говорилось, что целью парашютно-десантной операции в районе Майкопа под кодовым названием “Шамиль” (Schamil) является захват нефтяных промыслов на Северном Кавказе.

Источники:

  1. М. Гаммер. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М. “Крон-Пресс”. 1998 
  2. Имам Шамиль. Биографическая справка. – РИА Новости, 7.09.2009 г. 
  3. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. 1868. Вып. I 
  4. Казиев Шапи Магомедович. Имам Шамиль. Молодая гвардия, 2003 
  5. Имам Шамиль: почему горцы до сих пор почитают своего предателя? – Еженедельник “Аргументы и Факты” № 36 02/09/2009. 
  6. Гогитидзе М. Д.. Военная элита Кавказа II, Генералы и адмиралы народов Северного кавказа. — Тбилиси : Меридиани, 2011. — С. 108. 
  7. Владимир Романов. Третий имам. – Журнал “Вокруг света”, №6 (2753), Июнь 2003 г. 

    Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/171025/
    © Кавказский Узел

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История и современность

Геноцид армян или турок? Что говорят российские архивы Российские архивы развеяли миф о “геноциде армян”

Опубликовано

Документы российских архивов свидетельствуют о том, что турки предприняли силовые меры в отношении армян в Османской империи в 1915 году, подвергнувшись геноциду со стороны армянских вооруженных отрядов, заявил турецкий ученый Мехмет Перинчек.

«В российских архивах имеются многочисленные свидетельства, разрушающие сложившееся в мире мнение о якобы имевшем место «геноциде» армян в Османской Турции в 1915 году, и вместе с тем свидетельствующие о совершении армянами геноцида в отношении турецкого населения», – заявил на пресс-конференции в Баку ученый, являющийся автором изданной на днях книги «Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов».

Презентация книги состоялась в Московском доме книги на Новом Арбате. Представленные документы разрушают миф о геноциде армян в Турции и представляют подлинную картину произошедшей трагедии, в частности, многочисленные свидетельства массовых убийств мусульманского населения армянскими боевиками. Также рассмотрены роль и участие курдов в тех событиях. Среди рассмотренных в книге вопросов – условия, в которых проживали армяне в Османской империи (автор опроверг миф о притеснениях армян в Турции), за что российские военные суды в годы Первой мировой войны судили армян, события на Кавказе глазами российских генералов – что же происходило на самом деле, содержание доклада первого премьер-министра независимой Армении и др.

По словам М.Перинчека, в ходе изучения архивных документов в России он выявил три основных направления, связанных с событиями 1915 года. «Первое – это то, что эти события никак не подпадают под понятие «геноцид». Второе: западные страны, муссируя этот вопрос, преследовали цель расчленения Турции и оказания на нее давления. И третье – стремление Турции предотвратить реализацию этой цели стран Запада и выступить против иностранных интервентов», – цитирует его «Интерфакс-религи»

Более того, продолжил ученый, обнаруженные им документы говорят о том, что руководство Османского государства предпринимало всяческие меры для защиты армянского населения. «Мною найдены документы, свидетельствующие о том, что именно ввиду этих благоприятных условий проживающие в других странах армяне переезжали жить в Турцию», – заявил М.Перинчек.
Он рассказал, что обнаружил много документов, включая рапорты офицеров армии царской России, об учинении армянскими добровольческими отрядами геноцида мусульманского населения в Турции и на Южном Кавказе, включая Нагорный Карабах. «Мною собраны 286 страниц протоколов полевых судов царской армии о принятии решений в отношении участников этих отрядов, воюющих в составе российской армии, об их зверствах над тюркским населением. Хочу заострить внимание на том, что эти решения принимались судами не Турции и вообще не мусульманских стран, ни даже Германии, союзника Турции, а военными судами царской России, являющейся союзником Армении», – подчеркнул ученый.

М.Перинчек сказал, что готов представить армянской стороне найденные им документы на любом международном форуме. «Нормализация турецко-армянских отношений без изучения этих документов невозможна», – подчеркнул он.

 

Продолжение

История и современность

Разговор о «геноциде армян» беспочвенен, поскольку турок погибло гораздо больше, чем армян – Экс-советник президента США

Опубликовано

Белый Дом провел расследование в связи с событиями в Османской империи в 1915 году, заявил бывший советник бывшего президента Америки Рональда Рейгана, Брюс Фейн.

По словам Фейна, разговор о «геноциде армян» не имеет под собой почвы, поскольку в 1915 году турок погибло гораздо больше, чем армян,  передает “Кавказ Онлайн”.

«По заданию президента Рейгана мы тогда провели расследование в связи с этим вопросом. Были обнаружены материалы, которые хранились в военном архиве стран Европы и архиве тогдашней Османской империи.

В результате расследования было установлено, что в тот период погибло гораздо больше турок, нежели армян.

Расследование установило, что претензии армян в связи с геноцидом беспочвенны. Сказки о «геноциде армян» являются плодом воображения собственно армянских историков»,- заявил он.

По его словам, армянские бандформирования на территории Анатолии убили свыше двух миллионов турок.

«Нельзя забывать одно обстоятельство, –  все этнические и религиозные меньшинства в тот период в Турции пользовались теми привилегиями, какими пользовались собственно турки.

Греки, армяне, курды, черкесы, ассирийцы, арабы и другие меньшинства в тот период занимали в Турции достаточно высокие должности.

В этом свете армяне пользовались наибольшими привилегиями. В годы Первой мировой войны армянские турки предали родину, и примкнули к врагам Османской империи.

Армянские подразделения бок о бок воевали на кавказском фронте вместе с российской армией.

Они грабили и сжигали турецкие и грузинские села, и убивали мирных жителей. По этим данным, погибло приблизительно 2 миллиона человек. Несмотря на то, что в ходе расследования турецкая сторона разрешила пользоваться их архивами, армяне категорически отказывались показать свои архивы.

На мой взгляд, если удастся открыть эти архивы, правда обязательно выяснится. Тогда армянам придется извиниться перед миром, и в том числе особенно перед турками за историческую ложь», – добавил Фейн.

Продолжение

История и современность

Стамбульский крытый рынок «Kapalıçarşı – самый крупный и древний крытый рынок в мире

Опубликовано

Знаете ли вы что самый крупный крытый рынок  – это находящийся в Стамбуле рынок «Kapalıçarşı?

Крытый рынок Kapalıçarşı – не только самый крупный, но и самый первый в мире. Он был построен Султаном Мехметом Завоевателем. Крытый рынок  «Kapalıçarşı» является историческим торговым центром, имеющим крышу и купола. Древнее строение, похожее на гигантский лабиринт, было построено в 1461 году.

Крытый рынок  «Kapalıçarşı» состоит из, примерно, 60 улиц и свыше 3 600 магазинов. Его площадь составляет 30. 700 квадратных метров. Вначале бедестен( рынок) получил название Джевахир, получаемый с него доход предназначался для Аясофьи. Позже здесь появились магазины и торговые лавки, со временем Крытый рынок  «Kapalıçarşı» превратился в торговый центр Стамбула.

Крытый рынок  «Kapalıçarşı», или как его ещё называют

«Гранд- базар» (Grand Bazaar), и в наши дни сохраняет свою популярность. Рынок, в зависимости от сезона, ежедневно посещают от 250 до 400 тысяч человек, в основном туристов.

Передает ИА “NajmNews” со ссылкой на trt.net.tr.

Продолжение

трендовые темы