СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Мухаммад, мир ему

Год Слона – год рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)

Опубликовано

Год Слона (араб. عام الفيل‎‎— Âm al-Fîl) — год вторжения аксумитов в Аравию в 570 и их неожиданной гибели возле Мекки, которая в исламской историографии рассматривалась как знамение рождения Мухаммеда и подтверждение святости Каабы.

В годы, когда на свете жил Абд аль-Мутталиб (дед Пророка Мухаммеда), в Йемене правил могущественный Абиссинский наместник по имени Абрахат. Его столица находилась в Сане, где сосредоточена была торговля с Персией и внутри самой страны. Абраха установил правление, слава о котором не поблекла и по сей день, ибо известно, что в Сане даже сейчас имеется множество привлекательных зданий, садов с фонтанами и дворцов и что она все еще остается центром оживленной торговли.

Абрахат (наместник Йемена) построил храм в Сана’а. Он построил такую церковь, подобно которой не было нигде на земле в то время.

Потом он написал негусу (правителю Эфиопии): «Я построил, о царь, для тебя церковь, подобно которой не было построено ни одному из царей до тебя. И не успокоюсь до тех пор, пока не поверну к ней паломничество арабов».

Когда узнали арабы об этом письме Абрахата к негусу, то один человек из числа определителей месяцев разгневался. Это — один из сыновей Фукайма ибн Адийа ибн’Амира ибн Са’лаба ибн аль-Хариса ибн Мудрика ибн Ильяса ибн Мудара.

Определители месяцев — это те, которые устанавливали времена месяцев для арабов в доисламскую эпоху. Они устанавливали сроки священных месяцев, заменяя запретный месяц на месяц разрешенный или меняя сроки священного месяца. Об этом Аллах ниспослал следующий аят:

«Перенос одного месяца на другой — это крайнее неверие; им вводятся в заблуждение только неверные. Они считают его разрешенным в один год и запретным в другой год и путают так сроки, установленные Аллахом» (9:37).

И вышел аль-Кинани (вышеупомянутый), дошел до храма и сел в нем. Ибн Хишам сказал: это значит, что он испражнялся в нем. Затем он ушел и вернулся на свою землю. Об этом узнал Абрахат и спросил: «Кто это сделал?» Ему сказали: «Это сделал человек из арабов из числа поклонников того дома, к которому совершают паломничество арабы в Мекке.

Когда он услышал твои слова: «Я поверну к нему паломничество арабов», он рассердился, пришел и осквернил его».

Тогда Абрахат рассердился и поклялся дойти до этого дома и разрушить его. Он приказал эфиопам подготовиться и снарядиться. Затем он двинулся, и вместе с ним был слон. Об этом услышали арабы, сочли это серьезной угрозой, сочли своим долгом воевать против него, услышав, что он хочет разрушить Каабу — священный дом Аллаха. Против Абрахата поднялся один из вождей Йемена. Звали его Зу Нафр. Он призвал свой народ и всех арабов, кто ему откликнется, воевать против Абрахата и защитить священный дом Аллаха. Нашлись люди, которые откликнулись на его призыв, затем он выступил против Абрахата и вступил в бой. Зу Нафр и его сторонники потерпели поражение.

Зу Нафр был взят в плен и доставлен к Абрахату. Когда Абрахат решил убить его, Зу Нафр сказал ему: «О царь! Не убивай меня! Может быть, если я останусь с тобой, то лучше будет для тебя, чем убить меня».

Абрахат не стал его убивать и оставил его при себе, связанного веревкой. Абрахат был человеком нежестоким. Затем Абрахат пошел дальше, желая достичь того, ради чего он вышел. Когда он достиг земли Хас’ама, то против него выступили Нуфейль ибн Хабиб аль-Хас’ами и все подчиненные ему арабские племена. Абрахат вступил с ним в бой и победил его. Нуфейль был взят в плен, и привели его к нему. Когда захотел убить его, Нуфейль сказал ему: «О царь! Не убивай меня! Я буду твоим проводником на земле арабов.

Вот тебе две мои руки — в признак моей покорности!» Он поклялся слушаться его и повиноваться ему. Абрахат отпустил его.

Нуфейль стал его проводником. Он проходил вблизи ат-Таифа, когда к нему вышел Мас’уд абн Му’аттиб вместе с людьми племени Сакифа. Они сказали: «О царь! Мы твои рабы, слушаемся тебя и повинуемся. У нас с тобой нет разногласий. Наш храм не тот, который ты хочешь (имели в виду храм аль-Лата).

Ты направляешься в храм, который в Мекке. Мы пошлем с тобой того, который укажет дорогу к нему». И он обошел их. Они послали с ним Абу Ригаля, который указывал ему путь в Мекку. И двинулся Абрахат дальше, а с ним Абу Ригаль, который довел его до аль-Мугаммиса. Когда довел его туда, Абу Ригаль умер. Арабы забросали его могилу камнями. Это та могила, которая находится в местечке аль-Мугаммис и которую люди забрасывают камнями до сих пор.

Когда Абрахат дошел до аль-Мугаммиса, послал человека из эфиопов — его звали аль-Асвад ибн Максуд — с отрядом всадников в Мекку. Он пригнал к нему скот, принадлежащий роду Тихамы из племени курайшитов и другим арабам. Среди них оказалось двести верблюдов Абд аль-Мутталиба ибн Хишама, который тогда был главой курайшитов и их господином. Курайшиты, кинанийцы, хузайлиты и все, кто был тогда в этом священном городе, задумали воевать с ним. Потом они поняли, что для этого у них нет сил, и раздумали.

Абрахат направил Хунату аль-Химьяри в Мекку и сказал ему: «Ты спроси: кто господин жителей этой страны и кто ее самый знатный человек. Потом скажи ему: «Царь говорит тебе: я не пришел, чтобы воевать с вами. Я пришел, чтобы разрушить этот храм. Если вы не будете воевать против нас из-за него, то я не буду проливать вашу кровь». Если он не хочет войны со мной, то приведи его ко мне!» Когда Хуната вошел в Мекку, то он спросил, кто господин курайшитов и самый знатный среди них человек. Ему сказали: Абд аль-Мутталиб ибн Хишам. Хуната пошел к нему и сказал ему все то, что приказал передать Абрахат. Абд аль-Мутталиб ему сказал: «Клянусь Аллахом, мы не хотим воевать с ним. У нас и сил нет для этого. Это — священный дом Аллаха, дом возлюбленного Аллахом Ибрахима, да будет мир над ним!» Или как бы он сказал: «Если Он помешает ему в этом, то это дом Его и святыня Его. Если позволит ему Аллах дойти до него, то, клянусь Аллахом, мы не сможем защищать его ничем». Хуната сказал: «Так пойдем тогда со мной к нему. Он приказал мне привести тебя к нему». И пошел с ним Абд аль-Мутталиб в сопровождении некоторых своих сыновей, пришел к войску и спросил о Зу Нафре: он знал его. Вошел к нему в место его заключения. Сказал ему: «О Зу Нафр! Сможешь ли ты что-либо сделать, чтобы облегчить нам эту участь?» Зу Нафр ему ответил: «Что сможет сделать человек, находящийся в плену у царя и который ждет, когда его убьют — утром или вечером? Я ничего не смогу сделать с тем, что тебя постигло.
Однако погонщик слона Унайс — мой друг. Я пошлю за ним, порекомендую тебя ему, возвеличу тебя перед ним и попрошу получить разрешение у царя на встречу, и ты расскажешь царю то, что сочтешь нужным. Он будет ходатайствовать за тебя при нем к добру, если сможет». Он сказал: «Этого мне достаточно».

Тогда Зу Нафр послал за Унайсом и сказал ему: «Абд аль-Мутталиб, господин курайшитов, хозяин каравана Мекки; кормит людей на равнине и зверей на вершине гор. Царь захватил двести его верблюдов. Ты испроси у царя разрешение для него войти к нему и помоги ему, чем сможешь при царе». Он сказал: «Сделаю».

Унайс поговорил с Абрахатом, сказал ему: «О царь! Перед твоей дверью стоит господин курайшитов и просит разрешения войти. Он хозяин каравана Мекки. Он кормит людей на равнине и зверей на вершине гор. Позволь ему войти к тебе, и пусть он расскажет тебе о своем деле». И разрешил ему Абрахат.

Рассказывают, Абд аль-Мутталиб был человеком красивым, привлекательным и очень представительным. Когда его увидел Абрахат, оказал ему почет и глубочайшее уважение.

Он не захотел, чтобы Абд аль-Мутталиб сидел ниже него и не захотел, чтобы эфиопы видели его сидящим на троне вместе с царем. Абрахат сошел со своего трона, сел на ковер и посадил его рядом с собой. Потом он сказал своему переводчику: «Спроси его, какое дело у него?» Переводчик сказал ему это. Абд аль-Мутталиб сказал: «Мое дело в том, чтобы царь вернул мне двести верблюдов, которые захватил у меня». Когда он передал это Абрахату, тот сказал своему переводчику: «Скажи ему: ты мне очень понравился, когда я тебя увидел. Потом я разочаровался в тебе, когда ты стал говорить со мной. Ты разговариваешь со мной о двухстах верблюдах, которые я взял у тебя и умалчиваешь о храме, который есть твоя религия и религия отцов твоих, для разрушения которого я и пришел. А ты о нем ни слова не говоришь».

Абд аль-Мутталиб сказал ему: «Ведь я хозяин тех верблюдов, а у храма есть свой хозяин, который и защитит его». Царь сказал: «Не смог он оказать мне сопротивления». Тот сказал: «Еще посмотрим!»

Как утверждают знатоки преданий, вместе с Абд аль-Мутталибом к Абрахату отправился Ямар, который тогда был главой рода Бакр, а также Хувайлид ибн Ваила, который тогда был главой рода Хузейль. Они предложили Абрахату одну треть скота Тихамы с условием, чтобы он оставил их в покое и не разрушал Каабу. Он отказал им. Абрахат вернул Абд аль-Мутталибу захваченных верблюдов.

Когда они ушли, Абд аль-Мутталиб отправился к курайшитам и сообщил им обо всем. Он приказал им уйти из Мекки и укрыться в вершинах гор и ущельях, опасаясь бесчинства войска.

Потом Абд аль-Мутталиб взял кольцо двери Каабы, и к нему присоединились некоторые курайшиты, призывая Аллаха, показать свою мощь против Абрахата и его войска. Абд аль-Мутталиб, держа в руке кольцо от двери Каабы, произнес стихи:

«О Боже! Даже человек защищает свое добро.
Защити же и Ты свое достояние!
Ведь нехорошо же, если победит их крест.
Не может их сила быть выше твоей мощи!
А если ты позволишь им коснуться нашей святыни,
То воля твоя, о Аллах!»

Потом Абд аль-Мутталиб бросил кольцо двери Каабы и отправился вместе с курайшитами к вершинам гор, где они и спрятались, ожидая, что сделает Абрахат с Меккой, когда войдет в нее.

Абрахат стал готовиться к вступлению в Мекку, готовить своего слона, свое войско. Слона звали Махмудом. Абрахат собирался разрушить Каабу и потом уйти в Йемен. Когда направили слона в Мекку, Нуфайль ибн Хабиб поднялся и встал рядом со слоном. Он взял его за ухо и сказал: «Встань на колени, Махмуд, или возвращайся благополучно туда, откуда пришел. Ты находишься на священной земле Аллаха». Потом он отпустил ухо слона, и слон опустился на колени. Нуфайль ибн Хабиб быстро ушел в горы и стал подниматься в гору. Они стали бить слона, чтобы встал. Но слон отказался. Ударили слона по голове железным прутом, чтобы встал. Но слон отказался. Сунули ему палку с крюком в пах и пощекотали его, чтобы встал. Он отказался. А когда направили его в сторону Йемена, он встал и побежал. Направили его в сторону Сирии, он побежал так же.
Направили его на Восток, и он сделал то же самое. А когда обратно направили его к Мекке, снова опустился на колени.

И послал Всевышний Аллах на них птиц с моря, похожих на ласточек и чаек. Каждая птица несла с собой три камня: один камень в клюве и два — в лапах размером с горошины и чечевицу. Как только попадал камень на кого-нибудь из них, то он тут же погибал. Но не всех их настигал.

И ушли они, падая мертвыми на всем пути. Они погибали повсюду, у каждого водопоя. Абрахат тоже был поражен болезнью. Они шли с ним, и тело его разлагалось по частям. Как только какая-нибудь его часть падала, то другая часть начинала гноиться и кровоточить. Они дошли с ним до Сана’а, и был он похож на общипанного цыпленка. Как утверждают, он умер, когда уже грудная клетка отошла от его сердца.

Когда Аллах послал Мухаммада, это было одной из его милостей для курайшитов в связи с пребыванием эфиопов на земле арабов. Всевышний Аллах сказал:

«Ты разве не знаешь, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве не обратил он их козни против них самих? И послал Он на них птиц стаями, которые забрасывали их камнями из обожженной глины, и сделал их Он как нива, с которой собрали зерно» (105:1—5).

Далее рассказывает, что, когда Аллах повернул обратно эфиопов от Мекки и наказал их, арабы стали почитать курайшитов, говоря: «Они — люди Аллаха. Аллах их отстоял. Он избавил их от врагов». И сочинили они об этом стихи, в которых рассказывают, что сделал Аллах с эфиопами и как Он избавил курайшитов от их коварного замысла.

Курайшиты между собой использывали Год слона как своего рода начало истории.

Кубайш бин Ушайм (радыяллаху анху) сказал: « Я и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) родились в год слона». (Тирмизи, манакыб,2)

Ибн араби сказал: Ибн Вахб передаёт от Малика следующее: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) родился в Год слона». Кайс бин Махляма сказал: « Я и пророк родились в Год слона». ( Тафсир имама Куртуби, том 19 стр.357)

По мнению большинства учёных родился в год когда произошло событие связанные со слонами.( ат-Табари, Тафсир, т.9 стр. 223-227.)

Это событие произошло в год рождения Посланника Аллаха. В тоже время это является чудом доказывающим его пророчество. ( Сура Филь, исламская энциклопедия издтельства «Шамиль», Стамбул.)

Источники: Ибн Хишам « Сира»; Осман Нури Топбаш «Небилер сильсилеси-4»; Имам Куртуби тафсир «Аль-Джами ли-Ахкамиль-Куръан»; Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари, Тафсир; исламская энциклопедия издтельства «Шамиль», Стамбул;Год Слона – Википедия ru.wikipedia.org.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мухаммад, мир ему

Первые мусульмане

Опубликовано

В период начала ниспослания Корана Аравия вот уже много веков пребывала в состоянии полной родовой разобщенности, бесчисленные арабские племена бедуинов не считались ни с кем и ни с чем, кроме своих интересов, а потому нескончаемые племенные войны были естественным состоянием аравийского полуострова. Хиджаз был вдали от могущественных империй мира, и здесь царили совсем иные законы, народы были разобщены, не существовало никакой объединяющей силы, способной зажечь и повести за собой племена и народы различной этнической принадлежности.

Кто мог подумать тогда, что всего через двадцать лет это разобщенное, языческое пространство превратится в могущественное государство, которое совершит колоссальный прорыв в социальном и научном преобразовании мира, откроет миру Коран и Ислам и объединит под своими знаменами миллионы людей. А еще через сто лет Исламская империя, основанная Пророком Мухаммадом, сас, раскинется на великом географическом ареале от Гибралтара до Гималаев, и такого размаха территорий не знала ранее ни одна империя.

Но все это будет потом, а сейчас Пророк Мухаммад, сас, был один, полный тяжелых раздумий о том, почему именно ему Господь дал эту миссию и непонимания того, как ему следует действовать. Что чувствовал он перед лицом великой, неведомой силы, ниспосылавшей ему неведомые ранее откровения, призывающие к тому, что полностью противоречило вековому укладу жизни курайшитов, и что может сделать один человек против всех, как мог он изменить, строй жизни, который веками создавали тысячи людей?

Непонимание и тяжелые раздумья сопровождали Пророка в начале этого пути, но путь был начат… Следуя повелению, открытому ему в третьем откровении, Пророк Мухаммад, сас, начал рассказывать самым близким людям об откровениях Аллаха и ангеле, который передавал ему их. Он еще не призывал их ни к чему. Единственное, о чем просил их Пророк, – не рассказывать об этом никому. Этот период продлился недолго. После одного из откровений, Джебраиль, передававший Пророку волю Аллаха, ударил ногой по холму и из этого места тотчас же забил ручей. Джебраиль показал Пророку, как надо совершать омовение перед намазом. Пророк Мухаммад, сас, повторил за ним. Потом Джебраиль показал Пророку, как следует совершать намаз, как совершать поясной, земной поклон, когда следует говорить «Аллаху Акбар» во время молитвы и как по завершении молитвы приветствовать словами «ас-саламу алейкум» ангелов. Пророк Мухаммад повторил за ним все, после чего Джебраиль удалился, а Пророк Мухаммад вернулся домой и показал супруге Хадидже все, как его научил Джебраиль, и так вместе они совершили первый намаз. Теперь уже вера, ниспосланная Аллахом, основывалась на обязательном предписании Ислама – совершении намаза.

Первоначально участниками проповедей Пророка Мухаммада, сас, были только члены его семьи: супруга Хадиджа, приемный сын Зайд и маленький Али, которому в то время было около 10 лет, и четыре дочери Пророка. Через некоторое время к ним присоединился близкий друг Пророка Мухаммада, сас, Абу Бакр (языческое имя которого позже было заменено благочестивым именем Абдаллах – «раб Аллаха»), богатый купец из аристократического рода тайм, который был на два-три года моложе Пророка. Он был одним из самых уважаемых людей в городе, общества которого искала вся молодежь Мекки. Абу Бакр был первым, кто принял призыв Пророка прийти в покорность Единому Богу и принять Ислам не из числа членов семьи Пророка, и был самым верным другом Пророка, который прошел с ним через все опасности и страдания на нелегком пути призыва к вере вплоть до последнего дня жизни Пророка. В исламской историографии часто приводят слова Пророка об Абу Бакре, сказанные Посланником Аллаха незадолго до смерти:

«Не было среди людей, которых я призывал к Исламу человека, который бы принял мои слова тотчас же, без тени сомнения и промедления, кроме Абу Бакра. Когда я рассказал ему об откровениях Аллаха, он ни минуты не мешкал и произнес шахаду».

Али в те годы был совсем маленьким, Зайд был вольноотпущенным рабом, и хотя и был принят в сыновья Пророком Мухаммадом, не имел никакого влияния в Мекке, тогда как Абу Бакр, напротив, был очень уважаем. Он происходил из богатого рода, был хорошо образован и обладал мягким, почтительным нравом. Его авторитет среди молодежи был очень высок, и, когда он начал призывать людей из числа мекканской знати прийти послушать проповеди Мухаммада, сас, многие откликнулись и стали приходить на проповеди. Стоит упомянуть, что большая часть первых мусульман, присягнувших Пророку в первые годы, пришли к вере именно посредством Абу Бакра.

После Абу Бакра приняли Ислам еще несколько человек из мекканской знати. То были Абдуль Амр из племени ауф, который приходился родственником Пророку Мухаммаду по материнской линии, и Абу Убайда из племени хариса, Джафар ибн Абу Талиб, брат маленького Али и двоюродный брат Пророка Мухаммада, Усман ибн Аффан из рода абдшамс. Примечательно то, как Усман пришел к Исламу. Усман Ибн Аффан был богатым купцом, как то раз, возвращаясь с торговым караваном из Сирии он услышал во сне голос, который взывал к нему в пустыне:
«Проснитесь все! Ведь пришел уже Ахмад в Мекку».

Усман, проснувшись ото сна, был в растерянности, он все думал о смысле своего сна, и тут в пути он повстречал Талху ибн Убайдалла, двоюродного брата Абу Бакра, который также возвращался из Сирии. Он также был задумчив, один из христианских монахов в Сирии сказал ему странные слова о том, что в Мекке появился новый Пророк. Разговорившись об этом, оба путника спешно возвращались в Мекку, чтобы прояснить, что же произошло в Мекке в их отсуствие. Прибыв в Мекку, они тотчас направились к Абу Бакру, и тот рассказал им о Пророке и Откровениях Аллаха. Так приняли Ислам еще два знатных мекканца. Вспомним и еще один факт:

Халид ибн Саид, сын одного из богатейших представителей рода абдшамс, как то раз придя к Абу Бакру, рассказал ему свой страшный сон. Ему приснилось, что он стоит на краю огненного рва и в страхе понимает, что отец сзади пытается столкнуть его в огонь, и только в последний момент, когда он вот-вот уже должен был сорваться, Халих вдруг почувствовал, что кто-то крепко схватил и удержал от падения и оттащил его от пропасти. Когда Халид обернулся, чтобы увидеть своего спасителя, он увидел Мухаммада, сас. После беседы в Абу Бакром и встречи с Пророком уже наяву, выслушав благую весть о новой вере, Халид ибн Саид принял Ислам, но долго, сколько мог, вынужден был таить свою веру от отца.

Однако среди своего рода Пророк Мухаммад, сас, не имел никакой поддержки, ни один из четырех дядьев не воспринимали всерьез его проповедей. Абу Талиб, бывший к тому времени главой рода хашимитов, не был против того, что два его сына, Джафар и Али, пришли в Ислам, однако сам он говорил Пророку, что не готов покинуть веру своих отцов. Аббас тоже под различными поводами увиливал от того, чтобы послушать проповеди Мухаммада, сас. Хамза держался на расстоянии и делал вид, что не понимает призывов Мухаммада. Однако все трое, несмотря на неприятие его слов, любили Мухаммада как племянника и потому не чинили ему трудностей, быть может, они просто не воспринимали пока его слов всерьез. Только лишь четвертый дядя, Абу Лахаб был настроен открыто агрессивно, неизменно оскорблял Пророка и открыто говорил, что его племянник если и не лжец и не сумасшедший, то уж точно идет по ложному пути и опасен для всех.

С именами Абу Бакра и Абдуль Амра связано появление нового обычая, ранее не существовавшего в Аравии. Языческие имена стали заменяться на имена, соответствующие заповедям Ислама. Имя Абдуль Амра, которое переводилось с арабского как «раб Амра», не могло принадлежать мусульманину, и тогда Пророк Мухаммад, сас, избрал новые имена. Абу Бакра стали именовать также Абдуллах (раб Аллаха), а Абдуль Амра как Абд-ур-Рахман (раб Всемилостивого). Так был положен прецедент изменению языческих имен на имена, отражавшие поклонение человека Единому Аллаху. Серьезной моральной поддержкой для малочисленной уммы (общины) первых мусульман стал переход в Ислам сына тети Пророка, Абу Саляма, и племянника Абу Саляма по отцовой линии, Аркама, богатого курайшита, который ранее слышал проповеди Пророка и через некоторое время пришел к Пророку, сас, и засвидетельствовал:

«Ля Иляха Илля Аллах, Мухаммаду Расулуллах» – «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Его». Аркам предложил Пророку свой большой дом, располагавшийся у подножия холма Сафа, с тем, чтобы мусульмане могли собираться в нем на проповеди, не опасаясь преследований. Это был первый дом, где первые мусульмане могли собираться вместе и молиться. Число последователей Пророка, сас, (считая только мужчин) достигло чуть более 30 человек.

Этот переход в дом Аркама стал определенной вехой в истории распространения Ислама. Арабские источники разделяют по нему лиц, которые приняли Ислам, на тех, кто принял Ислам до прихода Пророка Мухаммада в дом Аркама, на тех, кто принял Ислам уже в период проповедей в доме Аркама, и на тех, кто принял Ислам после дома Аркама, но до переселения из Мекки в Медину. Среди первых последователей Пророка Мухаммада наряду с родовитыми курайшитами были и простые горожане, были и рабы, но главным было то, что все первые мусульмане, последовавшие за проповедями Пророка Мухаммада, были молоды. Слух о собраниях и проповедях в доме Аркама очень быстро распространился по Мекке. Кто-то приходил послушать Пророка из любопытства и так, проникшись его словами, присоединялся к последователям Мухаммада.

Откровения стали приходить к Пророку Мухаммаду, сас, чаще, они стали последовательными, каждый раз раскрывая новое повеление Аллаха. Как правило, это происходило ночью, и Мухаммад, сас, по своему особому состоянию чувствовал их приближение. Откровения сопровождались светом, подобным сиянию утренней зари. Часто Пророк Мухаммад впадал при этом в экстатическое состояние: он метался, ему казалось, что душа его исходит из тела, его бросало то в сильный жар, или, наоборот, трясло от холода, тогда как стояла сильная жара. Получение Господних откровений было тяжелым испытанием для Пророка как физически, так и духовно. Случалось, во время откровений он падал в обморок, испытывал огромную тяжесть и после завершения откровений ощущал сильную усталость. Пророк, получая откровение от Всевышнего, тотчас же передавал его окружавшим его первым мусульманам, которые вместе с ним повторяли слова откровения многократно из уст в уста и заучивали его наизусть. Откровения Аллаха, ниспосланные в этот период, касались бренности мирской жизни, преходящей сути земного бытия, смерти, воскресения после смерти и неотвратимости Судного Дня; все более детально Аллах раскрывал мусульманам в аятах картины Рая и Ада. Но более всего аяты провозглашали о Единстве Аллаха, Его Абсолютной Истине, Беспредельной Мудрости, Милосердии, Мощи, Знании. Наряду с этими аятами мусульмане получили первые знания о бесконечном множестве знамений Господнего творения в окружающей их жизни, природе, чудесах строения и гармонии законов Вселенной и Земли. Тончайшая гармония во Вселенной, в природе, в бесчисленном многообразии Его творений подчеркивалась в аятах Корана как абсолютное доказательство и знамение Единства Творца. Эти аяты Корана побуждали умы и сердца к рассуждениям и изучению гармонии всех законов строения жизни и пониманию Беспредельности мудрости Аллаха, сотворившего все сущее. Аллах посредством откровений Корана подводил мекканцев к осознанию, что всем, чем они владеют, они обязаны только Ему, Аллаху, Всевышнему Творцу и ничто на земле не подвластно им, кроме как по воле Аллаха. Пророк Мухаммад, сас, передавал первым мусульманам аяты, которые призывали их видеть знамения Творца, гармонию жизни, быть благодарными и чуткими, очищать свои сердца от злобы, зависти, алчных желаний через постижение совершенного мироздания Творца, быть справедливыми и через справедливость восстанавливать утраченную гармонию жизни:
О Милосердный (наш Господь). Он – Тот, Кто научил Корану, Кто создал человека, научил его разумной речи. Солнце и луна [плывут] согласно [предначертанному] Им порядку. Склоняются в поклоне Ему и травы, и деревья.
Он небо водрузил и установил весы, чтобы вы не преступали должной меры. Блюдите меру по справедливости, не допускайте уменьшения равновесья.

Он землю распростер для всякого живья, на ней [растут] плоды и пальмы с тугими гроздьями, и травы колосящиеся, и благоуханные растения. Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Он создал человека из глины сухой, подобной гончарной, и создал джиннов из огненного пламени без дыма. Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью наречете?
[Он] — Господь двух востоков и Господь двух западов. Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Он сотворил два моря, которые готовы слиться, и грань установил меж них, поставив там барьер, через который они не могут перейти.

Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Из обоих морей выходят жемчуг и кораллы. Так какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Ему принадлежат и корабли, плывущие, возвышаясь над морем, словно горы. Так какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?

Исчезнет все, что суще на земле; навек останется лишь лик Господень, Преславный, Щедрый, Достохвальный. Так какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Взывают к Нему все в небесах и на земле, и каждое мгновенье Он творит. Какую же из милостей вашего Господа вы не признаете? (Сура «Всемилостивый», 55:1-30)

Коран призывал мусульман стремиться к познанию мира, ибо только через познание того, как Аллах сотворил этот мир, возможно было понимание того, для чего человек рожден на земле, и постижение главной цели человека в земной жизни – благодарность и поклонение Творцу:

Поистине, в создании небес и земли, в смене ночи и дня, и кораблях, плывущих по морям с грузами, полезными для людей, в воде, которую Аллах низводит с небес и которой воскрешает землю после смерти, во всякой живности, что Он рассеял на земле, в веянии ветров, в движении облаков, склонившихся меж небом и землей, есть знамения для людей размышляющих. (Сура «Аль Бакара», 2:164)

Коран, в отличие от Торы, открытой Пророку Мусе, не был ниспослан за один раз. Всевышний Аллах открывал Пророку, сас, Коран постепенно. Откровения Корана имели отношение к тем или иным событиям в жизни молодой общины мусульман. Иногда в откровениях Творца содержался открытый ответ противникам Пророка или разъяснение тайной подоплеки конфликта, иногда Господь раскрывал в аятах откровения о событиях прошлых народов и Пророков, приходивших к ним.
Первые мусульмане часто уходили в ущелья за пределами Мекки, чтобы там, вдали от глаз мекканцев, совершать коллективные намазы со всей общиной. После того как несколько раз бедуины, увидев их в пустыне, стали насмехаться над ними и закидали их камнями, Пророк Мухаммад решил сделать моления еще более тайными, храня новую общину от язычников, и решил скрывать свою веру до тех пор, пока Аллах не повелит ему иное. Все откровения того периода содержали повеление Аллаха к терпению и покорности воле Творца, обращенные к Мухаммаду и, следовательно, первым мусульманам.

Будь терпеливым к тому, что говорят они, и отдались от них достойно. Оставь Мне обвиняющих тебя во лжи, которые пользуются мирскими благами, и предоставь им небольшую отсрочку. (Сура «Завернувшийся», 73:10)
Мусульмане стали приветствовать друг друга словами, которыми, как сообщалось в Коране, приветствуют друг друга обитатели Рая и с которыми

Джебраиль приветствовал Пророка Мухаммада, сас: «Ас-саламу алейкум (да пребудет мир над вами)» – «Уалейкум салям (и над вами пусть пребудет мир)», причем множественное число в форме приветствия означало, что приветствие обращено не только к самому мусульманину, но и к двум ангелам-писарям, стоящим за спиной каждого человека
Аяты, повелевавшие выражение благодарности и восхваление Аллаха, играли теперь важную роль в жизни общины первых мусульман. Ибо в самых первых аятах Корана, ниспосылавшихся Пророку, сас, очень большое значение уделялось именно благодарности Творцу и формой выражения ее были слова: «Эльхамду Иллях ир-Раббин алямин (Хвала Аллаху, господу миров)». Формой же покорности и преданности слову Всевышнего были слова: «БисмиИллях Ир-Рахман ир-Рахим (Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного)». Эти слова были первым аятом каждой Суры Корана. И первые мусульмане, следуя этому повелению Аллаха, стали начинать всякое дело и всякую речь, прежде всего, поминая имя Аллаха. Всевышний Аллах повелевал мусульманам не допускать грязи, неискренности и лжи ни в каком проявлении.
Уверовавшие лишь те, сердца которых трепещут при упоминании Аллаха, вера которых крепнет, когда им читают Его аяты, которые уповают лишь на Господа своего, совершают молитву праведно и расходуют на пути (Аллаха) из того, чем Мы их наделили. (Сура «Трофеи», 8:2-3)

Курайшиты, конечно же, видели и знали о собраниях в доме Аркама. Для них не было тайной, что Мухаммад провозгласил себя Пророком и призывает к некоей новой вере, однако мекканцы всегда отличались спокойствием к различным вероисповеданиям, ведь к Каабе на поклонение приходили очень многие общины со всех уголков Аравии, и курайшитам, как хранителям Каабы, было свойственно терпимое отношение ко всем.

Так и по отношению к Пророку Мухаммаду, сас, первоначально мекканская знать проявляла терпимость. До тех пор, пока проповеди Мухаммада не слишком затрагивали самолюбие и традиционные устои мекканской знати, его принимали за одержимого, но не слишком вредного для их интересов человека. Это положение сохранялось, пока они не поняли, что новый вероустав, проповедуемый Мухаммадом, сас, отрицает всех их богов, все традиции и укоренившиеся обычаи. После начала открытых проповедей, пока мекканская знать относилась к ним настороженно, но без открытой вражды, число мусульман удвоилось. Однако чем больше молодежи приходило в Ислам и переходило на сторону Пророка, тем больше семей стало раскалываться. Курайшиты вдруг увидели, что речи Пророка, которые они по началу вообще не принимали всерьез, стали раскалывать саму Мекку, нерушимую Мекку и мекканские семьи на два лагеря. С этого момента стал назревать открытый конфликт.

Продолжение

Мухаммад, мир ему

Реконструкция Каабы

Опубликовано

Примерно около 603-605 года в Мекке произошло знаменательное событие: мекканцы решили начать перестройку Каабы, которая пару лет назад полностью выгорела изнутри, после чего пострадала от селя и стояла в полуразрушенном состоянии. Мухаммаду, сас, к этому времени было около 35 лет.

Кааба, первоначально построенная Пророком Ибрахимом и его сыном, Пророком Исмаилом, мир им, ставшая ко времени Пророка Мухаммада языческим капищем, где помещались идолы всех аравийских племен, была высотой чуть больше человеческого роста, к тому же у нее не было крыши. В полусгоревшую Каабу однажды проникли воры и украли хранившиеся в ней ценности и идолов нескольких племен, так что мекканцы всерьез задумали взяться за строительство нового сооружения, чтобы не позорить статус хранителей Каабы.

Мекканцы купили корабль одного греческого торговца, потерпевшего крушение у берегов Джидды ? его дерево должно было стать строительным материалом для новой Каабы.

Однако почтение и трепет перед Каабой у мекканцев были столь велики, что очень долго никто не мог решиться начать рушить сгоревшее сооружение. Но все же необходимость строительства назрела, и курайшиты после долгой молитвы решили разобрать старые стены до основания. В курайшитской традиции есть упоминание, что, когда мекканцы вытащили из стен Каабы черный камень (Хаджер-уль Асвад), под ним была найдена надпись, сделанная на древнеарамейском языке, которая гласила: «Я – Аллах, Господь Бекки, Творец небес и земли, придал форму луне и солнцу и поставил семь ангелов вокруг солнца и сотворил день и ночь…», которая, очевидно, была заложена в основание Каабы ее первым строителем – Пророком Ибрахимом и его сыном – Пророком Исмаилом, мир им.

В ночь, когда стены Каабы были уже разобраны, и оставалось разрушить только древний остов, в Мекке произошло землетрясение, и напуганные курайшиты приняли его как знамение не трогать фундамента древней Каабы. Так и порешили. Затем началось возведение новых стен. Из бруса купленного корабля была возведена крыша, стены из камня и бруса стали выше прежних. Все племена курайшитов работали на строительстве сообща, однако, когда стены поднялись на высоту, на которой в стену Каабы должен был быть вмурован священный черный камень, между курайшитами возник серьезный спор.

Ни одна семья рода курайш не могла смириться с тем, что честь поднятия и возложения черного камня может быть отдана другой семье. Спор обострился до предела и тогда самый старый из участников спора предложил: пусть судьей, который примирит нас и разрешит этот конфликт, станет человек, который первым войдет в ворота Мечети. Мечетью (в арабском языке слово «мечеть» – «масджит» означает место поклонения) называлась площадь, окружавшая Каабу, ибо традиция поклонения Аллаху, обратившись лицом к Его Дому – Каабе, была заложена еще с момента строительства Каабы Пророком Ибрахимом и его сыном, Пророком Исмаилом. Все курайшиты согласились с решением старейшины.

Господним предопределением, первым, кто вошел в ворота Мечети, был Мухаммад, сас. Он долгое время отсутствовал в Мекке, сопровождая караван, и только что вернувшись в город, первым делом направился к Каабе. Увидев его входящим в ворота Мечети, курайшиты обрадовались, раздались радостные восклицания «Он – Амин, честный, мы примем его решение». Когда же Мухаммаду рассказали о сути конфликта, он недолго думая принял решение, которое объединило все семьи и не оставило обиды ни у кого.

Он решил, что концы покрывала, на которое возложат черный камень во время переноски к Каабе, понесут старейшины каждой семьи курайшитов и они все вместе отнесут его к стенам новой Каабы и поднимут его до места, где тот должен быть вмурован. Когда же это было исполнено, Мухаммад, сас, взял камень и своими руками вмуровал его в стену Каабы, после чего строительство Каабы продолжилось в полном согласии племен.

Участие будущего Пророка в возведении новой Каабы стало символичным событием в общественной жизни города. Мудрость и дипломатический талант молодого Мухаммада, сас, оценили все мекканцы, и, несмотря на молодой возраст, он стал уважаемым человеком и среди старейшин, к мнению которого последние очень прислушивались. Так Аллах соединил в истории двух Своих Пророков. Всего через несколько лет Мухаммад, сас, сделает Каабу центром всего мусульманского мира и объединит всех арабов вокруг Первого Дома Единого Бога – Аллаха, построенного Проком Ибрахимом (Авраамом) и Пророком Исмаилом (Измаилом), предком всех арабов, за несколько тысячелетий до этого события.

Продолжение

Мухаммад, мир ему

Первое откровение

Опубликовано

Фактической религией арабов того на протяжении последних веков после отхода от Единобожия, был так называемый племенной гуманизм. Честь рода и принадлежность к тому или иному роду считались священными, и составляли смысл жизни арабов. Они гордились проявлениями храбрости, благородства, мужества, свято берегли обычаи племен. Вера в честь и достоинство рода были главной движущей силой в Аравии. Судьба и время отождествлялись с понятием Бога.

Арабы и до Ислама использовали слово Аллах для обозначения верховного божества Каабы, то есть, очевидно, остатки былого Единобожия, чистой веры, ниспосланной Аллахом Пророку Ибрахиму, сохранялись в совсем разложившемся виде. Мекканцы, вероятно, признавали существование Бога, но не понимали, что язычество их абсолютно несовместимо с верой в Бога, а потому наравне с упоминанием Аллаха, поклонялись каждый своим идолам, и каждое племя свято чтило, прежде всего, своего идола.

Конечно же, в Мекке были и глубоко мыслящие люди, которые не могли не осознавать бессмысленность и невежественность идолопоклонства и искали духовного развития, стремились постичь и приобщиться к абсолютному Единобожию как единственно логичному пути. Идея Единого Бога витала в воздухе, религиозная атмосфера Мекки предопределением Аллаха была в напряженном ожидании Истины и прозрения и совершенно очевидно, что среди мекканцев были светлые умы, которые чувствовали близость озарения и назревавших перемен.

В семье Мухаммада, сас, все шло своим чередом, он был очень уважаемым и авторитетным человеком в Мекке, дела его процветали. Но с некоторых пор Мухаммад, сас, стал ощущать странные, непонятные ему состояния, некие смутные видения, знаки или явления, которые он позднее сам описывал как подобие снов, являвшиеся ему, как правило, в предрассветное время.
Охваченный тревогой от непонимания своего состояния, пытаясь осознать происходящее с ним, Мухаммад, сас, стал часто уединяться, уходить в горы, оставался на несколько дней в пещере на горе Хира, что близ Мекки. Обычай уединяться на некоторое время в горах был известен у курайшитов и не был чем-то странным для мекканцев. Духовное уединение, молитвы в отдалении от людей практиковались арабами еще со времен Пророка Исмаила, мир ему. В каждом поколении были люди, которые испытывали потребность уединиться на какое-то время для раздумий и молитв. И Мухаммад, сас, в соответствии с этой традицией, брал с собой некоторое количество воды и пищи и уходил на несколько дней в пещеру, проводя их в молитвах и поклонении Богу. Потом он возвращался к семье, раздавал пищу беднякам, навещавшим его, и опять, беря запас еды, уходил в пещеру. Позднее он рассказывал, что в этот период, когда он возвращался из города в пещеру, он будто бы слышал странные голоса, которые произносили: «Мир тебе, о посланник Аллаха!» Когда же он оборачивался, то не видел никого, кто бы мог произнести их ? вокруг были только скалы и деревья.

Шел 610 год, был месяц Рамазан, традиционный месяц духовных уединений в горах. В эти дни с Мухаммадом, которому к тому времени было сорок лет, произошло событие, которое изменило дальнейших ход истории мира. Однажды, бродя в раздумье в окрестностях Мекки, он вдруг услышал, как его окликают: «О, Мухаммад!». Оглянувшись и, никого не увидев вокруг, он испугался и спешно покинул пустынное место. Однако видения продолжались, мусульманская традиция описывает, что первые видения были неопределенными: какие–то голоса, звуковые ощущения, какой-то свет, который напоминал фигуру ангела. Вскоре в голове Мухаммада стали возникать некие рифмованные фразы, смысла которых он не понимал, что еще более тревожило его. Для Мухаммада, сас, никогда не обладавшего поэтическим даром, сложение необычных фраз, настойчиво звучавших в голове, стало сильным потрясением.

И вот в одну из ночей Рамазана он был один в пещере, когда к нему явился ангел в облике человека. Ангел сказал ему: «Икра`а! Читай!». Испуганный Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Тогда, как рассказывал позднее Пророк Мухаммад, сас, ангел взял его и сильно сдавил ему грудь, словно бы хотел вынуть душу из его тела, но потому отпустил его и вновь повелел: «Читай!» Но Мухаммад, сас, вновь возразил ему, что не знает, что читать. Позднее Пророк Мухаммад вспоминал, что «так повторялось три раза: сдавив мне грудь неведомой силой в третий раз, когда мне казалось, что больше не выдержать этих объятий, из моих уст вдруг стали исходить слова, которые шли неизвестно откуда, ибо не принадлежали мне ? они словно бы были записаны в моем сердце и вырывались из него:

Читай, во имя Господа твоего, который сотворил [все сущее], сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой Щедрейший; Который научил [человека] письму пером, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал… (Сура «Сгусток», 96:1-5)

Мухаммад, сас, был испуган и потрясен этим случаем. Он боялся, что тот, кто разговаривал с ним в пещере, был джинном или сатаной. Как только явление исчезло, он тотчас покинул пещеру, быстро направившись в город к дому. Спускаясь с горы, он вдруг услышал над собой: «О Мухаммад, ты Посланник Аллаха, а я Джебраиль». Он посмотрел наверх и в потрясении увидел: в небесах, касаясь ногами линии горизонта, стоял ночной пришелец, тот, кто разговаривал с ним чуть раньше в пещере, но теперь он был уже не в человеческом облике, но ангелом, который закрыл собой весь горизонт и заполнил собой все пространство. Куда бы ни оборачивался Мухаммад, ангел оказывался перед ним. Ангел повторил: «О Мухаммад, ты посланник Аллаха, я Джебраиль, архангел Аллаха». И только после того как ангел исчез, пророк Мухаммад, в крайнем возбуждении от увиденного, смог продолжить путь домой. Он вбежал в дом, сердце это колотилось от испуга и удивления. Увиденное и услышанное им выходило за рамки его понимания, и естественно, что этот неведомый ранее опыт вызвал сильное душевное потрясение. Он боялся, что это джинны овладели его разумом и эти странные явления происходят с ним из-за их внушения.

Он упал на кровать, произнеся дрожащим голосом Хадидже «Укройте, укройте меня!». Через некоторое время, когда дрожь прошла, Пророк Мухаммад, сас, рассказал взволнованной супруге о произошедшем с ним. Хадиджа тотчас же отправилась к своему старому и слепому двоюродному брату, христианину Вараке, чтобы рассказать об увиденном Мухаммадом, сас, в пещере. Варака же, напротив, обрадовался ее словам и со слезами на глазах произнес

«Благословен Господь. Клянусь Тем, кому принадлежит моя душа, к Мухаммаду приходил ангел с откровением от Творца, как приходил он к Мусе. Мухаммад – Пророк для людей. Иди, успокой его. Пусть не будет у него страха».

Хадиджа вернулась домой и передала Пророку Мухаммаду, сас, слова Вараки. Тогда он, немного успокоившись, вернулся в пещеру, чтобы завершить дни своего поклонения Богу. По завершении этих дней он вернулся в Мекку и первым делом пошел к Каабе, чтобы совершить таваф (обхождение). Возвращаясь от Каабы возле запретной Мечети, среди людей он увидел Вараку и подошел к нему, чтобы поприветствовать. Варака попросил его рассказать, что происходило с ним в деталях. Услышав рассказ, Варака повторил ему все то же, что сказал в первый день Хадидже, но добавил:

«Тебя будут называть лжецом, тебя будут считать сумасшедшим, тебя будут преследовать и унижать, они начнут против тебя войну и захотят убить тебя, они изгонят тебя отсюда. И если я доживу до тех дней, я хотел бы быть твоим надежным помощником, ради Аллаха».
Прошло некоторое время. После слов Вараки и поддержки супруги страх и тревога в душе Мухаммада, сас, немного улеглись. К моменту ниспослания второго откровения Всевышнего он уже достаточно окреп духовно. В историографии не сохранилось упоминаний о том, как пришло второе откровение Всевышнего, однако, когда спрашивали Пророка Мухаммада, сас, он отвечал:
“Откровения нисходят ко мне по-разному: иногда Джебраиль принимает вид человека и говорит со мной, как говорят люди, а иногда он является мне в виде крылатого ангела, и я запоминаю все, что он мне говорил. Иногда откровение приходит ко мне как некий звон в ушах, и это самое тяжелое испытание. Звон (гул) прекращался, как только я понимал, что говорилось в послании. Но всякий раз, когда эти состояния проходили, я помнил все как нельзя лучше, как будто это врезалось в мою память».

Второе откровение начиналось с одной буквы «нун», после которой следовала клятва Всевышнего Аллаха; позднее многие суры Корана будут начинаться с особой комбинации букв, смысл которых до сих пор не открылся нам, но, очевидно, что и эти звуковые комбинации имеют свой высший смысл и однажды Аллах откроет их нам. Второе откровение начиналось с буквы «Нун», после которой следовала клятва Всевышнего Аллаха.

Нун. Клянусь пером и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не одержим. Воистину, тебе уготована награда неиссякаемая. И нрав возвышенный тебе дарован. (Сура «Калам», 68:1-4)

После этих двух откровений они прекратились почти на два года. Пророк Мухаммад, сас, Хадиджа и Варака хранили молчание и никому не говорили о том, что происходило с ним. Пророк очень переживал из-за того, что откровения прекратились. Он печалился, что вызвал чем-то гнев Всевышнего и ему более не будет откровений и что он не смог выдержать Господней миссии, а потому Бог покинул его. Он не мог ответить себе на мучивший его вопрос: почему Аллах перестал говорить с ним. Это состояние очень тревожило его, но только по прошествии времени стало понятно, зачем Аллах испытывает нас и для чего нужны были эти сомнения и тревоги. И вот однажды молчание Аллаха закончилось и к Пророку вновь пришло новое откровение, которое успокоило все его страхи и вдохновило сердце:

Клянусь утренним светом, клянусь темнеющим покровом ночи! Не покинул тебя твой Господь и не обиделся, не разлюбил тебя. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее (земная жизнь).
Господь твой непременно одарит тебя, чем будешь ты доволен. Неужто не нашел Он тебя сиротой и не дал тебе приют? Ужель Он не нашел тебя блуждавшим в неведении и не направил тебя на праведный путь? Ужель Он не нашел тебя в лишении и не обогатил тебя? Посему не притесняй сироту и не гони просящего, и возвещай о милости своего Господа. (Сура «Утро», 93:1-11)
Теперь уже Мухаммад, сас, окреп духовно: его не пугали более откровения Всевышнего, и он не испытывал тех страхов и сомнений, что посещали его в первые дни откровений, сомнений в том, не стал ли он одержим джиннами. В этот момент, получив откровение после двух лет тишины, Пророк Мухаммад, сас, был уже готов осуществить то, что Аллах возложил на него – он принял на себя миссию Господнего Пророка и был готов предстать перед своим народом и проповедовать им откровения Аллаха. Варака и Хадиджа все это время были рядом с Пророком, примечательно, что Варака, после того как откровения возобновились, вновь наставлял Мухаммада, сас: «Тебя будут называть лжецом, будут считать сумасшедшим, будут преследовать и унижать, они начнут против тебя войну, но ты страшись лишь Бога»

Пророк Мухаммад, сас, услышав эти слова, был встревожен, но Варака ответил ему словами Евангелия: «…истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Евангелие от Луки, 4:24)

Пророк Мухаммад, сас, в те дни мог предполагать, что путь его призыва не будет легким, что люди будут насмехаться над ним и отрицать его слова, но он всем сердцем принял Господню миссию и начал распространять слово Аллаха мекканцам. И, конечно же, не мог он знать тогда, каким трудным, великим и благословенным будет этот путь, и какие свершения ждут его впереди.

Продолжение

трендовые темы