СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

В этом году исполняется 720 лет со времени основания Османского государства

Опубликовано

Османское государство сыграло важную роль в истории всего человечества.

В этом году исполняется 720 лет со времени основания Османского государства.

1299 год это дата основания Османского государства.

Султан заложивший основу великолепного мирового государства на пути возвеличивания слова Аллаха

ОСМАН ГАЗИ
(1258-1326)

Династия Османов (Османогуллары) происходит из племени Кайы, которая перешла в Анатолию из Средней Азии.

Осман Гази – один из трех сыновей Эртугрула Гази, по прозвищу «Фахруддин» (гордость религии).

По преданиям, еще до его рождения Эртугрулу Гази посредством духовных знаний было известно о будущих великих деяниях сына. Несмотря на то, что Осман Гази был младшим из братьев, за свои выдающиеся способности и свою проницательность в административном деле он был единогласно избран вождем своего племени вскоре после смерти своего отца. Поэты той эпохи описывали его избрание следующими строчками:

Воспрянула религия благодаря тебе.
Ты миру показал исламскую обитель.
Открылась дверь ислама благодаря твоей борьбе, Мухаммада общины великий предводитель…

Так, спустя годы, единогласно избранный вождь своего племени Осман Гази увеличивает доставшиеся ему от отца земли с 4800 кв. км. до 16000 кв. км. Первые монеты были отчеканены в его время.

В течение последующих двух веков после своего образования маленький Оманский бейлик превратился в одно из самых могущественных государств того времени.

Отец Османа Гази, Эртугрул Гази, всю свою сознательную жизнь следовал за своим учителем и духовным наставником Шейхом Эдебали, чье духовное воспитание сделало его зрелым вождем своего племени. По этой причине он очень желал, чтобы и его сын прошел через такое же воспитание своего духовного наставника. Осман Гази, в свою очередь, очень часто навещал Шейха Эдебали и удостаивался молитвами праведника.

Тарикаты тасаввуфа – играли важную роль в Османском государстве ещё со времён бейлика (княжества). Из документов известно, что сын основателя династии Османов Орхан-Гази подарил в 1324 г. земли к востоку от Изника для обитания там дервишей. Все султаны Османского государства принадлежали к тем или иным тарикатам тасаввуфа, старались поддерживать деятельность шейхов и дервишей. Несмотря на трансформацию религиозно-политического значения ислама текке – суфийской обители – и повышение роли улемов в централизации власти при превращении государства Османов в империю, тасаввуф был очень распространён и оставался влиятельным институтом. Так, тарикат Бекташи имел столь сильные связи с янычарами. Османские султаны пользовались поддержкой тариката Бекташи во время своих завоеваний на Балканах.

В период существования Османского государства обнаруживается значительное влияние шейхов тасаввуфа буквально на все области культуры и государственной жизни – управление, народное образование, поэзию и литературу, декоративно-прикладное творчество. Тем не менее, несмотря на тесные связи как правителей, так и двора с различными тарикатами тасаввуфа, он никогда не превращался в политическую идеологию. Иногда государство, как показывает пример бекташи, предпочитало полностью запрещать какое-либо течение, хотя действительные причины запрета этого тариката, конечно, связаны с роспуском янычарского корпуса в 1826 году.

Тарикаты тасаввуфа были своего рода «исламским цементом», который скреплял людей как внутри тариката, так и в исламской умме в целом. В конце XIX – начале XX в. этот институт представлял собой внушительную силу, которую хотели ослабить европейские государства. Так, министр иностранных дел Франции писал французскому консулу в Джидде в 1902 г. о тарикате Шазали, спрашивая его о мощи тариката, его положении при шерифе Мекки и о том, что можно сделать для ослабления тариката. Консул в ответ предлагал создать соперничество между тарикатами.

Таким образом, тарикаты играли важную роль в общественно-политической жизни страны до процессов разрушения халифата, освободительной войны и провозглашения Турецкой Республики. Самыми многочисленными и влиятельными в Анатолии были тарикаты тасаввуфа Накшибандия и Кадирия.

По словам Шейха Мурада Рамзи, «из всех Божественных благ, ниспосылаемых человеку, в особенности бедным, самое ценное заключается в том, что Всевышний приводит их к благородным шейхам».

Абдуррауф хазрат Забиров

 

История и современность

Как раньше боролись с заразными болезнями

Опубликовано

Во времена «черной смерти» ни медики, ни простые люди не понимали, откуда берется и как распространяется страшная болезнь. Тем не менее они применяли меры, актуальные и сегодня: маски, изоляцию, карантин. Специализированное издание немецких фармацевтов рассказывает, как раньше спасались от эпидемий.

 

Pharmazeutische Zeitung (Германия): как раньше боролись с заразными болезнями

 

Урсула Ланг (Ursula Lang)

 

Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.

Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.

Инфекционист Штефан Винкл (1911-2006) создал впечатляющую работу об истории эпидемий, описав различные бактериальные, вирусные или паразитарные инфекционные заболевания. На примере «черной смерти», как часто называли вспышку чумы в XIV веке, можно проследить важные социальные последствия, которые возникали, когда высококонтагиозный, передаваемый блохами возбудитель чумы Yersinia pestis настигал регионы, где ни жители, ни врачи не понимали причин стремительно распространявшейся инфекции.

Закрытие города и обязательное извещение

Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.

Когда в 1352 году «черная смерть» отступила, количество ее жертв составляло около 25 миллионов. И после этого снова и снова случались вспышки чумы то в одном, то в другом городе, ведь никто не понимал, что грязь в жилых помещениях делала их идеальным укрытием для переносчиков чумы — крыс и блох.

Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.

Посещая больных, лекари носили накидку наподобие плаща, перчатки и маску в форме клюва, в который вкладывались травы или смоченная уксусом губка, чтобы защититься от опасного «чумного дыхания» и невидимой заразы.

Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых

Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.

Людям во время чумы настоятельно советовали, по возможности, оставаться дома и избегать массовых собраний. Плохо пахнущий воздух «очищали» с помощью окуривания и благовонных смесей, помещения опрыскивали розовой водой и уксусом. Выходя на улицу, люди нюхали ароматные яблоки и имели с собой емкость с уксусом, чтобы не вдыхать «чумной воздух».

Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.

Уксуса с ароматными травами, такими как шалфей, розмарин, рута и гвоздика, на протяжении веков называли «чумным уксусом».

В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.

Изоляция и карантин

В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.

Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.

Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.

Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.

Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.

Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.

 

Продолжение

История и современность

Эпидемия чумы в Амвасе

Опубликовано

Это событие, которое было предсказано Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, произошло в 18 г.х. во время правления ‘Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Амвас – небольшой город в Палестине, откуда началась сильнейшая эпидемия чумы. Болезнь распространилась по всему Шаму и унесла жизни 25 тыс. мусульман. Среди погибших от страшной болезни был и «хранитель мусульманской общины» Абу ‘Убейда б. аль-Джаррах (Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-нихайа. Т. 7. С. 90).

 

В 639 году молодое мусульманское государство постигло тяжелое испытание в виде чумы и страшного голода. Чума охватила Ирак и Сирию, но особо свирепствовала в Палестине, где в это время находилась значительная часть мусульманской армии с ее главными вождями. В зимнее время военные действия затихали и часть войск с севера Сирии перемещалась в Южную Сирию и Палестину. На этот раз она зимовала в районе Амваса, между Луддом и Иерусалимом, поэтому и чума, поразившая мусульманскую армию, получила называние «амвасской».

Умар, узнав о гибели многих мусульман и наличии бесхозного имущества, выехал в Палестину, но в Сарге, между Табуком и Ма’аном, его встретили амиры сирийского войска и убедили возвратиться, чтобы не заразиться.

Предосторожность была нелишней: первым из амиров заболел Абу Убайда. У него еще хватило сил вывести армию из Амваса и повести ее в более здоровую местность, но по дороге в Джабийу он скончался, оставив заместителем Му’аза б. Джабалу. Му’аз также вскоре заболел и скончался, за ним  последовал  Йазид б. Абу Суфйан. Наконец наместничество перешло к его брату Му’авии. За несколько месяцев чума унесла около 25 000 мусульман, некоторые большие семьи вымирали почти целиком. Об одном роде рассказывается, что в нем из 70 человек осталось лишь четверо.

Чума, видимо, было спровоцирована неурожаем, так как в то же время в Аравии не выпали зимние и весенние дожди, остатки старой травы сгорели под палящими лучами солнца и мертвые степи лежали, словно присыпанные пеплом, отчего и год получил прозвание «год пепла». Скот был съеден, и кочевники  остались без главного продукта питания – молочных продуктов. Десятки тысяч отчаявшихся людей устремились в мединский оазис в поисках пропитания и в надежде получить помощь от халифа. В какой-то момент в Медине собралось 60 000 беженцев. Назревала продовольственная катастрофа.

Умар обязал состоятельных мединцев кормить определенное число беженцев, сам раздавал муку и масло, устраивал коллективные трапезы для голодающих. Сохранилась история о том, как Усман б. Аффан выделил значительную часть своего имущества для спасения голодающих мусульман. Запасов Медины не хватало, и Умар требовал от наместников Сирии, Палестины и Ирака присылать продовольствие.

Несмотря на все старания Умара ⅔ беженцев умерли от голода, не дождавшись зимних дождей. Естественно, что в том году сбор заката не производился, скота осталось так мало, что в следующем году в племени фазара собрали всего 60 голов скота. Умар в это тяжелое время безотлучно находился в Медине, пытаясь решить проблему голода.

Несмотря на последствия этого тяжелого года, мусульмане смогли продолжить победное шествие по землям Византии и Сасанидского Ирана.

 

 

Продолжение

История и современность

Причиной распада Золотой Орды стала эпидемия чумы?

Опубликовано

Юлай Шамиль оглы – татарский ученый, родившийся и выросший в Нью-Йорке. В Музее исламской культуры в Казанском кремле он рассказал о роли природных факторов в истории на примере государства Золотая Орда. Причиной распада Золотой Орды ученый назвал чуму – пандемию, вошедшую в историю как «черная смерть». ИА «Татар-информ» предлагает читателям ознакомиться с тезисами лекции.

Эпидемии чумы – один из самых страшных эпизодов в истории человечества. Самая ранняя известная в истории эпидемия чумы случилась в VI веке на территории Африки, Ближней Азии и Европы. В XIV веке пандемия чумы имела опустошительную силу, ее назвали «черной смертью». По мнению ученых, в Европе ее жертвами стали несколько десятков миллионов человек.

Возбудитель чумы – чумная палочка. Инкубационный период заболевания – 2 – 6 дней. В зависимости от вида чумы летальность составляет 95 – 100 процентов. Даже при правильном лечении умирают 10 процентов заболевших.

Теория о происхождении возбудителя чумы в Китае

С 1894 года начинается новый этап в изучении истории эпидемии чумы. Была выявлена бактерия-возбудитель этой болезни. В середине XX века генетики обнаруживают, что любой живой организм, в том числе бактерии и вирусы, со временем претерпевают генетические изменения, то есть мутации. По мутационным изменениям двух образцов можно определить, сколько времени прошло между этими двумя организмами. Также можно узнать, насколько близки организмы людей или растений. В 2013 году во время исследования чумной палочки Yersinia pestis выяснилось, что бактерия способна отращивать ответвления подобно дереву и она, как люди, размножается.

Пандемия XIV века началась в Китае. Далее она распространилась по Средней Азии, дошла до Крыма, оттуда перекинулась в Константинополь (Стамбул), через Александрию – в Сицилию и направилась в Европу. Возможно, были и другие пути распространения этой бактерии.

Животные – разносчики чумы

Есть несколько версий причины столь быстрого распространения чумной заразы. Ученые также исследуют климатические изменения, потому что эти факторы связаны друг с другом. Животные сыграли большую роль в распространении инфекции. Переносчиками чумы являются блохи, обитающие в шкуре грызунов – сусликов, сурков, крыс. Считается, что человеку инфекция передается через укус зараженной блохи. В этом случае болезнь развивается в течение нескольких дней, может привести к потере рассудка и смертельному исходу. Второй способ заражения – воздушно-капельный. Легочная чума может убить человека за 24 часа.

Пока ученые точно не знают, через какого грызуна и какой вид блох переходит инфекция, об этом идут споры.

Народы верили, что чума – это Божья кара

В XIV – XV веках во время пандемии чумы население Европы сократилось в три раза. Распад Золотой Орды также связан с распространением этой болезни.

Пока доподлинно неизвестно, конкретно каких городов коснулась чума в XIV веке, так как рукописей, связанных с Золотой Ордой, сохранилось очень мало. Об этом пишут лишь в некоторых русских, арабских и итальянских источниках. Но исходя из общей карты можно сказать: недалеко от Алма-Аты, на территории Иссык-Куля в Кыргызстане жил тюркский народ, исповедующий христианство. На территории его обитания было обнаружено большое количество надгробных камней, датируемых 1339 – 1340 годами. После этого в течение 70 лет такие камни не ставили, на этот отрезок времени приходится лишь один камень.

«Я понял, что чума прошла по этим территориям, и сейчас стараюсь доказать, что этот народ вымер из-за чумы», – сказал Юлай Шамиль оглы.

Позже чума перекидывается и на Поволжье. В Булгаре в 1350-х годах надгробные камни ставились в большом количестве, позже, после 1357 – 1358 годов в Поволжье не было найдено ни одного надгробного камня с надписью на булгарском языке.

Эпидемия уничтожала целые народы. Люди не знали, отчего они умирают, думали, что это «божья кара».

Примерно в 1364 годах чума настигает города Сарай (столица Золотой Орды. – Ред.) и Биляр.

«В те же годы разрушаются и целые города. Исчезают некоторое виды ремесленников. Например, на территории Иссык-Куля не остается мастеров по изготовлению надгробных камней и нанесению надписей на камень. Мало того, как мы знаем из истории Европы и Византии, не хватает даже людей для захоронения трупов.

После распада Золотой Орды, в 1430 – 1440 годах появляются ханства, в том числе и Казанское ханство. Но их территории были намного меньше земель Золотой Орды, потому что численность населения сильно сократилось.

Есть также и вопрос климата. Я считаю, что на Северный Кавказ переселились кипчаки, на Средней Волге город Биляр был разрушен», – пояснил ученый.

 

Исчезновение булгарского языка и процесс появления близких к разговорному языку литературных языков

«Язык волжских булгар был близок к чувашскому. Исчезает и сам народ, заселявший Среднюю Волгу, и язык этого народа. Я думаю, что с XIV века начинается процесс кипчакизации жителей Средней Волги.

По моей версии, вместе с исчезновением старых литературных языков появляются другие, близкие к разговорному языку. Надгробные камни, датирующиеся второй четвертью XIV века, имеют надписи на старо-татарском языке. Потому что сюда переселяются представители кипчакских родов. В этот период в Европе усиливается религиозность, люди проявляют интерес к вероисповеданиям.

На Средней Волге в 1350 – 1360 годах было написано произведение «Нахдж эль-фарадис» (автор Махмуд Булгари. – Ред.). Его также называют «Открытая дорога в райские сады». В этом произведении преподаются основы религии ислам. Переписывать его считалось богоугодным делом, потому что кипчаки считали, что они наказаны Аллахом. Но в течение 60 лет после этого на среднем тюркском языке произведения не создаются, они до нас не доходят. Я думаю, это связано с отсутствием технологий и отставанием культуры.

«Нахдж эль-фарадис» написан на немного близком к старо-уйгурскому, архаичном языке. А в произведениях, описывающих рождение Пророка, например маулидах, язык очень простой, его может понять каждый. В научной литературе первые маулиды – специальные произведения для чтения в день маулида – принадлежат перу тюркских поэтов.

Маулид турецкого поэта Сулеймана Челеби «Василятун-наджат» написан в 1409 году. В тюркской литературе это классический пример данного жанра. Маулид Сулеймана Челеби был известен также и среди татар».

Юлай Шамиль оглы в Колумбийском университете изучает восточные языки и культуру, защищает докторскую диссертацию по Золотой Орде. В 1983 – 1984 годах преподает в Университете штата Индиана, в 1989 – 2017 годах – в государственном университете в Висконсине. С 2017 года руководит кафедрой казахского языка и тюркологии в Казахстане.

Автор: Зиля Мубаракшина (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)

Продолжение

трендовые темы