СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Культура

В Татарстане стартует проект «Эхо Казанского кинофестиваля»

Опубликовано

В городах и районах Татарстана пройдут показы фильмов авторов из Ирана, Турции, Индии и Казахстана

В программу проекта вошли 8 фильмов-участников Казанского кинофестиваля-2018.

В Татарстане с 3 декабря стартует проект «Эхо Казанского кинофестиваля», сообщает пресс-служба ГБУК РТ «Татаркино».

В рамках этого проекта в городах и районах республики пройдут показы киноработ авторов из Ирана, Турции, Казахстана, Индии, Египта, Бангладеш. Все они — участники 14-го Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который проходил в столице республики с 4 по 11 сентября.

Татарстанский зритель сможет увидеть фильм-обладатель Гран-при 14-го Казанского фестиваля мусульманского кино «Ласковое безразличие мира» (Казахстан). Также в программу кинопоказов включены такие фильмы, как «Гольнеза» (Иран) — обладатель двух премий КМФМК-2018, «Ксерокопия» (Египет), «Халеф» (Турция), «Халдаа» (Бангладеш), «Любовь и Шукла» (Индия), а также произведения татарстанских авторов «Отчий дом» и «Гульназек — победитель дивов».

В столице республики посетить кинопоказы можно будет с 3 по 9 декабря.

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Новые части сериала “Эртугрул : Возрождение” посмотрели зрители 80 стран

Опубликовано

Как заявил генеральный директор ТРТ Ибрагим Эрен, ТРТ продолжит снимать новые сериалы

Сериал производства  ТРТ «Эртугрул:Возрождение », побивший рейтинги на местном телевидении и весьма популярный за рубежом, продолжает приковывать к себе внимание зрителей.

Очередные, новые части сериала, который не сходит с экранов вот уже 5 -ый  год, были показаны в 80 странах, на 25 языках.

В новом сезоне поменялись декорации и костюмы, а также на 60% сменился актерский состав. Под руководством режиссера Метина Гюная роли исполняют Энгин Алтан Дюзъятан, Хулья Дарджан, Илькер Аксум, Ханде Сорал, Дженгиз Джошкун, Нуреттин Сонмез, Айберк Пекджан, Кайра Шеноджак, Ариф Дирен, Бурчин Абдуллах, Орчун Ийнемли, Эмре Учтепе, Керем Бекишоглу, Али Бухара Мете, Дидем Балчин и другие.

Перед показом 122 части сериала, в Стамбуле состоялся гала-вечер.

Актёры все вместе посмотрели первую часть нового сезона. На показе присутствовал и генеральный директор ТРТ Ибрагим Эрен, который в своей речи отметил, что они планируют и в предстоящем периоде создавать исторические сериалы.

Сериал «Эртугрул: Возрождение» до сегодняшнего дня посмотрели около 3 миллиардов человек.

Османское государство, которое в течение 600 лет господствовало на огромной территории мировой карты, было плодами дерева, посаженного одним великим человеком по имени Эртугрул.

Эртугрул был большим реформатором, который хотел навести идеальный порядок в своём племени, направить соплеменников на истинный путь и воспитать их примерными мусульманами.

Он желал посеять в них семена истинной веры, приучить их к совершению благих деяний и посадить в них ростки, которые в дальнейшем станут пышными зелёными деревьями с многочисленными ветвями.

Эртугрул – это реальная историческая личность, а не легендарный герой, которого обычно описывают в телевизионных драмах. Это великий мусульманин, за которым людям было очень легко следовать, наставник, воспитавший целое поколение отличных воинов, глава племени, который сохранил свой народ.

Результатом его деятельности стало создание Османской Империи – великого государства, которое господствовало на огромной территории почти 600 лет.

Слово Эртугрул (на тюрском Ertuğrul) образовано из двух слов – «er» и «tuğrul». «Er» означает «человек, воин или храбрец», а «tuğrul» означает «орёл» – большая хищная птица. Исходя из этого, значение имени Эртугрул будет таково: «человек-орёл», «воин-орёл» или «храбрая хищная птица».

Происхождение Эртугрула восходит к племени Кай, одного из кыпчакских племён. Слово «кай» переводится как «человек, имеющий силу и власть». Символом племени Кай был сапсан, самая крупная птица семейства соколиных.

Известный турецкий географ и путешественник XVII века Эвлия Челеби — автор десятитомных путевых записок под названием “Книга путешествия” так пишет об Эртугруле Бее:

“Затем идут зияреты Бакы-бея, сына Эртогрул-бея, и Гюзбай Дюзбая, сына Эртогрул-бея. Этих двух братьев их отец Эртогрул отправил в Конью, к султану Ала-эд-Дину. Когда они прибыли, султан Ала-эд-Дин решил, что этот Эртогрул – храбрый газий и мудрый, достойный и славный [правитель]. Он взял их себе на службу, а самому [Эртогрулу] пожаловал знамя и барабан, и назначил Эртогрула главой племени. Он много лет воевал за веру, и потом Эртогрул по воле Божией пал шехидом в битве с императором Бурсы под крепостью Балык-Абад. Теперь Эртогрул похоронен в касаба под названием Сёгют. Султан Ала-эд-Дин тут же отдал знамя, барабан и бунчук маленькому Османчику и сделал его главой племени. Тут же братья Османчика, вышеупомянутые Яти-бей и его старший брат Гюндюз Бай-бей, когда им было отказано быть главами племени, так как эта должность была отдана их брату Османчику, отвернулись от него. Два брата отправились в Крымскую страну. Один из них стал беем Манкыт, а второй Ор-беем. Они много воевали за веру и в конце концов умерли в Крымской стране, и были похоронены рядом с сыном дяди Бай Тоган-ханом.
Татарский народ говорит: “Сыновья дяди рода Османов – родственники наших предков”, и посещают этот зиярет. И действительно, их суждения и слова их аталыков справедливы.
Описание происхождения рода Османов, по словам историков чингизидских татар, греков, арабов и прочих. Род Османов происходит от рода Чингиза, они сыновья дяди Чингиз-хана. 51-м предком рода Османов является Яфет, сын Нуха, мир ему. Всё число их предков по традиции – падишахи и сыновья падишахов. Поэтому они – родственники татарских ханов со стороны дяди. Но со стороны матери их чистое потомство – благородные сеййиды от Хуссейна.
Хан … взял в жены дочь – чистую звезду – госпожу по имени … из благородных сеййидов. От этой девушки его потомки – одновременно и потомки Пророка. Это описано в достоверных источниках. Со времени Эртогрула род Чингизидов – сыновья дяди [роду Османов]”.

Продолжение

Культура

Благородный Шейх Кул Шариф

Опубликовано

Казанское ханство просуществовало более ста лет. Это слишком мало для истории. Но в судьбе татарского народа этот период занимает особое, важное место. Казанское ханство, с одной стороны, продолжает традиции государственности, идущие ещё со времен тюркских каганатов, Хазарского, Болгарского, Кипчакского государств и особенно с Золотой Орды. С другой – этот период наряду с другими татарскими государственными образованиями (Крымское, Астраханское, Касимовское, Сибирское ханства и Большая и Ногайская Орды) вносит значительный вклад в этническое развитие татарского народа, в его культуру. К сожалению, богатые библиотеки, подавляющая часть культурных ценностей Казанского ханства уничтожены завоевателями. Поэтому мы мало знаем о внутренней жизни и людях Казанского ханства и других татарских государств. В таких условиях для нас важен сохранившийся до наших дней каждый факт, каждый документ, каждый памятник старины, каждое имя. Они помогают нам представить прежнюю жизнь нашего народа, восстанавливать картину духовного мира наших предков в той или иной степени.

Когда мы говорим о Казанском ханстве, первым делом мы вспоминаем его правителей и поэтов, таких как Улуг Мухаммад, Мухаммедьяр и другие. И среди них достойное место занимает и Кулшариф. Это имя звучит часто, так же часто оно звучало и ранее, в период самого Казанского ханства. Не зря главную мечеть Казани – соборную мечеть с восемью минаретами, назвали его именем. И назвали ещё и при его жизни. И если сейчас на именитой Кремлевской горке построили величественное здание мечети с множеством минаретов – это не случайно. Это возрождение исторической памяти, проявление огромного уважения к этой великой личности нынешним поколением.

Год рождения Кулшарифа неизвестен. А погиб он 2 октября 1552 года. В легендах говорится, что когда он попрощался с этим миром, ему не было ещё и пятидесяти. Следовательно, год его рождения приблизительно соответствует началу XVI века, его условно можно считать 1503-1506 годами.

В письменных источниках указывается, что Кулшариф был из образованной, знатной семьи. Его родители как будто заранее знали будущее своего ребенка, и дали ему достойнейшее, соответствующее его натуре и сути имя – Кулшариф. «Кулшариф» означает достойный, знатный, уважаемый раб Божий. (В некоторых трудах его имя пишется как Кул Шариф или Шариф Кул.) Кулшариф получил основательное образование, достойное воспитание, и вся жизнь у него проходит на благом пути, он был умным и высоконравственным человеком. Его жизнь и деятельность, как и у Мухаммедьяра, тесно связаны с жизнью Казанского государства.

Во второй четверти XVI столетия Кулшариф всегда находится в центре событий и политических, и общественных, и религиозных, и культурных. Точнее, он принадлежит к тем основным силам, которые определяли жизнь Казанского ханства.

В 1546 году Кулшариф, когда не стало его отца, избирается главой Казанского духовенства (сайидом). В последние годы Казанского ханства, предшествующие его крушению, он непосредственно участвует в руководстве страной, стремится разрешить внутренние и внешние противоречия (особенно противоречия с Москвой) мирным путём. Известно даже, что он в 1551 году руководил Казанской делегацией, которая вела политические переговоры с Москвой. К великому сожалению, охваченный идеями войны и завоеваний Иван Грозный и его приспешники под разными предлогами продолжают свою агрессивную политику. Тогда Кулшариф совместно с другими своими соотечественниками встаёт в ряды защитников отечества, родного Идел-юрта, родного города и героически погибает в этой священной войне. О том, что он и многие образованные люди Казани героически воевали во время защиты города, отмечает в своих воспоминаниях руководивший русскими войсками А.Курбский.

Кулшариф – видный религиозный, государственный и общественный деятель, дипломат. В то же время он и известный поэт. К сожалению, сохранилось лишь малое количество его произведений. Он писал труды и на религиозные темы, об этих трудах мы не знаем ничего, даже их названий.

Любому, кто хоть немного осведомлён о татарской системе образования и её литературе, известна в той или иной степени «Книга Бакыргани». Эта книга, составленная как хрестоматия, антология, издавна была достаточно широко распространена в татарском мире. Их много и в рукописной форме, и в печатной, изданной в Казани. В этой книге, которая использовалась в татарских мектебе как учебное пособие, наряду с произведениями Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Насими, Факири и других тюрко-татарских поэтов средних веков, есть и три стихотворения Кулшарифа, всего 70 строк. Они в жанре газели и мунаджата. В ритмично-интонационном отношении они совершенны, и для них характерно религиозно-суфистическое содержание. В этих поэтических сочинениях лирический герой возвеличивает Аллаха, всей душой стремится к Нему. Автор призывает не увлекаться бренным миром и всегда помнить о смерти. Каждый человек обязан очистить свою душу, не подвергаться сну беспечности, не искушаться мирскими соблазнами и жить в любви к Всевышнему. Газель, которая начинается словами «О, душа» – классический образец татарской суфийской поэзии. Влияние его творчества чувствуется в творчестве многих поэтов, в том числе и у Тукая.

1899 году в Казани издаётся небольшая книга под названием «Кыйссаи Хубби-Ходжа» («Сказание о Хубби-Ходже»). Некоторые учёные считают его произведением Кулшарифа.

 «Кыйссаи Хубби-Ходжа» – произведение лиро-эпического характера. Оно написано в стихотворной форме. Последние две-три страницы – прозой.

Главные герои этого сказания: Хаким Ата Сулейман, его жена Ганбар, сыновья Хубби Ходжа, Асгар и Махмуд. Кроме них в сюжете произведения участвует и авторитетный и благочестивый человек Ахмед Ясави. Важно отметить, что все эти персонажи, в основном, реальные личности. Но они в сказании выступают не как конкретные исторические личности, а как сказочные герои, в романтическом духе. Например, забитые коровы, по воле Хакима Ата и Хубби Ходжы воскресают и начинают есть траву. Хубби Ходжа превращается в птицу как Сак-Сок и становится соратником Хозыр Ильяса. Когда его мать сокрушается, проливает слёзы по поводу утраты сына – это самая эмоциональная часть этого произведения.

В сказании находят выражение достаточно ценные мысли. По мнению автора, родители не должны завидовать своим детям. Хаким Ата к чудесам и премудростям сына относится отрицательно и говорит, будучи оба «мудрецами», мы в одной стране не уживемся. Такая зависть приводит к печальным результатам. Вынужденный разлучиться навечно с родным сыном отец потом сожалеет о своём поступке, погружается в пучину скорби, тоски и печали.

Известно, что жена Хакима Ата Ганбар – дочь знаменитого Богры хана. Однажды она думает, что кожа у её мужа слишком тёмная. Тогда Хакиму Ата по божественному вдохновению приходит мысль: «Выйдешь за того, который будет ещё темнее меня». Так оно и выходит. После смерти мужа Ганбар выдают замуж за пастуха коров (за «чернь») по имени Занги. Он её постоянно бьёт, всячески оскорбляет и унижает. В конце сказания делается такой вывод: «От матери Ганбар осталось такое наследие: жёны, поносящие своих мужей, потом выходят замуж за человека, который будет ещё хуже, или если их муж умирает, они не находят такого, который был у них ранее».

В начале XXI столетия в нашу духовную жизнь возвратилось сочинение Шарифи (Шарифа Хаджитархани) с названием «Зуфарнамаи вилаяти Казан» («Победа Казанского государства», 1550). Составленное из стихов и прозы это сказание – очень важный литературно-исторический памятник. Там в художественно-публицистическом стиле описываются реальные факты и события Московско-Казанской войны. Из произведения явно видно, что автор его – истинный патриот, у него отрицательное отношение к завоевателям и любовь к родному городу – Казани. Произведение «Зафарнамаи вилаяти Казан» некоторые учёные относят к Кулшарифу. Но в действительности авторы этих произведений – разные лица, потому что у них есть разница в образе мышления и в языке и стиле повествования. Шарифи связан с Хаджитарханом, то есть с Астраханью, а Кулшариф – из Казани. И в исторических источниках не упоминается псевдоним Хаджитархани у Кулшарифа. В общем, для того, чтобы их считать одним человеком, пока нет оснований.

Кулшариф – видный представитель нашей истории, культуры. Он оставил неизгладимый след в нашей духовной жизни. И поэтому он живёт в народной памяти. Об этом поэте, религиозном деятеле, видном представителе нашей культуры создаются всё новые произведения искусства и литературы. Поэма «Кулшариф» Ахмата Рашита – одно из таких произведений. Там достаточно полно описывается сложная, противоречивая судьба этого почтенного человека и трагические события тех времен. В конце поэмы автор переходит на прозу и говорит:

«О Аллах! Сопричисляй к лику святых таких наших великих имамов, как Кулшариф сайид, которые в особо тяжелые для нас дни защищали праведную нашу религию, добрые наши обычаи от глумления, и погибших последних наших ханов, которым довелось испытать большие телесные и духовные мучения перед смертью! А этим мучениям обрекли их кафиры».

Перевод Альфира Гафурова.

Хатип Миннегулов,

доктор филологических наук,

профессор кафедры истории татарской литературы Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

Продолжение

трендовые темы