СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

В РОССИИ

Ваххабиты готовили парней к отправке в Сирию

Опубликовано

ФСБ России отчиталась о поимке 18 членов ячейки запрещенной в России радикальной организации «Исламское государство» в Набережных Челнах. Подозреваемые собирались совершить ряд резонансных акций на территории страны и присоединиться к боевикам в Сирии. «Игиловцы» вербовали сторонников и закупали оружие. Спецоперация по задержанию боевиков проводилась совместно с МВД и Росгвардией.

В Набережных Челнах у ваххабитов находился схрон с оружием. Там же поймали одного из участников группы, попытавшегося убежать от сотрудников спецслужб. Вместе с ним были задержаны ещё шесть активных членов ваххабитской группировки.

В пресс-службе ФСБ России рассказали, что были пойманы ещё 11 человек, которые «попали под влияние» членов ячейки, в основном это молодые люди. По 18 адресам силовики провели обыски. Там они обнаружили оружие, боеприпасы к нему, экстремистскую литературу и атрибутику «Исламского государства». Все задержанные являются гражданами Российской Федерации и проживали в основном в Елабуге или Набережных Челнах.

На видео по поимке ваххабитов, распространенном представителями ФСБ, есть фрагмент, где члены ячейки тщательно готовят студию для какого-то видеообращения, вывешивают флаг запрещенной организации. Один из боевиков перед камерой натягивает на голову балаклаву.

Лидером ваххабитского сообщества являлся житель Челнов, ранее судимый за пропаганду международной террористической организации.

Как стало известно, речь идет предположительно о 30-летнем уроженце Набережных Челнов Руслане Нуртдинове, который, к слову, тезка другого Руслана Нуртдинова, который был прозван «GTA-водителем» за то, что перед Новым годом в 2016-м протаранил казанский аэропорт.

Задержанный же «игиловец» окончил Елабужский филиал Казанского государственного технического университета им. Туполева. Проживал в Елабуге. В 2017 году против Нуртдинова было возбуждено уголовное дело. Суд признал его виновным по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Дело в том, что Руслан Нуртдинов делал публикации «Вконтакте», в которых призывал отправлять детей вместо школы в Сирию. Суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно.

Сам Нуртдинов до того, как попался со своими публикациями в соцсетях, работал менеджером в одной из IT-компаний Татарстана.

Руслан Нуртдинов очень активно вел странички «Вконтакте» и в «Фейсбуке». К примеру, короткий адрес Руслана в «ВК» говорит о том, что он очень щепетильно относится к этнической и религиозной идентичности. Там же в соцсети он представлен как член команды проекта «IT-Поволжье» – организация занимается разработкой и продвижением различных сайтов. В группе, посвященной компании, указан адрес регистрации – Елабуга, Казанская, 13. По этому адресу сейчас находятся «Бизнес-инкубатор» и Совет предпринимателей Елабужского района.

В соцсетях Руслан Нуртдинов, помимо продвижения услуг IT-компании, репостил различные публикации, посвященные мусульманской догматике и в целом исламу. В частности внимание главаря ваххабитов привлекали различные изречения о совершенстве Корана и мусульман по сравнению с другими религиозными книгами и представителями иных конфессий.

Пользователь размещал у себя на странице различные видео и тренинги по практике межличностных отношений. Неудивительно, что главаря радикальной ячейки интересовали вопросы манипуляции другими людьми, их убеждение в своей правоте и принуждение к действиям. Руслан Нуртдинов также опубликовал несколько фото со своей маленькой дочкой, которой на вид один-два года.

В своем релизе ФСБ указала, что Нуртдинов и Ко готовили ряд терактов на территории Татарстана. По данным источников нашего издания, взрывать ничего не планировали, акция должна была ограничиться стрельбой — вероятно, по безоружным гражданским.

В «Фейсбуке» Руслан Нуртдинов делился своими мыслями о том, насколько пренебрежительно относится к официальным российским исламским институтам. В частности речь шла о Всемирной исламской конференции в 2016 году в Грозном, которая была посвящена 65-летию первого президента Чечни Ахмада Кадырова. На это мероприятие съехались практически все представители муфтиятов России, в том числе ДУМ РТ. Руслан всех участников конференции назвал у себя на странице «главарями сект».

Съезд представителей российских муфтиятов и других мусульманских организаций в Грозном стал своеобразной вехой в истории идеологического противостояния мусульманским радикальным течениям в России. На съезде была принята фетва, по которой члены таких организаций, как «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», «Братья-мусульмане», а также хабашиты, мадхалиты, салафиты, ваххабиты и другие объявляются сектантами и нежелательными элементами в России. Фетвой был определен комплекс источников и авторитетов, на котором выстраивался фундамент российской мусульманской идеологии.

Как сообщалось «najmnews» Муфтий Духовного управления мусульман Республики Татарстан Шейх Камиль хазрат Самигуллин на заседании Межрелигиозного совета России которое проходило в марте 2018 года предложил признать ваххабизм экстремистской идеологией. Его инициатива была поддержана и нашла отражение в резолюции заседания совета, которая попала в распоряжение корреспондента  «najmnews».

«Обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитские организации – экстремистскими организациями», – говорится в принятой резолюции.

Необходимо остановить процессы, запущенные в мусульманской умме России в 90-е годы, поскольку они приведут к большой крови. А некоторым чиновникам и силовикам не хочется расставаться со своими креслами, поэтому они судорожно пытаются договориться с ваххабитами, вместо того, чтобы вести с ними бескомпромиссную борьбу.

В этих обстоятельствах статьи, выступления и аналитический мониторинг Шейха Камиль хазрата Самигуллина и его команды становятся кошмаром для ваххабитов.
Некоторые чиновники работают против него рука об руку с ваххабитами, поскольку им не нравится антиваххабитская деятельность Духовного лидера мусульман Республики  Татарстан и его команды. Но такая деятельность неизбежна, поскольку Татарстан – это сердце мусульман России.

В наши дни самовольные люди, недостаточно изучившие нашу религию и не в достаточной мере получившие уроки от духовных наставников, не обучавшиеся в образовательных религиозных учреждениях, позволяют себе много несуразного. Они чинят беззакония, начиная от объявления о джихаде и халифате, и заканчивая объявлением мусульман нечестивцами, зачинщиками бид’а (новшеств), объявляют их кафирами (неверным), а также дают фетву на их убийство и творят многие другие бесчинства. Эти неучи, едва выучив на свой лад лишь горстку знания, доходят до такой крайности, что критикуют и обвиняют имамов — глав мазхабов, великих муджтахидов и крупных улемов в незнании того или иного вопроса.

Они самовольно распространяют различные толки и фетвы, тем самым морочат мусульманам головы. Для этого они используют все свои возможности и доступные средства. В социальных сетях они свили себе гнезда, а простаки же доверяют им.

Сегодняшняя чрезвычайно щепетильная ситуация требует от каждого мусульманина бдительности и осмотрительности. К таким типам прежде всего нужно обратиться с вопросами: «Кто ты такой? Где и у кого ты получал знания? Есть ли у тебя соответствующий диплом?».
Обладающие же знаниями должны проявлять активность в этой сфере и, используя все доступные средства, удовлетворять потребности людей в религиозных знаниях. Деятельность таких подстрекателей следует пресекать, не давать им говорить, научно опровергать их высказывания, подкрепляя при этом опровержения доводами и доказательствами, публично разоблачать их козни. Дабы все были правильно осведомлены о нашей великой религии!

Все эти крайне неприятные, печальные события имеют свои социальные, политические, экономические и другие причины. Это общепризнанная истина. Но мы должны признать главную причину и горькую правду: причина всех этих невзгод состоит в том, что среди мусульман нет последовательного, системного изучения Ислама от учителей-наставников, имеющих специальное религиозное образование. Другая причина — односторонность, однобокость, безмазхабничество, бестактность и превышение пределов в религии неграмотными людьми так, как им заблагорассудится.

Да сделает Аллах нас непоколебимыми в наставлении на правильный путь!

Да не даст Он сбиться нам с пути истины и сделает в числе Своих благочестивых и богобоязненных людей, кто удостоится счастья и благоденствия в обоих мирах, достигнув Его довольства!

 

Поскриптум

 

Мухаммад ибн Абдулваххаб (1703-1792) — основатель религиозно-политического течения «ваххабийа» (ваххабизм), возникшего в 18 веке в центральной Аравии. В своих взглядах он вышел за рамки учения Ахлус-сунна валь-джама’а, которое объединяет убежденческие взгляды четырех признанных мазхабов фикха, обрел известность именно своими идеями, крайне противоречащими учениям этих мазхабов. Позже его последователей стали называть ваххабитами. Ваххабиты называют себя «салафитами», поскольку они считают, что придерживаются пути «салафус-салихин» — праведных предков, подразумевая сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и последующих поколений праведных мусульман. В действительности же, ваххабиты (салафиты) — это превысившие все рамки дозволенного заблудшие люди. Они игнорируют исламскую традицию передачи знаний, пытаются толковать аяты Корана и хадисы, не имея достаточных для этого знаний. Преобладающее большинство (джумхур) улемов общепризнанных мазхабов Ахлус-сунна валь-джама’а утверждают, что современный салафизм не имеет ничего общего с образом жизни салафус-салихин — праведных предков. Политическая направленность течения проявляется в том, что его цели и действия радикального характера нацелены на приход к власти.

Ну’айм ибн Хаммад в своей книге «Фитны» приводит следующее: «Наш великий Али ибн Абу Талиб каррамаллаху ваджхаху[1] сказал: “Когда увидите людей с черными флагами, держитесь земли. Не шевелите руками и ногами. Затем появится племя людей. Они слабы, не заслуживают внимания. Их сердца словно ржавчина железа. Они обладают государством. Они не соблюдают верность договорам, не соблюдают заветы. Призывают к истине, но сами они не приверженцы истины. Их имена — это куня.[2] Их происхождение относят к селениям. Их волосы свисают, подобно волосам женщин. В конце концов, они станут разногласить между собой. Затем Аллах субханаху ва та’ала предоставит истину тому, кому пожелает».

هذا الحديث رواه نعيم بن حماد رحمه الله في ” كتاب الفتن ” (573) قال :
حَدَّثَنَا الْوَلِيدُ ، وَرِشْدِينُ ، عَنِ ابْنِ عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : ” إِذَا رَأَيْتُمُ الرَّايَاتِ السُّودَ فَالْزَمُوا الْأَرْضَ فَلَا تُحَرِّكُوا أَيْدِيَكُمْ ، وَلَا أَرْجُلَكُمْ ، ثُمَّ يَظْهَرُ قَوْمٌ ضُعَفَاءُ لَا يُؤْبَهُ لَهُمْ ، قُلُوبُهُمْ كَزُبَرِ الْحَدِيدِ ، هُمْ أَصْحَابُ الدَّوْلَةِ ، لَا يَفُونَ بِعَهْدٍ وَلَا مِيثَاقٍ ، يَدْعُونَ إِلَى الْحَقِّ وَلَيْسُوا مِنْ أَهْلِهِ ، أَسْمَاؤُهُمُ الْكُنَى ، وَنِسْبَتُهُمُ الْقُرَى ، وَشُعُورُهُمْ مُرْخَاةٌ كَشُعُورِ النِّسَاءِ ، حَتَّى يَخْتَلِفُوا فِيمَا بَيْنَهُمْ ، ثُمَّ يُؤْتِي اللَّهُ الْحَقَّ مَنْ يَشَاءُ” .

У каждого, кто прочтет эти строки выше, возникнет естественный вопрос: применимы ли эти слова достопочтенного Али ибн Абу Талиба карамаллаху ваджхаху, переданные шейхом имама Бухари — Ну’аймом ибн Хаммадом в своей книге «Фитны», к тем, кто сегодня называет себя «исламским государством» или нет?

Можно ли из этого произведения уразуметь следующие сопоставимости:

— В книге сказано: «Когда увидите людей с черными флагами». Флаг так называемого «исламского государства» — черный.

— «Держитесь земли», тем самым говорится: «О мусульмане, оставайтесь на своих местах пребывания, не переселяйтесь к ним».

— В книге сказано: «Не шевелите руками и ногами», что означает «не помогайте им имуществом и оборудованием».

 «Затем появится племя людей. Они слабы, не заслуживают внимания». «Слабость» в этой фразе означает, что они слабы в религиозном просвещении, слабы в нравственном отношении, слабы в соблюдении норм нравственности.

— «Их сердца словно ржавчина железа» — они убивают пленных, подвергают пыткам людей, они чрезмерно жестоки.

— «Они обладают государством». До последних почти ста лет никто не говорил об «исламском государстве». Только они провозгласили «исламское государство» на территории Ирака и Сирии.

— Еще почтенный Али сказал: «Они не соблюдают верность договорам, не соблюдают заветы». Это «исламское государство» не соблюдает верность договорам, не соблюдает соглашения и обещания. Например, они не сохранили верность соглашению «Шуайтат». Они нарушили обещание, данное отправленным к ним посланцам, работникам прессы.

— «Призывают к истине». «Исламское государство» тоже призывает к Исламу.

— «Но сами они не приверженцы истины». Чтобы быть из людей истины, следует быть милосердным. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Проявляйте милосердие, и к вам проявят милосердие».

— «Их имена — это куня». Сегодня руководители этого «государства» и другие его видные деятели называют себя такими именами, как Абу Мухаммад, Абу Мусанна, Абу Муслим и другие.

— «Их происхождение относят к селениям»  Багдади, Заркави, Туниси, Йамани, Канади…

— «Их волосы свисают, подобно волосам женщин». Волосы всех боевиков «исламского государства» свисают именно таким образом.

— «В конце концов, они станут разногласить между собой». «Исламское государство» стало противоречить своей главной организации — «ал-Каиде». Они стали разногласить и с «Джабхатун нусра». Между ними состоялись бои, с обеих сторон на одном месте были убиты десятки тысяч человек.

— «Затем Аллах субханаху ва та’ала предоставит истину тому, кому пожелает».[3]

Правильное объяснение Ислама производится подобно этому объяснению. Всевышний Аллах устами мудрого Лукмана сказал:

«О сынок мой! Даже если это [деяние] будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле — приведет его Аллах. Поистине, Аллах — Благосклонно Проницательный [Знающий обо всем до тончайших деталей], Всеведущий» (сура «Лукман», аят 16).

_________

[1] Каррамаллаху ваджхаху — Да облагородит Аллах его лик.

[2] Куня (кунйа) — обычай у арабов звать человека именем его старшего сына — «отец такого-то», «мать такого-то» (Абу — отец, умму — мать).

[3] Ну’айм ибн Хаммад, «Книга фитны» (573).

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В РОССИИ

В столице Дагестана отметили день рождения Пророка Мухаммада

Опубликовано

В городе Махачкале отметили Маулид посланника Всевышнего

Весь исламский мир отмечает день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Двенадцатого числа мусульманского месяца Раби’ аль-Авваль правоверные проводят торжественные мероприятия по случаю появления на свет Божьего Посланника – Маулид ан-Наби. По историческим сведениям, произошло это в Мекке,  в 571 году.

В зале торжеств Сальва собрались мусульманки, чтобы выразить свою радость по этому поводу. На собрание, организованное Муфтиятом Республики Дагестан, пригласили женщин, среди которых депутаты Народного Собрания, руководители СМИ и ВУЗов, представители различных профессий. Гостям рассказали о рождении Пророка, о его жизни и пророческой миссии, причем, не только в форме устного повествования, но и в исламских песнопениях – нашидах.

Также в Центральной Джума-мечети Махачкалы 19 ноября прошло торжественное мероприятие – маулид, посвящённый месяцу Раби’ аль-Авваль, в котором родился любимец Всевышнего Аллаха – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

В маджлисе, на который собрались множество людей, приняли участие Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди, учёные богословы и религиозные деятели республики.

Маджлис открылся чтением аятов из Священного Корана. С приветственным словом к присутствующим обратился ведущий мероприятия, заместитель имама Центральной Джума-мечети г. Махачкалы Мухаммад Майранов.

Перед собравшимися выступили также заместитель Муфтия РД Абдулла Салимов, полпред Муфтията республики в ГТО Махди Абидов, председатель Совета имамов г. Каспийск Абдулла Хидирбеков, председатель Совета имамов г. Махачкалы Закарья Магомедов, имам Табасарнского района Ансар Рамазанов.

Под занавес мероприятия выступил гость республики из Йемена, специалист по фикху и хадисам Халид Ахмад Али ат-Таяяр. Он рассказал собравшимся о жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Завершился богоугодный маджлис коллективной мольбой верующих ко Всевышнему Аллаху.

 

Продолжение

В РОССИИ

Более 300 мечетей передадут ДУМ Крыма

Опубликовано

Более 300 мечетей Крыма будут узаконены в соответствии с законодательством РФ и переданы Духовному управлению мусульман Крыма.

Как  сообщил депутат Госдумы Руслан Бальбек на своей странице в Facebook, из 338 мечетей, построенных при Украине, 286 оказались бесхозными и только 4 мечети были оформлены надлежащим образом.

В 2018 году количество мечетей возросло до 368, из них бесхозными являются 305, но все они за счет бюджетных средств будут узаконены и в дальнейшем переданы в ДУМК.

Депутат уверен, что духовные лица смогут обеспечить надлежащий уход за сооружениями.

Продолжение

В РОССИИ

В мечети Крымских ханов в Бахчисарае возобновилось поклонение Аллаху

Опубликовано

В мечети завершились первоочередные противоаварийные работы, сообщила директор Музея истории и культуры крымских татар Мерьем Сейтумерова

СИМФЕРОПОЛЬ

Мусульмане Крыма спустя два года возобновили проведение молебнов в главной мечети крымских ханов в Бахчисарае. Это стало возможным после завершения первоочередных противоаварийных работ, проведенных в мечети впервые за почти 300 лет, сообщила ТАСС Мерьем Сейтумерова – директор Музея истории и культуры крымских татар, экспозиции которого располагаются в Ханском дворце.

Противоаварийные работы в дворце стартовали после воссоединения Крыма с РФ. В частности, на ханской мечети завершили укладку новой черепицы. В дальнейшем власти Крыма намерены провести масштабную реконструкцию дворца.

“Руководство музея пошло на встречу мусульманской общине…, поскольку мечеть является знаковым объектом для всех крымских татар. Это один из старейших культовых и один из основных духовных центров для народа. Началось проведение молебнов… по пятницам”, – сказала Сейтумерова.

Председатель Госкомитета по охране культурного наследия Республики Крым Сергей Ефимов сообщил ТАСС, что после проведения противоаварийных работ здание соответствует требованиям безопасности. “Мечеть пригодна для проведения служений, она безопасна теперь”, – отметил он.

Главный памятник крымских татар

Ханскую мечеть построил в 1532 году хан Сахиб I Герай (Гирей), она стала первым зданием Ханского дворца. Мечеть пережила пожар 1736 года, после чего ее капитальная реконструкция не проводилась.

Гендиректор Центрального музея Тавриды в Симферополе, председатель комиссии по вопросам культуры и межнациональных отношений Общественной палаты республики Андрей Мальгин рассказал ТАСС, что Ханский дворец и мечеть считаются одними из главных объектов культурного наследия крымских татар.

“Это памятники архитектуры позднего средневековья, выполненные во многих – утраченных на сегодняшний день – техниках. То есть равных им объектов нет на сегодняшний день, поэтому внимание к ним большое, и это оправдано”, – подчеркнул он.

По словам председателя комиссии, первые ремонтные работы, после пожара 1736 года, были проведены перед приездом императрицы Екатерины в 1787 году, а в дальнейшем носили бессистемный характер. Также ремонт проводился в советский период – на более качественном уровне.

Сейчас специалисты подошли к реставрации основательно. В частности, они работали с документами второй половины XX века. “То есть все вопросы изучались, и каждому решению предшествовало серьезное изучение проблемы <…> Ханский дворец ни в коей мере не нарушен. Мы будем иметь тот же объект, который был изначально”, – сказал Мальгин.

История Бахчисарая

Бахчисарай переводится как “дворец в саду”, он затем дал название городу. Дворцовый комплекс был возведен в XVI веке, общая площадь комплекса ранее составляла более 14 га, не считая паркового комплекса, сейчас – не более 4 га.

7 сентября 1820 года Пушкин посетил Бахчисарай и Ханский дворец, затем он написал “Бахчисарайский фонтан” и стихотворение “Фонтану Бахчисарайского дворца”. По данным историков, именно эти произведения помогли сохранить название города, поскольку в 1944 году после высылки крымских татар власти начали изменять все топонимы, связанные с ними.

Среди самых известных объектов Ханского дворца – воспетый Пушкиным “фонтан слез”, к которому он в дар приносил две розы. Эту традицию в музее поддерживают до сих пор: розы находятся в чаше фонтана круглый год.

Комплекс, внесенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в разное время неоднократно подвергался разграблениям и разрушениям. В июне 2017 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что Ханский дворец будет отреставрирован впервые со времен СССР.

По данным правительства Крыма, для программы восстановления внешнего облика Ханского дворца понадобится около 1,6 млрд рублей. В планах, кроме замены кровли мечети, также установка специального каркаса для снятия нагрузки со стен главного корпуса дворца, признанного аварийным, и внутренние реставрационные работы. По оценкам экспертов, для проведения полной реставрации, восстановления росписей требуется 5 – 10 лет.

История Крымского ханства

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО (1441/1443–1783 годы), средневековое государство в Крыму.

Образовалось на территории Крымского улуса Золотой Орды в период её распада. Основатель Крымского ханство — Хаджи-Гирей (1441/1443–1466 годы). Границы Крымского ханства в период его могущества (середина XV века) включали территории Северного Причерноморья от устья Днестра на Западе и до правобережья Дона на Востоке, до реки Ворскла на Севере.

Административное деление Крымского ханства было традиционным для средневековых тюрко-татарских государств и состояло из четырёх крупных владений родов Аргын, Барын, Кипчак и Ширин. От Крымского ханства зависели кочевые владения Едисан, Буджак, Малые Ногаи. В период расцвета ханство делилось на бейлики, которые объединяли земли нескольких поселений и управлялись представителями различных татарских кланов.

Столица — город Бахчисарай — крупный религиозный, политический и торговый центр. Были и другие крупные города: Солхат (Иски-Крым), Кафа, Аккерман, Азак (Азов), Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Гёзлёв, Судак. Все они являлись центрами бейликов и средоточием административной власти, ремёсел, торговли, религиозной жизни.

На землях Крымского ханства жили татары, греки, армяне, караимы, крымчаки; в портовых городах также — итальянские купцы.

Знать именовала себя татарами, иногда с добавлением «крымлы» (то есть крымские), а основное население чаще всего определяло себя по религиозному признаку — мусульмане.

Основным языком в Крымском ханстве был тюркский, на нём осуществлялись также делопроизводство, дипломатическая переписка и литературное творчество; с XVI века в него начали проникать многочисленные османизмы.

Хозяйственное занятия населения Крымского ханство были строго районированы: земледелие, садоводство и виноградарство культивировались в южной предгорной части, полукочевое скотоводство — в степной части Крыма и Северном Причерноморье. Выращивались пшеница, ячмень, просо, рис, чечевица. В садах разводили персики, груши, яблони, сливы, вишню, орехи. Население занималось пчеловодством, рыболовством и охотой. Города, особенно портовые, являлись центрами высокоразвитых ремёсел таких, как железоделательного, оружейного, ткацкого, кожевенного, деревообрабатывающего, гончарного, ювелирного, строительного. Были развиты торговые связи с Турцией, Россией, Польшей, со странами Закавказья. Основными предметами вывоза из Крымского ханство являлись пшеница, мёд, а также рабы; ввоза — оружие, ткани, пряности, предметы роскоши. Известные торговые ярмарки— в Кафе, Гёзлёве, Судаке и Ор-Капу (Перекопе).

Верховная власть в Крымском ханстве принадлежала ханам из рода Гиреев, потомков хана Джучи. Тамгой (гербом) Крымского ханство был знак в виде трезубого гребня, а тугрой — каллиграфически выписанная тамга, сохранившаяся в различных формах в дипломатической переписке крымских ханов. После установления в 1475 году вассальной зависимости Крымского ханство от Турецкой империи здесь образовалась другая система власти. Реальным правителем Крыма являлся турецкий султан, который имел право смещать и назначать ханов, контролировать все международные связи ханства, а также призывать крымские войска в поход. Формально ханы Крымского ханство являлись единовластными монархами, но в действительности их власть была ограничена турецкими султанами и правящими кланами. Ханы скрепляли своей печатью все законы страны и выполняли другие представительские функции. Основой богатства хана был его улус, располагавшийся в долинах рек Альма, Кача и Салгир. Резиденция ханов с конца XV века находилась в Бахчисарае. Вторым по значению представителем Гиреев являлся наследник престола — калга, обычно старший после хана представитель рода. Его резиденция и администрация располагались в Ак-Мечети. Владение калги — калгалык по наследству не передавалось, а являлось государственной собственностью. С 1578 года в Крымском ханстве появился ещё один наследник престола – нураддин, третий по значимости; его владения располагались в долине Альмы в Качи-Сарае. Фактически власть в Крымском ханстве принадлежала татарской знати, в которой выделялись 4 правящих рода: Ширин, Аргын, Барын и Кипчак (Яшлав). Позднее к ним присоединились ногайские кланы Мангыт (Мансур) и Сиджеут. В XVI–XVIII века происходила, вероятно, ротация кланов, когда Мангыты вытесняли кланы Аргын, Кипчак или Барын из властных структур. Формой влияния аристократии на государственные дела был совет при хане — диван. В его состав входили калга, нураддин, ширин-бей, муфтий, представители высший татарской знати во главе с карачибеками из четырёх правящих родов, правители — серакесиры трёх кочевых орд (Буджак, Едисан, Ногаи). Диван ведал всеми государственными делами, а также решал сложные судебные дела, не подлежавшие юрисдикции сословных и местных судов; занимался определением государственных расходов, в том числе на содержание хана и его двора.

Высшую административную и военную власть осуществлял улуг карачибек из рода Ширин, резиденция находилась в Солхате. Обеспечением внешний безопасности государства занимался ор-бек, резиденция в Перекопе. Финансовыми делами и налогами ведал хан-агасы (визирь), а также различные чиновники: казандар-баши, актачи-баши, дефтердар-баши, килларджи-баши. После установления зависимости от Турецкой империи важную роль в жизни Крыма стал играть представитель султана.

Социальная организация знати в Крымском ханстве имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение или взимания определенного налога, за что владельцы были обязаны служить своему сюзерену. Владение разделялось на условное — икта, суйургал и безусловное — тархан (освобождение от всех или части налогов и пошлин). Высший слой знати составляли потомки Гиреев — калга, нураддин, султаны, мурзы, беки и мелкая служилая знать — эмельдяши и сирдаши. Войско Крымского ханство состояло из гвардии хана (капы-кулу) и ополчений татарских кланов, а также войск кочевых племён общей численностью от 4 тысяч до 200 тысяч воинов. Основой армии являлась служилая знать, составлявшая кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооруженных кавалеристов, общая численность которых доходила до 8–10 тысяч человек. В начале XVI века при хане начала формироваться постоянная профессиональная армия по типу турецкой, состоявшая из отрядов пехотинцев, вооруженных мушкетами (джаниссры и тюфенкчи), а также полевой артиллерии (зарбузан). В полевых сражениях и при обороне укреплений применялась артиллерия. Для переправ и сражений на реках использовался боевой и транспортный флот. В XVI–XVIII века отряды крымского хана чаще всего действовали в составе турецких войск. В полевом бою применялись оперативные манёвры, фланговые охваты, ложные отступления. Во время боя татары стремились сохранять дистанцию, поражая противника стрелами.

Основная масса населения состояла из податного сословия, платившего государству или феодалу налоги, главный из которых был традиционный для татарских государств ясак. Существовали и другие налоги, сборы и повинности: поставки провианта войскам и властям (анбар-малы, улуфа-сусун), ямская повинность (илчи-кунак), налоги в пользу духовенства (гошер и закят). Крупные поступления в казну Крымского ханство обеспечивали плата за участие воинских контингентов крымских татар в походах турецких султанов, денежная контрибуция от Польши и России, выдаваемая для предотвращения набегов на свою территорию, а также военная добыча.

Государственной религией в Крымском ханстве был ислам. Главой духовенства являлся муфтий из рода сейидов. Муфтии и сейиды активно участвовали в политической жизни страны, занимались и судопроизводством. В ведении духовенства были также религиозные учебные заведения — мектебы и медресе. В них основная часть населения страны обучалась грамоте и основным канонам религии. Сохранились данные о существовании при медресе и дворе хана рукописных библиотек и переписчиков книг. О грамотности и культуре населения свидетельствуют сохранившиеся предметы с надписями, надгробия с эпитафическими надписями, документы по делопроизводству. Активно развивалась литература. Сохранилось собрание поэм и стихов «Роза и соловей» хана Гази-Гирея. Поэтами были также ханы Богадыр-Гирей и Селим-Гирей. В Крымском ханстве существовала официальная историография. В XVI–XVII веках появились «История хана Сахиб-Гирея» Реммал-ходжи, анонимная «История Дашт-и Кипчака», около 1638 год, «История хана Саид-Гирея» Хаджи Мехмеда Сенаи. Известный фундаментальный труд XVIII века «Семь планет» Сейида Мухаммада Ризы. Основной мотив этих произведений — стремление доказать самоценность татарской истории, определить роль и место крымских ханов в истории Турции.

На высоком уровне развития находились строительное дело и архитектура, например, белокаменный Бахчисарай славился мечетями — Тахталы-Джами (1704 год), Ешель-Джами (1764 год), Хиджи-Джами (1762–1769 года). В Евпатории была создана мечеть Джуми-Джами (XVI век). Строились также мавзолеи (дюрбе) крымских ханов и хан-бике — Турабек-ханум, Менгли-Гирея, Мухаммад-Гирея. Высокого уровня достигло искусство резьбы по камню, изготавливались надгробные камни с растительным орнаментом. Развивалась музыка, известными музыкантами были некоторые представители рода Гиреев, получившие образование в Турции: Сахиб-Гирей, Гази-Гирей.

Население Крымского ханство стало основой формирования современной крымско-татарской нации, заложив её основные политические, культурные и языковые традиции.

Крымское ханство проводило активную внешнюю политику. Укрепив внутреннее положение в государстве, Хаджи-Гирей и его ближайшие потомки воевали с ханами Большой Орды, часто вступали в союз с Русским государством. Однако в этот период резко усилилось влияние Оттоманской империи, которая распространила свою власть на всё побережье Чёрного моря. 1 июня 1475 года турецкий флот захватил Кафу и другие итальянские колонии и готские крепости. С этого времени крымский хан стал вассалом турецкого султана. В первой трети XVI века, по мере усиления Турции и начала экспансии России в Поволжье, обострялись русско-крымские противоречия. Они резко усилились после низложения в Казани русского ставленника Шах-Али и возведения на трон хана Сахиб-Гирея. Возведение на казанский трон Сахиб-Гирея, а затем его младшего брата Сафа-Гирея вызвало череду конфликтов и войн между Москвой и Крымским ханством. Русские военные походы участились после смерти Сафа-Гирея в 1546 году и завершились завоеванием Казани (1552 год). Начались войны Крымского ханство с Россией, в которых главным требованием крымского хана было возвращение в Казань ханов из рода Гиреев. В этих войнах Крымскому ханству оказала поддержку Турция, которая в стремлении расширить своё влияние на Северной Кавказ предприняла безуспешный поход на Астрахань (1569 год). В 1571 году хан Девлет-Гирей подошёл к Москве и сжёг её, но в 1572 году потерпел поражение в битве при Молодях, что заставило его подписать мир с Москвой. Все попытки освободить Казань от русского владычества оказались безуспешными. В XVII–XVIII веках Крымское ханство участвовало во всех военных предприятиях Турецкой империи: в войнах против Венгрии, Речи Посполитой, России, Австрии и Ирана. Неоднократным нападениям крымских войск подвергались территории России, Украины, Польши и Валахии.

В конце XVII века в ходе войны с Турцией Россией были предприняты крымские походы (1687 год, 1689 год), которые окончились безрезультатно. В 1711 году войска Крымского ханство участвовали в войне с Россией, завершившейся Прутским мирным договором, что обеспечило сохранение Крымского ханство. В конце XVIII века завоевательная политика Российской империи привела к череде русско-турецких войн. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 году Крымское ханство перестало быть вассалом Турции и перешло в сферу влияния России. Политика хана Шагин-Гирея (1777–1783 годы) вызвала недовольство населения и аристократии и спровоцировала восстание. Под предлогом того, что новый хан не был утверждён Россией, в Крым были введены русские войска. В 1783 году Крымское ханство было присоединено к Российской империи. 8 апреля 1783 года императрица Екатерина II издала манифест, в соответствии с которым Крым, Тамань и Кубань становились русскими областями. За населением формально были сохранены прежние права, ему обеспечивались мирная жизнь и правосудие. Для Крыма началась новая эпоха — период русской колонизации и постепенного вытеснения татар.

Продолжение

трендовые темы