СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Семейная жизнь

Брак в Исламе

Опубликовано

В Коране есть аяты, в которых содержится Повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. В 21 аяте суры «Рум» сказано:
«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют».
Из этого аята следует, что Аллах Всевышний создал мужчину и женщину друг для друга, явив к ним Свою милость. Соединение их возможно только путем заключения брака – никяха, который разрешает близость между мужчиной и женщиной. Ислам придает большое значение семье. Никях является фундаментом для ее создания. Брак позволяет сохранить в обществе нравственность, воспитать здоровое поколение. Те мужчины и женщины, которые избегают брака, склонны к незаконным связям, что может привести их к наказанию как в этой жизни, так и в будущей.
Пророк (салляллахуалейхи васаллям) говорил:
“Брак — это моя Сунна. Кто избегает моей Сунны, тот не из моих людей…”(ибн Маджа, Никях, 1).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения, как в своей семье. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обращался к молодым людям:
«…У кого есть возможность нести ответственность за создание семьи, пусть жениться. Потому что брак защищает глаза и органы от греховного (харама). У кого нет возможностей для женитьбы, пусть держит пост. Потому что пост для него – это щит» (Бухари, Саум, 43; Никях 1,3).

В зависимости от ситуации, брак может быть для людей как необходимым (фард, ваджиб, сунна), так и запрещенным (харам), и нежелательным (макрух или мубах).
а) Обязательным (фард) является брак для того, над кем нависла опасность впасть в грех, то есть человек, если не женится, совершит прелюбодеяние (зина). Однако для вступления в брак у него должна быть возможность выплаты махра и обеспечения супруги.
б) Для того, кто может впасть в грех, если не женится, брак также необходим (ваджиб). Все, кроме ханафитов, считают, что между фарзом и ваджибом нет разницы.
в) Для того, кто не склонен к греху, заключение брака является сунной. Здесь правоверный свободен в выборе, жениться или не жениться. По мнению имама Шафии, уделять свободное время поклонению Аллаху или заниматься наукой — выше брака. Всевышний Аллах в Коране восхваляет пророка Яхъю (алейхиссалям): “Он велик и целомудрен”. Несмотря на то, что Яхъя (алейхисаллям) имел возможность жениться, он был удостоен похвалы за то, что держался в стороне от женщин.
г) Для того, о ком точно известно, что после брака супруга его попадет в исключительно тяжелые условия, брак запрещён (харам).
д) Для человека, в отношении которого существуют опасения, что он будет угнетать супругу, брак является разрешённым в крайнем случае (макрух).

Итак, правоверным, имеющим возможность жениться, следует это сделать.

По словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы семья была крепкой, нужно внимательно отнестись к выбору будущего супруга/супруги. Он советовал:
«Если тот, чья религия и нрав (ахляк) вам по душе, спросил разрешения жениться на той, кто в вашем попечении, примите его, в противном же случае на земле воцарится раздор (фитна) и большая порча» (Тирмизи, Никях, 3); «При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религиозность (благочестие). Выбери же
ту, которая соблюдает Шариат…» ( Бухари, Никях, 15; Муслим, Радаа, 53).

Культура (адаб) исламского бракосочетания
Обручение – это важный процесс, предшествующий браку, объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Мужчина может сделать это сам, может доверить это членам своей семьи или другим людям. Если ответ девушки или ее семьи будет положительным, то считается, что обручение состоялось. Ислам установил этот обычай, чтобы будущие супруги могли узнать друг друга и их решение было взвешенным и обдуманным. Обручение – это период подготовки к свадьбе. Обручение не является никяхом, любая сторона может расторгнуть его, но без существенной причины этого делать не следует. Если стороны преподнесли друг другу подарки, то в случае расторжения помолвки их возвращают обратно.

Как совершается никях
Никях может быть прочитан на любом языке, понятном жениху, невесте, свидетелям и попечителю. Перед никяхом произносится хутба (проповедь) о значении семьи, ответственности супругов друг за друга, о важности правильного воспитания детей. Это является Сунной Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). При Совершении никяха необходимо огласить имя девушки, имя жениха, имена их отцов, имена свидетелей, имена попечителей (если есть), вид махра и его количество (махр – это обещание мужчины о том, что он преподнесет своей супруге назначенный ею подарок, который может иметь как материальную (деньги, вещи и т.п.), так и нематериальную (некий объем религиозных знаний, поездка в Хадж и пр.) формы; махр не является ваджибом; невесте лучше не назначать слишком большого махра). Затем человек, совершающий процедуру бракосочетания, обращается к невесте: «Бисмиллях ва аля суннати Расулиллахи… Приняла ли ты в мужья такого-то за такой-то махр перед свидетелями». Невеста отвечает три раза: «Да, приняла». Подобный вопрос адресуется жениху, и он отвечает так же, как и невеста. Затем читается дуа. Существует много различных вариантов сделать предложение и принять его, важно только знать, что вопросы невесте и жениху и их ответы должны быть в прошедшем времени.
После этого читается Коран и дуа с пожеланиями крепкой веры, счастья и благополучия. По желанию супругов никях завершается праздничным застольем. Приглашение и угощение гостей являются
сунной Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

Доктор профессор Хамди Дондурен

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Семейная жизнь

Дети в мечети

Очень важно, чтобы дети с малых лет привыкали к мечети

Опубликовано

Представьте себе мечеть, в которой имам во время молитвы вдруг останавливается, и все прихожане ждут, пока какой-то карапуз закончит свою игру. Представьте себе мечеть, в которой имам руководит молитвой с ребенком на руках. Представьте себе мечеть, в которой плач младенца заставляет имама выбрать суру покороче и быстрее закончить молитву.

Именно такой была Мечеть Пророка (мир ему). Это подтверждает следующий хадис. Передается от Шадада, что однажды посланник Аллаха вышел к собравшимся, чтобы прочитать одну из последующих молитв [полуденную или послеполуденную], неся на руках Хасана или Хусейна. Пророк встал впереди, опустил ребенка, произнес такбир и начал молитву. «Во время молитвы он совершил земной поклон, – рассказывает передатчик хадиса, – который длился так долго, что я поднял голову, и увидел ребенка, забравшегося на спину коленопреклоненного посланника Аллаха. Тогда я снова опустил голову. Когда молитва закончилась, люди сказали: «О, посланник Аллаха! Во время молитвы ты совершил земной поклон, который длился так долго, что мы подумали, или что-то случилось, или ты получаешь откровение». «Ни то и ни другое, – ответил он. – просто ребенок забрался мне на спину, и я не хотел мешать ему пока он не наиграется». (Хадис передали Насаи, Ибн Асакир и Хаким).

Сообщается также, что посланник Аллаха (мир ему) молился, держа на руках внучку Умаму. Он клал ее на землю, когда совершал земной поклон, и снова брал на руки, когда вставал. (Передали аль-Бухари и Муслим).

В сборнике хадисов аль-Бухари приводится следующее высказывание пророка Мухаммада: «Иногда, вставая на молитву, я намереваюсь читать ее долго, но услышав плач младенца, я укорачиваю ее, потому что не хочу причинять страданий матери ребенка».

Все это показывает, насколько естественно дети любого возраста чувствовали себя в мечети, и как прекрасно пророк Мухаммад понимал детей, заботился о том, чтобы им там было уютно.

Видим ли мы что-то подобное сейчас? Напротив, мы видим, как малыша, бегающего между рядами молящихся, хватают за руку, и велят ему «сидеть смирно». Или слышим, как женщине с плачущим младенцем говорят: «Сестра, выйди, пожалуйста». В США иногда даже можно увидеть объявление, запрещающее вход в мечеть с детьми.

Нам необходимо следовать примеру Пророка (мир ему), и привлекать детей в мечеть, а не отталкивать их. Для чего?
Для благополучия их матерей, и для будущего наших детей, которые, собственно говоря, и станут в дальнейшем управлять этими мечетями.

Нет детей = нет матерей
Если детей не пускать в мечеть, их матери, естественно, тоже туда не придут. Проводя целые дни дома, среди кричащих детей и домашних забот, куда они могут пойти, чтобы узнать что-то новое, пообщаться, дать возможность детям побегать и поиграть друг с другом, в целом, сменить обстановку? Если не в мечеть, то, вполне вероятно, это будет какой-нибудь торговый центр, где дети наслушаются вульгарной музыки, насмотрятся на неприличные одеяния и манящие соблазнами рекламные плакаты.

Наши мечети должны стать общественными центрами, где матери и их дети могут регулярно встречаться с друзьями, слушать лекции, обсуждать насущные проблемы, будь то возможность оставить детей на время под присмотром няни-мусульманки или средство от простуды.

Нет детей = нет будущего
Если не привлекать детей в мечеть, они пойдут куда-нибудь еще. Например, в мечети детей часто ругают за то, что они шумят, за то, как они одеты или что предпочитают игру в мяч чтению дополнительной молитвы – сунны. Да мало ли за что можно ругать детей. Во дворе же, наоборот, удачная шутка, новая одежда или спортивное достижение вызовут одобрение. Так где, вы думаете, они захотят проводить время?

Детям хорошо там, где им рады. И если мы хотим, чтобы они чувствовали себя частью мусульманской общины, необходимо дать им почувствовать, что им рады в мечети. Если они бегают в молитвенном зале или играют в мяч во дворе, это вовсе не значит, что они «ведут себя неприлично» или «нарушают атмосферу мечети». Скорее это признак того, что мусульманская община процветает, и между детьми завязывается крепкая дружба, которая, в свою очередь, привлечет их сердца и умы к мечети.

Эту связь необходимо развивать и укреплять с самого раннего возраста. Ведь когда они станут постарше, и привыкнут «болтаться с друзьями», может быть уже слишком поздно пытаться привить им вкус к мечети. Так что потерпеть немного шума и игр – это, согласитесь, относительно небольшая жертва ради будущего процветания мусульманской общины.

Так устроены дети
Конечно, маленькие дети могут отвлекать верующих во время молитвы. Вообще, большинству матерей и отцов редко удается помолиться так, чтобы не отвлекали дети, будь то дома или в мечети. Такими уж Аллах создал детей – они переполнены энергией и воодушевлением, и почти лишены самоконтроля. Хорошо зная детскую природу, Пророк (мир ему) научил нас тому, как с ними обращаться. Он исправлял нравы детей (и взрослых) милостью и состраданием. Вот пример того, как Пророк обращался с Анасом бин Маликом, который находился у него в услужении в детстве:

Однажды Пророк отправил Анаса по какому-то поручению. «Я пошел, – рассказывает Анас, – но по пути мне встретились дети, игравшие на улице. Потом пришел посланник Аллаха и положил мне руку сзади на плечи. Я взглянул на него, и увидел, что он улыбается. «Унайс (прозвище Анаса), ты сходил куда я тебя послал?» – спросил он. Я ответил: «О, посланник Аллаха, я уже иду». «Я служил ему девять лет, – рассказывает дальше Анас, – но ни разу он не упрекнул меня, почему я сделал что-то, или, наоборот, не сделал чего-то». (Передал Муслим).

Пророк (мир ему) не бранил Анаса за то, что он забыл о поручении. И вообще за девять лет не отругал его ни разу.

В другом хадисе рассказывается, как к пророку Мухаммаду привели мальчика, который сбивал камнями финики с пальм. «Зачем ты бросаешь камнями в пальмы?» – спросил пророк. «Чтобы съесть финики», – ответил мальчик. «Не бросай камни в деревья, ешь только то, что упало само», – велел ему пророк. Затем он погладил провинившегося по голове и сказал: «О, Аллах, наполни его желудок». (Передает Абу Дауд).

То есть вместо того, чтобы отругать или наказать мальчика, пророк Мухаммад прочитал за него дуа Всевышнему.

Пять полезных советов
В мечети, где есть дети, не обязательно должны царить шум и беспорядок. Вот несколько советов, как следует обращаться с детьми:

1. Делай замечания мягко
Как рассказывал Анас бин Малик, пророк Мухаммад, (мир ему) никогда не использовал бранные и оскорбительные выражения. (Передал Аль-Бухари).

Нужно помнить, что дети безгрешны, а вот взрослые нет. Аллах не наказывает детей за плохое поведение, а нас призывает к ответу за то, как мы обращаемся с детьми.

Наш долг заключается в том, чтобы мягко напоминать детям о существующем в мечети этикете. Но невозможно заставить ребенка. Как, впрочем, и взрослого, беспрекословно повиноваться. Ребенок любого возраста остановится и внимательно выслушает взрослого. Который улыбается, обращается к нему с мусульманским приветствием, и готов проявить интерес к его заботам. И наоборот, дети не станут слушаться, и постараются поскорее убежать, а то и оскорбить человека, который обращается с ними грубо и раздраженно, и сам первый оскорбляет.

2. Предложи помощь
Вместо того, чтобы спокойно смотреть, как отец бежит за своим бойким малышом, или мать пытается успокоить младенца, следует предложить помощь. Вежливое «хотите, я послежу за Вашим сыном, пока вы молитесь» или «давайте я подержу пакет для подгузников» зачтутся вам как саадака – милостыня, а родителям помогут справиться с детьми.

3. Напоминание
В мечетях нужно чаще напоминать – в приветливой манере – родителям и детям о принятых правилах и нормах поведения.

4. Создание благоприятных условий
Почему бы не поставить в комнате для омовений пеленальный столик – это поможет избежать пятен на ковровом покрытии и неприятных запахов в молитвенном помещении. Можно также выделить отдельную комнату или установить загородку для кормящих матерей. Полезно также всегда иметь под рукой пылесос или швабру с тряпкой, чтобы родители сами могли убрать за своими детьми. А книги следует хранить вне пределов досягаемости малышей.

5. Родительская комната
Можно устроить отдельное молитвенное помещение для родителей с детьми, принести туда игрушки и развивающие материалы, организовать дежурство в те дни, когда ожидается особенный наплыв детей – по пятницам, во время чтения молитв Таравих в течение Рамадана или во время лекций. Многие родители будут счастливы возможности спокойно помолиться или послушать лекцию, пока за их чадами, возможно даже за умеренную плату, присмотрят мусульмане-воспитатели.

Давайте же превратим наши мечети в места, где к детям относятся с таким же вниманием, заботой и терпением, как во времена пророка Мухаммада – мир ему и благословение Аллаха.
www.islamnews.ru

Продолжение

Семейная жизнь

Ответственность перед родителями

Опубликовано

Всевышний Аллах повелевал хорошо относиться к своим родителям. Согласно Его велению, все должны заботиться об отце и матери, радовать их. Если один из родителей или оба состарятся рядом с детьми, последние не должны позволять себе даже выдох неудовольствия в адрес престарелых родителей, а обязаны говорить им приятные и радующие душу слова, молиться за них, например, таким образом: «О, Аллах! Отнесись к моим родителям с таким же милосердием, с каким усердием они растили меня в детстве». Всевышний Аллах сообщил, что когда-то брал слово с людей (израильтян) относиться хорошо к своим родителям.
Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в свете аятов сделал важные наставления на тему покорности родителям и заботы о них; «Проявление уважения к своим родителям и забота о них — это то, что радует Всевышнего больше всего». Ни один ребёнок не может выплатить отцу свой долг (когда-то было только одно исключение: выкупить отца из рабства и освободить его).

Право матери
Как сообщает Всевышний, матери, терпя всяческие неудобства, вынашивают ребёнка в своей утробе и рожают его в муках. А воспитание ребёнка — не менее лёгкая задача, чем выносить и родить его.

В одном из хадисов сообщается, что некий человек спросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин тою, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». Этот человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек опять спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Он спросил: «А кто потом?» — и тогда он сказал ему: «Твой отец» (Аль-Бухари и Муслим). Таким образом, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил, что долг перед матерью неизмеримо велик. Задача ребёнка — уважать свою мать и заботиться о ней. И даже, если она не является мусульманкой — об этом говорится в другом хадисе, передаваемом со слов Асмы бинт Абу Бакр ас-Сыддык (разыяллаху анхума), которая рассказывала: «В своё время ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), была многобожницей. Я решила спросить совета у Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и сказала ему: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать с ней отношения? ” Он ответил: “Да, тебе следует делать это!”» (Аль-Бухари и Муслим). Сохранились также свидетельства, что Харис бин Нуман из некого почтенного рода очень хорошо заботился о своей матери, так что однажды Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) увидел такой сон: он был в Раю, и Харис читал там Коран. Пересказывая асхабам свой сон, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал следующее заключение: «Вот таким бывает добро. Харис попал в Рай, потому что хорошо относился к своей матери».

«Половина» матери
Один из людей спросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Всевышнего! Я совершил великий грех. Простится ли он мне после раскаяния? Посланник Аллаха ответил: «У тебя есть родители?»
— Нет.
— А тетя?
— Есть.
— Значит, заботься о ней.

Таким образом, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил, что загладить вину за совершённый грех человек может, заботясь, в случае отсутствия родителей, о своей тёте — «половине» матери.

Радовать родителей
Родители для каждого ребёнка есть способ попадания в Рай, повод войти туда через средние врата. Тех, кто дожил до старости одного или обоих своих родителей и при этом не попал в Рай, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) трижды проклял такими словами: «Да будут они несчастны!» — объяснив, что дети, которые не смогли доставить радость своим престарелым родителям, многое теряют. Так, один из сахабов явился к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и попросил у него разрешения отправиться на джихад. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Этот человек ответил: «Они оба живы». Благородный Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «И ты хочешь получить награду Аллаха Всевышнего?». Этот человек сказал: «Да». Тогда праведный и милостивый Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Так вернись к своим родителям и обращайся с
НИМИ Хорошо!» (Аль-Бухари и Муслим). Таким образом, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) показал, что забота о родителях еще важнее.

Другой сахаб сказал, что дома оставил своих родителей в слезах, желая пойти с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Если ты заставил своих родителей лить слезы, то немедленно сделай так, чтобы они засмеялись». Этот хадис говорит о том, что тот, кто радует своих родителей, заслужит одобрение Всевышнего; тот же, кто огорчает их, привлечёт на себя гнев Аллаха.

Не идти против воли родителей
Идти против воли родителей — очень большой грех. Перечисляя самые страшные грехи, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вторым после непокорности Всевышнему грехом назвал непослушание родителям.

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объявил, что проклинающий и оскорбляющий своих родителей совершает страшный грех. Сахабы удивились: «Как человек может проклинать собственных родителей?». Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Он может браниться в адрес отца другого человека, тот человек — в адрес его собственного отца. Может оскорблять чужую мать, а другой человек оскорбит его собственную. Таким образом, он оскорбляет собственных родителей». Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), который крайне редко употреблял слова проклятия, сказал так;: «Пусть Аллах проклянет того, кто проклинает своих родителей».

После смерти родителей
Долг детей перед своими родителями не прекращается после смерти последних. Есть обязанности, которые необходимо выполнять после того, как родители попрощаются с этим миром.
Так, однажды один из сахабов спросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Могу ли я сделать что-нибудь хорошее для своих родителей после их смерти?». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил ему: «Ты должен молиться за них и просить отпущения их грехов, выполнить их завещание, проведывать и оберегать их родственников, угощать их друзей».

Как молиться за родителей?
Священный Коран учит, что дети должны молиться за своих родителей следующим образом: «О, Всевышний! Заботься о них так, как они заботились обо мне в детстве». Или: «О, Всевышний! В Судный День прости меня, мою мать, моего отца и всех мусульман!».
А кроме того, после смерти родителей, как учит Ислам, от их имени можно давать милостыню. Награда за совершаемые от имени умерших людей благие дела достигнет их душ.

Профессор Яшар Кандемир

Продолжение

трендовые темы