СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

История и современность

Благословенная Палестина

На благословенной земле Палестины жили, умерли и были похоронены множество пророков и праведных людей

Опубликовано

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Не пускайтесь в путь, кроме как с целью посетить три (священные) мечети» (т.е. мечеть аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и мечеть аль-Акса в Иерусалиме)» (Бухари).

На благословенной земле Палестины жили, умерли и были похоронены множество пророков и праведных людей, в то время как другие (из них) проходили через эту землю, оставив на ней свои благословенные следы. Эта земля была местом значительных исторических событий, а также будет местом главных событий незадолго до Судного дня, о чем говорится в Коране и множестве хадисов нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Многие ученые считают, что причина того, что эта область имеет такой высокий уровень перед Аллахом, заключается в том, что она связана со множеством пророков и праведных людей.

Зная о важности этой благородной земли, многие пророки Аллаха покинули свои родные места, чтобы жить на благословенной земле Палестины и молились, чтобы умереть на этой священной земле.

Пример этому – история пророка Мусы (мир ему), который вел свой народ из Египта в Палестину, и согласно его последнему желанию, был похоронен недалеко от Аль-Кудса[1].

В результате особой преданности этому месту сотни сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были похоронены в Палестине. Мы перечислим несколько историй этого святого места и рекомендовали бы читать о жизни этих благородных лиц с намерением напомнить нам об их важной роли в исламской истории и также извлечь уроки из их жизни.

Пророк Ибрагим (мир ему): великий пророк и посланник Аллаха, он носил почетное имя «друг Аллаха», которое дал ему Сам Всевышний[2]. Пророк Ибрагим упоминается в Коране 49 раз – Аллах именует Свою религию, Ислам, верой Ибрагима. В его жизни было много чудесных событий, а также он столкнулся со многими трудностями и испытаниями, который сделали его ближе к Аллаху. Ради его заслуг перед Всевышним из его потомков произошло много великих пророков, включая нашего последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который был потомком его сына Исмаила (мир ему). Ибрагим провел много лет в Палестине, и его могила находится на территории города Аль-Халиль (или Хеврон). Известно, что он жил в этом городе со своей женой Сарой (да будет доволен ей Аллах) и сыном Исхаком (мир ему). Сейчас на этом месте стоит мечеть Ибрагима (Ибрагими Масджид), в которой и находится его могила. Могила его жены Сары также находится на территории этой мечети, недалеко от его могилы.

Пророк Исхак (мир ему): сын Ибрагима (мир ему), также был пророком и продолжил дело своего отца по распространению единобожия среди людей. Коран называет Исхака «даром» Аллаха[3]. Могилы Исхака и его жены Рифаки (пусть Аллах будет ей доволен) также находятся на территории мечети Ибрагима.

Пророк Якуб (мир ему): сын Исхака (мир ему), благородный пророк Аллаха, чье имя упоминается в Коране 16 раз. Он родился в Палестине и провел здесь большую часть жизни. В последние годы жизни он и его семья переехали в Египет по приглашению его сына Юсуфа (мир ему), там же он скончался, однако после его смерти его тело перевезли в Аль-Халиль и похоронили там, согласно его желанию. Могилы Якуба (мир ему) и его жены Леи (пусть будет доволен ей Аллах) также расположены внутри мечети Ибрагима, однако, с недавнего времени мусульмане не могут посещать ту часть мечети вследствие политической ситуации.

Пророк Юсуф (мир ему): один из сыновей Якуба (мир ему), единственный из всех его сыновей, кому было даровано пророчество. Аллах даровал Юсуфу необыкновенную красоту и возвысил его статус, так что он был самым приближенным человеком к правителю Египта. Полный и подробный рассказ о жизни Юсуфа (мир ему) содержится в суре Юсуф в Священном Коране. Согласно исламской традиции, Юсуф (мир ему) также похоронен рядом с Ибрагимом в Аль-Халиле, в средневековом замке, известном как Юсуф-Кала (Замок Юсуфа). Колодец, куда братья Юсуфа бросили его из зависти, находится в Галилее около кибуца Амиад.

Пророк Лут (мир ему): племянник пророка Ибрагима (мир ему): он переселился в Палестину вместе с Ибрагимом. Ему было приказано Всевышним отправиться к людям, которые открыто совершали мерзости и грехи. Лут (мир ему) принес им весть от Аллаха и изо всех сил старался остановить их от совершения грехов. Когда же не осталось никакой надежды на их исправление, Лут обратился к Аллаху с мольбой: «Господь мой! Спаси меня и мою семью от того, что они совершают!»[4]. Аллах спас его и его семью, велев им оставить эту местность, за исключением его жены, которая не была из числа верующих людей и не пожелала пойти с ними. 

После того, как Лут покинул это место, этих людей постигло страшное наказание от Аллаха. Считается, что областью, где обитали эти люди, была территория Мертвого моря, расположенная между Израилем и Иорданией. По приказу Аллаха ангелы подняли землю вместе с жителями высоко в небо, а потом бросили оземь. Поэтому область Мертвого моря считается самым низменным местом на Земле. Поскольку эта область является местом, на которое обрушился гнев Аллаха, исламские ученые не рекомендуют посещать ее ради развлечения и отдыха, туда можно поехать лишь ради посещения могилы пророка Лута (мир ему), расположенной в центре небольшого города под названием Бани Наим, неподалеку от Мертвого моря, в пяти милях к востоку от Аль-Халиля. Есть также святыня, посвященная Луту (мир ему) на юго-востоке Бани Наим, известное как «Макам Наби Ятин» (Святыня правдивого пророка). Местная легенда утверждает, что Лут (мир ему) молился на этом месте, и отпечатки его благословенных ног видны на скале.

Пророк Муса (мир ему): великий пророк и посланник Аллаха, также происходил из рода Ибрагима (мир ему), он упоминается в Коране 136 раз. Муса (мир ему) был благословен Аллахом с самого детства – когда он был спасен от смерти, и потом его воспитала жена фараона. Он удостоился чести общаться с Аллахом напрямую – за это он носил прозвище «Калимулла». В течение жизни он пережил множество испытаний, но остался твердым в следовании своей пророческой миссии. Аллах даровал ему Священное Писание Таурат (Тору) в качестве руководства для людей. Могила Мусы расположена в Макаме Эль-Наби Муса, которая находится в восьми милях к югу от Иерихона и в 12 милях к востоку от Иерусалима в Иудейской пустыне.

Пророк Юнус (мир ему): верный пророк Всевышнего из потомков Якуба. В Священном Коране он также назван «Спутник рыбы»[5], поскольку он был проглочен большой рыбой и провел много времени у нее в животе. В Коране сказано, что пророк Юнус взывал к Аллаху, находясь в животе у рыбы: «Ля иляха илля Анта, Субханака, инни кунту мина з-залимин» (Нет никого, достойного поклонения, кроме Тебя, Свят Ты, поистине, я был одним из нечестивых»)[6]. Несмотря на то, что он был в такой невообразимой ситуации, Юнус (мир ему) не терял веру в Аллаха и надеялся на милосердие Аллаха, Который услышал его, и кит выбросил Юнуса (мир ему) на сушу. После этого, Юнус (мир ему) снова возвратился к своим людям, чтобы вести их к руководству Аллаха. Могила Юнуса (мир ему) расположена в трех милях к северу от Аль-Халиля. 

Пророк Дауд (мир ему): великий посланник, воин и правитель Палестины. Он был царем своего народа в течение 40 лет: 7 лет в Аль-Халиле и 33 – в Иерусалиме. Аллах наградил Дауда прекрасным голосом, которого не было ни у кого другого. Также ему была ниспослана книга Забур (Псалтирь), и когда он читал ее, все творения – люди, джинны, птицы и даже горы присоединялись к его восхвалениям Аллаха. Могила Дауда находится недалеко от Старого города в Иерусалиме, на горе Сион: правда, есть разногласие во мнениях, похоронен ли он там или это просто место, где он когда-то останавливался. Аллах знает лучше! 

Пророк Сулейман (мир ему): сын Дауда (мир ему). Был одарен многими благословениями от Аллаха, включая способность понимать язык животных и повелевать джиннами. Он также был наделен такой властью и могуществом, каких не было ни у кого после него[7]. Сулейман (мир ему) справедливо и мудро правил Палестиной, по его приказу джинны построили храм Аль-Аксу. Некоторые стены и два столба, которые были построены во время Сулеймана, все еще поддерживают Аль-Аксу, их можно видеть в подвале этой мечети. Когда Сулейман (мир ему) должен был умереть, он встал на молитву, опираясь на трость. Так он и умер, но по воле Аллаха, не падал, так что все, включая джиннов, думали, что он жив. Джинны, считая, что он следит за ними, продолжили свою работу, пока Аллах не показал всем смерть Сулеймана (мир ему). Это произошло, когда Аллах приказал, чтобы термиты подточили тростник, на который опиралось тело Сулеймана (мир ему). Место, где пророк Сулейман (мир ему) оставил этот мир, находится на территории Аль-Аксы.

Пророк Иса (мир ему): происходил из рода Дауда (мир ему); он единственный человек в истории, который родился без участия мужчины – таким образом Аллах показал людям, что Он не подчиняется каким-то естественным законам в этом мире и может управлять им по Своей воле. Аллах благословлял Ису (мир ему) на протяжении всей его жизни: начиная с того момента, когда он еще в колыбели заговорил с людьми[8], и до окончания его земной жизни, когда он был взят живым на небо[9]. Все это происходило по воле Аллаха, чтобы показать людям Его могущество. Чтобы разрушить планы врагов, которые желали убить Ису (мир ему), Аллах взял его живым на небо[10], откуда он вернется перед Судным днем, чтобы победить Даджаля и его войско[11]. Место его рождения находится в городе Бетлехем (Вифлеем), где сейчас стоит церковь Рождества; место, где он был вознесен, расположено на Элеонской (Масличной) горе, в Иерусалиме. Там расположена часовня Вознесения.

Пророк Закарийя (мир ему): происходил из рода Дауда (мир ему); был послан пророком к бану Исраиль. Он был  имамом мечети Аль-Акса. Во время богослужения он обратился к Аллаху с мольбой даровать ему праведного потомка, как об этом сказано в Священном Коране: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» («Семейство Имрана», 38). Этот очень набожный человек был опекуном святой Марьям (да будет доволен ей Аллах), матери пророка Исы (мир ему). По преданию, когда иудеи стали его преследовать он сбежал от них и спрятался в огромном дереве. Однако шайтан указал им, где укрылся пророк. Иудеи распилили это дерево вместе с ним. Тогда ему было около 100 лет. Его похоронили в городе Халеб (в Сирии), там же находится его усыпальница, и множество людей посещают эту святыню.

Пророк Яхья (мир ему), сын пророка Закарийи (мир ему). Он родился, когда Закарийя (мир ему) был уже в преклонном возрасте. Яхья (мир ему) с детства призывал людей поклоняться единому Богу — Аллаху. Все время он проводил в богослужении, пока его тело не стало очень слабым. О его смерти рассказывают следующее предание.

В то время правил царь, который очень любил красивых женщин. У него была старая жена, и он хотел жениться на другой. Его жена настаивала на том, чтобы он женился на ее дочери от другого брака. Но царь сказал, что женится на ней только с разрешения пророка Яхьи (мир ему). Яхья (мир ему) не разрешил правителю заключить такой близкородственный брак, и царь разозлился на него. Жена царя настояла на убийстве Яхьи, и по повелению царя пророку отрубили голову. Тогда ему было 75 лет. Голова его, положенная в сундук, похоронена в дамасской Омейядской (центральной) мечети, а тело – на земле Палестины. Во времена правления Валида бин Абдуль-Малика бин Марвана этот сундук был открыт, и халиф поцеловал голову Яхьи (мир ему).

Марьям (да будет доволен ей Аллах), мать пророка Исы (мир ему), чья жизнь была знамением от Аллаха людям[12]. Марьям была единственной женщиной, которая названа по имени в Коране – ей посвящена целая сура, названная по ее имени. Аллах превознес ее выше уровня любой другой женщины в мире[13]. Ее могила расположена в церкви у подножия Элеонской горы в Иерусалиме, недалеко от Аль-Аксы.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) – второй праведный халиф, один из самых знаменитых и влиятельных правителей в истории Ислама. Был одним из самых близких сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). При его правлении под власть мусульман перешел Аль-Кудс, это произошло мирным путем, без кровопролития. Люди всех вероисповеданий смогли жить в этом священном городе и исповедовать свою религию, не опасаясь преследования. Когда халиф вошел в Иерусалим, и местное духовенство показывало ему христианские святыни (в том числе т.н «храм Гроба Господня»), наступило время молитвы. Патриарх предложил халифу помолиться прямо в этой церкви, но Умар (да будет доволен им Аллах) отказался, объясняя это тем, что если мусульмане узнают, что их правитель когда-то совершал в ней намаз, то они захотят завладеть ею. Чтобы выбрать место для молитвы, Умар бросил камень за ограду церкви,  и там, где он упал, он и совершил намаз. Такой поступок халифа показал его уважительное отношение к людям других религий. Мечеть его имени находится прямо напротив христианской церкви Воскресения.

Два сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Шаддад ибн Аус и Убада ибн ас-Самита (да будет доволен ими Аллах). Они похоронены на одном из первых и старейших мусульманском кладбище в Бейтуль-Макдис. Убада был храбрым воином, который участвовал в большинстве завоеваний в этом регионе. После того, как мусульмане взяли власть над Палестиной, халиф Умар назначил Убаду первым учителем религии и судьей для палестинцев. Шаддад был одним из близких людей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он передал от него несколько хадисов. Однажды, когда он еще жил в Медине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал ему благую весть о покорении мусульманами Бейтуль-Макдис и о том, что его потомки будут там имамами[14]. Эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сбылись, и Шаддад провел 69 лет своей жизни в Аль-Кудсе. 

Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), один из самых известных сподвижников Пророка (мир ему и благословение), являл собой прекрасный пример искателя истины – ему пришлось пережить множество трудностей и обойти много земель, пока он не попал в Медину, где встретился с Пророком (мир ему и благословение). Могила Салмана аль-Фариси находится в Аль-Кудсе, на вершине Масличной горы в небольшой мечети. Правда, есть разногласие во мнениях – находится ли здесь его могила, или он лишь останавливался в этом месте. Аллах знает лучше.

Рабия аль-Басрия (Рабия аль-Адавия), да помилует ее Аллах, праведная женщина, которая посвятила всю жизнь служению Аллаху. Она была ученицей шейха Хасана-аль-Басри (да помилует его Аллах). По мнению некоторых историков, Рабия аль-Басрия похоронена внутри часовни Вознесения в Аль-Кудсе. Это то место, где пророк Иса (мир ему) вознесся на небеса.

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был связан с землей  Палестины как никто другой. Достаточно упомянуть такое важное событие в исламской истории, как аль-исра валь-мирадж (ночное путешествие и вознесение), когда наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим, где он возглавил молитву других пророков на территории мечети Аль-Акса, и оттуда же он вознесся на небеса, где удостоился беседы с Аллахом.

Пусть Аллах даст всем нам возможность посетить прекрасную и благословенную землю Палестины, по крайней мере, один раз в нашей жизни. Амин!

__________________

صحيح البخاري، باب من أحب الدفن في الأرض المقدسة أو نحوها [1]

[2] Коран, 4:125

[3] Коран, 6:84; 19:49-50

[4] Коран, 26:169

[5] Коран, 68:48

[6] Коран, 21:87

[7] Коран, 38:35

[8] Коран, 3:46 и 19:30-33

[9] Коран, 3:49

[10] Коран, 4:157-158

صحيح مسلم، باب فِى خُرُوجِ الدَّجَّالِ وَمُكْثِهِ فِى الأَرْضِ وَنُزُولِ عِيسَى وَقَتْلِهِ إِيَّاهُ [11]

[12] Коран, 23:50

[13] Коран, 3:42

المعجم الكبير للطبراني، ح/٧٠١٦، يَعْلَى بن شَدَّادِ بن أَوْسٍ عَنْ أَبِيهِ [14]

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История и современность

Узбекистан – жемчужина Средней Азии

Опубликовано

Исторические памятники Узбекистана – древней родины тюрков – никого не оставят равнодушным.

Узбекистан (в переводе – “страна узбеков”) – область проживания тюркского племени, члены которого назвали себя узбеками в честь одного из потомков Чингисхана – Узбек-хана (1312-1340 годы).

Узбекистан расположен на историческом Шелковом пути и граничит с Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Туркменистаном. Численность населения Узбекистана составляет 31,5 миллиона человек. Благодаря богатым природным ресурсам Узбекистан называют жемчужиной Средней Азии.

Узбекистан занимает седьмое место в мире по добыче природного газа и четвертое – по добыче урана. Кроме того, страна занимает шестое место в мире по производству хлопка и второе – по его экспорту.

После распада Советского Союза в 1991 году Узбекистан обрел независимость. 12 звезд на государственном флаге Узбекистана символизируют 12 провинций страны, а полумесяц – ислам.

За первые шесть месяцев 2017 года Узбекистан посетил всего один миллион иностранцев. Но благодаря красивым городам и изменениям в государственной политике в скором времени Узбекистан превратится в одну из привлекательных для туристов стран.

В Узбекистане находятся величественные исторические здания, которые в свое время впечатлили даже Марко Поло, а города Хива, Самарканд и Бухара включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

До нашего времени дошла легенда о том, что когда в 329 году до нашей эры Александр Македонский увидел Самарканд, он сказал: «Все, что я слышал о красотах города – правда, за исключением того, что он более прекрасен, чем я мог себе представить».

Страна, по территории которой прошли войска трех великих полководцев – Александра Македонского, Чингисхана и Тамерлана, является ничем иным, как настоящим музеем под открытым небом.

Самарканд – второй самый крупный город Узбекистана после Ташкента, и его история насчитывает 2750 лет. Благодаря своей древней истории и уникальным историческим памятникам Самарканд включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Авиакомпания Turkish Airlines, выполняющая ежедневные рейсы в Ташкент, намерена с марта будущего года начать полеты и в Самарканд.

Узбекистан приглашает жителей Турции посетить страну и ознакомиться с ее историческими памятниками, искусством, архитектурой и уникальной природой.

Продолжение

История и современность

О «золотом веке» исламских наук в Улусе Джучи

Процесс становления Ислама в Улусе Джучи растянулся более чем на полстолетия

Опубликовано

Александр Степанченко

Процесс становления Ислама в Улусе Джучи растянулся более чем на полстолетия. Со времен хана Берке немало ученых из мусульманских стран приезжают в Золотую Орду с целью распространения религиозного знания. Сам Берке принял Ислам от шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, известного мистика и богослова.

Но Берке не стремился навязать Ислам силой. Значительная часть населения оказалась не готова к исламизации, продолжая придерживаться традиционных верований древних тюрок. Лишь с приходом к власти хана Узбека, Ислам завоевывает господствующие позиции. В сочинении «Шаджарат аль-атрак» (Родословие тюрков) об этом говорится следующее:

«После восшествия на ханский престол, до истечения 8 лет, он (Узбек) проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12.II.1320—30.I.1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять Ислам».

Мы видим, что, как и в случае с ханом Берке, процесс исламизации в период правления Узбека также проходил под руководством мусульманских ученых. Сохранилось несколько имен ученых, которые внесли наибольший вклад в становление Ислама в золотоордынском государстве. Среди них особое место занимает Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми.

Известно, что он родился в 1259 году в городе Ургенч (Хорезм). По сообщению арабского историка Эннувейри, еще в молодости Эльхарезми покинул отчий дом, отправившись в путешествие по странам мусульманского Востока. Во время своих странствий он занимался изучением логики, диалектики и медицины. Вероятно, в это же время, Эльхарезми изучал также и исламское богословие, т.к. позднее он получил титул имама.

В 1301 году Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм, где стал приближенным наместника Золотой Орды Мелик-Тимура. Благодаря полученным знаниям, Эльхарезми становится одним из самых известных ученых своего времени. О нем стало известно при дворе хана Тохты. Ала-эд-Дин Энноман был приглашен в столицу Улуса Джучи – Сарай, став одним из доверенных лиц хана. В 1312 году Тохта умирает. Среди его наследников начинается борьба за престол.

В этой борьбе Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми активно поддерживает царевича Узбека, о котором восторженно писал современник: «юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец». С приходом к власти Узбека, Эльхарезми становится его ближайшим сподвижником, выполняющим важные дипломатические поручения, в том числе на Ближнем Востоке, в Египте. Благодаря влиянию целой группы мусульманских ученых, работавших в Сарае, Узбек приходит к мысли о необходимости сделать Ислам государственной религией.

Согласно сообщению арабского историка Ибн-ад-Давадари, среди тех, кто повлиял на хана Узбека, упоминается некий кади по имени Нур. По словам ад-Давадари, «именно этот ал-кади подарил Исламу царя Узбека». Еще одно имя, продолжительное время находившееся в забвении – Мухаммад ибн Мухаммад ар-Рази, более известный как ат-Тахтани.

Мусульманский ученый и историк Аль-Джаннаби в своем сочинении «Тухфат ал-ариб ва-хадийат ал-адиб» отмечает, что во времена правления хана Узбека, а затем и хана Джанибека, ат-Тахтани был в числе других улемов, которые содействовали превращению столицы Золотой Орды в «сосредоточие наук». Здесь, в первую очередь, речь идет об исламских науках.

Арабский историк и правовед Ас-Субки, лично знакомый с ат-Тахтани, так описал свои впечатления от этого знакомства:

По словам ас-Субки , ат-Тахтани — «выдающийся имам в рационалистических науках, чье имя прославилось, его слава дошла до далеких стран. Он прибыл в Дамаск…мы подискутировали с ним и нашли его имамом в логике и философии, знатоком в толковании Корана, имеющим общие знания, сверкающим догадливостью. И у него имеются глоссы на «ал-Кашшаф», комментарий на “аш-Шамсийя” по логике».

«Золотой век» мира и благоденствия в Улусе Джучи продолжался весь период правления Узбек-хана и Джанибек-хана (1313−1357). После их смерти наступил период смуты и войн. На протяжении нескольких десятилетий на территории от Дуная до Волги шли ожесточенные сражения за власть. За этот период в Орде поменялось несколько десятков ханов. Некоторые из них правили всего несколько месяцев.

Выдающиеся ученые стали покидать неспокойный Сарай. Они уезжали в Дамаск, Каир, Багдад и другие центры исламской цивилизации. Там они продолжали свою работу в более спокойной атмосфере. Золотая Орда так и не смогла оправиться от затяжного кризиса. Это стало причиной усиления центробежных тенденций в государстве.

Крым и Северное Причерноморье стали новыми политическими, экономическими и военными центрами. Именно здесь в XV веке сформировалось новое тюркское государство – Крымское ханство, ставшее правопреемницей Золотой Орды, в том числе в области культуры, науки и искусства.

Продолжение

История и современность

АСТРОНОМ ГОРОДА БОЛГАРА МАС’УДИ АЛЬ-БУЛГАРИ

В средние века в странах мусульманского мира астрономия была одной из наиболее развитых и популярных естественных наук

Опубликовано

В статье, на основе разнородных источников, описываются развитие в городе Болгар астрономических знаний, обслуживающие не только нужды мусульманских обрядов, но обогатившие астрономическую науку всего мусульманского мира с наблюдениями в стационарных обсерваториях не только в Болгарах, но и в северных широтах. Одним из ярких представителей булгарской астрономии был Мас’уди аль-Булгари.

В средние века в странах мусульманского мира, в том числе в Волжской Булгарии и в Золотой Орде, астрономия была одной из наиболее развитых и популярных естественных наук. Развитию астрономических знаний способствовала необходимость точного определения сторон света и времени для совершения обрядов мусульманской религии. Намазы совершались в точно определенном астрономическом времени.

Эти вопросы были весьма актуальны для города Болгар, который располагался в Среднем Поволжье – на «северном форпосте» (В.В. Бартольд) исламского мира. Краткость ночи летом в этом регионе создавала большие затруднения для совершения всех пяти намазов, становилась причиной различных суждений и споров. Примечательно, что некоторые путешественники посещали данный регион исключительно с целью наблюдения этого явления. Одним из таких путешественников был знаменитый Ибн Батута (1304-1377)[10, с. 296-297], оставивший потомкам свои записи.

Города, разрушенные войсками Бату хана, впоследствии были быстро восстановлены. Восстановление Болгара было обусловлено, прежде всего, политическим обстоятельством – здесь, после завершения Бату ханом западного похода, располагалась его ставка. В городе в 1240-е гг. началась чеканка золотоордынских монет (продолжалась до 30-х годов XIV в.). Во второй половине XIII – первой половине XIV вв. его территория расширилась до 900 тыс. кв.м. Административный центр болгарского улуса превратился в один из важных экономических, культурных и научных центров Золотой Орды [7, с. 194-195].

В Золотой Орде получили большое развитие искусство и наука. В специальных трактатах звездочеты делали определенные теоретические обобщения. Автором одного из них, судя по данным Хаджи Халифа, был Кемаледдинат-Туркмани, который в городе Гулистан в 755 (1354) г. написал комментарии на астрономическое сочинение известного хорезмийского ученого Махмуда ибн Омар ал-Чагмини «Избранные» из астрономии» [10, с.463]. Имя другого золотоордынского астронома – Уруса Ходжи – зафиксировано на надгробном памятнике конца XIV в. в Крыму. На массивном могильном камне имелась надпись: «Могила покойного астролога Урус Ходжи, сына Хасана» [1, c.152-159].
Памятник завершает полушарие, куда выбитыточечные углубления, как пишет московский искусствовед С.Ю.Червонная, «совокупность которых воспринимается как плеяда звезд на небесном куполе» [11, с.115].

Активный исследователь золотоордынских городов Л.Л. Галкин в статье, специально посвященной астрономическим знаниям в Золотой Орде, на основе исследования рисунков на золотоордынских монетах и изучения состояния астрономической науки в сопредельных и дальних странах, с которыми Золотая Орда поддерживала тесные связи, приходит к выводу о том, что «в Улусе Джучи, по меньшей мере, с эпохи хана Узбека проводились астрономические наблюдения, устанавливалось положение точки весеннего равноденствия на эклиптике для данного времени. Наряду с наличием немногих находок астрономических инструментов это позволяет допустить, что астрономические взгляды в Золотой Орде находились на уровне астрономических знаний и представлений своего времени» [3, с.171-184]. В золотоордынских городах, в том числе и в Болгаре, найдены остатки астрономических инструментов и следы обсерваторий [4, с. 69-75].

Информация о больших достижениях астрономов Золотой Орды запечатлена в художественных произведениях поэтов и писателей. Это, прежде всего, Саиф Сараи (1321-1396), который в своем бессмертном произведении «Сухайль и Гульдурсун» (имя парня и девушки) как бы невзначай, как о совершенно естественном, обычном явлении, пишет, что девушка – героиня поэмы крутится около своего возлюбленного, как Земля вокруг Солнца [9, с. 280].

Другой поэт – Кутб – в своем произведении «Хосров и Ширин» (1342 г.) пишет о далеких мирах, о том, что каждая звезда – это особый мир, между ними – большие расстояния, а во Вселенной существует вечное движение. Одна глава поэмы так и называется: «Движение во Вселенной» [8, с.27-30].

Между тем в Европе только спустя двести лет пришли к подобным научным открытиям. Однако европейское общество во главе с католической церковью по-другому реагировало на эти открытия. Труд Николая Коперника (1473-1543) подвергся долгому запрету и забвению. Джордано Бруно (1548-1600) за это открытие поплатился своей жизнью.

Как известно, в исламе совершению намазов точно в определенное время придавалось чрезвычайно большое значение. Поэтому практически повсеместно в мусульманском мире, начиная с XI века, при крупных мечетях появилась специальная должность хранителя времени, которую занимали астрономы. При соборной (джами) мечети Болгар также имелась должность хранителя времени. В первой половине XIV в. эту должность занимал известный астроном Мас’уди.

Видный арабский ученый, географ, историк и энциклопедист Ибн Фадлаллах ал-Омари (1301-1349) писал, что такие приборы, как астролябия, секстант, квадрант, использовались в золотоордынском Болгаре для наиболее точного определения времени: «Один из известнейших городов его (Кипчака, т.е. Золотой Орды – Г.Д.) – Болгар; самая короткая ночь его (делится) на 4 1/2 часа. Хасан Ар-Руми рассказывает (следующее): «потом я расспросил об этом» Мас’уди, определителя времени (молитв) в Болгаре. «Мы исчислили ее, – сказал он, – посредством астрономических инструментов и нашли, что оно (длится) 4 1/2 часа с небольшим. Что касается «касабы» Акикула, то мы (и там) делали наблюдения над ним и нашли, что самая короткая ночь там (длится) 3 1/2 часа» [10, с. 237].

Вместе со своими учениками астроном Мас’уди, используя приборы типа астролябии, квадранта, секстанта, вел наблюдения за небесными светилами в 700 верстах от Болгара, на севере, в районе Акикула-Афикула. В последние годы пермскими археологами исследовано Рождественское городище (по средневековым арабским источникам “касабаАфикул”) — важным раннегородским центром Предуралья, где жили булгары-мусульмане [2, с. 109-133].

Мас’уди умел заранее вычислять место и время таких астрономических явлений, как затмение солнца, луны, появление комет, движение планет и т.д. Ученые из мусульманских центров не имели возможности выполнять такую работу для северных широт. Упомянутый Ибн Фадлаллахом ал-ОмариМас’удБулгари был не только «определителем времени», но и известным астрономом своей эпохи. Об астрономических наблюдениях, производимых звездочетами г. Болгара на севере в 700 верстах, имеются и другие свидетельства, источники (например, турецкого библиографа XVII в. Хаджи Халифа) [12, с.789].

Одна из практических задач мусульманских астрономов заключалась в определении в населенном пункте направления на Мекку. Для решения этой задачи использовались методы, разработанные греческими и индийскими астрономами, особенно сферическая тригонометрия. Важно отметить, что в Болгаре практически все общественные сооружения: мечети, мавзолеи, здания благочестия, бани – были построены с точным учетом сторон света.

Таким образом, Мас’уди является известным ученым-астрономом золотоордынской эпохи -первой половины XIV в., он проживал в Болгаре – в административном центре болгарского улуса, исполнял обязанности астронома при соборной мечети. Это период расцвета Золотой Орды (период Волжской Булгарии в истории завершается 1236 годом). Благодаря его изысканиям, в рассматриваемый период золоордынский город Болгар был одним из центров мусульманского мира по точному астрономическому определению времени путем наблюдения за небесными светилами.

Г.М. Давлетшин

Литература

1. Акчокраклы О. Старо-крымские 1. Akchokrakly O. Staro-krymskienadpisi (poraskopkam надписи (по раскопкам 1928 г.) // 1928 g.) // IzvestijaTavricheskogoobshhestvaistorii, arheologii i
Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь, 1929. Т. III (60). С. 152—159.
2. Белавин А.М., Иванов В.А. Восход золотого полумесяца над восточной Европой (начальные этапы утверждения ислама в Урало-Поволжье). Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 135 с.
3. Галкин Л.Л. Археологические свидетельства астрономических знаний Улуса Джучи // Историко-астрономические исследования. Вып. XIX. М.: «Наука», 1987. С. 171-184.
4. Давлетшин Г.М. Астрономические знания и инструменты в Золотой Орде. // Наследие ислама в музеях России: изучение, атрибуеия, интерпретация: материалы научно-практической конференции 3-4 декабря 2009 г. -Казань: Изд-во МО иН РТ, 2010. -С. 69-75.
5. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань: Таткнигоиздат, 2004. С.296-302.
6. История татар с древнейших времен в семи томах. Т. II Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006. С.170-171.
7. История татар с древнейших времен в семи томах. T.III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII -середина XV в. – Казань, 2009. С.194-195.
8. Котб. ХесрэYвэ Ширин. Казан: “МэгарифНэшрияты, 203. 367.
9. Сараи Сэйф. Гелестан. Лирика. Дастан. – Казан: Татар. Кит. Ншр., 1999. 296 с.
10. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: В 2 т. Т.1. СПб., 1884. С. 296.
11. Червонная С.Ю. Мусульманская эпиграфика (резные надгробные камни) в Крыму. – Татарская археология. – 1997. – № 1. – С. 107 – 128.
12. Kurat A.N. Bulgar // IslamAnsiklopedisi. Istanbul, 1920.
jetnografii. Simferopol’, 1929. T. III (60). S. 152—159.

Продолжение

трендовые темы