СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Культура

Благородный Шейх Кул Шариф

Опубликовано

Казанское ханство просуществовало более ста лет. Это слишком мало для истории. Но в судьбе татарского народа этот период занимает особое, важное место. Казанское ханство, с одной стороны, продолжает традиции государственности, идущие ещё со времен тюркских каганатов, Хазарского, Болгарского, Кипчакского государств и особенно с Золотой Орды. С другой – этот период наряду с другими татарскими государственными образованиями (Крымское, Астраханское, Касимовское, Сибирское ханства и Большая и Ногайская Орды) вносит значительный вклад в этническое развитие татарского народа, в его культуру. К сожалению, богатые библиотеки, подавляющая часть культурных ценностей Казанского ханства уничтожены завоевателями. Поэтому мы мало знаем о внутренней жизни и людях Казанского ханства и других татарских государств. В таких условиях для нас важен сохранившийся до наших дней каждый факт, каждый документ, каждый памятник старины, каждое имя. Они помогают нам представить прежнюю жизнь нашего народа, восстанавливать картину духовного мира наших предков в той или иной степени.

Когда мы говорим о Казанском ханстве, первым делом мы вспоминаем его правителей и поэтов, таких как Улуг Мухаммад, Мухаммедьяр и другие. И среди них достойное место занимает и Кулшариф. Это имя звучит часто, так же часто оно звучало и ранее, в период самого Казанского ханства. Не зря главную мечеть Казани – соборную мечеть с восемью минаретами, назвали его именем. И назвали ещё и при его жизни. И если сейчас на именитой Кремлевской горке построили величественное здание мечети с множеством минаретов – это не случайно. Это возрождение исторической памяти, проявление огромного уважения к этой великой личности нынешним поколением.

Год рождения Кулшарифа неизвестен. А погиб он 2 октября 1552 года. В легендах говорится, что когда он попрощался с этим миром, ему не было ещё и пятидесяти. Следовательно, год его рождения приблизительно соответствует началу XVI века, его условно можно считать 1503-1506 годами.

В письменных источниках указывается, что Кулшариф был из образованной, знатной семьи. Его родители как будто заранее знали будущее своего ребенка, и дали ему достойнейшее, соответствующее его натуре и сути имя – Кулшариф. «Кулшариф» означает достойный, знатный, уважаемый раб Божий. (В некоторых трудах его имя пишется как Кул Шариф или Шариф Кул.) Кулшариф получил основательное образование, достойное воспитание, и вся жизнь у него проходит на благом пути, он был умным и высоконравственным человеком. Его жизнь и деятельность, как и у Мухаммедьяра, тесно связаны с жизнью Казанского государства.

Во второй четверти XVI столетия Кулшариф всегда находится в центре событий и политических, и общественных, и религиозных, и культурных. Точнее, он принадлежит к тем основным силам, которые определяли жизнь Казанского ханства.

В 1546 году Кулшариф, когда не стало его отца, избирается главой Казанского духовенства (сайидом). В последние годы Казанского ханства, предшествующие его крушению, он непосредственно участвует в руководстве страной, стремится разрешить внутренние и внешние противоречия (особенно противоречия с Москвой) мирным путём. Известно даже, что он в 1551 году руководил Казанской делегацией, которая вела политические переговоры с Москвой. К великому сожалению, охваченный идеями войны и завоеваний Иван Грозный и его приспешники под разными предлогами продолжают свою агрессивную политику. Тогда Кулшариф совместно с другими своими соотечественниками встаёт в ряды защитников отечества, родного Идел-юрта, родного города и героически погибает в этой священной войне. О том, что он и многие образованные люди Казани героически воевали во время защиты города, отмечает в своих воспоминаниях руководивший русскими войсками А.Курбский.

Кулшариф – видный религиозный, государственный и общественный деятель, дипломат. В то же время он и известный поэт. К сожалению, сохранилось лишь малое количество его произведений. Он писал труды и на религиозные темы, об этих трудах мы не знаем ничего, даже их названий.

Любому, кто хоть немного осведомлён о татарской системе образования и её литературе, известна в той или иной степени «Книга Бакыргани». Эта книга, составленная как хрестоматия, антология, издавна была достаточно широко распространена в татарском мире. Их много и в рукописной форме, и в печатной, изданной в Казани. В этой книге, которая использовалась в татарских мектебе как учебное пособие, наряду с произведениями Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Насими, Факири и других тюрко-татарских поэтов средних веков, есть и три стихотворения Кулшарифа, всего 70 строк. Они в жанре газели и мунаджата. В ритмично-интонационном отношении они совершенны, и для них характерно религиозно-суфистическое содержание. В этих поэтических сочинениях лирический герой возвеличивает Аллаха, всей душой стремится к Нему. Автор призывает не увлекаться бренным миром и всегда помнить о смерти. Каждый человек обязан очистить свою душу, не подвергаться сну беспечности, не искушаться мирскими соблазнами и жить в любви к Всевышнему. Газель, которая начинается словами «О, душа» – классический образец татарской суфийской поэзии. Влияние его творчества чувствуется в творчестве многих поэтов, в том числе и у Тукая.

1899 году в Казани издаётся небольшая книга под названием «Кыйссаи Хубби-Ходжа» («Сказание о Хубби-Ходже»). Некоторые учёные считают его произведением Кулшарифа.

 «Кыйссаи Хубби-Ходжа» – произведение лиро-эпического характера. Оно написано в стихотворной форме. Последние две-три страницы – прозой.

Главные герои этого сказания: Хаким Ата Сулейман, его жена Ганбар, сыновья Хубби Ходжа, Асгар и Махмуд. Кроме них в сюжете произведения участвует и авторитетный и благочестивый человек Ахмед Ясави. Важно отметить, что все эти персонажи, в основном, реальные личности. Но они в сказании выступают не как конкретные исторические личности, а как сказочные герои, в романтическом духе. Например, забитые коровы, по воле Хакима Ата и Хубби Ходжы воскресают и начинают есть траву. Хубби Ходжа превращается в птицу как Сак-Сок и становится соратником Хозыр Ильяса. Когда его мать сокрушается, проливает слёзы по поводу утраты сына – это самая эмоциональная часть этого произведения.

В сказании находят выражение достаточно ценные мысли. По мнению автора, родители не должны завидовать своим детям. Хаким Ата к чудесам и премудростям сына относится отрицательно и говорит, будучи оба «мудрецами», мы в одной стране не уживемся. Такая зависть приводит к печальным результатам. Вынужденный разлучиться навечно с родным сыном отец потом сожалеет о своём поступке, погружается в пучину скорби, тоски и печали.

Известно, что жена Хакима Ата Ганбар – дочь знаменитого Богры хана. Однажды она думает, что кожа у её мужа слишком тёмная. Тогда Хакиму Ата по божественному вдохновению приходит мысль: «Выйдешь за того, который будет ещё темнее меня». Так оно и выходит. После смерти мужа Ганбар выдают замуж за пастуха коров (за «чернь») по имени Занги. Он её постоянно бьёт, всячески оскорбляет и унижает. В конце сказания делается такой вывод: «От матери Ганбар осталось такое наследие: жёны, поносящие своих мужей, потом выходят замуж за человека, который будет ещё хуже, или если их муж умирает, они не находят такого, который был у них ранее».

В начале XXI столетия в нашу духовную жизнь возвратилось сочинение Шарифи (Шарифа Хаджитархани) с названием «Зуфарнамаи вилаяти Казан» («Победа Казанского государства», 1550). Составленное из стихов и прозы это сказание – очень важный литературно-исторический памятник. Там в художественно-публицистическом стиле описываются реальные факты и события Московско-Казанской войны. Из произведения явно видно, что автор его – истинный патриот, у него отрицательное отношение к завоевателям и любовь к родному городу – Казани. Произведение «Зафарнамаи вилаяти Казан» некоторые учёные относят к Кулшарифу. Но в действительности авторы этих произведений – разные лица, потому что у них есть разница в образе мышления и в языке и стиле повествования. Шарифи связан с Хаджитарханом, то есть с Астраханью, а Кулшариф – из Казани. И в исторических источниках не упоминается псевдоним Хаджитархани у Кулшарифа. В общем, для того, чтобы их считать одним человеком, пока нет оснований.

Кулшариф – видный представитель нашей истории, культуры. Он оставил неизгладимый след в нашей духовной жизни. И поэтому он живёт в народной памяти. Об этом поэте, религиозном деятеле, видном представителе нашей культуры создаются всё новые произведения искусства и литературы. Поэма «Кулшариф» Ахмата Рашита – одно из таких произведений. Там достаточно полно описывается сложная, противоречивая судьба этого почтенного человека и трагические события тех времен. В конце поэмы автор переходит на прозу и говорит:

«О Аллах! Сопричисляй к лику святых таких наших великих имамов, как Кулшариф сайид, которые в особо тяжелые для нас дни защищали праведную нашу религию, добрые наши обычаи от глумления, и погибших последних наших ханов, которым довелось испытать большие телесные и духовные мучения перед смертью! А этим мучениям обрекли их кафиры».

Перевод Альфира Гафурова.

Хатип Миннегулов,

доктор филологических наук,

профессор кафедры истории татарской литературы Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Любители шаурмы, объединяйтесь против Израиля

Опубликовано

Кому из нас не нравятся этот деликатес? В детстве я просил владельца закусочной заправить ее маслом и добавить побольше майонеза и соленых огурцов, а во снах видел этот огромный вертел с мясом. Традиционная арабская шаурма стала популярна во всем мире. Но коварный Израиль снова решил оккупировать арабов, называя шаурму своим национальным блюдом.

Al Jazeera (Катар): любители шаурмы, объединяйтесь против Израиля

Кому из нас не нравятся этот деликатес? Это моя любовь с детства: я всегда брал из холодильника лепёшку и шел в новую закусочную в нашем квартале при лагере Ярмук, чтобы купить шаурму за пять сирийских лир. Я просил владельца закусочной заправить ее маслом и добавить побольше майонеза и соленых огурцов, чтобы шаурма стала ещё вкуснее. Этот вертел, установленный перед прилавком, первое, что бросилось мне в глаза, когда я покидал несчастный лагерь Ярмук после трехлетней осады. Он напомнил мне о вертеле из моего сна, который был настолько велик, что мог прокормить всех голодных в нашем поверженном лагере.

Да, уважаемые господа, это шаурма. Я не ожидал, что однажды стану размышлять об истории этого блюда, откуда оно к нам пришло и кто его придумал. Я не ожидал, что придет время, когда я буду искать секрет этого популярного по всему миру восточного блюда, изучать, откуда оно начало покорять все уголки земли, превзойдя многие другие виды фастфуда. Я предполагаю, что мы все любим шаурму и знаем, что это восточное блюдо, приготовленное из телятины, мяса верблюда или ягненка со специями. Мясо нанизывают вертикально, после чего его обжаривают на газовом или электрическом устройстве или на огне. Левант, особенно Сирия, славится своей шаурмой из курицы.

Происхождение этого блюда восходит ко временам Османского халифата: турки первыми изготовили шаурму и привезли ее в остальные страны. Говорят, что однажды один турок, отправившийся в паломничество, остановился в Леванте. Во время отдыха он взял немного мяса и начал готовить шаурму, научив одного сирийца. 150 лет назад житель Бурсы турок Мухаммед Искандер стал первым в мире человеком, который приготовил шаурму с помощью так называемого «вертела». Его потомки пошли по его стопам, и во многих заведениях до сих пор готовят «Искандер-кебаб», лидер среди разновидностей шавермы.

По другой версии, благодаря выходцу из Турции Кадыру Нурману шаурма превратилась в популярное во всем мире блюдо, которое покорило различные страны и заняло лидерские позиции на самых главных площадях и столицах, завоевав любовь Запада. Поэтому мы заключаем, что шаурма — блюдо, имеющее турецкое происхождение, а то, что газета «Гаарец» называет шаурму израильским блюдом, ничто иное, как ограбление средь бела дня, провокация для любого, кто принимал участие в изготовлении этого популярного блюда. Такое поведение Израиля вызвало гневный отклик в соцсетях: это израильская оккупация культур народов и похищением их наследия, обычаев и прошлого.

Израильские оккупанты не ограничились тем, что отняли палестинскую землю. Они также работают над тем, чтобы лишить палестинский народ его наследия, не оставив ничего, что было бы палестинским. Они хотят присвоить палестинскую одежду, фалафель и другие объекты наследия и традиций палестинского народа. Это менталитет народа, у которого нет своей цивилизации, истории. Израиль — это банкрот, который живет на мошенничестве, обмане и отнимает ресурсы народов. Шаурмой серия израильских захватов цивилизаций народов мира не ограничится.

Я призываю сыновей и внуков изобретателя шаурмы Мухаммеда Искандера возвысить свой голос перед лицом Израиля, который стремится избавиться от вашего наследия. Любителям шаурмы не стоит молчать, они должны противостоять израильской оккупации. Не стоит недооценивать израильтян: то, что началось с шаурмы, превратится в бурю, которая коснётся вашей истории и цивилизации, и мы окажемся в мире, в котором окружать нас будет лишь все израильское. Лично я люблю сирийскую куриную шаурму, в то время как другие обожают иракский «кас», а третьи очарованы турецкой шаурмой.

Продолжение

Культура

Ежегодно в Турции в честь Джалал ад-Дина Руми проводятся празднования “Шеб-и-Арус”

Опубликовано

Мавлана Джалал а-Дин Руми был одним из самых видных представителей анатолийского тасаввуфа. Великий мудрец Мавлана был поэтом, философом, суфием, совершенным духовным наставником и добродетельным человеком. Один из крупнейших философов исламского мира, Мавлана родился в городе Балх, расположенном на территории нынешнего Афганистана, предположительно в 1207-м году.

Свое первое образование Мавлана получил у Баха ад-Дина Валада, одного из самых видных мыслителей своей эпохи, которого называли «султаном ученых». Основу философии Мавланы составило духовное учение тасаввуф, которому он научился за пределами медресе. Мавлана на протяжении своей жизни написал пять важнейших произведений. Самым важным среди них признается «Масневи». Несмотря на то, что “Масневи” – это стихотворный слог классической восточной литературы, при упоминании Масневи в первую очередь вспоминают Мавлану.

Для того чтобы лучше понять Мавлану, необходимо рассказать о мистическом учении в исламе – тасаввуфе, в противном случае нельзя понять мысли Мавланы. Главной темой и посланием системы ценностей и произведений Мавланы является любовь к Аллаху и его творениям. Поэтому самым главным стержнем и центром философии Мавланы является Аллах. В фокусе его философии находится человечность, а целью является сделать человека зрелым, то есть помочь ему избавиться от земных желаний и приблизиться к божественной любви.

Философию Мавланы можно вкратце описать так: минимум еды, минимум разговоров, минимум сна, победа над нафсом, стойкость перед лицом страданий, причиняемых людьми, установление контактов с положительными людьми и дистанцирование от плохих людей. Согласно Мавлане, счастье для человека возможно, если он живет простой жизнью, вдали от всего наносного и поверхностного, дружелюбен с людьми и благодарен за то, что имеет. Философия тасаввуфа проявила себя не только в мышлении, но и в поведении Мавланы. Руми был крайне скромным человеком. Он избегал многолюдных мест, ему не нравилось, когда ему в знак уважения целовали руку и оказывали излишние почести. Он не судил о человеке по его социальному статусу и был приветлив с людьми всех сословий.

Для лучшего понимания личности и системы мышления Мавланы нельзя не упомянуть и о Шамс-и-Тебризи, который оказал на него большое влияние. Если не рассказывать об этом человеке, тогда наша история о Мавлане останется недосказанной. Шамс-и-Тебризи, который в корне изменил размеренную жизнь Мавланы, вдохнул в него радостное состояние души, не вмещающееся в привычные рамки, был ученым, мудрым наставником с четким видением. Шамс научил Мавлану избавляться от сознания земного «я», нафса, отвергать земные блага и побеждать желания, которые порождают страсти и вожделения. При сравнении Мевланы и Шамс-и-Тебризи можно сказать, что это были два равных по силе и глубине колоссальных мыслителя.

Для Мавланы, который описывал жизнь словами «Я был незрелым, но со временем я созрел и стал тем, кто я есть», смерть являлось перерождением и настоящим существованием. Согласно Мавлане, человек до появления на свет живет счастливой жизнью, потому что дух человека свободен, а при земном рождении он становится пленником в собственном теле. Руми верил, что дух в момент смерти освобождается от оков тела и воссоединяется со своим Любимым, то есть с Создателем. Поэтому смерти не надо бояться, так как она является, по сути, встречей с Аллахом и началом вечной жизни. Поэтому Мавлана называл день смерти “Шеби-Арус”, что можно перевести как «день свадьбы» или “день встречи с любимым” и наказывает друзьям не горевать после его смерти.

После смерти Мавланы в Анатолии его сыном был основан тарикат “Мавлави”. Деятельность тариката распространилась по всей Анатолии после основания Османского государства и охранялась государством; предмет «Маснави» входит в обязательную программу при медресе.

Говоря о деятельности тариката “Мавлави”, необходимо сказать о символичном для тариката явлении, – танце вращающихся дервишей. Танец дервишей в тарикате Мавлави – это путь сближения, единения с Богом, путь постижения божественной истины. Танец можно охарактеризовать как шаг на пути к вселенской любви, молитву, ритуальный танец, несущий в себе особенности обряда. Для Мавланы нет времени, места и правил танца «Сема». Он исполнял этот танец каждый раз, когда входил в транс, чувствуя в каждой клеточке своего тела любовь к Аллаху, которая никогда не покидала его души. Радение дервишей, или танец вращающихся дервишей, внесен в 2005-м году в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на то, что прошло более 800 лет с момента рождения Мавланы, его философия продолжает освещать души и путь людей. Его стихи обращаются ко всем людям, независимо от времени и места. Философия любви Мавланы на протяжении долгих веков привлекает внимание не только турецкого народа, но и всех людей мира разных культур и вероисповеданий. Мавлана оказал влияние на многих деятелей культуры, – от немецкого классика Гёте до известного хореографа Мориса Бежара, и это влияние сохраняется и в наши дни. Многие мыслители и писатели разделяют слова известного французского тюрколога, Ирен Меликофф, которая сказала: «Если все народы переведут на свои языки и прочитают произведения Мавланы, то в мире не останется ни вражды, ни войн, ни мести, ни ненависти».

Мавлана говорил: «Мы не сажаем в эту землю ничего, кроме любви, в это чистое поле мы не бросаем другого семени». Послание Мавланы, которое ставило целью посеять среди людей любовь, мир и понимание, в наши дни приобретает особый смысл. В наши дни послание и доктрина Мавланы указывают путь жизни в мире и гармонии представителям всех культур и вероисповеданий мира.

Продолжение

Культура

В Татарстане стартует проект «Эхо Казанского кинофестиваля»

Опубликовано

В городах и районах Татарстана пройдут показы фильмов авторов из Ирана, Турции, Индии и Казахстана

В программу проекта вошли 8 фильмов-участников Казанского кинофестиваля-2018.

В Татарстане с 3 декабря стартует проект «Эхо Казанского кинофестиваля», сообщает пресс-служба ГБУК РТ «Татаркино».

В рамках этого проекта в городах и районах республики пройдут показы киноработ авторов из Ирана, Турции, Казахстана, Индии, Египта, Бангладеш. Все они — участники 14-го Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который проходил в столице республики с 4 по 11 сентября.

Татарстанский зритель сможет увидеть фильм-обладатель Гран-при 14-го Казанского фестиваля мусульманского кино «Ласковое безразличие мира» (Казахстан). Также в программу кинопоказов включены такие фильмы, как «Гольнеза» (Иран) — обладатель двух премий КМФМК-2018, «Ксерокопия» (Египет), «Халеф» (Турция), «Халдаа» (Бангладеш), «Любовь и Шукла» (Индия), а также произведения татарстанских авторов «Отчий дом» и «Гульназек — победитель дивов».

В столице республики посетить кинопоказы можно будет с 3 по 9 декабря.

Продолжение

трендовые темы