СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Мухаммад, мир ему

АЛЬ-МАВЛИД (рождение Пророка саллаллаху алейхи ва саллям)

Опубликовано

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

 
Хвала Аллаху Господу миров, благословение и приветствие нашему любимому Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) его семье, сподвижникам и всем уверовавшим. Бесконечная хвала Аллаху, даровавшему нам месяц раби аль-авваль – месяц, в котором Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) была дарована земная жизнь, месяц в котором проводятся благодатные мавлиды. Празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует ) – это одно из благочестивых и богоугодных поступков в Исламе.

Вчера с заходом солнца наступил месяц рождения гордости вселенной, месяц рождения пророка милости Мухаммада (саллалаху аляйхи ва саллям) раби аль-авваль (мавлид ае), предлагаем вашему вниманию выдержку из книги знаменитого сирийского учёного Юсуфа Хаттара Мухаммеда об этом знаменательном событии:




АЛЬ-МАВЛИД (рождение Пророка саллаллаху алейхи ва саллям )



Аллах в Коране о пророке (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:


وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ


«Мы послали тебя только как милость для миров» (21:107)


и пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Я послан как милость, а не как проклятие», а в другом хадисе сказал: «Поистине я милость и наставление». Из этого видно, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) – это великая милость, а разве может Аллах запретить нам радоваться. Рождению этой великой милости? В Коране по этому поводу сазано: 

قُلْ بِفَضْلِ اللّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُواْ هُوَ خَيْرٌ مِّمَّايَجْمَعُونَ


«Скажи; “По благости Аллаха и по Его милости”, – этому пусть они радуются» (10:58)



По поводу тафсира этого эта имам ас-Суюты передает слова Ибн Аббаса: «Дар Аллаха – это знания, а его милость – это пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)».

Также Аллах в Коране сказал:



وَكُـلاًّ نَّقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنبَاء الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ


«И все рассказываем Мы тебе из вестей про посланников, чтобы укрепить тебе твое сердце» (11:120)

Из этого становится ясно, что смысл ниспослания биографий пророков – это укрепление сердца пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), однако, нет сомнения в том, что мы в наше время еще больше нуждаемся в укреплении наших сердец посредством изучения биографии пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сунны.

А что касается мавлида, то он побуждает нас усерднее благословлять пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) как об этом сказано аяте:


إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً


«Поистине, Аллах и его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали! Совершайте молитвы над ними и приветствуйте приветствием» (33:56)

а так как Аллах требует от нас молитв и приветствий в адрес пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то действия, которые способствуют этому, также являются требованием Аллаха.

Аллах в Коране сказал:



قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا أَنزِلْ عَلَيْنَا مَآئِدَةً مِّنَ السَّمَاءِ تَكُونُ لَنَا عِيداً لِّأَوَّلِنَا وَآخِرِنَا وَآيَةً مِّنكَ وَارْزُقْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ



«Сказал Иса , сын Марйам: “Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел. Ты – лучший из дарующих уделы!”» (5:114)


Низведение этой трапезы было радостным праздником и знамением Аллаха для всех людей, поэтому нам тем более следует радоваться рождению пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который является величайшей милостью для миров как об том сказано в Коране:


وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ


«Мы послали тебя только как милость для миров» (21:107)

Рождение пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – это великий праздник и радость, даже для того, кто не уверовал в пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Передается, что Абу Ляхаб, услышав радостную весть о рождении пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), освободил свою рабыню по имени Сувайба, которая сообщила ему об этом. Именно по этой причине Аллах облегчает его наказание каждый понедельник. Имам чтецов аль-Хафиз Шамсудлин ибн аль-Джазари в своей книге «Араф ат-тариф би мавлид аш-шариф» пишет:

«После того, как умер Абу Лахаб, то некоторые люди увидели его во сне и спросили: «Как ты?», на это он ответил: «В Аду, но каждый понедельник мне облегчают наказание, так как я, услышав о рождении пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), освободил свою рабыню Сувайбу, а также за то, что она вскармливала пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)».

Посмотрите на Абу Лахаба, он неверный, которого порицает Коран, но несмотря на это, его постигло благо пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) за то, что он обрядовался его рождению. Следовательно, если мусульмане будут радоваться рождению пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то получат за это огромное вознаграждение.

По этому поводу аль-Хафи Шамсуддин Мухаммад ибн Насруддин ад-Димашки сказал:

«Посмотрите на этого неверного, опороченного в Коране, ведь ему обещано вечное наказание, которое облегчается каждый понедельник только за то, что он обрадовался рождению пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Каково же должно быть со стояние мусульманина, единобожника, который всю свою жизнь радуется рождению пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)».

Ведь и сам пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особо выделял и возвеличивал этот великий день. В благодарность он постился каждый понедельник, по этому поводу в одном из своих хадисов пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В этот день я родился и в этот день мне был ниспослан Коран».

Празднование этого дня может проходить по-разному, кто-то постится, кто-то кормит других, кто-то собирается для того, чтобы говорить салаваты или слушать рассказы о нем, что бы мы не делали, все говорит о значимости этого праздника.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам тоже признавал связь дней с какими-либо великими событиями. Примером этого служит день Ашура. Когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл в Медину и узнал, что иудеи постятся с этот день, то поинтересовался о причине этого. Ему сообщили, что в этот день Аллах спас пророка Мусу (алейхиссалям) и утопил ею врагов. Узнав это, пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Мы имеем больше прав на Мусу (алейхиссалям)» и повелел мусульманам поститься в этот день.

Также от Анаса (радыяллаху анху)передается, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил свою акику после начала пророчества, несмотря на то, что его дед Абдулмутталлиб совершил это на седьмой день после его рождения. Как известно гакика второй раз не совершается, однако, пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил ее из благодарности Аллаху.

Также известно, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особо выделял пятницу, говоря, что в этот день родился пророк Адам (алейхиссалям). Исходя из этого, день рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) заслуживает еще большего выделения.

В Исламе выделяются не только даты, но иногда даже и места. Например, ангел Джибриил, повелел пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) совершить молитву в Байт аль-Лахмв (Вифлеем), после молитвы он спросил у него: «Знаешь ли ты, в каком месте совершил молитву?», когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Нет», то Джибриил (алейхиссалям) сказал: «Ты совершил молитву там, где родился ‘Иса (алейхиссалям)».   Об этом повествуется в хадисе от Шаддада бин Авса, переданном аль-Баззаром, Абу Я‘ла и ат-Табарани. Аль-Хафиз аль-Хайсамий в книге «Муджма‘ аз-заваиди» сказал, что хадис является достоверным. Этот хадис привел и аль-Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Бари».



وأمره جبريل عليه السلام بصلاة ركعتين ببيت لحم ثم قال له أتدري أين صليت؟ قال: لا، قال: صليت ببيت لحم حيث ولد عيسى عليه السلام رواه البزار وأبو يعلى والطبراني

Мавлид – это такое событие, празднование которого признали мусульманские ученые всех стран. Более того, его необходимо праздновать, так как в одном из хадисов пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), переданном Ибн Мас‘удом. сказано: «То, что мусульмане признают добром, то является добром перед Аллахом. А что мусульмане признают злом, то оно является злом и перед Аллахом». Хадис передал имам Ахмад.



فما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن وما رآه المسلمون قبيحا فهو عند الله قبيح



Изучение качеств и чудес пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) усиливает веру мусульман и их любовь к пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), что говорит о необходимости праздновать рождение пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) ведь те деяния, которые усиливают веру, являются обязательными.

Празднования дня рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является возрождением памяти о нем и нисколько не противоречит Исламу. Ведь многие действия хаджа по своей сути также являются возрождением памяти о некоторых великих событиях и людях в истории Ислама. Все эти действия и бег между холмами Сафа и Марва и жертвоприношение, и бросания камней, все они связаны с великими событиями в нашей истории, и мусульманин, совершая хадж, возрождает их в памяти.

Все, что мы до этого говорили о мавлиде, касается только того празднования, которое не содержит в себе никаких негативных моментов. Если же в некоторых регионах мавлид ведет к запретному, как тесное общение мужчин и женщин, излишество и прочих запретов, то нет сомнения в том, что подобные действия являются запретными. Однако запрет касается не самого мавлида. а только этих негативных деяний.

Первым же кто ввел мавлид был король аль-Музаффар Абу Саид Кукбари ибн Зайнуддин Али ибн Вактакин. Ибн Касир передает, что этот человек был очень умным, смелым и справедливым, именно он очень пышно начал устраивать праздник в месяц Раби аль-авваль.


Ибн Касир в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (полное имя – Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых и славных правителей. Он выделяет такие его качества, как храбрость, справедливость, религиозная образованность. Каждый год в месяце Раби аль-авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, то есть мавлид.
Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ван-назир», и подарил её Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупил из плена мусульман , общее количество которых достигло шестидесяти тысяч. Его жена – Рабиа Хатун бинт Айюб – рассказывала, что Музаффар раздавал свое имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила 5 дирхамов. Замуж за него её выдал Салахуддин аль-Аюби (её брат).


Имам Захаби (да смилуется над ним Аллах) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается его празднования Мавлида, то великолепие и его масштабы сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про празднование мавлида, говорит, что за книгу о мавлиде Музаффар подарил Ибн Дихьи тысяча динаров. Далее говорит Захаби, рахимахуллах, что был Музаффар скромным, любящим благое, суннитом, любящим факыхов и мухаддисов, и был он великодушным даже к поэтам. И как передаётся, Музаффар был убит на войне… (Сияр, т.22, 335-336.)


 

Высказывания ученых о дозволенности проведения праздника мавлид (по случаю рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

Ибн Таймия сказал: «…некоторые люди празднуют рождение пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и объявляют этот день знаменательной датой. Эти люди должны за это поступок получить большое вознаграждение от Аллаха, так как их намерения прекрасны, они возвеличивают пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)».

Ибн Хаджар аль-Хайсами сказал: «Неоспоримым фактом, является то, что бид‘а хасана (одобряемое нововведение) является мандубом (желательным), также и празднование мавлида с присутствием большого числа людей является бид‘а хасана».

Учитель имама ан-Навави шейх Абу Шама сказал: «Как прекрасна эта бид‘а, которая появилась в наше время. Каждый год, в день рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мусульмане дают подаяние, совершают праведные деяния и радуются. Это не только благодеяние в отношении нуждающихся – это проявление любви к пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), это благодарность Аллаху за то, что Он ниспослал пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) как милость для миров».

Ас-Сахави сказал: «В первые три века Ислама никто из саляфов не совершал этого, этот праздник появился позже. В этот день мусульмане во всех концах Исламского мира дают подаяния, читают мавлид и именно поэтому на них простирается благо».

Ибн Джавзи сказал: «Одной из особенностей этого праздника является умиротворенность, радость и достижение цели».

Ас-Суюты сказал: «Этот праздник относится к бид‘а хасана и празднующий его получает вознаграждение, так как возвеличивает пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)и радуется его рождению». Также он сказал: «Нам желательно радоваться и благодарить Аллаха в день рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), а также собираться вместе, кормить нуждающиеся и совершать другие деяния, приближающие нас к Аллаху». Он же сказал: «Везде, где читается мавлид, присутствуют ангелы, а также милость и довольство Аллаха нисходит на этих людей».

Ибн аль-Хадж сказал: «В понедельник двенадцатого Раби аль-авваля нам всем следует совершать больше богослужений в благодарность за то, что Аллах дал нам такое благо – пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)».

Шейх Ахмад Зайни Дахлян сказал: «Одним проявлений возвеличивания пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является чтение мавлидов и радость в ту ночь, когда он родился».

Аль-Хафиз ал-Ираки сказал: «Проведение праздников, пиров, кормление нуждающихся является мустахабом (желательным) в любое впемя. Таким же желательным действием является, и проявление радости по случаю рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). То, что это бид‘а еще не говорит о том, что оно запрещается, ведь, сколько бидгатов имеют хукм мустахаба и даже ваджиба (обязательное)».

Шейх аль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «В основе мавлид пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является бида, так как его в первые три века Ислама саляфы не праздновали его. Однако этот праздник вбирает в себя столько много позитивного, что мы его относим к бида хасана. И я нашел достоверное доказательство на дозволенность этого праздника. Когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл в Медину, то увидел, что иудеи постятся в день Ашура и, узнав, что причиной этого является благодарность за спасение Мусы (алейхиссалям) от его врагов, повелел мусульманам также постится в этот день. Благодарить Аллаха можно по-разному, совершать молитвы, земные юклоны, пост, читать Коран, давать подаяние. И разве может быть благо большее для нас, чем послание пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), именно поэтому мы должны в этот день проявлять Аллаху свою благодарность за эту милость. Нам следует читать Коран, петь песни, прославляющие пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), тем самым мы будем усиливать свою веру. Что же касается таких проявлений праздника, как пустословие или какие-либо запретные действия, то от них необходимо воздержаться, так как они противоречат сути этого праздника».

Ибн Абидин сказал: «Знай, что одной из одобряемых бид‘а является празднование дня рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)», также он сказал: «в этот день желательно собираться, для того чтобы знакомиться с биографией и чудесами пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), так как это одно из наиболее верных средств приближения к Аллаху».

Шейх Хуснайн Мухаммад Махлюф, шейх Азхара, сказал: «В этот вечер, а также в другие вечера этого лучезарного месяца следует вспоминать Аллаха и благодарить его за эту милость. А это подразумевает соблюдение адабов, покорность Аллаху, отдаление от запретного, нежелательного и бид‘а. Также одним из проявлений благодарности является помощь нуждающимся. Несмотря на то, что этого не было во время пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и праведных саляфов, в этом нет ничегопредосудительного, более того – это одобряемая сунна».

Шейх Мухаммад Мутавалли аш-Ша‘рави сказал: «Мы имеем право каждый год радоваться, праздновать этот день в ознаменование этого великого события».

Ал-Мубашшир ат-Тарази сказал: «Празднование дня рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является ваджибом, так как помогает противостоять вредным праздникам, которые выдуманы в наши дни».



История освобождения Сувайбы:

Ученые в книгах хадиса и по биографии пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) приводят историю о том, как Абу Лахаб, обрадовавшись рождению пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) освободил свою рабыню Сувайбу. Также приводится риваят о том, что Аль-Ааббас ибн Абдулмутталлиб после смерти Абу Лахаба увидел его во сне, и тот ему сказал, что его подвергают наказанию, но каждый понедельник облегчают его за то, что он освободил рабыню в день рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) . Надо отметить, что этот хадис приводят многие мухаддисы. среди них: Абдурраззак ас-Сан‘ани, аль-Бухари, Ибн Хаджар, аль-Байхаки, Ибн Хишам, ас-Сухайли, аль-Багави, аль-Ашхар, аль-Гамири.

Имам Абудрраззак ас-Санани приводит его в «аль-Мусаннаф» 7/478, имам аль-Бухари приводит его в своем сборнике от Гурвы ибн Зубайра в главе о браке, Ибн Хаджар упоминает его в «Фатх аль-Бари», и говорит: «аль-Исмаили передает его от аз-Захли от Абу аль-Ямана, а Абдурраззак передает его от Мугаммара и говорит о том, что неверный в Судный день может получить пользу от своих праведных деяний в этом мире».

Однако этот хадис противоречит аяту, в котором сказано:



وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُوراً

«И подошли Мы к тому из дел, что они творили, и обратил это в прах развеянный» (25:23)

Причина того в том, что хадис мурсал, взят из сна, поэтому не может быть доказательством, тем более что передал его тот, кто в то время еще был неверным, поэтому он вообще неприемлем. Но возможно, что этот случай относится к особенностям пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Но есть еще и предположение о том, что в этом аяте речь идет о том, что неверные никогда не избавятся от наказания Ада и не войдут в Рай. Поэтому можно допустить, что их наказание облегчается за те праведные деяния, которые они совершили при жизни, однако, эти праведные деяния не могут перевесить греховность неверия.

Что касается Гиада, то он сказал: «Ученые единогласны в том, что неверным праведные деяния не могут помочь». Однако я на это скажу, что это не отвергает мнение аль-Байхаки. А аль-Куртуби по этому поводу сказал, что это облегчение может касаться верующих и тех неверных, о которых существуют отдельные священные тексты. Ибн аль-Мунир сказал:



«Во-первых, благодеяние неверного недопустимо, так как условием благодеяния является правильное намерение. Во-вторых, Аллах может проявить милость к неверному за его благодеяние, особенно из уважения к тому, ради кого это благодеяние было совершено».

Шейх аль-Багави передал этот хадис в «Шарх ас-сунан» 9/76.

Аль-Гамири передаёт его в «Бахджат аль-махафил», а его комментатор ал-Ашхар сказал, что это является особенностью пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), также как было облегчено наказание Абу Талиба, однако, есть мнение о том, что вполне допустимо облегчение наказания неверных за некоторые праведные деяния.

Ас-Сухайли передал его в «ар-Рауд аль-Унф», трактуя биографию пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) написанную Ибн Хишамом. После того как автор привел хадис, пишет: «Это благое деяние помогло ему и облегчило наказание, однако, это не говорит о том, что благие деяния, могут, вывеси и неверного из Ада или защитить его от наказания Ада, так как все их деяния бесполезны».

Подводя итог нашему исследованию, необходимо сказать, что эта история упомянута в авторитетных книгах хадиса и сиры, и достаточно того, что этот хадис приведен в общепризнанном сборнике имама аль-Бухари. Также необходимо отметить, что хадисы мурсал и му‘алляк в шариате принимаются и не отвергаются.

Кроме этого данный хадис относится к таким хадисам, в отношении которых, нет жестких условий достоверности, в противном случае мы должны были бы вычеркнуть многие моменты из биографии пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Именно поэтому вы можете даже в книгах великих имамов и ученых по биографии пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) встретить много различных видов не очень достоверных хадисов, причина этого в том, что в данном случае приведение таких хадисов является допустимым.
Что же касается тех, кто утверждает, что этот хадис противоречит аяту: «И подошли Мы к тому из дел, что они творили, и обратили это в прах развеянный», то этот довод неверный, и мы на него уже ответили выше, приведя мнения ученых на эту тему. Кроме этого аят говорит о том, что праведные деяния неверных не принимаются, но это не говорит о том, что все неверные будут подвергнуты одинаковому наказанию. Также и единогласно мнение, о котором говорит Гияд, касается неверных в общем, но это не говорит о том, что Аллах не облегчит наказание некоторых из них. Именно поэтому Аллах разделил Ад на различные степени, и самую низшую уготовил для лицемеров.

Еще один довод в нашу пользу – это наличие достоверного хадиса по этому поводу, а, как известно при наличии достоверного доказательства, единогласное мнение ученых становится неприемлемым. Когда аль-Аббас спросил пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о наказании Абу Лахаба, то он ответил: «Он в дахдах (не глубоко), но если бы не я. то был бы в нижайшем слое».

То же самое мы видим и в случае с Абу Талибом, он помогал пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и защищал его, поэтому ему также было облегчено наказание. Сюда же можно отнести и облегчение наказания для Абу Лахаба и хадис подтверждает мнение о том, что в аяте речь идет только о тех людях, у которых не было хороших деяний, облегчающих им адское наказание, тоже самое можно сказать и об единогласном мнении ученых. Также необходимо отметить, что хадис об Абу Талибе говорит о том, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще, будучи жив, мог в определенной степени распоряжаться некоторыми потусторонними событиями.

Что касается того, кто говорит, что в основе хадиса лежит сон и поэтому он неприемлем, то этот человек не видит различия между законами шариата и другими положениями. Что касается законов шариата, то да, ученые разделяются во мнениях, одни говорят, что сны пророка могут быть доказательством, а другие говорят, что не могут. В отношении же положений, не связанных с юридическими вопросами, то нет ничего порицаемого в использовании риваятов, основанных на снах.


Аль-Хафиз принимал такие доводы и даже приводил сновидения язычников перед пророчеством пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и указывает на то, что эти сновидения указывали на скорое появление пророка. В этих сновидениях они видели, как пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) побеждает язычество и испорченность. Даже сборники хадисов полны подобных риваятов, такие риваяты приведены даже в «Далаиль ан-нубувва», что указывает на допустимость их использования в подобных случаях. Те же, кто говорит о недопустимости использования подобных риваятов, противоречат мнению всей уммы, так как объективный исследователь должен стремиться к истине.

Что касается слов о том, что данное свидетельство не приемлемо, так как его передатчик на тот момент был неверным, то они ошибочны и говорят только о невежестве того, кто их сказал. Ведь никто не говорит о том, что сон является свидетельством, это только указание и мы не обязаны верить в него. Например, Аллах в Коране, приведя историю Юсуфа, рассказывает о сне правителя Египта, который был язычником, однако, несмотря на это, его сон стал одним из доказательств пророчества Юсуфа (алейхиссалям). Ведь в противном случае Аллах не упомянул бы этот сон в Коране, так как сны язычников не несут никакой полезной информации для верующих.

Вышеприведенные слова также свидетельствуют о невежестве этого человека в отношении основ науки о хадисах, так как известно, что если сподвижник когда – то был неверным и запомнил хадис пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), а затем передал его уже, будучи верующим, то в этом случае хадис являемся приемлемым. И таких примеров в науке об основах хадиса много.


Вставание в конце мавлида

Некоторые люди ошибочно думают, что в тот момент, когда они встают в конце мавлида, входит сам пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Также ошибочны представления о том, что духи используются также для него.

Да, мы верим, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) жив в своей могиле, занимает то положение, которое заслуживает и даже может присутствовать на таких собраниях. Да, есть риваяты о том, что души могут перемещаться. Например, Малик сказал: «До меня дошло, что свободные души могут перемещаться туда, куда хотят» или слова Салмана аль-Фариси: «Души умерших потустороннем мире, и могут перемещаться, куда захотят», но все это не говорит о том, что вставание является сунной или мустахабом. оно только правило, введенное некоторыми мусульманами. Аль-Барзанди по этому поводу говорит: «Некоторые авторитетные имамы ввели это движение в мавлиды и люди приняли это, так как оно говорит об уважении к пророку (саллаллаху алейхи ва саллям)».

Как видите, здесь говорится, что это действие внесено некоторыми учеными, а не пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Это движение совершается только для того, чтобы представить пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). И никто не отвергает важности этого, ведь такие деяния усиливают любовь и уважение к пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому даже если человек не встает, то грешником не становится. Таким образом, вставание – это одобряемое деяние, введенное учеными в мавлид, его приняли мусульмане всех стран, и то, что мусульмане приняли как доброе, то и перед Аллахом является добрым.

Шейх Али ибн Бурхануддин аль-Халаби аш-Шафи‘и сказал: «Вставание при упоминании имени пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) ввел имам Такиюддин ас-Субки. Однажды, он, собравшись вместе с другими учеными, начал цитировать слова аль-Бусайри: «Мало хвалы пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), даже если его имя будет написано золотом, следует вставать при упоминании его имени», произнося эти слова, ас-Субуки встал, его примеру последовали и другие».


Порядок проведения мавлида пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)

Маалид не имеет своего определенного и обязательного порядка проведения, во время него можно совершать любые деяния, имеющие позитивные цели и последствия, важно, чтобы общим духом мавлида была покорность Аллаху. Даже если мы будем проводить мавлид не по общепринятому порядку, а вместо него будем рассказывать различные случаи из его биографии, послушаем проповеди, почитаем Коран, то это будет правильным. Некоторые сомнения вокруг мавлида:

Первое сомнение: Некоторые люди говорят, что проведение мавлида пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является бидга и запрещено, так как саляфы этого не делали.

Ответ: Не все деяния, которые не делали саляфы, являются бид‘а. Если бы это было так, то Абу Бакр, Умар и Зайд (радыяллаху анху) не стали бы собирать Коран. Умар (радыяллаху анху) не стал бы собирать мусульман за одним имамом, при этом говоря: «Какая прекрасная бид‘а». Кроме этого была бы запрещена систематизация всех наук, строительство медресе, больниц, детских домов, тюрем. Более того, если судить по этой логике, мы должны отменить все хукмы шариата и ваджиб, и харам, и макрух, и мубах, и мандуб и т.д. Мы должны отменить все принципы выведения законов шариата.

Знайте, что ученые по поводу хадиса: «каждая бид‘а – это заблуждение» сказали, что речь идет о негативных бид‘а, на это указывает хадис, в котором сказано: «Кто после себя оставил позитивную сунну, то получит личное вознаграждение и вознаграждение всех тех, кто действовал согласно этой сунне, причем у его последователей вознаграждение отнято не будет».

Имам Аш-Шафи‘и сказал: «Если что-то новое противоречит Корану, сунне или единогласному мнению ученых, то это бид‘а, ведущая к заблуждению, а если оно не противоречит этим принципам, то это одобряемая бид‘а».



روى البيهقي عن الشافعي رضي الله تعالى عنه قال المحدثات من الأمور ضربان أحدهما أحدث مما يخالف كتابا أو سنة أو أثرا أو إجماعا فهذه البدعةالضلالة، والثاني ما أحدث من الخير لا خلاف فيه لواحد وهذه محدثة غير مذمومة

Имам ан-Навави сказал: «Бид‘а – это изобретение чего-либо нового, чего не было при пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), она может быть положительной и может быть отрицательной. На это указывают слова Умара (радыяллаху анху): «Какая прекрасная бид‘а».

Второе сомнение: Празднование мавлида происходит в тот же месяц, когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) умер, почему же мы должны радоваться его рождению, а не печалиться его смерти?

Ответ: Имам ас-Суюты сказал: «Рождение пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – великая милость для нас, а его смерть – это великое горе. Но шариат призывает нас благодарить Аллаха за его милости и терпеть во время горя”. Шариат повелел нам совершать гакику при рождении человека и не повелел, совершать жертвоприношение после его смерти. Вот эти шариатские правила указывают на то, что в этот месяц следует радоваться рождению пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), а не грустить о его смерти.

Третье сомнение: Праздник по случаю рождения пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о его возвеличивании, однако, сам пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не превозносите меня, как превознесли христиане Ису (алейхиссалям), я только посланник Аллаха и его раб».

Ответ: Этот довод неверен, заметьте, что в хадисе запрещается превозносить, так как это делают христиане. То есть, они говорят, что Иса (алейхиссалям) – сын божий, что же касается мавлида, то во время его празднования такого не происходит, мы только вспоминаем о его моральных качествах, что не противоречит шариату. Ведь пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам при жизни хвалил сподвижников, также и сподвижники хвалили его, и пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал им это, а поддерживал. Часто сподвижники цитировали рядом с пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) стихи и поэмы и он подбадривал их. Вспомните, как жители Медины встретили пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с песней. Разве этот поступок сподвижников пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) противоречит шариату? Если это было бы так, то разве пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) промолчал бы? Если пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был доволен теми, кто хвалил его, разве он будет не доволен нами, если мы вспоминаем о его моральных качествах?


Труды величайших мусульманских ученых о мавлиде пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

Аль-Хафиз Мухаммед ибн Абу Бакр ибн Абдуллах аль-Кайси аш-Шафи‘и, более известный как ал-Хафиз ибн Насыруддин ад-Димашки родившийся в 777г. (1375г.) и умерший в 842г. (1438г.). Он был знаменитым историком, шейхом дарульхадис в Дамаске, очень любил Ибн Таймию. Автор «Кашф аз-зунун» стр. 319 пишет, что этот ученый написал книгу о мавлиде, которая состояла из нескольких частей, а также книги «Джами‘ аль-асар фи мавлид ан-наби аль-мухтар» и «аль-Лафз ар-раик фи мавлид хайр аль-халаик».

Аль-Хафиз аль-Ираки (Великий имам Абдрахим ибн Хусейн ибн Абдурахман аль-Мисри родился в 725г. (1325г.) умер в 808г. (1405г.)) он был большим знатоком хадисов, одна из его книг называется «ал-Маврид аль-хани фи аль-мавлид ас-сунни».

Аль-Хафиз ас-Сахави Мухаммад ибн Абдурахман ал-Кахири родился в 831г. (1427г.) и умер в 902г. (1496г.) в Медине. О нем очень высоко отзывались аш-Шавкани и Ибн Фахд. Автор «Кашф аз-зунун» сообщает, что в его кьигах есть главы, посвященные мавлиду.

Аль-Хафиз Мулла Али аль-Кари ибн Султан ибн Мухаммад аль-Харави, умер в 1014г. (1605г.). Один из наиболее знаменитых ученых. Автор «Кашф аз-зунун сообщает, что он написал отдельную книгу о мавлиде и назвал ее «аль-Мурид ар-рави фи аль-мавлид ан-набави».

Аль-Хафиз Ибн Касир (Тимадуддин Исмаил ибн Умар ибн Касир) автор известного тафсира. Имам, мухаддис, о нем писали аз-Захаби и ал-Аскаляни, он был автором многих книг, в том числе и книги о мавлиде пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Аль-Хафиз ибн ад-Дибаг (Ваджихуддин ибн Абдурахман ибн Али ибн Мухаммад аш-Шайбани аль-Ямани, аз-Зубайди, аш-Шафи‘и родился в 866г. (944г.)). Один из величайших ученых своего времени, более ста раз встречался с аль-Бухари, и также написал книгу о мавлиде пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Продолжение
РЕКЛАМА
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мухаммад, мир ему

Первые мусульмане

Опубликовано

В период начала ниспослания Корана Аравия вот уже много веков пребывала в состоянии полной родовой разобщенности, бесчисленные арабские племена бедуинов не считались ни с кем и ни с чем, кроме своих интересов, а потому нескончаемые племенные войны были естественным состоянием аравийского полуострова. Хиджаз был вдали от могущественных империй мира, и здесь царили совсем иные законы, народы были разобщены, не существовало никакой объединяющей силы, способной зажечь и повести за собой племена и народы различной этнической принадлежности.

Кто мог подумать тогда, что всего через двадцать лет это разобщенное, языческое пространство превратится в могущественное государство, которое совершит колоссальный прорыв в социальном и научном преобразовании мира, откроет миру Коран и Ислам и объединит под своими знаменами миллионы людей. А еще через сто лет Исламская империя, основанная Пророком Мухаммадом, сас, раскинется на великом географическом ареале от Гибралтара до Гималаев, и такого размаха территорий не знала ранее ни одна империя.

Но все это будет потом, а сейчас Пророк Мухаммад, сас, был один, полный тяжелых раздумий о том, почему именно ему Господь дал эту миссию и непонимания того, как ему следует действовать. Что чувствовал он перед лицом великой, неведомой силы, ниспосылавшей ему неведомые ранее откровения, призывающие к тому, что полностью противоречило вековому укладу жизни курайшитов, и что может сделать один человек против всех, как мог он изменить, строй жизни, который веками создавали тысячи людей?

Непонимание и тяжелые раздумья сопровождали Пророка в начале этого пути, но путь был начат… Следуя повелению, открытому ему в третьем откровении, Пророк Мухаммад, сас, начал рассказывать самым близким людям об откровениях Аллаха и ангеле, который передавал ему их. Он еще не призывал их ни к чему. Единственное, о чем просил их Пророк, – не рассказывать об этом никому. Этот период продлился недолго. После одного из откровений, Джебраиль, передававший Пророку волю Аллаха, ударил ногой по холму и из этого места тотчас же забил ручей. Джебраиль показал Пророку, как надо совершать омовение перед намазом. Пророк Мухаммад, сас, повторил за ним. Потом Джебраиль показал Пророку, как следует совершать намаз, как совершать поясной, земной поклон, когда следует говорить «Аллаху Акбар» во время молитвы и как по завершении молитвы приветствовать словами «ас-саламу алейкум» ангелов. Пророк Мухаммад повторил за ним все, после чего Джебраиль удалился, а Пророк Мухаммад вернулся домой и показал супруге Хадидже все, как его научил Джебраиль, и так вместе они совершили первый намаз. Теперь уже вера, ниспосланная Аллахом, основывалась на обязательном предписании Ислама – совершении намаза.

Первоначально участниками проповедей Пророка Мухаммада, сас, были только члены его семьи: супруга Хадиджа, приемный сын Зайд и маленький Али, которому в то время было около 10 лет, и четыре дочери Пророка. Через некоторое время к ним присоединился близкий друг Пророка Мухаммада, сас, Абу Бакр (языческое имя которого позже было заменено благочестивым именем Абдаллах – «раб Аллаха»), богатый купец из аристократического рода тайм, который был на два-три года моложе Пророка. Он был одним из самых уважаемых людей в городе, общества которого искала вся молодежь Мекки. Абу Бакр был первым, кто принял призыв Пророка прийти в покорность Единому Богу и принять Ислам не из числа членов семьи Пророка, и был самым верным другом Пророка, который прошел с ним через все опасности и страдания на нелегком пути призыва к вере вплоть до последнего дня жизни Пророка. В исламской историографии часто приводят слова Пророка об Абу Бакре, сказанные Посланником Аллаха незадолго до смерти:

«Не было среди людей, которых я призывал к Исламу человека, который бы принял мои слова тотчас же, без тени сомнения и промедления, кроме Абу Бакра. Когда я рассказал ему об откровениях Аллаха, он ни минуты не мешкал и произнес шахаду».

Али в те годы был совсем маленьким, Зайд был вольноотпущенным рабом, и хотя и был принят в сыновья Пророком Мухаммадом, не имел никакого влияния в Мекке, тогда как Абу Бакр, напротив, был очень уважаем. Он происходил из богатого рода, был хорошо образован и обладал мягким, почтительным нравом. Его авторитет среди молодежи был очень высок, и, когда он начал призывать людей из числа мекканской знати прийти послушать проповеди Мухаммада, сас, многие откликнулись и стали приходить на проповеди. Стоит упомянуть, что большая часть первых мусульман, присягнувших Пророку в первые годы, пришли к вере именно посредством Абу Бакра.

После Абу Бакра приняли Ислам еще несколько человек из мекканской знати. То были Абдуль Амр из племени ауф, который приходился родственником Пророку Мухаммаду по материнской линии, и Абу Убайда из племени хариса, Джафар ибн Абу Талиб, брат маленького Али и двоюродный брат Пророка Мухаммада, Усман ибн Аффан из рода абдшамс. Примечательно то, как Усман пришел к Исламу. Усман Ибн Аффан был богатым купцом, как то раз, возвращаясь с торговым караваном из Сирии он услышал во сне голос, который взывал к нему в пустыне:
«Проснитесь все! Ведь пришел уже Ахмад в Мекку».

Усман, проснувшись ото сна, был в растерянности, он все думал о смысле своего сна, и тут в пути он повстречал Талху ибн Убайдалла, двоюродного брата Абу Бакра, который также возвращался из Сирии. Он также был задумчив, один из христианских монахов в Сирии сказал ему странные слова о том, что в Мекке появился новый Пророк. Разговорившись об этом, оба путника спешно возвращались в Мекку, чтобы прояснить, что же произошло в Мекке в их отсуствие. Прибыв в Мекку, они тотчас направились к Абу Бакру, и тот рассказал им о Пророке и Откровениях Аллаха. Так приняли Ислам еще два знатных мекканца. Вспомним и еще один факт:

Халид ибн Саид, сын одного из богатейших представителей рода абдшамс, как то раз придя к Абу Бакру, рассказал ему свой страшный сон. Ему приснилось, что он стоит на краю огненного рва и в страхе понимает, что отец сзади пытается столкнуть его в огонь, и только в последний момент, когда он вот-вот уже должен был сорваться, Халих вдруг почувствовал, что кто-то крепко схватил и удержал от падения и оттащил его от пропасти. Когда Халид обернулся, чтобы увидеть своего спасителя, он увидел Мухаммада, сас. После беседы в Абу Бакром и встречи с Пророком уже наяву, выслушав благую весть о новой вере, Халид ибн Саид принял Ислам, но долго, сколько мог, вынужден был таить свою веру от отца.

Однако среди своего рода Пророк Мухаммад, сас, не имел никакой поддержки, ни один из четырех дядьев не воспринимали всерьез его проповедей. Абу Талиб, бывший к тому времени главой рода хашимитов, не был против того, что два его сына, Джафар и Али, пришли в Ислам, однако сам он говорил Пророку, что не готов покинуть веру своих отцов. Аббас тоже под различными поводами увиливал от того, чтобы послушать проповеди Мухаммада, сас. Хамза держался на расстоянии и делал вид, что не понимает призывов Мухаммада. Однако все трое, несмотря на неприятие его слов, любили Мухаммада как племянника и потому не чинили ему трудностей, быть может, они просто не воспринимали пока его слов всерьез. Только лишь четвертый дядя, Абу Лахаб был настроен открыто агрессивно, неизменно оскорблял Пророка и открыто говорил, что его племянник если и не лжец и не сумасшедший, то уж точно идет по ложному пути и опасен для всех.

С именами Абу Бакра и Абдуль Амра связано появление нового обычая, ранее не существовавшего в Аравии. Языческие имена стали заменяться на имена, соответствующие заповедям Ислама. Имя Абдуль Амра, которое переводилось с арабского как «раб Амра», не могло принадлежать мусульманину, и тогда Пророк Мухаммад, сас, избрал новые имена. Абу Бакра стали именовать также Абдуллах (раб Аллаха), а Абдуль Амра как Абд-ур-Рахман (раб Всемилостивого). Так был положен прецедент изменению языческих имен на имена, отражавшие поклонение человека Единому Аллаху. Серьезной моральной поддержкой для малочисленной уммы (общины) первых мусульман стал переход в Ислам сына тети Пророка, Абу Саляма, и племянника Абу Саляма по отцовой линии, Аркама, богатого курайшита, который ранее слышал проповеди Пророка и через некоторое время пришел к Пророку, сас, и засвидетельствовал:

«Ля Иляха Илля Аллах, Мухаммаду Расулуллах» – «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Его». Аркам предложил Пророку свой большой дом, располагавшийся у подножия холма Сафа, с тем, чтобы мусульмане могли собираться в нем на проповеди, не опасаясь преследований. Это был первый дом, где первые мусульмане могли собираться вместе и молиться. Число последователей Пророка, сас, (считая только мужчин) достигло чуть более 30 человек.

Этот переход в дом Аркама стал определенной вехой в истории распространения Ислама. Арабские источники разделяют по нему лиц, которые приняли Ислам, на тех, кто принял Ислам до прихода Пророка Мухаммада в дом Аркама, на тех, кто принял Ислам уже в период проповедей в доме Аркама, и на тех, кто принял Ислам после дома Аркама, но до переселения из Мекки в Медину. Среди первых последователей Пророка Мухаммада наряду с родовитыми курайшитами были и простые горожане, были и рабы, но главным было то, что все первые мусульмане, последовавшие за проповедями Пророка Мухаммада, были молоды. Слух о собраниях и проповедях в доме Аркама очень быстро распространился по Мекке. Кто-то приходил послушать Пророка из любопытства и так, проникшись его словами, присоединялся к последователям Мухаммада.

Откровения стали приходить к Пророку Мухаммаду, сас, чаще, они стали последовательными, каждый раз раскрывая новое повеление Аллаха. Как правило, это происходило ночью, и Мухаммад, сас, по своему особому состоянию чувствовал их приближение. Откровения сопровождались светом, подобным сиянию утренней зари. Часто Пророк Мухаммад впадал при этом в экстатическое состояние: он метался, ему казалось, что душа его исходит из тела, его бросало то в сильный жар, или, наоборот, трясло от холода, тогда как стояла сильная жара. Получение Господних откровений было тяжелым испытанием для Пророка как физически, так и духовно. Случалось, во время откровений он падал в обморок, испытывал огромную тяжесть и после завершения откровений ощущал сильную усталость. Пророк, получая откровение от Всевышнего, тотчас же передавал его окружавшим его первым мусульманам, которые вместе с ним повторяли слова откровения многократно из уст в уста и заучивали его наизусть. Откровения Аллаха, ниспосланные в этот период, касались бренности мирской жизни, преходящей сути земного бытия, смерти, воскресения после смерти и неотвратимости Судного Дня; все более детально Аллах раскрывал мусульманам в аятах картины Рая и Ада. Но более всего аяты провозглашали о Единстве Аллаха, Его Абсолютной Истине, Беспредельной Мудрости, Милосердии, Мощи, Знании. Наряду с этими аятами мусульмане получили первые знания о бесконечном множестве знамений Господнего творения в окружающей их жизни, природе, чудесах строения и гармонии законов Вселенной и Земли. Тончайшая гармония во Вселенной, в природе, в бесчисленном многообразии Его творений подчеркивалась в аятах Корана как абсолютное доказательство и знамение Единства Творца. Эти аяты Корана побуждали умы и сердца к рассуждениям и изучению гармонии всех законов строения жизни и пониманию Беспредельности мудрости Аллаха, сотворившего все сущее. Аллах посредством откровений Корана подводил мекканцев к осознанию, что всем, чем они владеют, они обязаны только Ему, Аллаху, Всевышнему Творцу и ничто на земле не подвластно им, кроме как по воле Аллаха. Пророк Мухаммад, сас, передавал первым мусульманам аяты, которые призывали их видеть знамения Творца, гармонию жизни, быть благодарными и чуткими, очищать свои сердца от злобы, зависти, алчных желаний через постижение совершенного мироздания Творца, быть справедливыми и через справедливость восстанавливать утраченную гармонию жизни:
О Милосердный (наш Господь). Он – Тот, Кто научил Корану, Кто создал человека, научил его разумной речи. Солнце и луна [плывут] согласно [предначертанному] Им порядку. Склоняются в поклоне Ему и травы, и деревья.
Он небо водрузил и установил весы, чтобы вы не преступали должной меры. Блюдите меру по справедливости, не допускайте уменьшения равновесья.

Он землю распростер для всякого живья, на ней [растут] плоды и пальмы с тугими гроздьями, и травы колосящиеся, и благоуханные растения. Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Он создал человека из глины сухой, подобной гончарной, и создал джиннов из огненного пламени без дыма. Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью наречете?
[Он] — Господь двух востоков и Господь двух западов. Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Он сотворил два моря, которые готовы слиться, и грань установил меж них, поставив там барьер, через который они не могут перейти.

Тогда какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Из обоих морей выходят жемчуг и кораллы. Так какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Ему принадлежат и корабли, плывущие, возвышаясь над морем, словно горы. Так какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?

Исчезнет все, что суще на земле; навек останется лишь лик Господень, Преславный, Щедрый, Достохвальный. Так какую же из милостей вашего Господа вы ложью можете наречь?
Взывают к Нему все в небесах и на земле, и каждое мгновенье Он творит. Какую же из милостей вашего Господа вы не признаете? (Сура «Всемилостивый», 55:1-30)

Коран призывал мусульман стремиться к познанию мира, ибо только через познание того, как Аллах сотворил этот мир, возможно было понимание того, для чего человек рожден на земле, и постижение главной цели человека в земной жизни – благодарность и поклонение Творцу:

Поистине, в создании небес и земли, в смене ночи и дня, и кораблях, плывущих по морям с грузами, полезными для людей, в воде, которую Аллах низводит с небес и которой воскрешает землю после смерти, во всякой живности, что Он рассеял на земле, в веянии ветров, в движении облаков, склонившихся меж небом и землей, есть знамения для людей размышляющих. (Сура «Аль Бакара», 2:164)

Коран, в отличие от Торы, открытой Пророку Мусе, не был ниспослан за один раз. Всевышний Аллах открывал Пророку, сас, Коран постепенно. Откровения Корана имели отношение к тем или иным событиям в жизни молодой общины мусульман. Иногда в откровениях Творца содержался открытый ответ противникам Пророка или разъяснение тайной подоплеки конфликта, иногда Господь раскрывал в аятах откровения о событиях прошлых народов и Пророков, приходивших к ним.
Первые мусульмане часто уходили в ущелья за пределами Мекки, чтобы там, вдали от глаз мекканцев, совершать коллективные намазы со всей общиной. После того как несколько раз бедуины, увидев их в пустыне, стали насмехаться над ними и закидали их камнями, Пророк Мухаммад решил сделать моления еще более тайными, храня новую общину от язычников, и решил скрывать свою веру до тех пор, пока Аллах не повелит ему иное. Все откровения того периода содержали повеление Аллаха к терпению и покорности воле Творца, обращенные к Мухаммаду и, следовательно, первым мусульманам.

Будь терпеливым к тому, что говорят они, и отдались от них достойно. Оставь Мне обвиняющих тебя во лжи, которые пользуются мирскими благами, и предоставь им небольшую отсрочку. (Сура «Завернувшийся», 73:10)
Мусульмане стали приветствовать друг друга словами, которыми, как сообщалось в Коране, приветствуют друг друга обитатели Рая и с которыми

Джебраиль приветствовал Пророка Мухаммада, сас: «Ас-саламу алейкум (да пребудет мир над вами)» – «Уалейкум салям (и над вами пусть пребудет мир)», причем множественное число в форме приветствия означало, что приветствие обращено не только к самому мусульманину, но и к двум ангелам-писарям, стоящим за спиной каждого человека
Аяты, повелевавшие выражение благодарности и восхваление Аллаха, играли теперь важную роль в жизни общины первых мусульман. Ибо в самых первых аятах Корана, ниспосылавшихся Пророку, сас, очень большое значение уделялось именно благодарности Творцу и формой выражения ее были слова: «Эльхамду Иллях ир-Раббин алямин (Хвала Аллаху, господу миров)». Формой же покорности и преданности слову Всевышнего были слова: «БисмиИллях Ир-Рахман ир-Рахим (Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного)». Эти слова были первым аятом каждой Суры Корана. И первые мусульмане, следуя этому повелению Аллаха, стали начинать всякое дело и всякую речь, прежде всего, поминая имя Аллаха. Всевышний Аллах повелевал мусульманам не допускать грязи, неискренности и лжи ни в каком проявлении.
Уверовавшие лишь те, сердца которых трепещут при упоминании Аллаха, вера которых крепнет, когда им читают Его аяты, которые уповают лишь на Господа своего, совершают молитву праведно и расходуют на пути (Аллаха) из того, чем Мы их наделили. (Сура «Трофеи», 8:2-3)

Курайшиты, конечно же, видели и знали о собраниях в доме Аркама. Для них не было тайной, что Мухаммад провозгласил себя Пророком и призывает к некоей новой вере, однако мекканцы всегда отличались спокойствием к различным вероисповеданиям, ведь к Каабе на поклонение приходили очень многие общины со всех уголков Аравии, и курайшитам, как хранителям Каабы, было свойственно терпимое отношение ко всем.

Так и по отношению к Пророку Мухаммаду, сас, первоначально мекканская знать проявляла терпимость. До тех пор, пока проповеди Мухаммада не слишком затрагивали самолюбие и традиционные устои мекканской знати, его принимали за одержимого, но не слишком вредного для их интересов человека. Это положение сохранялось, пока они не поняли, что новый вероустав, проповедуемый Мухаммадом, сас, отрицает всех их богов, все традиции и укоренившиеся обычаи. После начала открытых проповедей, пока мекканская знать относилась к ним настороженно, но без открытой вражды, число мусульман удвоилось. Однако чем больше молодежи приходило в Ислам и переходило на сторону Пророка, тем больше семей стало раскалываться. Курайшиты вдруг увидели, что речи Пророка, которые они по началу вообще не принимали всерьез, стали раскалывать саму Мекку, нерушимую Мекку и мекканские семьи на два лагеря. С этого момента стал назревать открытый конфликт.

Продолжение

Мухаммад, мир ему

Реконструкция Каабы

Опубликовано

Примерно около 603-605 года в Мекке произошло знаменательное событие: мекканцы решили начать перестройку Каабы, которая пару лет назад полностью выгорела изнутри, после чего пострадала от селя и стояла в полуразрушенном состоянии. Мухаммаду, сас, к этому времени было около 35 лет.

Кааба, первоначально построенная Пророком Ибрахимом и его сыном, Пророком Исмаилом, мир им, ставшая ко времени Пророка Мухаммада языческим капищем, где помещались идолы всех аравийских племен, была высотой чуть больше человеческого роста, к тому же у нее не было крыши. В полусгоревшую Каабу однажды проникли воры и украли хранившиеся в ней ценности и идолов нескольких племен, так что мекканцы всерьез задумали взяться за строительство нового сооружения, чтобы не позорить статус хранителей Каабы.

Мекканцы купили корабль одного греческого торговца, потерпевшего крушение у берегов Джидды ? его дерево должно было стать строительным материалом для новой Каабы.

Однако почтение и трепет перед Каабой у мекканцев были столь велики, что очень долго никто не мог решиться начать рушить сгоревшее сооружение. Но все же необходимость строительства назрела, и курайшиты после долгой молитвы решили разобрать старые стены до основания. В курайшитской традиции есть упоминание, что, когда мекканцы вытащили из стен Каабы черный камень (Хаджер-уль Асвад), под ним была найдена надпись, сделанная на древнеарамейском языке, которая гласила: «Я – Аллах, Господь Бекки, Творец небес и земли, придал форму луне и солнцу и поставил семь ангелов вокруг солнца и сотворил день и ночь…», которая, очевидно, была заложена в основание Каабы ее первым строителем – Пророком Ибрахимом и его сыном – Пророком Исмаилом, мир им.

В ночь, когда стены Каабы были уже разобраны, и оставалось разрушить только древний остов, в Мекке произошло землетрясение, и напуганные курайшиты приняли его как знамение не трогать фундамента древней Каабы. Так и порешили. Затем началось возведение новых стен. Из бруса купленного корабля была возведена крыша, стены из камня и бруса стали выше прежних. Все племена курайшитов работали на строительстве сообща, однако, когда стены поднялись на высоту, на которой в стену Каабы должен был быть вмурован священный черный камень, между курайшитами возник серьезный спор.

Ни одна семья рода курайш не могла смириться с тем, что честь поднятия и возложения черного камня может быть отдана другой семье. Спор обострился до предела и тогда самый старый из участников спора предложил: пусть судьей, который примирит нас и разрешит этот конфликт, станет человек, который первым войдет в ворота Мечети. Мечетью (в арабском языке слово «мечеть» – «масджит» означает место поклонения) называлась площадь, окружавшая Каабу, ибо традиция поклонения Аллаху, обратившись лицом к Его Дому – Каабе, была заложена еще с момента строительства Каабы Пророком Ибрахимом и его сыном, Пророком Исмаилом. Все курайшиты согласились с решением старейшины.

Господним предопределением, первым, кто вошел в ворота Мечети, был Мухаммад, сас. Он долгое время отсутствовал в Мекке, сопровождая караван, и только что вернувшись в город, первым делом направился к Каабе. Увидев его входящим в ворота Мечети, курайшиты обрадовались, раздались радостные восклицания «Он – Амин, честный, мы примем его решение». Когда же Мухаммаду рассказали о сути конфликта, он недолго думая принял решение, которое объединило все семьи и не оставило обиды ни у кого.

Он решил, что концы покрывала, на которое возложат черный камень во время переноски к Каабе, понесут старейшины каждой семьи курайшитов и они все вместе отнесут его к стенам новой Каабы и поднимут его до места, где тот должен быть вмурован. Когда же это было исполнено, Мухаммад, сас, взял камень и своими руками вмуровал его в стену Каабы, после чего строительство Каабы продолжилось в полном согласии племен.

Участие будущего Пророка в возведении новой Каабы стало символичным событием в общественной жизни города. Мудрость и дипломатический талант молодого Мухаммада, сас, оценили все мекканцы, и, несмотря на молодой возраст, он стал уважаемым человеком и среди старейшин, к мнению которого последние очень прислушивались. Так Аллах соединил в истории двух Своих Пророков. Всего через несколько лет Мухаммад, сас, сделает Каабу центром всего мусульманского мира и объединит всех арабов вокруг Первого Дома Единого Бога – Аллаха, построенного Проком Ибрахимом (Авраамом) и Пророком Исмаилом (Измаилом), предком всех арабов, за несколько тысячелетий до этого события.

Продолжение

Мухаммад, мир ему

Первое откровение

Опубликовано

Фактической религией арабов того на протяжении последних веков после отхода от Единобожия, был так называемый племенной гуманизм. Честь рода и принадлежность к тому или иному роду считались священными, и составляли смысл жизни арабов. Они гордились проявлениями храбрости, благородства, мужества, свято берегли обычаи племен. Вера в честь и достоинство рода были главной движущей силой в Аравии. Судьба и время отождествлялись с понятием Бога.

Арабы и до Ислама использовали слово Аллах для обозначения верховного божества Каабы, то есть, очевидно, остатки былого Единобожия, чистой веры, ниспосланной Аллахом Пророку Ибрахиму, сохранялись в совсем разложившемся виде. Мекканцы, вероятно, признавали существование Бога, но не понимали, что язычество их абсолютно несовместимо с верой в Бога, а потому наравне с упоминанием Аллаха, поклонялись каждый своим идолам, и каждое племя свято чтило, прежде всего, своего идола.

Конечно же, в Мекке были и глубоко мыслящие люди, которые не могли не осознавать бессмысленность и невежественность идолопоклонства и искали духовного развития, стремились постичь и приобщиться к абсолютному Единобожию как единственно логичному пути. Идея Единого Бога витала в воздухе, религиозная атмосфера Мекки предопределением Аллаха была в напряженном ожидании Истины и прозрения и совершенно очевидно, что среди мекканцев были светлые умы, которые чувствовали близость озарения и назревавших перемен.

В семье Мухаммада, сас, все шло своим чередом, он был очень уважаемым и авторитетным человеком в Мекке, дела его процветали. Но с некоторых пор Мухаммад, сас, стал ощущать странные, непонятные ему состояния, некие смутные видения, знаки или явления, которые он позднее сам описывал как подобие снов, являвшиеся ему, как правило, в предрассветное время.
Охваченный тревогой от непонимания своего состояния, пытаясь осознать происходящее с ним, Мухаммад, сас, стал часто уединяться, уходить в горы, оставался на несколько дней в пещере на горе Хира, что близ Мекки. Обычай уединяться на некоторое время в горах был известен у курайшитов и не был чем-то странным для мекканцев. Духовное уединение, молитвы в отдалении от людей практиковались арабами еще со времен Пророка Исмаила, мир ему. В каждом поколении были люди, которые испытывали потребность уединиться на какое-то время для раздумий и молитв. И Мухаммад, сас, в соответствии с этой традицией, брал с собой некоторое количество воды и пищи и уходил на несколько дней в пещеру, проводя их в молитвах и поклонении Богу. Потом он возвращался к семье, раздавал пищу беднякам, навещавшим его, и опять, беря запас еды, уходил в пещеру. Позднее он рассказывал, что в этот период, когда он возвращался из города в пещеру, он будто бы слышал странные голоса, которые произносили: «Мир тебе, о посланник Аллаха!» Когда же он оборачивался, то не видел никого, кто бы мог произнести их ? вокруг были только скалы и деревья.

Шел 610 год, был месяц Рамазан, традиционный месяц духовных уединений в горах. В эти дни с Мухаммадом, которому к тому времени было сорок лет, произошло событие, которое изменило дальнейших ход истории мира. Однажды, бродя в раздумье в окрестностях Мекки, он вдруг услышал, как его окликают: «О, Мухаммад!». Оглянувшись и, никого не увидев вокруг, он испугался и спешно покинул пустынное место. Однако видения продолжались, мусульманская традиция описывает, что первые видения были неопределенными: какие–то голоса, звуковые ощущения, какой-то свет, который напоминал фигуру ангела. Вскоре в голове Мухаммада стали возникать некие рифмованные фразы, смысла которых он не понимал, что еще более тревожило его. Для Мухаммада, сас, никогда не обладавшего поэтическим даром, сложение необычных фраз, настойчиво звучавших в голове, стало сильным потрясением.

И вот в одну из ночей Рамазана он был один в пещере, когда к нему явился ангел в облике человека. Ангел сказал ему: «Икра`а! Читай!». Испуганный Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Тогда, как рассказывал позднее Пророк Мухаммад, сас, ангел взял его и сильно сдавил ему грудь, словно бы хотел вынуть душу из его тела, но потому отпустил его и вновь повелел: «Читай!» Но Мухаммад, сас, вновь возразил ему, что не знает, что читать. Позднее Пророк Мухаммад вспоминал, что «так повторялось три раза: сдавив мне грудь неведомой силой в третий раз, когда мне казалось, что больше не выдержать этих объятий, из моих уст вдруг стали исходить слова, которые шли неизвестно откуда, ибо не принадлежали мне ? они словно бы были записаны в моем сердце и вырывались из него:

Читай, во имя Господа твоего, который сотворил [все сущее], сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой Щедрейший; Который научил [человека] письму пером, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал… (Сура «Сгусток», 96:1-5)

Мухаммад, сас, был испуган и потрясен этим случаем. Он боялся, что тот, кто разговаривал с ним в пещере, был джинном или сатаной. Как только явление исчезло, он тотчас покинул пещеру, быстро направившись в город к дому. Спускаясь с горы, он вдруг услышал над собой: «О Мухаммад, ты Посланник Аллаха, а я Джебраиль». Он посмотрел наверх и в потрясении увидел: в небесах, касаясь ногами линии горизонта, стоял ночной пришелец, тот, кто разговаривал с ним чуть раньше в пещере, но теперь он был уже не в человеческом облике, но ангелом, который закрыл собой весь горизонт и заполнил собой все пространство. Куда бы ни оборачивался Мухаммад, ангел оказывался перед ним. Ангел повторил: «О Мухаммад, ты посланник Аллаха, я Джебраиль, архангел Аллаха». И только после того как ангел исчез, пророк Мухаммад, в крайнем возбуждении от увиденного, смог продолжить путь домой. Он вбежал в дом, сердце это колотилось от испуга и удивления. Увиденное и услышанное им выходило за рамки его понимания, и естественно, что этот неведомый ранее опыт вызвал сильное душевное потрясение. Он боялся, что это джинны овладели его разумом и эти странные явления происходят с ним из-за их внушения.

Он упал на кровать, произнеся дрожащим голосом Хадидже «Укройте, укройте меня!». Через некоторое время, когда дрожь прошла, Пророк Мухаммад, сас, рассказал взволнованной супруге о произошедшем с ним. Хадиджа тотчас же отправилась к своему старому и слепому двоюродному брату, христианину Вараке, чтобы рассказать об увиденном Мухаммадом, сас, в пещере. Варака же, напротив, обрадовался ее словам и со слезами на глазах произнес

«Благословен Господь. Клянусь Тем, кому принадлежит моя душа, к Мухаммаду приходил ангел с откровением от Творца, как приходил он к Мусе. Мухаммад – Пророк для людей. Иди, успокой его. Пусть не будет у него страха».

Хадиджа вернулась домой и передала Пророку Мухаммаду, сас, слова Вараки. Тогда он, немного успокоившись, вернулся в пещеру, чтобы завершить дни своего поклонения Богу. По завершении этих дней он вернулся в Мекку и первым делом пошел к Каабе, чтобы совершить таваф (обхождение). Возвращаясь от Каабы возле запретной Мечети, среди людей он увидел Вараку и подошел к нему, чтобы поприветствовать. Варака попросил его рассказать, что происходило с ним в деталях. Услышав рассказ, Варака повторил ему все то же, что сказал в первый день Хадидже, но добавил:

«Тебя будут называть лжецом, тебя будут считать сумасшедшим, тебя будут преследовать и унижать, они начнут против тебя войну и захотят убить тебя, они изгонят тебя отсюда. И если я доживу до тех дней, я хотел бы быть твоим надежным помощником, ради Аллаха».
Прошло некоторое время. После слов Вараки и поддержки супруги страх и тревога в душе Мухаммада, сас, немного улеглись. К моменту ниспослания второго откровения Всевышнего он уже достаточно окреп духовно. В историографии не сохранилось упоминаний о том, как пришло второе откровение Всевышнего, однако, когда спрашивали Пророка Мухаммада, сас, он отвечал:
“Откровения нисходят ко мне по-разному: иногда Джебраиль принимает вид человека и говорит со мной, как говорят люди, а иногда он является мне в виде крылатого ангела, и я запоминаю все, что он мне говорил. Иногда откровение приходит ко мне как некий звон в ушах, и это самое тяжелое испытание. Звон (гул) прекращался, как только я понимал, что говорилось в послании. Но всякий раз, когда эти состояния проходили, я помнил все как нельзя лучше, как будто это врезалось в мою память».

Второе откровение начиналось с одной буквы «нун», после которой следовала клятва Всевышнего Аллаха; позднее многие суры Корана будут начинаться с особой комбинации букв, смысл которых до сих пор не открылся нам, но, очевидно, что и эти звуковые комбинации имеют свой высший смысл и однажды Аллах откроет их нам. Второе откровение начиналось с буквы «Нун», после которой следовала клятва Всевышнего Аллаха.

Нун. Клянусь пером и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не одержим. Воистину, тебе уготована награда неиссякаемая. И нрав возвышенный тебе дарован. (Сура «Калам», 68:1-4)

После этих двух откровений они прекратились почти на два года. Пророк Мухаммад, сас, Хадиджа и Варака хранили молчание и никому не говорили о том, что происходило с ним. Пророк очень переживал из-за того, что откровения прекратились. Он печалился, что вызвал чем-то гнев Всевышнего и ему более не будет откровений и что он не смог выдержать Господней миссии, а потому Бог покинул его. Он не мог ответить себе на мучивший его вопрос: почему Аллах перестал говорить с ним. Это состояние очень тревожило его, но только по прошествии времени стало понятно, зачем Аллах испытывает нас и для чего нужны были эти сомнения и тревоги. И вот однажды молчание Аллаха закончилось и к Пророку вновь пришло новое откровение, которое успокоило все его страхи и вдохновило сердце:

Клянусь утренним светом, клянусь темнеющим покровом ночи! Не покинул тебя твой Господь и не обиделся, не разлюбил тебя. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее (земная жизнь).
Господь твой непременно одарит тебя, чем будешь ты доволен. Неужто не нашел Он тебя сиротой и не дал тебе приют? Ужель Он не нашел тебя блуждавшим в неведении и не направил тебя на праведный путь? Ужель Он не нашел тебя в лишении и не обогатил тебя? Посему не притесняй сироту и не гони просящего, и возвещай о милости своего Господа. (Сура «Утро», 93:1-11)
Теперь уже Мухаммад, сас, окреп духовно: его не пугали более откровения Всевышнего, и он не испытывал тех страхов и сомнений, что посещали его в первые дни откровений, сомнений в том, не стал ли он одержим джиннами. В этот момент, получив откровение после двух лет тишины, Пророк Мухаммад, сас, был уже готов осуществить то, что Аллах возложил на него – он принял на себя миссию Господнего Пророка и был готов предстать перед своим народом и проповедовать им откровения Аллаха. Варака и Хадиджа все это время были рядом с Пророком, примечательно, что Варака, после того как откровения возобновились, вновь наставлял Мухаммада, сас: «Тебя будут называть лжецом, будут считать сумасшедшим, будут преследовать и унижать, они начнут против тебя войну, но ты страшись лишь Бога»

Пророк Мухаммад, сас, услышав эти слова, был встревожен, но Варака ответил ему словами Евангелия: «…истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Евангелие от Луки, 4:24)

Пророк Мухаммад, сас, в те дни мог предполагать, что путь его призыва не будет легким, что люди будут насмехаться над ним и отрицать его слова, но он всем сердцем принял Господню миссию и начал распространять слово Аллаха мекканцам. И, конечно же, не мог он знать тогда, каким трудным, великим и благословенным будет этот путь, и какие свершения ждут его впереди.

Продолжение

трендовые темы